храмы и монастыри коломны
Храмы и монастыри в Коломне — 12 главных святынь.
Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.
Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.
Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.
Итак, сначала о монастырях.
Монастыри в Коломне.
В Коломне четыре действующих монастыря! Два древних мужских монастыря были основаны еще в 14 веке при князе Дмитрии Донском во времена монгольских набегов. Эти монастыри были сторожевыми и охраняли две главные дороги: Рязанскую и Владимирскую. Поэтому они расположены немного за городом.
1) Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь.
Эта знаменитая битва с монголами совпала с праздником Рождества Богородицы (21 сентября), в честь которого и освятили монастырь. Находится он недалеко от Коломенского Кремля, за рекой Москвой. Многие и пешком туда ходят (минут 15 от Кремля), но удобнее доехать на машине по Новорязанскому шоссе. Если стоять на Соборной площади Коломенского Кремля и смотреть на памятник Кириллу и Мефодию, то вдалеке за рекой хорошо видны купола Бобренева монастыря.
Почему много людей едут в Бобренев.
Феодоровская чудотворная икона в Бобреневе
Башмачок свт. Спиридона
В Бобренев монастырь едут очень много людей, так как там есть чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая помогает рождению детей, решению семейных проблем. Были случаи исцелений от опухолей. Вопрос для многих насущный, а количество чудесных исцелений так велико, что слава об этой иконе давно уже вышла за пределы Московской области. Я лично был свидетелем того, как женщины записывали свои истории в монастырский журнал с чудесами.
Многие семьи по 6 и более лет ждали рождения своих детей, лечились у врачей, но ничего не помогало. И вдруг, после молитвы в Бобреневе монастыре у них в течение года родились долгожданные дети. Таких историй в журнале много, а сколько еще не записанных!
Кроме чудотворной иконы есть еще башмачок свт. Спиридона Тримифунтского, освященный на нетленных мощах святителя в Греции. На острове Корфу в саркофаге на нетленных мощах свт. Спиридона несколько раз в год меняют бархатные облачения. Башмачки с его ног отсылают в храмы или монастыри. Этого святого также очень любят и у нас в России, так как он помогает многим нуждающимся в материальной помощи людям.
Храм поющих ангелов.
Храм во имя Федоровской иконы — прославился как уникальный «храм поющих ангелов». Он также притягивает и завораживает своим особым звучанием многих паломников. Гармония звуков во время песнопения бывает настолько необычна, что оказывает очень сильное воздействие на слушателей. Даже ученые с приборами когда-то приезжали и записывали «пение ангелов». Что является причиной такого звучания в храме? Строение стен? Или действительно это голоса ангелов помогают поющим в храме? Эта тайна до сих пор пока не разгадана.
А также на официальном сайте Бобренева монастыря http://bobrenev.ru/site.htm
2) Старо-Голутвин Богоявленский мужской монастырь.
Этот монастырь в Коломне основан также в конце 14 века, чуть позже Бобренева монастыря самим преподобным Сергием Радонежским. Святой Сергий сам лично назначил первым настоятелем своего ученика Григория, получившего прозвище Голутвинский. В этом древнем монастыре также много святынь. Есть и старинная чудесная икона Николая Чудотворца, которая сама обновляется и дарует исцеления.
Здесь есть удобная и недорогая гостиница для паломников и трапезная.
В этих двух мужских коломенских монастырях живут по 7-10 монахов.
В отличие от мужских древних сторожевых монастырей, два женских монастыря находятся на территории Кремля Коломенского. Они возникли много позже, но были изначально тоже мужскими. Затем их отдали сестрам-монахиням.
3) Успенский Брусенский женский монастырь.
Один из двух монастырей Коломенского Кремля. Основан самим царем Иваном Грозным в честь взятия Казани в 1552 году. Поэтому здесь почитается Казанская икона Божией Матери. Уникальный древнейший в Коломне шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы (1552 года) – единственный в своем роде, чудом сохранился до сих пор!
Такие храмы после времени Ивана Грозного совсем перестали строить. Попробуйте-ка вспомнить где еще вы могли бы увидеть храмы такой формы с пирамидальным куполом?
Успенский шатровый храм
Его высокий пирамидальный восьмиугольный купол особенно удивляет, если зайти внутрь храма. Почему такие храмы перестали строить — остается загадкой. И как же хорошо, что в Коломне один такой храм все-таки сохранился до наших дней!
Насельницы Брусенского монастыря в основном престарелые женщины. Монахинь там 7 человек, но атмосфера в монастыре очень простая и добродушная, поэтому прихожан там обычно довольно много.
4) Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь.
Находится в центре Коломенского Кремля на Соборной площади. В древности этот комплекс был резиденцией коломенских епископов, затем в 1799 г. стал мужским монастырем. После советского периода его решили отдать женщинам-монахиням.
Сестер монахинь и послушниц здесь около сотни! Это самый многочисленный монастырь в Коломне. Благодаря игумении Ксении, многие монахини учатся и заканчивают различные мирские учебные заведения (медицинские, художественные, сельскохозяйственные, ветеринарные и др.), а затем служат Богу, монастырю и обществу своими знаниями и умениями. Здесь есть бесплатный медицинский центр, издательский центр, разводят редкие породы собак, замечательный фруктовый сад и много чего еще. Сестры практически все делают сами.
Мощи святых и чудотворные иконы здесь также есть. Кроме того, на территории стоит красивейшая резная часовня, в которой льется святая ключевая вода.
Часовня с источником
Храмы в Коломне, заслуживающие внимания в первую очередь.
Успенский собор.
В центре Кремля на Соборной площади гордо возвышается могучий Успенский кафедральный Собор – главный храм Коломны. Первый Успенский Собор построил сам князь Дмитрий Донской в 1380 году, но затем его перестроили в 1680 г. И теперь он величественно стоит посередине площади. Здесь была написана оригинальная икона Донская Божия Матерь – одна из самых почитаемых на Руси. Сейчас она в Третьяковской галерее. Иван Грозный забрал ее из Коломны, чем сильно опечалил коломенцев. Но с Иваном Грозным спорить было бесполезно.
Храм Воскресения Словущего.
В этом месте, где сейчас стоит храм Воскресения Словущего, стоял дворец великих московских князей. В 14 веке Коломна вошла в состав княжества Московского и стала второй его столицей. Поэтому в Кремле коломенском были построены два дворца: дворец князей великих и дворец епископов Коломенских. Если в Москве вдруг пожар или эпидемия случалась, то весь княжеский двор на время переезжал в Коломну. Поэтому в 1366 году во время большого пожара в Москве князю Дмитрию Донскому пришлось обвенчаться с княжной Евдокией Суздальской в Коломне во дворцовом храме Воскресения Словущего.
Храм Николы Гостиного.
За Успенским Собором стоит еще один интересный храм Николы Гостиного. Исследователи считают, что передняя (алтарная) часть храма была построена в 1501 г! То есть он входит в пятерку древнейших коломенских церквей. Самые богатые купцы коломенские (их называли «гости», отсюда и название храма) построили этот храм для себя. Свт. Николай Мирликийский – всегда считался покровителем путешественников и мореплавателей, поэтому купцы молились ему в первую очередь. Здесь есть старинная икона свт. Николая Чудотворца.
Всего в Коломенском Кремле насчитывается 10 храмов, в том числе монастырских.
За территорией Кремля, на Посаде есть еще 15 храмов. Упомяну лишь о самых интересных их них.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах.
Это уникальный древнейший храм не только Коломны, но и всего Подмосковья! На него стоит взглянуть! Сохранились белокаменные стены храма 14 века. На северной стене вы сможете увидеть загадочную печать в виде зверя. «Бытыева печать» или «Зверь коломенский — так ее называют. Много версий выдвинуто учеными мужами, что она означает, споры ведутся до сих пор. Легенда гласит, что пока эта печать будет на храме, храм будет стоять!
Храм Иоанна Богослова с колокольней или «церковь на торгу».
Находится рядом со стенами Коломенского Кремля, где испокон веков располагались многочисленные торговые ряды. Его маковка сделана в виде чаши. Полная чаша – символ достатка и благополучия. Колокольня с часами – самая высокая в старом городе — построена для храма после победы над Наполеоном.
Храм Николы-на-Посаде или «коломенская жар-птица».
Так его часто называют за множество огневидных кокошников на его куполе. Бесспорно — это самый нарядный и красивый храм Коломны, который надо обязательно увидеть! Интересно, что церковь принадлежит общине старообрядцев, которые имеют строгие уставы и не очень любят, когда к ним заходят любопытные зеваки. Однако, если вы будете правильно одеты и вести себя благоговейно, то вам позволят туда зайти.
Храм Богоявления-в-Гончарах.
Единственная церковь, которая не закрывалась никогда в Коломне. Только она одна действовала в советское время, поэтому сохранила все свои старинные иконы и росписи. Сюда также свозили все церковные святыни из закрытых храмов Коломны. Здесь действительно ощущается дух подлинной старины. Рядом с алтарем стоит ковчег с многочисленными мощами святых.
храм Богоявления-в-Гончарах внутри
Когда-то рядом с этим храмом жили гончары и делали знаменитые коломенские горшки из белой глины, о которых даже Тургенев в рассказе «Му-му» упоминает и В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка». Знаменитый свт. Филарет Московский при рождении в Коломне был крещен в этом храме.
В этом коломенском храме с 1929 по 1932 год служил свщмч. Иаков Бриллиантов, сочинивший акафист знаменитой иконе «Неупиваемая Чаша».
Совсем рядом с храмом Богоявления находится ж/д станция “Коломна”, с которой можно уехать в Москву или Рязань.
Станция Коломна
Вы можете заказать экскурсию по монастырям и храмам Коломны, позвонив мне по телефону: 8 916 784 95 42. В ходе экскурсии, я с радостью более подробно познакомлю вас со святынями Коломны!
shurov_oleg
Олег Шуров
Храмы Коломны и района
По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…
Я продолжаю свой фоторассказ о подмосковных православных храмах. На этой странице мы отправимся в один из старейших российских городов, в Коломну, храмы которой представлены практически в полном объеме, а вот церкви района в основном его северной части.
Панорама Коломенского кремля с Москвы-реки
Въездная башня Коломенского кремля
Коломна – Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Брусненском женском монастыре
Ценный памятник зодчества XVI в. (1552 г.). Небольшой четверик церкви увенчан восьмискатным шатром без обычного переходного восьмерика. Храм неоднократно перестраивался, последний раз в 1881-1883. Тогда здание было перестроено в псевдорусском стиле, с запада к нему пристроены трапезная с Всехсвятским приделом и двухэтажная богадельня. Закрыта в 1920-х. Основной объем храма отреставрирован в 1970-х. Богослужения возобновлены в 1997.
Колокольня Ново-Голутвинского монастыря
Памятник Сергию Радонежскому
Рядом с собором Введенская церковь в колокольне
Рядом с собором Сергиевская церковь
Андреевское – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Центрический храм в стиле раннего классицизма, выстроенный в 1770 г. на средства Т. И. Тетюшевой. Боковые приделы Иоанна Воина и мч. Татьяны. Закрыт в кон. 1930-х. Открыт в 1992 г.
Богдановка – Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Небольшой кирпичный храм 1748 г. типа восьмерик на четверике в духе провинциального барокко, интересный стенообразной звонницей. Выстроен на средства Желтухиных. В сер. ХХ в. венчания церкви сломаны, сама она сильно перестроена.
Бортниково – Церковь Иконы Божией Матери Валаамская
Деревянный одноглавый храм на подклете 2002 г., окруженный галереями. В подклете придел Царственных Страстотерпцев. Построен при подворье Валаамского монастыря.
Горки – Церковь Николая Чудотворца
Большая однокупольная четырехстолпная церковь в формах эклектики с элементами неовизантийского стиля, выстроенная в 1900-1911 при помощи егорьевского купца М. Н. Бардыгина. Боковые приделы Скорбященский и Иоанно-Богословский, на хорах, под колокольней, освятили престол Михаила Архангела, прп. Сергия, мч. Серафимы и мч. Глафиры, соименно храмоздателю, священнику и их супругам. Закрыта в 1936, открыта в 1994.
Дарищи – Церковь Николая Чудотворца
Однокупольный храм 1803-1810 гг. в стиле классицизма, в трапезной помещались приделы Димитрия Солунского и Иоанна Воина. Закрыт в 1938, алтарь, трапезная и колокольня сломаны. Возвращен верующим в 1999, ремонтируется.
Дмитровцы Церковь-часовня Дмитрия Солунского
Деревянный храм 2-й пол. XIX в. был окончательно разрушен во 2-й пол. ХХ в. На его месте в 2004 г. построена новая небольшая церковь-часовня.
Конев Бор – Церковь Кирилла и Мефодия
Небольшой деревянный шатровый храм 2003 г. без ярко выраженных стилевых черт.
урочище Красна – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Небольшая кирпичная постройка 1913 г. в псевдорусском стиле. По некоторым сведениям достроена и освящена не была. В настоящее время пустует, номинально зарегистрирована община верующих.
Мячково – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Приземистый четырёхстолпный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный на средства купца А. И. Евсеева в 1868-1876 гг. Боковые приделы Ильинский и Никольский. Закрыт в кон. 1930-х, открыт в 1994, отремонтирован.
Непецино – Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Однокупольная церковь 1806 г. в стиле московского классицизма, выстроена на средства А. Б. Новикова. В трапезной Георгиевский придел. Закрыта в 1933, колокольня сломана. Открыта в 1992.
Никульское – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Одноглавая церковь с пощипцовым завершением фасадов выстроена в 1898-1904 гг. в духе новгородского зодчества. Боковые приделы Никольский и Феодосия Черниговского. Закрыта в 1937, колокольня сломана. Открыта в 1991, отремонтирована.
Парфентьево – Церковь Николая Чудотворца
Большой однокупольный храм в стиле ампир, в трапезной Тихвинский и Трехсвятский приделы построен в 1835-1848 гг. Закрыт в 1937, высокая колокольня сломана. Открыт в 1991, отремонтирован.
Пески – Церковь Николая Чудотворца
Новая церковь, обустроенная во временном помещении, в здании бывш. магазина. Намечена постройка отдельной церкви.
Пруссы – Церковь Илии Пророка
Редкий памятник зодчества XVI в. Небольшой шатровый храм, близкий по облику к Успенской церкви Брусенского монастыря, вероятно, выстроен на средства Шереметевых. Любопытен постановкой шатра прямо на четверике, без обычного переходного восьмерика. Несколько перестроен в 1660-х, трапезная 2-й пол. XIX в. Закрыт в 1930-х, трапезная с Сергиевским приделом и колокольня сломаны. Возвращен верующим в 1990-х в тяжелом состоянии, регулярные богослужения не проводятся.
Радужный – Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Каменный храм в стиле историзма. Строительство начато в 2002 г.
Северское – Церковь Никиты Великомученика
Каменная церковь в стиле позднего барокко была выстроена П. П. Измайловым в 1783-1787 гг., в трапезной в 1887 устроены приделы мч. Агафии и митр. Петра. Закрыта в 1939, венчания разрушены, перестроена в магазин. С 1995 богослужения проводились в здании бывш. клуба, в 2005 верующим возвращено старое церковное здание.
Старое Бобренёвский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Основан, по преданию Дмитрием Донским и его воеводой Д. М. Боброком-Волынским, после победы на Куликовом поле. В период 1800-1865 был приписан к Старо-Голутвину монастырю. Ограда в стиле неоготики выстроена в кон. XVIII в., келейные корпуса 1860-х. Окончательно ликвидирован в 1930, строения отданы совхозу, затем заброшены. Вновь открыт в 1992.
Старое Бобренёво – Церковь Иконы Божией Матери Фёдоровская в Рождество-Богородицком Бобренёвском мужском монастыре
Поставлена приблизительно в 1860 г. на месте шатровой каменной трапезной Входоиерусалимской церкви, существовавшей в XVI в. и разобранной в XVIII в. Однокупольный тёплый храм в духе эклектики, выстроенный на средства Д. И. Хлудова. Боковые приделы Сергия Радонежского и Димитрия Донского (в XIX в. Казанский и Давида Солунского). В ХХ в. служила складом, отремонтирована в кон. 1990-х.
Чанки – Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Кирпичная церковь в стиле классицизма 1817-1820 гг. Закрыта в 1940, главный храм и колокольня в 1960-х сломаны. В 1997 вновь открыта, уцелевшая трапезная перестроена в небольшую церковь, освященную в 2002.
Черкизово – Церковь Николая Чудотворца, церковь в Старках
Небольшой кубический храм 1758-1763 гг., увенчанный декоративным барабаном под шпилем. Выстроен на средства П. Б. Черкасского, перестроен в 1780-х в неоготических формах, близких к работам В. И. Баженова. Тогда же сооружена отдельно стоящая колокольня. Практически не закрывался.
Черкизово – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Центрическая церковь выстроенная в 1734-1749 гг. в стиле барокко до 1821 была домовой при усадьбе Черкасских. В 1820-х перестроена в стиле классицизма, в трапезной устроены Знаменский и Борисоглебский приделы. Закрыта в 1937, в 1960-х сломана колокольня. Возвращена верующим в 1992, постепенно ремонтируется.
Шеметово – Церковь Иоанна Предтечи
Каменная Благовещенская церковь, построенная на средства Д. И. Бутурлина, имела в качестве дат постройки 1759, 1765 и 1777. Сломана в сер. ХХ в. В 2004 на её месте построен новый храм.
Шкинь – Церковь Сошествия Святого Духа
Большой однокупольный двухколоколенный храм 1794-1798 гг., хороший образец московского классицизам. Выстроен на средства Г. И. Бибикова. В трапезной Михаило-Архангельский и Никольский приделы. Закрыт в 1936, открыт в 1992, ремонтируется.
Храмы куда я не сумел добраться в Коломенском районе вы можете посмотреть по этим ссылкам:
20 декабря 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура
В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь
Коломна
Коло́мна — город в Московской области России. Является городом областного значения; вместе с упразднённым муниципальным районом с 21 апреля 2017 года входит в муниципальное образование Коломенский городской округ. Один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. Согласно последним исследованиям, основан в 1140-х — 1160-х годах. В городе частично сохранился редкий памятник древнерусского оборонительного зодчества — Коломенский кремль.
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр на юго-востоке Московской области. 113 км от Москвы. На реках: Москва, Ока, Коломенка. Население – около 170 тыс. человек.
Удивительно, как близко от Москвы мог сохраниться такой дух старины и провинциальности. Странно обнаружить в такой глуши реку по имени Москва. Монастыри и храмы Коломны не оставят вас равнодушными.
Одухотворены и форма, и содержание. Хотя и то, и другое нужно ещё долго восстанавливать.
Минимальное время знакомства с Коломной – один день.
История города [ править ]
Между Москвой и Рязанью
Впервые Коломна упоминается в летописи в 1177 г. как город Рязанского княжества. А повод для упоминания – сожжение Москвы рязанским князем Глебом. В отместку владимирский князь Всеволод, которому тогда принадлежала Москва, захватил в 1186 г. Коломну. Окончательно же присоединил Коломну к Москве князь Даниил Александрович в 1301 г.
Покорение Медвежьего угла
Владевшие краем племена финно-угорского происхождения были языческими. Они поклонялись духам природы, в том числе священным животным. Одним из самых почитаемых животных был «ведающий мёдом» – медведь.
Около 1010 г. в Медвежий угол (так называлось селение) пришёл князь Ярослав Мудрый, тогда уже крещённый с именем Георгия, хотя имя, которое сохранилось за ним в истории, славит языческого бога солнца Ярилу. В то время он, видимо, ещё оставался ростовским князем и, основывая новые города, укреплял княжество. Согласно преданию, Ярослав обложил здешних язычников данью, а они, сопротивляясь, выпустили на него священную медведицу, которую Ярослав зарубил секирой. Поэтому на гербе основанного Ярославом города изображён медведь с секирой. Говорят, что место поединка с медведицей находится там, где на Которосльной набережной расположился небольшой стадион.
Коломна постоянно восстанавливалась и укреплялась московскими князьями. Оба раза, когда московский князь Димитрий Иоаннович Донской выходил навстречу ордынским завоевателям, чтобы защитить Москву, русские войска собирались в Коломне.
В 1378 г. орда Мамая под командованием мурзы Бегича, разорив Нижний Новгород, шла рязанскими землями на Москву. Димитрий собрал свою рать в Коломне и в 40 верстрах от неё, на р. Воже, разбил противника. В честь чего построил в Коломне белокаменный Успенский собор близ Воскресенской церкви, где в 1366 г. венчался с суздальско-нижегородской княжной Евдокией.
В 1380 пришёл сам Мамай. Димитрий собрал в Коломне войско в 150 тысяч человек. Такого войска Русь не имела никогда. Весть о силе московской рати дошла до Мамая, и он прислал в Коломну послов с желанием кончить миром, если русские согласятся платить дань, которую платили при Узбеке. Но Димитрий был согласен платить только такую дань, о которой они договорились с Мамаем в их последнюю встречу в Орде. 20 августа 1380 г. наши войска вышли из Коломны и пошли к верховьям Дона, к Куликову полю, где одержали победу.
До Куликовской битвы Мамай говорил: «Возьму русскую землю, перебью её князей и поставлю во всех городах баскаков, разрушу церкви и заставлю христиан поклоняться Магомету». После битвы Мамай говорил: «Велик Бог земли Русской».
В битве погибли 20 коломенских бояр во главе с воеводой Микулой Вельяминовым. После победы раненый Димитрий вернулся в Коломну, где пробыл 4 дня.
Спустя 500 лет после Куликовской битвы на Девичьем поле под Коломной, где князь Димитрий устроил смотр своей рати перед битвой, был построен в честь великой победы памятник из местного мрамора, добываемого в Протопоповской каменоломне. В 1920-х гг. памятник разрушили коммунисты.
В 1382 г. хан Тохтамыш снова разорил и покорил Русь, при чём пострадала и Коломна. В 1408 г. Коломну сжёг Едигей.
Судя по размеру дани Орде, Коломна некоторое время была вторым городом княжества после Москвы по доходу. Это был город ремесел и торговли, который быстро залечивал раны.
Коломенские купцы по рекам ходили во многие города Руси. Когда царь Алексей Михайлович решил построить военный корабль, он выбрал село Дединово Коломенского уезда – там исстари строились барки «коломенки» для купцов. Первый русский военный трёхмачтовый 22-пушечный корабль «Орёл» был в 1669 г. построен и отправлен на Волгу для защиты торгового пути между Россией и Ираном; но вскоре был сожжен в Астрахани разинцами.
В 1773 г. в Коломне жило 1876 купцов, тогда как в другом большом купеческом городе, Нижнем Новгороде, только 1680. В 1775 г. Екатерине II, посетившей город, здешние купцы подарили шёлк и ситец, изготовленный на их фабриках.
Но в 1862 г. было открыто движение по железной дороге Москва-Саратов, и речные походы коломенских купцов потеряли смысл. В городе ускорился рост промышленности. В 1863 г. был построен огромный для того времени машиностроительный завод, работающий и поныне. С 1869 по 1903 гг. он выпустил 3000 паровозов, один из которых можно видеть, проезжая в трамвае мимо завода. Этот завод построил также Литейный мост в Санкт-Петербурге, немало судов, трамваев и строительных механизмов.
Кроме тепловозостроительного завода, в настоящее время работают: заводы тяжёлого станкостроения, машиностроительный, текстильного машиностроения, шиноремонтный, резинотехнических изделий, канатный и др.