храмы протестантов в москве
Протестантские церкви Москвы.
История ее немного печальна, ибо связана с расколом в некогда единой баптистской церкви в Тушино. После того, как бОльшая часть этой церкви ушла в схизму (выразимся так, хотя это был банальный харизматический раскол), оставшиеся верными баптистскому богословию христиане стали собираться в полуподвальном помещении, принадлежащем организации название которой я не запомнил.
Короче расположена очень удобно. От метро (Октябрьское поле) идти буквально 2 минуты. Два раза свернешь за угол, и вот он, заветный подвал. :)))
А при входе всех встречает милый человек по имени Петр Рязанов, а по должности пастор этой церкви.
В пасторской комнате находится странный натюрморт
Кроме натюрморта там находятся два весьма жизнерадостных и дружелюбных пастора. Петр Рязанов (о котором уже говорилось выше) и Валерий Казаков.
А вот стульев в пасторской комнате нет совсем. Это хорошо. вплоть до самого богослужения братья общаются стоя, не расслабляются, так сказать.
До начала богослужения люди беседуют и делятся новостями.
. или. не читают Библию :))))
На двери туалета висит строгое предупреждение:
Начинается богослужение как обычно с общего пения.
Потом поет хор. В этой церкви он бескомпромиссно женский. даже, я бы сказал, девичий.
Немного неудобно то, что входная дверь находится рядом со сценой, поэтому иногда во время служения шумно распахивается дверь и входят опоздавшие, которых видят все. Это всем мешает, ибо отвлекает внимание. Лучше было бы сцену перенести в другой конец узкого и длинного зала.
Вот несколько опоздавших, которые входят во время пения хора.
Потом проповедовал мой студент Коля Орлов, который предпочитает скрываться под псевдонимом Николай Орлов :)))
Слушали его внимательно. и немного критично.
Тут же выяснилось, что они весьма мило поют. в этаком псевдобардовском стиле, без выкрутасов, но с душой.
Потом проповедовал ваш покорный слуга. Мда.
Тем не менее народ слушал.
Народ тут (как и везде) слушает выступающих по-разному.
Глядя и не глядя на проповедующего. :)))
Фотографируя, и глядя на фотографа. :)))
Сбор пожертвований в этой церкви проводят ПОСЛЕ основной проповеди. :))) Вопреки сложившейся традциции. Правда я не могу найти объяснения привычке собирать пожертвования ДО проповеди. Ну разве что можно объяснить это желанием подстраховаться: вдруг проповедь выйдет плохая, так лучше деньги заранее собрать, а то мало дадут. :)))
Так вот в Новотушинской, видимо, плохих проповедей не бывает. :))))
Когда богослужение подошло к концу, и начались всякие объявления, я обратил внимание на очень красивую пару. Всегда приятно наблюдать за влюбленными.
Объявления тут пасторы делают по очереди. Пока один объявляет, другой просматривает бумаги.
А потом сам идет за кафедру.
В этой церкви самый молодой звукооператор!
А Евгений Сарапулов тут задешево продает свою новую книгу. :)))
А потом богослужение кончилось.
Среди народа был замечен человек похожий на Владимира Семеновича Рягузова.
Потом опытным путем было установлено, что это он и есть. :))) Немного побеседовал с ним и с его молодой женой.
А потом наступило столь любимое мной время, когда можно в неофициальной обстановке полистать Библию с приятелями и поучиться друг у друга.
Улыбнуться друг другу.
Увидеть настоящую ЛЮБОВЬ. :)))
Посмотреть, как Ваня Апатов общается с девушкой. (Эх, Ваня, нельзя пропускать такие взгляды. ) :))))))
Да и просто посмеяться.
Хорошая церковь. Нравится она мне. Поэтому я и принял приглашение бывать в ней раз в месяц.
Протестантизм в Москве и Московской области
Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
Протестантизм – это одно из основных (наряду с православием и католичеством) направлений в христианстве, возникшее в 16 в. в ходе Реформации. Происхождение термина относится к событиям Шпейерского рейхстага 1529, на котором было предложено отменить решение рейхстага 1526 о праве князей и имперских городов выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации, не согласившиеся с этим предложением и покинувшие заседание, предварительно составив т.н. Шпейерскую протестацию (от лат. protestatio – провозглашать), стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем приверженцам многочисленных учений, возникших в результате Реформации.
Общая численность протестантов в мире свыше 600 млн. чел. (по подсчёту исследователей, расширительно трактующих принадлежность различных деноминаций к протестантизму – около 900 млн. чел.). Из них: евангеликализм (евангельское христианство) – 300-500 млн, пятидесятничество – около 280 млн, англиканство – 85 млн, кальвинизм – 75 млн, лютеранство – 70 млн, методизм – около 60 млн, адвентизм седьмого дня – 20 млн, Новоапостольская церковь – 10 млн, Церкви Христа – 1,1-4 млн (разброс статистики связан с размытостью границ данной деноминации), меннонитство – около 2 млн, Армия Спасения – 1,5 млн. В 92 странах протестантизм является крупнейшим по количеству приверженцев направлением христианства, в 49 странах протестанты составляют большинство населения.
Вероучение. В целом протестантизм следует общехристианскому Символу веры; большинство протестантов исповедует учение о Троице, однако есть и те, кто его отвергает (унитарии). Общими для всех протестантов являются пять «только»: 1) человек спасается только по милости Божьей («только благодать»), 2) только через личную веру («только вера») 3) во Христа как единственного посредника между Богом и человеком («только Христос»). В своей жизни человек 4) руководствуется Библией как единственным безусловным авторитетом («только Писание») и 5) стремлением все земные дела делать во славу Бога и безусловно почитать только Его («только Богу слава»). Всеми протестантскими деноминациями отрицается, в силу принципа «только Христос», почитание святых. Однако в ряде лютеранских церквей празднуется День всех святых, а в англиканской церкви есть свои святцы. Почитание икон отвергается, хотя в церквях какие-то изображения могут находиться.
Церковь в протестантизме понимается как собрание общин всех верующих во Христа (хотя некоторые протестантские группы не признают иные протестантские деноминации христианскими). Англикане, лютеране, кальвинисты и их последователи признают два таинства – крещение и Евхаристию (причащение в отличие от католиков «под обоими видами» – Телом и Кровью Христовыми), другие церковные таинства понимают лишь как обряды. В Новоапостольской церкви признаются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Духом Святым» (совершается только «апостолом»). Во всех других протестантских деноминациях крещение и причащение сохраняются как символические обряды, у квакеров и в Армии Спасения они вовсе отсутствуют.
Большое значение в протестантизме придаётся трудовой этике. Лютер и Кальвин учили, что любая трудовая деятельность может быть угодной Богу. Отсюда концепция «мирского призвания»: каждого человека Бог поставил на своё место и доверил определённое дело, как в семье, так и в обществе, сделав его Своим управляющим; человек, честно трудясь, идёт путем спасения и прославляет Бога. Труд стал религиозной ценностью, бережливость и воздержанность в мирской жизни – одной из главных добродетелей.
Рассматривая взаимоотношения общества и государства, Лютер предполагал, что человек должен сосредоточиться на личной праведности, церковь должна этому способствовать, оставив за государством «земные» дела и не вмешиваясь в них. Кальвин провозгласил необходимость сочетания личной нравственной дисциплины и создание нравственного общества. Меннониты и квакеры, большинство адвентистов придерживаются пацифизма, запрета на службу в армии.
Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства. При этом в ряде церквей существует церковная иерархия с прямым подчинением общин. Армия Спасения, адвентизм седьмого дня и Новоапостольская церковь имеют один управленческий центр, остальные деноминации организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Промежуточное положение занимает методистская церковь, состоящая из автономных церквей, но управляемая ежегодной двухпалатной (священники и миряне) конференцией. Многие протестанты платят десятину на содержание церкви.
Богослужебная практика. Богослужение обычно состоит из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди. Стиль богослужения зависит как от традиции конфессии, так и от установок конкретных общин.
Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление; в баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви крещение совершается исключительно полным погружением. Англикане, лютеране, кальвинисты, методисты, Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Баптисты, адвентисты, пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет); дети обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами Церкви. В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации (в лютеранстве и кальвинизме после крещения, в баптизме и пятидесятничестве перед крещением).
В ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением (причастием) совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери. Похоронный обряд принят в большинстве протестантских конфессий, однако молитвы за усопших отсутствуют.
Протестанты, за исключением квакеров, отмечают Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и Пятидесятницу. У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – первое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых, День поминовения усопших. Баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Адвентисты считают обязательным праздником только субботу, но могут по желанию участвовать в общехристианских праздниках.
История протестантизма. Протестантизм возник в 16 в. в Западной Европе в связи с деятельностью М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, Т. Кранмера и др. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало Реформации. В 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от Церкви. Главное место в учении Лютера занимают следующие положения: человек спасается только верой; он обретает её только через милость Божию; авторитетом в делах веры является только Священное Писание. Важнейшие вероисповедные документы лютеранства: «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (1529 г.) Лютера, Аугсбургское исповедание (1530 г.), Формула согласия (1577 г.) и другие документы, собранные в Книге согласия (1580 г.).
Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника У. Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Библию, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Ж.Кальвина и его деятельностью в Женеве. Главные положения учения Кальвина – трактовка концепции предопределения (люди изначально предопределены либо к спасению, либо к погибели) и создание модели церковного и государственного устройства.
Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд статутов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. В 1536 г принят первый вероучительный документ англиканства – «Десять статей», автором которого стал архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований, сохранение церковной иерархии (этим определено ещё одно название англиканской церкви – Епископальная церковь) позволяют считать англиканство самым умеренным течением протестантизма. Ряд исследователей вообще не признают англиканскую церковь протестантской, а считают ее «третьим путем» между католичеством и протестантизмом.
Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви могут признавать централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы.
Полемизировавший с Кальвином испанский теолог М. Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.
Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530 г.), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса. Меннониты – последовательные пацифисты и убежденные сторонники крещения только взрослых людей. Под влиянием идей анабаптистов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).
В 1609 г. в Голландии из группы английских кальвинистов образовалась община последователей Дж. Смита – баптисты. Практически сразу баптисты разделились на «общих» (последователей Смита) и «частных» (последователей английского пастора Г. Джейкоба, создавшего в 1616 г. общину из конгрегационалистов).
Главной особенностью методизма, возникшего в Великобритании в начале XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей.
Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. благодаря деятельности Э. Уайт была создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время Первой Мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Во второй половине XIX в. в Великобритании появилась Новоапостольская церковь.
В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа, т. н. евангеликов (evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете.
Евангелики (похожие на «евангельских христиан» в России), появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство.
В середине XIX – начале XX вв. появились т. н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось властью. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.
В начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительной ролью в церкви Святого Духа, глоссолалией (произнесении нечленораздельных звуков во время молитвы), дарами исцеления, пророчества и т.п. Как особое движение внутри пятидесятничества существуют церкви Полного Евангелия (верят в рождение свыше, крещение Святым Духом, исцеление верой (с возложением рук), дотысячелетний приход Христа). В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики (харизматическое движение).
От Учеников Христа в 1970-х гг. откололась Международная церковь Христа (Бостонское движение). После отлучения основателя движения К. Маккина с 2000-х гг. идет диалог о примирении «классической» и «Бостонской» церкви Христа.
История протестантизма в России. Первые протестанты появились в России уже в начале Реформации: лютеране – в 1520-е гг., англикане – при Иване IV (1533–84), кальвинисты – в конце XVI в. Образовавшиеся постоянные протестантские общины в Москве, Архангельске, Вологде и др. торговых городах существовали изолированно от русского населения. Протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в протестантизм русских. В XVII-XVIII вв. среди русских появилось т. н. духовное христианство – хлысты, духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.). Правительство относилось к сектантам враждебно; традиционным наказанием была массовая ссылка.
К концу XVIII – началу XIX вв. на территории Российской империи оформились крупные лютеранские церкви в Финляндии, Прибалтике и небольшие кальвинистские общины в Польше, Прибалтике, на Западной Украине. После указов Екатерины II (1762, 1763 гг.) о привлечении в Россию иностранцев, в частности для освоения Новороссии и малозаселённых земель Поволжья и Урала, прибыли тысячи немцев – лютеран и меннонитов. Им была гарантирована свобода вероисповедания. Во второй половине XIX в. на Дальнем Востоке активно действовали корейцы-пресвитериане.В 1860-е гг. благодаря немецким миссионерам на Украине стал распространяться баптизм, в 1880-е гг. – адвентизм. В 1870-е гг. в С.-Петербурге в результате деятельности лорда Г.Редстока появилась община евангельских христиан, отрицавших, в отличие от баптистов, учение о предопределении. В это же время среди российских немцев возникли общины Новоапостольской церкви.
В 1909 г. возник Союз евангельских христиан. Неоднократно предпринимались попытки к объединению баптистов и евангельских христиан, но этому мешали разногласия как догматического, так и обрядного характера. В отличие от баптистов, евангельские христиане не были кальвинистами, допускали к причастию всех христиан (баптисты – только крещённых по вере), а к совершению обрядов крещения и бракосочетания — любого члена общины (баптисты – только пресвитера). В 1913 г. в Санкт-Петербурге появились первые общины пятидесятников-единственников, которые стали называться евангельскими христианами в духе апостолов. Тогда же в России начала активно работать Армия Спасения, в 1916 г. – квакеры.
В 1920-е гг. деноминации «неклассических» протестантов не преследовались советской властью, рассматривавшей притесняемых в Российской империи «сектантов» как союзников в построении бесклассового и справедливого общества. Баптисты, евангельские христиане и особенно пятидесятники получили возможность бурного идеологического и миссионерского развития. В Москве активно действовала община евангельских христиан-трезвенников. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. гонения распространились на всех протестантов. Изменение отношения власти к религии во время Великой Отечественной войны и после неё позволила в 1945 г. создать Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, в котором стали регистрироваться, помимо баптистов, евангельские христиане, меннониты и пятидесятники, и Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня. В 1961 г. из Союза выделилась группа верующих (инициативники), недовольная соглашательской позицией ВСЕХБ в отношении властей, преследующих верующих. Впоследствии инициативники создали Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), который до 1988 г. находился на нелегальном положении.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. возродились полностью уничтоженные в советское время реформатство, методизм, Армия Спасения, Новоапостольская церковь, квакерство. В 1990-х гг. в России активно работали легализованные иностранные миссии протестантов всех направлений. Их деятельность привела к изменению состава церквей за счёт притока новообращённых из традиционно непротестантских семей. В сферу влияния протестантов активно включились народы Сев. Кавказа и Крайнего Севера, создав новые этноконфессиональные сообщества. На нач. 2010-х гг. в России проживало около 1,5 млн. протестантов.
Протестантские объединения Москвы и Московской области[1]
Англиканство. Церковь Англии, существующая в России с XVI в., в 1814 г. приобрела дом в Вознесенском переулке для устройства храма, а в 1882 г. в центре Москвы было построено ныне существующее здание Англиканской церкви апостола Андрея (службы начались в 1884 г.) В 1920 г. здание церкви было экспроприировано советским государством. Англиканская община в Москве была зарегистрирована в 1992 г., а в 1995 г. ей было возвращено историческое здание в Вознесенском переулке
Численность: несколько сотен человек.
Культовые объекты: церковь св. Андрея — Москва, Вознесенский пер., д. 8.
Мероприятия. Регулярно дает концерты Московский международный хор, два раза в неделю проходят концерты классической музыки. Существует Центр равных возможностей, который работает с воспитанниками и выпускниками коррекционных детских домов и психоневрологических интернатов. Также при Англиканской церкви собираются группы англоязычных анонимных алкоголиков и русскоязычных анонимных алкоголиков «Новый мир».
Лютеранство
Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ)
Численность: 430 общин, 25 тыс. человек.
Культовые объекты: кафедральный собор свв. Петра и Павла – Москва, Старосадский пер., 7/10, стр. 8
СМИ: бюллетень «Лютеранские вести», «Der Note/Вестник», передача «Лютеранская волна» на радио «Теос»
Мероприятия: концерты классической музыки в соборе.
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ). Свою историю ЕЛЦИ ведет с 1611 г.: на территории Ингрии, в Лемболово, основан первый финноязычный приход, который был частью Церкви Швеции. В 1721 г. территория вошла состав Российской империи. В 1921 Церковь Ингрии образовала самостоятельный синодальный округ, но с 1929 г. Начались массовые гонения на церковь. Только в 1969 г. в Петрозаводске был открыт финский приход. В 1992 г. Церковь Ингрии получила регистрацию.
Численность: около 80, 13-15 тыс. человек
Культовые объекты: церковь Святой Троицы — Москва, ул. Наличная, 1, стр. 1
СМИ: журнал «Церковь Ингрии», христианский молодежный журнал «Выбор».
Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ). За годы советских репрессий в Сибири обосновалось множество лютеран из разных народов. С распадом СССР начался процесс объединения верующих в единую церковь. В 1992 г. была зарегистрирована «Западно-Сибирская христианская Миссия», которая до 2003 г. была миссией Эстонской евангелическо-лютеранской церкви. В 2003 г. российская миссия была преобразована в Сибирскую евангелическо-лютеранскую церковь и получила административную независимость от эстонской церкви. В 2007 г. первый рукоположенный эстонцами российский священник В.Лыткин стал епископом СЕЛЦ. Основные приходы Церкви расположены на территории Сибири и Дальнего Востока.
Численность: около 20 общин.
СМИ: журнал «Благая весть».
Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания (ЕЛЦАИ) была учреждена в 2006 г. как «Евангелическо-лютеранская Церковь России», в 2007 было принято современное название.
Численность: 40 общин
Культовые объекты: центральная консистория – Москва, б-р Яна Райниса, 1, пом. 3
Мероприятия: При центральной консистории ЕЛЦАИ есть бесплатная юридическая помощь людям, попавшим в трудные жизненные ситуации и не имеющим возможности оплатить работу адвоката. Работает лекторий по введению в религиоведение и различным аспектам гражданственности христианина.
Кальвинизм
Реформатство
Союз евангелическо-реформатских церквей России (СЕРЦР) был создан в 1992 г.
Численность — около 10 общин.
Пресвитерианство.
Союз христианских пресвитерианских церквей (СХПЦ) был создан в 1995 г.
Численность — около 50 общин.
Культовые объекты: церковь «Источник Жизни» — Московская обл., г. Коломна, ул. Дорфа, 9
Меннонитство
Объединение меннонитских церквей Оренбуржья (ОМЦО) было создано в 2001 г. в с. Кичкасс Оренбургской обл. В Москве функционирует представительство Меннонитского центрального комитета.
Численность: несколько общин.
Баптизм и евангельское христианство.
Российский союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) был создан в 1991 г. после упразднения ВС ЕХБ.
Численность: более 1,7 тыс. общин.
Также есть здание семинарии – Москва, Перовская ул., 4А
СМИ: Журналы «Братский вестник», «Логос», «Христианское слово».
Мероприятия: в Центральной церкви ЕХБ устраиваются органные концерты, раз в месяц (каждое последнее воскресенье месяца) дается бесплатный концерт классической органной музыки. Существует ансамбль колоколов. Есть служение сурдопереводчиков. Работает телефон доверия
Международный совет церквей евангельских христиан-баптистов (инициативники) (МСЦ ЕХБ)
Численность: более 3 тыс. общин, большинство которых отказывается от регистрации.
Ассоциация братских церквей евангельских христиан-баптистов (АБЦ ЕХБ) была создана в 1991 г.
Численность: около 10 общин.
Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан-баптистов (РАНЦ ЕХБ) была создана в 1989 г.
Численность: около 10 общин.
Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ) была создана в 1998 г.
Численность: 30 общин и организаций.
Культовые объекты: Церковь евангельских христиан – Московская обл., г. Клин, Угловой пер., 4
Также имеется Семинария евангельских христиан – Москва, ул. Чичерина, 10, корп. 2. Мероприятия: действует центр психологической помощи «Свеча».
Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) был учреждён в 1992 г. после выхода нескольких десятков евангельских христиан из ВС ЕХБ.
Численность: более 100 церквей и групп.
Союз независимых евангельских церквей (СНЕЦ) был учрежден в 1998 г.
Численность: около 10 общин.
Мероприятия: в Южнопортовом отделении Общества слепых была организована «церковь слепых», в которой более 400 человек.
Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС) был создан в 1994 г. в г. Краснодар.
Численность: около 50 церквей и групп.
Церковь евангельских христиан-трезвенников. В Москве существует одна община.
Совет церквей евангельских христиан был создан в 1998 г.
Численность: 87 протестантских объединений (около 7 тыс. человек).
Мероприятия: в отдельных церквях есть служение мигрантам из Средней Азии.
В СЦЕХ входит Московская церковь Христа (как часть Международной церкви Христа). Регистрацию получила в 1992 г.
Численность – несколько тыс. человек.
Мероприятия: при церкви есть клуб приемных родителей.
Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ) был создан в 1998 г.
Численность: около 80 баптистских, евангельских, пресвитерианских, методистских и пятидесятнических церквей.
Культовые объекты: Домодедовская библейская церковь «Свет Евангелия» — Московская обл., г. Домодедово, ул. Тенистая, 25
СМИ: телеканал «ТБН-Россия»
Методизм
Российская объединённая методистская церковь (РОМЦ) существует с 1990 г., является членом Северо-Европейской конференции (наряду с церквами Балтии и Скандинавии).
Численность – около 70 общин.
Культовые здания: церковь «КванРим» («Горящий куст») — ул. Коптевская, 30А
Также есть методистская семинария — Москва, Хамовнический вал, 24, стр. 2
Армия спасения в 1991 г. возобновила свою деятельность, открыв отделение в Санкт-Петербурге, в 1992 г. – в Москве (где располагается штаб-квартира Армии спасения в РФ).
Численность: свыше 10 корпусов (около 500 солдат).
Мероприятия. Дневной центр для бездомных, где работают повара, медработник, персонал, который помогает бездомным, если нужно оформить документы. Проект помощи бездомным работает с 1991 г. на Курском вокзале: раз в неделю микроавтобус Армии Спасения выезжает и кормит людей.
Адвентизм
Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. В 1990 на Всемирном съезде Генеральной конференции АСД в Индианаполисе (США) церковь АСД СССР получила статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви АСД.
Численность: 50-90 тыс. чел.
Мероприятия: Есть детско-подростковая общеадвентистская организация скаутского типа «Следопыты». Один из социальных проектов – это оборудование детских игровых площадок на территории молельных домов. Существуют различные общественные орга-низации по пропаганде здорового образа жизни. В г. Химки организован клуб для глухих.
Новоапостольская церковь была зарегистрирована в 1991 г.
Численность: около 130 общин (около 4 тыс.верующих).
Культовые объекты: Управленческий центр – Москва, Варшавское шоссе, 27, к. 1
СМИ: журнал «Наша новоапостольская семья» для взрослых, журнал «Мы, дети» для детей.
Мероприятия: сводный фольклорный хор русской духовной песни.
Квакеры (Религиозное общество друзей). Как религиозная организация в Москве зарегистрировано Мо-сковское месячное собрание Друзей (квакеров).
Численность: несколько десятков человек.
Пятидесятничество
Церковь христиан веры евангельской в духе апостолов (ЦЕХДА) получила автономную регистрацию в 1978 г.
Численность: около 10 тыс. человек.
Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) была создана в 1942 г. Общины принципиально не регистрировались, их представители назывались «нерегистрованными пятидесятниками». В настоящее время общины также не регистрируются.
Численность: около 500 общин
Представительские функции выполняет Российская ассоциация миссий христиан веры евангельской (около 70 миссий по России).
Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ) была создана в 1991 г. в Москве, когда был первый съезд церквей ХВЕ (пятидесятников) РСФСР, который учредил Союз ХВЕ РФ (потом переименованный в РЦХВЕ).
Численность: около 3,4 тыс. общин.
Мероприятия: Есть движение, объединяющее спортсменов — «Спорт за Евангелие». Организовываются спортивные турниры – футбольные и хоккейные. Привлекаются наряду с верующими и верующими командами дворовые, дети, молодежь.
Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ). Был создан в 1997 г. на основе Союза ХВЕ «Церковь Божья».
Численность: 26 централизованных религиозных организаций (ассоциаций, региональных епархиальных управлений) и более 1,3 тыс. общин.
Также есть здание Евроазиатской богословской семинарии — Москва, ул. Поречная, 15.
Мероприятия: В «Слове жизни» есть проект Creative for God (прежде был проект «Призван был первым» – национальный музыкальный фестиваль). Раньше молодежь представляла музыку различных стилей, теперь это спорт, живопись, дизайн, мода.
Церкви Полного Евангелия. В Москве зарегистрировано Межрегиональное объединение церквей Полного Евангелия «Благая Весть».
Численность: около 15 общин.
Библиография
Библиография по статистическим данным:
[1] Культовые объекты указываются при их наличии. Все протестантские церкви так или иначе занимаются помощью нуждающимся; в рубрике «Мероприятия» будут отмечаться только необычные благотворительные проекты, а также культурные мероприятия.