храм в стиле барокко в россии
Барокко в архитектуре России
Барокко в России появляется в 18 веке, в годы правления Петра I. Царь и его окружение строят новую империю с прицелом на Западную Европу. Заимствование традиций, подходов, технологий происходит во всех областях жизни государства, в том числе в архитектуре. Стиль, пришедший в Россию с Запада, обогащается национальным колоритом и получает название русского барокко.
Характерные черты стиля
Узнаваемые черты барочных сооружений — торжественность форм и обилие декоративных элементов. Внутренние пространства имеют форму овала, границы между помещениями размыты, свет потоком врывается в интерьер через приоткрытые проемы. Главное назначение построек — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.
Особенности русского барокко в архитектуре
Барочную архитектуру отличает композиционная целостность, которая достигается за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. На фасадах размещают элементы лепного декора, архитектурный орнамент. В интерьерах присутствуют большое количество проемов и зеркал, живописные плафоны.
Так реализуется одна из ключевых идей барочного искусства — безграничное пространство.
Творения архитекторов в стиле русское барокко
Основные виды русского барокко получили свои названия по именам царствующих особ или вельмож, которые были заказчиками построек:
При этом три последних типа вместе составляют московское барокко. Большинство памятников расположено в Москве и пригородах, поэтому стиль называют московским.
Петровское
В традиции петровского барокко возводятся в начале XVIII в. первые постройки Санкт-Петербурга. Петр приглашает в новую столицу зодчих из разных стран, поэтому петербургская архитектура отходит от привычных византийских канонов и обогащается европейскими традициями: итальянской, французской, немецкой, голландской. Особенность зданий, построенных в этот период, — в простых формах, сдержанном декоре, четких членениях.
Дворцы петровской эпохи отличаются простыми объемами, единой плоскостью фасадов, выраженной горизонталью и вертикалью архитектурных форм.
Двухцветное решение фасада, расстекловка окон, фигурная кровля — характерные элементы петровского стиля.
В России в это время с успехом работают приглашенные Петром I Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови.
Образцами петровского барокко в Петербурге можно считать такие памятники:
Московские образцы петровского барокко:
Елизаветинское (Растреллиевское)
Расцвет русской барочной архитектуры приходится на правление Елизаветы Петровны — середину XVIII в.
В Петербурге и пригородах возводятся роскошные императорские резиденции, которые подчеркивают могущество великой империи.
Большинство из них создано итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому в названии стиля используют также имя мастера.
Дворцы, построенные в елизаветинскую эпоху, отличают масштаб и пышный декор. Фасады приобретают объем за счет выступающих колонн, пилястр, балконов.
Масштабности зданиям добавляют большие высокие окна. Живописные полотна и зеркала на стенах, золоченый декор, наборный паркет подчеркивают богатство и роскошь интерьеров. Елизаветинское барокко — это преимущественно столичный стиль, не получивший развития в русской провинции.
Образцами елизаветинского барокко в Петербурге и пригородах можно назвать шедевры Растрелли:
В Москве в стиле елизаветинского барокко построены:
Нарышкинское
Нарышкинское барокко объединило в себе элементы патриархального московского зодчества и новой архитектуры, привнесенной в Россию Петром I. Родоначальники стиля — род князей Нарышкиных. В имениях семьи под Москвой в первой половине XVIII в. возводятся первые сооружения.
Нарышкинские здания отличает соединение разнородных объемов: гигантских вертикалей и небольших горизонтальных форм.
Элементы наружного декора располагаются на ребрах построек, оформляют пролеты. Внутренний декор приобретает барочную вычурность.
В традициях русского зодчества внутренние пространства по-прежнему изолированы от внешних. В наружной отделке сочетаются красный кирпич и белый камень, в интерьерах используются изразцы и деревянная резьба, традиционные для русского узорочья.
К образцам построек нарышкинского стиля относятся:
Голицынское
К голицынскому барокко относятся постройки, возведенные по заказу сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. Он выступал за европеизацию русской культуры и в своих архитектурных предпочтениях следовал западной барочной традиции.
Отличия голицынских построек от других сооружений московского барокко — в пластичности и сложности форм, мягких переходах во внешнем и внутреннем пространстве, богатом скульптурном декоре и резном орнаменте.
Примерами построек этого стиля являются:
Голицынские здания резко выделялись на фоне патриархальной московской архитектуры того времени своей инородностью и вычурным орнаментом. Стиль не получил развития в дальнейшей истории России.
Строгановское
Постройки, выполненные в начале XVIII в. по заказу Г. Д. Строганова, представляют строгановское барокко. Кто был ведущим мастером и разрабатывал планы сооружений, точно неизвестно. Строительство велось одной артелью зодчих. Есть предположения, что многие постройки выполнены по эскизам крепостного мастера С. Д. Нарыкова. Строгановские здания отличают традиционный для русского храма пятиглавый силуэт и ювелирный барочный декор.
За 13 лет на землях Строганова было построено 5 православных храмов того времени:
Народное русское барокко
Стиль русского барокко, несмотря на западноевропейские истоки, прижился в России. Масштабы, нарядная отделка, богатый декор, золочение, характерные для сооружений этого типа, стали восприниматься в русской архитектуре как народные черты.
Развитие стиля барокко в архитектуре России
В XVII в. в русской культуре и искусстве появилось новое течение — их обмирщение, выразившееся в распространение светских научных знаний, отход от религиозных канонов, особенно в архитектуре. Примерно со второй трети XVII в. в России начинается формирование и развитие новой светской культуры.
В зодчестве — это прежде всего, отход от средневековой простоты, строгости и стремление к внешней живописности и нарядности. Заказчиками церквей становились купцы и посадские общины. Был возведен ряд нарядных церквей, что вызвало недовольство духовенства, под руководством патриарха Никона (вышел запрет на строительство шатровых храмов, разрешалось строить только пятиглавые церкви). Но влияние светской культуры уже нельзя было остановить.
В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремной дворец. Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. В его облике соединились элементы древнерусского стиля (декор в стиле русского узорочья) с итальянским зодчеством.
Это было первое строение со светского назначения, в нем жили и работали царь, его семья и царский двор.
Русское узорочье
— стиль русской архитектуры XVII в., характеризующийся прихотливостью композиции и богатством декоративных элементов.
— использование ярких нарядных красок и богатая отделка фасадов с помощью: лепнины, карнизов, пилястров, изразцов, резных наличников, витых столбиков, каскадов кокошников, ширинок (элемент декора в виде квадратного углубления в стене)
— чувствуется связь с народным искусством
— сказочные, цветочные орнаменты в интерьере
Элементы русского узорочья в последствие стали составляющими стиля Московского барокко.
Русское барокко
— общее название разновидностей стиля барокко, сформировавшихся в Русском государстве в к. XVII-XVIII вв.
Барокко (ит. Странный, причудливый, неправильный) –художественный стиль стран Европы XVI – XVIII вв.
— усложненные, криволинейные формы планировки, создававшие иллюзорные пространства
— пышная декоративность (скульптура лепнина, позолота, живопись, зеркала)
Московское барокко
Нарышкинское (московское барокко)- стилистическое направление в архитектуре конца XVII — XVIII вв. (частный случай московского барокко, отличающийся рядом уникальных особенностей — заказчиков Нарышкиных).
Нарышкинское барокко вобрал в себя национальные и европейские традиции.
Особенностью является использование контраста двух цветов: красно-кирпичного фона и белокаменного декора.
Стиль «иже под колоколы» — это одностолпное церковь, существующая только на Руси, где верхний ярус одновременно является и звонницей.
Бухвостов Я. Г. ( конец XVII — начало XVIII вв.)— русский зодчий, один из основоположников нарышкинского стиля. Постройки Бухвостова Я. Г. выполнялись из красного кирпича с пышным белокаменным декором. Считают, что он руководил 12 постройками Нарышкиных. Замечательно, что все дошедшие до нас церкви практически не были перестроены — настолько совершена их форма. Не все его произведения сохранились до наших дней, не обо всех работах мы точно знаем кто их автор, но несомненно одно — творения крепостного зодчего Якова Бухвостова из села Никольское — Сверчиково являются одним из главных украшений Москвы и Подмосковья.
Он такой один, православный храм в стиле барокко
Очередные выходные совсем не хочется сидеть дома. Ехать далеко не хотелось и мне вспомнилось одно место, которое нам давно хотелось посетить. Где и когда о нем первый раз услышал не помню, но фотографию которую увидел в интернете засела в моей голове, в серьез и надолго, поразив своей необычностью. Мы едем в южное Подмосковье.
И так. Смотрите и читайте. Он такой один, православный храм в стиле барокко. Это я про Церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Расположен храм в усадьбе Дубровицы (Подольский район), которая принадлежала воспитателю и наставнику Петра I, князю Голицину Борису Алексеевичу. Решение воздвигнуть церковь князь принял, после того как был прощен Петром I, после опалы, возникшей после наговоров и клеветы на него. Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной.
Завершены работы были только 1699 году, но освятили церковь только пятью годами позже. Из-за того что она разительно отличалась от остальных храмов, патриарх Адриан отказывался ее освящать.
Необычность храма была во всем. Это и скульптуры святых на крыше — нонсенс для православных церквей. Корона, которая выполнена из металла и позолочена, венчающая церковь. Паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой.
Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы.
Внутреннее убранство необычно и поражает. Жаль, что там не разрешают фотографировать.
Удивительно, но войска наполеона разорявшие и сжигавшие все вокруг оставили храм и все внутреннее убранство не тронутым.
А вот новые хозяева жизни, которые пришли после октября 1917 года, особо ее не жалели. Они не пощадили церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Хорошо, что сам храм остался цел.
К сожалению история не сохранила имя автора этой красоты.
Рядом с храмом есть липовый парк, есть смотровая площадка с которой можно любоваться открывающимся видом. Это излюбленное место молодоженов и местных жителей.
Русское барокко в архитектуре
Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину 18 в., отразив укрепление монархии в стране.
Благодаря реформам, которые проводил Петр I (1689—1725 гг.) растет торговля России с другими странами, расширяются культурные связи. Развитие страны требовало новых административных зданий, гостиных дворов, предприятий. В этот период совершенствуется система нормативов в строительстве, унифицируются архитектурные приемы.
Барокко в России развивалось иначе, чем в Европе. Европейское барокко возникло в результате эволюции стиля Ренессанс, а в России барокко было привнесено и соединилось с традициями русского зодчества. Русское барокко было свободно от характерных для искусства католических стран мистицизма, обладало национальными особенностями.
Для того, чтобы увеличить количество мастеров в стране, Петр I в разные страны Европы посылал на учебу талантливых молодых людей, однако, зодчих все равно не хватало, и в страну были приглашены иностранные архитекторы и скульпторы.
В 1710 г. в Петербурге начали трудиться итальянские зодчие Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б. Леблон, германские мастера Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г.Ван Болес. На строительстве Петербурга работали также итальянцы М.Фонтана, Д.Трезини.
Интернациональный состав архитекторов формировал облик Петербурга, применяя методы строительства, используемые на их родине, но с учетом специфических российских условий: климата, грунта, строительных материалов и национальных традиций. Фасады сооружений облицовывались не камнем, а отделывались штукатуркой, что позволяло окрашивать поверхности.
Использовался яркий колер: синий, лазурный, желтый, красный в сочетании с белым, позолотой. Такие цветовые сочетания придавали зданиям мажорный колорит и особый национальный характер, отражающий русские традиции. Кроме того, зодчие подчинялись требованиям заказчиков, из которых самым требовательным был сам царь Петр.
В результате сооружения Петербурга того периода получили общие черты, которые объединили общим понятием «русское барокко».
Творения архитекторов в стиле русское барокко в Петербурге
Творения архитектора Растрелли (1700-1771 гг.) в стиле барокко
Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; сооружения в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); Зимний дворец в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.
Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь в Петербурге. 1748 – 1764 гг. арх. В.В. Растрелли.
Произведение архитектора С.Чевакинского (1713-1770 гг.)
Никольский военно-морской собор. (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления). 1753-1762 гг. Арх. С.Чевакинский.
Архитектор Д. Ухтомский (1719-1774 гг.)
Создавал свои творения под влиянием Растрелли. До наших дней сохранилась пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.
Пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске. 1741—1770 гг. Арх. Д. Ухтомский.
Особенности русского барокко в архитектуре Петербурга выражены в таких сооружениях как “Монплезир”, здания Кунсткамеры и Двенадцати Коллегий и др. Монплезир.
Строительство дворца Монплезир в Петергофе велось с 1714 по 1721 год под руководством архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти. Проект составлен самим Петром I.
Стены здания раскрашены в цвет кирпича с пробеленными швами. Северный фасад Монплезира украшен нишами и пилястрами. Южный фасад имеет большие оконные и дверные проемы. От центрального корпуса идут галереи с балюстрадами. Галереи завершаются павильонами с двускатной крышей.
Дворец Монплезир. 1714-1721 гг. Арх-ры И. Браунштейн, Ж. Леблон и Н. Микетти.
Кунсткамера
Проект здания составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови (1718–1719 гг.) Затем разрабатывал проект Н. Гербель (1719–1724 гг.)
После Гербеля работал итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727 гг.) Г. Киавери составил новый проект оформления здания: по фасаду со стороны набережной появились вычурные барочные фронтоны со скульптурными композициями на академические мотивы.
Вышку башни по проекту Г. Киавери, завершил в 1734 г. архитектор М. Земцов. В 1735 г. мастером Кохом были выполнены 12 скульптур, олицетворяющие разные науки. Они были установлены в нишах северного и южного фасадов.
Здание Кунсткамеры. 1718-1734 гг.
В русском барокко в архитектуре ордерные системы сочетались с национальными традиционными приемами зодчества. Особенно это было заметно в архитектуре Москвы и ее окрестностях, за что это направление получило название «московского барокко».
Архитектура этих стилевых течений отличалась между собой: в нарышкинском барокко явно ощущались русские национальные мотивы и работали русские мастера, а в голицынском сказывался итальянский подход мастеров.
Нарышкинское барокко
Примером нарышкинского барокко может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец). Архитектор Д. Аксамитов.
Фасады дворца разделены ритмически расположенными пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство закончено в 1698 г.
Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено в 1698 г.
Голицынское барокко
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (конца 17 – начала 18 вв.) в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области стала образцом голицынского барокко.
Каменное здание поднято на высокий цоколь, окружено открытой галереей, декорированной каменным декором. Восьмигранная башня церкви увенчана золоченой короной. Фасады украшены скульптурами святых и ангелов.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Была сооружена по заказу князя Б. Голицына.1690-1704 гг.
Появление разновидностей русского барокко связано с тем, что Петербург становился новой столицей России, это бы развивающийся город, в котором строили по новым правилам в соответствии с европейскими канонами, хотя и с учетом местных особенностей. Москва оставалась патриархальным городом, в котором были сильны национальные, устоявшиеся традиции в архитектуре.
Барокко в Москве
Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе— православный храм в стиле нарышкинского барокко. 1680-е гг. Построен на средства Льва Кирилловича Нарышкина, родственника царя Алексея Михайловича.
Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях (комплекс архитектуры конца 17 – начала 18 вв.: относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке).
Московское барокко – название весьма условное, так как в зданиях присутствовали кроме барокко черты ренессанса и готики, соединенные с традициями русского зодчества.
Если рассматривать систему определений архитектурных стилей, которую создал Г. Вёльфлин,то понятие «барокко» не может быть применимо к данному архитектурному явлению.
Однако, исследования Вёльфлина касались исключительно барокко итальянского, которое отличалось от барокко в других странах. Кроме того, как утверждал сам исследователь, барокко не имеет четко определенных границ.
Мсковское барокко стало связующим звеном между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов.
Церковь Троицы в Троице-Лыково. В 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. Арх. Я. Бухвостов.
Барокко в Москве 17-18 вв. сохранило многое от многовековых традиций русской архитектуры, к которым добавлялись новые черты.
Для этого направления характерна многоярусная архитектура церквей, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий.
Примерами московского нарышкинского барокко также могут служить следующие сооружения: Успенская церковь на Покровке.
Новодевичий монастырь
В 17 веке при царевне Софье был построен архитектурный ансамбль с собором в центре.
Согласно документам автором ансамбля и создателем сооружений монастыря является архитектор П.Потапов. В 1890-х — 1900-х гг. архитектор С. Родионов проводил реставрационные работы по восстановлению сооружений монастыря.
Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – московский женский православный монастырь монастырь.
Крутицкое подворье
Пётр Дми́триевич Барано́вский (1892-1984 гг.) советский архитектор, реставратор древнерусского зодчества.
Построено в 18 веке изначально как монастырь, а затем это место стало резиденцией епископов. Архитектор О. Старцев построил в 1700 г. Собор Успенья Пресвятой Богородицы (Малый Успенский собор), нижний храм Петра и Павла (1667-1689гг.).
Митрополичьи палаты созданы в 1655-1670 гг., отреставрированы П. Барановским.
Крутицкий теремок, Воскресенские переходы (1693-1694 гг.) построены с участием О. Старцева. Для декора теремка и Святых ворот были использованы изразцы работы С.Иванова.
Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)
Сооружение декорировано колоннами, капителями. Его цветовое решение характерно для русских традиций: сочетание красного и белого цветов в отделке фасада.
Церковь Покрова в Филях. Москва. 1690-1694 гг.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.
Первое строение было создано в 1657 г. В 1687 г. на средства купцов К. Добрынина и Л. Добрынина начато строительство пятиглавого храма. В 1685 г. созданы порталы нижнего храма, пристроена шестиярусная колокольня (высота 43 м.)
Белокаменными узорами украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Предположительно, автором храма был Сергей Турчанинов (? – начало 18 в.) русский зодчий, завершивший строительство Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке храм был отреставрирован архитектором Г. Алферовой (1912 –1984 гг.)
Храм Воскресения Христова в Кадашах.
Барокко в Москве создавали, в основном, русские мастера, что и определило особенности сооружений и их эстетику. Здания имели традиционную для древнерусских храмов конструкцию, сочетающуюся элементами европейского зодчества, которые использовались преимущественно в декоре. Особенности стиля проявились и в архитектуре более позднего периода. Например, московское барокко соединилось с итальянским направлением стиля и проявилось в храме Святого Климента (1762-1769 гг.) (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев).
Церковь Святого Климента. Москва. (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев). (1762-1769 гг.)
Нарышкинское барокко – явление типично русское, легко узнаваемое и ставшее важной вехой на пути становления русского барокко.