храм священномученика антипы на колымажном дворе официальный сайт
Храм священномученика антипы на колымажном дворе официальный сайт
Современное здание храма было построено в XIX веке. Архитектор не известен.
Главный Престол освящён во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского.1-й Придел – в честь Рождества Иоанна Предтечи, 2-й Придел – в честь великомученицы Екатерины, 3-й Придел – в честь святителя Николая Мирликийского, 4-й Придел – в честь преподобного Григория Декаполита.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в 1929 году.
B 1991 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2005 году приходу было передано бывшее здание храма.
С 2006 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Ростовая икона священномученика Антипы с мощами
Богослужения совершаются ежедневно.
В воскресенье в 9:40 начало Часов, в 10:00 начало Литургии. Накануне в субботу вечернее богослужение в 17:00 С понедельника по субботу начало богослужения в 8:00 – Утреня, Часы и Литургия. В пятницу по окончании Литургии совершается молебен мч. Вонифатию об избавлении от недугов пьянства и наркомании. В дни великих праздников в 8:40 начало Часов, в 9:00 начало Литургии. Накануне вечернее богослужение в 17:00.
Богослужения с чтением Великого канона св. Андрея Критского на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, а также Утреня Великого пятка с чтением 12 Страстных евангелий в 19:00
| Иерей Андрей Александрович ЩЕННИКОВ, и.о. настоятеля Родился 10 сентября 1976 года. Образование: высшее, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 15 мая 2008 года рукоположен в сан диакона 11 февраля 2016 года назначен и.о. нстоятеля храма |
| Иерей Владимир Николаевич ГРИГОРЕНКО Родился 14 ноября 1961 года. Образование: среднее, Белгородская Духовная Семинария. 21 ноября 1995 года рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1995 года рукоположен в сан пресвитера. |
| Иерей Павел Александрович БОБРОВ Родился 09 августа 1978 года. Образование: высшее, Московская Духовная Академия, кандидат богословия. 24 апреля 2008 года рукоположен в сан диакона. 06 января 2010 года рукоположен в сан пресвитера. |
| Священник Алексей Александрович ГОРЯЧКИН |
| Диакон Василий Евгеньевич ОРЕХОВ |
В приходе храма действует Детский исторический клуб.
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
antipa +
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ИП Ваютиным Александром Александровичем (далее – Оператор).
1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://antipa-plus.ru/.
2. Основные понятия, используемые в Политике
2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://antipa-plus.ru/;
2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://antipa-plus.ru/;
2.9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://antipa-plus.ru/;
2.10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
3.1. Фамилия, имя, отчество;
3.2. Электронный адрес;
3.3. Номера телефонов;
3.4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
3.5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных
4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя — уточнение деталей заказа.
4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@antipa-plus.ruс пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных
5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://antipa-plus.ru/. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
6.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
6.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
6.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@antipa-plus.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
6.4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора info@antipa-plus.ruс пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Церковь св. Антипы Пергамского на Колымажном дворе
Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли.
Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан. Ее архитектура и стилистические приемы (как солнце, выложенное в куполе, маломерный «алевизовский» кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему, что подтверждает версию об авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.
Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование, так как он перестраивался в разные эпохи – от XVI века до 1901 года. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел. Огромное количество приделов стало еще одной особенностью церкви. Первым был придел во имя св. Григория Декаполита, устроенный в южной апсиде и имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, имевший подле этого храма свой московский двор.
Местонахождение усадьбы Малюты до сих пор вызывает множество научных споров. Молва приписывала ему владение дьяка Аверкия Кириллова на противоположном берегу Москвы-реки. Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность «пономаря) и вовсе мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. И вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки.
В то время Антипьевская церковь здесь уже точно стояла. По легенде, в ней Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Первый русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность – неподалеку стоял его Опричный дворец. (Предположительно, остаток этого дворца сохранился до наших дней, он находится в глубине двора Аудиторного корпуса МГУ, который ныне занимает факультет журналистики.) Еще в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь высится дом Пашкова) был возведен дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых. Возможно, им не раз пользовался сам Малюта. Ученые ныне выдвигают фантастическое предположение, что именно на этой территории, в подземельях между Кремлем и домом опричника, запрятана библиотека Ивана Грозного, которую искали в Кремле, Коломенском и Александровской слободе.
Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей. Отсюда явилась другая версия – придел св. Григория Декаполита могли устроить и сами родственники Малюты уже после его гибели.
Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Кстати, сведения об этой находке почерпнуты отнюдь не в недрах Интернета, как недавно было написано в одной сетевой публикации, а в книге известного советского историка Москвы П. В. Сытина «Из истории московских улиц», современника того события.
Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозны. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию. У самого Малюты не осталось прямых наследников по мужской линии. Его единственный сын Максим умер рано, а три дочери были удачно выданы замуж. Старшая стала женой Ивана Глинского, кузена великой княгини Елены Глинской, матери царя! Другая дочь, Мария Григорьевна, выданная за боярина Бориса Годунова, со временем сама оказалась царицей. Третья вышла за боярина Дмитрия Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Молва обвинила ее в отравлении на пиру народного героя, полководца Михаила Скопина-Шуйского, приходившегося им родственником.
Разумеется, Антипьевская церковь была связана историческими узами не только с именем Скуратовых. Посвящение святому, прославленному исцелениями зубной боли, привлекало в стены храма всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипы здравия, а также москвичи, чьи дома стояли в приходе, среди которых было немало выдающихся и интересных людей. Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх.
Еще одной особенностью Антипьевской церкви было множество приделов. Кроме Григорьевского, здесь находились престолы во имя св. Николая Чудотворца, св. Екатерины, устроенный в цоколе в 1773 году,( может быть, в честь императрицы) и Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Никольский придел, устроенный еще в XVII веке, в 1739-41 годах вновь обустраивал прихожанин князь С.А.Голицын ставший позднее градоначальником Москвы. А красивую колокольню построили только в 1798 году.
В соседнем доме, построенном, кстати, Федором Шестаковым, архитектором Большого Вознесения, с 1896 года жил знаменитый бытописатель московского купечества П.А.Бурышкин. В этом доме была знаменитая лестница, по преданию, вдохновившая когда-то Грибоедова для описания сцены в «Горе от ума». И когда комедию готовили к театральной постановке, к Бурышкиным приезжала комиссия из МХАТА, чтобы «с натуры» сделать фотографии и зарисовки. После реставрации здесь устроили музейные помещения для коллекции гравюр и рисунков.
В XVIII веке прихожанином Антипьевской церкви был думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин, устроитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке – до того знаменитый Ильинский храм был деревянным. В 1702 году дьяк получил на то благословение митрополита Стефана Яворского, и потом был захоронен в новоустроенном им храме, а не в Антипьевской церкви.
Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские – в виду его расположения в столь аристократическом районе. В 1813 году в приходе храма значился генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, сын известного московского градоначальника, владевшего великолепным дворцом на Гончарной улице. Генерал, однако, больше остался в истории тверского городка Старицы, где он построил в память родителей прекрасный Успенский собор.
А в начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В то время уже началась работа по созданию Музея Изящных искусств – после революции судьбы музея и храма оказались переплетены. Прежде, еще в 1830 году, был сломан бывший Колымажный двор (он давно уже находился в Петербурге), а его каменные строения обращены сначала в манеж для обучения верховой езде, а потом в пересыльную тюрьму. В ней ждал отправки в Сибирь польский революционер Ян Домбровский, будущий герой Парижской Коммуны, которому московские народники устроили побег. Потом пересыльную тюрьму перевели в Бутырки, а территорию после долгих споров отдали под строительство великого Музея, так как это было единственное свободное и подходящее для него место в центре Москвы. Создать его предлагала, кстати, еще княгиня Зинаида Волконская, владевшая особняком на Тверской, где потом открылся Елисеевский гастроном, но тогда на него не хватило средств.
Музей открылся в 1912 году. До закрытия Антипьевской церкви оставались считанные годы. Однако она успела войти на еще одну, светлую и трагическую страницу истории православной Москвы. В феврале 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил в этом храме в сан диакона, а вскоре и в сан священника свщмуч. Илию Громогласова, причисленного к лику святых новомучеников на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Это был один из самых образованных, ученых московских священников: профессор, магистр богословия, приват-доцент Московского университета по церковному праву, член Общества Истории Древних Рукописей… По лекторскому искусству его сравнивали с Ключевским.
А в наше время стали просить вернуть храм верующим. Предлагали молиться там святому целителю «по старинному чину». В 1991 году была образована община и назначен настоятель, и 24 апреля 2005 года состоялась первая за долгие годы Божественная Литургия.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Священномученик Антипа, епископ Пергамский и его храм в Москве
Святой Антипа издревле почитался на Руси. Древние храмы в честь его стоят в Суздале и Вологда. А вот один храм представляет особый интерес и находится он в Москве практически у самого кремля по адресу
Москва, Колымажный пер., д. 8/4.
Церковь сщмч. Антипы еп. Пергамского расположена поблизости от Кремля, в 400 метрах на юго-запад от Боровицкой башни, в одной из древнейших населенных частей Москвы — Занеглименьи. Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь — Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье» – относится к 1625 году. Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам итальянский архитектор из Милана, Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Именно он создал архитектуру Кремлёвского Большого Дворца, а так же башен и стены Кремля.
Однако известно, что заказ на постройку этого храма поступил от семьи Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, — от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.
Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан.
Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей — придел во имя св. Григория Декаполита, имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых.
По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием.
Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей.
Сам патриарх Московский Филарет Романов отпевал и погребал здесь в 1627 году его правнука, Дмитрия Федоровича Скуратова, служившего воеводой в Вязьме и Мценске.
Ещё одной «знаменитостью» прихода стал «его сиятельство тайный советник и кавалер» князь Степан Борисович Куракин родной брат «брильянтового князя», владелец Алтуфьева, друживший с Крыловым, Рокотовым, Фонвизиным. Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские — в виду его расположения в столь аристократическом районе.
В 1813 году в приходе храма значился генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, сын известного московского градоначальника, владевшего великолепным дворцом на Гончарной улице. Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх.
Царь Алексей Михайлович «Тишайший» не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» — по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии.
По преданию, печально знаменитый пожар, случившийся в Москве в мае 1737 года, в огне которого погиб кремлевский Царь-колокол, начался от именно церкви св. Антипы Мученика.
В донесении московского генерал-губернатора графа А.С. Салтыкова императрице Анне Иоанновне об опустошительном «Троицком пожаре» 29 мая 1737 года говорится, что он начался у церкви Антипия.
А в начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов.
В феврале 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил в этом храме в сан диакона, а вскоре и в сан священника сщмч. Илию Громогласова, причисленного к лику святых новомучеников на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Это был один из самых образованных, ученых московских священников: профессор, магистр богословия, приват-доцент Московского университета по церковному праву, член Общества Истории Древних Рукописей. По лекторскому искусству его сравнивали с Ключевским.
После рукоположения о. Илия прослужил в Антипьевском храме около месяца, и уже в марте был арестован как «участник в совещаниях у Александра Хотовицкого», — по делу об изъятии церковных ценностей в храме Христа Спасителя. Есть версия, что после рукоположения в сан иерея в Антипьевской церкви, священник тайком служил и в этом храме.
Он был расстрелян в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1937 года.
С конца 1960-х годов велась реставрация церкви. Первоначально возглавлявший ее архитектор Л.А. Давид вознамерился снести все части, относящиеся к XVII—XIX векам, и оставить лишь древнее ядро XVI в. Этому помешало лишь несогласие арендатора — Музея изобразительных искусств, который намеревался разместить в здании свою библиотеку, явно не поместившуюся бы в значительно уменьшенный объем храма. К 1983 году были внешне отреставрированы все три основные части церкви; над южной церковью, однако, купол и глава с крестом не восстановлены и реставрация все го комплекса не окончена. На своде и нишах северного Предтеченского придела сохранилась хорошего качества стенопись середины XIX века. К 1990 году внешний ремонт был начат вновь. Южный придел так и остался безглавым. Внутри располагались отдел реставрации тканей и хранение отдела прикладного искусства ГМИИ.
В храме кроме главного предела святого Антипы имеются ещё пределы Рождества Иоанна Крестителя, Св.Екатерины и Св.Николая. Богослужения ежедневные в 8.00 и вечером субботние в 17.00.
О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.