храмы в шатровом стиле

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Шатровое зодчество: прерванный триумф

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Разорение страны в Смутное время сопоставимо разве с нашествием Батыя. Огромные людские потери, сожженные города и села, оскверненные святыни. Еще страшнее была смута в умах – чем еще можно объяснить призвание католического королевича Владислава на православной престол? Польские отряды, пришедшие искать легкой добычи. Быстро превратившиеся в противников шведы. В русских землях уже не строили — сжигали, чтоб не досталось врагу. И только посыпав голову пеплом прежних богатств, вновь возвращались под сени своих шатров.

Спасители Земли русской

Снять осаду Троице-Сергиевой лавры, длившуюся почти полтора года (1608 – 1610 гг.), помогли войска талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского и Ф. И. Шереметева. Отдать главную святыню страны на поругание глумливым иноверцам русские не могли. Тридцати тысячам поляков противостояли всего две с половиной тысячи защитников православия и российской независимости. По преданию, сам преподобный Сергий и сменивший его после кончины игумен Никон являлись осаждавшим и окропляли стены твердыни святой водой. После чего из стана Сапеги и Лисовского ушли донские казаки. А там подошла и помощь.

Были отбиты попытки захвата монастыря в 1618 г. отрядами Лисовского и отступавшего от Москвы Владислава. Осознавши бессмысленность попыток захватить русский трон, гордые шляхтичи согласились на подписание Деулинского перемирия. Мир с Владиславом, к тому времени уже польским королем, заключили лишь в 1634 г. А через три года в Троице-Сергиевой лавре была построена шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, строгим белоснежным столпом возвышающаяся над одной из стен твердыни.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Она возводилась в 1635-37 гг. стараниями келаря обители Александра Булатникова (до этого — монах Соловецкого монастыря) одновременно с примыкающими к ней больничными палатами. Над подклетом возвышается единственная апсида храма, вокруг узких окошек которой выведен затейливый аркатурно-колончатый узор. Словно из позакомарной кровли поднимается восьмерик, украшенный, как и шатер, муравлеными изразцами с изображением батальных сцен — храм посвящен героической обороне монастыря. В основании шатра — пояс из треугольных кокошников, а сами грани разбиты по горизонтали и вертикали, и в нижней части имеют слуховые окна. В пристроенных помещениях расположены Соборные палаты и покои наместника Лавры, а церковь Зосимы и Савватия служит ему домовым храмом.

Мало кто знает, что в словах Кузьмы Минина «Не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…» содержался прямой смысл. Раскошеливаться жители старинного купеческого города на Волге не торопились. И Минин с выборными людьми пошел по домам зажиточных горожан, забирая их семьи, чтобы выставить на торг. Деньги тут же нашлись, и Отечество было спасено. Кузьма Минин после освобождения Москвы прожил недолго. Он умер в 1616 г. и был погребен на погосте приходской церкви. В 1631 г. на территории Нижегородского Кремля возвели шатровый Архангельский собор.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода был заложен еще при основании города в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем как деревянная церковь, а потом — в камне, по образцу суздальских храмов. За четыре столетия обветшал. В 1628-31 гг. по решению царя Михаила Романова и в память о спасении Отечества собор перестроен мастерами Лаврентием Семеновым и Антипом Константиновым. Здесь нет окружающих здание галерей. Собор — трехапсидный шатровый храм с тремя притворами, над южным из которых возвышается небольшая шатровая же звонница. Украшений немного: карниз четверика опоясан одним рядом орнамента, состоящего из чередующихся углублений квадратной формы — ширинок. Над карнизом — по три полукруглые перспективные закомары. В основании шатра — ряд кокошников, опирающийся на карниз, подбитый другим весьма часто употребляющимся простым каменным узором — выступами-сухариками.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Иные российские историки ставили таланты Дмитрия Михайловича Пожарского невысоко. Но – напрасно. Князь из рода Рюриковичей, потомок Юрия Долгорукого в 13-м колене, с 15 лет состоял на государственной службе, пройдя путь с самых невысоких должностей. Он верой и правдой служил русским государям – и Годуновым, и Василию Шуйскому, и первому Романову. На Земском соборе 1613 г., избиравшем нового царя, выкликали и его имя – отказался наотрез. Верный присяге, Пожарский оставался с юным царем, когда жаждавшие реванша польские отряды во главе с Владиславом подступили к Москве. Да, он не смог остановить набег Лисовского, но все же не допустил его до столицы, пан-разбойник пожег и пограбил лишь окрестные селения. Слишком слаба еще была Россия, только вставшая на путь возрождения.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Успенский храм в Суздале соединен с трапезной палатой и, может быть, поэтому стал называться Успенской трапезной церковью. Верх четверика украшают выведенные по центру каждой стены полукружия, переходящие в двойной пояс кокошников восьмерика. Каменное убранство скромное — граненая апсида расчленяется на две равные части по горизонтали и членится лопатками, сходящимися полукружием в завершении первого яруса. В образовавшихся таким образом нишах устроены небольшие килевидные нишки, украшенные красными изразцами. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида — высокий четверик, тр и ряда кокошников и изящная главка на высоком барабане. В целом план храма несколько перекликается с Распятской церковью-колокольней Александровской слободы. Да и время возведения двух этих памятников шатрового зодчества примерно одинаковое.

Медведково — старинная вотчина Пожарских. Некогда оно называлось иначе — Медведево, по имени первого владельца, князя Василия Медведя-Пожарского. Совершив переход от Троицы, ополченцы встали лагерем в Медведково, изготовившись к бою. Князь, после завершения ратных дел, обосновался в этой своей усадьбе. Конечно, он не забыл осени 1612 г. и распорядился построить на месте стана русских воинов деревянную церковь, посвященную празднику Покрова Богородицы, для которой отлили особый колокол. А в 1634-35 гг. (по др. источникам — в 1640 г.) на месте деревянного храма появился каменный.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Шатровый храм Покрова Богородицы стоит на высоком подклете, в котором расположена зимняя Знаменская церковь. В ней все советское время не прекращались богослужения. К основному четверику Покровского храма примыкают приделы Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. Непривычное посвящение связано с днем памяти этих святых, совпавшего с датой девяти дней по кончине князя. Было еще два придела, позже убранных. Апсида нижней церкви далеко выдается на восток. По углам четверика выстроены главки на высоких барабанах, что, вкупе с вытянутым шатром придает сооружению особую возвышенность. Тройные пояса кокошников украшают верх четверика и основание декорированного шатра. Как и в большинстве шатровых храмов, Покровскую церковь окружали открытые галереи, позже ставшие закрытыми. Тогда же, в XVIII в. к храму пристроили колокольню, которую перестроили в середине XIX столетия.

Род Пожарских прервался в 1685-м, и село перешло к фавориту царевны Софьи В. В. Голицыну. Этот князь занялся переустройством церкви, сократил количество приделов до нынешнего, отлил новые колокола, заказал для главного храма иконостас с иконами, написанными живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым и подарил в алтарь напрестольное Евангелие. Рассказывают, что миниатюры для священной книги выполнены рукой самой царевны Софьи. К сожалению, Евангелие утрачено. После опалы Голицына село стало собственностью Нарышкиных, потом — несколько раз меняло владельцев. Любопытно, что первый хозяин из рода Нарышкиных, дядя Петра Великого Федор был женат на правнучке князя Пожарского.

Расцвет шатрового зодчества

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Когда смотришь на шатры приделов (кстати, вовсе не декоративные) и колокольни, окружившие основной объем, то поневоле воспринимаешь этот храм связующим звеном в переходе к двух- и трехшатровым церквям России, эпохе которых, как оказалось, было отведено не так уж много времени. Конечно, ни заказчикам, ни исполнителям, как сказали бы сегодня, не было особенно интересно копировать прежние, пусть и замечательные образцы. И если в монастырях требования к зодчим в основе своей имели соблюдение установленных канонов и принятой символики, то бояре высоких родов, разбогатевшие купцы, не говоря уже о властителях, желали видеть «свой» храм не похожим на другие.

Храмов о двух шатрах немного. Первое, о чем стоит сказать — это Святые врата Ферапонтова монастыря (1649 г.) с двумя устроенными над ними небольшими церквями — Богоявления и св. Ферапонта. Здесь молился опальный патриарх Никон, а к самим вратам примыкала небольшая келья, в которой он жил. По жестокой иронии судьбы наперсник царя Алексея Михайловича был сослан в обитель, которую считают единственным комплексом строений дониконовской храмовой архитектуры. Патриарх преклонял колени перед иконами в шатровом храме, каждый день проходил здесь мимо другого шатрового храма, приземистой церкви св. Мартиниана (1641 г.) — а ведь именно он когда-то шатровые храмы запрещал …

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Ферапонтов монастырь знаменит фресками Дионисия, которые подолгу рассматривают прибывающие сюда водным путем туристы, вначале посещающие Кирилло-Белозерский монастырь. В отличие от него, выдержавшего польско-литовскую осаду, Ферапонтов монастырь был разграблен, а в конце XVIII в. вообще упразднен. В начале XX в. ему посчастливилось обрести вторую жизнь — началась реставрация. Потом опять были годы разорения, приспособления под хозяйственные нужды, снова реставрация и, наконец, передача церкви.

Святые врата сохранились в первозданном виде. Идущие по дороге люди видят два стоящих рядом шатра, словно основатели двух соседствующих знаменитых русских монастырей, Кирилл и Ферапонт, встречают их у входа.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

От суровой северной природы вернемся в праздничный, словно созданный для туристов, Суздаль. Двухшатровые Святые врата Ризоположенского монастыря построили в 1688 г. трое местных мастеров — И. Мамин, А. Шмаков и И. Грязнов. Нарядность сооружению придает бело-красная цветовая гамма. Арки врат, как и у Ферапонтова монастыря, разновеликие, а сама постройка богато украшена каменным узорочьем и многоцветными изразцами.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Двухшатровое завершение становилось уже традиционным для возводимых Святых врат монастырей и небольших храмов — но русская архитектурная мысль шагала дальше. При этом сами шатры постепенно становились декоративным элементом, продолжая выполнять главную смысловую нагрузку — вознесение молитвы к небу, к Господу.

Три шатра — кто больше?

Трехшатровых храмов раньше, считают историки, было много, но часть из них была разрушена, а другие — перестроены, в том числе из-за никоновского запрета. Наиболее известны три церкви, сохранившие трехшатровое завершение: в Угличе, Вязьме и Москве. Кроме них, называют еще церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке, в Ярославле (1678 г.), и звонницу Александро-Свирского монастыря, воздвигнутую в 1646 г. в северной обители.

Алексеевский монастырь в Угличе был основан при поддержке митрополита Алексия и князя Дмитрия Донского еще в 1371 г. на месте языческого святилища. В 1609 г. всего шесть десятков монахов и 500 угличан приняли в его деревянных стенах неравный бой с отрядами Яна Сапеги. Непокорный монастырь был сожжен поляками вместе с его защитниками…

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Три шатра церкви Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме выстроились в одну линию. Пирамида из трех поясов кокошников служит основанием для восьмигранных световых барабанов, разделенных по высоте почти пополам узорчатыми фризами. Тимпаны кокошников украшают муравленые изразцы, в каменном убранстве храма щедро использованы многие элементы резного декора — наборные колонки и фронтоны над окошками-слухами, аркатура, городки, ширинки с каплевидными нишками… К храму примыкают приделы в память Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. Их главы на тонких барабанах вырастают из таких же пирамид кокошников, и храм, объединенный с ними, имеет пять апсид.

Год постройки храма окончательно не установлен. Называют и 1634-й, и 1638-й, и даже 1673-й, когда уже сложился новый стиль — русское узорочье. В 1812 г. в Вязьме шли ожесточенные бои с отступающими, но огрызающимися французами, и церковь пострадала. Возможно, отдельные элементы каменного убранства были привнесены в ее архитектуру при восстановлении. Храм включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается архитектурной жемчужиной Смоленщины и всей России.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Иногда храм Рождества Богородицы в Путинках называют пятишатровым, что совсем недалеко от истины. В действительности на основном четверике установлены три шатра, еще один возвышается над четвериком придела Неопалимой купины, а между двумя этими кубическими объемами поднялась шатровая колокольня. Если добавить сюда навершие крыльца — то получится даже шесть шатров!

Но шатры, за исключением колокольни, здесь уже глухие и своим богатым декором полностью созвучны воцарившемуся в Москве русскому узорочью. Зодчие не сдерживали себя в творческом самовыражении, использовав для украшения чуть ли не все существующие на тот момент элементы каменного убранства: ряды кокошников, ширинки, поребрик, вимперги, «гирьки» в арочных пролетах крыльца, усеченные обратные конусы в основании шатров… Асимметричность композиции была усилена пристроенной в конце столетия трапезной с приделом Феодора Тирона. Крыльцо перестраивалось дважды: в 1864 г. — по образу изящных шатровых завершений храма, а при реставрации в 1957-м — обратно, в стиле узорочья. Кирпич для храма делали по специальному заказу определенной формы.

В 1935 г. храм закрыли. В его помещениях сначала были какие-то конторы, а потом служители расположенного неподалеку Московского цирка держали и дрессировали тут своих четвероногих питомцев. В 1990-м уникальный храм вернули верующим. В его восстановлении участвовали многие, в том числе и соседи — артисты знаменитого театра «Ленком» и лично Александр Абдулов. В этом храме его в 2008 г. и отпевали… Вечная память.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Строительство храма Богородицы в Путинках завершилось в 1652 г. И в том же году прогремело грозное распоряжение патриарха Никона: «Строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить»! Так что не только Советская власть предписывала деятелям культуры в каком направлении развивать свои таланты. Но храмовые сооружения — дело особое. Однако и патриарх-реформатор невольно угодил в ловушку собственного запрета. Трехъярусная ротонда храма Воскресения в Новом Иерусалиме (достроен и освящен в 1685 г.) не могла не быть шатровой по определению. Ведь весь монастырь сооружался как точная копия ансамбля Гроба Господня на Святой земле. Но этого шатра Никон не увидел — попавший в опалу, он был заточен в Ферапонтовом, затем — Кирилло-Белозерском монастыре и, прощенный, до главного своего детища живым не добрался. А каменный шатер ротонды, не простояв и ста лет, рухнул. Восстанавливали его уже из деревянных конструкций по проекту Б. Расстрелли.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Храм Николая Чудотворца — острие незримого треугольника, образованного шатровыми церквями в Острове, Беседах и Петровском, к востоку от Николо-Угрешского монастыря. Словно дозорные, выставленные на холмах впереди стана русских воинов в сторону угрожающего набегами врага…

Послесловие

Трудно сказать, по какому пути развивалась бы русское храмовое зодчество, не запрети Никон строить шатровые церкви. Но это направление в отечественной архитектуре не погибло, отнюдь. Спустя двести лет, на волне возрождения интереса российского общества к родной истории вновь стали появляться шатровые храмы! Их немало, этих детищ XIX века. Порой их оскорбляют словечками с приставкой «псевдо-» или «ложно-», но они стоят на земле твердо, и все фальшивое, наносное, приходящее от тех, кому ни история, ни земля русская не дороги — к ним не прилипает.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

В московских Сокольниках в 1913 г. архитектором П. А. Толстых выстроен храм Воскресения Христова. Его еще называют Кедровской церковью — по фамилии инициатора строительства и первого настоятеля, протоиерея И. Кедрова. Пришедшие в строительную область новые материалы позволяли строить шатровые церкви достаточно вместительными. Воскресенский храм — двухэтажный, достигающий 34 метров в высоту и 960 кв. метров по площади. Он имеет два придела — во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радости» и апостолов Петра и Павла. Девять глав храма символизируют девять ангельских чинов. Одна из особенностей — алтарь при строительстве ориентировали не на восток, а на юг — в сторону Гроба Господня в Иерусалиме. Храм в советские времена не закрывался, и сюда перенесли после разрушения часовни Воскресенских ворот Иверскую икону Богоматери.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Источник

Энциклопедия строительства YouSpec

Строим дом своими руками

Что такое шатровый стиль

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

В русской архитектуре шатровый стиль используется уже не одну сотню лет. Шатровое зодчество поражает разнообразием и совершенством форм.
[contents]

Даже в XVI – XVII столетиях, характеризующихся расцветом деревянной архитектуры, четко прослеживается преданность тысячелетним традициям, свойственных этому стилю. И именно в этот период наблюдается формирование своеобразного шатрового стиля в каменной архитектуре, повторяющего собой деревянные строения.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Шатровый стиль

Приверженность к шатровому стилю четко прослеживается даже при возведении Красной площади в Москве, так как даже одного взгляда, случайно брошенного на Псковский собор, будет достаточно, чтобы увидеть огромное количество элементов, являющихся типичными для деревянной архитектуры.

Здесь можно увидеть и самые разные крытые переходы, и замысловатые наружные лестницы, и крылечка, а также сочетание шатровых и луковичных верхов и огромное количество других сооружений, определяющих народный стиль тех времен.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Издревле шатровые храмы пользовались на Руси огромной популярностью.

Шатровые храмы представляют собой особый архитектурный стиль, который, однажды возникнув, стал неотъемлемой частью русского зодчества. Такие сооружения отличаются тем, что вместо купола они завершаются шатром. Следует заметить, что шатровые храмы могут быть как деревянными, так и каменными, это никак не отражается на их внешней привлекательности.

Возведение каменных шатровых храмов началось на Руси еще XVI века. И по сей день шатровое зодчество России не имеет аналогов по всему миру.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Сегодня шатровые храмы являются важными памятниками церковного русского зодчества. Возведение конструкций этого типа приходится на XVI – XVII века, более чем красноречиво характеризуют отношение русского народа к религии.

Этот стиль, присущий русскому архитектурному зодчеству, наиболее полно выражается в формировании пятиглавых храмов, возведение которых было начато в XVI – XVII столетиях.

В принципе, шатровые храмы представляют собой сооружения, имеющие форму многогранной пирамиды, венчающей сооружение. Этот вид во все времена в русской архитектуре пользовался особой любовью и популярностью.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

С незапамятных времен в русской архитектуре шатры венчают колонны, храмы, колокольни и башни. Строения этого типа, как было сказано ранее, в русской архитектуре могут возводиться из камня или дерева.

Строения этого типа могут изготавливаться из дерева, характеризуются наличием каркаса, изготовленного из восьми вертикально расположенных бревен, сходящихся к центру в верхней точке. Именно благодаря этому шатровые храмы, характерные для русской архитектуры, обладают такими великолепными столпообразными силуэтами.

Область применения

Однако шатровое зодчество в русской архитектуре получило широкое распространение не только при строительстве храмов, но и при возведении других городских построек.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Однако, несмотря на всю красоту деревянных построек, в русской архитектуре этот стиль начал активно использоваться при возведении каменных сооружений.

Следует заметить, что первые каменные сооружения этого вида были сооружены в первой половине XVI столетия.
Самым ярким примером таких каменных сооружений по праву считается церковь Вознесения.

Конструктивно шатер в русской архитектуре принято устанавливать на четверик либо восьмерик. Такие сооружения характеризуются вытянутыми пропорциями, что придает общему силуэту строения устремленность вверх, а также резкую динамичность.

В связи с русскими традициями шатровые строения принято снаружи украшать декором, например, узорами и кокошниками.

храмы в шатровом стиле. Смотреть фото храмы в шатровом стиле. Смотреть картинку храмы в шатровом стиле. Картинка про храмы в шатровом стиле. Фото храмы в шатровом стиле

Изначально шатры исполняли роль крыши сооружений, а поэтому выполнялись глухими, в связи с чем их внутреннее пространство не сообщалось с нижерасположенными помещениями.

В отличие от тех времен сегодня подобные конструкции имеют исключительно декоративное предназначение. Ярким примером этому является расположенный в Угличе красивейший Успенский храм.

К сожалению, в нашей архитектуре возведение таких строений уже не пользуется такой популярностью. Однако до сих пор они продолжают оставаться достаточно востребованными при возведении соборов, храмов и церквей.

Следует отметить, что сегодня при строительстве частных домов даже в качестве декоративных элементов он фактически не используется ввиду высокой сложности выполнения монтажных работ и, наверное, чрезмерной помпезности таких строений.

Шатровые храмы представляют собой красивейшие сооружения, являющиеся важнейшей частью истории Российского государства. И наблюдая их трансформации столетие от столетия можно изучить архитектурные вкусы и предпочтения наших предков.

Это тоже нужно почитать:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *