храм в суханово парк
Храм свт.Димитрия Ростовского в Суханове
о храме
Богослужения проходят
Два раза в месяц — Божественная Литургия по расписанию, в другие дни — Молебен и Лития в 12-00;
В приписном храме прп. Сергия Радонежского — каждое воскресение Божественная Литургия в 9.00 по расписанию;
Просим принять жертвенное участие в деле восстановления храма свт.Димитрия Ростовского в Суханове. Для здания церкви остро требуется реконструкция кровли. По договору с ООО «Фортуна» на ремонт необходимо 9 148 926 рублей.
Назначение платежа: на реконструкцию кровли
Возможен перевод по номеру телефона настоятеля храма:
Владимир Владимирович Б.
Наши престольные праздники:
К храму во имя святителя Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово приписан храм-часовня прп. Сергия Радонежского на противоположном берегу Большого Сухановского пруда. 5 декабря 2013 года на молебне протоиерей Димитрий Шпанько благословил завершение строительства храма.
Освящение Престола храма-часовни состоялось 8 октября 2014г., в день памяти преставления прп.Сергия Радонежского.
«Вера. Надежда. Любовь»: Храм Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово
Подмосковная усадьба Суханово славится своей многовековой историей. Эти земли были известны еще в 17 веке, так как в конце этого столетия Петр Великий даровал их своему сподвижнику, первому московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу.
«Золотым веком» усадьбы Суханово стало 19 столетие, когда его приобрели князья Волконские, и был создан уникальный архитектурно-парковый ансамбль. Венцом ансамбля усадьбы является здание церкви святителя Димитрия Ростовского.
Это первый храм-памятник ратной славы в честь сложивших голову воинов в Отечественной войне 1812 года. Он был возведен княгиней Екатериной Волконской в память о скончавшемся супруге Дмитрии Волконском. После Бородинского сражения и сдачи Москвы во время отступления русской армии в одной из стычек с французами генерал-интендант Дмитрий Волконский получил тяжелое ранение.
Храм-усыпальница напоминает знаменитый римский Пантеон – символ вечного города, построенный в начале второго века новой эры. Храм в Суханове стал родовой усыпальницей князей Волконских.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Усадьба Суханово, кокошники в селе Остров, и псевдоготика в Быково.
Недавно с подругой совершили очередной выезд в «земли за МКАДом». Это отдельный регион такой, расположенный совсем рядом со столицей. Говорят, что жизнь там трудна и опасна. Даже налоги больше чем в Москве.
Думал фотографий на этот рассказ не наберётся. Особыми видами наш столичный край похвастаться не может. Тут вам не Кавказ, и не Карелия, глазу не за что зацепиться. Но с трудом протолкнувшись через дачи и заборы, всё же можно найти что-то интересное.
В этот раз катались совсем близко, в радиусе 40-ка километров. Сначала поехали в усадьбу Суханово(N 55° 31.461′ E 37° 39.859′), что недалеко от Подмосковного города Видное. Об этой усадьбе мало кто слышал, хотя история у неё богатая. К сожалению, время и нравы эту усадьбу не пощадили.
Краткий экскурс в историю: усадьба известна с XVII века как царская вотчина (наследственное земельное владение). Впоследствии Пётр I жалует эти земли боярину Тихону Стрешневу — первому московскому губернатору. Затем имение перешло к Ивану Дмитриеву-Мамонову, состоявшему в браке с царевной Прасковьей, потом к капитан-поручику лейб-гвардии Измайловского полка А.Г. Гурьеву, построившему главный каменный дом. Собственно это дом на заглавной фотографии.
А в 1769 году усадьба перешла к русскому дворянскому роду Мельгуновых. В это время главный дом был перестроен. К нему была пристроена церковь.
Так же при Мельгуновых был возведён дом в «рыцарском стиле», в котором первоначально размещались жилые помещения для прислуги, конюшня, и дома для священника и зодчего.
После того как усадьба перешла к младшему сыну — лейб-гвардии Преображенского полка поручику В.А. Мельгунову, в усадебном парке появилась беседка-ротонда. Снаружи под куполом лепные изображения музыкальных инструментов, гирлянд и лент, создающе впечатление праздника. В центре беседки стояла статуя богини Венеры, считавшейся в римской мифологии покровительницей весны и садов, а позднее — любви и красоты. Отсюда открывался прекрасный вид на искусственное озеро и заозерные дали, чему сейчас мешают разросшиеся деревья.
Затем усадьба перешла к чете Волконских. Князь Дмитрий Волконский, родившийся в 1764 году, дослужился до звания генерал-лейтенанта. Герой войны 1812 года. Александр I назначил его членом военной коллегии.
После его смерти, вдова князя Екатерина Алексеевна, желая увековечить память о муже, всего за несколько месяцев построила в Суханове домовую церковь с усыпальницей по проекту Доменико Жилярди.
С восточной стороны ротонду обрамляла колоннада с трехъярусной кирпичной колокольней посередине, примыкавшая к двум одноэтажным флигелям. Со стороны колокольни находился вход в фамильный склеп с решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым гербом Волконских.
«По оригинальности композиции, — писал знаток подмосковных усадеб Н. Я. Тихомиров, — идейному содержанию и высокому мастерству исполнения Сухановский мавзолей, не имеющий равных в мировом зодчестве того времени, является выдающимся произведением русской классической архитектуры начала XIX в.»
Затем усадьба ещё несколько раз переходила по наследству. Каждый наследник что-то достраивал и перестраивал, но в начале XX века началось смутное время в истории этого поместья. К сожалению, при строительстве «нового», было утрачено почти всё старое.
Усыпальницу перестроили, и устроили там столовую. Сломали колоннаду и церковь, и пристроили дополнительные здания по краям.
Главный дом перестраивали несколько раз. Сломали церковь у дома, и основательно «поработали» над беседкой. Забавным моментом можно считать тот факт, что после гражданской войны эта территория была домом отдыха Союза архитекторов. В общем всё снесли, и начали строить коммунизм.
По пути решили посмотреть на Церковь Илии Пророка в селе Дыдылдино (55.540846,37.737844).
Церковь является объектом геокешинга.
И ещё вот это понравилось:
Возвращаемся обратно к Москве и попадаем в село Остров. Сейчас это даже не село, а скорее дачный посёлок. Здесь находится очень красивая Церковь Преображения Господня
(55.590521,37.853308). Её по праву можно назвать изюминкой данной поездки.
Храм действующий, очень красивый внешне. Расположен на высоком холме у поймы Москва-реки.
Внутри храм активно реставрируется. Интересен пол храма, выполненный из литых чугунных плит.
Проводятся экскурсии. Настоятель очень позитивный и открытый человек. Рассказывал много всего интересного.
В XVII веке, вероятно, в церкви располагался наблюдательный пост. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда вела лестница, пробитая в стене, и лестница-цепь по шатру храма. В случае приближения неприятеля подавался знак дымом, который был виден в Москве. От церкви также виден Николо-Угрешский монастырь, что в подмосковном Дзержинском.
В завершении дня поехали ко всем известной церкви Владимирской иконы Богородицы в Быково (55.610124, 38.058072). От одной церкви к другой, можно проехать, не выезжая на МКАД и крупные шоссе.
Здесь уже всё менее душевно, чем хотелось бы. Людное место. В это время в церкви проходило венчание. Куча машин и людей. К тому же фотографировать на штатив запрещено. Да и красиво снять храм затруднительно, так как вокруг плотная застройка.
Помимо очень красивой церкви с колокольней в псевдоготическим стиле, здесь есть так же усадьба Воронцова-Дашкова в том же стиле. Все эти строения очень красивы и необычны, но к сожалению, мы приехали сюда уже слишком поздно и как следует посмотреть, и сфотографировать усадьбу не сумели.
Но те кто живёт в столице, могут приехать и сами всё посмотреть. )
Суханово. Церковь Димитрия Ростовского.
Церковь Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1912 году согласно прошения Епархиальным начальством был разрешен внутренний и внешний ремонт храма. Перекрыт купол, окрашена крыша масляной краской, а стены клеевой. Стены внутри окрашены масляной краской и расписаны орнаментом и живописью стены и потолки. Вновь перезолочен главный, Богородицерождественский иконостас. Все это сделали на средства церкви и израсходовали до 2500 рублей. При основании храма в 1785 году колокольни не было. Колокола висели на столбах в расстоянии от церкви на 20 сажен. Указом Московской Духовной Консистории от 31 декабря 1854 года за № 8289 дозволено выстроить колокольню. В 1855 году усердием и иждивением владетелей села Суханова князей Волконских выстроена каменная одноярусная квадратная в плане колокольня с западной стороны от церкви. На ней висят семь колоколов.
На одряхлевшую усадьбу стремительно надвигалась катастрофа: И с начала 1930-х гг. начался самый трагический период в истории усадьбы, а раны, нанесённые Суханову в те годы, не зажили до сих пор. Так, например, в 1934 г. из склепа под храмом-мавзолеем были извлечены захоронения членов княжеской семьи Волконских, останки выброшены в овраг, а по проекту Н.Д. Виноградова был кардинально изменён храм-усыпальница Святителя Димитрия Ростовского, прекрасный образец московского ампира. Была разрушена и галерея-колоннада с колокольней, окружающая выдающийся архитектурный памятник, а на месте колокольни воздвигнута кухня со столовой. В результате переделок шедевр Жилярди был загублен, а сами архитекторы, улыбаясь, говорили: пируем, сидя на князьях. Апогей был достигнут в 80-е годы прошлого столетия московским архитектором А.Д. Меерсоном, предложившим устроить пивной бар (на 8 мест) в фамильном склепе одного из древнейших титулованных российских дворянских родов.
Храм во имя святителя Дмитрия Ростовского в усадьбе Суханово приписан к Троицкому храму с. Измайлово.
Архитектурное решение церкви восходит к типу «мемориальных кладбищ», выработанному в Италии после 1804 г. и хорошо знакомому Доменико Жилярди, который получил образование в Милане в период строительства первых ансамблей такого рода.
Храм или мавзолей на карте Суханова?
СУХАНОВО. Отрывок из книги М.М.Дунаева «К югу от Москвы», издательство «Искусство», 1986г.
Район этот — один из интереснейших в Подмосковье. Своеобразна красота его природы. Исключительно богат он и историко-архитектурными памятниками, и прежде всего — великолепными дворцово-парковыми ансамблями дворянских усадеб XVIII—XIX веков, созданными крупнейшими мастерами русской архитектуры. Здесь сохранились произведения В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. И. Жилярди, И. Е. Старова и других. Многие из усадеб южной части Подмосковья связаны с именами известных исторических деятелей, выдающихся литераторов, художников.
Знакомство с жизнью дворянской усадьбы интересно и важно потому, что мы соприкасаемся с одной из сторон не просто дворянского быта, но дворянской культуры, наравне с культурой народной, питавшей русское искусство XVIII — XIX веков. Здесь возникали прекрасные произведения архитектуры, изобразительного искусства и создавались также выдающиеся литературные творения. Состояние неослабевающей творческой активности, духовного и интеллектуального поиска было характерной особенностью жизни многих и многих владельцев тех усадеб, которые встретятся на нашем пути в путешествии к югу от Москвы. Замечательным примером такой творчески насыщенной, полноценной художественной жизни является подмосковная усадьба князей Вяземских — Остафьево. Но и другие места пусть не померкнут для нас в сравнении с блеском этого «Русского Парнаса».
Тех, кто поедет в сухановскую усадьбу через Расторгуево, несомненно, привлечет живописно белеющая на одном из окрестных холмов Никольская церковь (1827) в селе Ермолине. Она хорошо видна с платформы.
Церковь примечательна прежде всего своей объемной композицией. Основной мотив, доминирующий в архитектурном звучании храма, — ротонда, окружность. Высокий световой барабан, плавно переходящий в купол, полукруглая апсида, цилиндрический верхний ярус колокольни — они как бы перекликаются друг с другом, создавая спокойную и неторопливую смену ритмов, подчеркивая целостность всего сооружения. Какое-то трогательное обаяние придают церкви два небольших двухколонных портика на северном и южном ее фасадах.
Т акие скромные сельские храмы составляют одну из примечательных особенностей русского пейзажа, одухотворяют его.
На самой окраине дачного поселка по дороге к Суханову можно видеть мрачные монастырские сооружения — ансамбль Екатерининской пустыни, основанной Алексеем Михайловичем в 1658 году. «Тишайший» царь, страстно любивший соколиную охоту, не раз приезжал в эти места со своими сокольничими. Предание утверждает, что однажды было ему здесь во сне видение св. Екатерины, предсказавшей скорое рождение дочери. После того как счастливое предсказание сбылось, царь и заложил этот монастырь.
От XVII столетия в пустыни ничего не сохранилось, зато сравнительно неплохо выглядит большой собор екатерининского времени, украшенный скромными фронтонами и увенчанный гладким световым барабаном и куполом — раннеклассическое лаконичное сооружение. Собору вторит классицистическая же надвратная колокольня.
Архитектура монастыря пока еще мало исследована, что не позволяет остановиться на ее особенностях более подробно.
Малая известность Суханова в прежние времена объясняется спокойной, нешумной жизнью хозяев, не устраивавших здесь ни торжественных приемов, ни громких праздников. Многие из них и сами были в усадьбе, скорее, редкими гостями, искавшими временного отдохновения от суеты и блеска столичной жизни.
Первым владельцем поместья был крупный государственный деятель петровского времени Т. Н. Стрешнев. Отправляясь за границу в 1697 году, Петр назначил Стрешнева первым правителем государства. Позднее «птенцы гнезда Петрова» заслонили от нас фигуру этого человека. Однако Петр, несомненно, ценил и уважал его; в подтверждение можно привести и такой курьезный факт: единственному из всех царь разрешил Стрешневу не брить бороды.
Вслед за Стрешневым владел усадьбой другой петровский вельможа, И. И. Дмитриев-Мамонов, обер-прокурор сената. Петр со свойственной ему прямотой так определил цель назначения Мамонова на эту должность: «Чтоб сенаторы занимались делами, а не посторонними разговорами». Злобного характера Дмитриева-Мамонова боялись многие придворные.
Несколько позднее Суханово было приобретено екатерининским вельможей А. П. Мельгуновым. Его дочь, княгиня Е. А. Волконская, передала усадьбу своему любимому племяннику — П. М. Волконскому. С их именами и связано начало широкого строительства в Суханове.
Петр Михайлович Волконский в наше время прочно забыт; среди разного рода деятелей александровской и николаевской эпох имя Волконского по обыкновению не упоминается. Однако постоянная близость к царствующим особам сделала его одним из самых влиятельных людей своего времени. Заслуги его перед Александром, а затем и перед Николаем несомненны и велики — об этом говорят те награды, чины и титулы, каковые были ему даны. Но заслуги перед царем еще не есть заслуги перед историей. В этом, вероятно, и заключается причина забвения имени Волконского. При Николае I князь был назначен министром двора и по роду своей служебной деятельности (в его ведении находилось и строительство в царских владениях) был связан с выдающимися архитекторами эпохи. Поэтому над проектами различных построек для Суханова работали такие мастера, как Росси, Жилярди, Стасов, Менелас и другие. К сожалению, многие проекты так и остались на бумаге.
Но еще более приходится сожалеть о том, что очень многое из выстроенного в Суханове или не сохранилось по небрежению его владельцев, или искажено позднейшими перестройками. Немало было уничтожено до революции. В разное время в Суханове исчезли павильон с четырехколонной полуротондой, двухъярусный бельведер у пристани, ампирный павильон «Эрмитаж», катальная горка, грот, церковь, сфинксы у пруда и другие сооружения.
Интерьер здания в 1945—1946 годах был полностью пере строен архитектором В. Д. Кокориным. Прежде в нижнем, сводчатом этаже были устроены «турецкая», «египетская», «рыцарская» комнаты. Однако и после перестройки интерьеров принципы планировки классицистического усадебного дома и отдельные фрагменты ее сохранились.
Для планировки зданий эпохи классицизма характерно расположение анфилад комнат вдоль главного и паркового фасадов и разделение их коридором. В центральной части здания обычно находился парадный зал. Порядок расположения всех помещений — гостиных, будуаров, кабинетов. Диванных, парадных спален, — как правило, строго регламентировался. Неписаными правилами определялось назначение каждой из комнат, вплоть до того, в какой гостиной следует принимать того или иного гостя.
Л юбопытно, что помещения дворца использовались не для жилья, но для приема гостей, для балов, парадных приемов и т. п., то есть для жизнь «напоказ». Жизнь «для себя» проходила более скромно.
Самым значительным сооружением усадьбы является, бесспорно, мавзолей Волконских, выстроенный по заказу Е. А. Волконской в 1813 году. По мнению всех исследователей архитектуры Суханова, мавзолей можно по праву назвать архитектурным шедевром.
Автор проекта достоверно не установлен. Большинство исследователей сходятся на имени А. Г. Григорьева, хотя есть мнение, что здание выстроено по проекту Д. И. Жилярди. Мавзолей представлял собой когда-то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны. Аттик и кронштейны образуют своеобразный орнаментальный пояс, венчающий основную часть здания подобно короне. Над ней, на гладком, прорезанном четырьмя полуциркульными окнами барабане, возвышается купол со шпилем. Прежде на барабане, над самым портиком по обе стороны центрального окна, были помещены две Славы — рельефы из белого камня. Фронтоны аттика также были украшены резными рельефами. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения.
Б елокаменная корона, контрастное выделение белокаменного декора на красном фоне вносили в облик мавзолея романтический элемент (что сразу отличает сухановское сооружение от аналогичных ему по назначению). Романтизация смерти — такова главная особенность художественного образа, созданного автором мавзолея. (В связи с этим следует считать принципиально неверным мнение В. Згуры, будто отсутствие штукатурки было результатом недоделок и спешки при строительстве мавзолея. Принцип сочетания белого декора с красным фоном отмечается и в других постройках того времени, в том числе и в классицистических.)
Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в середине которой стояла небольшая колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах — два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня. Перед мавзолеем в 1827 году были установлены чугунные жертвенники с вздымающимися языками пламени.
К сожалению (сколько раз приходится повторять здесь «к сожалению»!), этот небольшой ансамбль был уничтожен при перестройке в 1935 году. Колокольня и колоннада были разобраны, одноэтажные флигели дополнены еще одним этажом и соединены с мавзолеем закрытыми галереями-переходами. Может быть, автор переделок ориентировался при этом на прежний вид главного дома усадьбы (где, напомним, основная часть соединялась галереями с боковыми флигелями), желая повторить в принципе типичную композицию усадебных дворцов начала XIX века? Но мавзолей, особое по своему назначению сооружение, не годится для роли центральной части дворцового комплекса.
Внушителен интерьер мавзолея, где четыре пилона, чередующиеся с парными колоннами, образуют круглый зал, под которым, в подвальном помещении, находится несколько погребений семейства Волконских. Купол внутри мавзолея был расписан кессонами».
Над обрывом, спускающимся к пруду, стоит ампирная беседка-ротонда, или «храм Венеры» — прежде в центре беседки стояла статуя богини. Ротонда — типичное парковое украшение дворянской усадьбы. Но сухановский «храм» отличается особым изяществом. Метопы фриза беседки украшены барельефными эмблемами охоты и музыки (лук, колчан со стрелами, лира, трубы) — излюбленных дворянских увлечений того времени. Купол беседки (как и в мавзолее) прежде был расписан изнутри кессонами.
Следует упомянуть и чугунные украшения Суханова. Их можно увидеть здесь во множестве. Вазы, треножники, жертвенники, лестницы — само использование металла придает Суханову особую изысканность. Сохранилась статуя «Девушка с разбитым кувшином» — повторение знаменитой работы П. Соколова в Царском Селе. Прежде она украшала небольшой родник у пруда в парке, но позднее ее перенесли к мавзолею. Статуя, несмотря на некоторые незначительные повреждения, в целом находится в хорошем состоянии.
Стало уже традицией при упоминании об этой скульптуре цитировать пушкинские строки:
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Курьеза ради можно вспомнить, что А. К. Толстой, любивший делать различные шутливые приписки к стихотворениям Пушкина, так дополнил «Царскосельскую статую»:
«Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
Статуе этой посвятила свои стихи Анна Ахматова:
«. И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скуднеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить,
Любопытной особенностью многих усадеб конца XVIII — первой половины XIX века является сочетание классицистических дворцово-парковых сооружений с псевдоготическими служебными и хозяйственными постройками. Примером такого сочетания может служить и Суханово. Служебные корпуса Суханова привлекают внимание стрельчатыми окнами, зубцами, причудливыми башенками. Прежде комплекс этих сооружений был еще обширнее. Не сохранились ворота между корпусами, а также двухъярусные башни, придававшие всему ансамблю еще более экзотический, «средневековый» облик. Но и в неполном виде эти диковинные сооружения стали сегодня одной из главных достопримечательностей усадьбы.
Здесь же стоят два скромных классицистических домика «для приезжающих». Следует заметить, что облик этого небольшого ансамбля несколько искажен изменением окраски служебных корпусов. Известно, что для псевдоготики характерно сочетание белого декора с красным фоном стен. В настоящее же время все корпуса хозяйственного комплекса Суханова выкрашены, подобно остальным постройкам, в желтый цвет.
Особо следует остановиться на планировке усадьбы. Она относится к началу XIX столетия и характеризуется прежде всего отсутствием центрально-осевой композиции. Перед главным фасадом дома нет партера с четкой системой дорожек и аллей — они проложены свободно, не скованные какой-либо геометрической системой. (Однако не стоит предполагать, будто они возникли сами по себе, — их расположение тщательно продумано.)
Вся усадьба разделена на три зоны. Прежде всего выделяется дворец с примыкающим парком. Симметрия его архитектурных форм (теперь нарушенная) усиливалась симметричным расположением чугунных украшений и деревьев, специально высаженных у его фасадов. Эта симметрия по контрасту дополнялась свободной планировкой парка.
Д ворец стоит сравнительно далеко от обрыва, но, чтобы зрительно выделить этот композиционный центр всей усадьбы, перед ним создано заменившее партер открытое пространство, благодаря чему он хорошо виден с противоположного берега большого пруда на речке Гвоздне. Очень удачно расположена беседка — «храм Венеры» — у самого обрыва над прудом. Она стала одним из самых живописных элементов в панораме всего дворцово-паркового комплекса. Для лучшего обозрения перед ней прорублена просека.
В сторону пруда открывается как бы главный фасад всей усадьбы. В зелени парка выделяется прежде всего дворец, правее — асимметрично расположенная по отношению к нему беседка, далее — мост с белокаменным декором и еще правее — мавзолей.
Мавзолей — одна из архитектурных доминант всего ансамбля, композиционный центр специально выделенной для него усадебной зоны, отделенной от парка оврагом. Это зона тишины, скорби и уединенных размышлений. Поэтому она расположена в стороне от центрального ядра усадьбы, на отшибе. Рядом с мавзолеем — своеобразные «живые» беседки, образованные высаженными по кругу елями.
Третья усадебная зона — зона хозяйственная. Она выделена пространственно, а также псевдоготическим оформлением служебных корпусов.
На небольшом ручье, стекающем к речке Гвоздне (западнее главного дома), была создана система из трех каскадных прудов, сохранившихся и по сей день. Пруды эти примыкают к большому пруду и вместе с ним отделяют центральную часть усадьбы от большого пейзажного парка, постепенно переходящего в естественный лес. За большим прудом расположена деревня Суханове Таким образом, основное ядро усадьбы с южной и западной сторон выделяется цепью окаймляющих прудов.
С крутого усадебного берега открываются прекрасные виды окрестных полей и лесов — естественное обрамление великолепного архитектурно-природного ансамбля, созданного человеком.