храм возле метро третьяковская

Храмы Москвы рядом с метро Третьяковская

Список храмов Москвы, расположенных рядом со станцией метро Третьяковская.

Чтобы узнать больше информации о конкретном храме, перейдите по ссылке названия храма в таблице.

Храм
1Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (святителя Николая Мирликийского) в Пыжах
Адрес: г. Москва, улица Большая Ордынка, дом 27А/8
Центральный округ, Замоскворечье
2Храм Воскресения Христова в Кадашах
Адрес: г. Москва, 2-й Кадашёвский переулок, дом 7/4, строение 14
Центральный округ, Якиманка
3Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Адрес: г. Москва, улица Большая Ордынка, дом 20
Центральный округ, Якиманка
4Храм святителя Николая в Толмачах
Адрес: г. Москва, Малый Толмачёвский переулок, дом 9
Центральный округ, Якиманка
5Храм Иоанна Предтечи Усекновения Главы под Бором с отдельно стоящей колокольней, Черниговское подворье
Адрес: г. Москва, Черниговский переулок, дом 3
Центральный округ, Замоскворечье
6Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
Адрес: г. Москва, улица Пятницкая, дом 26, строение 1
Центральный округ, Замоскворечье
7Храм Святителя Николая Мирликийского в Толмачах
Адрес: г. Москва, Малый Толмачёвский переулок, дом 9
Центральный округ, Якиманка
8Храм Троицы Живоначальной в Вишняках или Больших Лужниках при Православном Свято-Тихоновском Богословском университете, приписной к храму Святителя Николая в Кузнецкой слободе
Адрес: г. Москва, Пятницкая улица, дом 51/14, строение 4
Центральный округ, Замоскворечье
9Храм Черниговских князя Михаила и боярина Феодора
Адрес: г. Москва, Черниговский переулок, дом 3
Центральный округ, Замоскворечье

Источник

Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье — православный храм, расположенный на улице Большая Ордынка в Москве, построенный в стиле барокко. Первая информация о деревянной церкви святой относится к ХVI веку. Построили ее по инициативе Анастасии Романовны, первой жены Ивана Васильевича Грозного. Святой великомученице Екатерине молятся о легких предстоящих родах, о защите своих детей.

Всполье в те далекие времена обозначало «пахотные земли», находилась такая территория за пределами городского поселения. По другим источникам, эта деревянная церковь построена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. У Климентовского острожка враг потерпел поражение и гетман Хоткевич принял решение перевести войско в это место, чтобы устроить здесь укрепление. Но и эта тактика не помогла польско-литовскому войску, русские витязи смогли одержать победу.

В 1657 году церковь перестраивают, вместо прежней, деревянной, появляется каменный храм. С 1625 года строят придел Феодора Студита, в 1636 году — придел святого Николая. Следующее обновление церкви документировано в 1696 году. В нынешнем виде храм был построен в период 1766–1775 годах. Над проектом работал Карл Бланка.

Существует предположение, что эту работу заказала сама Екатерина II, когда восходила на престол. Новое здание церкви построили рядом со старым и оба эти храма объединили большой двухъярусной колокольней. Нижний ярус использовали в качестве притвора основного Екатерининского храма. Решено было сохранить старую трапезную, а придел Феодора Студита был разобран.

Что касается придела св. Николая, то он еще долгое время существовал и выступал в качестве зимнего храма. Наверху храм был создан в виде восьмерика, на котором находились купола. Использовались большие наличники, нарядная лепнина, что удачно дополняло образ церкви.

Карл Бланк смог возродить композицию, которая считалась традиционной для русского зодчества. Она состояла из теплого и холодного храма, а между ним располагалась большая колокольня, которая сближала эти строения. Возведение храма по проекту Карла Бланка осуществлялась на казенные деньги. Сама императрица пожертвовала драгоценную ризу, которая стала украшением иконы святой Екатерины. В иконостасе находились работы Д. Г. Левицкого и В. И. Василевского. К сегодняшнему дню иконы, которые были ими написаны, не сохранились.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Храмовая ограда имеет свою отдельную историю. С давних пор принято было украшать дом красивыми резными калитками, заборами. С их помощью пытались подчеркнуть значимость жилья для своей семьи и показать это проходящим мимо. По виду забора можно было судить о гостеприимстве хозяев. Украшенная ограда всегда символизировала покой, мир. Особенно тщательно пытались украсить калитку и ворота храмов. Это можно увидеть на сохранившихся изображениях того времени.

Возле храма Святой Великомученицы Екатерины на Всполье ограда появилась в 1769 году. Она состояла из каменных и металлических элементов. В ограде присутствовали кованые звенья, созданные в 1730 году дворцовыми мастерами, согласно проекту Х. Конрада. Эти элементы предназначались для ограждения известной Соборной площади Кремля. Сама решетка до 1740 года украшала Кремль, располагалась между Патриаршим двором и Архангельским собором.

Ограду разобрали в 1740 году, а звенья в 1762 году решили передать сооруженной церкви. Это сделали по приказу Екатерины. Столбы были украшены пилястрами, а ворота — большими пилонами. Всю эту композицию удачно дополняли белокаменные орлы. На центральных решетках можно было увидеть российские кованые гербы.

Спроектировали каменную часть ограды под руководством Карла Бланка, в 1763–1767 годах. Забор с двумя воротами стали частью застройки улицы Большая Ордынка. Ограду установили на белокаменном цоколе. Столбы с пилястрами располагались на одинаковом расстоянии, украшая карнизы большого выноса. Белокаменные вазоны находились со стороны Большой Ордынки, выполнили их в виде Екатерининской короны.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Со стороны Большого Екатерининского переулка находились вазоны, украшенные вензелями Екатерины, в форме медальонов. Кованые решетки и створки ворот дополнены горизонтальными прутьями, аннинскими коронами и восьмиконечными звездами. Угол, который находился на стыке переулка и улицы, был срезан во время постановки ограды. На месте угла стояла часовня.

После разрушительного московского пожара в 1812 году, церковь сильно пострадала. Существует информация, что многие иконы, разная утварь были спрятаны под церковным помостом. Над восстановлением храма после пожара работал Федор Шестаков, который решил преобразовать угловую часть. В этом месте была построена одноэтажная сторожка. С западной части появилась дополнительная ограда.

Следующая перестройка храма состоялась в 1870–1872 годах, над проектом ее работал Павел Прокопьевич Петров. Некоторые эксперты утверждают, что в проекте был задействован и Дмитрий Чичагов. Зимняя церковь была перестроена. Переосвятили главный престол церкви — в честь Спаса Нерукотворного Образа, приделы — в честь великого князя Александра Невского и святого Николая. Новое строение украсили пилястры, которые по декору схожи с теми же элементами, что у летней церкви. Решили изменить сторожку, дополнив ее арочными нишами.

В 1920–1924 годах в храме Святой Великомученицы Екатерины на Всполье на престольный праздник проводил служение Патриарх Тихон. В 1931 году церковь закрыли, а главную икону святой Екатерины перенесли в храм Воскресения, в Монетчиках. Затем эта икона попала в церковь Флора и Лавра на Зацепе. Когда эту церковь закрыли, дальнейшая судьба иконы стала неизвестна.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Колокольню разрушили до первого яруса, разобраны были и главы. Спасский храм был переделан под жилые помещения, Екатерининский стал функционировать как контора. Затем в здании располагалось проектно-конструкторское бюро приборостроения.

Реставрация храма началась только в 1970-х годах. В период с 1970 по 1983 годы восстанавливали летнюю церковь. Этим занимались сотрудники мастерской Института Грабаря. Теплая церковь после закрытия была лишена колокольни, в ней располагались различные промышленные предприятия.

В 1992 году храм был передан Русской православной церкви. Первая Литургия была проведена в 1995 году, на Благовещение. Великое освящение храма состоялось 11 июня 1999 года, а совершил его Патриарх Алексий II. С этого момента в церкви началась новая религиозная жизнь.

Сейчас в храме регулярно проходят Евангельские чтения, служения. Сам храм регулярно занимается благотворительностью. На территории церкви можно приобрести религиозную литературу на русском и английском языках. Для Москвы это считается настоящей редкостью. Прихожанам доступна библиотека, работает бесплатная изостудия для детей.

В храме хранятся несколько святынь: частица мощей святого Иоанна — чудотворца Сан-Францисского и Шанхайского, и икона святого великомученика Пантелеймона, с частицей мощей. Можно посетить храм, чтобы увидеть, как он сейчас выглядит, после стольких преобразований.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Расписание служб в храме Святой Великомученицы Екатерины на Всполье

По субботам и воскресеньям проводятся Божественные литургии в 09:00. Накануне проводится всенощное бдение. Утренняя литургия по будням проходит в 08:00. Вечернее богослужение в будние дни проходит в 18:00. Богослужения совершаются не только на церковнославянском языке, но и на английском.

Каждую субботу в церкви проводятся занятия по английскому языку. Прихожане и священнослужители читают и разбирают религиозную литературу в классическом и современном переводах. Начало занятий в 15:00.

По воскресеньям проводятся занятия по изучению Ветхого и Нового Завета. На этих встречах изучаются и обсуждаются главы из Евангелия, зачитываются доклады по книгам Священного Писания. Занятия начинаются в 14:00.

Как добраться

Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье находится на улице Большая Ордынка, 60/2. Рядом расположены три станции московского метрополитена.

На общественном транспорте есть возможность добраться до храма с помощью автобусов и троллейбусов. Ближайшие остановки:

Чтобы доехать на такси до храма, лучше всего воспользоваться мобильными приложениями следующих служб: Яндекс.Такси, Maxim, Gett, Везёт, Ситимобил, Uber.

Видео о храме Святой Великомученицы Екатерины на Всполье

Источник

Храм Святителя Николая в Пыжах

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.

Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.

Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.

Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах

По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.

В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.

Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Святыни

В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

История

Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

храм возле метро третьяковская. Смотреть фото храм возле метро третьяковская. Смотреть картинку храм возле метро третьяковская. Картинка про храм возле метро третьяковская. Фото храм возле метро третьяковская

Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

Как добраться

Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.

На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:

В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.

Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах

Источник

Рукой подать. Часть 2

Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».

Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)

– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!

«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.

И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.

Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.

Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.

У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.

Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.

Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.

Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…

В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.

Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.

Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.

За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.

Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.

Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.

Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).

«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».

«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:

– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.

– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.

Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.

Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?

У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.

В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.

– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.

– Венчание, – отвечает та.

Раз так, пора и честь знать.

ул. Большая Ордынка, 20;

тел/факс: 7 (495) 951-60-34.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)

Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».

И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.

Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.

Она летела домой, как птица.

И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».

То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.

Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»

Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.

Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.

А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.

И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.

С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Храм святителя Николая в Хамовниках:

ул. Льва Толстого, 2;

тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *