храмы перемышля калужской области
ПЕРЕМЫШЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ
Покровский храм в Перемышле, 1 мая 2013. Фото Ильи Смирнова с сайта sobory.ru |
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Перемышле (Калужская епархия)
В 1928 г. храм был закрыт. Последний его настоятель священник Николай Бриллиантов был арестован и 15 ноября 1937 г. расстрелян вместе с другими священниками в г. Туле. После закрытия храм был разграблен и переоборудовано под пилораму. Колокольня и ограда были разрушены. В начале 1960-х гг. храм использовался как электростанция и столярный цех конторы коммунальных предприятий.
Храм передан епархии в мае 1989 г., и тогда же был образован приход в честь святых мучеников Флора и Лавра. Восстановление храма было поручено его первому настоятелю протоиерею Валерию Клинову. В том же году в храме начались богослужения в южном приделе.
14 октября 1999 г. храм был переименован, получив свое прежнее название в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
С Пасхи 2000 г. богослужения совершаются в центральном алтаре.
С 1994 г. при храме действует воскресная школа. Есть приходская библиотека. С июня 2000 г. осуществляется выпуск приходского листка.
На начало 2010-х храм почти полностью восстановлен, северный придел используется под ризницу, установлены временные иконостасы и царские врата. Мастерами из Петербургской Академии художеств восстановлены фрески в алтаре и на стенах храма.
Особо почитается в храме икона святителя Николая середины XIX в.
Настоятели
Разрушенный Успенский собор в Перемышле
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле ( XVI век)
История собора
Перемышль – ныне небольшой город, отстоящий от Калуги на 35 км. Дата его основания, по сути, теряется во времени: первый русский историк, В.Н.Татищев, считал существование города с XII в., современные же ученые полагают, что город основан в XIV в.
Снято: 1 января 1878
Расположение Успенского своеобразно: близ довольно крутого обрыва, а с северной и южной сторон его – два оврага. Предполагают, что это – остатки древних рвов, защищавших резиденцию Перемышльского князя, на территории которой, собственно, находилась церковь. Скорее всего, первоначально она была деревянной, а вот время строительства каменного здания точно не установлено.
При этом сам город продолжал сохранять военное значение, ведь он был частью так называемой «засечной черты», линии из нескольких десятков крепостей, охранявших территорию страны от набегов крымских татар. Так что даже княжеская усадьба, домовым храмом которой был Успенский, была скорее крепостью.
Архитектура
Первоначально собор имел пять глав и единственный престол Успения Богородицы. Позже, к XIX в., появились также престолы свт. Николая, блгв. князей Бориса и Глеба, иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Статус церкви как княжеской сильно отразился на ее внешнем облике, ведь, помимо богослужебного, у здания изначально было еще одно назначение, оборонительное:
Оборонительное значение церкви очень пригодилось горожанам во время неоднократных нападений на город в XVII в. – то войск самозванного «царя» Лжедмитрия, то поляков: прочные стены Успенского, надежные подвалы спасли жизнь не одному горожанину. А казну здесь продолжали хранить еще в конце XVIII в., когда все военные опасности, кажется, миновали.
С XVIII в., когда Перемышль стал уездным городом, его самый большой, древний храм вполне логично стал главным, соборным. За XVIII — XIX вв. он не раз перестраивался, например, с 1786 г получил новую колокольню. А с 1871 г. здесь появилась каменная трапезная.
Святыни
Сохранившаяся святыня Успенского собора — деревянная фигура Николы Можайского 19 века.
К их числу, по воспоминаниям старожилов, принадлежали:
Закрытие
К 1917 г. на территории нынешнего Перемышльского района Калужской области действовало 36 церквей, 5 из которых в Перемышле. Почти все они были закрыты. Не избежал этой участи древний собор. После закрытия (1931) здесь разместился сначала склад сельхозпродукции, затем колбасный цех (с 1960-х).
Впрочем, архитектурная, культурная ценность собора была осознана советскими властями к концу 1960-х, когда был разработан проект реставрации Успенского как «памятника древнерусской архитектуры». Предполагалось убрать позднейшие пристройки, восстановить первоначальный облик здания. Реставраторы, создававшие проект восстановления, практически били тревогу, говоря о критическом состоянии здания, пребывавшего в запустении не менее 30 лет.
Однако восстановительные работы начались только с 1972 г. Продлились они недолго: через небольшое время рухнула несущая стена алтаря. Было ли причиной этого нарушение техники безопасности, критическое состояние конструкций, а может – просто отсутствие Божия благословения сделать храм «памятником архитектуры»? Все это осталось неизвестным: реставрацию свернули так поспешно, что даже не провели обычные при таких случаях работы по консервации памятника. Так что он продолжил разрушаться.
Современное состояние
Вид со стороны Алтаря
Вторая попытка спасти здание, еще менее успешная, предпринята в начале 1990-х калужскими реставраторами. На этот раз дело вовсе не пошло далее создания плана реставрации. На реализацию проекта не выделили финансирования.
К настоящему времени Успенский – один из 14 сохранившихся, но до сих пор не переданных Калужской епархии храмов. Из его дореволюционных святынь сейчас известен резной образ свт. Николая, который был передан Областному художественному музею.
Планы на восстановление и их реализация
Успенский собор, вид со стороны колокольни.
21 сентября 2016 г. новостной портал Калуги сообщил о том, что «в Перемышле приступили к восстановлению самого древнего храма в регионе».
Благое дело началось с освящения креста и его установки на полуразрушенной колокольне постройки 1786 г. На молебне присутствовали сотни жителей, говорили о необходимости выходить «всем миром» на расчистку территории, дабы подготовить ее к работе реставраторов. Однако, уже тогда многие ставили проблему финансирования всех этих чрезвычайно дорогостоящих работ, а специалисты предупреждали, что грозит обрушением еще одна стена здания.
К настоящему времени, несмотря на то, что благодаря исследованиям ученых, архитекторов досконально известен облик собора, так что существует техническая возможность его восстановления, реставрация не начата.
Вот некоторые отзывы тех, кто побывал здесь:
«Даже в руинах храм прекрасен» (Наталия Михина).
«Такой храм не смогли восстановить, плохо» (Наталия Солдатова)
«Лет 15 назад по этой развалине можно было побродить, но сейчас, наверное уже крыша около колокольни как решето, ходить по ней опасно. Все, что раньше напоминало перекрытия, тоже рухнуло. Но все равно выглядит очень монументально и величественно» (Мария Ковалева).
Есть среди отзывов и такой, краткий, от пользователя с ником Malomen :
«Не достроено, позор нашей епархии». Заметим: не епархия разрушала собор, а зданием до сих пор владеет государство, не выделившее на реконструкцию ни рубля.
Вопрос о возможности восстановить древний собор по-прежнему открыт. Его руины изо дня в день напоминают о разразившейся более ста лет назад духовной катастрофе. А еще о том, что куда важнее восстановления зданий – построение храма в душах людей. Получится ли?