храм в хотьково настоятель

Общая информация. Контакты. Как помочь

Официально

Так будет выглядеть Храм прп. Серафима Саровского в Хотькове:

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Настоятель

Священник Александр Евгеньевич Колесников, 1976
храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования наперсный крест камилавка 2008 набедренник 2005 грамота Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 2000 грамота юбилейная

Начало строительства

Много лет жители города Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области мечтали иметь свой храм в черте города, который был бы рядом, и до которого можно было добраться без транспорта. И вот, наконец, чаяниям народа Божьего пришло время сбыться.

Под строительство храма администрацией города и района был выделен для оформления земельный участок в центре города. Комиссия Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии одобрила выбор данного места, как наиболее подходящего для возведения храма. Было получено благословение Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского на учреждении и регистрацию прихода.

В настоящее время приход зарегистрирован в государственных органах, указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия управляющего Московской епархией №2919 от 10 сентября 2007 года священник Александр Колесников назначен настоятелем церкви преподобного Серафима Саровского города Хотьково Московской области, созданы руководящие органы прихода, проведены проектно-изыскательские работы, разработана проектная документация храма.

17 ноября 2009 года Постановлением главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области предоставлен земельный участок площадью 4897.00 кв. м в безвозмездное срочное пользование на срок строительства.

В 2009 году удалось возвести ограждение участка, установить информационный щит и поставить поклонный крест на месте строительства будущей церкви.

1 августа 2010 года, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, у креста, поставленного на месте будущего Серафимовского храма, состоялся молебен на начало строительства церковного здания. Молебен совершил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, который является настоятелем строящегося храма.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Вместе с отцом Александром молились члены церковной общины, помогающие настоятелю, и жители города, которые стараются не пропускать возможности помолиться угоднику Божию. Особенно радостно было видеть много людей у креста сегодня, когда испрашивалось от Бога благословение на следующий этап, один из главных, в созидании храма – начало строительных работ. После молебна отец Александр окропил святой водой место будущей стройплощадки и всех собравшихся.

Контакты

Как помочь?

1. Через Банк:

Банковские реквизиты храма:

Местная религиозная организация православный приход Серафимовского храма г. Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Михеенко, дом 30

ИНН 5042098149 КПП 504201001 ОКПО 86646409

в Сергиево-Посадском филиале банка «Возрождение» (ОАО) г. Сергиев Посад

кор/счет 30101810900000000181 БИК 044525181

Обязательно указывается назначение платежа: «Пожертвование на строительство храма»

2. Через платежную систему «Яндекс.Деньги»

Номер счета в платежной системе: 41001434977068. Оплату можно произвести через любой платежный терминал.

Источник

«Наш дом». Интервью с настоятелем Алекссевской церкви в Хотькове о. Сергием Трухачёвым

— Батюшка, расскажите об истории вашего храма.

— На месте, где сейчас стоит наш храм, была деревянная церковь. Её построили в 1848 году на средства владельца фарфорового завода (он располагался здесь же, в селе Горбуново). Хозяин завода Алексей Гаврилович Попов в 1863 году на месте деревянной возвёл каменную церковь в честь митрополита Московского Алексия. В 1935 году, при советской власти, в храме устроили зерно- и овощехранилища, позже клуб и кинозал. В 1947 году и вовсе разобрали колокольню, уничтожили купол. Для храма начались «годы забвения».

Церковь Алексея человека Божия на Горбуновке
храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

— Когда и как храмовая жизнь на Горбуновке начала восстанавливаться?

— Насколько сильно пострадал храм в годы «застоя»?

— Очень сильно. Художники, работавшие на фарфоровом заводе Попова, расписывали иконостас. Подсвечники в храме были фарфоровые. Когда здесь решили сделать клуб, людей заставляли замазывать извёсткой росписи, а они то и дело проявлялись. Тогда росписи по-просту отбили. Смотрите, какой высокий у нас храм. На втором этаже была библиотека, но она сгорела. Здесь, где сегодня находится воскресная школа, была котельная. Где трапезничаем, всё было завалено землёй. Что и говорить, восстановление храма было долгим и непростым.

Настоятель горбуновской церкви о. Сергий Трухачёв
храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

— Отец Сергий, расскажите о вашем приходе? Как много людей постоянно участвуют в жизни храма, посещают богослужения?

— В дореволюционной России понятие «приход» было сродни семье. Ведь, по сути, это была община, где люди вместе жили, воспитывали детей, и жизни своей без храма они не представляли. Здесь уместно вспомнить и церковные книги. Они в России существовали до 1918 года, это, фактически, был единственный документ, где регистрировали всех родившихся и умерших, а также венчанных. Сегодня в нашем приходе нет церковной книги, но жизнь общины мы стараемся наладить. Движемся маленькими, но уверенными шагами, ведь сколько лет варилась «каша безбожья». На возрождение духовной жизни уйдут десятилетия. Полностью изменить эту ситуацию сможем даже не мы, а наши дети, внуки. Сейчас на службах бывает по 70, а то и больше человек. В выходные и особенно летом, когда в Хотьково приезжает много дачников, количество прихожан заметно возрастает. Хорошо.

Если внутри храм практически восстановлен, то как обстоит дело с колокольней, которую разрушили при советской власти?

— А хотьковские власти как-то участвуют в жизни храма?

— Спасибо Рите Григорьевне Тихомировой и хотьковским депутатам. Прошлой весной на нашей территории с их помощью появилась детская игровая площадка. Сюда приходят не только дети прихожан, но и все желающие.

— Отец Сергий, как вы проводите свободное время, и вообще, есть ли оно у вас?

— В основном, всё моё время проходит в этом храме. Много дел, много прихожан. Для всего и всех нужно найти время. Но, если выдаётся свободная минута, беру в руки книги, и пишу статьи для газеты нашего Благочиния.

— Сейчас идёт Великий пост. Как в эти дни меняется жизнь храма и его прихожан?

Я не могла не поговорить с прихожанами этой церкви, теми, кто много времени проводит здесь, посильно помогает, искренне верит в Бога и в то, что духовная жизнь на Горбуновке никогда больше не будет переживать времена «забвения».

В Алексеевской церкви
храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Александр, 26 лет, житель Хотьково: «В 2006 году закончил иконописную школу при московской духовной академии. Сейчас расписываю храм, пою в хоре. Два месяца назад отец Сергий обвенчал меня с моей второй половинкой, её я тоже нашёл в этом храме».

Галина, 62 года, жительница Москвы: «Дети уже взрослые, им помогать не надо. 6 лет назад я купила домик недалеко от церкви, и, могу сказать честно, с того времени в этом храме проходит вся моя жизнь».

Светлана Модель
Источник: Хотьковский прорыв

Источник

Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.

Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.

Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.

Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое.

На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.

Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.

Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.

Расписание богослужений

Заказ треб

Справки по телефону 8 (496) 543-000-5.

Монастырь открыт для посетителей

Телефоны:

8 (496) 543-000-5 (храм),
8 (496) 543-05-18 (канцелярия).

Источник

ХОТЬКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель
Хотьковский Покровский монастырь

Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Сергиево-Посадской епархии

В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.

Женская обитель

В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.

Синодальный период

В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.

Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.

Разорение

В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.

После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.

Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская.» Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.

Возрождение

В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.

10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.

В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.

Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.

Статистика

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель
Покровский собор Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель
Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель
Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Южные ворота и Митрофановский храм

Южные Водяные ворота в 1833 году были увенчаны надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Подворья

Настоятельницы

Святыни

Использованные материалы

[3] Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам, Свято-Покровский Хотьков монастырь, 1998, 34-36.

Источник

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

История

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь был основан, согласно летописям, в 1308 г. Обитель вошла в историю Русской Православной Церкви и России как место пострижения и погребения в 1337 г. святых родителей преп. Сергия Радонежского – преп. Кирилла и преп. Марии.

Первоначально монастырь был смешанным, в нем подвизались старцы и старицы. В 1504 г. преобразован в женский. В 1544 г. обитель была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 г. монастырь стал самостоятельным.

После революции в 1928 г. монастырь был закрыт и подвергся разорению.

В 1989 г. Покровский собор обители был передан в ведение Московской Патриархии, в 1992 г. в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельСемь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2012 году исполнилось 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 20 лет общецерковного прославления и 675 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.

XIV век

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь. Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.

Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие. Настало время возрождения России.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Тогда же стало возрождаться и монашество, подвергнутое страшному разорению во время монгольского нашествия. Этому способствовали три взаимосвязанных благодатных события – возвышение Москвы, рождение преподобного Сергия и переезд боярина Кирилла в Московские пределы. Зародилась монашеская жизнь на Хотькове, у Покрова Матери Божией. Оттуда, получив долгожданное родительское благословение, начал свое восхождение в Горняя будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры, с которой тесными узами будет связано жительство Хотьковской обители.

XV век

Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители.

XVI век

В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи со старческим руководством Троице-Сергиевой Лавры.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек. В этот период управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.

XVII век

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельНо период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В осаждённом Троицком монастыре скончался хотьковский священник отец Сергий. Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Во главе стояла игумения Евфимия (Королевинская).

Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событиях страны. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского. Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих. Государственное содержание обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Выручали небольшие угодья, оставленные монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

XVIII век

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век

XIX век

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Покровский собор с монастырским кладбищем. XIX век

После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

Дело укрепления монастыря и совершенствования монашеской жизни продолжила преемница игумении Евпраксии, бывшая Хотьковская благочинная, игумения Магдалина. Современники отмечали её твёрдый волевой характер, настойчивость в достижении поставленных целей. Игумения Магдалина преумножила духовное и материальное наследие своей предшественницы. Особую заботу она проявляла о благочинном устроении жизни в монастыре. Послушниц она стала обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Матушка следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.

Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. Благодаря попечению игумении Магдалины у ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.

Примечательно воспоминание Елевферии, старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид, последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.

По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение». Преклонив колени пред святым образом, юная послушница пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней. Между тем старушка-монахиня начала торопить её идти к матушке игумении. В силу необходимости девушка поспешила за старицей.

Матушка Магдалина приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна)

В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.

Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.

Количество насельниц обители значительно возросло, что вызвало затруднения в управлении. До сих пор в монастыре сосуществовала «жизнь общежительная, полуобщежительная и особожитийная», т.е. отдельно по келлиям. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры святитель Московский Филарет выражал беспокойство по поводу трудности утверждения общежительного устава для 400 сестер. Игумения Магдалина продолжила преобразование монастыря с особожитийного устава на общежительный, начатое при игумении Евпраксии. Этот процесс завершился при игумении Варсонофии I.

Игумения Варсонофия уделяла большое внимание благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, в том числе Дмитров¬ского, через посредство Кирилло-Мефодиевского братства и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. 30 октября 1876 г. игумения Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Через 6 лет, когда девочки уже выросли, обучились различным рукоделиям и смогли начать самостоятельную жизнь, Московская консистория объявила игумении Варсонофии благодарность. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок. XIX век

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.

XX век

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельУже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе: «. он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен [25,56 м], высота 20 сажен [42,6 м], пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельВо время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Последняя игумения Варсонофия II. Фото XIX века

Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)

Наконец, в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Он был первым настоятелем Покровского собора до открытия монастыря. Мученически скончался в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где впоследствии служил настоятелем.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Покровский Хотьков монастырь. 2006 год

Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельМатушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия. Обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Возрождённые обители и сейчас влекут к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой.

По милости Божией возобновилась монашеская жизнь и в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности. При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.

В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь. Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятельВ своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Святейший Владыка поблагодарил Матушку Игумению Олимпиаду за нелегкий труд по организации монастырского пансиона для девочек. (В 2015 году пансиону исполнилось 15 лет.) Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами. Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».

Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами, – отметил Предстоятель, – возрождается образ Святой Руси».

11 марта 2012 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре впервые была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова). Насельницы и гости обители с радостью и благоговением участвовали в Божественной Литургии.

Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.

Игумения

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего.

Строительство началось, по благословению митрополита Платона (Левшина), в 1811 году и производилось на средства монастыря. Работы выполняла артель каменщиков под руководством крестьянина подмосковного села Мячкова Алексея Крюкова. По договору с монастырем в 1811 году Крюков разобрал «старую Покровскую каменную церковь с алтарями и с старою трапезою сверху до низу всю кроме крепких мест во внутренних стенах». Крепкие фрагменты стен старого собора XVII века были включены в состав кладки нового. Но строительные работы по возведению нового прервались Отечественной войной 1812 года, когда угроза быстрого приближения неприятельских войск к Москве вынудила многих покинуть родные места. Осенью 1812 года отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря. После войны строительство было продолжено. Кладку стен и сводов проводила уже другая артель – владимирских каменщиков из села Всеславского во главе с крестьянином Яковом Тимофеевым. Окончательная отделка и роспись храма закончена в 1816 году. Девятого июля того же года было совершено освящение его архиепископом Московским Августином (Виноградским).

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева. Автором проекта Покровского собора выступил двадцатишестилетний архитектор Иван Тимофеевич Таманский, выходец из крещеных крымских татар, ученик знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Школа Казакова сказалась в лаконичности архитектурного облика здания, в строгой симметрии, в использовании контрастных сочетаний света и тени, плоскостей и объемов. Большое значение имеют портики, которые зрительно облегчают облик и увеличивают высоту сооружения.

Подробное описание содержится в метрике собора, составленной священнослужителями монастыря в 1887 году. В частности в ней говорится: «Церковь Покрова Богородицы четырехугольная, с колоннами с трех сторон, на каждой по четыре колонны на пьедесталах. Церковь одноэтажная. В длину пятнадцать сажен, в ширину семь сажен и два аршина. Алтарь с одним полукружием, граней нет. Кровля на сводах шатровая, из железа, выкрашена краской, у спусков кровли подзоров нет; покрышка церкви из кокошников не состоит. На церкви пять глав, размещены по углам. Главы покрыты железом. Одна большая окрашена и украшена позлащенными звездами, а остальные позолочены. Кресты на главах медные, вызолоченные, восьмиконечные, без завиток, цепей на крестах, спускающихся к главам, нет. »

После Святых ворот с Предтеченским храмом (построенным в 1799 году) Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Стены новопостроенного храма украшала живопись. Деревянный иконостас столярной работы был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. В нижнем ярусе иконостаса помещалась почитаемая в обители и округе икона Толгской Богоматери, украшенная золотом, серебром, жемчугом и четырьмя алмазными запонами (утрачена) – дар государыни царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В приделе святителя Алексия у Царских врат помещалась Смоленская икона Богоматери, также ранее принадлежавшая царице Параскеве Феодоровне.

Величественные своды нового Покровского собора осеняли гробницу преподобных Кирилла и Марии, находившуюся, как и в старом храме, с правой стороны под деревянной резной позолоченной сенью. Надгробия были украшены иконописными изображениями Преподобных в схимах во весь рост в серебряных чеканных ризах, а в головах – троичные образа, также в чеканных серебряных ризах. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. – Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца». При гробнице Кирилла и Марии для богомольцев постоянно служились панихиды. А перед гробницей помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями (утрачена). Эта икона вместе с мощами святых Кирилла и Марии прославилась чудесным избавлением обители от холерных эпидемий. Возле гробниц преподобных Кирилла и Марии находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Много и других драгоценных святынь, икон, крестов с частицами мощей святых угодников Божиих хранилось в богато украшенном Покровском храме.

В 1930-х гг. Покровский собор был отдан под склад. В 1940-м было перестроено внутреннее пространство – разделено на два этажа. До 1985 года в храме располагалась Хотьковская промышленная артель, изготовлявшая изделия из пластмассы и стекляруса. В 1985 году в соборе случился сильный пожар, который нарушил целостность здания и уничтожил остатки фресок – наследие XIX века.

Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. Иконостас расписан студентами иконописной школы Московской Духовной Академии. К 700-летию обители, которое праздновалось в 2008 году, над мощами преподобных Кирилла и Марии была установлена новая резная сень.

В 2011 году совершилось историческое событие – Покровский собор был заново расписан. Работы выполнены учениками иконописной школы МДА под руководством преподавателя Анатолия Валерьевича Алёшина.

Богослужения в настоящее время совершаются в Покровском соборе.

храм в хотьково настоятель. Смотреть фото храм в хотьково настоятель. Смотреть картинку храм в хотьково настоятель. Картинка про храм в хотьково настоятель. Фото храм в хотьково настоятель

Для русского человека с древних времен огромное значение имеет не только внутренняя красота добродетелей, стяжать которую призван человек, но и внешнее благолепие Божия храма, которое вдохновляет православного христианина к благоговейному богоугождению. Прекрасные храмы, возвышающиеся за древними монастырскими стенами, становятся важным свидетельством о величии Божия Царства, устраивать которое в душах людей призваны святые обители. Поэтому каждый русский монастырь, по мере своего укрепления, стремится возводить красивые величественные храмы.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители, множество паломников стекалось в нее в праздничные дни. Старый Никольский храм не мог уже вмещать такого количества молящихся, поэтому в конце 1899 г. игумения Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать старую, ставшую тесной, Никольскую церковь и построить на ее месте новую. Разрешение было дано в мае 1899 г. Автором проекта выступил архитектор Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латков.

Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. Как затем отметил наместник Лавры архимандрит Товия (Цимбал), благочинный Хотькова монастыря, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Крестообразное в плане двухсветное здание центрического типа стоит на сводчатом полуподвале. Завершается большим центральным куполом с высоким шпилем, увенчанным крестом, а также четырьмя малыми боковыми куполами. Центральный купол опирается на мощный световой барабан, выполненный в виде перспективной аркады с двенадцатью большими полуциркульными оконными проемами. Световой барабан, в свою очередь, утвержден на четырех внутренних опорах, смещенных к углам здания. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады собора были декорированы белокаменными пилястрами с резными капителями. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы. Центральный иконостас имел три, а боковые – два яруса. Обширные клиросы сделаны также из белого мрамора, по стенам и вокруг столбов располагались прекрасные старинные иконы в серебряных ризах из прежнего храма. Все мраморные работы исполнены И.А. Орловым, а бронзовые Т.Н. Мешковым. У западной стены во всю ширину были устроены железные хоры для певчих, которые в настоящее время восстанавливаются.

В первых числах сентября 1904 года игуменья Филарета доложила архимандриту Товии об окончании работ и попросила ходатайствовать перед митрополитом Московским об освящении нового Никольского собора. Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г. В первый день были освящены главный алтарь и правый придел, во второй – левый придел собора. Главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца освятил сам митрополит Московский Владимир. Правый, во имя святых апостолов Петра и Павла, – епископ Дмитровский Трифон. Наместник Лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова.

Вот что писала газета «Московские церковные ведомости» № 41 от 1904 года под заголовком «Торжество в Хотьковском монастыре Дмитровского уезда»: «В воскресенье 26 на понедельник 27 сентября в Хотьковском монастыре при торжественной обстановке было совершено освещение вновь построенного теплого храма и приделов. Вновь построенный Никольский храм по своей архитектуре принадлежит к числу выдающихся церквей Московской епархии. Он находится в середине монастыря и сооружен на месте прежней тесной и неудобной теплой церкви. Он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его двенадцать сажен (29,76 м), а вышина двадцать сажен (49,60 м), пол сделан из метлахских плит. Все три алтаря находятся на одной линии. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колоннами и бронзовыми украшениями. Все мраморные работы исполнены И.А.Орловым. Царские врата, алтарные двери, паникадила, подсвечники и лампады сделаны из бронзы с большим вкусом Т. Н. Мешковым. Святые иконы в иконостасах живописной работы, а на стенах храма в мраморных иконостасах помещены старинные иконы в серебряных ризах, бывшие в иконостасе и на стенах прежнего храма. У западной стены церкви во всю ширину устроены железные хоры для певчих».

Иконы для иконостасов были написаны также в византийском стиле, но не на деревянных, а на цинковых досках в бронзовых вызолоченных рамах. Иконы из старой Никольской церкви помещались в алтарях и в мраморных киотах у стен и столбов. Расписан храм был позднее, в 1911 году, палехскими мастерами Сафроновыми.

Никольский собор впечатляет своими масштабами и величественностью. Подобно Успенскому собору в Лавре, Никольский храм в Хотькове стал высотным ориентиром, организующей доминантой как архитектурного комплекса Покровского Хотькова монастыря, так и окрестных селений. Он продолжает выполнять эту роль и в наши дни.

По наследству от старой Никольской церкви новый собор взял роль усыпальницы для настоятельниц обители. В крипте собора находились сохраненные при строительстве могилы хотьковских настоятельниц, игумений Евпраксии, Антонии, Филареты I и Варсонофии, погребенных в подклете старой церкви. Менее чем через год, 13 июля 1905 года, мирно скончалась и была погребена под Никольским собором строительница храма игумения Филарета II, возглавлявшая обитель с 1895 года.

В 1932 году Никольский храм закрыли. Великолепного убранства больше не было. Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. Благолепный, не так давно отстроенный храм подвергся жестокому разорению.

Хотьковский историк-краевед Григорий Ефимович Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства. Роспись его была одной из лучших в Московской епархии. Нижняя часть храма была отделана черным лабродаритом. Этот мрамор забрали в Москву на строительство метрополитена. Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи: четыре Апостола и животные, больше ничего. Советские власти, чтобы вести какую-то антирелигиозную пропаганду, закрашивали роспись. Ее закрасят, через некоторое время она вновь появляется, один раз, второй, третий. Стали сбивать штукатурку, сухую, теплую, толстую. Это тоже не помогло. Собьют, замажут, но роспись опять появляется. В конце концов решили всю штукатурку отбить».

С 1934 года храм использовался как склад боеприпасов для конвойного полка НКВД, некоторое время стоявшего на территории монастыря. С 1944 года – как учебные классы артиллеристов. В 1948-м в подклете располагались механические мастерские школы комбайнеров и трактористов, в храме ремонтировали сельхозмашины. В последующие годы 1950 – 1980-е – как склад готовой продукции столярного цеха сельскохозяйственного техникума; какое-то время в нем находился клуб.

Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви произошло в 1990 году. За прошедшие годы были восстановлены 5 куполов по старинному образцу, выполнена внешняя и частично внутренняя отделка, установлены белые мраморные иконостасы в трех приделах, на главном иконостасе закончена роспись, выложен мрамором пол, имеющий систему подогрева. В 2011 году преподаватели и выпускники иконописной школы МДА занимались росписью иконостасов в боковых пределах. Они выполнены из белого мрамора также, как и центральный иконостас, московскими мастерами. Автором проекта является Александр Николаевич Солдатов. В настоящее время в нем продолжаются реставрационные работы. 11 октября 2012 года, в день празднования памяти преподобных Кирилла и Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин Великого освящения Никольского собора. В этот день Хотьков монастырь отмечал 20-летие возрождения монашеской жизни, 675-летие преставления и 20-летие канонизации прпп. Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *