храм трех всадников эски кермен
Храм Трех всадников на Эски-Кермене, часть 14
Храм Трех всадников на Эски-Кермене является одним из самых известных и посещаемых религиозных строений городища. Само название даже необычно. Высечена церковь в массивном обломке скалы, расположенного у подножия горы. Если подниматься со стороны долины, то она встретится прежде самого городища.
Три всадника внутри церкви
Храм совсем невелик, но не смотря на свои размеры содержит два входа. Два небольших окна наполняют внутреннее помещение естественным светом. Вдоль стен расположены скамьи.
Справа от входа, находящегося на юго-восточной стороне, имеется малый придел, в котором устроена ниша над могилкой небольшого объема – наверняка, детской. Но это не единственное захоронение. В северной части уже вторая могила. По всей видимости, захоронения имели важное значение для верующих, что подтверждается наличием у них подсвечников и ниши с крестом.
Храм Трех всадников на Эски-Кермене, описание
Наибольшее внимание заслуживает вся северная сторона храма, на которой сохранилась единственная фреска, по виду которой и прозвали церковь. К сожалению, первоначальное название не сохранилось: нет ни письменных, ни археологических данных. На настенной иконе изображены три всадника, держащие копья в руках. Нарисованы изящно: выглядят статно, а плащи их развиваются на ветру. Всадник по середине поражает змея своим копьем, боковые воины никакого подлого зверя не уничтожают, но благородно держат свои копья вверх.
К несчастью, имена наших героев стерты и нам остается лишь догадываться, кто они? Предполагают, что центральный персонаж— Георгий Победоносец. Двое других, возможно, Феодор Тирон (либо Стратилан) и Димитрийй Солунский. Интересен правый персонаж тем, что на его коне сидит мальчик, державшийся за седло.
Храм Трех всадников
Фон всей фрески сохранился синим. Ярко выражены нимбы героев – по традиции золотистого цвета. Всадники передвигаются по зеленому полю. Подножие фрески украшено греческой надписью черными буквами, которые указывают на цель писания иконы: «иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».
Исследователи предполагают, что икона посвящена какому-то знаменательному сражению, где особенно отличилось три воина. Возможно, были изображены их небесные покровители либо их как-бы приравняли этим великим святым в ратном деле. Не исключено, что они были в последствии прославлены греческой Православной Церковью, а храм устроили в честь их.
Церковь ученые датируют XII (XIII) веками. Именно в этот период над Крымским полуостровом начинает нависать угроза нашествия тюркских кочевых племен, что и произошло в 1223 году.
Храм Трех всадников
Храм Трех всадников — небольшой храм в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Он высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе: в глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая), вокруг располагалось эскикерменское кладбище — некрополь. Храм имеет два входа. Между входами вдоль стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.
Храм имеет в плане форму трилистника; аспида полукруглая, в верхней части выделяется аркой, опирающейся на каменные столбики. В середине алтаря — вырубка для престола. Сохранилось скальное основание предалтарной преграды, на которой крепился деревянный иконостас. В полу вырублены две могилы — для взрослого и для ребенка. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой.
На северной стене, у большой могилы, — единственная фреска, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Гармоничная по цвету, динамичная по композиции фреска, выполненная, вероятно, в XIII веке одновременно с сооружением церкви, сильно пострадала не столько от времени, сколько от варварского отношения людей. За прошедшие десятилетия воинствующего атеизма, доходившего нередко до абсурда, во фреску стреляли дробью, швыряли камни, сдирали со стен целые фрагменты росписи, а однажды даже плеснули специально принесенной черной краской. И все же уникальное творение с ликом проповедника истинной веры, бесстрастного рыцарственного заступника обреченной невинности, сакрального покровителя крестовых походов и святого патрона Англии до сих пор живо и, будем надеяться, сохранится еще многие, многие лета. Под изображением полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Общий тон фрески приглушенно синий. Нимбы всадников яркие, золотисто-охряные. Снизу под ногами коней — зеленое поле.
Выдвинуто несколько интерпретаций изображенных на фреске святых воинов: Георгий Победоносец в окружении Феодора Стратилата и Феодора Тирона; Георгий Победоносец в сценах его жития; Георгий и местные воины, павшие в боях с врагами, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были причисленные к лику святых мучеников за веру. Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. В Юго-Западном Крыму в XII–XIII вв. в условиях непрерывной борьбы с набегами кочевых народов вполне могло сложиться такое отношение к памяти павших за родину. Само устройство этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти половину пространства, подкрепляет эту мысль: паломники, входя в одну дверь, выходили в другую, во время службы в память погребенных.
Согласно интерпретации искусствоведа Е. С. Овчинниковой, на фреске, которая дала название храму, представлен св. Георгий в трех лицах: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель (сюжетная сцена «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком»). По её мнению, фреска создана руками греческих мастеров и является самым ранним известным византийским изображением с двойным чудом св. Георгия — «чудом с драконом» и «чудом с отроком».
Xрам «Трех Всадников»
Храм действующий, в нем проводятся службы. Для защиты от вандалов в храме есть дверь, он запирается.
Вблизи храма был раскопан склеп VII века, а храм более поздний. Есть предположение, что эти глыбы упали на захоронения и жители Эски-кермена решили вырубить внутри храм
Вблизи храма еще известняковая глыба, обвитая плющом с вырубленной нишей для иконы, свечи или лучины
Храм трех всадников снаружи, меленькое окно, которое внутри расположено на фреске между Георгием Победоносцем и всадником с ребенком. В правой глыбе вырублена ризница
Черепицей сделан козырек над вторым входом в Храм Трех Всадников. Верующие входили в одну дверь и выходили в другую, в то время как у алтаря шла служба. Сейчас там решетка.
Три всадника на конях, всадники держат щиты, плащи развеваются на ветру, каждый всадник в руке держит копье. Георгий Победоносец поражает чудовище, а два других всадника держат копья острием вверх. Позы всадников спокойные, поводья отпущены, ноги вытянуты в стременах.
Общий вид фрески храма «Трёх всадников» (по О. И. Домбровскому) 1966 год
И еще: общий вид фрески храма «Трёх всадников» (по О. И. Домбровскому) 1966 год, обложка книги «Фрески средневекового Крыма»
Общий вид фрески сегодня. Сколот вандалами лик правого всадника. Поэтому теперь Храм запирается.
Некие вандалы в 1958 году постарались оставить свой след
Левый и центральный всадники Храма
Надпись под фреской, возможно «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Сохранилась плохо. Язык греческий
По технике рубки видно, что часть храма, которая с фреской, была вырублена позже
На стене Храма Трех всадников, малозаметные, есть процарапанные рисунки трех лодок. Две видны хорошо. Первая лодка.
Вторая лодка Храма Трех Всадников. А третью видно хуже. Фото не выкладываю. Кто нацарапал лодки? Когда? Загадка.
Храм «Трех Всадников»
Храм «Трех Всадников» расположен на юго-востоке от городища Эски-Кермен близ с. Холмовка. Свое название храм получил от фрески, где изображены три всадника. Он высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе: в глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая), вокруг располагался некрополь. Храм имеет два входа, очевидно, прорубленные для прохода паломников. Между входами вдоль стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами. Объект имеет в плане форму трилистника; аспида полукруглая, в верхней части выделяется аркой, опирающейся на каменные столбики. В середине алтаря — вырубка для престола. Сохранилось скальное основание, на котором крепился деревянный иконостас. В полу вырублены две могилы — для взрослого и для ребенка. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой. Храм датируется Н.В. Репниковым XIII в., а О.И. Домбровским, на основании фресковой росписи, – XIV в.
Уже более века историки ведут полемику по вопросу о персонажах, изображенных на фреске в «Храме трех всадников», написанной на северной стене. В плане анализа роспись представляет немало трудностей, в том числе, обусловленных ее сохранностью. По атрибутам, присущим тем или иным персонажам христианской иконописи, исследователи сделали ряд заключений. Еще в 1911 году А.Л. Бертье-Делагард в своем письме к В.В. Латышеву впервые высказал предположение о том, что в сюжете присутствует лишь один персонаж, а именно – великомученик Георгий, но изображен он в трех разных ипостасях.
Впоследствии эта гипотеза как опровергалась исследователями, так и обретала новых приверженцев. В частности, О.И. Домбровский подверг предположение критике ввиду нарушения так называемого «нумерологического тождества». Согласно нормам тождества, один персонаж может появиться в сюжете росписи несколько раз, но при этом автор должен придать ему однотипный образ. В данном же случае трое персонажей изображены в разной манере, облачены в отличную одежду, не имеют сходства в очертаниях лиц, сидят в разных седлах, на конях различной масти и т.д. Домбровский в свою очередь видел здесь изображение Георгия и двух местных святых воинов, погибших в боях против захватчиков. Н.Л. Эрнст склонялся к тому, что это два Феодора и Георгий.
Второе дыхание получила версия о тройственности Георгия в работе О.И. Овчинниковой. В своем заключении она исходила из того, что первый всадник (слева) является великомучеником Георгием. Это подтверждает отрок, сидящий с ним на коне. Центральный персонаж пронзает копьем змея – типичный сюжет, изображающий святого. Наконец третий всадник чертами и мастью коня повторяет первого. Таким образом, роспись, заключает исследователь, изображает три разных эпизода из жизни великомученика Георгия.
После публикации выводов И.О. Овчинниковой наиболее острые споры разгорелись вокруг малоприметного персонажа, сидящего рядом с первым всадником. Легенда о спасении святым Георгием инока, попавшего в рабство общеизвестна. Однако традиции иконописи предполагают изображение спасенного с винным сосудом, так как в рабстве он исполнял роль виночерпия. В изображении «Храма трех всадников» как раз этот атрибут и отсутствует, что дало почву для предположений о другом происхождении второго всадника. Уже упомянутый О.И. Домобровский в этом отношении писал:
«Фигурка мальчика без нимба на одном коне со святым-воином встречается в иконописи редко. Она появляется в разное время, но только в эпоху зрелого средневековья, во всяком случае, не ранее XII—XIII вв. Такая деталь почти никогда не имеет отношения к деяниям самого святого. Мальчик, сидящий за его спиной и держащийся за луку седла — просто паж, фигура довольно обычная во всей средневековой Европе. Присутствие такого пажа на иконе означает принадлежность данного святого воина к рыцарскому сословию».
При этом он ссылался на то, что Н.В. Покровский усматривает пажа в одном из персонажей несколько более поздней иконы Георгия Победоносца, хранящейся в Русском музее.
Весомый вклад в интерпретацию фрески внесли А.В. Мальгин и М.Р. Мальгина, высказавшие очень важное утверждение:
«Попытки истолкования смысла изображения основывались на одном ошибочном предположении, а именно — в сидящей на крупе коня позади святого фигурке видели мальчика, отрока-оруженосца, что существенно затрудняло поиски агиографического источника изображения. В действительности же перед нами, несомненно, изображение взрослого человека, фигура которого в соответствии с каноном просто меньше фигуры святого по размеру»
Иной подход в анализе избрал исследователь Н.В. Днепровский. Он указал, что роспись храма «Трех Всадников» не может быть правильно понята вне общего контекста храмового пространства. Если учесть триумфальные позы всадников и то, что изображение первого из них буквально упирается в северную арку алтарной преграды, которая в этой церкви сильно выступает в наос[1], то можно утверждать, что здесь изображено триумфальное вступление процессии мучеников в Царствие Небесное. Они торжественно возвращают богу его чадо (подобно возвращению инока-виночерпия). Самим фактом того, что они уже приняли четвертого товарища, они предстательствуют за него. Все это происходит в преддверии небесных врат, символизируемых аркой алтарной преграды. Именно поэтому на голове четвертого персонажа отсутствует нимб — его там попросту еще не может быть. Поэтому же фреска не могла быть написана в самом алтаре: это означало бы, что усопший уже принят в райские селения.
Таким образом, заключает Днепровский, мы имеем здесь святых мучеников: первого — иконографически отображенного в типе святого спасителя и «доставляющего» душу усопшего в преддверие райских врат и второго — «нейтрализующего» персонифицированные в образе змея грехи усопшего. Связь этих мучеников с храмом, возможно, к тому же вещественно закреплялась замурованными в алтарный столп частицами их мощей.
Расположение «четвертого» персонажа и перенос на него смыслового акцента фресковой композиции позволяет отказаться его интерпретации как второстепенного лица и делает его не только главным участником всей фрески, но и причиной ее написания. Более того, это предположение открывает перед будущими исследователями бо́льшую область выбора персонажей-всадников.
Разногласия среди историков не ограничиваются, однако, самой фреской. Под росписью сохранилась подпись, текст которой выглядит следующим образом:
«Вырублено и расписаны эти святые Христовы для спасения души и отпущения грехов…»
К сожалению, сейчас на этом надпись обрывается. Поэтому ее содержание зачастую воспринимается искаженно. На литографии из альбома графа А.С. Уварова хорошо видны разрушения надписи, вызванные стекавшей из окна водой, а по подсчетам скрупулезного А.Л. Бертье-Делагарда, «далее еще 1 аршин 12 вершков надписи было, т.е. около 18 букв». «Надпись не оставляет сомнений в вотивном[2] характере фрески и самого храма», пишет О.И.Домбровский. В.В.Латышев полагал, что «в несохранившейся части надписи, без сомнения, было названо имя устроителя храма (или имена устроителей, если их было несколько) и, вероятно, обозначено было время его устройства». Н.Л. Эрнст считал, что «в несохранившемся конце надписи стояло, вероятно, имя донатора[3] и дата». В трактовке А.Ю. Виноградова, «имя дедиканта[4] не сохранилось, но размер лакуны позволяет предположить, что в надписи было указано не только имя вместе со стандартным выражением «раб Божий», но и статус посвятителя». Н.Е. Гайдуков и вовсе считает надпись «эпитафией». Одним словом, недосказанность автора, причиной которой стали природа и время, вероятно уже никогда не будет восполнена.
[1] Наос – центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
[3]Донатор – в искусстве западноевропейского средневековья и Возрождения изображение заказчика, а иногда строителя храма (часто с моделью зданияв руках) или заказчика произведения живописи.
Эски-Кермен
Эски-Кермен
Храм Трех всадников
Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Межд у входами вдоль стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.
Справа от юго-восточного входа находится небольшой придел с нишей над маленькой, возможно детской могилой. У северной стены — вторая могила. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой. На северной стене, у большой могилы, — единственная фреска, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах, с копьями в руках. Имена изображенных не написаны. Средний всадник, поражающий копьем змея, — Георгий Победоносец, боковые держат копья остриями вверх. На крупе коня правого всадника сидит мальчик, державшийся за луку седла.
Общий тон фрески приглушенно синий. Нимбы всадников яркие, золотисто-охряные. Снизу под ногами коней — зеленое поле. Под фреской — греческая надпись черной краской: «Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».
Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию — общему покровителю всех защитников Отечества. Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII — началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.
Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.
По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые — колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.
Прежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.
От этого каземата дорога делает резко поворот и подходит к вырубке в скале, затем, сделав еще два крутых поворота, она подходит к самому краю обрыва, поднимается вверх на н ебольшую площадку и только потом сворачивает к воротам.