храм в сизой шушенского района

Дорога к храму: Храм преподобной Евфросинии (Евдокии), великой княгини Московской, село Сизая Шушенского района

Дорога к храму святой Евдокии в прямом смысле выстлана цветами и мрамором. Пожалуй, ни в одной святыне юга края не встречала такого многообразия живых цветов и зелени. Окруженный яркими красками лета, высится над селом этот белоснежный мраморный храм, куда съезжаются паломники из разных уголков нашего края и соседней Республики Хакасия.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаХрам святой Евдокии

«Как жаль, что мама не увидит этот светлый храм»

«Божею милостью заложен камень сей в основание храма святой Евдокии второго месяца октября лета 1995 Епископом Красноярским-Енисейским по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II».

Эта надпись украшает мраморную плиту, установленную на территории храма. Его построили всего за четыре года. А начинал строительство наш знаменитый земляк, двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Иван Сергеевич Ярыгин. Его мама Евдокия Павловна Ярыгина всегда мечтала, чтобы в Сизой была своя церковь. В память о ней спортсмен и решил возвести храм на территории своей малой Родины.

Место для сооружения храма Иван Сергеевич выбирал сам. Он давно облюбовал эту площадку на высоком яру речки Голубой невдалеке от родовой усадьбы Ярыгиных. В свое время он хотел построить здесь дачный домик, но обстоятельства изменились.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

Для привлечения средств на храм был учрежден общественный благотворительный фонд. В Москве друзья Ивана Ярыгина организовали попечительский совет строящегося храма. Проект церкви в Сизой Иван Сергеевич попросил сделать красноярца, талантливого, известного в России архитектора Арэга Саркисовича Демирханова.

Из воспоминаний А. Демирханова:

«Когда Иван Сергеевич увидел макет церкви, лицо его озарилось счастливой улыбкой. Он внимательно осмотрел макет и коротко заметил: «Как жаль, что мама не увидит этот светлый храм».

В первые два года строительства церкви Иван Сергеевич очень часто приезжал в Сизую и лично сам решал многие сложные финансовые и организационные проблемы. Он как будто что-то чувствовал, побуждая всех тех, кто имел отношение к строительству, делать всё оперативнее.

При жизни олимпийца объем строительных работ на возведении храма был выполнен примерно на пятьдесят процентов.

Трагическая гибель Ивана Ярыгина не остановила постройку церкви. Главным координатором строительства стал В. Малышков. Практическое руководство взял на себя младший брат Ивана Александр Ярыгин. С помощью финансовой поддержки попечительского совета Александр Сергеевич сумел подготовить храм к открытию летом 1999 года. 20 августа храм святой Евдокии был открыт торжественной службой для православных прихожан.

По церковным канонам, имя простой верующей Евдокии Павловны Ярыгиной храму давать не положено. Официально храму дано имя святой преподобной Евдокии (жены великого воина, защитника России Дмитрия Донского).

Однако народ понимает, что эта церковь – еще и памятник Евдокии Павловне, памятник всем верующим матерям России, памятник Ивану Ярыгину и его бескорыстным друзьям.

Кстати, в судьбе святой Евдокии и Евдокии Павловны есть символические совпадения. Обе родили и воспитали по десять детей, вдовствовали по 17 лет перед кончиной, на месте их домов стоят теперь гостиницы. Сколько будет жить храм Святой Евдокии, столько и будут люди помнить Евдокию Павловну, ее семью и строителей-благотворителей.

Без Бога и без Церкви не спастись человеку

Несмотря на достаточно большое население села Сизая (2300 человек), приход у храма – всего 20-25 человек. Это люди, которые регулярно посещают службы, исповедуются и причащаются и, конечно, несут свое скромное послушание. По силе и с помощью Божией помогает храму постоянная прихожанка Валентина Юдина. Вместе с Татьяной Аржаковой она ежегодно занимается благоустройством прихрамовой территории, высаживает рассаду, ухаживает все лето за цветами.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаЭто главные благоустроители прихрамовой территории Валентина Юдина и Татьяна Аржакова

– В основном это, конечно, заслуга нашей Танечки, – признается Валентина. – Это она у нас рукодельница. Как говорил наш прежний батюшка Сергий Лукашенко, Татьянины цветы улыбаются. Я больше рассадой занимаюсь и выполняю различные послушания. Что батюшка попросит, то и делаю.

В село Сизая Валентина Юдина приехала в 1972 году работать мастером-технологом на лесозаготовках. Несмотря на то, что бабушка Валентины была человеком глубоко верующим, в семье Юдиных, как, впрочем, и в большинстве советских семей, особенно о вере не задумывались.

– Жили да жили, детей растили, работали от зари… – говорит прихожанка. – А когда началось строительство храма, и мысли стали о Боге чаще появляться. Помню, как перед освящением храма помогали батюшке благоустраивать территорию, носили вазоны с цветами, убирали, мыли. Ждали высоких гостей, священнослужителей и строителей из Москвы. Вот так и прикипела к нашему храму. Не могу сказать, что строго посещаю все службы и соблюдаю все посты, но по мере сил несу свое скромное послушание. Семь лет отработала здесь в иконной лавке, одно время сама выпекала просфоры, хотя совершенно не знала, как это делать. Батюшка благословил, книжечку с рецептом дал и сам показал, как туго нужно вымешивать тесто. За то и прозвали меня Валентина-просфорница.

Семью Ярыгиных местные прихожане хорошо знают. Еще бы: учились в одной школе, бегали по одним улицам. И маму Ивана Ярыгина Евдокию Павловну хорошо помнят и уважают местные жители.

Дом Тамары и Анатолия Шандрыгось находился всего в трехстах метрах от дома Евдокии Павловны. Тамара (тоже прихожанка храма) запомнила Евдокию Павловну как очень кроткую, смиренную и добрую женщину.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаПрихожанка храма Тамара Шандрыгось

– Она никогда не скандалила, не ругалась, – говорит Тамара (женщины прихода сознательно не сказали мне своих отчеств, в общине они называют друг друга только по именам). – В былые времена такие очереди в магазин за хлебом были, но она, хоть два часа надо будет стоять, слова худого не проронит. А ещё она никогда не навязывала веру, не агитировала и не демонстрировала себя каким-то особенным человеком. Но всем и всегда старалась помочь. В нашей деревне так заведено было: случись у кого горе, пожар или, не дай Бог, умер кто, – каждый нес, что мог. Денег-то особо не было. Но помогали едой, вещами, утварью. Так вот, при всей бедности, в которой жила огромная семья Ярыгиных, она всегда находила, что отдать.

Сама Тамара тоже не сразу пришла к вере, несмотря на то, что воспитывалась в православной семье. В раннем возрасте девочку врачи едва спасли, буквально вытащив с того света. В 11 лет – вторая реанимация и второе чудесное спасение. Уже тогда Тамара поняла, что была там, видела другой мир и знала, что люди не умирают, их души лишь расстаются на определенное время.

– Когда мне сказали, что к нам приехал священник, отец Сергий, меня будто кто подтолкнул, – вспоминает прихожанка. – Встала и пошла на встречу с ним. Храм еще не был построен, кругом строительные леса стояли, даже службу проводить негде было. А приехал батюшка под Новый год. Поселился в домике рядом с храмом (он и по сей день является домом для служащего священника. – Прим. ред.) Ни рукавиц на нем, ни одежды теплой, так мне его жалко стало. А я как раз мужу шерстяные перчатки связала, думаю, да ладно, еще навяжу, – отдала батюшке. С того все и началось! В этом домике батюшка венчал нас с Анатолием, здесь же в ванной комнате проходили обряды крещения. На речке Голубой на Крещение проводили обряды омовения. Сейчас мы с супругом уже не представляем жизнь вне храма. Анатолий во всем старается помогать батюшкам, сейчас занимается строительством лестницы на колокольню. Каждого Господь ведет своей дорогой. Кого-то через покаяние, кого-то через созидание. Но одно точно: без Церкви и без Бога не спастись человеку.

Белокаменный храм, как вещий сон

Исторически церкви в селе Сизая никогда не было. Но старожилы помнят небольшую православную общину, состоящую из женщин, которые молились в одном из сельских домов. Всю Великую Отечественную войну они молились за своих мужей и за здравие всех, кто ушел на фронт. Делали это тихо, не напоказ.

– Может быть, именно они и вымолили нам храм святой Евдокии, до строительства которого многие из них не дожили, – говорит Тамара. – Еще задолго до строительства церкви святой Евдокии одной из этих женщин приснился сон, что в селе Сизая появился белокаменный храм. Не чудо ли? Сон оказался вещим, значит, все же вымолили православные женщины, чтобы спустя годы руками знаменитого спорт-смена Ивана Ярыгина было начато строительство этой святыни.

От безверия к вере помогла прийти дочь

Как ни странно, но одни из главных нынешних послушников и помощников священников храма, Михаил и Валентина Ятины, тоже верующими никогда не были. Валентина признается, что порой, когда жизнь доводила до слез и отчаяния, она смотрела на небо и мысленно произносила: «Боженька, я знаю, что ты есть». При этом слова «Иисус» никогда не знала. Из соседнего села Майна, где проживают супруги, им из окна было видно, как строители возводят храм святой Евдокии.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаМихаил Ятин, звонарь и алтарник храма

– Сёла рядышком, через речку переехать. А дом наш тоже на возвышенности стоит, так что все мы могли наблюдать за ходом работ, – рассказывает прихожанка. – Как-то утром 13-летняя дочь Ольга проснулась и говорит: «Хочу, чтобы меня крестили». Мы особенно не обратили на это внимания. Но так повторялось не один раз. Каждый день ребенок вставал и просил, чтобы его увезли в храм. Мы с отцом предложили поехать в недостроенный храм в Сизой, батюшка там уже был. Но она наотрез отказалась. Нет, говорит, этот храм недостроенный, везите меня в настоящий, достроенный храм.

– Да куда ж везти-то? – спрашиваем.

Откуда ребенок знал про Минусинск и про то, что там есть храм – до сих пор загадка. Поехали мы в Спасский собор, чтобы окрестить дочь. Как сейчас помню, купили копеечные крестики, свечки, выстроились на обряд крещения. Крестил Ольгу священник Сергий Круглов. Не знаю, как так случилось, душевный батюшка Сергий повлиял на нас или благодать Божья посетила, но в результате окрестил отец Сергий всю нашу большую семью. За это мы ему очень благодарны. Пусть Господь хранит его и бережет. А когда строительство нашего сизинского храма уже завершалось, дочка попросилась в этот новый храм, и мы поехали. Познакомились с прежним священником отцом Сергием Лукашенко, и с тех пор жизнь вне храма наша семья представить не может.

Сейчас Валентина вместе с мужем поет на клиросе, ее супруг Михаил также помогает батюшкам в качестве алтарника и хозяйственника. Ведь не так просто при такой малой пастве содержать огромный храм в порядке.

Кстати, Валентина тоже помнит Евдокию Павловну Ярыгину. Еще с тех пор, как работала на телеграфе и приносила матери письма от любимого сына Ивана.

Серёжа, тебе Господь даровал самую большую награду – жизнь!

В семье Ивана Ярыгина было десять ребятишек. Иван Сергеевич был, так сказать, «золотой серединой», он родился пятым ребенком в семье. Интересно, что каждый ребенок рождался с разницей в 2,5 года. А вот уходили они в разные периоды жизни, и уход каждого из них был большой трагедией для семьи.

– Чем больше семья, тем больше трагедий, – говорит дочь Евдокии и Сергея Ярыгиных, Любовь. – Так случилось, что из шести братьев сегодня в живых никого не осталось. Один погиб в 24 года, второй в 32, третий в 44, четвертый в 49 лет. Трагически погиб и мой отец, придавило на лесозаготовках лесиной. Работа у лесозаготовителей тяжелая и опасная, и многие от нее пострадали. Братья Александр и Николай тоже умерли. Из десяти детей остались мы – четыре сестры! В 1995 году после смерти матери на сороковой день мы с Ваней шли с могилы, и он сказал: «Надо построить часовню в память о матери, она была бы рада»…

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаДочь Евдокии Павловны Любовь Ярыгина

К вере Евдокия Павловна приучала детей с детства. В маленькой избушке, где жили супруги с десятью детьми и бабушкой, были только комната и кухня. В комнате стояли иконы, у которых Евдокия читала утренние и вечерние молитвы.

– Утреннюю она запевала громко, так что мы просыпались и становились рядом с ней на коленочки, – вспоминает Любовь. – Трехлетний Коля иногда, кланяясь, ударялся лбом об пол, чем привлекал внимание матери. Она молча на него оглядывалась и продолжала молиться. Когда он делал это несколько раз, она слегка теребила его по волосам, давая понять, что молитва – дело серьезное, нечего, мол, паясничать. Но никогда не ругала нас. Никогда! Детей Господь дает, сколько дал, всем и радуйся, абортов она не одобряла.

Трое ребятишек в семье родились еще до начала Великой Отечественной войны, остальные семь – уже после. Кстати, их отец Сергей Ярыгин прошел всю войну!

– Иногда после рюмки горькой он мог разоткровенничаться и даже всплакнуть, обращаясь к супруге, – вспоминает дочь. – Глянь, говорит, сколько у тебя наград, да медаль, ты мать-героиня, а я-то какой подвиг совершил? Тогда мама его прижимала к себе и шептала: «Да что ты, перестань, Сережа, тебе Господь даровал самую большую награду – жизнь, которую не отобрала война, и продолжение рода – твоих славных детей!»

Когда дети подросли и стали более самостоятельными, Евдокия Павловна стала отпрашиваться у мужа в Минусинск, чтобы в храме помолиться. Всякий раз обещалась: я только ночку переночую и назад. А уехав, оставалась в Спасском соборе на неделю. Там жила, мыла, убирала, белила. Возвращалась уставшей, но очень счастливой.

Таким же бескорыстным, открытым и искренним был Иван Ярыгин. При всей своей простоте он притягивал к себе людей, как магнитом. Любовь Ярыгина вспоминает случай, рассказанный супругой Ивана Натальей Алексеевной:

«Это было в Москве, в нашем доме в Подольском районе. Раннее утро. Стук в дверь. На пороге мужчина, говорит: «Помогите, пожалуйста, мне срочно нужны деньги на операцию дочери». Ваня забегает в комнату и начинает искать деньги. Говорю: «Ты в своем уме? Какой-то незнакомец просит. Мы же не на это копили!»

А он: «Наташа, ты разве меня не поняла, мужчина просит деньги на операцию дочери…» Мне так стыдно стало…»

Во благо Церкви, но не во благо своих угод

Сегодня храм святой Евдокии окормляет отец Артемий Тювиков. Батюшка совсем недавно познакомился с прихожанами храма, но они уже успели наладить теплые отношения.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского районаСвященник Артемий Тювиков

Несмотря на достаточно молодой возраст, отец Артемий, выросший в семье священника в поселке Курагино, с детских лет научился правилам православной жизни. Той, в которой не обижают слабых, не крадут, не осуждают. Постом, молитвой и покаянием жили в семье, где рос будущий священник. После окончания школы он поехал учиться в духовное училище города Выкса Нижегородской области. Женился, рукоположился – и уже 11 лет служит в храмах Минусинской епархии. Сейчас он является настоятелем Петропавловского храма в поселке Шушенское, а также служит в Сизой и селе Знаменка, где завершается строительство храма в честь иконы Божьей матери, именуемой «Знамение».

Кроме того, батюшка учится в духовной семинарии города Томска и признается, что свой путь священнослужителя выбрал самостоятельно и осознанно.

– В небольших храмах, где мало паствы, священнику тяжелее быть одному, – говорит батюшка. – Когда в храме есть люди, всегда легче работать. Мне приходилось служить во многих храмах епархии, и, слава Богу, всегда находились помощники и послушники. Один в поле не воин! Это правда! Главная задача священника – собрать паству, Церковь. Живя по евангельским законам, собрав вокруг себя людей, тебе уже гораздо легче решать какие-то хозяйственные, административные и другие вопросы. Нести, так сказать, своё послушание пастыря. Во благо Церкви, но не во благо собственной жизни и собственных удобств.

Когда священник дает клятву служить матери-Церкви, он снимает обручальное кольцо, и когда его рукополагают, трижды проводят вокруг престола, как при венчании. По сути, его венчают с Церковью. Священник должен воспринимать Церковь так, как говорил апостол Павел: «Не я живу, живет во мне Христос». Если паства видит, что священник живет по Писанию, повидав все трудности и радости духовной жизни, то они ему, конечно, верят. И к этому нужно стремиться, если ты выбрал для себя этот путь. Мы в первую очередь должны быть не хозяйственниками, не организаторами, а молитвенниками, проводниками людей ко Господу. И к этому я стремлюсь всей душой. Чтобы люди, которые приходят на Литургию и слушают Священное Писание, наполнялись верою в Бога и верили в спасение души и в то, что Господь никогда не оставляет ищущего его путь.

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №31 (18.530) от 05.08.2021

Источник

Храм преподобной Евфросинии (Евдокии) великой княгини Московской

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района Храм Прп. Евфросинии Московской с. Сизая
Шушенского района Красноярского края
Русская Православная Церковь,
Красноярская митрополия,
Красноярская епархия,
Минусинское благочиние

E-mail: настоятель храма
Телефон:+7 (39139) 22-6-90

Адрес: 662732 Россия,
Красноярский край, Шушенский район,
д. Голубая, ул. Ленина 183а

Экскурсия по храму

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

Место для сооружения храма Иван Сергеевич выбирал сам. Он давно облюбовал эту площадку на высоком яру речки Голубой невдалеке от родовой усадьбы Ярыгиных. В свое время он хотел построить здесь дачный домик, но обстоятельства изменились.
Второго октября 1995 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на месте будущего храма во время богослужения был заложен символический камень. По существу с этого дня и началось строительство.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

Для привлечения средств на храм был учрежден общественный благотворительный фонд, который возглавил директор ООО «Мал-Яр» Г. А. Кошилев. В Москве друзья И. С. Ярыгина организовали попечительский совет строящегося храма. Председателем этого, тоже общественного, органа был избран В. И. Малышков.
Проект церкви в Сизой Иван Сергеевич попросил сделать красноярца, талантливого, известного в России архитектора Арэга Саркисовича Демирханова.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

— Когда Иван Сергеевич увидел макет церкви, — вспоминает Арэг Саркисович, — лицо его озарилось счастливой улыбкой. Он внимательно осмотрел макет и коротко заметил: «Как жаль, что мама не увидит этот светлый храм».
В первые два года строительства церкви Иван Сергеевич очень часто приезжал в Сизую и лично сам решал многие сложные финансовые и организационные проблемы. Он как будто что-то чувствовал, подгоняя всех нас, кто имел отношение к строительству, делать все оперативнее. При жизни олимпийца объем строительных работ на возведении храма был выполнен примерно на пятьдесят процентов.

Трагическая гибель И. С. Ярыгина не остановила постройку церкви в п. Сизая. Главным координатором строительства стал В. И. Малышков. Практическое руководство сооружением храма взял на себя младший брат Ивана Александр Ярыгин. С помощью финансовой поддержки Попечительского совета, действуя настойчиво, Александр Сергеевич сумел подготовить храм к открытию летом 1999 г. 20 августа этого года храм Святой Евдокии был открыт торжественной службой для православных прихожан.храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

По церковным канонам имя простой верующей Евдокии Павловны Ярыгиной храму давать не положено. Официально храму дано имя Святой Преподобной Евдокии (жены великого воина — защитника России Дмитрия Донского).
Однако народ понимает, что эта Церковь еще и памятник Матери, Евдокии Павловне, памятник всем Верующим Матерям России, памятник И. С. Ярыгину и его бескорыстным друзьям.

Кстати, в судьбе Святой Евдокии и Евдокии Павловны есть символические совпадения. Обе родили и воспитали по десять детей, вдовствовали по 17 лет перед кончиной, на месте их домов стоят теперь гостиницы. Сколько будет жить храм Святой Евдокии, столько и будут люди помнить Евдокию Павловну, ее семью и строителей-благотворителей.

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

Святая благоверная великая княгиня Московская Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния (1353-1407гг.)

храм в сизой шушенского района. Смотреть фото храм в сизой шушенского района. Смотреть картинку храм в сизой шушенского района. Картинка про храм в сизой шушенского района. Фото храм в сизой шушенского района

2 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери). Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием. Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня). Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре. Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля

Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини – и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии. » князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
И вот пришел 1380 год – новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя – Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание – сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп – 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы – в Кремле – устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские келлии. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного – Мария Ярославна – дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) – вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) – мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) – супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) – мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *