шкалы оценивания результатов обучения

Оценивание результатов обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Оценивание результатов обучения – это установление соответствия между уровнем выполненных учащимися задач и теми, что были поставлены перед ними в начале учебного процесса.

Шкалы оценивания результатов обучения

Оценивание результатов обучения является одним из этапов диагностики успешности реализуемого образовательного процесса. Процесс оценивания представляет собой измерение результатов учебной работы. Для измерения используются соответствующие измерительные шкалы.

В настоящее время различают следующие виды шкал.

Количественная шкала – предусматривает получение конкретной оценки результатов обучения, представленной в виде числа. Непосредственно в нашей стране используется пятибалльная шкала оценивания уровня знаний.

Количественные шкалы бывают следующих видов:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, применение абсолютной шкалы уместнее в случае контроля итоговых результатов конкретного периода обучения. Контроль же внутри процесса обучения целесообразнее осуществлять с помощью относительной шкалы.

Порядковая шкала – предусматривает определенное упорядочивание измеряемых объектов на основании конкретных признакам.

К порядковым шкалам относят:

Критерии оценивания результатов обучения

С целью проведения объективного оценивания результатов обучения, помимо шкал оценивания, используются различные критерии, которые в свою очередь делятся на два основных вида:

К количественным критериям относят:

Качественными критериями оценивания результатов обучения являются:

К качественным критериям оценивания результатов обучения относят уровни усвоения учащимися учебного материала. Каждый уровень представлен конкретной учебно-познавательной задачей, направленной на проектирование и выполнение определенных видов учебной деятельности.

Учебные задачи выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором учащиеся будут выполнять мыслительные действия.

Источник

Современные подходы к оцениванию результатов обучения (Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Выступление Силаковой Е.Н..docx

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

(Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

обеспечить обратную связь;

оценить степень достижения намеченных целей;

предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

мощный мотив учебной деятельности учащихся;

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый , традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценкаэто отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.

Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками, результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др.

Доминирующими функциями самооценки являются:

констатирующая (на основе самоконтроля);

мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала);

проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится

к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями

Проблемы существующей системы оценивания:

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).

Что требуется : разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;

позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;

позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:

изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Оценивание: современные тенденции :

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.

Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

шкалы оценивания результатов обучения. Смотреть фото шкалы оценивания результатов обучения. Смотреть картинку шкалы оценивания результатов обучения. Картинка про шкалы оценивания результатов обучения. Фото шкалы оценивания результатов обучения

Результатами применения формирующего оценивания являются:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания;

формирование оценочной самостоятельности учащихся;

формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания:

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал

определить, сформирован ли тот или иной практический навык

сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

критерии известны учащимся заранее;

создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;

оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Инновационные оценочные средства и формы:

Источник

Шкалы оценивания результатов обучения

Оценивание результатов промежуточного контроля (экзамен)

Уровень знаний определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «удовлетворительно»— студент показывает достаточные, но не глубокие знания программного материала; при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуется уточняющие вопросы.

Оценивание результатов письменного опроса на практическом занятии

«Отлично» – вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия дисциплины в соответствии с теоретическим материалом.

«Хорошо» – вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.

«Удовлетворительно» – вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.

«Неудовлетворительно» – ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.

Оценивание результатов тестирования

«Отлично» – 80-100% правильных ответов.

«Хорошо» – 51-79% правильных ответов.

«Удовлетворительно» – 35-50% правильных ответов.

«Неудовлетворительно» – 34% и меньше правильных ответов.

Оценивание результатов решения ситуационных задач

«Отлично» – вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия дисциплины в соответствии с теоретическим материалом.

«Хорошо» – вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.

«Удовлетворительно» – вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.

«Неудовлетворительно» – ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.

При решении ситуационных задач разрешено пользоваться нормативными правовыми актами.

Оценивание результатов эссе, докладов

В эссе должны быть изложен основные проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему.

Оценка эссе проходит по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Оценивание результатов участия в деловой игре

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Перечень вопросов для устного опроса:

1. Предмет стратегического управления организацией.

2. Понятия стратегии и тактики управления организацией.

3. Понятие миссии организации.

4. Долговременные и краткосрочные цели. Виды целей.

5. Уровни стратегии. Корпоративная стратегия, понятие и содержание.

Перечень вопросов для письменного опроса:

1. Стратегия бизнеса (деловая стратегия), содержание и виды.

2. Функциональная стратегия, назначение и виды.

3. Стратегия операционного уровня, содержание и место в управленческом процессе, формы выражения.

4. Факторы, формирующие стратегии. Внешние факторы. Внутренние факторы.

5. Стратегическое управление предприятием в российских условиях.

Темы докладов к семинарским занятиям:

1. Предпосылки развития стратегического управления.

2. Три типа стратегий: корпоративная, деловая, функциональная.

3. Три задачи создания стратегии.

4. Причины планирования стратегии.

5. Факторы, формирующие стратегию, и этапы стратегического планирования.

6. Процесс формирования желаемого состояния организации.

7. Уточнение миссии и цели организации

Вопросы, выносимые на промежуточный контроль:

1. Принципы формирования экономической стратегии фирмы.

2. Концепция стратегических групп.

3. Концепция движущих сил отрасли.

4. Теория конкурентного преимущества.

5. Анализ величины сил конкуренции

6. Конкурентный статус фирмы.

Основные типы стратегии конкуренции.

Задания в тестовой форме

1. Сущность стратегического управления заключается в ответе на несколько важных вопросов. Назовите их количество.

2. Какое количество миссий обычно бывает у организации?

3. Что является предметом труда менеджера по стратегическому управлению?

4. Что лежит в основе труда менеджера по стратегическому управлению?

а) полученные средства;

б) управленческие решения;

в) организационные и другие услуги.

5. Основная задача менеджера по стратегическому управлению заключается в том, чтобы сделать производительной силой:

д) все вышеперечисленное.

6. Кому принадлежит следующее определение стратегического управления: это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления?

7. Какие понятия включает в себя миссия организации?

а) девиантное поведение;

б) организационное поведение;

в) социальное поведение.

8. Какие решения называются стратегическими решениями?

б) решения для завоевания рынков сбыта;

9. Какие решения относятся к числу стратегических решений?

а) реконструкция предприятия;

б) внедрение новшеств;

в) организационные изменения;

г) все вышеперечисленное.

10. Определением чего является стратегия?

а) основных долгосрочных целей;

б) задач предприятий;

в) утверждения курсов действий и распределение курсов;

г) все выше перечисленное.

Темы эссе:

1. Охарактеризуйте такие понятия как стратегия и тактика. В чем основные различия этих понятий? В чем эти понятия соприкасаются?

2. Как Вы считаете, почему российские управляющие в сегодняшней переходной экономике уделяют недостаточное внимание вопросам стратегического управления?

3. Для чего необходимо стратегическое управление предприятиям в условиях мирового кризиса?

Темы рефератов к семинарским занятиям:

1. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом управлении фирмой.

2. Определение основных экономических особенностей отрасли.

3. Методы анализа производства и конкуренции

4. Атакующие стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса фирмы.

5. Выработка ценовой стратегии фирмы.

6. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

Темы курсовых работ:

1. Предпосылки развития стратегического управления.

2. Три типа стратегий: корпоративная, деловая, функциональная.

3. Три задачи создания стратегии.

4. Причины планирования стратегии.

5. Факторы, формирующие стратегию, и этапы стратегического планирования.

6. Процесс формирования желаемого состояния организации.

7. Уточнение миссии и цели организации.

9. Стратегия оптимальных издержек.

10. Вертикальная интеграция.

11. Факторы, характеризующие состояние отрасли и условия конкуренции в ней.

12. Факторы, характеризующие конкурентные возможности фирмы, ее рыночную позицию, возможности.

13. Стадии жизненного цикла отрасли.

14. Структура отрасли.

15. Сущность и мощь пяти конкурентных сил.

16. Конкуренция в новых и быстрорастущих отраслях.

17. Конкуренция в отраслях, находящихся в стадии зрелости.

18. Конкуренция в отраслях, находящихся в состоянии стагнации или спада.

Ситуационные задания:

1. Разработать бизнес-план: « Создание торговой точки».

2. Разработать бизнес-план: «Проведение легкоатлетического соревнования».

Деловые игры:

1. Провести мозговой штурм: «Почему не выполняются отдельные управленческие решения?»

2. Деловая игра: «Прием на работу».

Перечень вопросов для устного опроса:

1. Схема процесса стратегического управления.

2. Определение миссии и целей.

3. Сущность стратегического планирования.

4. Создание корпоративной культуры.

5. Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы.

Перечень вопросов для письменного опроса:

1. Финансы фирмы, маркетинг, организационная культура.

2. Выбор стратегии фирмы.

3. Создание организационной культуры

4. Системы мотивации.

5. Оценка приемлемого риска.

Темы докладов к семинарским занятиям:

1. Планирование как процесс стратегического управления.

2. Сущность стратегического планирования.

3. Уровни стратегического планирования.

4. Преимущества стратегического планирования.

5. Корпоративная культура.

Вопросы, выносимые на промежуточный контроль

1. Каким образом различные ценовые стратегии могут быть использованы для реализации стратегического анализа диверсифицированных компаний?

2. В чем заключается смысл использования экономической эффективности В. Паретто при стратегическом анализе диверсифицированной компании?

3. Как Вы считаете, являются ли затраты на рекламную компанию источником трансакционных издержек фирмы или способствуют их снижению?

4. Перечислите признаки банкротства фирмы. Почему смена аудиторов может трактоваться как признак банкротства?

Задания в тестовой форме:

1. Какие основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, Вы знаете?

а) политические и правовые;

в) социальные и культурные;

д) все вышеперечисленные.

2. Из чего состоит организационная структура?

а) из субкультур отдельных подразделений;

б) из субкультур социальных групп;

в) из субкультуры предпринимательства, управления, делового общения, внутренних взаимоотношений;

г) все вышеперечисленное.

3. Какие понятия включает в себя корпоративная культура? Выберите правильные ответы.

б) определение её лица;

в) понятия, включающие доминирующую ориентацию компании;

г) все вышеперечисленное.

4. Система неофициальных правил, норм, которые устанавливают организации для регламентирования поведения персонала на рабочем месте, составляет основу:

а) корпоративной культуры;

б) генерального плана по достижению конкурентных преимуществ;

в) стратегии компании.

5. Организационная культура состоит из двух типов элементов. Выберите два правильных варианта ответа:

а) субъективных, отражающих духовную сторону жизни организации;

б) объективных, отражающих материальную сторону жизни организации;

в) социальных, отражающих социальную сторону жизни организации;

г) этнических, отражающих духовную сторону жизни организации.

6. Из чего состоит стратегия компании?

а) из продуманных целенаправленных действий;

б) из реакции на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу;

в) из всего вышеперечисленного.

7. Какая деятельность первостепенна в создании стратегии?

8. К сфере каких задач изначально относится работа по реализации стратегии?

9. Частью какого плана являются организационные цели?

10. Что могут повлечь за собой изменение прогноза развития компании и колебания на рынке?

а) корректировку стратегии;

б) изменение миссии организации;

в) изменение штатного расписания;

г) корректировку объёма выпуска продукции.

11. Замкнутое объединение лиц с ограниченным доступом в него, имеющее собственные цели – это:

а) корпоративная организация;

б) диверсифицированная фирма;

в) ассоциация работодателей;

г) союз предпринимателей.

Темы эссе:

1. Считаете ли Вы необходимым внедрение системы «стратегического анализа» в российских организациях?

2. Считаете ли Вы целесообразным заказ «стратегического анализа отрасли и конкуренции в ней» на стороне?

3. Какую систему стратегического анализа отрасли целесообразно разрабатывать в условиях экономического кризиса?

Темы рефератов к семинарским занятиям:

1. Основные элементы анализа отрасли и конкуренции.

2. Анализ движущих сил отрасли.

3. Выделение ключевых факторов успеха.

4. Оценка общей привлекательности отрасли.

5. Модель М. Портера.

6. Покупатели и их характеристика.

7. Анализ сил конкуренции.

8. Методы и модели оценки внешней среды.

9. Другие методы оценки внешней среды.

10. Прогнозирование действий конкурентов.

Темы курсовых работ:

1. Конкуренция в раздробленных отраслях.

2. Конкуренция на международных рынках.

3. Фирма – лидер на рынке.

4. Фирма, находящаяся на вторых ролях.

5. Слабая или пострадавшая от кризиса компания.

6. Стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости.

7. Стратегия для фирм, которые действуют в отраслях, находящихся в состоянии стагнации или спада.

8. Ориентация на стратегию фокусирования путем выявления, создания, разработки растущих рыночных сегментов.

9. Ориентация на дифференциацию на основе улучшения качества и инноваций.

10. Стратегия вакантной ниши.

Ситуационные задания:

1. Написать объективку-резюме для устройства на работу.

2. Разработать анкету-вопросник: «Какие мотивы участия студентов в социальных сетях».

Деловые игры:

1. Провести фокус-группу: «Продажа подержанных автомашин».

2. Провести мозговой штурм: «Стратегия диверсификации строительной фирмы».

Перечень вопросов для устного опроса:

1. Оценка существующей стратегии.

2. Функциональные области, поддерживающие общую стратегию.

3. Методы комплексной оценки состояния фирмы. SWOT-анализ. Содержание, особенности, области применения.

4. Отличительные компетенции фирмы, понятие, содержание. Сферы проявления отличительной компетенции.

5. Стратегический анализ затрат, понятие, содержание.

6. Цепочки издержек: работа с поставщиками, непосредственное производство, деятельность по распределению.

Перечень вопросов для письменного опроса:

1. Интегрированная оценка конкурентной позиции фирмы. Основные направления оценки. Особенности оценки российских предприятий.

2. Ключевые индикаторы успешности выбранной стратегии.

3. Операционная прибыль по отношению к конкурентам.

4. Чистая прибыль и отдача от инвестиций.

5. Оценка сильных и слабых сторон (изучение внутренней среды.)

Темы докладов к семинарским занятиям:

2. Цель отраслевого анализа.

3. Ключевые факторы успеха.

4. Выбор портфельной и конкурентной стратегии.

5. Конкурентные стратегии.

6. Разработка корпоративной стратегии диверсификации.

7. Инструменты стратегии диверсификации.

Вопросы, выносимые на промежуточный контроль:

1. С какими проблемами сталкивается компания при разработке функциональных стратегий?

2. Охарактеризуйте преимущества и недостатки наступательных и оборонительных стратегий маркетинга.

3. Чем привлекательна стратегия одного бизнеса?

4. Когда целесообразна диверсификация?

5. Каким образом финансовые возможности фирмы определяют ее стратегические действия?

Задания в тестовой форме:

1. От каких факторов зависит получаемая отраслью прибыль по модели Портера?

а) от ценности товара для покупателя, которая определяется важностью потребности и наличием товаров-заменителей;

б) от уровня конкуренции между соперничающими производителями;

в) от способности фирм, находящихся на различных стадиях производства и распределения, взаимно договариваться;

г) все вышеперечисленное.

2. К чему приводит сильная конкуренция?

а) к снижению прибыльности отрасли;

б) к развитию сильного бизнеса;

в) к усилению мотивации.

3. Что определяет в конечном итоге совокупность составляющих конкуренции? Выберите два правильных ответа.

а) возможность получения прибыли в отрасли;

б) доход на инвестиции;

в) возможность к профициту;

г) возможность отказа от амортизационных отчислений.

4. Какими действиями поставщики могут влиять на отрасль? Выберите два правильных ответа.

б) снижать качество товаров;

в) не выплачивать налоги за текущий период.

5. Для чего служит барьер входа в отрасль?

а) для получения взятки;

б) для улучшения соотношения конкурентных сил;

в) для получения ситуации внедрения инноваций;

г) для улучшения корпоративного управления.

6. На что может существенно повлиять возможность покупателей или поставщиков договориться между собой?

а) на уменьшение прибыли, получаемой отраслью;

б) на увеличение товарооборота;

в) на увеличение производительности;

г) на сокращение издержек производства.

7. От чего зависят ключевые факторы успеха? Выберите два правильных ответа.

а) от экономической и технической характеристики отрасли;

б) от используемых в отрасли средств конкурентной борьбы;

в) от выбранной организационной культуры;

г) от направления корпоративного управления;

д) от количества конфликтных ситуаций.

8. Какие сферы деятельности предприятия могут лежать в основе ключевых факторов успеха?

д) все вышеперечисленное.

9. Что может реально выделить задача анализа (чтобы это могло обеспечить конкурентное преимущество предприятий)?

10. При формировании стратегии в первую очередь необходимо учитывать:

а) в какой стадии жизненного цикла находится отрасль;

б) структуру отрасли;

в) сущность и мощь пяти конкурентных сил;

г) масштабы деятельности конкурентов;

д) все вышеперечисленное.

11. Состояние зрелости и замедляющегося роста отрасли можно оттянуть путём? Допишите предложение, выбрав два правильных ответа.

а) перераспределения ресурсов между смежными отраслями;

б) модернизации товаров;

в) использования технологических достижений;

г) сокращения нерентабельного производства.

Темы эссе:

1. Какие факторы макросреды необходимо учитывать при составлении стратегического анализа текущего состояния компании? От чего зависит выбор тех или иных факторов?

2. Охарактеризуйте, какое влияние ближнее окружение оказывает на формирование системы анализа текущего состояния компании.

3. Что такое «анализ текущего состояния компании»? Какое влияние он оказывают на организацию?

4. При проведении стратегического анализа компании выяснилось, что функция маркетинга выполняется неэффективно. Является ли это основанием для немедленной замены руководителя службы маркетинга? Что нужно проанализировать, прежде чем принять соответствующее решение?

5. Проведите анализ внутренней среды фирмы по матрице стратегических ресурсов фирмы.

Темы рефератов к семинарским занятиям:

1. Три главных вопроса диверсифицированных компаний.

2. Восемь этапов оценки стратегии диверсифицированной компании.

3. Процедура оценки стратегии в диверсифицированной компании.

4. Матрица Бостонской консультативной группы.

5. Стратегические предпринимательские единицы: «звезды», «дойные коровы», «знаки вопроса», «собаки».

7. Слабая позиция в отрасли с высокой притягательностью.

8. Долговременная привлекательность отрасли.

9. Матрица баланса жизненных циклов (Литтл и Хофер).

10. Стадии эволюции спроса в отрасли

Темы курсовых работ:

1. Стратегия специалиста.

2. Стратегия фирмы «у нас лучше, чем у них».

3. Стратегия «послушного последователя».

4. Стратегия «рост за счет приобретения».

5. Стратегия характерного имиджа.

6. Стратегия восстановления для кризисных ситуаций.

7. 13 правил, которые необходимы для разработки успешных деловых стратегий.

8. Корпоративные стратегии диверсификации.

9. Различие узкой специализации и диверсификации.

10. Три критерия для оценки диверсификации.

Ситуационные задания:

1. Разработать систему числовых показателей: «Мотивация трудовой деятельности персонала».

2. Разработать сценарий фокус-группы: «Продажа квартир».

Деловые игры:

1. Опросить друг друга: « Прием на работу». (Работодатель и наемный работник меняются местами).

2. Провести мозговой штурм: «Прогноз миграции в столице.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 295 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код компетенцииЭтап формирования компетенцииОписание этапов формирования компетенцийПримерные оценочные средства
123Знатьэкономические теории; основные закономерности экономической деятельности; взаимовлияние экономики и различных сфер общественной жизни; факторы инновационного развития экономики России; труды отечественных и зарубежных авторов; основные Законы РФ и нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность.
Уметьанализировать состояние и перспективы развития экономики в России и за рубежом; объяснять противоречия в экономической жизни; обосновывать прогнозы и стратегии экономических процессов; интерпретировать конкретные экономические ситуации в производстве, финансовой сфере, управлении экономикой; анализировать отечественную и зарубежную статистику.
Владетьтеоретического анализа экономических явлений; методами эмпирических исследований в экономической сфере; методами сбора, обработки и анализа экономической и социальной информации; навыками работы со статистическими данными; навыками использования информационно-коммуникационных технологий.Знатьорганизационную структуру управления экономическими процессами; основы стратегического анализа; методы управления человеческими ресурсами; проблемы и задачи делегирования полномочий с учетом личной ответственности за реализацию решений и стратегий; психологию работы с персоналом.
Уметьсоздавать наиболее рациональные и эффективные организационные структуры; обосновывать стратегии управления человеческими ресурсами; планировать работу с персоналом; формировать трудовую мотивацию и использовать стимулы для повышения эффективности работы; формировать личную и групповую ответственность.
Владетьметодами воздействия на людей; методами использования психологических закономерностей в поощрении лучшей трудовой деятельности; методами подготовки, реализации и исполнения управленческих решений и стратегий в работе с персоналом; умениями предотвращать и разрешать конфликтные ситуации; методами повышения личной ответственности за исполнение принятых решений и стратегических планов.
ПК-3Знатьтеории и технологии прогнозирования производственной, экономической, финансовой, маркетинговой деятельности (фирмы, компании, предприятия); процедуры разработки стратегий фирмы; методы и приемы конкурентной борьбы на рынке; рыночную конъюнктуру; факторы, влияющие на реализацию принятых решений и стратегий фирмы.
Уметьразрабатывать стратегии; анализировать стратегические ситуации и экономические процессы; использовать количественные и качественные методы оценки эффективности стратегий; работать с экономической и социальной информацией; использовать информационно-коммуникационные технологии в разработке стратегий и мониторинге их выполнения.
Владетьметодами разработки и выполнения стратегий; методами стратегического анализа экономической ситуации в стране и за рубежом; статистическими методами анализа экономических процессов; методами моделирования экономических процессов; методами прогноза и оптимизации экономических процессов на предприятии, в стране и за рубежом.