храмы на острове кижи
Остров Кижи: музей-заповедник деревянной архитектуры
Удивительный и загадочный остров Кижи — это место, которое стало настоящим символом мастерства и таланта зодчих русского Севера. Сегодня здесь находится музей-заповедник, включенный в Перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Остров находится в северной части Онежского озера, в 68 километрах от Петрозаводска, и является самой популярной достопримечательностью Карелии после острова Валаам. Сюда едут туристы со всей России, из ближайших скандинавских государств, из Прибалтики и стран Западной Европы, из Азии и даже из-за океана.
Наиболее интересные объекты музея под открытым небом — сказочные Преображенская и Покровская церкви, колокольня с шатровым куполом, ветряная мельница с восемью крыльями, часовня Михаила Архангела и дом-музей Ошевнева, а также старинные избы и надворные постройки, привезенные сюда с других мест Карелии и органично дополняющие общую историческую картину.
Об острове Кижи и его достопримечательностях — наша статья.
Остров Кижи: интересные факты
Достопримечательности острова Кижи
Сайт музея-заповедника «Кижи»: kizhi.karelia.ru Стоимость входного билета: 600 руб., пенсионерам, студентам — 300 руб., детям до 16 лет — бесплатно.
Главные достопримечательности острова — это, конечно, «летняя» церковь Преображения Господня, «зимняя» Покровская церковь, шатровая колокольня и окружающая их ограда. Все вместе они образуют единый ансамбль «Кижский погост», подобного которому нет во всем мире. Он находится в южной части острова, ради него в основном приезжают туристы, посещая остров в первый раз. Слово «погост» в данном случае означает административный округ. Именно объекты Кижского погоста включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На острове находятся и другие постройки, которые очень интересны и взрослым, и детям-подросткам.
Преображенская церковь на острове Кижи
38-метровая Преображенская церковь — главный памятник острова Кижи, известный, наверное, каждому школьнику. Именно ее фото печатают в учебниках по истории в темах о русском зодчестве. Полностью деревянная постройка, увенчанная 22 куполами, придающими ему вид царского терема из русской волшебной сказки, датируется 1714 годом. Считается, что она была построена на месте церкви, сгоревшей в конце XVI века. Преображенская церковь — это одна из самых красивых церквей в России.
Существует две основные легенды относительно создания этого величайшего архитектурного шедевра. Первая — что проектировщиком и строителем Преображенской церкви был не кто иной, как сам император Петр Великий. Он проплывал по Онежскому озеру, увидел на берегу сваленный лес и повелел возвести чудо, равного которому нет и никогда не будет.
Вторая легенда гласит, что Преображенская церковь на острове Кижи построена талантливым мастером по имени Нестор. Закончив работу, он бросил топор в воды Онежского озера — это было сделано для того, чтобы никто и никогда больше не посмел построить что-то столь же великое. Как бы то ни было, завет и Петра, и Нестора выполнен — наверное, еще не родился мастер, талант которого мог бы превзойти мастерство создателей церкви Преображения Господня.
Даже форма церкви нетипична для религиозных построек того времени — она округлая. Главной фигурой создатель выбрал восьмерик. Их в храме три, каждый из них состоит из двух ярусов и ниже предыдущего по высоте. В строительстве храма принимали активное участие и прихожане. Храм является «летней» постройкой и зимой не работает.
К сожалению, в 80-е годы прошлого века при монтаже металлического каркаса был поврежден иконостас и уникальный «небесный» потолок — их пришлось разобрать и передать на хранение в различные музеи. С 2010 года Преображенский храм находится на реконструкции. Надо сказать, что тот самый каркас, из-за которого пострадала часть внутреннего убранства церкви, все же сыграл положительную роль — только благодаря ему постройка до сих пор не обрушилась под собственной тяжестью.
К Преображенскому храму пристроена трапезная — столь же уникальное строение, бревна которого имеют свойство переливаться в ясную и солнечную погоду. В прошлом местные жители использовали ее для народных собраний, судов или различных праздников.
Покровская церковь
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, как и Преображенская церковь на острове Кижи — уникальный памятник, свидетельствующий о невероятном мастерстве и таланте зодчих Русского Севера. Ее архитектура перекликается с архитектурой Преображенского храма и шатровой колокольни — все вместе они образуют цельную композицию и органично дополняют друг друга.
Покровская церковь имеет более скромные размеры и строгий внешний вид. Она увенчана всего девятью куполами, а единственный декоративный элемент ее фасада — узорчатый деревянный фронтон, геометрические формы которого устремлены к небесам. Это так называемый «зимний» тип храма, предназначенных для проведения богослужений в суровое зимнее время.
Известно, что Покровская церковь горела и неоднократно перестраивалась, а тот облик, которым мы восхищаемся сегодня, она обрела лишь в 1764 году. Храм оборудован высоким крыльцом и сенями — это характерная особенность церквей, строящихся в то время в северной части Российской Империи. Внутреннее убранство представлено высоким иконостасом, многие элементы которого были утеряны в ходе кровопролитных событий первой половины XX века. В 50-е годы он был восстановлен и сегодня его могут увидеть и прихожане, и туристы.
Шатровая колокольня
Шатровая колокольня — еще одна постройка, расположенная между двух церквей, являющаяся неотъемлемой частью ансамбля Кижского погоста и сохранившая тот же стиль, несмотря на то, что она была построена гораздо позже, чем Покровский и Преображенский храмы. Мелодичный звон ее колоколов до сих пор разносится по округе. Известно, что 300 лет назад на ее месте находилась звонница, которая была снесена из-за ветхости.
Колокольня, дошедшая до наших дней, построена в 1863 году. Ее, как и обе церкви, хорошо видно со стороны Онежского озера.
Часовня Михаила Архангела
Часовня Михаила Архангела — еще одна часть великолепного Кижского ансамбля. Это небольшое деревянное строение с сенями и колокольней, построенное в начале XIX века. Постройка привезена на остров Кижи из деревни Леликозеро, что в северной части Онеги.
Эта постройка, как и многие другие на острове, имеет внешний вид, типичный для архитектурных шедевров Русского Севера. Ее венчает сдвоенная крыша и высокий деревянный купол с крестом. Ее главная отличительная особенность — шатровая колокольня-звонница, возвышающаяся над сенями. Также уникально внутреннее убранство — высокий иконостас, сливающийся с «небесным» потолком. Он датируется XVIII веком.
Дом-музей Ошевнева
Дом зажиточного крестьянина Нестора Ошевнева — еще одно историческое здание, датированное второй половиной XIX столетия. Этот большой дом, предназначенный для многочисленной семьи, сегодня представляет собой музей жизни, быта и обычаев зажиточных крестьян Заонежья конца XIX — начала XX веков.
Дом имеет типичную для Заонежья форму — жилая часть и надворные постройки находятся под одной крышей. Это позволяло жильцам многие работы проводить не выходя на улицу, что зимой было большим преимуществом. Фасад украшен узорными балконами и галереей.
Каждая вещь в доме — настоящая, дошедшая из нас из того далекого и загадочного времени. Здесь и печь, и детская люлька, и посуда, и веретено, и большой ларь, и самовар. Все это создает уникальную и неповторимую атмосферу — заходя сюда, словно перемещаешься во времени и попадаешь в прошлое, которое осталось так далеко позади.
Дом Сергеева
Дом Сергеева имеет квадратную форму, поэтому кажется, что надворных построек здесь, в отличие от дома Ошевнева, нет. Но если обойти его с другой стороны, можно увидеть, что они никуда не делись, а просто вынесены назад, однако все так же находятся под одной крышей с жилой частью. Фасад дома богато украшен, особенно привлекают внимание резные наличники на окнах.
Внутреннее убранство не реконструировалось — здесь потертый деревянный пол, по углам и в центре расставлена такая же потертая мебель. Сегодня здесь находятся две экспозиции: одна посвящена карельскому прикладному искусству, вторая — устному народному творчеству жителей Заонежья.
На острове четыре бани, которые также привезены из других населенных пунктов Карелии. Найти их несложно — они расположены на самом берегу озера у воды. Это простые деревянные постройки, внутри которых находится несколько мылен и печь.
Фасад бань никак не украшался, потому что они воспринимались просто, как способ поддержания чистоты тела, и никакой сакральный смысл в них не вкладывался. Тем не менее, баня обязана была быть даже в самой захудалой деревне.
Восьмикрылая ветряная мельница
Восьмикрылая мельница — сравнительно молодое сооружение, созданное в 20-х годах прошлого века. Оно было привезено на остров Кижи из деревни Волкостров.
Внутри мельницы два этажа — на первом находится мучной ларь и приспособление для помола муки, на втором — мельничный ковш, жернова и вал, на конце которого расположены крылья. Удивительно то, что в настоящее время восьмикрылая ветряная мельница выполняет свою первоначальную функцию — мелет зерно и изготавливает муку.
Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера
Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.
Как рубили храм
Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.
В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.
Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.
Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru
Восьмерик с прирубами
Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.
Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.
Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.
Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.
И никаких гвоздей!
Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.
Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.
Тройник
Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.
Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.
Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.
Сказки и не только
На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.
Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.
Оккупация и реставрация
К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.
Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.
Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».
Преображенская церковь на острове Кижи – деревянный храм без единого гвоздя
Преображенская церковь на острове Кижи
Церковь Преображения Господня – жемчужина Кижей, деревянное сооружение, впечатляющее великолепием и построенное только с помощью топора.
Остров Онежского озера
Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.
Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.
Свое название остров получил от карельского слова «кижат», что в переводе обозначает «игрища»: в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды. Онежские земли, освоенный 9000 лет назад, с XI-XV века заселяли новгородские бояре. В каждой из 12 деревень острова красовалась деревянная православная церковь.
Дивные сооружения из сосны, ели и осины прославили остров, так что он стал музеем деревянной архитектуры под открытым небом. Кижский архитектурный ансамбль состоит из Преображенской и Покровской церквей, а также колокольни с шатровым куполом. Все строения возведены по русской традиции «без единого гвоздя».
Вершина деревянного зодчества
Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.
Из истории церкви
Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.
Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.
Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.
На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет.
Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.
Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.
Архитектурные особенности
Архитектурный замысел церкви четкий и ясный. Форма церкви, нетипичная для религиозной постройки, – округлая. Храм – «летняя» постройка и зимой не работает.
В основе – крестообразный план: восьмигранный сруб «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами. Три «восьмерика», поставленные один на другой, постепенно уменьшаются кверху в пропорции 18:6:3 метра и вместе с прирубами создают живописную пятиярусную композицию.
Сруб церкви, сделанный из сосны «насухо», без прокладки мха между венцами, поставили без фундамента на каменную забирку. Алтарный прируб – в форме пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает трапезная с высоким парадным крыльцом и трехскатной крышей.
У церкви нет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. 22 разновеликие главки криволинейной формы типа «бочки» размещаются ярусами на кровлях прирубов и «восьмериков». Формы и размеры глав, покрытых осиновым лемехом, меняются по ярусам.
Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.
38-метровый купол смотрится так величественно, словно церковь тянется к небесам. Сложная конструкция выполнена топором, без гвоздей. Лемех на главках первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее – мелкими гвоздиками.
Вход – в форме двухсводного крыльца, сделанного из карельской березы и расположенного на деревянных консолях.
Преображенская церковь – пышное нарядное строение народной культуры России начала XVIII века. Имена создателей церкви неизвестны: жизнь её окружена легендами. Легенда гласит, что один из мастеров по имени Нестор, закончив работу, сказал, глядя на церковь: «Не было, нет и не будет такой!» и закинул свой топор в Онежское озеро.
Интерьер северного храма
Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.
Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.
В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.
Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.
По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».
Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.
В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.
Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.
«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.
Кижи – музей под открытым небом
Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.
В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.
Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.
Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.
В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.
В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.