храм в сиене италия

Сиенский собор

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Сиенский собор, посвященный Вознесению Пресвятой Девы Марии, является одним из самых законченных шедевров готической архитектуры в Италии, хоть в нём и присутствуют ещё отдельные черты романских форм. С 1226 года Республика Сиена начала регистрировать в налоговой службе расходы и договоры на строительство нового собора на месте здания двенадцатого века. Работы начались вскоре после этого (возможно, около 1238 года) и были завершены только в XIV веке. Предполагается, что скульптор Никола Пизано (1223-1281), работавший в Сиене с 1245 по 1268 год, внес свой вклад в проектирование этой церкви.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСиенский собор, XIII-XIV век. Вид с высоты птичьего полёта.

Амбициозный проект

В 1339 году Генеральный совет Республики решил, что церковь, строительство которой еще не было завершено, слишком мала для такого важного города, как Сиена. Одним из главных факторов этого постановления была конкуренция Сиены с соседней Флоренцией, которая на тот момент строила свой кафедральный собор гораздо больших размеров. Поэтому был принят проект по расширению здания, превратив уже возведенную часть в поперечный неф новой церкви, фасад которой обращен на юг. Проект, названный Duomo Nuovo, был доверен Ландо ди Пьетро и Джованни ди Агостино, но просадка земли и трудности, связанные с чумой 1348 года, заставили муниципалитет отказаться от этого грандиозного строительства.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСиенский собор, XIII-XIV век. Вид сверху на незавершенная часть Duomo Nuovo

В 1357 году проект по расширению Сиенского собора был окончательно заброшен. Были завершены работы по предыдущему строительному плану, Duomo Vecchio, под руководством Доменико ди Агостино, брата Джованни. В 1382 г. построили своды центрального нефа, и собор приобрел тот вид, каким мы видим его сегодня. К 1370 году работы были завершены. Свидетельством безграничных амбиций города, но и одновременно их провала, служат некоторые части этого изувеченного строения, которые заметны по сей день — это правый проход нового здания, где сейчас находится Музей Сиенского собора, и новый незавершенный фасад. Место центрального и левого нефа, которые никогда не были построены, стало современной площадью Якопо делла Кверча.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСиенский собор, XIII-XIV век. Незавершенная часть Duomo Nuovo

Фасад и колокольня

Великолепный фасад Дуомо Веккьо, выполненный из белого и красного сиенского мрамора и зелёного мрамора Прато, был начат по проекту Джованни Пизано (ок. 1248-1315 гг.). Под руководством этого знаменитого скульптора-архитектора между 1284 и 1298 гг. была возведена нижняя часть здания, обогащенная очень живым скульптурным орнаментом по образцу французских моделей, с тремя большими порталами — круглым центральным и арочными боковыми, увенчанными треугольными фронтонами. Двум боковым, мощным по фактуре башням придают лёгкость вытянутые окна в нишах и декоративные скульптуры.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСиенский собор, XIII-XIV век. Фасад

Джованни Пизано отвечал ещё и за скульптурное оформление фасада. Он создал серию из четырнадцати статуй — пророков, патриархов, языческих философов и пророчиц, всех персонажей, возвещающих о пришествии Христа на Землю. На здании церкви установлены так же и Четыре евангелиста.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияДжованни Пизано, статуи фасада Сиенского собора, 1284-98 гг.

Фигуры Джованни Пизано, установленные на своих пьедесталах, кажутся почти подвижными — они то наклоняются, то поворачивают туловище, то голову, раздувают губы, размахивают свитками в руках. Все его персонажи обладают сильным индивидуальным характером: Платон с гордостью и торжественностью открывает свой возмущенный рот. Абакук, с его большими глазами, устремленными в пустоту, вдумчивый и отсутствующий. Симеон, с бородой как львиная грива и лохматыми волосами, грубоват и сердит. Мария вытянута в порыве пламенной, почти болезненной страсти. Пророки и пророчицы объединены в тесный диалог взглядов и жестов, в то время как напряжение, пронизывающее их тела, является явным выражением пылкой духовности.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияДжованни Пизано, Мария, 1289-96. Мрамор, высота 1,3 м. Сиена, Музей Сиенского собора

После смерти Джованни Пизано в 1315 году, фасад ещё не был завершен. Работы возобновились, вдохновившись Собором в Орвието, из образа которого были взяты башенки, шпили и три больших треугольных башни. Исторически принято приписывать эту часть постройки скульптору Джованни ди Чекко, однако позже некоторые историки стали причислять её работе Каманьо ди Крешентино, руководителю строительством Сиенского собора с 1310 года до его смерти. Результат такого завершения оказался не совсем удачен. Отчасти потому, что он воспринимается как несколько принудительное насаждение новой части к уже существующей, выполненной Пизано — колонны по бокам центрального круглого окна не совпадают с колоннами по бокам центрального портала, а чересчур изобильная пластическая орнаментация утяжеляет поверхность фасада.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияДжованни ди Чекко или Камаино ди Крешентино, верхняя часть фасада Сиенского собора, XIV век.

Колокольня высотой 77 метров была построена в 1313 году. Она выполнена в романском стиле, как и вся старая часть собора, украшенная полосами белого и зеленого мрамора, в гармонии с внешней облицовкой здания. Колокольня имеет шесть рядов окон, которые снизу начинаются с одного стрельчатого окна и заканчивается шестью: уникальное решение, так как самые большие оконные ряды колоколен состояли, как правило, максимум, из четырёх окон. Увенчана колокольня восьмиугольной пирамидой.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияКолокольня Сиенского собора, начало XIV века

Интерьер

Cобор имеет крестообразный план. Главный корпус состоит из нефа и двух проходов по пять отсеков каждый — квадратный в боковых проходах и прямоугольный в центральном. Всё покрыто крестовыми сводами на столбах. Додекагональный купол, один из самых больших на момент его постройки, установлен на шести столбах, расположенных на вершинах шестиугольника. За основным корпусом следует глубокий хор, задняя часть церкви, с тремя нефами по четыре пролёта каждый, так что купол находится почти в центре.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияПлан Сиенского собора

Внутри здание состоит их больших круглых арок и, прежде всего, тяжелого декора из черно-белых полос, как в Пизанском соборе, который, благодаря яркому и навязчивому чередованию цветов, доминирует над всей конструкцией и гасит любое вертикальное напряжение силой своего горизонтального мотива. Колонны, украшенные сценами на исторические сюжеты, приписываются работе Николе Пизано и его ученикам.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияИнтерьер Сиенского собора

Некогда в соборе находилась великая работа Дуччио ди Буонинсенья «Маэста дель Дуомо», размещенная за высоким алтарем, в центре программы прославления Мадонны, начавшейся с витража в апсиде и закончившейся написанием четырех других алтарных картин, также на тему Святой Девы Марии. Это были «Благовещение» Симоне Мартини, «Явление в храме» Амброджо Лоренцетти, «Рождество Богородицы» Пьетро Лоренцетти и «Рождество» Бартоломео Булгарини. Работы, которые находятся в настоящее время в разны музеях, украшали алтари, посвященные святым покровителям Сиены, расположенные по четырем углам креста, т.е. на пересечении главного нефа и трансепта. Своими сюжетами, вместе с полиптихом Дуччо, они прославляли Мадонну, иллюстрируя четыре значимых момента в ее жизни.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияДуччо ди Буонинсенья, Маэста ди Дуомо, 1308-11 гг, дерево, темпера, Сиена, Музей Сиенского Собора. Передний фасад. храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСимоне Мартини, Благовещение, 1333 год. дерево, темпера, 2,65 x 3,05 м. Флоренция, Уффици.

Кафедра Николо Пизано

В храме до сих пор находится великолепная Кафедра, шедевр Николо Пизано, созданная в 1265-69 годах вместе с сыном, Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. На этой кафедре с восьмиугольным планом представлены семь плит, украшенных барельефами со сценами Рождества, Поклонения волхвов, Явления в храме, Резни невинных, Распятия и Страшного Суда. Теме Страшного суда посвящены две цельные плиты, разделенные фигурой Христа-Судьи.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияНикола Пизано (с Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио), Кафедра, 1265-69. Мрамор, высота 4,6 м. Сиена, собор

Скученность фигур, игра драпировки, ярко выраженная светотень и текучая живописность возводят эту сиенскую кафедру в ранг европейской готической скульптуры. Участие Джованни, который был очень внимателен к развитию культуры за пределами Альп, безусловно, сильно повлияло на ее создание. Нужно так же учитывать, что классическое наследие в Сиене не особо ценилось, и нельзя исключать, что такое патетическое и нагруженное представление было определено скульпторам самими заказчиками.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияНикола Пизано, Распятие. На кафедре Сиенского собора, 1265-69. Сиена, собор.

Пол собора

Мраморный инкрустированный пол Сиенского собра — одно из самых больших и ценных украшений в Европе. Работы над его выполнением продолжались шестьсот лет, с XIV по XIX век. В них участвовали художники самого высокого уровня, почти все из Сиены. Пол собора состоит из более чем 60 сцен, с символическим и богословскими сюжетами и сценами из Ветхого Завета. Он был определен Вазари, итальянским историком искусства периода Возрождения, как «самый красивый […], большой и великолепный пол, из когда-либо созданных». Первые изображения XIV века создавались на плитах из белого мрамора, прорезая желобки с помощью зубила и сверла, заполняя их черной штукатуркой.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияДжованни Пачарелли, Схема пола Сиенского собора, 1884 год. храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италияСиенский собор, вид на пол, XIV-XIX вв.

Источник

Сиенский собор (Duomo di Siena)

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Сиенский собор — шедевр романско-готической архитектуры, одно из красивейших зданий Европы — находится на площади Piazza del Duomo (Пьяцца дель Дуомо) города Сиены в южной части Тосканской провинции в Италии. Он расположен в старой части города на вершине древнего холма Santa Maria (Санта-Мария) в пределах стен древнего города в районе Terzo di Città (Терцо ди Читта). Собор, строительство которого было начато в середине ⅩⅡ в., на протяжении многих веков является главным католическим храмом Сиены и классическим образцом ранней романской и итальянской готики.

Собор Святой Марии Ассунты с уникальными мозаичными полами и элегантной колокольней, с работами лучших европейских мастеров архитектуры, скульптуры и живописи — за редким исключением, уроженцев Сиенны, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В разные времена его художественным наполнением занимались скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Микеланджело и его преемник Бернини, художник Дучо ди Буонинсенья, автор знаменитой «Маэсты» и другие именитые художники.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Храм украшают работы многих известных мастеров; здесь можно увидеть четыре большие фрески Вентуры Салимбени ⅩⅦ в., Мадонну-дель-Вото (Мадонна даров) работы Диетисальви ди Спеме, статую Иоанна Крестителя авторства Донателло, великолепный алтарь Пикколомини, фрески в библиотеке La Libreria Piccolomini, выполненные Пинтуриккио и его учениками и другие шедевры.

История строительства

Известно, что здание Cattedrale di Santa Maria Assunta возведено на базе существующих ранее построек Ⅸ в., которые, предположительно, заменили собой еще более древний храм Минервы, построенный, в свою очередь, на месте древнего акрополя. Историки расходятся во мнениях, что считать датой постройки собора. Первые достоверные документы, относящиеся к строительству Duomo di Siena, датируются 1226 г., это расходные чеки на покупку стройматериалов. Общее строительство храма, начатое в середине ⅩⅡ, было в основных чертах закончено в середине ⅩⅢ в. К этому времени была построена центральная шестиугольная часть здания и купол, покрытый листовым свинцом, увенчанный медным яблоком.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Над нижней частью здания с 1284 по 1297 г. работал скульптор Джованни Пизано, занимавший должность главного архитектора Кафедрального Собора. Последователь романского стиля, он создал скульптуры философов, пророков и сивилл, которые при последующих реставрациях были заменены точными копиями; их оригиналы находятся в Museo dell’Opera. Джованни Пизано был сыном модного художника Никколо Пизано — автора кафедры Собора.

Главным строителем верхней части в 1299 — 1317 г. был Камайно ди Кресентино, построивший позже баптистерий Собора Сан-Джованни-дель-Сиена. За несколько веков убранство храма неоднократно обновлялось; последняя крупная реставрация производилась в ⅩⅧ в., мозаики пола были закончены к концу ⅩⅨ в.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Структура и убранство Сиенского собора

В плане Дуомо представляет собой латинский крест с тремя нефами, двухнефным трансептом и шестиугольным куполом. Главный фасад храма украшен фигурами людей и животных, мифологическими персонажами и богато орнаментирован.

Центральный неф

Центральный неф окружен черно-белыми колоннами высотой 18 м, поддерживающими свод. Его украшают огромные витражи и инкрустированный мраморный пол. По периметру свода центрального нефа на карнизе установлены 172 гипсовых бюста понтификов и 36 бюстов императоров. В центральной части расположена кафедра — шедевр готического искусства, изготовленный Никколо и Джованни Пизано.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Мозаичные полы Сиенского собора

Важной достопримечательностью Кафедрального собора в Сиене являются уникальные мозаичные полы. Работа над их созданием продолжалась пять столетий и была закончена только в ⅩⅨ в. Первые картины были выполнены путем заполнения темной смолой прорезанных в мраморе контуров, позже добавилась техника opus sectile (опус сектиле). Эта разновидность мозаики, своеобразное каменное маркетри, была характерна для римских средневековых мозаик. В ней использовались крупные отшлифованные пластины мрамора, перламутра, стекла или полудрагоценных камней, тщательно подогнанных друг к другу.

56 больших картин Сиенского Собора из белого мрамора, инкрустированных цветными каменными вставками, подчинены общей идее синтеза древней философии и христианства. В изображениях присутствуют традиционные персонажи античной мифологии и история от сотворения мира до Христа. Мозаики выполнены лучшими мастерами Сиены. Работу над полами начал Бернардино ди Бетто Пинтуриккьо, ему и Паоло Мануччи принадлежит авторство знаменитой Colle della Sapienza — аллегории холма мудрости, выполненной в 1505 г. Мозаичный пол Cattedrale di Santa Maria Assunta целиком можно увидеть в праздничные и выходные дни, в остальное время часть пола закрыта от посетителей.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Museo dell’Opera

В глубине правого нефа разместился Museo dell’Opera — частный музей, основанный в 1869 г. Его коллекции хранятся в помещениях, образовавшихся после прекращения строительства так называемого Нового собора Duomo Nuovo, возведение которого было прервано после чумы 1348 г. В собрании музея dell’Opera подлинники витражей, скульптуры и деревянной резьбы из Сиенского собора, рукописи, драгоценная церковная утварь и старинный текстиль.

Жемчужиной коллекции является алтарный образ «Маэста» работы Дуччо ди Буонинсенья, выполненный в 1308—1311 гг. На верхнем этаже выставлены коллекция живописи из собора, в том числе картины сиенской школы — Мадонна дельи Окки Гросси, полиптих Грегорио ди Чекко «Мадонна смирения со святыми» и алтари Маттео ди Джованни.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Библиотека Пикколомини

Знаменитая библиотека — La Libreria Piccolomini — построена в 1492 г. кардиналом Франческо Пикколомини — папой Пием Ⅲ. На стенах и потолке библиотеки великолепно сохранились уникальные фрески работы Пинтуриккио, Лоренцо ди Мариано, Джованни Антонио Кампано и Франческо Тедескини, а также статуя кардинала. В библиотеке хранится коллекция итальянской миниатюры ⅩⅤ в., в центре зала располагается мраморная композиция «Три грации».

В соборе несколько капелл, в том числе капелла Святого Иоанна Крестителя, капелла Киджи, маленькая круглая капелла Мадонны дель Вото.

Маршрут под названием «Небесные врата» — позволяет посетителям подняться по лестнице и проникнуть в ранее недоступные помещения, откуда открывается захватывающая дух панорама на пространство внутри и снаружи собора. Спускаясь в недра Duomo di Siena, посетители попадают в Крипту — подземелье под хорами здания, где восстановлены настенные росписи ⅩⅢ в. В соборный комплекс входит Баптистерий — помещение ⅩⅣ в. для совершения крещений с фресками на стенах и потолке и купелью из мрамора, бронзы и эмали.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Билеты

Собор открыт для посещений с 10:30 до 19:00 часов в летний сезон и с 10:30 до 17:30 часов зимой. Касса начинает работать с 10:00 часов, доступ посетителей прекращается за полчаса до закрытия. Единый билет, позволяющий посетить все музейные объекты Сиенского собора и музей dell’Opera стоит в зависимости от сезона от 8 до 15 евро. Для детей 7–11 лет билет стоит 2 евро, детей до 6 лет пускают бесплатно. Право бесплатного посещения также предоставлено жителям Сиены, священнослужителям и студентам Сиенского университета.

При покупке комплексного билета за 20 евро появляется дополнительная возможность подняться на крышу храма и смотровую площадку. Билеты можно приобрести заранее на официальном сайте музея, забронировать визит по телефону или электронной почте или просто в кассе.

Внутри Сиенского Собора на панораме Google-карт

Как добраться

Хотя в Сиене имеется аэропорт, он используется главным образом для частных авиарейсов. Туристы прилетают в аэропорты Пизы или Флоренции, откуда до Сиены можно добраться на автобусах транспортных компаний Tiemme Spa и Marozzi или поезде Regionale и Regionale Veloce Trenitalia.

Старая часть города в Сиене недоступна для общественного транспорта, но сюда можно приехать на такси или взять напрокат скутер или велосипед. Она не слишком велика, поэтому не составит труда познакомиться с ее достопримечательности во время пешей прогулки. От Дуомо до Базилики Святого Доминика или Торре-дель-Манджа (Башня едока) не более 15 минут пешком.

Источник

Кафедральный собор в Сиене

Кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena) – запечатлённая в мраморе история города и достойное украшение Тосканы, да и всей Италии. Без малого 8 веков, не жалея средств, украшали сиенцы свое любимое детище. Любой турист на площади Пьяца-дель-Дуомо (Piazza del Duomo) замирает, созерцая нереальную красоту каменного кружева, плывущего в воздухе. А начиналось все в тревожном XIII веке.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

История собора

Италия в XIII веке стала ареной междоусобной борьбы городов за власть, земли и престиж. Богатая Флоренция была вечной соперницей гордой Сиены, граждане которой отчаянно верили в помощь и заступничество Девы Марии. Именно Ей посвятили они храм грандиознее всех флорентийских построек – Собор Успения Пресвятой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Его строительство началось в 1215 году и близилось к завершению, когда сиенцы получили в 1260 году ультиматум Флоренции: сдать город и разрушить городские стены там, где будет угодно их войску.

Времени на организацию обороны не было, и жители, собрав ключи от всех ворот города, положили их на алтарь к образу Богородицы, вверяя себя Её защите. Свершилось чудо: в битве при Монтаперти (4 сентября 1260 г.) крохотное войско сиенцев разгромило наемные флорентийские отряды. С тех пор не было у граждан Сиены дела важнее и почетнее, чем украшение Дуомо в знак благодарности Богородице за помощь.

В 1263 году был возведен купол, через 40 лет – колокольня. Но амбиции Сиены за эти годы возросли: вокруг Duomo di Siena стали строить новый собор – Дуомо Нуово, более грандиозный, чем Собор святого Петра в Ватикане. 10 лет возводились гигантские стены, пока чума 1348 года не выкосила 4/5 населения, и обескровленный город все-таки покорился Флоренции.

Недостроенная стена в память о наказании за гордость осталась рядом с Сиенским собором – символом небесной помощи.

Для украшения собора граждане Сиены приглашали прославленных мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась в XIX в., когда фронтоны были украшены мозаиками с позолотой, в XXв. отлили из бронзы центральную дверь с барельефом «Прославление Богородицы»; реставрация 2006 года восстановила все элементы украшений, которые создавались в течение столетий. Сегодня Сиенский собор – это действующий храм с католическими богослужениями и одновременно музейный комплекс, имеющий 8 основных экспозиций.

Внешний обзор

Сиенский собор – самый ранний из выдающихся памятников европейской готики. Западный фасад здания отражает органичный переход элементов романского стиля в готический. Полукруглые романские арки с тремя порталами увенчаны треугольниками фронтов, после чего композиция неудержимо устремляется ввысь, завершаясь остроконечными шпилями. Естественность смены стилей без нарушения гармонии под силу только гениальным мастерам, какими были в XIII веке отец и сын Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Их пригласили из Пизы монахи-чистерченцы для строительства собора.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Украшение нижнего фасада выполнил Джовани Пизано в 80-90-е годы XIII в. В тимпанах трех входных фронтонов помещены (без подписей) рельефы 3-х святых Сиены. Изваяния львов у центрального входа служат подножием для статуй библейских царей Давида и Соломона. Фигуры, венчающие нижний портал слева: Исайя, Валаам (тот, кому Валаамская ослица внушила: «Восходит звезда от Востока» – эту надпись он и держит в руках); Платон, Даниил и одна из сивилл-прорицательниц. Справа от центрального входа расположены: Моисей и Симеон-Богоприимец, Мариам – сестра Моисея и Аристотель. В число пророков Христа, увековеченных на фасаде Сиенского собора, попали, таким образом, вместе с библейскими пророками и греческие сивиллы, и античные философы. Их статуи покоятся на изваяниях лошадей и быков.

Верхняя часто фасада выполнена в начале XIV в.: две пары евангелистов справа и слева стоят в основании центральных шпилей собора, между которыми помещено окно-витраж «Тайная вечеря», работы Пасторино де Пасторини (середина XVI в.). Венчает центральную композицию фронтон с позолоченной мозаикой «Коронование Богоматери», выполненной венецианскими художниками Л. Муссини (Luigi Mussini) и А.Франчи (Alessandro Franchi) в XIX в.. Боковые фронтоны украшены их работами: «Поклонение волхвов» и «Введение во храм Богородицы».

Западный фасад Сиенского собора – выражение любви жителей города к Пресвятой Деве, которую они пронесли через века.

Уникальным оформлением стен собора является мраморная облицовка в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора – идея Джовани Пизано. Белый и черный – цвет масти коней легендарных основателей города Сениуса и Аскиуса. На белом и вороном скакунах примчались они сюда в поисках убежища от преследований Ромула, погубившего Рема – их отца. Сочетание черного с белым стало геральдическим знаком города Сиена.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Боковые стены, восточный фасад, башня отделаны символическими полосами и придают собору легкость и нарядность. Вкрапления красного мрамора в отделке выполнены с удивительным вкусом и усиливают радостное и праздничное впечатление.

Звонница с квадратным сечением, восьмиугольным шпилем и башенкам возведена в 1313 г. братьями Аньоло и Агостиньо Вентура – это господствующая вершина в городе. Слева от собора – место захоронения гениального основателя собора – Джовани Пизано, надпись датируется XIV веком. Справа – статуя легендарной волчицы, кормящей Ромула и Рема – дядю и отца основателей города. Сиенцы считали её символом своего города.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Особенно красив собор в конце дня при косых лучах солнца, в это время его лучше всего фотографировать, становятся видны даже витражи в розетке оена.

Внутренний интерьер

План Сиенского собор имеет форму католического креста. Внутри он состоит из трех продольных коридоров-нефов и поперечного перекрытия – трансепта. Между нефами – аркады 18-метровых колонн из черно-белого мрамора, создающих впечатление легкого головокружения от обилия красоты.

Центральный неф

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Полукруглые арки между массивными колоннами нефа – признак романского стиля: мощного и строгого. Колонны коринфского ордера несут на себе своды потолка. Справа и слева гладят вниз с огромной высоты карнизов бюсты 172 Римских пап и 36 императоров. Почти все они на одно лицо, т.к. сделаны по 4-5 трафаретам, индивидуальность запечатлена в подписях имен под скульптурами. Галерея на карнизах была создана во времена Ренессанса – в начале XVI века.

Там, где перекрещиваются центральный неф с трансептом, поднимается ввысь пространство купола (54 м в высоту и 16 м в диаметре). Темно-синий фон купола в романском стиле усеян звездами, искусная роспись создает иллюзию рельефности. 12 окон-витражей (XIX в.) расположенных по барабану купола, проливают свет на великолепие внутреннего убранства.

Кафедра

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Скульптурным шедевром XIII века является кафедра-дарохранительница работы Николо Пизано. Восьмиугольное сооружение из белоснежного каррарского мрамора удерживается на темных гранитно-порфировых колоннах. Четыре из них стоят на постаментах, а для остальных подставили спины два льва и две львицы. Центральную колонну удерживают аллегории Семи свободных искусств: Грамматики, Диалектики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Музыки, Астрономии в компании с Философией.

Рельефы семи библейских сюжетов, выполненных по мрамору – главное украшение кафедры. Они изображают:

Искусная композиция, содержащая 4 сотни фигур людей и животных, находится в левом трансепте собора сразу после преодоления купольного пространства. Неподалеку расположен впечатляющий Вертеп Рождества Христова с человеческими фигурами в полный рост.

Левый неф

По левому коридору-нефу расположены скульптурные произведения Микеланджело, Донателло, чудесная Библиотека Пикколомини.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Алтарь Пикколомини (Piccolomini) посвящен папе Пию II и был создан в конце XV в. мастером А. Бреньо (Andrea Bregno). В обрамлении алтаря помещены фигуры апостолов Петра и Павла, святых Григория и Пия работы раннего Микеланджело. Великий скульптор не выполнил заказ до конца: ниша для апостола Матфея так и осталась пустой. В это время (1501-1504 гг.) художник был поглощен идеей своего главного шедевра – скульптуры Давида. В алтаре помещена икона «Мадонна с младенцем» (Paolo di Giovanni Fei, 1385 г.).

Библиотека Пикколомини (Libreria Piccolomini) поражает каждого входящего по-детски радостной игрой красок. Стараниями художника Пинтуриккио (настоящее имя Bernardino di Betto di Biagio) в 1503-1509 стены библиотеки стали страницами книги, повествующей о событиях жизни папы Пия II – «любимого сына Сиены». На 10 фресках изображена вся его литературная, дипломатическая и религиозная деятельность. Последний эпизод: после захвата турками Константинополя папа пытается организовать союз европейских стран для защиты христианских святынь и умирает в порту Анконы, узнав, что никто не приедет.

Три обнаженных грации посреди зала – знак высокой античности, вдохновлявшей художников-гуманистов. Несколько раз они убирались из зала под предлогом непристойности, но все-таки были возвращены на свое прежнее место.

Капелла Иоанна Крестителя создана для хранения правой руки святого, которая появилась в соборе в XV веке. Бронзовая статуя Иоанна Предтечи работы Донателло (Donatello) – главное украшение часовни, которая также расписана фресками Пинтуриккио. Рукой Донателло созданы еще две реликвии собора: статуя Марии Магдалины и надгробие епископа Джованни Печчи.

Иконы Богородицы

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

После победы над Флоренцией в 1260 г. благодарные жители возвели для Пресвятой Девы новый алтарь. Икону для него написал Диетисальви ди Спеме (Dietisalvi di Speme), она получила название «Мадонна даров» (Madonna del Voto). Образ, копирующий византийскую Одигитрию-Путеводительницу, пришелся по душе гражданам Сиены. Пять раз за всю историю города в моменты опасности совершался крестный ход вокруг собора и обряд положения ключей в алтаре перед её образом. Капелла «Мадонны дель Вото» (Capella della Madonna del Voto) находится в правом трансепте собора.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья (Duccio di Buoninsegna), который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства. Образ Богородицы на троне в окружении ангелов и святых сопровождается миниатюрами из жизни Христа и Богоматери. Для грандиозной композиции предназначен главный алтарь собора, но сегодня он пустует, а сам образ помещен в музее собора.

Пол собора

Мраморный инкрустированный пол собора – коллективный шедевр сиенских художников, который создавался в течение 600 лет. Первые сюжеты появились в 1369 году, а вся работа была завершена в XIX веке. Тематика сюжетов меняется по мере продвижения внутрь собора: сначала языческие картины, затем философские миниатюры о смысле жизни, которые сменяются сюжетами Ветхого Завета и, наконец, христианские притчи. Техника выполнения рисунков близка к гравюре: контуры выцарапанного рисунка заполнялись мраморной крошкой разных цветов.

Языческие и философские сюжеты

Языческие сюжеты расположены от входа до купольного пространства в центральном и двух боковых нефах.

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист – трижды величайший мудрец, основатель оккультизма, современник пророка Моисея; удостоен изображения в соборе, т.к. герметизм предвосхищал мысль о едином Божестве как основе всего сущего.

Сиенская волчица

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Дети Рема – Сениус и Аскиус – привезли с город и статую волчицы, вскормившей их отца. Жители Сиены считали её своим символом. Вокруг Сиенской волчицы изображены знаки 12 подчиненных Сиене городов, среди которых Флоренция (лев), Вольтерра (орел) и даже Рим (со знаком слона). Сюжет с сиенской волчицей – воплощение амбициозных настроений города. Сегодня это единственное изображение, которое никогда не закрывается от туристов.

Гиббелинский орел

Этот сюжет – отзвук политической борьбы между Римскими папами и германскими императорами в XII-XIII вв. В ней граждане Сиены занимали антипапскую позицию. Симпатии к имперской власти выражены в изображении императорского орла в розе готического окна.

Мудрость и Фортуна

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

Фортуна в виде ветреной женщины изображена в правом углу картины. Она попирает ногой корабль со сломанной мачтой и манит парусом надежды. Мудрецы покидают корабль и отправляются в гору к Мудрости, восседающей с книгой в обществе Сократа – философа-мученика и Кратета, который выбрасывает в море ненужные драгоценности. Итог аллегорического рассуждения: тот, кто постиг мудрость, не рассчитывает на удачу и презирает земную жизнь и её богатства.

Колесо Фортуны

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

На этой инкрустации изображен царь, восседающий на троне. Он не подозревает, что с поворотом колеса его трон рухнет, и сам он станет одним из тех несчастных, которые, надрываясь, вращают колесо Фортуны. О переменчивости судьбы рассуждают Аристотель, Сенека, Еврипид, Эпиктет, расположенные по углам картинки.

По обе стороны центрального нефа размещены 10 изображений сивилл-пророчиц.

Библейские сюжеты

Под купольным пространством помещена история жизни пророка Илии и вознесение его на огненной колеснице на небо. По мере приближения к алтарю изображены такие события Ветхого завета:

Эти инкрустации сделаны в XVI веке Доменико Беккафуми (Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi), который усовершенствовал технику росписи по мрамору и сумел передать эффект светотени.

храм в сиене италия. Смотреть фото храм в сиене италия. Смотреть картинку храм в сиене италия. Картинка про храм в сиене италия. Фото храм в сиене италия

«Избиение Вифлеемских младенцев» Маттео ди Джованни (Matteo di Giovanni – самая знаменитая притча на полу Сиенского собора. Странное, даже жуткое впечатление производят радостные улыбки матерей, чьих младенцев режут озверевшие солдаты.

Для сохранения драгоценных инкрустаций часть полов закрывается досками, осмотру доступна лишь небольшая часть росписи.

Осмотр пола в Сиенском соборе настолько популярен, что сезоны посещения делятся на:

Полностью пол собора открывают во время скачек Палио в Сиене. Они посвящены Богородице и проводятся ежегодно 2 июля и 16 августа.

Посещение музейного комплекса

Собор открыт ежедневно с 10:30 до 19:00 в основной сезон и до 17:30 в зимнее время.

Комбинированный билет – 20-25 евро в зависимости от сезона. Для любителей «собирать нектар с Италии» знакомство с Сиенским собором абсолютно обязательно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *