храм царицы тамары в ингушетии
Храм Тхаба-Ерды одиноко возвышается на склоне горы. Это символично — не прижилось христианство в Ингушетии. Храм построен в 12 веке — Грузия в то время имела большое влияние на культуру народов Кавказа.
Тхаба-Ерды в переводе с ингушского означает «Наша вера» или «Храм веры».
Открываем калитку, заходим на территорию храма, который неоднократно реставрировался. И. В. Марковкин, написавший книгу «В стране вайнахов», был здесь в 1965 г. На его фотографиях храм наполовину разрушен.
В наше время фасад здания полностью восстановлен, однако сверху к нему прилеплена какая-то непонятная красная крыша из современного материала.
По одним данным на полную реставрацию не хватило денег. По другим, храм пострадал в середине 90-х от обстрела вандалов.
Стены здания сложены из тщательно подогнанных больших и малых камней, отдельные из которых в здешних краях не встречаются. Учёные полагают, что плиты из мягкого известкового конгломерата были привезены для строительства из Грузии.
Вход в храм закрыт решёткой. Заглядываем внутрь в царство полутьмы, свет туда проникает через несколько небольших окошек. Внутреннее пространство разделено тремя высокими остроконечными арками на четыре части.
В. Ф. Миллер рассказывал, что в марте—апреле (на Пасху) храм заполняли горцы из соседних аулов.
«Во время торжества жители каждого из этих аулов варили пиво в своём отделении, резали баранов и быков. Перед преступлением к пирушке старики произносили молитвы об урожае, причём, по традиции, снимали папахи и держали их под мышкою», — писал в 1886 году В. Ф. Миллер.
Главным украшением Тхаба-Ерды его визитной карточкой является барельеф из трёх несколько непропорциональных человечков, встроенный в стену над входом. Левый сидит, по центру фигурка война с мечом, от правого остались только ноги. У воина раньше был крест в левой руке, но крест отбит.
Внизу под барельефом выточенный в камне орнамент.
Из фасадной стены с наклоном выступают каменные изваяния мифических животных. Сделано это с таким расчётом, чтобы мордочка смотрела на подошедшего к храму человека.
Звериные лики тоже плохо сохранились, но учёные в один голос утверждают — их высекал уже местный каменщик. Подобные головы встречаются в архитектуре вайнахов.
Над крышей храма проходит каменный карниз, сложенный в единое целое из множества узоров. Рядом со зданием находятся старинные камни с рисунками — им не нашлось место в стенах после реставрации.
В конце 19 века на стенах Тхаба-Ерды можно было видеть резные грузинские надписи — за прошедшие 150 лет дожди и ветра окончательно их стёрли.
Впервые на архитектуру Тхаба-Ерды обратил внимание квартирмейстер русской армии Штедер. И здесь есть для меня много непонятного?
Давно известно — большинство войн возникает на религиозной основе. Царское правительство помогало РПЦ посылать попов-проповедников в Китай и в Японию, а здесь на уже присоединённой территории жили язычники, среди которых ещё теплилась христианская вера?
Возможно, я плохо знаю историю, но мне не приходилось слышать о христианских проповедниках в этих местах.
Имам Шамиль, попав в Петербург, был поражён могуществом России, заверив после этого царя, что если бы он знал о размерах и мощи России, никогда бы с ней не воевал.
Через 30 лет после Кавказской войны колонизаторы французы столкнулись в Африке с полководцем африканцев Самони Туре, которого они называли Чёрным Наполеоном Африки. В один из моментов перемирия, французы получили в заложники старшего сына Самони Туре, вывезли во Францию, устроив дикому африканцу экскурсии. После хитрецы вернули парня отцу.
Далее, своими рассказами о величии и непобедимости Франции, сын начал сеять зёрна сомнения в победоносном войске отца, отчего Туре решил казнить сына.
На протяжении всей Кавказской войны царские офицеры брали от горцев заложников, и тупо вешали их в случае бузы. Вот и спрашивается, неужели нельзя было спустившимся с гор людям Россию показать? Наверно, не догадались.
Ошибку исправила Советская власть, но это уже совсем другая более сложная история.
Тхабы-Ерды стоит посредине поросшей травой горы. Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии.
В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам.
Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.
Чуть выше святилища из земли торчит сооружение похожее на дот — это склеп. По форме он совершенно другой, нежели домики-склепы Эрзи.
Храм Тхаба-Ерды: неразгаданные тайны горной Ингушетии
6 минут для чтения
Адрес: Республика Ингушетия, заповедник «Эрзи».
Стоимость билета: 100 руб.
Сезонность: круглый год.
Доступность: проезд к объекту на автомобиле.
Ингушетия полна уникальными святилищами, олицетворяющими богатое духовное прошлое этого восхитительного края. Особенно много храмов находится на территории архитектурно-исторического заповедника «Эрзи», расположенного неподалеку от Джейраха. Среди прочих, наиболее почитаемо святилище ингушей Тхаба-Ерды. Пожалуй, это самый таинственный и неизученный храм на просторах Ингушетии.
ИСТОРИЯ ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ
Когда построен храм Тхаба-Ерды, точно неизвестно. Ясно одно – это один из древнейших раннехристианских храмов Ингушетии, скорее всего, возведённый в восьмом веке нашей эры. Также споры ходят и о его названии – одни ученые считают, что оно переводится как «наша вера», другие – «наша святыня», а третьи уверены, что наименование означает: «2 000 святых». К общему знаменателю лингвисты пока не пришли.
Кто построил святилище Тхаба-Ерды, также до конца не изучено, учитывая давность появления храма. Считается, что ранее на его месте располагался языческий алтарь. Поэтому, вероятнее всего, после этого предки современных ингушей решили построить здесь христианский храм, чтобы святое место не пустовало. Доказательством того, что язычники всё-таки правили на горных просторах, считаются символы, старательно выбитые на камнях и ограде возле строения. Именно эти своеобразные петроглифы, по мнению ученых, служили картой, обрисовывающей звёздное небо и помогающей жрецам ориентироваться по календарю.
ШЕДЕВР ГРУЗИНСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
С точки зрения архитектуры, храм Тхаба-Ерды имеет огромное значение, поскольку в нем прослеживается влияние сразу нескольких культур – грузинской, византийской, армянской и прочих. Стоит сказать, что святилище за прошедшие столетия не раз подвергалось реконструкции, поэтому внешний вид, который мы наблюдаем сейчас, относится к 14-му веку. Последняя реставрация храма произошла в 1969 году, в рамках программы сохранения национальных памяток.
Поскольку святилище находится в довольно диких, безлюдных местах, жители равнины впервые увидели его в конце 18-го века и способствовал этому человек по фамилии Штедер, изучивший и подробно описавший здание. Спустя 20 лет, Мориц фон Энгельгардт, знаменитый профессор Императорского университета, обрисовал план храма, благодаря чему о Тхаба-Ерды узнал мир.
До момента насильственной депортации представителей ингушского народа, произошедшей в сороковые годы прошлого столетия, храм Тхаба-Ерды был средоточием культурной жизни страны. В частности, здесь собирался совет вайнахов: самопровозглашенный народный суд, устанавливающий нормы поведения в обществе, решающий земельные и торговые вопросы и определяющий степень наказания за различные преступления. После этого храм некоторое время пустовал, а во время чеченской войны строение серьезно пострадало, утратив часть кровли.
Снаружи и внутри Тхаба-Ерды представляет собой классическую базилику, в оформлении которой преобладают ингушские и грузинские орнаменты. Многие утверждают, что на фундаменте храма 8-го века в двенадцатом столетии была построена новая церковь, предназначенная для прославления христианских идеалов. Кстати, факты о Тхаба-Ерды, в том числе свидетельствуют, что инициировали постройку миссионеры, служащие царице Тамаре – знаменитой и прогрессивной грузинской правительнице.
ВНУТРЕННИЕ СЕКРЕТЫ ХРАМА
Планировка храма достаточно лаконична – огромный прямоугольник 17-метровой длины и почти 8-метровой ширины, условно разделен на три части с помощью пилонов, но, по сути, внутреннее пространство церкви представляет собой один огромный зал. От снега и дождей здание защищает двускатная кровля. Алтарь храма Тхаба-Ерды каменный и ступенчатый, с установленной чашей среднего размера. Он находится в единственной апсиде здания. В зале имеется двухарочное небольшое окно, свет из которого скупо заливает помещение, поэтому в храме всегда сумеречно.
Обращают на себя внимание и барельефные композиции, расположенные снаружи здания. Многие из них изображают Иисуса Христа и датируются примерно 10-м веком. На одном из рисунков, украшающих церковь Тхаба-Ерды, долгое время был утерян важный фрагмент. Спустя годы его случайно нашли археологи, причем довольно далеко от храма. Оказалось, что в композиции недоставало колоритной фигуры епископа Георгия, о чем гласила надпись на грузинском языке. Вообще, если внимательно взглянуть на фото храма Тхаба-Ерды, можно заметить, что он сплошь украшен изображениями библейских сюжетов. Этот факт еще раз свидетельствует о значительном влиянии армянской архитектуры во время художественного оформления облика церкви. К библейским историям также обращались зодчие, создающие архитектурные композиции во времена грузинского царя Давида-строителя.
Учитывая данные раскопок и визуального осмотра здания, можно с уверенностью утверждать, что храм Тхаба-Ерды в республике Ингушетия представляет собой гармоничный микс архитектурных традиций многих поколений и народов, но всё же тяготеющий к христианству. Церковь отличается от прочих культовых построек страны сохранившимся декором (в особенности поражают воображение фигурная резьба и витиеватые орнаменты), невероятной древностью и крупными размерами.
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНГУШЕТИИ
Всем известно, что горные народы истово почитали языческие культы, но каким образом жители Ингушетии превратились в христиан? Если внимательно изучить теологическую летопись края, то становится очевидным, что духовная культура этого великого народа переживала несколько ярких пластов, начиная от тотемизма и заканчивая христианством. Давным-давно тотемными животными жителей Ингушетии считались волк и медведь.
Помимо зверей, жители гор почитали саму природу – скалы, озёра, водопады, и верили в то, что всё это живое! Поэтому неудивительно, что на месте христианской базилики ранее был языческий храм, где ингуши поклонялись пантеону богов грома, плодородия, молнии и небесным покровителям охотников. Но теперь-то это не так! Как произошла христианизация края?
Интересный факт: 8 лет назад, в ноябре 2012 года, впервые за последние сто лет в храме состоялась официальная служба
Точно ни о чём говорить не приходится, поскольку о многих нюансах история умалчивает, но всё же кое-что ученым известно. Давным-давно, в середине 9-го, века во времена правления грозного царя Михаила Третьего до Ингушетии добрались византийские миссионеры. Увидев, что народ здесь подчиняется языческим божествам, они решили обратить местное население в христианскую веру, но сделали это без конкистадорского пыла, по-хорошему. Почему археологи уверены, что было именно так? Об этом свидетельствуют раскопки: ученые нашли множество монет с изображением профиля императора Михаила и христианские псалтыри (один из пергаментов также найден в соседнем святилище Маго-Ерды).
Видео Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды
© ИНГУШ ГАЛГАЙ. Видео из открытого источника https://youtu.be/_A1EJgRq4yw. Не для коммерческого использования.
КАМЕННЫЕ СОСЕДИ ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ
Тхаба-Ерды – самый древний храм Ингушетии, расположен в наиболее высокогорном регионе страны, между аулами Пуй и Хайрах. Живописное ущелье прекрасной и бурной реки Ассы приютило этот великолепный памятник древнего зодчества.
Башенный комплекс Таргим находится всего в четырех километрах от Тхаба-Ерды, поэтому на экскурсиях часто совмещают осмотр упомянутых объектов. Также недалеко расположен башенный комплекс Вовнушки, Пялинг и Ний.
Храм Тхаба-Ерды стоит посмотреть хотя бы потому, что именно отсюда начала распространяться древняя архитектура, присущая горной стране. Древнее святилище – это переплетение различных стилей, отражающих верования давно ушедших представителей свободолюбивого народа, ценнейшее наследие, сохранившиеся в веках.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ?
Полюбоваться величественным храмом можно в любое время года и суток. Доехать сюда можно из Владикавказа, Джейраха, Назрани и прочих населённых пунктов.
На общественный транспорт надеяться не стоит, он здесь не ходит. Поэтому лучше всего заказать экскурсию или отправиться к достопримечательности на личном автотранспорте. Во втором случае путешественник будет лишён возможности услышать увлекательные рассказы профессионального гида, идеально знающего историю края и множество цветистый легенд, овевающих его.
Расстояние:
От курорта Армхи путь к храму занимает менее 40 км, которые предстоит преодолеть по асфальтированной дороге, петляющей в горах. Дорога проведет туристов через поселения Ольгетти, Гули, перевал Цей-Лоам и доставит аккурат к воротам заповедника «Эрзи». Въезд в заповедник платный – 100 рублей. Далее к храму остается проехать всего 5 км по грунтовой дороге.
На территории заповедника следует соблюдать порядок и не мусорить!
Храм Тхаба-Ерды увлекает с первых минут созерцания – настолько он харизматичен и прекрасен. Вместе со святилищем можно посмотреть также башенный комплекс Вовнушки и другие заброшенные, древние аулы, откуда произошли такие знаменитые ингушские фамилии, как Хамхи, Чулхой, Галгай и прочие.
Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды на карте.
Координаты: 42.809273 44.939239
Храм Тхаба-Ерды
Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.
Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. 10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение.
Содержание
Значение названия [ править ]
Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa–Ерды как «Наша вера», также «Храм веры», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.
Описание [ править ]
Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.
Архитектура здания [ править ]
Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов.
Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах.
На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.
В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон, борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы.
Археологические данные [ править ]
В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором, а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды.
Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма, стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви.
Как добраться [ править ]
Адрес: Таргим, Респ. Ингушетия, Россия, 386435
Храм Тхаба-Ерды в Ингушетии
Сказать, что Кавказ – сложный регион – это не сказать ничего. Тридцать шесть непохожих друг на друга языков, десятки диалектов и говоров. Мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, христиане православные, христиане дохалкидонские, иудеи, местные верования и обычаи. Разные хозяйственные уклады и эпохи сталкиваются, испытывают влияние друг на друга.
Ингушетия, расположенная на северных склонах Кавказского хребта, невелика по территории. Это самый небольшой субъект Российской Федерации. Но даже на одном её примере можно понять, как необычна судьба всего Кавказа.
Уже несколько веков ингуши являются образцовыми мусульманами. Значение религии в повседневной жизни было здесь велико и в советские годы, и особенно сейчас. Между тем, древнейшим архитектурным памятником Ингушетии является православный храм Тхаба-Ерды. Он расположен в самом высокогорном Джейрахском районе среди склонов, где пасутся отары овец. Стройное прямоугольное здание из камня с простой двухскатной крышей – памятник того времени, когда среди вайнахов (предков ингушей и чеченцев) распространялось христианство.
Вайнахское христианство теряется в глубине веков, поэтому относительно Тхаба-Ерды среди учёных согласия нет. Разные версии высказываются про время постройки храма. Восьмой, девятый или двенадцатый век. По-разному расшифровывается его название. Храм двух тысяч святых. Храм святого Фомы. Словосочетание «наша вера» на ингушском языке или имя языческого ингушского божества.
Православие пришло на землю вайнахов из Грузии. Особенное усердие о распространении веры Христовой проявляла святая грузинская царица Тамара. Поэтому в строительстве храма поучаствовали и грузинские, и местные мастера. Вплоть до девятнадцатого века там хранилась книга Псалтыри на грузинском языке.
Вайнахские и грузинские черты отразились в резных каменных изображениях на стенах храма. Христос и местный князь; епископ с именем «Георгий», подписанным на грузинском языке; борющийся со львом; лучник; олень и фантастическое животное сенмурв из персидской мифологии.
В тринадцатом веке, после монгольского завоевания, Грузинское царство пришло в упадок. Затем много раз Грузию разорял Тамерлан. Сил поддерживать православную миссию на Северном Кавказе у Грузинской Церкви не осталось. Христианские общины постепенно угасали, а вайнахи возвращались в язычество. И только в семнадцатом веке постепенно началось обращение ингушей и чеченцев в ислам.
Но даже в эти века храм Тхаба-Ерды сохранял своё сакральное значение. В нём собирался совет старейшин ингушского народа, чтобы вершить суд и принимать важные решения. Христианство оставило след в языке и некоторых бытовых обрядах ингушей и чеченцев. А с южной стороны Большого Кавказа на территории Грузии живут бацбийцы – третий вайнахский народ, который в основном исповедует православие.
Храм Тхаба-Ерды отреставрирован и доступен для посещения. Изредка в нём и теперь совершаются православные богослужения.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.