храм святой софии в константинополе краткое описание
Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле
Обновлено: 27 Авг, 2020
Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где до июля 2020 г переплетались сразу две религии — ислам и христианство.
Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история мечети (ранее собора) Святой Софии в Стамбуле.
Краткая история
Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.
После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.
В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.
Читайте также: Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.
Архитектура и внутренне убранство
Мечеть (Собор) Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.
Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.
Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.
В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.
Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.
Как добраться
Собор Святой Софии располагается на площади Султанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.
Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.
Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Практическая информация
Полезные советы
Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших здесь туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:
Вывод
Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор: Екатерина Унал
Обновлено: 18 Янв, 2019 Парк Гюльхане — самый древний парк Стамбула, расположившийся…
Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…
Обновлено: 2 Фев, 2019 Стамбул всегда превосходил другие города Турции по количеству…
Обновлено: 31 Дек, 2018 Голубая мечеть – первая по значимости мечеть Стамбула,…
Софийский собор в Константинополе — рассмотрим вопрос
Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.
Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Собор Святой Софии в Константинополе.
История собора периода Византийской империи
Собор Святой Софии в Константинополе — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.
Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.
Парящий купол
Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.
Архитектурные особенности
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.
Элементы собора
Внутри храма
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.
Собор Святой Софии. Интерьер
Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.
Собор Святой Софии. Убранство
Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.
В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.
В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.
Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Легенды и интересные факты
Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.
Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.
Мечеть Айя-София
После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.
Кампания за «освобождение» храма
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».
Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:
Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Схема храма Святой Софии
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II
Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Описание, интересные факты, история
Грандиозную архитектуру и богатейшую историю храма Святой Софии, расположенного в Турции, невозможно передать словами в полной мере. Ежегодно это легендарное, величественное сооружение привлекает в Стамбул (бывший Константинополь) тысячи туристов.
Расположение и адрес храма Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии Константинопольской находится на площади Султанахмет (железнодорожная станция Джанкуртаран района Фатих в Стамбуле). Точный адрес: Istanbul, Cankurtaran Mh., Soğuk Çeşme Sk 14-36.
Как добраться до собора на машине
Наиболее быстрый и прямой путь от аэропорта Ататюрк до площади Султанахмет пролегает по улице Кеннеди, которая тянется вдоль побережья Мраморного моря. Время в пути составит приблизительно 40 мин.
GPS-навигатор предложит более короткий путь по следующему маршруту: E-5 Karayolu, D-100, Turgut Özal Millet Caddesi, Ordu Avenue, Yeniçeriler Caddesi, Peykhane Caddessi, Torun Sokak, Akbiyik Caddesi, Ishak Paşa Caddesi.
Общая длина пути составит чуть более 17,5 км. Однако стоит учесть, что автомобильные пробки в историческом и туристическом центре Стамбула увеличат время, проведенное в дороге.
История собора
Первые постройки
Первые деревянные постройки были заложены в самом центре Константинополя, на торговой площади, и до наших дней не сохранились. Церкви сжигались в результате восстаний, но каждый раз отстраивались заново в том же месте. Не менялось и имя храмов. Найденные в 1936 г. руины строений свидетельствуют о богатом мраморном убранстве базилик и их внушительных размерах.
Юстинианова базилика
Храм Святой Софии в Константинополе отличается роскошью. Юстиниан не скупился при возведении базилики. В Константинополь свозился лучший мрамор из Греции. Со всей империи привозились архитектурные элементы, которые раннее являлись частями иных античных сооружений. Для украшения использовались драгоценные камни, жемчуг, слоновая кость.
Работой руководили выдающиеся мастера — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Фрески создавались и после завершения строительства. Собор олицетворял собой величие византийской империи. Масштабы, высокая архитектурная сложность и роскошь собора убеждали иностранных послов в «божественной помощи» при строительстве, преумножая количество последователей христианства.
Парящий купол
Купол диаметром 31,5 м. опирается на 4 колонны. Его основание опоясывают 40 арочных проемов, благодаря которым создается иллюзия парения, а огромное здание освещается изнутри солнечным светом.
Расположенный на холме, собор Святой Софии был виден с любой точки Константинополя.
Архитектурные особенности храма
К уникальным особенностям храма в первую очередь следует отнести систему полукуполов, благодаря которым центральный купол соединяется с храмом. При строительстве собора использовались колонны из зеленого мрамора, привезенные из Эфеса. Также использовались 8 колонн, являвшихся частью храма Солнца.
Храм Святой Софии в Константинополе оснащен 9 входами. Для прихожан были открыты лишь 3. Центральный портал использовался императорской семьей. Два боковых входа были предназначены для придворной свиты.
После обращения христианского собора в мечеть, к зданию было пристроено 4 минарета: 3 белокаменных и 1 кирпичный. Эта особенность связана с тем, что пристройки выполнялись не одновременно, при разных султанах.
Пристроенные контрфорсы существенно изменили первоначальный вид собора и скрыли за собой более 30 окон. Они возводились с целью укрепления строения, и не отличаются изяществом форм и тонкостью работы. В дальнейшем к мечети пристраивались усыпальницы для султанов.
Мозаичный цикл
Храм Святой Софии в Константинополе богато украшен фресками и мозаиками, которые свозились со всей Византии на протяжении нескольких столетий. Об этом свидетельствуют работы, относящиеся к различным эпохам: от простых орнаментов до иконописи.
Тот факт, что даже захватчики, проповедующие мусульманство, не уничтожили религиозное достояние христианства, подтверждает неповторимость и великолепие фресок. Замазанные штукатуркой, мозаики прекрасно сохранились до сегодняшнего дня.
Посетители музея могут видеть, как тесно переплелись две религии: отреставрированные фрески с христианскими мотивами перемешаны с сурами из Корана.
Мозаика апсиды
На апсиде изображение Божьей Матери с Иисусом на руках, восстановленное после уничтожения во времена иконоборчества. Мозаика выполнена в классических для византийской эпохи цветах, символизирующих величие: золотой фон и темно-синие одежды. Мастер сумел в полной мере передать трепетное отношение византийцев к физической красоте.
Мозаики южного вестибюля и северного тимпана
Южный вестибюль украшен мозаикой, где изображена богоматерь с Иисусом на руках. Император Константин подносит ей город, названный его именем. Император Юстиниан приносит в дар собор Святой Софии. Очень символичная сцена, которая наглядно показывает роль религии в Византии.
Интересная история у мозаики, на которой император Константин IX вместе с супругой подносят дары Христу. Императрица изображена молодой женщиной, в то время, как на престол она взошла в возрасте 50 лет. Так же примечательно и то, что лица императорской четы перебивались несколько раз.
Лик августейшей Зои уничтожался и вновь наносился после изгнания и возвращения ко двору. А образ императора изменялся трижды. Императрица, и дважды вдова, приказывала изображать на фреске лик нового супруга каждый раз, как выходила замуж.
В нишах северного тимпана из 30 изображений пророков и святых сохранились образы Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Игнатия Богоносца, Василия Великого, Дионисия Ареопагита. Цветовые решения тяготеют к белым и серым оттенкам. Изображения просты, не отличаются тонкими каллиграфическими линиями и формами.
Входная мозаика нарфика
Мозаика изображает сцену, в которой император Лев VI преклоняется перед Иисусом, сидящем на троне. По обе стороны от центрального образа расположены медальоны с изображениями богоматери и архангела Гавриила.
Легенда гласит, что по задумке автора, император Лев VI молит Христа о прощении за свой незаконный четвертый брак, из-за которого был отлучен от церкви.
Портрет императора Александра
Северная галерея украшена портретной мозаикой императора Александра в полный рост. Установлена точная дата ее создания — 912 г. В глаза бросается напряженность позы императора, продиктованная дворцовым этикетом. Торжественное облачение выполнено в пурпурных тонах и украшено драгоценными камнями.
Тем не менее, качество работы не самое высокое для того времени. Об этом свидетельствуют большое количество серебра в мозаике фона, непокрытые участки фрески, художественное сходство и обобщенность линий.
Исламские элементы архитектуры и убранства
Первый минарет был выполнен из красного кирпича при султане Фатихе Мехмеде. Еще два выполнялись из белого камня при султанах Баязиде II, Селиме II.
По указу султана Мурада III был возведен последний четвертый минарет, а также появился резной минбар из мрамора. Во время правления Махмуда I алтарь был переделан в михраб и украшен подсвечниками, привезенными из Буды.
Славянские граффити
Кроме византийских мозаик и исламской символики на стенах, колонах, подоконниках встречаются надписи, оставленные выходцами из Руси. Чаще встречаются граффити, указывающие происхождение авторов.
Наибольшее количество надписей можно увидеть на одном из подоконников северной галереи. Там же находится колона на которой имеется надпись из 14 строк. Все граффити сделаны в промежуток времени между XI и XV вв.
Рунические надписи
Первые изображения скандинавских рун были обнаружены в 1964 г. В связи с тем, что специальные работы по их обнаружению и изучению не ведутся, узнать доподлинное количество и обстоятельства, при которых надписи были оставлены, не представляется возможным.
Режим работы собора
В храме до сих пор ведутся реставрационные работы, но это не отражается на режиме экскурсий. Планируя посещение собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), следует учесть, что время его работы зависит от сезона.
Правила посещения храма
Легенды и интересные факты
При такой длинной и богатой истории храм хранит свои неразгаданные тайны и секреты, многие из которых объясняются красивыми легендами. А исторические и архитектурные подробности передают атмосферу, величие этого памятника культуры.
Наиболее интересные легенды и факты:
Мечеть Айя-София
Храм Святой Софии в Константинополе имел свою уменьшенную копию, построенную теми же мастерами, но чуть ранее. Церковь св. Сергия и Вакха прослужила еще полвека после падения Византийской империи. Затем султан Беязит II переделал ее в малую мечеть Айя-София, которой она остается до нынешних пор.
Архитектура храма святой Софии в Константинополе
Ее архитектура также претерпела изменения, а на территории установлены усыпальницы и ритуальный фонтан. После ряда землетрясений мечеть регулярно обновляется: производятся ремонтные и реставрационные работы.
Внутренняя архитектура является прообразом храма Святой Софии. Но на стенах не сохранилось ни одной фрески или мозаики. Некогда выложенный золотой смальтой купол, сегодня выбелен и скромно украшен сурами из Корана.
Собор Софии Константинопольской был более 10 веков величайшим христианским храмом. 28 мая 1453 г. прошла последняя служба, которую прервали османские захватчики. После падения Константинополя олицетворение византийской одухотворенности и христианства на 5 веков перевоплотился во вторую по величине и ценности мечеть всего исламского мира.
Музей Айя-София
Притязания представителей обеих религий относительно собора Святой Софии Константинопольской и его назначения были пресечены Мустафой Кемалем Ататюрком. В 1935 г. здание объявлено историческим музеем. С этих пор не прекращаются реставрационные работы, спонсируемые государством. В 1985 г. Музей Айя-София пополнил список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Схема храма Святой Софии 
Что посмотреть рядом
Голубая мечеть
Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.
Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой — султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.
А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.
Площадь Ипподром
Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега — одно из основных развлечений древнего мира — требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.
После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.
Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.
Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу. Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».
Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.
Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.
Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.
Цистерна базилика
Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.
Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.
В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.
Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова