храм становой колодезь орловская область
128. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Покровский храм
128. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
СЕЛА СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ
В настоящее время в селе Становой Колодезь проживают около 2500 человек, в 782 домах. В новом здании средней шко-лы обучаются более 250 школьников. Есть детский сад, в кото-ром числятся 60 мальчиков и девочек. Село электрифицирова-но, газифицировано, телефонизировано. Имеются: врачебная амбулатория, аптечный пункт, просторный сельский дом культу-ры, богатая библиотека, 4 магазина (3 – частные, 1 – райпов-ский), уютное кафе «Визит».
Село связано с Москвой, Орлом, Ливнами и Тамбовом хо-рошим шоссе. Есть железнодорожная станция Становой Коло-дезь, позволяющая местным жителям добираться на электрич-ках до г.Орла, а оттуда и до столицы. Останавливаются на стан-ции и некоторые скорые и пассажирские поезда, в частности «Курск-Москва». Трудоспособное население имеет возможность работать в структурном подразделении
«Становоколодезьское», входящем в агрофирму «Орловские просторы», в ООО «Миг», 000 «Зернопродукт», на машинно-технической станции ОАО «Пшени-ца», в крестьянском фермерском хозяйстве «Редькинское».
В центре села Становой Колодезь высится новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он восстановлен стара-ниями священнослужителя отца Владимира (Гусева), а также местных жителей и представителей малого и среднего бизнеса, в числе которых были и москвичи.
На восстановление храма, кроме становоколодезьцев, приходили и никому не известные люди. А теперь храм Покрова Пресвятой Богородицы – красавец. Старожилы села в один голос утверждают, что он много лучше прежнего. Правда, находятся и такие люди, которые говорят о том, что новый храм стал проиг-рывать старому по своей архитектуре и отходу от классических норм. Видимо, в дело вмешивается не столько борьба за воз-врат к старому, а за возможность каждой организации самой заниматься проектированием и возведением церквей, что даёт её представителям определённые выгоды.
На мой взгляд, дело, в конце концов, не в том, какой храм более величественен – старый или новый, а в том, чтобы воспи-тать достойное поколение. А это возможно в том случае, если в такой церкви будут служить достойные отцы, к которым станут стремиться местные жители.
А вот как описывали Покровский храм села Станового Ко-лодезя 100 лет назад. Эти данные мною взяты в Орловском об-ластном архиве.
«Село Становой Колодезь находится в расстоянии 21 вер-сты от г.Орла, от ближайшей железнодорожной станции – в 1 версте и от местного благочинного – в 8 верстах. Ближайшие к нему сёла: Хотетово Орловского уезда, Ново-Дмитровское- Теле-гино тожь – Мценского уезда, то и другое – в 6 верстах.
Покровская церковь сего села построена в 1895 году цер-ковным старостою оной, временным купцом из крестьян того же села Максимом Александровым Тинековым (он жертвовал деньги и на ремонт Христовоздвиженской церкви села Путимец), с помощью прихожан. Церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею и новою оградою. При ней две сторожки, новая – каменная и старая – деревянная.
Престолов в ней три: главный – средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и придельные: южный – во имя Святых жён мироносиц; и северный – во имя преподобного Максима Исповедника. Утварью церковь достаточна. Причт при сей церк-ви, по штату 1849 года, состоит из священника и двух псалом-щиков; в 1879 году со смертью диакона-псаломщика Бунина, место второго псаломщика упразднено; с 1891 года в составе причта – штатный диакон. Земли при церкви: усадебной – 3 де-сятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины.
Земля сия поступила в пользу причта от крестьян Покров-ского общества. Опись церковного имущества составлена в 1896 году; церковные расходно-приходные книги ведутся с 1895 года; копии метрических книг – 9, исповедальные ведомо-сти и первоначальная обыскная книга – с 1849 (?)г. Текущая обыскная книга – с 1891г.
Кроме богослужебных книг, в цер-ковной библиотеке села Становой Колодезь читаются «Церков-ные ведомости» и «Орловские епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. В приходе сего села имеется земская школа. В приходе с.Становой Колодезь состоят хутора: Казинов-ка, Леонтьевка, хутора Лупленых и хутора Герасимовских; всех дворов в них, вместе с сельскими, – 392, число душ мужск. пола – 1359, женск. пола – 1393. Вместе – 2752 души.
//Подпись: законоучитель Орловского Александровского реального училища священник Илия Ливанский. Слева документа написано: село Старые Дольцы Тульской губернии, Белёвского уезда. 22 июля 1799 года.
Сбоку написано: Орёл, 5 июня 1900г Ливанский. //.
Орловская митрополия
Покровский храм с. Становой Колодезь
Историческая справка
История открытия храма
Согласнно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян — Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.
Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского, вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.
Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.
До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.
В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.
Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами — в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов. »
В записи за 1889 год в церковной летописи сообщается о том, что было получено разрешение от Преосвященного Мисаила на постройку каменного храма и начата заготовка материала. А 20 августа того же года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. На богослужение собралось много народу. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку новой церкви.
После этого началась деятельная работа по возведению нового храма, которая прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.
К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, Епископ Орловский и Севский, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.
В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского, разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый — во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что просторный наш храм не мог вместить всех молящихся.
Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь. А в марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.
Храм в годы Советской власти
После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.
В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.
Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.
В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.
Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое.
Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.
Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.
В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.
Возрождение храма
Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма».
Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест. К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви.
В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.
Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям — это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.
Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.
Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.
В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан — жителей села и гостей.
В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.
Фото из архива Покровского храма, 2006 г.
При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.
подготовила Ноздрина Кристина, ученица МОУ «Становоколодезьская средняя общеобразовательная школа»
Орловская митрополия
В юбилейный день и престольный для храма праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14 октября, Божественную литургию в нем возглавил митрополит Орловский и Болховский Тихон. Владыке сослужили схиархимандрит Илий (Ноздрин) и настоятель храма иерей Алексий Грибакин.
Архипастырь поздравил прихожан с юбилеем храма, пожелав верующим, чтобы Божественный Покров Царицы Небесной хранил всех от падений греховных, всякого зла и напастей, бед и скорбей.
Владыка Тихон вручил Архиерейские грамоты работникам и попечителям Покровского храма.
Схиархимандрит Илий преподнес в подарок приходу икону Покрова Пресвятой Богородицы, написанную на Святой Горе Афон.
По окончании богослужения состоялся крестный ход.
Согласно архивным данным, первая церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянной.
Позднее жители Станового Колодезя выстроили новый храм, который был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Хутор превратился в село.
В 1889 году было получено разрешение на постройку каменного храма. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В 1895 году достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.
К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. А 16 июня 1898 года освящены придельные иконостасы местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый — во имя преподобного Максима Исповедника.
Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь.
После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.
В конце 30-х годов прошлого века, после почти вековой службы людям, храм в селе был закрыт. Некоторое время здание, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб.
В 1938 году здание было перестроено под школу.
Во время фашистской оккупации теперь уже школа стала немецким госпиталем. Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И потом еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.
В 1987 году построили новую школу, а здание старой осталось бесхозным.
В 1992 году по инициативе местных жительниц и по благословению схиархимандрита Илия храм начали восстанавливать.
В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) Покровский храм был освящен, начались регулярные богослужения. В этом же году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.
Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают люди из соседних деревень и из других городов. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии
Становой Колодезь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В церковной летописи села Становой Колодезь за 1889 год сообщается о том, что от Преосвященного Мисаила, Епископа Орловского и Севского, было получено разрешение на постройку нового просторного каменного храма и начата заготовка материала, так как существовавший с 1849 года деревянный храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, уже не имел возможности вместить всех молящихся. А 20 августа 1889 года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. Возведению нового храма прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена.
Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег. К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма. К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.
В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского, разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый – во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что даже просторный новый храм не мог вместить всех молящихся. В марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.
После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому. В конце 30-х годов XX века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.
Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.
В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.
Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.
Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.
В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.
Возрождение храма началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление церкви. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма. Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест (сегодня, в 2015 г. старец Илий является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви. В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.
Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям – это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.
Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.
Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.
В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан – жителей села и гостей.
В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.
При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.