шахматы дебюты для начинающих обучение играть
10 главных правил для дебютов!
Существует много правил и принципов для трех стадий шахматных партий, однако в этой статье основное внимание уделено «молниеносному» выходу с исходных позиций!
Развитие означает «строить и создавать». В шахматной терминологии «развитие» подразумевает необходимость в дебюте партии развить позицию путем максимально быстрого вывода всех фигур с исходных позиций. Использование всех подразделений вашей армии является непременным атрибутом в партиях, которые играются на высоком уровне.
Минуточку, разве это не то же самое правило. Хмммммм, странно. Тем не менее, правилом №2 я бы хотел акцентировать внимание на том, какие фигуры следует развивать в первую очередь: как правило, первыми следует выдвигать легкие фигуры. Легкими фигурами принято называть слона и коня. Их развивать проще всего, поскольку ладьи и ферзь смогут вступить в игру только позднее (см. правила №5 и №8), вам не следует размышлять о целесообразности выдвижения тяжелых фигур до того момента, пока легкие фигуры находятся в игре.
Да, развитие действительно настолько важно! Развивайте, развивайте и еще раз развивайте свои фигуры. Без помощи всех ваших парней, как вы можете рассчитывать на победу? В правиле №3 я хотел бы рассказать о том, куда следует развивать фигуры: хотя в правиле №7 повторяется эта мысль, вам следует зарубить себе на носу, что лучшим направлением для развития фигур всегда будет центр. Ниже вы можете ознакомиться c веселым примером того, каким в идеальном мире мог бы быть лучший способ развития фигур:
Ознакомившись с первыми тремя правилами и просмотрев пример того, как в идеальном мире можно было бы развивать фигуры, следующий шаг не должен вызвать никаких сложностей для понимания. Взгляните на последний пример и представьте насколько самоубийственными были бы ходы конями взад-вперед, когда ваш соперник развивал бы свои фигуры. В общем, попытка сразиться с вражеской армией, используя лишь одну фигуру, было бы безумием чистой воды. Например:
Если игрок действительно соблюдает наши первые четыре правила и таким образом сумел развить все легкие фигуры, последнее, что ему следует делать, это слишком рано выводить ферзя. Задумайтесь: ферзь является самой ценной фигурой после короля. Кто-то может возразить, что ферзь может быть дороже родной матери (для нашей детской аудиторию уточняю, что это шуточное утверждение). Если ферзь начинает ввязываться в драку с легкими фигурами, риск его утраты очень высок. Взгляните на пример такой крайности:
Чтобы лучше усвоить это правило, предположим, что вы освоили все основные принципы дебютов: вы планируете развивать фигуры; вы планируете нападать в направлении центра и планируете все это делать, следя за угрозами, исходящими от вашего соперника. Таким образом, зная, что вы собираетесь развивать фигуры и рокироваться при первой возможности, и что вам уже не нужно напоминать об этих важных шагах, я хотел бы, чтобы вы подумали о таком: когда вы развиваете фигуры, старайтесь это делать с определенной «целью«.
Это означает простую вещь: вместо механического выдвижения фигур, продумывайте куда именно и зачем их выдвигать. Развивайте коней, стремясь напасть на пешки! Развивайте слонов, стремясь связать коней! Развивайте ладьи на открытые линии (т.е. не на вертикали, которым никогда не суждено стать открытыми). Уйма возможностей!
Таковы принципы шахмат высокого уровня и основополагающие элементы в изучении «Теории дебюта», суть которой заключается в осуществлении дебютных и развивающих ходов, которые гроссмейстеры и чемпионы мира считают «оптимальными с точки зрения теории». Ниже приведен пример «турнирного дебюта» с пояснениями:
Лучшие дебютные ходы в шахматах для новичков
Дата публикации: 2021-07-27
Так как же лучше всего шахматисту-неофиту начинать свои партии? Прежде чем говорить о наиболее подходящих сценариях для старта, давайте вспомним некоторые важные концепции:
1. Центр
К нему относят поля, размещенные в самой середине доски, плюс ещё четыре слева и справа от них:
Совет: Чтобы улучшить свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:
2. Развитие
А вот, например, перемещение слишком большого количества пешек – распространённая ошибка новичка. Ведь пешки не могут выиграть партию сами по себе, они должны поддерживаться остальными фигурами.
3. Безопасность Короля
Итак, резюмируем, что вы должны сделать в дебюте: постарайтесь взять центр под свой контроль, быстрое развейте фигуры и обеспечьте безопасность своему королю. И только после этого вы можете уверенно переходить к следующей фазе игры – атаке на вражеского короля.
Теперь, когда вы знаете «рецепт» хорошего дебюта, давайте посмотрим, как именно его реализовать в жизнь.
Во-первых, они начинаются с продвижения центральной пешки, которая в последующем контролирует два других центральных поля. Во-вторых, оба хода открывают дорогу двум другим боевым фигурам – ферзю и слону, пусть и по-разному.
Смотрим:
Как видите, ход 1.e4 открывает диагональ d1-h5 для ферзя, а также диагональ f1-a6 для белопольного слона. Ход 1.e4 обычно приводит к открытым позициям с большим количеством «контактов» между фигурами — это может означать большое количество разменов в некоторых вариантах.
Если вы начнёте с ферзевой пешки (1. d4), вы откроете диагональ c1-h6 для чернопольного слона и дадите ферзю ещё два поля на вертикали d (d2 и d3). Этот ход приводит к закрытым позициям с меньшим контактом между фигурами. Это может означать больше манёвров в некоторых ситуациях, но также увеличивает вероятность атак после завершения развития.
Если у вас чёрные фигуры, вы можете сделать то же самое. Если белые начинают ходом 1.e4, вы можете ответить 1… e5, а на 1. d4 можно играть 1… d5. Эти ходы приводят к классическим дебютам.
Со временем вы можете добавить новые дебюты в свой репертуар или, в конечном итоге, полностью изменить его, в зависимости от вашего стиля игры и типа позиций, которые вы ищете.
Толкнув центральную пешку, далее следует сосредоточиться на фигурах.
В идеале лучше развивать сначала коней, а затем слонов, но и наоборот не считается большой ошибкой. Причина, по которой мы сначала развиваем коней, заключается в том, что они обычно занимают одни и те же поля – f3 и c3.
Однако у слонов есть варианты, и мы сможем позже решить куда их ставить. Как только лёгкие фигуры (слоны и кони) расставлены, вы можете, наконец, сделать рокировку и увести короля в безопасное место.
Вот пример хорошего развития:
Конечно, это не единственный способ развития ваших фигур. Но в разных дебютных вариантах всегда применяются одни и те же базовые принципы: контроль центра, безопасность короля и подвижность фигур.
Да, позиции будут выглядеть иначе, если вы начнете с 1. d4. Однако, если вы будете руководствоваться упомянутыми выше концепциями, с вами, скорее всего, не случится ничего плохого. По крайней мере, не с самого начала. 😊
Шахматные дебюты для начинающих игроков
Доброго времени суток, дорогой друг!
Знаете, какую позицию первый чемпион мира В.Стейниц считал самой сложной и загадочной? Начальную. В начальной позиции шахматы содержат неисчерпаемое поле возможностей. В этом же и подвох. Глаза разбегаются. Запросто можно уйти совсем не в ту степь…). Отсюда важность вопроса: Как научиться разыгрывать шахматные дебюты?
Хотел бы заметить, что научиться хорошо играть в шахматы не так уж и сложно при правильном подходе. Отличным подспорьем для вас станут Программы подготовки шахматистов.
Какие дебюты самые лучшие?
У водителей есть такая шутка: главная проблем вашего автомобиля — это прокладка между педалью тормоза и рулем. Нетрудно догадаться, что прокладка это сам водитель.
Так же и в шахматах. Дебют становится хорошим или плохим в зависимоти от того, кто двигает фигуры. Полагаю, мысль понятна.
Самые лучшие и самые сильные дебюты те, которые вы любите и самое главное умеете играть. Как за белых, так и за черных.
Основные принципы дебюта
Вначале следует понять основные принципы правильной игры в дебюте. Это фундамент, на котором будут строиться ваши замыслы при переходе к середине игры.
Роль центра
Поля шахматного пространства неравноценны. Особенно велика роль центра – совокупности центральных полей е4 d4 е5 и d5.
Образно говоря, центр – важный транзитный пункт, через который проходят дальнейшие планы.
Любая фигура, распложенная в центре, максимально воздействует на позицию и может быть быстро переброшена на другой фланг.
Поэтому целесообразно направлять развитие фигур в сторону центра.
Роль пешки
Потерять пешку –меньшее зло, чем другие фигуры. В силу относительно невысокой ценности последней.
Когда пешка занимает центральное поле, она препятствует фигурам противника занять битые ею поля, как бы оттесняя их. Размен фигуры на пешку не выгоден.
Однако чрезмерно увлекаться движением пешек не следует. Пешки назад не ходят.
Для начинающих игроков – хороший способ расположения пешек – цепь. Образуя цепь, пешки защищают друг друга:
Развитие фигур
Начинающим игрокам рекомендую после хода центральной пешки (или двух) развивать легкие фигуры. Коней на f3 и с3, иногда на d2 или е2. Наиболее активные поля для слонов – с4, в5, f4, g5.
Безопасность короля
Лучший способ обеспечить безопасность монарха, сделать рокировку.
Рокировку мы обсуждаем в отдельной статье.
Конкретность
Шахматы игра конкретная. Практическое мышление шахматиста должно быть конкретным. Этот принцип относится и к дебюту.
Возьмите за правило: Всегда будьте готовы ответить на вопрос: с какой целью сделан этот ход?
Типичные ошибки
Иногда, для хорошей результативной игры не обязательны искрометные комбинации и гениальные стратегические замыслы.
Для начинающих шахматистов важнее другое: не напортачить в дебюте так, что придется остановить часы намного раньше, чем предполагалось.
Для крепкой и в конечном счете результативной игры, достаточно избегать типичных ошибок в дебюте:
Потери темпов
Многократные «маневры» одной и той же фигурой в дебюте чревато последствиями.
Так же как и бесцельные ходы, как в этом примере ходы пешками а и g.
Преждевременное включение тяжелых фигур
Как правило, вывод тяжелых фигур в дебюте нецелесообразно. Причина проста: пока боекомплект фигур у противника полный, — ваши ферзь и ладьи будет попадать под бой. А это ведет к потере времени и темпов.
Чаще всего достается ферзю.
Белый ферзь совершенно не у дел. Он ничем не угрожает и может быть с комфортом атакован черными фигурами с темпом. Угрожает 6…h6 7.Фh4 g5 8.Фg3 Кh5 с поимкой ферзя.
Неопытные шахматисты включают в игру ферзя без достаточных оснований, поддавшись искушению «походить» этой фигурой и заодно что-нибудь «съесть». К чему это может привести, мы с вами уже видели в статье о ферзе и в примере выше.
Из этой же серии стремление влепить детский мат. Во встречах с сильным противником такая наивная игра ведет к разочарованиям. И мат не поставишь, и ферзь будет крутиться как «червяк на сковородке» под атаками фигур противника.
Оставление короля в центре
Король в центре – уязвимая мишень для атаки. Об этом мы уже говорили. Особенно при отсталости в развитии других фигур.
партия Ласкер-Пирц, сицилианская защита, 1:0
Ласкер наглядно показал, как воспользоваться уязвимым положением короля в центре
Погоня за материалом
В дебюте погоня за выигрышем пешки-другой в ущерб развитию, — также чревата неприятными сюрпризами.
Пример наказания за «обжорство» мы с вами рассматривали здесь
Излишняя профилактика
Типичный пример ненужной профилактики – ходы пешками h3 или h6 в стремлении избежать связки, которая не является опасной, или кавалерийского наскока на пункт f7.
Например, в варианте
Ход 6… h6 является излишней профилактикой и по сути потерей темпа. Угрозы белых мифические.
Сильнее 6…d6 и на 7.Кg5, — 7…Кh6
Связка слоном на g5 также чаще всего не опасна, как мы с вами убедились в этом примере.
Иногда такие профилактические ходы все же нужны. Но для этого должна быть веская причина. Например, трудно избавиться от связки слона с поля g5. Если такая причина есть – ходите.
Небрежность в порядке ходов, невнимательность
Иногда уже вначале партии появляются комбинационные мотивы.
При этом в дебюте, по сравнению с серединой игры, — может мешать скученность собственных фигур.
В ряде случаев ваш соперник играет «корявый» вариант исключительно в расчете на вашу оплошность, ставит ловушки.
Жибо-Лазар, дебют ферзевых пешек, 0:1
Картина маслом, не так ли? На 5.fe само-собой следует 5…Фh4+!
Невнимательность, импульсивность в дебюте, — проблема, характерная для начинающих шахматистов и для детей. С опытом обычно это проходит.
Опыт — дело наживное. Наживное в том смысле, что важно учиться и на чужих ошибках, а не только на своих. Учиться, изучая теорию, партии и примеры. И конечно же, играть и анализировать свою игру.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Шахматные дебюты
Слово «дебют» происходит от французского debut — начало. Дебютом также называют первое выступление начинающего артиста. А в шахматах дебют — это ходы, с которых начинается партия. Так как с первых ходов в игре существует множество вариантов развития событий, то и дебютов существует большое количество — несколько сотен, каждый из которых подразделяется на множество вариантов.
Конечно, начинающему (да и профессиональному) шахматисту не обязательно изучать все существующие дебюты. Достаточно выбрать несколько популярных дебютов за каждый цвет.
Классификация дебютов
Для удобства все существующие дебюты делят на три больших категории:
открытые дебюты — которые начинаются с ходов 1. е4—е5;
закрытые дебюты — в которых белые начали партию любым ходом, кроме 1. е4.
Деление может показаться сложным, но давайте рассмотрим его через простую метафору. Перед каждым королем в начале партии стоит его пешка (е2 у белых, е7 у черных), которая играет роль дверцы.
Закрытый дебют получится, если дверца королевской пешки не открылась на первом ходу (например, было сыграно 1. d4, 1. c4, 1. Кf3).
Итак, мы разобрались с классификацией шахматных дебютов. А сейчас рассмотрим самые популярные открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.
Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.
Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.
Полуоткрытые дебюты
Сицилианская защита
Сицилианская защита — очень часто встречающийся дебют, у которого более сотни вариантов. Самые популярные из них:
вариант дракона — связан с развитием чернопольного слона на поле g7;
вариант Найдорфа — расположение черных пешек на d6 и а6 с идеей дальнейшего b7 b5 и давления на ферзевом фланге;
челябинский вариант — наиболее острая система, связанная с тем, что после размена пешек на поле d4 черные все же ставят пешку на е5, атакуя коня;
схевенингенская система— когда черные не борются за центр сразу, а выставляют пешки d6 и е6, с планом дальнейшего подрыва. Может перейти в систему «ежа», если еще добавить пешки-«колючки» на полях а6 и b6.
Французская защита
Еще один часто встречающийся полуоткрытый дебют — французская защита, которая возникает после ходов 1. е4 е6.
Основные варианты французской защиты:
разменный вариант — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. ed ed, ведет к равной борьбе, так как белые больше не владеют перевесом в центре;
Защита Каро-Канн
Защита Каро-Канн названа в честь двух шахматистов, разработавших ее основы: Горацио Каро и Маркуса Канна. Получается дебют после хода 1. е4 с6.
Как и во французской защите, на втором ходу чаще всего играется 2. d4 d5, и далее варианты белых аналогичны: размен 3. ed, захват пространства 3. е5 или поддержание давления 3. Кс3.
Закрытые дебюты
Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.
Ферзевый гамбит
Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.
Староиндийская защита
Ходы староиндийской защиты:
1. d4 Кf6
2. c4 g6
3. Кс3 d6.
В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.
И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов
1. d4 Кf6
2. c4 e6
3. Кс3 Сb4.
Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.
Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.
Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!
«Как изучать дебюты» — Михаил Юдович
Пожалуй, нет такого любителя шахмат, который не хотел бы научиться играть лучше, не стремился бы изжить недостатки в своей игре. Многим при этом кажется, что главным препятствием, которое мешает им совершенствоваться, является плохое знание теории дебютов. И все же иной любитель, раздобыв после долгих поисков желанное дебютное руководство, полистает его, вздохнет и… поставит надолго на книжную полку. В самом деле, если думать, что необходимо изучить все варианты, приведенные в таком учебнике, можно испугаться. Попробуй, запомни их все, где взять для этого время?
Увы, до сих пор бытует наивное мнение, что мастер потому и играет мастерски, что от корки до корки изучил все толстые шахматные руководства. А ведь есть немало шахматистов второго, третьего разрядов, которые знают дебютную теорию не хуже иных мастеров. А вот сядет играть турнирную партию такой шахматный «ученый» второго разряда, и сделает его противник неожиданный ход, о котором в книге ничего не было написано… и все пропало, поражения не миновать.
И в шахматах нельзя жить чужим умом. Чтобы хорошо играть, надо прежде всего ясно представлять себе смысл того, что происходит на доске. «Штудирование шахматных учебников лишь прокладывает те пути, по которым надо научиться мыслить самостоятельно»,— справедливо указывал экс-чемпион мира М. Эйве.
Чтобы лучше разобраться в проблеме изучения теории начал, прежде всего нужно решить, что такое дебютные варианты, являются ли они обязательными и строго единственными?
Почему нелегок путь дебютного руководства к сердцу читателя? Варианты, варианты, варианты расползаются по всем страницам такой книги. Обилие их может показаться скучным, необычайно трудным… Но это не так. Надо только со всей ясностью представлять, что варианты эти — фрагменты из партий сильнейших шахматистов мира, которые были сыграны в турнирах и матчах. В них отражены смелые творческие поиски, богатство замыслов, радость открытий и горечь неудач. Значит ли это, что нет в позиции других вполне возможных продолжений? Конечно, не значит!
Шахматная борьба многообразна, она таит в себе бесчисленное количество различных возможностей. Еще много лет назад М. Чигорин говорил, что в каждом дебюте «можно избежать шаблонных книжных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших, результатов». И действительно. Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем, лишь это даст вам возможность находить правильные пути в безбрежном океане возникающих в начале партии вариантов.
Настоятельно рекомендуем запомнить фразу «Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем…». Зная основные идеи того или иного дебюта, проще находить правильные ходы в нештатных ситуациях. Под «нештатными», мы понимаем ходы противника, сделанные не по правилам того или иного дебюта. Как было сказано выше, многие шахматисты-любители не знают, как реагировать на «не книжные» ходы.
Характерна история «героя нашего времени» волжского гамбита. Когда анализ этого гамбита, подготовленный куйбышевскими шахматистами во главе с кандидатом в мастера Б. Аргуновым, был опубликован в журнале «Шахматы в СССР» (№ 2, 1946), специалисты встретили его с нескрываемым скептицизмом. «Что получают черные за пожертвованную пешку? Ничего или очень мало»,— утверждали критики. Не сразу выявилась и оправдала себя чисто позиционная идея гамбита: создать давление на ферзевом фланге и по диагонали f1-a6, вызвать ослабления в лагере белых, постепенно организовать атаку. Испытания показали, что идея эта весьма жизненна. Отношение к волжскому гамбиту резко изменилось. Появился новый раздел дебютной теории, ныне отважный гамбит частый гость крупных соревнований.
Какой практический вывод можно сделать из всего сказанного?
Прежде всего, нельзя слепо и безоговорочно принимать на веру то, что написано в тех или иных шахматных учебниках или в комментариях гроссмейстеров и мастеров. Скажем, автор примечаний утверждает, что преимущество у белых. Но если вы начнете разбираться в позиции, может быть, вы с этим мнением и не согласитесь. Разбираться надо серьезно, не торопясь, избегая скороспелых выводов. И в шахматном анализе надо «семь раз примерить, прежде чем один раз отрезать».
В каждом дебютном варианте, который вы применяете, необходимо иметь ясное представление о том, что хорошо и плохо, о том, как должна складываться и развиваться борьба. Это обеспечит вам практический успех.
Очень важно правильно решить проблему выбора того или иного дебюта для своей турнирной практики. Некоторые любители решают эту проблему просто, играют те дебюты, которые встречаются в партиях прославленных гроссмейстеров, сильнейших шахматистов мира. Логика очень простая. Раз дебют применяет Карпов или Каспаров — значит, этот дебют хороший. На первый взгляд рассуждение справедливое, но только на первый взгляд. Надо помнить, что большинство дебютных построений вполне приемлемо, а на их выборе большими шахматистами сказываются личные вкусы и симпатии. Известно, например, что Ботвинник в ответ на 1. е2-е4 очень часто играл 1…е7-e6, а Смыслов не любил применять французскую защиту черными. Каспаров, сказавший как-то «осложнения — моя территория», естественно, стремится избирать дебютные схемы, которые ему по душе…
Справедливо старинное изречение «стиль — это человек». Именно поэтому выбор дебюта должен решаться в зависимости от того, какие позиции вам нравятся, каким положениям вы отдаете предпочтение. Вряд ли можно считать оправданным, что подавляющее большинство шахматистов среднего уровня в ответ на 1. е2-е4 избирают ответ с7-с5. Сицилианская защита — дебют очень трудный и сложный. В нем много форсированных острых вариантов. Применять «сицилианку» можно, имея определенную подготовку, иначе легко и просто попасть в беду. Но ведь применяют эту дебютную систему часто непродуманно, лишь потому, что так играют все…
И еще один практический совет. Старайтесь включать в свой дебютный репертуар варианты мало освещенные в справочниках. Таких вариантов огромное количество. Понравилось вам какое-либо продолжение, нашли вы в нем определенный смысл — играйте так без колебаний и ненужных опасений. Написал эти строки и представляю себе такое возражение: а у меня вообще нет дебютного руководства, никак не могу достать. На что мне ориентироваться?
Здесь следует сказать о том, что большинство любителей шахмат не умеют еще разбирать как следует публикуемые в газетах, журналах и турнирных сборниках партии гроссмейстеров и мастеров. А ведь каждая такая партия при внимательном анализе может быть отличным учебником стратегии и тактики, методов игры в дебютах. «Шахматные книги и партии надо изучать,— говорил экс-чемпион мира Т. Петросян,— именно изучать, а не проглядывать со скоростью столько-то страниц, столько-то партий за один присест. Тогда вы обязательно уловите в вариантах, рекомендованных планах или оценках какие-то шероховатости или даже ошибки».
Неоценимым и доступным для всех материалом являются сейчас партии матча на первенство мира А. Карпов — Г. Каспаров. Постарайтесь разобраться в том, почему в дебюте эти выдающиеся гроссмейстеры избирали тот или иной ход. Подумайте, с чем связан этот ход, каковы его цели. Мысленно поставьте себя на место одного из играющих. Как бы сыграли вы и почему?
Конечно, подобный анализ за полчаса не проведешь. Он требует серьезной работы. Но стоит так досконально разобрать несколько партий, и это, безусловно, скажется на повышении вашего класса игры. Особое внимание надо уделить тому, как дебютное построение связано с дальнейшим развитием событий. Напомню вам слова экс-чемпиона мира М. Ботвинника: «Конечно суть шахмат заключается не в начале партии. Главное содержание шахмат состоит в том, что в сложной оригинальной позиции, когда, казалось бы, ниоткуда помощи ждать не приходится, шахматист должен найти правильное решение (ход). Кто умеет это делать, тот и чувствует себя уверенно за шахматным столиком».
Итак, дебют ни при чем? Такой вывод был бы поспешным. Дебют, как правило, при чем, если он является прологом пьесы, название которой «середина игры». Он мало способствует успеху борьбы, если план игры в середине партии слабо связан с дебютом».
Случается, что шахматист-любитель прекрасно разыгрывает дебют (центр занят пешками и легкими фигурами, обеспечена безопасность короля), но он понятия не имеет, что делать дальше. Это классический пример того, что отсутствует связь между дебютом и миттельшпилем, чего категорически нельзя допускать.
А что, если сыграть 5. Кс3? Было время, когда именно естественный ход конем считался лучшим. Весьма сомнительно, что это соответствует действительности, но и при нем также возникают сложные позиции, в которых черным легко споткнуться. Возможно, например, 5… b5 6. Сb3 Се7 (к очень большим осложнениям приводит 6… Сс5 7. К:е5) 7. d3 d6 8. Kd5 (интересно и 8. а4 b4 9. Kd5) 8… Ка5 9. К:е7 Ф:е7 10. Kd2 (стоит подумать и о ходе 10. h3) 10… Cg4 11. f3 Се6 12. С:е6 fe 13. 0-0 0-0 с интересной борьбой. Так развивалась партия Симагин — Спасский (23-й чемпионат СССР, Ленинград, 1956). Характерно, что В. Симагин, шахматист яркого оригинального стиля, всегда стремился в дебютах уйти в сторону от наезженных дорог.
Теоретические руководства единодушно дают здесь оценку ±, что означает большой перевес у белых, и ссылаются, в частности, на партию Балашов — Кнежевич (международный турнир в Ленинграде, 1977). И все же я «рискнул» применить этот вариант в одной из партий международного турнира по переписке, связав оборону черных с новой идеей: 17… Cf8 18. ФсЗ Л:е1!? (решение, которое не лежит на поверхности; черные отдают противнику в безраздельное владение линию «е») 19. Л:е1 Ф:g5. Свои расчеты черные связывают с этим активным выпадом, на 20. Ф:с6 они намерены играть 20… Сh3 21. g3 Лс8. В партии было: 20. h3 Cf5 21. ЛеЗ Лс8 22. Кс5 h5 23. b4 h4 24. аЗ Cd6.
Было бы, конечно, преждевременно объявлять размен на e1 панацеей от всех бед. Но, во всяком случае, борьба в партии ушла в сторону от шаблонных оценок и предначертаний. Играть так интересно, не правда ли?
И еще один пример. Познакомьтесь с партией А. Алехин — Д. Брейер, игранной на международном турнире в Схевенингене (1913). Там было: 1 d4 d5 2. с4 е6 3. Kf3 Kf6 4. Кс3 Kbd7 5. Cg5 Се7 6. еЗ 0—0 7. Лс1 с6 8. Cd3 dc 9. С:с4 Kd5 10. С:е7 Ф:е7 11. 0—0 К:с3 12. Л:сЗ е5.
Во всяком случае, Брейер после 13… ed 14. Ф:d4 b5? 15. СbЗ с5 16. Фd5 Лb8 17. Лd1 потерпел поражение.
Положение после 14. Ф:d4 привлекло внимание участников. Вот что писал А. Алехин, в журнале «Шахматный вестник» (№ 17, 1913): «По окончании этой партии Яновский предложил мне сыграть с ним новую партию на ставку, давая при этом ничью вперед! Предложение было принято, и партия продолжалась следующим образом:
Позиция после 14.Ф:d4
А. Алехин — Д. Яновский: 14… Кb6 15. е5 К:с4 16. Ф:с4 Лd8 17. Фf4 Се6 18. Kg5 Лd5 19. Лg3 Лad8 20. h3 Лd4 21. Ke4 Kph8 22. ФеЗ Л8d5? 23. Kf6! Лd8 24. Л:g7! Kp:g7 25. Фg5 Kph8 26. Фb5 Ф:f6 27. ef Лg8 28. Лdl Cg4 29. hg Л:d1 30. Kph2 Лd7 31. f4 b6 32. g5 c5 33. f5 b5 34. g6! fg 35. fg Л:g6 36. Фе5. Черные сдались».
Любопытно резюме Алехина: «Разумеется, эта партия не доказывает, что в положении, приведенном на диаграмме, у белых есть какое-либо серьезное преимущество, из нее видно только, что черным нужно играть очень осторожно ввиду опасности, угрожающей их королевской позиции».
Признаюсь, я «подсмотрел» эти две партии Алехина и, памятуя, что зачастую новым является хорошо забытое старое, применил ход 13. е4 в нескольких турнирных партиях. Сработал эффект неожиданности, результат был хорошим.
…и в заключении сошлюсь на мнение экс-чемпиона мира Эм. Ласкера: «Необходимо исследовать не только то, что рекомендуется, но и прямо противоположное, чтобы быть в состоянии сделать самостоятельные выводы. Таким путем шахматист приобретает наиболее ценное — способность самостоятельного суждения и самостоятельного творчества — и, пройдя период ученичества в шахматах, может стать полноценным художником».
Журнал «Шахматы в СССР», №11, 1984 год
Задания
Составьте примечания к четырем коротким партиям. Во всех партиях черные сдались. Ваша задача — найти неточности в дебюте и определить критические позиции.