храм царицы александры в низино
Храм царицы александры в низино
Дореволюционная Россия♔ запись закреплена
Петергофская церковь царицы Александры
Церковь в Низино принадлежит к числу наиболее удачных произведений Штакеншнейдера. Она была излюбленным местом молитвы императорской фамилии. Не стала исключением и последняя российская императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II, любившая посещать этот храм, ведь Александра Римская также являлась её небесной покровительницей.
В дальнейшем, в годы советской власти, о восстановлении церкви никто не помышлял, а в здании длительное время была мастерская совхоза «Петродворцовый». Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Совхоз канул в Лету, и около десяти лет здание оставалось бесхозным.
Проект реставрации храма был составлен в 1990-е годы и утраты, зафиксированные в нём, оказались колоссальными. Лишь в 2012 году были сняты леса и церковь предстала во всей красе. Сейчас продолжается облагораживание территории вокруг.
Другие фото: https://vk.com/album-50104557_248965976
***
Дополнительно: почему деревня Низино, расположенная на высоте 80 метров, так названа:
* Согласно 1-й версии посёлок сначала образовался под горой. В нём жили строители Бельведера. Постепенно он переместился на гору.
* Добавлю 3-ю, свою версию: так назвали, чтобы запутать врагов. Как говорил Ю.Никулин в фильме «Операция «Ы»…»: «Чтоб никто не догадался!».
___________
#Петергоф #Петродворец #Низино #Бабигон #БабийГон #Романовы #НиколайПервый #царицаАлександра #Римская #Штакеншнейдер
Храм святой мученицы царицы Александры (Низино)
Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры — православный храм недалеко от Петергофа. Построен в 1851—1854 годах по повелению императора Российского Николая I по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Находится в Ломоносовском районе Ленинградской области, недалеко от Большого Сампсониевского канала, на вершине холма Бабигон. Последняя постройка лугового парка.
Содержание
История [ править ]
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: ‘По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение’. Через несколько месяцев проект был готов.
11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С.М. Лихардова, архитектора А.И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н.Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень.
В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11″ и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.
Завершая закладку церкви, Николай I со слезами на глазах сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии.
Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни удивительного храма.
С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
Описание [ править ]
Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII вв. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедесталах и цоколях, что имеет не только декоративное но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола, решенные так же, как и главный.
Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.
Интерьеры церкви также отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви, носит классический характер. Преобладают штукатурные тяги и лепка, расположенные в соответствии с основными архитектурными членениями (паруса, арки, пилоны). Пройдя через главный вход мы попадаем в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем, перекрытый куполом который опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены 4 тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея. В архивольте восточной арки: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы», южной: «Возмите иго мое на себе, и научитеся от Мене», западной: «Яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам вашим», северной: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».
На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски (скрижали завета) с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.
При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Низино, ул. Центральная, д. 59.
Церковь царицы Александры в Низино
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: «По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение». Через несколько месяцев проект был готов.
В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11» и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.
Завершая закладку церкви, Николай I сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
В период Войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни храма.
С 7 апреля 1999 года в церкви совершаются регулярные богослужения, одновременно ведутся восстановительные работы.
Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII вв. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
Прогулки по району. Церковь святой царицы Александры в Низино
В светлый праздник Рождества Христова LL приглашает читателей на прогулку в окрестности церкви святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа.
Православный храм в деревне Низино возвели в 1850-х годах. Соответствующее распоряжение архитектору Андрею Штакеншнейдеру дал император Николай I. В документе, который архитектору передал министр царского двора, поручалось «составить проект на постройку небольшой православной пятиглавой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах». На составление потребовалось несколько месяцев. Первый камень заложили в августе 1851 года в присутствии императора. В основание фундамента заложили табличку с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Специально с берега реки Иордан. На строительство потребовалось три года. Освятили храм 22 августа 1854 года. Впоследствии церковь регулярно посещала не только семья Николая I, но и супруга последнего русского императора Николая II Александра Федоровна.
Легенда о царице Александре
Церковь близ Петергофа решили назвать именем святой благоверной мученицы царицы Александры Римской. Она стала жертвой собственного мужа – императора Диоклетиана.
Согласно православной традиции, в 303 году царица пошла наперекор супругу. Видя твердость веры святого Георгия Победоносца во время его мучений и став свидетельницей чудесного исцеления великомученика Георгия от страшных ран, полученных им при истязаниях, она пожелала принять христианство. Однако проконсул Магнеций удержал ее от этого. Через некоторое время царица Александра увидела, как великомученик Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым. После того, как силой крестного знамения великомученик Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, царица Александра пришла в суд и открыто исповедала себя христианкой, высмеяв языческих богов.
Озлобленный Диоклетиан приговорил Георгия и царицу к смерти. Святая Александра с радостью приняла этот приговор и кротко пошла на место казни. По дороге святая, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Присев на камень у дороги, она тихо скончалась. Память святой празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.
Советский период
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры проводили до осени 1940 года. Тогда храм собирались превратить в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
Во время Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы серьезно повредили здание.
После войны в здании бывшей церкви долгое время располагалась совхозная мастерская. В подвалах церкви разместили овощехранилище. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Территория вокруг храма использовалась для своза мусора при строительстве многоквартирных домов в Низино.
Возрождение в 1990-е
Восстановление церки началось в конце XX века. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского служили божественную литургию. С апреля 1999 года богослужения стали регулярными.
Внешнее убранство
Сейчас церковь радует прихожан своей красотой внутри и снаружи. Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола.
В фасадах ясно прослеживаются черты так называемой ордерной системы. Снаружи храм украшен декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII веков. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=”Низино_церковь царицы Александры”]
Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедисталах и цоколях, что имеет не только декоративное, но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола.
Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.
При возведении церкви Андрей Штакеншнейдер подтвердил репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями.
Интерьеры церкви отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов оформление интерьеров Александрийской церкви носит классический характер. В обрамлении преобладают штукатурные тяги и лепка. Пройдя через главный вход, прихожане попадают в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем. Перекрытый куполом, он опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены четыре тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея.
На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.
Школы Ломоносовского района не уйдут на ранние каникулы
«Регион не планирует введение досрочных каникул в школах, так как ситуация с заболеваемостью в образовательных учреждениях стабильна.
Низино. Церковь Александры Римской на Бабигонских высотах.
Подворье Санкт-Петербургской Духовной академии
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Петергофская церковь во имя святой мученицы царицы Александры, построенная в 1854 г. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, находится в районе Большого Сампсониевского канала, на вершине холма Бабигон.
Строительство храма велось очень быстро. Здание было возведено уже к концу 1852 года, а отделочные работы завершились в августе 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение. При возведении храма святой мученицы царицы Александры А. И. Штакеншнейдер подтвердил cвою репутацию «зодчего в совершенстве владеющего всеми стилями». Он не пошел по пути слепого копирования творений прошлых веков, не втиснул построенную им церковь в прокрустово ложе застывших канонов, а создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной cистемы и оригинальные конструктивные решения. Несомненно, Александровская церковь принадлежит к числу наиболее удачных произведений Штакеншнейдера. Все время своего существования Александровская церковь была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии. Любила посещать церковь на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II.
Богослужения в Александровской церкви продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала, по-видимому, осуществить это намерение. В период Великой Отечественной войны Александровская церковь воистину оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения. После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме св. мученицы царицы Александры на Бабигоне по инициативе христиан Бабигонской волости и по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С 7 апреля 1999 года в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и великих праздников. Церковь восстанавливается совместно приходской общиной и обществом духовного просвещения свт. Игнатия (Брянчанинова). На сегодняшний день уже восстановлен главный купол храма, ведутся работы на малых куполах и фасадах церкви, воссоздается ее внутреннее убранство.
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: «По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение». Через несколько месяцев проект был готов.
11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С.М. Лихардова, архитектора А.И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н.Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень. В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11» и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана. Завершая закладку церкви, Николай I со слезами на глазах сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение. По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии. Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение. В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения. После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни удивительного храма. С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI-XVII в.в. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедесталах и цоколях, что имеет не только декоративное но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола, решенные так же, как и главный.
Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.
Интерьеры церкви также отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви, носит классический характер. Преобладают штукатурные тяги и лепка, расположенные в соответствии с основными архитектурными членениями (паруса, арки, пилоны). Пройдя через главный вход мы попадаем в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем, перекрытый куполом который опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены 4 тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея. В архивольте восточной арки: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы», южной: «Возмите иго мое на себе, и научитеся от Мене», западной: «Яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам вашим», северной: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».
При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года и освящена в присутствии императора Николая I, императрицы и всех особ императорской фамилии. По окончании Божественной литургии государь благодарил при всех управляющего Петергофом генерала Лихардова, архитектора Штакеншнейдера, а также купца Тарасова и всех принимавших участие в строительстве.
При возведении церкви во имя святой мученицы царицы Александры А.И. Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего в совершенстве владеющего всеми стилями. Он не пошел по пути слепого копирования творений прошлых веков, а создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Церковь вмещала в себя до пятисот молящихся. Периметр у основания 44 сажени, высота среднего купола 13 сажен и один аршин. Украшением церкви был деревянный резной иконостас, покрытый белой краской и позолотой. Этот иконостас, ранее принадлежавший церкви бывшего Дудоровского дворца Петра I, был подарен императором Николаем I. А.И. Штакеншнейдеру удалось достичь единства архитектурного облика здания с характером отделки иконостаса, типичного для русского зодчества конца XVII века. Быть может, декор иконостаса подсказал архитектору отдельные мотивы и оформления церкви.
Несмотря на свои небольшие размеры, стоимость строительства Бабигонской церкви обошлась более чем в «66 тысяч рублей серебром». Доставка строительных материалов из отдаленных мест, да еще и в гору, стоило очень дорого. В Бабигонской церкви было много утвари из золота, серебра, драгоценных камней. В храме находились дарохранительница с ковчегом в виде цоколя с восемью колоннами из красной сибирской яшмы, ризница из вещей, бывших при погребении Николая I, ризница из вещей Александры Федоровны и многое другое.
Церковь святой мученицы царицы Александры имела большое значение, став для верующих крестьян близлежащих деревень местом молитв. Близ церкви находился приемный покой для оказания первой помощи заболевшим крестьянам.
Бабигонская церковь являлась любимым храмом молитв государыни Александры Федоровны, которая посещала ее каждый год летом во время своего пребывания в Петергофе и осенью перед отъездом в столицу.
Но не всегда церковь во имя святой мученицы царицы Александры оставалась лишь местом молитв. В период Великой Отечественной войны Александровская церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию большие повреждения. После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в церкви во имя святой мученицы царицы Александры на Бабигоне по инициативе христиан Бабигонской волости и по благословению Высокопреосвященного Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. Воистину храм ожил.
С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Божией Матери) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и великих праздников. В данный момент ведутся реставрационные работы, после которых церковь во имя святой мученицы царицы Александры должна обрести свой прежний величавый вид.