храм святого сергия радонежского в милане

Православная Жизнь

Православный приход святого Амвросия Медиоланского в Милане (Милан – центр региона Ломбардия на севере Италии), расположенный в храме Сан Вито аль Пасквироло, неподалеку от величественного собора Дуомо, открыт каждый день. Служат здесь ежедневно. Более того, службы регулярно совершаются в других местах, где хранятся мощи чтимых святых.

Приходская жизнь отражает миссионерский дар и трудолюбие настоятеля. Люди смогли создать крепкую общину, проникнутую духом взаимопомощи и поддержки. Под духовным окормлением отца Амвросия находится и украинская диаспора в Милане. О том, как живется нашим соотечественникам в Италии, особенностях приходской жизни диаспоры, ее надеждах и судьбе наша беседа с настоятелем храма архимандритом Амвросием (Макаром).

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

– Отче, Вы служите в Италии. Как Вы туда попали и почему?

–Это случилось неожиданно, раньше я никогда и не представлял себе, что буду служить в Италии. Думал, что все время проведу в Лавре, семинарии, академии, считал, что служения проректора Киевской духовной академии для меня достаточно, работы много. Но неожиданно Митрополит Владимир предложил мне поехать в Италию. Я с радостью согласился, и решением Священного Синода УПЦ, указом Патриарха Алексия был направлен на это служение.

– А не было ли у вас сомнений, ведь уехать в незнакомое место, покинув близкое и родное, не так просто.

– Я Италию знал, жил там, участвовал в конференциях, поэтому-то мне и предложение такое поступило. Собственно, я не сомневался, что это решение правильное, потому что знал, как непросто православной диаспоре в Италии, был осведомлен, что там очень много работы, с радостью принял благословение и уехал.

– И как Вас там приняли?

– Приезжая на конференции в Италию, я участвовал в жизни миланской православной общины, в становлении прихода. Меня там знали. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл был в то время митрополитом Смоленской епархии, управляющим Отделом внешних церковных связей, моим профессором, он преподавал во время моей учебы в аспирантуре в 80-е годы. И когда он спросил, куда бы я мог поехать, я сказал, что, кроме миланской общины, не знаю другой. По моем приезде в Милан владыка Иннокентий тоже с радостью принял это предложение и назначил меня настоятелем. До сих пор я там служу. Но также ранее проводил службы и в другом приходе РПЦ в Милане – свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мч. Викентия, когда у нас не было храма.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

Крестный ход со Святой Плащаницей в Великую Пятницу

– В Милане так много православных верующих, что возникла необходимость во втором приходе?

– В Италии много наших соотечественников: одни успешно находят работу, другие устраиваются куда придется, третьи скитаются. Здесь широкие возможности, и поэтому большинство приезжает в эту страну на заработки. В Италии легально и нелегально живут более 600 тысяч украинцев.

– Ваш приход в Милане в основном состоит из членов диаспоры. В чем сходство и отличие приходской жизни у нас и в Италии, вы ведь служили и здесь, и там много лет?

– Наш приход – это современные верующие люди из разных стран бывшего Советского Союза – России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Разница только в том, что у прихожан свои традиции.

Особых трудностей не было. Обычно приход диаспоры создается со своими местными традициями, а у нас их много. С одной стороны, было легко, потому что я во всех этих странах бывал, но все же надо было аккумулировать все эти особенности. В этом и специфика нашего прихода. Прежде всего, прихожан объединяют народные духовные традиции празднования Рождества Христова и Пасхи.

– В храме служат ежедневно. В приходе много священнослужителей?

– Мне помогают священники, которые служат со мной постоянно. Также приглашаю и тех, кто живет недалеко от нашего прихода. Мы проводим ежедневные службы, учитывая особенности работы и жизни диаспорян, нужды верующих. К примеру, некоторые прихожане могут посещать богослужения только посреди недели.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

Дети поют «Верую»на итальянском языке

– На каком языке идет служба?

– Ввиду того, что наша паства состоит из четырех народностей – русской, украинской, белорусской и молдавской – часть службы совершается на молдавском языке, часть – на итальянском, на украинском читаются Апостольские чтения, Евангелие. Мы, как многонациональная община, стараемся поддерживать традиции наших прихожан, что отражается на жизни прихода и, прежде всего, на проведении праздников. Кстати, на праздники дети ставят спектакли – рождественские, пасхальные…

– По какому календарю отмечаются праздники в вашей общине?

– По юлианскому. Мы даже и не думаем жить по другому календарю, потому что все связаны со своей землей, со своими родными, со своим домом…

– У вас есть воскресная школа для детей, для взрослых, проходят встречи с молодежью. Все возрастные группы задействованы. Кто организатор?

– Я и мои помощники. У нас две группы – детская и юношеская. С молодежью встречаемся раз в неделю обязательно, а то и дважды, по вторникам вечером – постоянно, а также в воскресный день.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

Есть у нас еще одна хорошая традиция – устраивать благотворительные обеды для всех прибывших на богослужение в воскресенье, общаться, помогать друг другу. Все люди нуждаются в укреплении своих связей, и мы, конечно, стараемся способствовать этому. Молодежь общается не только между собой, но и с неверующими, соседями, знакомыми, коллегами по работе, одноклассниками и однокурсниками, поэтому бывает непросто, если нет единомышленников. Мы стремимся создать дружескую среду общения между прихожанами. У нас и родительские собрания проводятся, на которых мы общаемся, советуемся. Наша община живет полноценной жизнью 24 часа в сутки.

– Ваши прихожане – это люди, которые приехали в Италию на временную работу или насовсем?

– Сейчас трудно определить, кто приехал временно, а кто уже осел здесь насовсем, потому что многие часто сами не могут определиться: одни твердо решили остаться, другие намереваются уехать, но для нашей общинной жизни этот фактор не имеет значения. Все верующие участвуют в богослужении.

– Прихожане как-то поддерживают отношения со своими родными, близкими, которые остались на родине?

– Животрепещущая тема. Многие, оставив свои семьи, часто очень сильно страдают. Конечно, верующим легче пережить разлуку, расставание. А далеких от веры людей часто ждут распад семьи, разрыв отношений. Важно, чтобы даже на расстоянии родные, близкие поддерживали связь друг с другом. И поэтому мы в нашей общине первостепенное значение придаем общению семей, их единению. Я общаюсь с детьми моих прихожан, с мужьями, с женами о важности сохранения семьи.

– Каков статус вашего православного прихода в католической стране?

– Италия самая «католическая» страна, тут и Ватикан, и Папа Римский. Но надо сказать, что Католическая Церковь в Италии очень гостеприимна. Нам дали в бессрочную аренду храм (пользование бесплатное, оплачиваем только услуги – свет, воду и т. п.). Это огромная помощь, даже трудно себе представить нашу жизнь без нее, потому что община большая, а храма у нас не было. До этого мы целый год встречались на улице, в парках, на вокзале, в квартирах служили акафисты, молебны, панихиды… Мы создали ассоциацию, которая взяла на себя оформление документов.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

– У вас меньше проблем, чем у нас в некоторых храмах…

– Мы ценим то, что трудно достичь. Когда все есть, оно воспринимается как само собой разумеющееся, а то, чего добиваешься, становится невероятно ценным.
Община живет тогда, когда священник 24 часа в сутки с ней. Я часто остаюсь до поздней ночи, иногда под утро уезжаю, а потом возвращаюсь на утреннюю службу. И так почти каждый день, но это радость. Сердце нашей общины – евхаристическое общение, поэтому каждый день служится Литургия, многие причащаются каждое воскресенье (бывает около 200 причастников).

– Вы также служите молебны с акафистами на мощах почитаемых святых, которые находятся в Милане?

– Это также специфика нашей приходской жизни. Когда у нас не было храма, мы искали возможность служить где только можно. Эта инициатива помогла нам проводить богослужения по вторникам у мощей мученика Виктора в базилике Сан-Витторе, по средам – акафист мученикам Андриану и Наталье у мощей св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо (святого Лаврентия) в центре Милана, по четвергам – у святителя Амвросия в базилике Сан-Амброджо, там, где мощи свят. Амвросия и первых мучеников Гервасия и Протасия, по пятницам – в кафедральном соборе Дуомо первомученице равноапостольной Фекле, честная глава которой там находится.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

С детьми в Сан Амброджо

Это ученица апостола Павла, святая из язычников, которая наряду с другими слушала его проповеди и настолько прониклась ими, что совершала путешествия вместе с апостолом, а потом он ее в Сирию направил проповедовать, она продолжила его труды.

– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается?

– Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи.

– Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней?

– Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни».

– Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов?

– Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

Беседа с прихожанами

Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.

– Как живется нашим соотечественникам в Италии?

– Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине.
Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в России, в Молдавии. Это очень важно для нас.
Еще один главный аспект служения – помощь нашим соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им.
Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

В онкологическом центре Santa Chiara

Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас – это связи с родиной. Есть они – мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора – это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви.

– Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество?

– Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского.

храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть фото храм святого сергия радонежского в милане. Смотреть картинку храм святого сергия радонежского в милане. Картинка про храм святого сергия радонежского в милане. Фото храм святого сергия радонежского в милане

С духовником иеросхим. Гавриилом (Бунге)

Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу.

Источник

Милан: служение архимандрита-итальянца

Милан — крупнейший город северной Италии (и второй в стране, после Рима) с населением более 1,3 миллиона человек. Милан известен как законодатель моды и ведущий туристический центр. Здесь находится один из красивейших католических соборов – архитектурный изыск XIV–XIX столетий, построенный из белого мрамора в готическом стиле. Для православных Милан является важным пунктом паломнического маршрута, ведь в крипте базилики Сант Амброджио, расположенной на одноимённой площади, покоятся мощи святого Амвросия Медиоланского, епископа IV века, известного проповедника и гимнографа.

Некоторые православные приезжают в Милан для того, чтобы пообщаться с человеком высокой веры и искренних христианских убеждений, живущим в наши дни. Архимандрит Димитрий (Фантини), настоятель церкви святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Викентия Сарагосского – коренной итальянец, ставший духовным наставником для многих русских, украинцев, молдаван, перебравшихся на итальянскую землю. Судьба батюшки, его путь к Православию – это одно из множества чудес, которыми Бог прославляет Свою Церковь.

– Мне хотелось стать врачом, – говорит отец Димитрий. – Моя мечта исполнилась, и я действительно стал врачом-травматологом. Больше двадцати лет я проработал в Институте травматологии в Бергамо… В это же время происходили мои духовные искания, которые привели меня к Православию.

Как признаётся батюшка, эти искания были непростыми и заняли у него несколько лет. Первым шагом стало знакомство с трудами великих русских писателей XIX века, а через них – с православной Россией и её духовностью. Впрочем, один из кладезей этой духовности был совсем рядом: в Милане в то время действовал приход святителя Николая под омофором Московского Патриарха.

– Всё происходило каким-то удивительным, чудесным образом, – говорит отец Димитрий. – Помню, 12 декабря 1976 года я сказал сам себе: сегодня я не пойду к методистам; я пойду в русскую православную церковь. Так я оказался в часовне средневекового госпиталя, где община проводила богослужения. Людей было мало, в основном старые женщины из числа эмигрантов первой волны. Я был очарован атмосферой службы, церковным пением. После службы я подошёл к священнику и представился… Но, как мне показалось, видимых перемен после моего визита не произошло: я вернулся к обычной религиозной практике в методистской общине.

Впрочем, ищущий истину итальянец немного ошибся: в русской общине о нём не забыли. На следующий год Джузеппино, неожиданно для себя, получил приглашение посетить Россию. Приглашал его архимандрит Евлогий (Хесслер), настоятель миланской церкви святителя Николая. Поездка в СССР носила в большей степени туристический характер, но всё же включала посещение Троице-Сергиевой Лавры и даже встречу с Патриархом Пименом. Впечатлений было немало, даже несмотря на то, что гость из Италии увидел лишь малую толику русского Православия. Но когда Джузеппино Фантини вернулся на Родину, ему показалось, что всё закончилось и никакого продолжения не будет.

– Я пошёл в русскую церковь, чтобы поблагодарить отца Евлогия за поездку. Неожиданно мне предложили петь в хоре, – рассказывает отец Димитрий. – Я согласился, хотя и оставался методистом. В 1978 году я поехал в Россию второй раз по приглашению Патриархии в числе группы певчих. Программа второго визита была более религиозной и потому позволила мне лучше узнать Православие. Мы, например, посещали монастыри, а нашим гидом был архимандрит Лев (Церпицкий), ныне митрополит Новгородский. Он хорошо говорил по-итальянски.

Кардинальное решение Джузеппино Фантини принял вскоре после второй поездки в СССР: в 1979 году бывший методист стал православным. В 1980 году он принял монашество, а к концу того же года – священный сан (рукоположение совершал епископ Серафим (Родионов), викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе). К сожалению, религиозная обстановка в Милане в то время изменилась в худшую сторону: архимандрит Евлогий покинул Русскую Православную Церковь и ушёл в раскол, в последующем сменив несколько неканонических юрисдикций. Сейчас Евлогий возглавляет самопровозглашённый «миланский синод».

Отец Димитрий, осознавая пагубность раскола, всегда сохранял верность Русской Церкви

Отец Димитрий, осознавая пагубность раскола, всегда сохранял верность Русской Церкви. Видимо, в этом был Промысл Божий: молодой иеромонах Димитрий ступил на стезю священнического служения как раз в то время, когда архимандрит Евлогий начал воплощать в жизнь свою идею ухода из канонической юрисдикции.

Некоторое время батюшка служил в румынской церкви в Милане (а также в церкви Всех святых в Модене и в приходе Цюриха до назначения туда архимандрита Гурия (Шалимова)), но затем смог основать в Милане приход святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского в юрисдикции Московского Патриархата. Первая Литургия в арендованном помещении новой церкви (в одном из жилых домов Милана) была отслужена в ноябре 1985 года. Иконы для храма и иконостаса написал сам отец Димитрий. В 1996 году община переехала в храм святого Викентия (на улице Джорджио Джулини), в которой до этого времени находился румынский приход. После переезда к названию общины добавилось имя святого Викентия Сарагосского (испанский священномученик IV века, пострадавший за веру во время гонений императора Диоклетиана). Церковь на улице Джулини остаётся местом богослужений по сегодняшний день, потому что возможности построить свой храм у общины Московского Патриархата пока, к сожалению, нет.

Движимый миссионерским призванием, отец Димитрий основал приходы и в других городах севера Италии: Турине, Вероне, Брешии и Варезе. Все они благополучно существуют по сегодняшний день. В Турине настоятелем с 2001 года является игумен Амвросий (Кассинаско), в Брешии богослужения совершает архимандрит Владимир (Порубин), в Вероне – протоиерей Сергий Дмитриев, в Варезе – иерей Владимир Хоменко. С 1991 года отец Димитрий оставил работу травматолога в госпитале и смог в полной мере посвятить себя служению в Милане.

– Первое время мне, конечно, приходилось совмещать служение со светской работой, – вспоминает батюшка. – Я служил в Милане, а работал в Бергамо, в 50 километрах от Милана. На работе никто не знал о моём священном сане. Они узнали только тогда, когда я выступил в религиозной телепрограмме в одно воскресное утро. Я думал, что эту программу никто не смотрит, но ошибался. На следующий день о моём священстве говорил весь госпиталь.

– И каково было отношение?

– Положительное со стороны пациентов и медперсонала, негативное со стороны руководства. Начальство даже не могло представить, что кто-то может быть одновременно врачом и священником.

– Вас заставили уволиться?

– Нет, так далеко дело не зашло. Увольнение было моим личным выбором. Я уволился в 1991 году, когда смог получать нормальную пенсию. Думаю, это было промыслительно: в 1990-е годы началась массовая эмиграция из бывшего СССР. И я смог всё своё время отдавать людям, приходящим в церковь – ведь их становилось больше и больше…

К слову, первое время отец Димитрий пытался активно использовать в богослужении итальянский язык, но затем вернулся к церковнославянскому, который выучил самостоятельно. Причины понятны: итальянцев в его приходе очень мало, основную часть прихожан составляют выходцы из Украины, России, Молдавии, а также стран Балтии. Естественно, для большинства из них славянский язык знаком и привычен. С другой стороны, не угашает ли отсутствие итальянского языка в богослужении тот миссионерский дух, который может нести православная служба в Италии?

– Знаете, когда я стал священником, то мечтал о том, чтобы обратить большинство итальянцев в Православие, от тьмы к свету, – говорит мой собеседник. – Сейчас, после почти 35-летнего служения, моё отношение стало более сдержанным. Даже если итальянцы просят о переходе в Православие, я стараюсь узнать, насколько глубоки и искренни их мотивы. К сожалению, не так уж много людей всем сердцем ищут Бога. Порой православные женщины, выходящие замуж за итальянцев, всеми силами пытаются обратить мужей в Православие. Такие «семейные» обращения я стараюсь пресекать. Ведь они нередко идут не от сердца, а, скорее, являются вынужденными, из-за давления близких.

– Вероятно, переход католиков в Православие негативно воспринимается и Католической церковью?

В конце 1970-х о Православии в Италии почти не знали. Родственникам казалось, что я ухожу в какую-то секту

– Когда-то так и было… В своё время родственники очень негативно отнеслись к моему обращению в Православие. В конце 1970-х о Православии в Италии почти не знали. Родственникам казалось, что я ухожу в какую-то секту, хотя, например, мои родители не были активными верующими (да и я в то время уже был вне Римско-католической церкви). Сейчас же о Православии известно намного больше. Но сами католики, по-моему, стали менее ревностными и более равнодушными, обмирщёнными. Католическая церковь смотрит на это очень негативно. Экуменизм, с моей точки зрения, еще более ухудшил положение вещей. Сейчас в глазах Ватикана все некатолические церкви сброшены как бы в один «котёл» как второстепенные при полном главенстве католиков. Католики, которые ранее хотели поменять конфессию, сегодня зачастую не видят такой возможности и воздерживаются от этого шага.

Сейчас в глазах Ватикана все некатолические церкви сброшены в один «котёл» как второстепенные при полном главенстве католиков

Отец Димитрий десятилетиями был отцом и наставником для всех миланских православных – вне зависимости от их языка и национальности

Конечно, пример подвижнической, самоотверженной монашеской жизни и искренней любви к Богу и ближнему, являемый в служении архимандрита Димитрия, вдохновляет и зажигает сердца, не оставляет равнодушными окружающих. Как говорит Евангелие, не может светильник оставаться под спудом. Благодаря примеру отца Димитрия поняли свое призвание и приняли монашество шесть человек, в их числе нынешние настоятели приходов в Турине и Новаре отцы Амвросий (Кассинаско) и Феофил (Барбьери), а также второй священник миланского прихода иеромонах Силуан (Ярославцев). Отец Силуан был рукоположен в сан иеродиакона в мае 2012 года (в ноябре 2013 года он стал иеромонахом) и с тех пор помогает в служении архимандриту Димитрию. К слову, именно из прихода, где служит отец Димитрий, выросли современные общины грузинской и сербской Православных Церквей в Милане. Ведь отец Димитрий десятилетиями был отцом и наставником для всех миланских православных – вне зависимости от их языка и национальности. Как заметил иеромонах Силуан, «нужно видеть, с какой любовью приходят навещать отца Димитрия его бывшие прихожане».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *