шахматы второй год обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (2-й год обучения)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы.doc

Заместитель директора по ВР

«_____» _____________ 20_____г.

________________ А.Л. Клыков

«_____» _____________ 20_____г.

Протокол от «___»______20___ г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст обучающихся: 10-11 лет ( 4 класс)

Срок реализации программы: 1 год

Пяткова Галина Николаевна,

Учитель начальных классов, первая категория

Рабочая программа реализует спортивное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана в соответствии :

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Емаши,

— Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, «внутренний план действий».

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Обучить правилам игры в шахматы.

Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

Научить ориентироваться на шахматной доске.

расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

Сформировать умение записывать шахматную партию.

Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Возраст обучающихся : программа составлена для детей 10-11 лет.

Срок реализации программы : программа рассчитана на год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю – 34 часа в год

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса :

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя..

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

3. Ценность шахматных фигур

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

4. Техника матования одинокого короля

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Знать правила хода и взятия каждой фигурой; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

5. Достижение мата без жертвы материала

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

6. Шахматная комбинация

Уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

Краткая история шахмат (1ч.)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

Шахматная нотация (3ч.)

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Ценность шахматных фигур (4ч.)

Сравнительная сила фигур.

Достижение материального перевеса

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Техника матования одинокого короля (4ч.)

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и король против короля.

Ладья и король против короля.

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Источник

Рабочая программа «Шахматы в школе 2 год обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ ктп 2 год.docx

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

“ Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“ Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”).

“ Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“ Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“ Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты

“ Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“ Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“ Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“ Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

Достижение материального перевеса

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Две ладьи против короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и король против короля.

Ладья и король против короля.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“ Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема блокировки.

Тема разрушения королевского прикрытия.

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

Тема превращения пешки.

Сочетание тактических приемов.

Комбинации на вечный шах.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

Выбранный для просмотра документ шахматы 2 год обучения.docx

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Лужского муниципального района Ленинградской области

на заседании Методического совета

«30» августа 2018 года

Зам. директора по ВР

Пр. № 204 от «30» августа 2018 г.

Составитель: Гринько В.О.

Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы №4», изучающих курс «Шахматы» второй год.

На реализацию курса отводится 1 час в неделю,34 часа в год.

1.Обучить правилам игры в шахматы.

2.Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

3.Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

1.Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

2.Научить ориентироваться на шахматной доске.

3.Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

5.Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

6.Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

7.Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.

8.Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

9.Сформировать умение записывать шахматную партию.

10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Конечным результатом обучения на втором году считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу учебного года дети получат возможность научиться:

обозначать горизонталь, вертикаль, поля, шахматные фигуры;

определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Характеристика учебного курса

Второй год обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Содержание курса «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Курс «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями учащихся:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание курса по темам

Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

“ Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“ Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”).

“ Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“ Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“ Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

Ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты

“ Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“ Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“ Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“ Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

Техника матования одинокого короля

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“ Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *