храм зимовенька шебекинский район
Воскресенский женский монастырь (Зимовенька)
Воскресенский женский монастырь, открытый в селе Зимовеньки Шебекинского р-на Белгородской области, первоначально именовался Марфо-Мариинской женской обителью. В 1993 году в Белгороде было открыто подворье обители. В декабре 1999 года монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма.
Содержание
История [ править ]
4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы владыкой Ювиналием освящено место строительства монастыря.
В 1993 г. в Белгороде было открыто подворье обители. Первоначально, открытый в с. Зимовенька монастырь именовался Марфо-Мариинской женской обителью.
В декабре 1999 г. монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма.
Открытие в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода РПЦ (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время на территории монастыря находятся два храма, монашеский келейный корпус, трапезная, хозяйственные постройки.
Сестрами обители круглосуточно читается неусыпаемая псалтирь.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений.
Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории и подворье обители.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
В Воскресенском храме обители находятся:
1. Икона свт. Иоасафа, еп. Белгородского с частицей мощей.
2. Мощевик с частицами мощей:
3. Иверская икона Божьей Матери (со Святой Горы Афон из Русского Св.- Пантелеимонова монастыря (1896 г.)).
4. Икона св. вмч. Пантелеимона, писанная на Святой Горе Афон в Русском Св.- Пантелеимоновом монастыре (1882 г.).
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, 309273,Белгородская обл, Шебекинский р-н,с. Зимовенька, ул. Больничная
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений смотрите на странице монастыря в соцсети.
Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Епархиальные монастыри РПЦ
История
4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы владыкой Ювиналием освящено место строительства монастыря.
В 1993 г. в Белгороде было открыто подворье обители. Первоначально, открытый в с. Зимовенька монастырь именовался Марфо-Мариинской женской обителью. В декабре 1999 г. монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма.
Открытие в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года.
В настоящее время на территории монастыря находятся два храма, монашеский келейный корпус, трапезная, хозяйственные постройки.
Сестрами обители круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории и подворье обители.
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Монастырский храм Воскресения Христова является уникальным памятником архитектуры XX века. Его строительство продолжалось 12 лет с 1900 по 1912 гг..
Удивительно, что столь грандиозный проект был реализован без помощи казны и практически без серьезны пожертвований со стороны дворянства и предпринимателей. Согласно клировым ведомостям, храм был построен «тщанием прихожан», коих было на тот момент немало, поскольку Зимовенька была в некотором смысле экономическим центром района.
К моменту освящения в храме был установлен огромный фаянсовый иконостас, изготовленный на фабрике поставщика Двора Его Императорского Величества М. С. Кузнецова. На сегодняшний день иконостасы отреставрированы и они несомненно являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной керамики начала ХХ в.
Семейная паломническая поездка в Свято-Воскресенский монастырь (с. Зимовенька, Шебекинский р-он).
Всех приветствую, друзья!
Давно в планах семьи была намечена паломническая поездка в Свято-Воскресенский монастырь в селе Зимовенька, что в Шебекинском районе нашего Святого Белогорья:
во-первых, это Святое место давно славилось настоящими православными старцами и старицами, благословение и совет которых переворачивает судьбы людские, направляя их к настоящему человеческому счастью с Богом. Именно здесь, в Зимовеньках, возобновил свой духовный путь, после возвращения с Афона, самый добрый батюшка России — отец Ипполит Халин, положивший начало возрождения Обители из руин;
во-вторых, хотелось искупать нашу старшую тяжелоболящую дочь в Святых источниках, которые чудесно таятся вокруг монастыря в живописных уголках Зимовенек…;
в-третьих, Зимовеньки — героическое место подвига наших предков во время Великой Отечественной, здесь более четырехсот фашистов положила наша 20-летняя русская девушка-радистка Елена Стемпковская, держав непреступную пулеметную крепость на церковной колокольне против батальона эсэсовцев… Давно слышал от друзей эту героическую историю и очень хотелось попасть в это священное место.
Итак, сегодня ранним утром, на нашем Логане, всей семьей мы выехали в Зимовеньки… Километраж от центра Белгорода до самого монастыря составил 67 км, качество дорожного полотна — отлично/хорошее. Средняя скорость на трассе — 100 км/ч. Во время следования пользовался навигатором Digma DS507BN, антирадар — Sho-Me STR-535. Госконтроль за скоростным режимом на трассе обычный — 5/6 стационарных точек контроля, 2/3 встретилось передвижных треног…)
И вот, мы, слава Богу, на месте… Сразу пошли на утреннюю Службу, людей много, но в Храме не битком, много приезжих… Немножко о Святой Обители…
Монастырь расположен на возвышении в центре села, на ул. Больничная. Воскресенская Церковь крестообразная в плане, с 2-ярусной колокольней. Снаружи Церковь вся в следах от пуль и снарядов, бои тут велись страшные, но об этом чуть позже… Иконостас Церкви уникальный — фарфоровый, знаменитого дореволюционного мастера Кузнецова 1911 г., сохранившийся в годы СССР.
Уникальная святыня — икона первоверховных апостолов Петра и Павла, была написана по заказу здешнего уроженца, русского унтер-офицера Григория Казаченко, в 1878 году чудесно вышедшего живым из турецкого плена (это произошло как раз в канун Праздника святых Петра и Павла 12 июля). Сам, являясь старшим офицером в отставке, задумываюсь, как духовно сдало нынешнее офицерство, по сравнению с нашими доблестными и глубоко православными предками. Суворовская пехота не шла в бой без священнического благословения и нанизывала на штык до 65 турок… Матершина была под официальным запретом Церкви и государства, как разлагающая воинский дух гниль. Сейчас «сила духа» цениться у большинства ровно наоборот, но плоды уже налицо, пора бы всем нам, парни, и протрезвиться — НАТО уже на окраинах Российских…
После Службы мы прогулялись по территории монастыря и встретили замечательную женщину, которая проводила нас до Святого источника в честь Святого Целителя Пантелеимона.
Воскресенский женский монастырь с.Зимовенька
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
СРЕДА 03 НОЯБРЯ | 16:30 | ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ПОЛИЕЛЕЙ) |
ЧЕТВЕРГ 04 НОЯБРЯ | 08:00 | ИСПОВЕДЬ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ |
ПЯТНИЦА 05 НОЯБРЯ | 16:30 | ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ |
СУББОТА 06 НОЯБРЯ | 08:00 16:30 | ИСПОВЕДЬ ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ КРЕСТНЫЙ ХОД ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ |
ВОСКРЕСЕНИЕ 07 НОЯБРЯ | 08:00 | ИСПОВЕДЬ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ |
В РАСПИСАНИИ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
Воскресенский женский монастырь с.Зимовенька запись закреплена
В запахе сена и молока есть что-то настоящее.
Воскресенский женский монастырь с.Зимовенька запись закреплена
† Белгородская митрополия РПЦ
4 ноября, в День народного единства, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сделал официальное заявление о работе храмов митрополии в период пандемии коронавируса. Владыка напомнил об ограничительных мерах, которые уже действуют в храмах, а также рассказал о новых санитарно-гигиенических правилах, которые будут введены с 8 ноября.
Показать полностью.
Митрополит Иоанн подчеркнул, что не случайно обращается к мирянам и священнослужителям в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он напомнил историю праздника:
— Праздник народного единства был установлен в 1613 году по приказу царя Михаила Феодоровича Романова, в честь того, что Россия избавилась от нашествия поляков, которые хотели насадить католичество на нашей земле и даже предприняли поход во главе со Лжедмитрием поход на Россию… Наше народное ополчение тогда несло в своих рядах Казанский образ Богородицы. Все говорило о духовном подъеме в те времена… Эта икона стала объединяющим началом для нашего народа. Так и сегодня нам необходимо единение в общей беде, которая охватила все человечество. Нам нужно объединиться в мыслях и действиях, чтобы прекратить развитие пандемии коронавируса.
Владыка Иоанн подробно рассказал о том, какие меры предпринимаются сегодня в православных храмах. Прихожан просят использовать маски и перчатки, дезинфицирующие средства и соблюдать социальную дистанцию во время богослужений. В храмах и часовнях проводится тщательная обработка дезинфицирующими растворами всех поверхностей. С 8 ноября будут введены новые, дополнительные меры безопасности.
– Буквально вчера я общался с губернатором, – рассказал владыка Иоанн. – Он сообщил, что в Белгородской области не будет продления нерабочих дней, но попросил нас усилить санитарно-гигиеническую защиту. Поэтому в ближайшие три недели люди в возрасте 60+ должны воздержаться от посещения храмов, так как они находятся в особой группе риска. Богослужения будут совершаться в обычном установленном порядке.
Несмотря на то, что храмы останутся зоной, свободной для посещения, пояснил митрополит, настоятелям следует организовать проведение служб таким образом, чтобы не допускать большого скопления людей. В городских храмах в праздничные дни будут совершаться две Литургии, по возможности – на улице. Сельским приходам рекомендуется проводить службы только в субботу и воскресенье.
– Впереди 6 ноября – родительская суббота, – отметил владыка Иоанн. – Мы понимаем, что в этот день в храмах соберется много людей. Прошу священнослужителей организовать прием записок от прихожан через церковную лавку или специальный ящик…
Для тех, кто останется дома в эти дни, будут организованы трансляции богослужений на телеканале «Мир Белогорья».
– Почему важно прислушаться к голосу Церкви и нашего государства? – обратился владыка Иоанн к верующим. – Потому что мы должны показать свое единство. Мы живем на земле Святого Белогорья, и каждый из нас должен внести свой вклад в то, чтобы остановить эту пандемию… Соблюдение гражданских норм и требований – это тоже наша обязанность как христиан…
Митрополит Иоанн призвал всех строго соблюдать карантинные меры, а священников благословил настоятельно просить пожилых прихожан в период с 8 по 28 ноября не посещать богослужения. Он отметил, что сам очень остро переживает ту ситуацию, которая сложилась сегодня в обществе. И тот малый вклад, по словам владыки, который могут внести верующие, снизит нагрузку на систему здравоохранения региона и даст медикам возможность «перевести дух».
– Нам надо идти навстречу рекомендациям, которые выработал антиковидный штаб области, и предложениям, которые внес Вячеслав Владимирович Гладков. Каждый должен это сделать. Это и будет нашим единением, – подытожил митрополит Иоанн.
Что таят подвалы Воскресенской церкви в Зимовеньке
«Белгородская правда» побывала в историко-краеведческом музее Воскресенского женского храма
Музеи при храмах – традиция давняя, в мире они существуют во множестве. Например, в храме Христа Спасителя в Москве есть музей истории этого храма. Каждый старый храм – сам по себе история.
В прошлом году появился свой музей и в Воскресенской церкви женского монастыря в Зимовеньке Шебекинского округа. Храм, как и его окрестности, прошёл сквозь революции и войны. А значит, есть что сохранить и показать потомкам.
Свято место пусто не бывает
Неприметная ранее дверь в боковой стене храма теперь даже очень приметна – оформлена табличкой «Историко-краеведческий музей Воскресенского женского храма в селе Зимовенька».
Дверь ведёт в храмовый подвал – старинный, со сводчатым кирпичным потолком и узкими проходами. Музей был создан просто – настоятельница монастыря матушка Феодосия решила: чего подвалу пустовать? Тем более довольно интересному, фактурному.
И тут же промыслительно (как говорят верующие, в смысле – по промыслу Божьему) та же идея возникла у руководителя санкт-петербургской фирмы «Паллада», которая изготавливала для монастыря напольные фаянсовые киоты. Спустившись вниз, Константин Лихолат сразу произнёс: «Тут просится музей». И оказал всемерное содействие его устройству.
«Мы находимся в подвальном помещении монастырского храма Воскресения Христова, – ведёт экскурсию инокиня Анфиса. – Храм строился 12 лет, с 1900 по 1912 год. В этом подвале располагалась храмовая система отопления. Видите, сохранились жароходы, по которым ходил тёплый воздух. Стояли калориферные печи по типу аммосовских (их создатель – российский военный инженер Николай Аммосов – прим. ред.) и обогревали весь храм: пол и стены».
Монастырь – город в миниатюре
Начало экспозиции не соответствует исторической канве. Скорее, отвечает на вопрос «Куда мы вообще попали?».
Это план-схема Воскресенского женского монастыря. Бывает, приезжают люди невоцерковлённые или попросту несведущие. Видя только храм, не знают назначения построек по соседству. Не понимают, что попали в монастырь, где живут матушки-насельницы и, кроме служб, работают, ведут хозяйство, возделывают огороды.
На плане-схеме, кроме храма, – сестринский корпус с кельями, домовым храмом, библиотекой, ризницей, швейной мастерской, канцелярией, бухгалтерией, архивом. В трапезном корпусе есть обычная и молочная кухни, певческая, учебный класс. По соседству с ними летняя кухня, мыловарня, виноградник, плодовый сад, огороды, хозпостройки. И монастырское кладбище.
Не возбраняется, прогуливаясь, всё это осмотреть снаружи, но лучше и даже необходимо взять на осмотр благословение у матушек. Чужой всё‑таки монастырь, хоть и свой, православный.
«В этой части экспозиции отображается повседневная жизнь монастыря, – говорит сестра-экскурсовод. – В центре всего, конечно, храм, ведь быть ближе к Богу – предназначение нашей монашеской жизни, то, для чего мы все сюда пришли.
Служба Ему не прекращается у нас ни на секунду: в домовом храме читается неусыпаемая Псалтирь. Круглосуточно, всеми нами по очереди».
«Упалый колодезь»
Следующий, малый зал музея посвятили слободе Зимовенька. В нём в числе прочих экспонатов представлены копии документов начала XVII века, повествующие о слободе и храме.
Первое религиозное поселение в здешних лесах «пониже устья Зимнего колодезя, что впал в речку Нежеголь» – Нифонтову пустынь – основал в начале XVII века старец Нифонт Верижский, имея на это грамоту царя Михаила Фёдоровича.
«Верижский – потому что носил вериги, специальные тяжести, которые монахи носят на теле для усмирения плоти и духа, – уточняет экскурсовод».
Слобода Зимовенька в светской своей части зародилась, как говорит инокиня Анфиса, «не естественным образом». Люди, не считая старца Нифонта, сюда пришли не сами по себе, а по указу. Вообще, для Белгородской области история вполне естественная. Здесь, на границе с Диким полем, селили служивых людей – пограничников.
Они сражались за Родину
Воскресенский храм служил людям всегда. И до и после революции, и по прямому назначению, и в качестве хозпомещения – зернохранилища. И даже во время войны: в этом самом музейном подвале жители прятались, когда шли сражения.
«Летом здесь царит приятная прохлада, градусов 16, – говорит сестра Анфиса. – Зимой порядка +10. И всегда очень свежий воздух, что, несомненно, помогало этим людям. Полтора года назад здесь у нас была большая группа экскурсантов, около 70 человек. И воздух в музее был свежим – настолько качественно, грамотно строители храма сделали вентиляцию».
Отдельный стенд посвящён событиям Великой Отечественной войны. Летом 1942 года в Зимовеньке стоял насмерть 216-й стрелковый полк 76-й стрелковой дивизии, сдерживая врага, который рвался к Сталинграду.
В 1958 году в селе была открыта братская могила, на плитах которой 187 имён погибших бойцов и командиров. И рядом в отдельной могиле – прах Героя Советского Союза младшего сержанта Елены Стемпковской. С колокольни Воскресенской церкви 20-летняя радистка корректировала артиллерийский огонь, а после гибели всех своих товарищей вела оттуда же стрельбу до последнего патрона, была взята в плен, запытана и повешена. Сельчане похоронили её тайком через два дня.
«Эти события описывает в своей художественной повести «Девушка в серой шинели» Лев Савельев, – дополняет мать Анфиса. – Но существует и вторая версия, по которой Стемпковскую застрелили сразу, на месте сражения».
Отследить духовные истоки
История монастыря – это и история прежде существовавшего здесь Георгиевского храма и его настоятелей: священников Василия Енохина, Фёдора Богоявленского. Отца Фёдора сменил в 1882 году священник Самуил Зиборовский. Он и стал инициатором постройки нового, вместительного храма вместо маленькой и изрядно обветшавшей церкви святого великомученика Георгия. Дело отца Самуила завершил его сын и преемник Константин Зиборовский.
«Со сбором исторических данных, вплоть до зарплат духовенства, нам очень помог начальник управления по делам архивов области Павел Субботин, – с признательностью говорит экскурсовод. – Благодаря ему мы сделали для музея копии многих документов, метрических книг».
В отличие от подавляющего большинства современных экскурсий, посетителей здесь не слишком загружают массой энциклопедических сведений, которые выветриваются из головы за порогом музея. Дают понять самое главное.
«У нас, конечно, много разных фактов, дат, имён. Но своей целью мы поставили отследить именно духовные истоки формирования обители, потому что это не просто архитектурный ансамбль, но прежде всего – сестричество, монахини, которые здесь подвизаются, и тот духовный стержень, который нас здесь удерживает», – рассказыват инокиня.
История в керамике и камне
Какой же музей без экспонатов-подлинников? Их здесь немало, например, кресты, с которым ходили крестными ходами, иконы борисовского письма. Даже венчальные венцы из 1980-х, сделанные из подручных материалов и весьма кустарно, но уж такое было время.
На витрине – исторические кирпичи со штампом: 1896 год.
«Это очень необычный керамический кирпич, почувствуйте: он тяжелее не только красного кирпича, но и силикатного, – предлагает экскурсовод. – Когда мы покупали в магазинах кирпичи для ремонта храма, мы брали его в качестве образца, и продавцы очень интересовались. Качество просто невиданное».
Самая большая и живописная часть экспозиции посвящена архитектурной керамике в русском храмостроительстве и изготовлении иконостасов.
«Когда вы заходите в наш монастырский храм, первое, что бросится в глаза – удивительной красоты фарфоровый иконостас, – говорит сестра Анфиса. – Это очень выразительный, долговечный и неприхотливый в уходе материал. Первые фарфоровые иконостасы на Руси появились в середине XVII века. А по‑настоящему массовое производство возникло в конце XIX столетия. Главным производителем, практически монополистом, было Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Кузнецова».
Фарфоровый иконостас Воскресенского храма сохранился примерно на треть. Некоторые из деталей выставлены внизу, в музейной экспозиции. А остальное восстановлено уже современными производителями. Товарищество Кузнецова делало почти всё, что можно сделать из фарфора и фаянса. Например, посуду и изразцовую печную плитку, они тоже есть на витринах.
«Второе, что всех поражает в монастырском храме, – это удивительной красоты пол из керамической плитки, – говорит сестра уже наверху, в самой церкви. – Он настоящий, ему более 100 лет, на нём нет выбоин, полностью сохранился цвет».
Красота пола, даже несмотря на антикоронавирусные полосы для соблюдения дистанции, и впрямь поражает. Сложно представить, как он прошёл через войну, но он великолепно сохранился.
Сделало его Товарищество по производству огнеупорного кирпича и гончарных изделий барона Эдуарда Бергенгейма, железнодорожного инженера. Месторождения необходимой по качеству глины барон обнаружил под Харьковом во время строительства Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Там же и основал производство, ставшее делом его жизни. Керамическая напольная плитка, сантехнические трубы, огнеупорный кирпич барон с успехом поставлял по всей империи. Конечно, и в соседнюю Курскую губернию, в которую входила Белгородскаая область.
«Современная плитка подобного класса стоит больше 300 долларов за квадратный метр, – говорит экскурсовод. – Старая стоила ещё дороже, ведь в ней было больше ручного, не стандартно-механизированного труда, а значит (как и с иконостасом), больше качества и души».
Посетители музея, прихожане и монахини, поднимая в храме взгляд от пола, смотрят на иконы. Одна из них – Петра и Павла – содержит надпись «В память об освобождении из крепости г. Баязета в Русско-Турецкую войну 1878-го года с 6-го по 29 июня от участвующего в плену ун. оф. Гр. Козаченка». Местный уроженец, унтер-офицер Козаченко (вероятно, Григорий) в благодарность Богу за благополучный исход своего участия в драматичнейшем эпизоде русской военной истории заказал мастерам эту икону и преподнёс храму в Зимовеньке.
Здесь принимают и одиночных посетителей, и группы: по предварительной записи на сайте монастыря, в его соцсетях или прямо в церковной лавке.
Из глубины веков
Местность, где позднее возникла слобода Зимовенька, была освоена в эпоху Бориса Годунова. В 1599 году царь передал здешние земельные наделы причту Свято-Троицкого собора Белгорода: «к соборной церкве дана речка Нежеголь с упалыми [пришедшими в упадок, немноговодными] речками Коренем и Корочею и с упалыми колодези». Колодезями называли небольшие родники и ручейки. Одним из них был Зимний (Зимовный) колодезь, от которого возникло название Зимовенька.
Название «Зимовный» – от того, что родник был незамерзающим, круглогодичным. Благодаря этому здесь часто, в разные времена года, проходили ярмарки. Зимовенька и соседняя Белянка были экономическим центром округи, жили весьма благополучно. И в начале ХХ века на Воскресенский храм жители не поскупились – здание выстроено очень качественно даже по нынешним меркам, пережило войну.
Не жалели средств купцы и на развитие села – в начале ХХ века в Зимовеньке появился телефон. Работал агрономический участок для научных исследований, показательное опытное поле, земское училище, больница, народная библиотека, почта.
Известный уроженец Зимовеньки – сын местного священника Иван Васильевич Енохин. Дома он получил первоначальное образование, впоследствии стал личным медиком Николая I, лейб-медиком высочайшего двора.