храм трех всадников в крыму

Xрам «Трех Всадников»

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Храм действующий, в нем проводятся службы. Для защиты от вандалов в храме есть дверь, он запирается.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Вблизи храма был раскопан склеп VII века, а храм более поздний. Есть предположение, что эти глыбы упали на захоронения и жители Эски-кермена решили вырубить внутри храм

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Вблизи храма еще известняковая глыба, обвитая плющом с вырубленной нишей для иконы, свечи или лучины

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Храм трех всадников снаружи, меленькое окно, которое внутри расположено на фреске между Георгием Победоносцем и всадником с ребенком. В правой глыбе вырублена ризница

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Черепицей сделан козырек над вторым входом в Храм Трех Всадников. Верующие входили в одну дверь и выходили в другую, в то время как у алтаря шла служба. Сейчас там решетка.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Три всадника на конях, всадники держат щиты, плащи развеваются на ветру, каждый всадник в руке держит копье. Георгий Победоносец поражает чудовище, а два других всадника держат копья острием вверх. Позы всадников спокойные, поводья отпущены, ноги вытянуты в стременах.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Общий вид фрески храма «Трёх всадников» (по О. И. Домбровскому) 1966 год

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

И еще: общий вид фрески храма «Трёх всадников» (по О. И. Домбровскому) 1966 год, обложка книги «Фрески средневекового Крыма»

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Общий вид фрески сегодня. Сколот вандалами лик правого всадника. Поэтому теперь Храм запирается.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Некие вандалы в 1958 году постарались оставить свой след

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Левый и центральный всадники Храма

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Надпись под фреской, возможно «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Сохранилась плохо. Язык греческий

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

По технике рубки видно, что часть храма, которая с фреской, была вырублена позже

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

На стене Храма Трех всадников, малозаметные, есть процарапанные рисунки трех лодок. Две видны хорошо. Первая лодка.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Вторая лодка Храма Трех Всадников. А третью видно хуже. Фото не выкладываю. Кто нацарапал лодки? Когда? Загадка.

Источник

Княжество Феодоро

Средневековый некрополь Эски-Кермена находится на юго-восточном пологом склоне плато. На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников».

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Вебель М.Б. Живопись, находящаяся в церкви Эски-Кермена (Храм Трех всадников)

Наиболее древние захоронения на могильнике относятся ко второй половине VI века. Судя по всему, до строительства крепости на плато Эски-Кермен его окрестности были незаселенными. На кладбище в склепах и подбойных могилах хоронили солдат гарнизона и членов их семей. Большинство захоронений были разграблены еще в древности, но в некоторых из них археологам в ходе раскопок, проводившихся здесь в 1928-33, 1978-82, 2003 и 2006-2008 гг. удалось обнаружить византийские монеты, пряжки, фибулы, детали поясной гарнитуры. Судя по набору аксессуаров и украшений, жители крепости одевались так же, как и все остальное население юго-западного Крыма. В соответствии с модой, распространённой в среде варваров, служивших в византийской армии, мужчины подпоясывали одежду наборными поясами, украшенными металлическими бляшками. Замужние женщины носили традиционный готский костюм. Черепа некоторых умерших носят следы искусственной деформации, что традиционно связывают с аланской модой [Хайрединова, 2010, с. 140-141, 170-171]. Находки в могилах крестов указывают на христианское вероисповедание их владельцев [Хайрединова, 2016, с. 287].

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Некрополь Эски-Кермена. Реконструкция парадного убора погребенной (вторая половина VII в.). Источник: Хайрединова Э.А. Ожерелья с крестами последней четверти VI – VII в. из некрополя Эски-Кермена // Владимирский сборник: материалы Международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения».

Средний возраст смерти населения, оставившего могильник на склоне Эски-Кермена, составлял 21,4 года с учетом детской смертности и 31,6 года без ее учета. Мало кому удавалась прожить больше 40 лет [Радочин, 2014, 2018].

В X в. произошло изменение похоронного обряда. Умерших стали хоронить на самом плато в храмовых усыпальницах. Древний некрополь был заброшен и на его месте разбили виноградники и огороды [Айбабин, 1991, с. 49; Могаричев, 1997, с. 43]. В XI-XIII вв. эту территорию вновь стали использовать в качестве кладбища. К этому времени относятся захоронения в простых грунтовых могилах [Репников, 1939, с. 146-148; Хайрединова, 2010, с. 140].

На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников» – одна из главных достопримечательностей Эски-Кермена. Церковь высечена в отдельной глыбе, некогда отвалившейся от скального массива и скатившейся на юго-восточный склон. Свое название храм получил по фреске с изображением трех святых воинов.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Фото: Дмитрия Метелкина (2004).

Помещение размерами 5,5×3,5×2,7 имеет форму триконха (трилистника). В него ведут два входа. Один, с четырьмя ступеньками, на северо-западе. Другой – в южной стене. Частично разрушенная апсида, как и полагается, находится в восточной части храма. Сверху она выделена аркой, опирающейся на два каменных столпа. Алтарное пространство отделено скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные конструкции иконостаса. В центре стоял шестигранный престол, от которого осталась вырубка, в южной части апсиды имеется сиденье для священника, а в северной – ниша.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Вебель М.Б. Эски-Кермен. Внутренний вид нижней церкви (Храм Трех всадников)

У южного входа в полу – небольшая гробница, с расположенной над ней нишей, судя по размерам – детская. Вторая гробница – у северной стены – предназначалась для взрослого человека. Вдоль стен высечены скамьи [Могаричев, 1997, с. 49-50; Репников, 1939, с. 130-131].

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. План храма Трех всадников по Ю.Могаричеву. Условные обозначения: 1 – престол; 2 – ниши; 3 – алтарная преграда; 4 – скамья для духовенства; 5 – вырубные скамьи.

Выйдя из храма через северо-западный проход, можно было попасть в небольшую пещерную комнатку почти квадратной формы, вырубленную в отдельной каменной глыбе. Её интерпретируют как усыпальницу [Репников, 1939, с. 132], ризницу [Могаричев, 1997, с. 50] или отдельное помещение для приготовления Святых Даров [Днепровский, 2015, с. 9-11].

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Фото: Е.Голомшток (1930-е).

Фреска написана на северной стене храма, вдоль которой проходит скамья, а внизу находится «взрослая» гробница. На ней изображены три обращенных вправо (в сторону алтаря) всадника на конях, со щитами, плащами, закинутыми на левое плечо, и копьями в правой руке. Плащи развиваются на ветру, а ноги воинов вытянуты в стременах. Общий фон росписи приглушенно-синий, нимбы всадников яркие, окаймленные красной и белой полосами.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Фото: Андрей Васильев (2006).

Под фреской находится орнаментированная полоса из черных и красных линий, образующих треугольники, направленные вершинами поочередно вверх и вниз. Такой же орнамент встречается в росписях храма «Успения».

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Орнамент и фрагмент надписи.

Левый всадник едет на белом коне. Он одет в светло-голубой плащ лазурного оттенка, золотистый панцирь и темно-розовую тунику. За спиной – круглый щит, покрытый голубой и красной чешуей. В руке воин держит копье, обращенное острием кверху.

Средний всадник скачет на буланом коне. Его светло-пурпурный плащ отброшен назад резкими взмахом руки, сжимающей копье. На нем голубой чешуйчатый панцирь и красно-желтая туника как бы вздуваемая ветром вокруг коленей и бедер. Щит удлинённой формы: сверху прямоугольный, снизу заостряющийся. Копьем он поражает чудовище, написанное красной, желтой и черной красками.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Святой воин, поражающий дракона. Фрагмент фрески из храма Трех всадников. Фото: Андрей Васильев (2006).

Конь правого всадника светло-гнедой. Плащ его огненно-красный, панцирь охристо-оливковый, с ромбовидными пластинами, прорисованными черной и зеленой красками, туника лилово-пурпурная. Щит овальный, внутри него – зигзагообразные полосы желтого, красного, лилового и зеленого цвета. На крупе лошади позади седока сидит небольшая, по всей видимости, мужская фигура.

Все три всадника одеты в остроносые сапожки без каблуков, точно кожаные чулки, позволяющие изгибать ногу, вдетую в стремя. Их лики, обращенные почти в фас к посетителям храма, сильно повреждены в результате намеренной порчи [Домбровский, 1966, с. 34-36].

Под фреской греческая надпись: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевное спасение и отпущение грехов имярека…». Далее, там, где должно читаться имя и статус ктитора, на средства которого сделана роспись – утрата. По некоторым сведеньям в 70-х годах XIX столетия в надписи еще были видны первые две буквы, обозначающие дату от сотворения мира, соответствующую периоду с 1192 по 1292 год [IOSPE: V 219].

Одни рассматривают сюжет росписи как тройное изображение Святого Георгия Победоносца (Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель) и хотят видеть в маленькой фигуре на крупе коня отрока, спасенного святым из арабского плена, согласно описанию одного из посмертных чудес [Овчинникова, 1975, с. 228–231; Степаненко, 2003, с. 455; Харитонов, 2004, с. 125]. Другие полагают, что на фреске изображены три разных святых воина: Святой Феодор Стратилат, Святой Георгий, поражающий дракона, и Святой Феодор Тирон [Мальгин, Мальгина, 1993, с. 4-7], либо Святой Дмитрий Солунский, Святой Георгий и Святой Феодор Стратилат [Могаричев, 1997, с. 50].

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Реконструкция по О.Домбровскому.

Фреска составляет единый комплекс с расположенной под ней большой гробницей [Гайдуков, 2004, с. 170]. Вероятно, в ней был похоронен человек, «за душевное спасение и отпущение грехов» которого, она была написана [Днепровский, 2015, с. 32]. Учитывая характер работ по обустройству храма, ставшего своеобразным мавзолеем, статус его был достаточно высоким и есть все основания предполагать, что он принадлежал к местной знати [Могаричев, 1997, с. 51; IOSPE: V 219].

Заказчик фрески, желая оставить о себе память, не прогадал: мемориальная часовня на кладбище Эски-Кермена продолжила существовать даже после гибели города на рубеже XIII-XIV вв. Жители окрестных сел посещали ее вплоть до XVIII столетия [Эрнст, 1929, с. 31-32]. И лишь после переселения крымских греков в Приазовье она была окончательно заброшена.

Литература:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Храм Трех всадников на Эски-Кермене, часть 14

Храм Трех всадников на Эски-Кермене является одним из самых известных и посещаемых религиозных строений городища. Само название даже необычно. Высечена церковь в массивном обломке скалы, расположенного у подножия горы. Если подниматься со стороны долины, то она встретится прежде самого городища.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Три всадника внутри церкви

Храм совсем невелик, но не смотря на свои размеры содержит два входа. Два небольших окна наполняют внутреннее помещение естественным светом. Вдоль стен расположены скамьи.
Справа от входа, находящегося на юго-восточной стороне, имеется малый придел, в котором устроена ниша над могилкой небольшого объема – наверняка, детской. Но это не единственное захоронение. В северной части уже вторая могила. По всей видимости, захоронения имели важное значение для верующих, что подтверждается наличием у них подсвечников и ниши с крестом.

Храм Трех всадников на Эски-Кермене, описание

Наибольшее внимание заслуживает вся северная сторона храма, на которой сохранилась единственная фреска, по виду которой и прозвали церковь. К сожалению, первоначальное название не сохранилось: нет ни письменных, ни археологических данных. На настенной иконе изображены три всадника, держащие копья в руках. Нарисованы изящно: выглядят статно, а плащи их развиваются на ветру. Всадник по середине поражает змея своим копьем, боковые воины никакого подлого зверя не уничтожают, но благородно держат свои копья вверх.

К несчастью, имена наших героев стерты и нам остается лишь догадываться, кто они? Предполагают, что центральный персонаж— Георгий Победоносец. Двое других, возможно, Феодор Тирон (либо Стратилан) и Димитрийй Солунский. Интересен правый персонаж тем, что на его коне сидит мальчик, державшийся за седло.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму Храм Трех всадников

Фон всей фрески сохранился синим. Ярко выражены нимбы героев – по традиции золотистого цвета. Всадники передвигаются по зеленому полю. Подножие фрески украшено греческой надписью черными буквами, которые указывают на цель писания иконы: «иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

Исследователи предполагают, что икона посвящена какому-то знаменательному сражению, где особенно отличилось три воина. Возможно, были изображены их небесные покровители либо их как-бы приравняли этим великим святым в ратном деле. Не исключено, что они были в последствии прославлены греческой Православной Церковью, а храм устроили в честь их.

Церковь ученые датируют XII (XIII) веками. Именно в этот период над Крымским полуостровом начинает нависать угроза нашествия тюркских кочевых племен, что и произошло в 1223 году.

Источник

Эски-Кермен — самый «пещерный» из «пещерных городов» Крыма

Храм Трех всадников

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крымухрам трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крымухрам трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крымухрам трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Подняться на плато Эски-Кермена лучше всего с южной стороны, там, где находились главные ворота. Для этого надо обойти его с востока, осмотрев по пути самое, наверное, необычное и прекрасное творение древних строителей города — храм Трех всадников.

Этот храм — словно скорлупа пасхального яйца, он высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе. В глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая); вокруг располагалось эскикерменское кладбище — некрополь.

Храм имеет в плане форму трилистника; аспида полукруглая, в верхней части выделяется аркой, опирающейся на каменные столбики. В середине алтаря — вырубка для престола. Сохранилось скальное основание предалтарной преграды, на которой крепился деревянный иконостас. В полу вырублены две могилы — для взрослого и для ребенка.

На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Гармоничная по цвету, динамичная по композиции фреска, выполненная, вероятно, в XIII веке одновременно с сооружением церкви, сильно пострадала не столько от времени, сколько от варварского отношения людей. За прошедшие десятилетия воинствующего атеизма, доходившего нередко до абсурда, во фреску стреляли дробью, швыряли камни, сдирали со стен целые фрагменты росписи, а однажды даже плеснули специально принесенной черной краской. И все же уникальное творение с ликом проповедника истинной веры, бесстрастного рыцарственного заступника обреченной невинности, сакрального покровителя крестовых походов и святого патрона Англии до сих пор живо и, будем надеяться, сохранится еще многие, многие лета.

Под изображением полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Фреска храма Трех всадников в Эски-Кермене. Начало XIII в. Современное состояние

Выдвинуто несколько интерпретаций изображенных на фреске святых воинов: Георгий Победоносец в окружении Феодора Стратилата и Феодора Тирона; Георгий Победоносец в сценах его жития; Георгий и местные воины, павшие в боях с врагами, и причисленные к лику святых мучеников за веру.

храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

В Юго-Западном Крыму в XII-XIII вв. в условиях непрерывной борьбы с набегами кочевых народов вполне могло сложиться такое отношение к памяти павших за родину.

Само устройство этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти половину пространства, подкрепляет эту мысль: паломники, входя в одну дверь, выходили в другую, во время службы в память погребенных.

Согласно интерпретации искусствоведа Е.С. Овчинниковой, на фреске представлен св. Георгий в трех лицах: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель (сюжетная сцена «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком»). По ее мнению, фреска создана руками греческих мастеров и является самым ранним известным византийским изображением с двойным чудом св. Георгия — «чудом с драконом» и «чудом с отроком».

При составлении статьи были использованы следующие источники:

Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. Пещерные города Крыма: Путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2006.

Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.

Фадеева Т.М. Пещерные города и монастыри в окрестностях Бахчисарая. — Симферополь, Бизнес-Информ, 2004.

Ена Ал., Ена Ан. Куэсты Крымского Предгорья: Научно-популярный очерк-путеводитель. — Симферополь: Н. Орiанда, 2010.

Гуськов А.А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. — Харьков: Курсор, 2008.

Съедин Н.А. Что в имени твоем? О значении крымских названий. — Симферополь: «Оригинал — М», 2008.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Пещерный Храм «Трех всадников» в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена

Пещерный Храм «Трех всадников» в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена

1.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму
Свидетели истории, хранители культуры, произведения искусства – старинные храмы России. Они пережив монголо-татарское иго, войны и годы гонений. Одним из самых древних храмов России является пещерный Храм «Трех всадников» в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена

1а.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму
Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину. В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах — защитник, драконоборец и спаситель. https://russia.travel/journals/327309/

На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика.

https://www.youtube.com/watch?v=BriHuCXnNVI
Гармоничная по цвету, динамичная по композиции фреска, выполненная, вероятно, в XIII веке одновременно с сооружением церкви, сильно пострадала не столько от времени, сколько от варварского отношения людей.

За прошедшие десятилетия воинствующего атеизма, доходившего нередко до абсурда, во фреску стреляли дробью, швыряли камни, сдирали со стен целые фрагменты росписи, а однажды даже плеснули специально принесенной черной краской.

2а.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму
Согласно интерпретации искусствоведа Е. С. Овчинниковой, на фреске, которая дала название храму, представлен св. Георгий в трех лицах: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель (сюжетная сцена «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком»).

2.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

3.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

4.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

5.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

6.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму

Известны упоминания о церкви в литературе XIX в. Подробно ее опубликовал Н. Эрнст (1929, с. 31—32). На росписи, по его мнению, изображены «вероятно Георгий Победоносец или Федор Стратилат, Дмитрий Солунский и Федор Тирон. Вернее всего два Федора и Георгий» (с. 32). Последний вывод основывается на том, что в «Камеральном описании Крыма» (1783 г.) в соседней деревне Черкес-Кермен упоминается церковь двух Федоров. Датировал исследователь храм XIV XV вв., отметив, что росписи подновлялись и в XVIII в.

Не обошел вниманием памятник и Н. Репников (1932а, с. 108—110). Со ссылкой на В. Латышева и В. Григоровича (последний видел на фреске надпись с датой 12… (1874, с. 12), он относил создание храма к XIII в. (с. 110). Исследователь обошел проблему характера изображений на фресках, отметив, что имен не сохранилось.

А. Якобсон упоминает о церкви и публикует при этом ее план (1964, с. 101). Он считал, что росписи изображают Георгия, а сами они «выполнены рукой большого мастера» (с. 101).

О. Домбровский детально рассмотрел фреску храма (1966, с. 34—42). Он интерпретировал изображенных: в центре Георгий Победоносец, а по бокам от него местные воины, павшие в боях, над могилой которых и был сооружен Мартирий. Распространенное предположение о том, что на фреске во всех изображениях надо видеть Георгия, О. Домбровский считал необоснованной.

Гипотеза Домбровского подверглась критике со стороны Е. Овчинниковой, которая считает, что на росписях присутствует Георгий, представленный в сценах «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком», «Поражения копьем дракона» и «Надежного защитника, готового прийти на помощь» (левый всадник) (1976, с. 230—232).

А. Мальгин посчитал возможным вернуться к предложению Н. Эрнста, правда, не упомянув почему-то о своем предшественнике (1993).

Рассмотрим архитектурные особенности церкви.

Храм (рис. 190—191), размерами 5,5×3,5×2,7 имеет форму трилистника (конхиальную). Апсида, частично разрушенная в восточной части, полукруглая (2,6×2,4 м), отделена от наоса скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные части иконостаса. В верхней части апсида выделяется каменными столбами с аркой. В центре алтаря в полу вырублено основание для престола. В стене апсиды имеется сиденье и ниша.

В южной стене наоса, по предположению Н. Репникова, находился жертвенник (1932а, с. 108). Вдоль стен вырублена скамья 0,4×0,4 м. В полу находятся две могилы — у северной стены для взрослого, у южной, напротив входа, — детская. Обработка церкви — Т. 3. В южной и северной стенах вырублены два квадратных окна.

В церковь вели два входа. Один, с четырьмя ступеньками, с северо-запада, размерами 1×2 м, другой, размерами 0,8×2 м, размещался с юга.

На северной стене расположена фреска размерами 1,85 м. В связи с тем, что вопрос о толковании ее образов не решен окончательно, приводим описание Н. Репникова, который отметил только изображения, воздержавшись от выводов: «На северной стене, над гробницей, фресковое изображение трех воинов-мучеников. По карнизу под ним, греческая надпись, по белому полю черной краской «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов…» (Латышев 1896, с. 47—48 — Ю.М.), ниже орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники.

Изображения написаны на синем фоне, сильно пострадали от намеренного повреждения. Имена изображенных не сохранились. Всадники в кирасах с закинутыми за левое плечо щитами и развевающимися плащами, с копьями в руках, едут по направлению к алтарю. Средний поражает змия, боковые держат копья остриями вверх. Ближайший к алтарю имеет на крупе коня фигуру мальчика, держащегося за лук у седла. Сбруя лошадей богатая, хвосты завязаны. Возникает вопрос, был ли храм расписан полностью или роспись ограничивалась описанным изображением. Утверждаем последнее на основании следующего соображения. Грунт изображения заготовлен враз, не имеет ни разрывов, ни швов, был по сырой штукатурке расписан сразу. На стенках нет ни малейшего намека на штукатурку, гладкая их поверхность, выровненная зубаткой, не удержала бы известкового намета. Позднейших переделок в храме нет, приведенный текст надписи говорит, что роспись одновременна устройству самого храма. К сожалению, дата надписи в настоящее время утрачена, но В.М. Григорович в 1873 г. видел окончание ее «67—12.. г.» (АКК, с. 131) (рис. 192—196).

К западу от храма в отдельном камне вырублено небольшое помещение 1,8×2×1,7 м, с обработкой Т. 2. Н. Репников считал его усыпальницей (с. 110). Однако, по нашему мнению, его можно интерпретировать и как ризницу.

В вопросе датировки церкви следует согласиться с Н. Репниковым, А. Якобсоном и О. Домбровским — XIII в. (если сведения Григоровича верны). Хотя в росписях, как отмечал О. Домбровский, присутствуют и черты XIV в. (с. 42).

Разумную гипотезу об изображенных на фресках, по нашему мнению, выдвинул Н. Эрнст, который предполагал, что это Федор Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Однако, как отмечалось, из-за наличия в Черкес-Кермене церкви двух Федоров, исследователь заменил Дмитрия на Федора Тирона. По нашему мнению, принадлежность храма «Трех всадников» деревне выглядит сомнительной. Последняя находилась в соседней балке (рис. 156), а ближайшей к ней пещерной церковью был храм «Донаторов». К тому же наша церковь закрыта от деревни останцом Эски-Кермена. Поэтому, скорее всего, в Черкес-Кермене был свой наземный храм двух Федоров.

Подтверждают наше предположение и росписи соседнего храма «Донаторов», где присутствуют все три перечисленные персонажа, очевидно, популярные в округе Эски-Кермена. Нет сомнений, что церковь «Трех всадников» — это Мартирий. Отметим, что она расположена на территории некрополя. В связи с этим рассмотрим предполагаемую связь между «Большим храмом» в районе подъемной дороги и храмом «Трех всадников». Обращает на себя внимание сходство планов (конхиальные формы) и функционального назначения (часовни). С другой стороны, отличаются их пропорции, формы апсид, датировки. Учитывая, что подобный тип церквей редок в Крыму, можно предположить, что при создании «Трех всадников» (которому предстояло стать часовней над могилой знатного жителя Эски-Кермена) за архитектурную основу был взят «Большой храм» — самая большая в это время часовня поселения.
http://qrim.org/?p=32901#hram-trekh-vsadnikov

11.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму
Рис. 193. Эски-Кермен. Храм «Трех всадников». Из неизданного альбома А.С. Уварова

12.
храм трех всадников в крыму. Смотреть фото храм трех всадников в крыму. Смотреть картинку храм трех всадников в крыму. Картинка про храм трех всадников в крыму. Фото храм трех всадников в крыму
Рис. 196. Эски-Кермен. Храм «Трех всадников». Прорись фрески по О. Домбровскому

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *