храмы пророка илии в москве все
Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)
Содержание
История [ править ]
Царская Россия [ править ]
Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, «молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.»
В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.
Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».
В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[4]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[2]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».
6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.
Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.
В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.
К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.
В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.
Во времена СССР [ править ]
В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: «Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.»
По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.
15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Максим (Шевцов). На приходе действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых. Кроме того приход занимается социальным служением, молодежной и миссионерской работой, организуются паломнические поездки, в храме проводятся экскурсии, организуются паломнические поездки.
МОСКОВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ НА ИЛЬИНКЕ
Московский храм Илии Пророка на Ильинке. Фото 10 октября 2016 г. |
Московский храм Илии Пророка в Тёплых рядах на Ильинке Московской епархии
Монастырский храм
Спустя полтора года летопись отмечает:
Заказчиком строительства церкви был «из простых людей Клим по прозвищу Мужило». Храм стал первой каменной постройкой в мужском Ильинском монастыре и одной из первых известных сегодня каменных построек Китай-города. Уже через насколько лет после его возведения улица, прежде называвшаяся Дмитриевской, стала носить имя Ильинки.
С набата Ильинского колокола началось в Смутное время восстание против Лжедмитрия I, о чём упомянуто в летописи:
Приходская церковь
Главными событиями на протяжении XVII века, связанными с храмом Ильи пророка, были ежегодные крестные ходы из Спасских ворот к Ильинской церкви на Ильин день, которые совершали Московские патриархи в присутствии царственных особ, при большом стечении духовенства и горожан.
В составе Новгородского подворья
При переходе в ведение Новгородского владыки, храм продолжал служить и как приходской, а причт из своих дворов переселился в казенное жилье подворья. Приход Ильинского храма составляли патриаршии, а затем синодальные певчие. В этом приходе в семье синодального иподьякона выросли два выдающихся архиерея XVIII века, братья архиепископ Тобольский святитель Варлаам и митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петровы).
С середины XVIII века постройки подворья начали сдавать в аренду купцам. В 1860-х годах Новгородское подворье было на полстолетия арендовано предпринимателями А. Пороховщиковым и Н. Азанчевским. На территории подворья и соседней Певческой слободы в 1864-1865 годах по проекту архитектора А. С. Никитина был возведен комплекс Тёплых торговых рядов. При строительстве этих новых трехэтажных зданий в основном использовались старые фундаменты каменных построек подворья и Певческой слободы, что и определило местоположение отдельных корпусов комплекса. В итоге церковь была включена в объём корпуса, в результате чего южная и северная стороны здания были обстроены трёхэтажными корпусами. При возведении «церковного корпуса» Теплых торговых рядов нижний храм 1519 года постройки был упразднён и засыпан, а верхний, изуродованный перестройкой, продолжал действовать до советского времени.
Московская церковь Илии Пророка на бывшем Новгородском подворье. Фото 8 января 2014 г. |
Новейшая история
В 1923 году храм был закрыт. В советские годы верхний ярус колокольни и кресты были снесены, здание переоборудовали под учреждение. В здании разместились различные организации, которые довели его до аварийного состояния.
Богослужения возобновились в 1995 году. К тому времени это был один из древнейших храмов в Китай-городе Москвы. При храме открылись воскресная школа для детей и взрослых, художественная студия, вышивальная мастерская, церковная лавка.
О храме
Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.
Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.
Храм Илии Пророка в Обыденском переулке, Москва
Илия Пророк — личность для христианства почти мифическая, однако, то, что такой человек действительно существовал, не сомневаются даже ученые-историки. Интересно, что упоминание об Илие встречается не только у православных христиан, но и у мусульман, иудеев и даже — язычников, где ему частично присвоены функции Перуна — управление дождем и громом, плодородие.
История создания постройки
Храмы Илии Пророку возводились в разных городах, в столице эта церковь — старейший собор города. Именно он стал своеобразным участником времен смуты в России, когда молитвами духовников из города были изгнаны иноземные отступники, которые посмели осквернить святыню храма. Когда-то, во время засухи, в день памяти Ильи-пророка к храму совершался крестный ход, в котором принимал участие сам царь.
Статьи о святом пророке Илии:
Интересна и этимология происхождения названия церкви, а затем и переулков, ведущих к ней. Дело в том, что издавна лес для постройки новых домов переплавляли по реке, а само место, где собирали бревна-заготовки, именовали «скородомом». Именно на таком месте и вырос всего за один день храм Илии и получил свое второе название «обыденный», т.е. построенный в течение дня.
Спустя почти 200 лет, в 1702 году вместо деревянного здания на этом месте был построен собор из камня. Со временем переулки, ведущие к церкви, стали именоваться в честь пророка — Ильинскими, а затем были официально переименованы в Обыденские.
Интересно! Среди прихожан из уст в уста даже передается легенда о том, что в июне 1941 года, власти страны хотели закрыть храм, но страшное известие о начале Великой Отечественной войны остановило их. Кроме того, в церкви в годы войны были сохранены все святыни закрывающихся храмов Москвы.
Так из храма воскресения Господня, что находился в Сокольниках, была перенесена чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», которая находится в нем и по сей день.
Современное состояние
В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.
Ежедневно проходят здесь богослужения:
По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.
Читайте также похожие статьи:
Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная преподобному Серафиму Саровскому. Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу — вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».
Внимание! При храме часто бывают организованы паломничества, либо экскурсии к православным святыням, благодаря которым можно узнать много полезной для ума и сердца информации. Принять участие в паломничестве может каждый желающий.
Описание храма
Архитектура здания представлена московским барокко, благодаря чему здание выглядит легким и даже воздушным. Выкрашенные в желтый цвет внешние стены напоминают о солнце, дающем тепло и жизнь всему живому.
Внутренне убранство собора, возможно, и не впечатлит какими-либо изощренными украшениями, но присутствие в нем святых икон и мощей наделяет церковь особой благодатной силой.
Деятельность прихода
Под сводами церкви сегодня располагаются:
Святыни
Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:
Престольные праздники
Трижды в год проходят в соборе престольные праздники — 1 августа (день обретения святых мощей), 2 августа (день Ильи-пророка) и 15 января (день, посвященный Святому Серафиму Саровскому). Престольные праздники также принято называть Днем храма, или Малой Пасхой.
Как добраться
Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.
На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее — через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.
За Пречистенскими воротами, близ Москвы-реки
Храм Илии Обыденного
Храму Илии Обыденного в годы воинствующего атеизма суждено было стать настоящей сокровищницей православной Москвы
Придел во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Внешняя стена
Храмовая икона святого Илии пророка с житийными клеймами
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Икона «Умиление» — благословение дивеевских матушек митрополиту Серафиму (Чичагову)
Чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная радость» — один из самых почитаемых в Москве
Икона святого Антипы Пергамского — наиболее древняя святыня храма
В этой иконе хранятся редкие реликвии, связанные с жизнью и молитвенным подвигом преподобного
Владимирская икона Божией Матери известного иконописца Афанасия Рязанцева
«Моление Серафима на камне» — самая известная икона митрополита Серафима
Фреска монахини Иулиании
Фреска монахини Иулиании
Настоятель храма протоиерей Максим Шевцов
Ильинский храм всегда славился своим хором
По этому адресу и сейчас можно найти Обыденный храм святого пророка Илии. Не самый большой и не самый красивый в столице, он всегда был любим москвичами. Именно ему в годы воинствующего атеизма суждено было стать настоящей сокровищницей православной Москвы.
Моление о дожде
…В июне 1689 года в Москве и ее окрестностях стояла страшная сушь. И простые москвичи, и духовенство, и сама царица Софья молили о дожде. Из документов ХVII столетия известно, что Софья Алексеевна «7195 (1689) года, июня 20 день… изволила для моления о дожде, итить к церкви святого пророка Илии, по прозванию Обыденнаго, что за Пречистинскими вороты, близ Москвы реки, и в той церкви слушать всенощного пения». А на следующий день, 21 июня, царь Иоанн Алексеевич с царевной Софьей Алексеевной «изволили в той же церкви слушать Божественныя литургии», которую совершал Патриарх.
В августе 1612 года войско Дмитрия Пожарского стояло на левом берегу Москвы-реки, рядом с Ильинским храмом. В день решающего сражения князь молился перед иконой святой Троицы, (возможно, той самой, что до сих пор хранится в храме)
И раньше в 1652, 1665 и в 1670 годах при царе Алексее Михайловиче к Обыденному храму с большой торжественностью совершались крестные ходы. Царь облачался в праздничную одежду и особым указом назначал тех, кто должен был его сопровождать. Молитвенные просьбы о дожде могли длиться часами.
Сам храм, вмещавший в себя лишь малую часть крестного хода, был зримым воплощением молитвы. Построенный по обету в самом конце ХVI века «об один день» (потому и обыденный), он на долгие годы стал местом веры и надежды для тысяч и тысяч москвичей.
Царской милостью
Исторические хроники не сохранили сведений об июньском дожде 1689 года, но доподлинно известно, что в ХVII веке Ильинский храм пользовался особой милостью царского двора. Церковный причт получал казенное жалованье, а кроме того – рожь, овес и сукно.
Ильинский приход состоял в основном из служивых людей. Чиновники при дворе и царская обслуга имели неплохой достаток и могли щедро жертвовать храму. С того времени, например, сохранилась атласная с золотом напрестольная плащаница – замечательный образец художественного шитья ХVII века.
А в 1700–1702 годах прихожане храма – думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин и брат его комиссар Василий Федорович на месте обветшавшей церкви возводят новое здание из камня с приделом во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Тогда же появляется и резной семиярусный иконостас, частично сохранившийся до наших дней.
Счастливая судьба
В наступившем ХVIII веке Бог по-прежнему хранит эту церковь. Страшный пожар 1737 года, от которого сгорело пол-Москвы и пострадал знаменитый Царь-колокол, не коснулся Ильинского храма. Даже в 1770-е годы, когда в Москву пришла моровая язва, когда вымирали целые приходы и многие храмы стояли опечатанными, Ильинская церковь ни на день не закрыла своих дверей. Это случилось лишь в 1812 году, и то на короткий срок. Французы, занявшие Москву, не оставили камня на камне от многих православных святынь: жгли, грабили, оскверняли… Но и в это скорбное время Ильинская церковь пострадала гораздо меньше других московских храмов. Когда французы покинули Первопрестольную, в новоосвященном приделе праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы почти сразу же возобновились богослужения.
Семья Третьяковых
Все последующие годы Москва активно строилась. За Пречистенскими воротами стали селиться отставные военные, купцы, представители московской интеллигенции. В 1865 году в дом напротив Ильинской церкви въехала Александра Даниловна Третьякова – мать Павла Михайловича Третьякова. И она, и ее взрослые дети, жившие поблизости, стали усердными прихожанами храма.
Зять Александры Даниловны, купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин, пожалуй, самый известный староста Ильинской церкви. Жалея беспризорных детей, которые «чинили неописуемые безобразия» на улице рядом с храмом, он предложил настоятелю Ильинской церкви, протоиерею И.М. Лебедеву, заняться их воспитанием и обучением. Так в 1875 году появилась первая в Москве церковно-приходская школа.
Коншин был и старостой, и ктитором храма. Вместе с другими членами семьи Третьяковых в 1860-х годах он жертвует значительную сумму на реконструкцию церкви, которую предстояло значительно расширить и пристроить к ней колокольню. Воплощать замысел в жизнь взялся второй зять Александры Даниловны – архитектор А. С. Каминский, который участвовал в создании Храма Христа Спасителя и построил знаменитую Третьяковскую галерею.
Когда реконструкция закончилась, Ильинскую церковь было не узнать – теплый храм с двумя приделами и высокой шатровой колокольней стал украшением всей округи. Но главное – церковь обрела свой «голос». Теперь обыденцев созывал на службу один из лучших в Москве колокольных звонов.
Прибежище для гонимых
После революции вокруг Ильинской церкви один за другим стали закрывать храмы и монастыри. В 1927 году лишились своей обители сестры Зачатьевского монастыря. Не побоявшись опалы, настоятель Обыденного храма отец Виталий взял их под свое покровительство, и монахини вместе со своей игуменьей стали обычными прихожанами церкви. Сестры во Христе привнесли в жизнь прихода дух смирения и высокий молитвенный настрой.
Даже во время моровой язвы, когда вымирали целые приходы, Ильинский храм ни на день не закрыл своих дверей
В Ильинскую церковь пришли и духовные чада отца Алексия Мечева, когда закрыли известнейший в Москве храм в Кленниках на Маросейке. Эта участь в любой момент могла постигнуть и обыденцев. В их адрес время от времени звучали вполне конкретные угрозы. Но отец Виталий предпочитал не ждать, а действовать.
Он принимается за реставрацию старинных икон и фресок, чтобы доказать чиновникам от культуры высокую художественно-историческую ценность храма. А весной 1930 года, когда уже было принято постановление о передаче Ильинской церкви станции юных техников, отец Виталий пишет ответное письмо с настоятельной просьбой оставить храм верующим. Из четырех тысяч прихожан под прошением подписались более тысячи.
И происходит невероятное – власти соглашаются, посчитав, что небольшой Обыденный храм, затерявшийся в городских кварталах, не помешает «передовым слоям населения» строить коммунизм. Однако колокола с колокольни сбросить все же заставили…
Спасенные святыни
Ильинская церковь открыла свои двери не только для новых прихожан, но и для новых святынь, которые стали переносить сюда из закрывающихся храмов. Так, икона Успения Божией Матери над правым клиросом была принесена из Успенской церкви на Остоженке. Большой образ Нерукотворного Спаса в левом приделе – из Спасской церкви в Чертольском переулке. А распятие в правом приделе – предположительно, из Храма Христа Спасителя.
Сестрам Зачатьевского монастыря также удалось спасти несколько намоленных икон. Среди них – образ «Неувядаемый цвет» у левого клироса. Эта икона неканонического письма, написанная на холсте, вызвала много споров. Черты Богомладенца и Богородицы настолько непривычны, что заставляют разглядывать икону вновь и вновь. И еще одна деталь – цветы на этом образе должны быть белого цвета, а они здесь красные. Почему?
В конце концов один из настоятелей храма решил убрать икону подальше от людских глаз. Но прихожане, успевшие полюбить новую святыню и не найдя ее на привычном месте, стали просить вернуть образ. Когда это все же случилось, икона чудесным образом обновилась – краски на ней стали ярче, сочнее.
Другая икона из Зачатьевского монастыря – Божия Матерь «Милостивая» – тоже очень полюбилась обыденцам (как называют себя сами прихожане). Они молились перед ней и просили милости Царицы Небесной не только для себя, но и для всей нашей страны. Долгое время справа от образа сиротливо стоял посох игуменьи обители как напоминание о поруганной святыне и как зримая скорбь о затянувшихся годах безбожия.
Когда Зачатьевский монастырь стал восстанавливаться, прихожанка Ильинской церкви сделала список с иконы Божией Матери «Милостивая» и передала его сестрам обители. В родных стенах образ замироточил…
У «Нечаянной радости»
И все же главная святыня Ильинской церкви – чудотворный образ «Нечаянная радость», который по благословению Патриарха Сергия в 1944 году был торжественно перенесен из Воскресенского храма в Сокольниках. Когда-то эта икона находилась в царских покоях, затем – в Благовещенском храме на Житном дворе и уж потом попала к обновленцам в Сокольники.
Этот образ был особо любим Патриархом Пименом, который каждую пятницу старался бывать в Обыденном храме, чтобы читать акафист перед чудотворной иконой. Святейший считал себя прихожанином этой церкви и всегда запросто держался с духовенством и паствой.
В народе говорили, что во сне ему было видение иконы Божией Матери «Нечаянная радость». И когда Патриарх впервые вошел в храм Илии пророка, то сразу узнал «свою» икону.
История русской иконописи
Отец Виталий был абсолютно прав, когда убеждал советских чиновников в исключительности Обыденного храма. Мало где еще можно увидеть столько редких образцов русской иконописи. Самая древняя икона – поясной образ священномученика Антипы Пергамского, который хранится в киоте перед правым клиросом, относится к периоду правления Ивана Грозного. Этот святой очень почитался на Руси как целитель от зубной боли.
От первой церкви-часовни сохранилось еще несколько древних святынь. Это храмовая икона Илии Пророка начала ХVII века, Ветхозаветная Троица (середина ХVII века), Спас Нерукотворный с двенадцатью клеймами известного иконописца Симона Ушакова. Ему же приписывают авторство и Казанской иконы Божией Матери, которую можно увидеть в иконостасе слева от Царских врат.
Очень дорожат прихожане и Владимирской иконой Божией Матери московского иконописца Афанасия Рязанцева, которая считается наиболее точным списком с оригинала. Интересна и более поздняя роспись в боковых приделах, относящаяся к середине ХХ века.
Речь идет о фресках, выполненных замечательной художницей – монахиней Иулианией и ее ученицами. Но, пожалуй, самое сильное впечатление производит большая икона Спасителя в белом хитоне, которая встречает всех входящих в храм. Этот образ был написан священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым) и находился в кабинете владыки вплоть до его ареста в 1937 году.
Московское Дивеево
Поставить свечку перед образом Серафима Саровского можно во многих храмах. Но когда это делаешь в Ильинской церкви, то чувствуешь почти зримое присутствие великого молитвенника. Вот гвоздь и кусочек доски от келии святого, частичка мантии и фрагмент вериг, которые носил преподобный. Все эти святыни перед твоими глазами – в нижней части большой иконы с частицей мощей батюшки Серафима.
Целый ряд удивительных образов в правой части храма воссоздают особый дух Дивеева. Среди них один из первых списков с келейной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный. Его передали храму дивеевские матушки.
Известную икону «Моление Серафима на камне» митрополит Серафим написал еще до прославления святого
И очень трудно, почти невозможно отвести взгляд от внушительной по своим размерам иконы «Моление Серафима на камне», которая была написана митрополитом Серафимом (Чичаговым) в 1890-е годы. Образ, конечно, хорошо знаком многим, но именно владыка первым так изобразил преподобного. И первым создал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которая послужила прославлению великого молитвенника. Он же написал и акафист святому.
Трудно сказать, бывал ли при своей жизни митрополит Серафим в Ильинском храме, но его внучка Варвара Чичагова-Черная (крупный советский ученый, лауреат Ленинской премии за создание искусственного каучука) считала себя прихожанкой храма, а позже стала первой настоятельницей возрожденной Новодевичьей обители. При постриге ей дали имя Серафима…
Прихожане
Среди обыденцев всегда было много интересных, неординарных людей: ученых, художников, артистов, писателей. Именно этот храм в 70-е годы прошлого века выбрал для венчания Александр Солженицын.
Разборчивая московская интеллигенция бывает здесь не только ради редких святынь, но и ради самой атмосферы Обыденного храма – ощущения его удивительной намоленности. И, возможно, ради замечательного церковного хора, которым Ильинский храм славился и при отце Виталии, и при нынешнем настоятеле – протоиерее Максиме Шевцове.
Надо слышать, как удивительно гармоничные мужские голоса, взмывая вверх, славят Господа. Надо видеть, какие чувства у людей пробуждает это пение…
Интересный факт.
В августе 1612 года войско Дмитрия Пожарского стояло на левом берегу Москвы-реки, рядом с Ильинским храмом. В день решающего сражения князь молился перед иконой Святой Троицы возможно, той самой, которая до сих пор хранится в обыденном храме, пречистой Богородицы и великих чудотворцев — Сергия и Никона. И с божьей помощью была одержана победа
В мощевике главного придела хранится множество бесценных святынь. Среди них — частица пояса Пресвятой Богородицы, часть древа Креста Господня, частицы мощей апостолов Петра и Павла, великомученика Пантелеимона, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, преподобного Александра Свирского, святителя Василия Великого.