школа или семейное обучение
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.
Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.
Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.
О том, как войти в реку
Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.
Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!
А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.
Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.
Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!
Педагогом быть обязан
Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.
Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.
Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.
Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.
Меньше да лучше
Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.
Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.
Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.
Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.
Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.
Научить учиться
Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.
На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.
Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!
Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.
Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!
Семейное означает превосходное
Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.
Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…
Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?
Учиться тому, что станет делом всей жизни
У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.
Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!
К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.
Социальное против стадного
Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.
Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!
Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.
Стать семьей благодаря семейному обучению
Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.
Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.
Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.
По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.
А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.
Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.
Учеба без школы. Плюсы и минусы домашнего образования на примере пяти семей
Можно ли вырастить ребенка и дать ему образование без школы? Как организовать учебу дома? Правда ли, что это доступно только богатым? Разбираемся в плюсах и минусах семейного образования вместе с пятью семьями, которые решились на этот эксперимент.
Что такое семейное образование
В России по ФЗ-273 можно получать образование двумя способами:
Родители сами решают, как обучать своих детей. Дети на семейном обучении получают такие же аттестаты, как обычные школьники. Они поступают в вузы по тем же правилам.
Семейное обучение можно начать с 1 класса, а можно в любой момент в любом классе, даже посреди учебного года. Всегда можно вернуться в школу или сочетать эти формы обучения.
Семейное обучение часто называют домашним. Но по закону домашнее (или надомное) обучение — это когда к ребенку домой приходит учитель и проводит с ним уроки, как в школе. Такое обучение возможно по медицинским показаниям.
Почему его выбирают
Пять семей рассказали Znak.com о своем опыте семейного образования. Каждая из них выбрала этот путь по своей причине.
Как организовать учебу
Учить ребенка самому
С этим могут помочь учебные планы и пособия из школы или интернета. Можно выбрать любые — советские, современные российские или даже зарубежные — программы.
Этим путем пошла Наталья К. из Челябинска. Она получила в школе учебный план и организовала учебу дома.
Сложнее всего было с математикой. Наталья составила план подготовки, расписав в дневнике поурочно, какая тема должна быть и какой результат. Выяснилось, что к 7 классу ее дочь ничего не знала о наибольшем общем делителе и о наименьшем общем кратном. «Пришлось осваивать курс математики практически с пятого класса самостоятельно. Дочь сопротивлялась, отказывалась, пыталась привычно болеть. Я ушла на фриланс, и ежедневная пятичасовая математика стала делом чести. Тему квадратных уравнений мы прошли дважды», — рассказала Наталья.
Русским языком в семье занимались каждый день по два академических часа. «Оказалось, что у нас очень способная девочка. Но перед экзаменом мы получили новый сюрприз: нужно было написать сочинение по картине, к такому мы не были готовы. Пришлось вызывать джина из Гугла, составлять план сочинения, объяснять 14-летнему человеку, какие речевые обороты использовать, если картина будет в мрачных тонах, а какие — если в светлых. Сочинение сдали на четверку», — поделилась женщина.
Физику, химию, биологию, географию, историю и обществознание в семье изучали блоками: по две-три недели на каждый предмет, с промежуточными контрольными и самостоятельными.
Через онлайн-школы
Это школы, в которых можно учиться через интернет. Трое наших героев учат детей через портал «Интернет-урок». Учебный процесс там идет так:
По физкультуре пишут рефераты, по ИЗО — рисуют, а потом отправляют фотографии рисунков учителю. «Второстепенные предметы сведены к минимуму. С одной стороны, снижается кругозор. С другой, я себя вспоминаю: что мне дали ИЗО, музыка? Не знаю. Умение петь хором?» — рассуждает Амелин.
Как аттестовать ребенка
Дети на семейном образовании имеют право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в любой школе бесплатно. Аттестацию также можно пройти дистанционно, через специальные сервисы, но это будет платно.
Спорный вопрос — как часто надо сдавать аттестацию. Закон разрешает не сдавать аттестации до 9 класса. Но желающие могут проходить тестирования хоть каждый год, чтобы проверять уровень знаний.
«У нас в первом классе был тест из 30 вопросов! Причем помочь ребенку невозможно и подсмотреть тоже нельзя, так как наблюдает куратор. Мне это напомнило экзамены в университете. Но все прошло хорошо. Сдали на отлично», — поделилась Наталья Серова.
Что дороже
Семьи расходятся в оценках стоимости школьного и внешкольного образования — все индивидуально.
Как совместить с работой
Родители, которые выбирают семейное образование для своих детей, обычно работают из дома.
Опыт у каждого свой. Одним детям нужно много контроля и помощи — особенно это актуально для начальной школы. Другие, втянувшись, справляются с учебой сами.
Свобода. Главный плюс семейного обучения, которые назвали наши герои, — это более свободный подход к обучению. Учиться можно с той скоростью и в то время, которое подходит ученику. А еще можно поспать подольше, устроить выходной посреди недели и куда-то съездить.
Самостоятельность. С первого класса ребенок надеется только на себя — списать или подсмотреть не получится. К тому же дети учатся планировать свое время.
Фокус — на главное. Материал дается более плотно, ведь мама или педагог не тратят время, чтобы озвучить оценки или отругать тех, кто шумит. В среднем на учебу у детей наших героев уходит по 3–5 часов в день. В онлайн-школах к тому же в начале каждого урока детям рассказывают, где им пригодятся знания, которые они сейчас получат.
Нет конфликтов. Дома ребенка точно никто не обижает, он не беспокоится, что у кого-то круче телефон, нет споров с учителями и стереотипов из серии «девочка должна» или «мальчики так не одеваются».
Все прозрачно. Родители называют в числе плюсов более прозрачную систему оценивания успехов детей. Нет любимчиков, завышения или занижения оценок.
Социализация. Этот пункт вызывает главную родительскую тревогу. На семейном обучении у детей нет непосредственного общения с одноклассниками, не возникает мелких жизненных ситуаций, через которые ты в школе учишься себя вести. Эту проблему решают посещением кружков и секций, прогулками во дворе и встречами с друзьями.
Дисциплина. Ребенку нужна сильная внутренняя мотивация, чтобы учиться. Без контроля со стороны родителей дети могут перестать вести тетради, переписываться в чатах во время уроков.
Школа или семейное обучение? Критерии выбора
С каждым годом недовольство качеством обучения в государственных школах растёт не только среди родителей школьников, но и в обществе. Удручающие результаты централизованного тестирования, неспособность многих детей мыслить логически и возросшая безграмотность – эти проблемы волнуют не только мам и пап, но и чиновников. Поэтому всё чаще мы слышим о людях, выбирающих для своих детей альтернативное образование – так называемый «хоумскулинг» или самостоятельное обучение своего ребёнка в семье.
Когда мои дети были ещё маленькие, я задумалась, что им будет 30 лет, и я задала себе вопросы: «Какими людьми я хочу их увидеть? Что они должны знать и уметь, чтобы быть счастливыми и успешными? Какими качествами они должны обладать?» И, найдя ответы, я с удивлением увидела, что среди необходимых успешному взрослому человеку знаний, навыков и умений почти не оказалось школьной информации. Поэтому у меня возник вопрос: «А нужна ли моим детям школа?» И, рассмотрев все сложности и преимущества семейного образования, я решила ответственность за обучение своих детей взять на себя.
К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырёх вариантов:
1) ближайшая государственная школа,
2) престижная гимназия,
3) платная частная школа,
4) семейное обучение.
Частных школ, которые бы не копировали привычную гимназию, я в Минске не нашла. Поэтому за что там платить, мне было непонятно – этот вариант был отброшен первым.
В обычной школе моим дочкам было бы скучно – их уровень подготовки существенно опережал школьные требования, первый класс они обе сдали экстерном и всю начальную школу занимались с репетитором всего лишь по полтора часа в неделю, получая при этом хорошие оценки.
Поэтому я выбирала между хорошей гимназией и хоумскулингом.
Первое, о чём я задумалась – это здоровье.
Из исследований Министерства здравоохранения можно сделать вывод, что из-за постоянного напряжения и стрессов, из-за страха перед ответом у доски, из-за конфликтов с одноклассниками, из-за громкого шума на переменах и неподвижности на уроках, из-за неполноценного питания у многих детей ухудшается здоровье. К концу школы количество детей с первой группой здоровья падает в несколько раз, у многих школьников диагностируются гастриты и сколиозы, расстройства нервной системы и другие патологии.
Дети на хоумскулинге намного здоровее, чем школьники – они хорошо высыпаются, не находятся в таком диком напряжении, как школьники, не сидят целый день за партами в физиологически вредных позах, у них меньше стрессов. Они хорошо питаются в отличие от школьников, которые совсем не факт, что деньги родителей потратят на обед, а не на чипсы, не на газировку. То есть дети дома питаются лучше, чем дети в школе. У хоумскулеров меньше контактов с носителями возбудителей различных заболеваний, лучше иммунитет.
Мне стало понятно, что ребёнок дома будет более здоровым, чем школьник – по этому критерию семейное образование выигрывало.
Второй критерий – это знания школьных предметов.
Здесь выиграла гимназия – заставить детей дома заниматься всерьёз можно только нанимая им репетиторов. Но не нанимать же репетиторов по всем предметам!
Третий критерий – поступление в вуз.
Аттестат на семейном обучении будет такой же. Репетиторов для подготовки к тестированию нанимают почти все родители школьников – наймём и мы. Если планировать учёбу в белорусском вузе, то выигрывает Лицей БГУ. Но если планировать поступление в иностранный вуз, то на семейном обучении у ребёнка будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например).
Четвёртый критерий – моя загруженность.
Мысль, что мне придётся ежедневно вставать в 6.30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас – я индивидуальный предприниматель и все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня. Ранние подъёмы в школу совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А если ещё подумать о родительских собраниях, нервотрёпке с невыполненными домашними заданиями, «двойками» или неудами по поведению, с выслушиванием учительских претензий – нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в случае семейного обучения.
Пятый критерий – чем занято время ребёнка.
Школьник тратит примерно 9 часов в день на уроки и домашние задания. Учителя обычных школ ориентируются на слабых учеников – бесконечно повторяют и спрашивают одно и то же, поэтому время уроков расходуется неэффективно. По сравнению с занятиями с репетитором потери времени на уроках составляют порядка 90%, а время, используемое на изучение нового материала – всего лишь 10%. Учительница должна утихомирить шумящих детей, дождаться, когда все откроют учебники и смогут найти нужный абзац, обязана выслушать ответы учеников на уже изученные вопросы.
Хоумскулер занимается дома максимум по 2 часа – при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребёнок проводит на свежем воздухе, высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги, тратит много времени на кружки или увлечения.
Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы. На семейном обучении этих проблем нет.
Шестое – общение с детьми.
Для многих этот пункт станет минусом – вместо того, чтобы детей учили учителя, а потом ребёнок часами сидел над домашними заданиями, с ним придётся много разговаривать и заниматься совместными делами. Для меня это плюс – я не готова отказаться от своего авторитета и отдать своих детей под влияние учительниц, и я не считаю педагогов таким уж хорошим примером для подражания.
Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им интересные вещи. Именно поэтому я занимаюсь предпринимательской деятельностью и не выхожу работать по найму, хотя зарплата у меня была бы больше. Я хочу проводить много времени с детьми.
Седьмой критерий – деньги.
Я считаю очень важным хорошее образование и всегда была готова за него платить много. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на ширпотреб. Но «стоять у ребёнка над душой» с домашними заданиями я не хочу – мне проще заплатить репетитору, чем заниматься неприятным делом. Поэтому я изначально была готова оплачивать каждому ребёнку 400-500$ в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле – 10 или 20$ за занятие.
Мои девочки смогли заниматься вдвоём одновременно, и в начальной школе хватало 1,5 часа занятий всего лишь раз в неделю, чтобы «натаскать» ребёнка на школьные требования к оформлению работы или объяснить сложные места – остальной материал дети осваивали сами по учебнику и выполняя задания в рабочих тетрадях.
Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора её реально пройти за год. Поэтому мои затраты 300$ в год на репетитора фактически оказались равны сэкономленной на бензине для поездок в школу сумме.
В средней школе репетиторы обойдутся мне дороже – надо углублённо заниматься английским и математикой. Позже добавятся сложные предметы – физика и химия. Но в любом случае вряд ли я сумею потратить стоимость обучения в частной школе. Если считать, что занятие с репетитором стоит 20$ и кто-то будет приходить ежедневно, то 35 учебных недель умножить на 100$ – это 3500$ в год на двоих детей.
По совокупности перечисленных критериев получилось, что семейное образование мне удобнее – оплачивать репетиторов я готова, школьные знания считаю не очень важными для счастья и взрослого успеха, а всё остальное получается в пользу обучения дома.
Конечно, не обходится и без минусов:
Основная проблема школьного обучения
Если же говорить о действительно важных взрослому человеку знаниях и умениях, то школа нам не поможет. Проблема в том, что наша система образования сформировалась в то время, когда крестьян нужно было обучить по звонку начинать и заканчивать рабочий день на фабриках, выполняя рутинную работу на конвейере, где не нужны свои мысли и запрещено отвлекаться. В учениках воспитывалось тотальное механическое послушание. И эта система у нас осталась до сих пор, хотя с каждым годом рабочих на заводы нам требуется все меньше, труд людей заменяет автоматизация производства.
Что такое работа на конвейере? Это однотипные рутинные операции, у которых нет конечной цели. Рабочий делает их механически, не задумываясь. Творческое мышление и свобода воли находятся под запретом. Аналогично в школе запрещено решать задачи не по схеме, а новым способом. Ты обязан всё делать так, как написано в учебнике. Ответы на вопросы ребёнок должен давать, чётко повторяя их за учительницей, не высказывая своё мнение под страхом плохой оценки.
Начало работы, перерывы, окончание работы жёстко регламентированы – и на заводе, и в школе. Все дети должны быть одинаково «работающими» – они изучают одинаковые дисциплины с одинаковой скоростью. Проявление личностных особенностей ребёнка находится под запретом или порицается.
Методика преподавания рассчитана на «отупление» детей за счёт формирования «мозаичного мышления» и рутинного повторения примитивных операций. Учительница из урока в урок повторяет одно и то же и спрашивает у детей одно и то же. Основные силы учителей уходят на приучение детей к автоматическому послушанию, к работе ровно по звонку, к механическому повторению изученного.
Но в современном обществе востребованы люди, способные мыслить творчески и умеющие руководить другими – именно эти качества подавляются учителями. Устаревший набор информации, традиционно изучаемый в школе, имеет мало отношения к необходимому современному человеку образованию. Так что для меня основной проблемой является бесперспективность привычного школьного образования.
Представьте, что взрослый вместо изучения нужных в его работе вещей станет непонятно зачем учить наизусть все подряд статьи из Википедии. Он станет более образованным? Будет лучше работать? Достигнет нужных результатов? Его жизнь станет лучше? Маловероятно.
Образование – это то, чем человек пользуется в реальной жизни, работе или бизнесе. Не имеет особого смысла навязывать умному любознательному ребёнку скучные уроки и написанные сложным языком учебные материалы. Результаты такого обучения называются «сдал и забыл», как с химией, когда гнать самогонку или гасить соду уксусом – само по себе, а умные термины из учебника у выросших школьников даже не вызывают воспоминаний.
Есть реальная жизнь – обсуждаемые события, работа или бизнес родителей, билборды или реклама, фильмы и книги. И интерес ребёнка – повод и причина для родителей научить его важным в жизни вещам. Обучение без запроса не имеет смысла. Результат будет как с остальной школьно-институтской учёбой – без привязки к реальной жизни ненужную информацию дети забудут сразу же после контрольной.
Задача разумного родителя – не дать ребёнку школьные знания, а научить тому, в чём ребёнок заинтересован, чем будет пользоваться в его 30-40 лет. И поэтому глупо в семейном образовании делать основным занятием набор школьной информации. Законом требуется сдать аттестацию, чтобы отстали – и в освободившееся от школы время можно заниматься важным для выросшего взрослого.
Приведу пример, чему я учила своих детей (11, 9 и 7 лет) за последние дни: правила дорожного движения и контраварийное вождение автомобиля, система правоохранительных органов и судебная система, механизмы обжалования в гражданском судопроизводстве, банковская система и кредиты, механизмы обмана в рекламе, навыки переговоров, стратегии самопродвижения, отличия маркетинга малого бизнеса и крупных компаний, система рейтингов мировых вузов, быстрая карьера в крупных корпорациях, отличия налогового законодательства в различных странах, разница структуры ВВП в ОАЭ и России, инвестиционные возможности физических лиц…
Перечислила меньше половины того, что я обсуждаю с детьми. А если бы вместо общения со мной дети отсиживали на уроках, было бы это для них интереснее и полезнее? Какая школа даже с хорошими методиками сумеет нанять учителей, способных научить учеников этим знаниям? И какое РОНО им это позволит сделать?
Как оформить обучение в семье (Беларусь)
Для оформления семейного обучения вам надо вдумчиво прочитать пункты 69-74 главы 6 Положения об учреждении общего среднего образования, после чего в августе написать заявление на имя директора школы с просьбой обучать вашего ребёнка по индивидуальному плану (ОПИП). Форму обучения ОПИП важно не перепутать с домашним обучением больных детей, когда педагоги приходят учить ребёнка домой.
Необходимо объяснить администрации школы уважительные причины, по которым ваш ребёнок постоянно или временно в течение учебного года не сможет посещать учебные занятия, например, ему предстоят поездки на соревнования или участились постоянные командировки родителей. Если не согласятся в вашей школе, найдите школу, где уже оформлены дети на ОПИП, и подайте заявление туда.
Ученик, обучающийся по индивидуальному учебному плану, получает все учебники, числится в классе и может посещать любые уроки и факультативы на свой выбор. Всё, что вы должны – в конце каждой четверти сдать контрольные или зачёт по основным предметам. То есть у вас есть доступ ко всем благам школьного образования и совсем мало обязанностей. Детям очень нравится свободное посещение, отсутствие домашних заданий и ежедневного контроля, возможность ходить только на интересные уроки и сдавать аттестацию по остальным.
Подведём итог. Любой родитель может передать ребёнку свои профессиональные знания или научить важным вещам, помогающим добиться успеха. Но обучение ребёнка в семье подходит далеко не всем. Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную образовательную среду и возможность внешкольного общения. Для мамы семейное обучение фактически становится второй работой. Надо найти и оплатить педагогов, организовать учебный процесс и поездки, много времени проводить с детьми.
Но если вы решитесь, то всё у вас получится!
Положение об учреждении общего среднего образования
69. Адукацыйны працэс пры рэалiзацыi адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыi для адораных i таленавiтых вучняў, а таксама для вучняў, якiя па ўважлiвых прычынах пастаянна або часова на працягу навучальнага года не могуць наведваць вучэбныя заняткi i праходзiць ва ўстаноўленыя тэрмiны атэстацыю, можа ажыццяўляцца iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам.
Пры арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам вучань можа асвойваць самастойна змест асвойваемай iм адукацыйнай праграмы агульнай сярэдняй адукацыi часткова або поўнасцю.
70. Для вырашэння пытання аб арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам вучань (законны прадстаўнiк непаўналетняга вучня) падае заяву на iмя кiраўнiка ўстановы адукацыi.
Рашэнне аб арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам (аб адмове ў арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам) кiраўнiк установы адукацыi прымае на працягу дзесяцi каляндарных дзён з дня падачы заявы вучнем (законным прадстаўнiком непаўналетняга вучня).
71. Рашэнне аб тэрмiнах i формах правядзення атэстацыi вучня, якi асвойвае змест адной з адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыi ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам, прымаецца ўстановай адукацыi i даводзiцца да ведама вучня або законнага прадстаўнiка непаўналетняга вучня ў пiсьмовай форме на працягу пяцi каляндарных дзён з дня прыняцця кiраўнiком установы адукацыi рашэння аб арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам.
73. Арганiзацыя адукацыйнага працэсу вучня ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам можа быць спынена:
па заяве вучня або законнага прадстаўнiка непаўналетняга вучня;
па рашэнню ўстановы адукацыi, калi вучань па вынiках атэстацыi атрымаў гадавую адзнаку 0 (нуль) балаў па адным з вучэбных прадметаў, па якiм матэрыял у адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам ён асвойваў самастойна.
74. Рашэнне аб спыненнi арганiзацыi адукацыйнага працэсу вучня ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам прымаецца кiраўнiком установы адукацыi i ў тыднёвы тэрмiн даводзiцца да ведама вучня або законнага прадстаўнiка непаўналетняга вучня.
69. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования для одаренных и талантливых учеников, а также для учащихся, которые по уважительным причинам постоянно или временно в течение учебного года не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию, может осуществляться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом ученик может осваивать самостоятельно содержание осваиваемых им образовательной программы общего среднего образования частично или полностью.
70. Для решения вопроса об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом ученик (законный представитель несовершеннолетнего учащегося) подает заявление на имя руководителя учреждения образования.
Решение об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом (об отказе в организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом) руководитель учреждения образования принимает в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления учеником (законным представителем несовершеннолетнего учащегося).
71. Решение о сроках и формах проведения аттестации учащихся, который осваивает содержание одной из образовательных программ общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом, принимается учреждением образования и доводится до сведения учащегося или законного представителя несовершеннолетнего учащегося в письменной форме в течение пяти календарных дней с дня принятия руководителем учреждения образования решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
73. Организация образовательного процесса ученика в соответствии с индивидуальным учебным планом может быть прекращено:
по заявлению учащегося или законного представителя несовершеннолетнего учащегося;
по решению учреждения образования, когда ученик по результатам аттестации получил годовую отметку 0 (ноль) баллов по одному из учебных предметов, по которым материал в соответствии с индивидуальным учебным планом он осваивал самостоятельно.
74. Решение о прекращении организации образовательного процесса учащихся в соответствии с индивидуальным учебным планом принимается руководителем учреждения образования и в недельный срок доводится до сведения учащегося или законного представителя несовершеннолетнего ученика.
Статья Ольги Юрковской «Хоумскулинг: исповедь многодетной мамы» в журнале «Женский журнал» август 2014 года.