штукатурка под роспись храма
Чем штукатурить под фресковые росписи храма
Уважаемые художники, просьба профессионально и компетентно выделить по совокупности положительных свойств и возможных отрицательных моментов наиболее оптимальную для последующих фресковых росписей в интерьере лицевую отделку:
— известковая штукатурка типа «как раньше», дышащая, с сильно выраженным щелочным pH, низкой марочной прочностью, но проверенная веками
— сложная штукатурка известь-цемент-песок «советская, социалистическая» наиболее технологичная
— цементная штукатурка «чем проще тем надежнее» с высокой прочностью и минимальной паронепроницаемостью
— синтетическое финишное покрытие на основе акрилового связующего и минерального наполнителя с пониженной паропроницаемостью, армированное нейлоновой сеткой, что-то среднее между штукатуркой и шпатлевкой, долговечность ничем не подтверждена
стены кирпичные, перемычки и своды железобетонные
помещения теоретически отапливаемые, но возможны длительные перерывы либо проведение отопления в отдаленной перспективе
стальные сетки без цинкования обречены на коррозию, при которой диаметр прутков увеличивается почти вдвое с разушением минеральной матрицы, да и подтеки с пятнами от ржавчины неизбежны, поэтому простые сетки применяют только для оштукатуривания теплотрасс, для ответственных работ используют лавсановые или нержавеющие
в цементе нет извести, есть гипс
проблема дутиков, непрогашенных кусков извести, известна издревле, поэтому гасильные ямы заполнялись не менее чем за год до начала работ, современное заводское известковое тесто грубейший материал, вовсе ни к чему художественному не пригодный.
за остальное спасибо
Подготовка стен к росписи акриловыми и силикатными красками
Подготовка стен храма под роспись – ответственная задача, ведь от качества выполнения этих работ зависит долговечность настенной живописи. При плохо подготовленных стенах роспись может изменить цвет, растрескаться или осыпаться. Чтобы стенопись не осыпалась уже через несколько месяцев, важно правильно произвести подготовку поверхности. Необходимо строго соблюдать требования технологии и не спешить в ущерб качеству.
Очистка поверхности
Первый этап подготовки стен – очистка основания от штукатурки, краски и насечками(5-7 насечек на 1 квадратный дециметр ) для лучшей адгезии со штукатурным слоем, срубить наплывы, удалить возможные остатки опалубки. Поверхность стены обеспылить другой предыдущей базы, если она имеется. Если старая штукатурка держится слабо и на ней нет никакой живописи, её можно удалить до кирпича. Поверхность стены насечь и промыть.
Выравнивание поверхности
Следующий шаг – выравнивание стен. В начале штукатурных работ кирпичную кладку смачивают водой. Штукатурные работы производят известково-цементным раствором. Толщина слоя не должна превышать 1 см за проход в сутки. Если толщина штукатурного слоя более 2 см, то армирование производится сварной оцинкованной сеткой с ячейкой 40х40 или 50х50.Сетку крепят в шахматном порядке. До идеала поверхность доводят при помощи шпатлевочного раствора (на основе белого цемента). Шпатлевка наносится тонкими слоями. Для армирования поверхности используют стеклосетку. Стеклосетка может накладываться стык в стык. Целью армирования является перекрытие возможных усадочных трещин. После отвердевания стену зачищают и убирают строительным пылесосом образовавшуюся пыль. По завершению шпаклёвочных работ можно приступить к грунтованию поверхности.
Грунтовка поверхности
Существует 2 вида грунтовки: акриловая и силикатная. Выбор в пользу того или иного варианта зависит от типа красок, которые будут использоваться при росписи: если предполагается применение акриловых красок, должна использоваться акриловая грунтовка, и для силикатных красок стены грунтуют соответствующим материалом.
Выровненную стену грунтуют при помощи валика либо кисти. Грунтовка укрепляет поверхность стены, уменьшает впитываемость, а также увеличивает адгезию краски с основанием. К тому же акриловые и силикатные грунтовки экологически безопасны. Не выделяют токсичных соединений, удобны в работе и быстро сохнут. Время высыхания грунтовки примерно 24 часа. После грунтования поверхности можно осуществлять росписи акриловыми или силикатными красками. Для защиты росписи от внешних неблагоприятных факторов ( пыли, влаги, копоти) её необходимо покрыть акриловым (для акриловых красок) или силикатным (для силикатных красок) лаком. Лак является матовым финишным покрытием с высокой паропроницаемостью.
Важно помнить, что все огрехи, допущенные при подготовке поверхности под роспись, сразу же проявятся в ходе нанесения краски на стену. Поэтому доверить эту работу стоит только квалифицированным мастерами. Идеальный вариант, чтобы подготовка поверхности осуществлялась под контролем художника, который будет в дальнейшем выполнять художественную роспись.
Штукатурка
Для осуществления росписей стен храма требуется качественная основа: необходимо подготовить основание стен, защитить поверхность стены от плесени, сырости и растрескивания, чтобы обеспечить долговечность росписи. Традиционный способ выравнивания поверхности — это известковая штукатурка.
Профессиональная штукатурка в храмах
Штукатурка стен храма-дело непростое! Храмы имеют более сложную архитектуру по сравнению с жилыми помещениями, также отличаются способ нанесения и составы штукатурных смесей. Люди, не сведущие в данном деле, могут наделать серьезных технологических ошибок, которые приведут к производству покрытия низкого качества и к необходимости заново проводить штукатурные работы.
При осуществлении росписей на стенах храмов художники артели «Византия» очень часто сталкиваются с проблемой некачественного покрытия: растрескивание штукатурки, частичного отслаивания и т д. К сожалению очень многие настоятели с целью сэкономить денежные средства обращаются к специалистам «широкого профиля», не вникая в тонкости процесса нанесения штукатурки и ее состава. В итоге получается довольно плачевная ситуация. Возникает вопрос переделки штукатурного слоя, иногда даже полной замены, что приводит к еще большим финансовым затратам на производство штукатурных работ. Чтобы этого не произошло, обратитесь к специалистам в этой области, к штукатурам артели церковной живописи «Византия».
Очень долгое время мы наблюдали за этим процессом со стороны, не оказывая весь спектр услуг по штукатурным работам, осуществляя только росписи. Со временем стало понятно одно: необходимо самим включаться в этот процесс, чтобы ни в коем случае не допустить этих ошибок. Мы набирались опыта, советовались со специалистами в данном вопросе и теперь сможем самостоятельно осуществить эти работы с надлежащим качеством.
Состав штукатурной смеси.
Как мы уже говорили выше, огромное значение имеет состав штукатурной смеси. Для более бюджетного штукатуривания стен храма применяют известковый раствор, который можно изготовить самостоятельно. Раствор готовится на основе извести, песка и небольшого количества цемента в нужных пропорциях.
Для шпаклевания стен применяется в основном известковая шпатлевка на основе белого цемента в мешках любого производителя, который есть в данном регионе. Для более качественного покрытия применяются материалы фирм производителей, изготавливающих смеси специально для оштукатуривания стен храма. Такие профессиональные смеси стоят дороже, чем обычные.
Ни в коем случае не производятся работы с помощью гипсовой штукатурки. У гипсовых смесей очень большое влагопоглощение и специалисты в этой области не рекомендуют производить работы таким составом!
Работники артели церковной живописи «Византия» осуществят осмотр стен храма, подберут правильную технологию, составы штукатурных смесей и качественно и в срок осуществят весь спектр действий штукатурных и шпатлевочных работ. При возникновении сложных ситуаций пригласим технолога фирм производителей штукатурных смесей.
Как выполняется штукатурка
Перед началом работ специалист артели «Византия» выезжает на объект, производит осмотр стен храма, обсуждает объем работ, необходимые материалы, технологию, сроки. После всех согласований заключается договор, далее непосредственное выполнение штукатурных работ по договору.
Мы осуществляем штукатурные мероприятия оперативно и на должном уровне качества. Ответственно подходим к выравниванию стен, сводов, потолков, арок, чтобы подготовить идеально ровную поверхность для росписи стен храма. Результатом наших усилий становится прочное и ровное основание, идеально подходящее для окрашивания.
Строительные леса
Для осуществления в храме штукатурных работ на высоте возводятся строительные леса. Они обеспечивают не только комфорт во время производства штукатурных работ, но и безопасность мастеров, находящихся на высоте.
Из чего изготавливают строительные леса
Выбор строительных лесов.
Устанавливая строительные леса следует обращать внимание на архитектуру храма, оценивать общий метраж выполняемых работ и временной интервал. Наиболее удобными для производства работ в храме являются хомутовые леса. Чтобы сэкономить денежные средства и время можно комбинировать несколько видов лесов. Но не следует забывать, что самым главным при выборе строительных лесов является человеческая жизнь, безопасность специалистов, выполняющих работу на высоте. В связи с этим до начала производства работ обязательно нужно убедиться в надежности, прочности строительных лесов. Целесообразно проверить также имеются ли удобные и безопасные лестницы, страховочные бортики, не забыть про проверку на надежность узлов крепления.
Цены на штукатурные работы.
Стоимость выполнения штукатурных работ в храме определяется после проведения экспертизы готовности храма к этому процессу и выбора оптимального технологического решения.
Прочие расходы.
Транспортные расходы составляют 4%, налоговые-6%. В случае проведения работ за пределами Московского региона транспортные, логистические и командировочные расходы рассчитываются индивидуально.
Стоимость подготовки помещения храма к работам (укрытие иконостаса, полов) рассчитывается индивидуально.
Обращайтесь за производством штукатурных работ к специалистам артели «Византия» и вы получите полный комплекс качественных услуг – от подготовки храмовых стен до нанесения художественной росписи и дальнейшего покрытия росписи защитными составами.
Подготовка стен
Ошибки человеческие в ремесле Божием
В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись.
К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».
– Насколько важно, чтобы стена была подготовлена к росписи должным образом?
– Хорошо, когда это делает сама стенописная артель. Часто бывает, что шпатлевку, штукатурку стен доверяют обычным строителям, которые ремонтировали до этого только светские здания. Но если ремонт в квартире мы делаем каждые 5–10 лет, то в храме – иные временные расчеты. Благоукрашение должно твориться на века. Бывает так: ремонт выполнен, стены искрятся к празднику белизной, но это не завершение работы, а начало череды тяжких испытаний, которые предстоит претерпеть в недалеком будущем, исправляя допущенные технологические ошибки. Причем исправление обычно обходится дороже, чем первоначальный качественный ремонт. А ведь был совершен молебен на начало росписи, в умах художников уже созрел некий замысел, прихожане порадовались, что скоро стены их храма украсит роспись, – и вдруг оказывается, что выполненная подготовка стен не выдерживает никакой критики и вновь предстоит длительная стройка. Так бывает, если ремонт храма выполняют строители, не имеющие храмового опыта. В таких случаях необходим технологический контроль со стороны представителей прихода с привлечением специалистов. Расходы на профессиональную консультативную помощь – на порядки меньше будущих затрат на исправление ошибок.
– Часто приходится переделывать работу по подготовке стен?
– Недавно у нас произошло именно так – причем сразу в двух крупных храмах Подмосковья. Один из них построен около десяти лет назад, там уже совершались богослужения. Настало время расписывать стены. Мы приступили к работе – и оказалось, что штукатурка находится в недопустимом состоянии. Храм отлит из бетона, а арматурная сетка под штукатурку, которая крепится на бетон, сделана из неоцинкованного черного металла. Изза капиллярного тока влаги на поверхности штукатурки стали появляться следы ржавчины. Если писать по такой стене, то очень скоро вся роспись покрылась бы ржавыми пятнами. Пришлось переделывать все до основания, вырывать сетку из бетона и менять на новую – оцинкованную. Это задержало начало росписи на целый год, и, поскольку храм вновь вошел в ремонтное состояние, службу перенесли в нижний крестильный придел, и прихожане с сентября, уже четвертый месяц, встречают праздники в тесном подклетном пространстве. Пользуясь случаем, хочу выразить слова восхищения долготерпению и мужеству руководства храма и прихода, которые во имя будущего благолепия храма приняли на себя столь долгое испытание.
Еще один храм построен недавно. Когда мы пришли туда, в здании заканчивались штукатурные работы. Оказалось, что часть этих работ велась в зимнее время, и бетонные подпружные своды оштукатуривались … прямо по наледи на поверхности бетона. Исполнитель торопился (его ждали новые храмы!), поэтому не мог стерпеть технологической паузы между штукатурными слоями, шпаклевал по непросохшей штукатурке. А когда вполне естественным образом на поверхности законченной работы образовался кракелюр, исполнитель озвучил следующее: «Кракелюр неизбежен!» Вот так. Новый храм, новая штукатурка вся в трещинах и бодрый голос строителя: «Неизбежен!» Роспись в этом храме также пришлось надолго отложить, перештукатуривая бетонное основание за веселыми строителями. Сейчас этот этап завершен и артель наконец приступила к росписи.
– Что же делать настоятелям, чтобы избежать подобных ситуаций?
– Надо смотреть на возрождение храма стратегически – заботиться не только о том, как выполнить текущую работу поскорее и с наименьшими тратами, но прежде всего о том, к каким последствиям это приведет. Перед началом работ по реставрации или устройству новодела следует вызвать хороших технологов, имеющих опыт работы в храмах, и составить с их помощью разумную последовательнос ть работ. Нельзя, к примеру, сначала расписывать стены, а потом чинить крышу. Как правило, существует ряд проблем, не видимых взглядом, на которые профессионал обратит внимание и учтет в нумерации работ.
– Вы консультируетесь с технологами?
– Для нашей технологической группы уже много лет составляет карту производства работ наш давний друг и советник, технолог фирмы «Кайман» Николай Алексеевич Котов. При благоукрашении храма необходимы три участника: художник, технолог и прораб. Художник исполняет живопись, технолог отслеживает правильность проведения подготовительных к живописи работ, прораб – их честное выполнение.
– Непродуманный подход к реставрации храмов – примета нашего времени?
– Отнюдь нет. К сожалению, такое случалось и прежде. Можно вспомнить, как в XVIII столетии поновляли знаменитый собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Храм сей в 1498 году, как говаривали раньше, «был подписан» великим русским изографом Дионисием со чадами. А в XVIII веке фрески Дионисия сочли устаревшими и решили записать. Попытались «модернизировать » и архитектуру самого здания. Растесали все окна, прорубили новое окно – как раз в центре фрески Страшного суда, уничтожив образ Спасителя в мандорле, нисходящего на Престол Уготованный. Образ Спаса попросту вырубили. После этого западная стена от такого святотатства треснула вниз до самого основания. А вот свежий пример. Года два назад мне позвонил протоиерей Александр Туриков, настоятель старинного русского храма Спаса Преображения на Песках (Москва, ул. Старый Арбат, роспись храма наша артель завершила за несколько лет до этого случая), и плача в трубку, сказал: «Борис! Тридцатые годы вернулись – рушат храм!» Оказалось, что организация, которая выиграла тендер на пристройку к притвору храма некоего служебного помещения, должна была вкапывать фундаментные сваи. Но это оказалось слишком трудоемким. Тогда горестроители вызвали машину и стали эти сваи вбивать, причем в метре от стены храма! В итоге у церкви XVII века треснул притвор, стал проваливаться пол, начал оседать югозападный угол трапезной… Вбивание свай, конечно, прекратили – но разрушения памятнику архитектуры уже были причинены. Прихожане рассказывают, что дело дошло до чудес: строителям явился некий старичок и сказал: «Прекратите! Прекратите сие немедленно!» Говорят, старичокто был не простой, вроде как на святого Николая похожий, которому посвящен придел храма…
– Как вы полагаете, сможет ли нынешнее поколение научиться ответственному подходу к возрождению и обустройству дома Божия?
– Двадцать лет назад, когда возрождение храмов только начиналось, всеми нами владела некая эйфория: казалось, вот мы сейчас сделаем хоть чтото – и все будет хорошо. Ан нет. Оказалось, что думалито хорошо – да многое вышло плохо. Полбеды, если храм новый. У такого храма есть некий запас прочности материала, но к старинным стенам необходимо подходить особенно внимательно, как к старому человеку: неправильно подобранное лекарство может оказаться смертельным. Совсем недавно, 24 ноября, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сошествия Святого Духа в селе Первомайское, находящегося ныне на новых московских территориях. Роспись в этом храме выполнила артель «Радость». В своем слове к прихожанам Святейший Патриарх сказал о том, что личная выгода, которую человек когдалибо пытался получить за счет храма, никогда не шла ему во благо. Глубокие и проникновенные слова! Ведь порой случается и такое: ктитор, жертвуя на храм, настаивает, чтобы его деньги были потрачены по его усмотрению. Что это, гордыня или расчет? Такая жертва, как правило, не становится благом. Хочется верить, что пройдет некоторое время, и мы, будущие современники, научимся утишать наше беспокойное сердце и расчетливый разум на пороге храма, готовые творить и жертвовать собой для Бога.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Благоукраситель » № 41, 2013 г.
Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве
Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве
Наружные поверхности кирпичных храмов могут быть украшены выступающими элементами фигурного кирпича, в т.ч. карнизами, обрамлениями окон и дверей, декоративными фризами, аркатурным поясом и т.д.
Стены могут быть отделаны также известково-песчаной, известково-цементной штукатуркой, а также натуральным камнем. Использование цементно-песчаной штукатурки не позволяется ввиду ее паронепроницаемости. Штукатурными могут быть декоративные элементы стеновых поверхностей и карнизов.
Виды штукатурок (простая, улучшенная и высококачественная) должны устанавливаться проектом.
Высококачественная и улучшенная штукатурки должны выполняться путем нанесения слоя обрызга, одного или нескольких слоев грунта и накрывочного слоя, а простая штукатурка — путем нанесения слоя обрызга и одного слоя грунта.
Штукатурка фасадов должна производится сверху вниз захватками, начиная от венчающего карниза здания.
До начала работ по оштукатуриванию фасадов должны быть установлены коробки дверей и окон, поставлены ухваты для водосточных труб, установлены крепления пожарных лестниц, закончено устройство козырьков, поясков, карнизов и т. п.
Внутреннее оштукатуривание поверхностей храма надлежит выполнять из растворов на извести, позволяющих вести роспись различными красками.
Выступающие кирпичные и деревянные архитектурные детали (карнизы, пояски и т. п.), места сопряжении деревянных частей зданий с каменными, кирпичными и бетонными конструкциями, а также другие поверхности в случае необходимости нанесения на них штукатурного намета общей толщиной более 20 мм должны до оштукатуривания покрываться металлической сеткой с размером ячеек 10х10 мм или плетением из проволоки с ячейками не крупнее 40х40 мм.
Места сопряжения оштукатуриваемых конструкций, выполненных из разных материалов, обиваются металлической сеткой на 4— 5 см по обе стороны стыка.
Средняя общая толщина штукатурного намета не должна превышать для простой штукатурки 12 мм, улучшенной 15 мм и высококачественной 20 мм.
Толщина слоя накрывки после ее выравнивания и затирки войлочными терками должна составлять не более 2 мм. Для наружных декоративных штукатурок толщина накрывки должна составлять 4—7 мм и наноситься по окрепшему, заранее нарезанному грунту.
Для защиты оштукатуренной поверхности здания от атмосферных осадков ее обрабатывают гидрофобной жидкостью, которая состоит из 2 ч по массе метилсиликоната натрия и 98 ч. воды. В известковые или цементно-известковые растворы перед нанесением на фасад вводят гидрофобизирующие добавки.
Для вытягивания свода в центре свода устанавливают жесткую ось и на ней укрепляют шаблон-лекало таким образом, чтобы оно свободно держалось и вращалось, а между лекалом и стенками свода оставалось пространство, равное толщине штукатурки. Когда на своде расположены тяги или карниз, сначала вытягивают гладкие места свода захватками, идущими сверху вниз, а затем тяги.
При вытягивании карнизов, поясков в круглых помещениях в правилах делают пропилы на половину толщины и сгибают в сторону пропилов. При вытягивании тяг с наружной стороны вместо правила можно навесить канат, примороженный гипсом. Для шаблона салазки и полозок делают вогнутым или выпуклым.
Штукатурные наличники криволинейной формы у оконных и дверных проемов могут быть тянутыми или гладкими. Наличники без тяг выполняются по приставным лекалам, вырезанным из широких досок, фанеры или ДВП по кривым, образующим форму наличника. В пространство между лекалами наносят раствор, который разравнивают и затирают.
Архитектурные детали оштукатуриваемых поверхностей (карнизы, тяги и др.) могут выполняться из сборных элементов. Способы крепления деталей назначаются проектом. В исключительных случаях допускается применение тяг сложного профиля.
Лепные работы
Лепные изделия, доставленные на стройку, должны быть готовыми к установке и не требовать дополнительной обработки.
Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штукатурки.
Архитектурные лепные детали фасадов устанавливаются одновременно с кладкой стен и закрепляются за арматуру, заложенную в конструкцию. Арматура должна быть защищена от коррозии. Способ крепления деталей должен предусматриваться проектом отделки фасада.
На наружных частях зданий лепные детали, как правило, должны изготовляться из цементных растворов. Гипсовые детали должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков водостойкими покрытиями (олифа, парафин).
Крепление архитектурных деталей должно производиться с соблюдением следующих требований:
а) легкие погонные и штучные гипсовые детали высотой до 10 см и бетонные до 5 см крепят к поверхностям простой присадкой (примораживанием) на гипсовом или цементном растворах;
б) детали среднего веса (гипсовые высотой более 10 см и цементные высотой более 5 см) крепятся на костылях, шурупах и пр., одновременно примораживая их на растворах;
металлические части крепления должны применяться из нержавеющего металла или оцинковываться;
в) тяжелые детали, изготовленные с каркасом из стальной арматуры, крепятся с ее помощью к основным конструкциям здания; способ крепления особо больших элементов должен указываться в проекте здания.
Камнерезные и облицовочные работы
Резной естественный камень применяется для декоративного убранства фасадов современных храмов в основном в карнизах, оконных наличников и обрамлений порталов входов. Внутри резной камень используется в основном в капителях колонн, а также при выполнении иконостасов и киотов.
Облицовочные плиты и камни изготовляются путем раскалывания или распиливания блоков-полуфабрикатов из природного камня.
Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта.
К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, пояски, карнизы, подоконные плиты, плинтусы и т. п.
Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей.
Растворы, применяемые для облицовочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверхности облицовки.
Стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, должны быть защищены от коррозии.
Наружные облицовочные работы должны производиться преимущественно одновременно с кладкой стен; при этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен.
Плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцинкованы или изготовлены из нержавеющей стали. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали.
Барельефы и горельефы должны монтироваться одновременно с облицовкой стен.
Облицовка мрамором панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц должна производиться до облицовки пола и ступеней.
Для облицовки фасадов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков и песчаников, белых мраморов, туфов и др.
В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования:
а) верхние грани всех выступающих гранитных деталей (карнизов, поясков, сандриков) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники;
б) уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитного цоколя необходимо перекрывать плитой;
в) верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия;
г) в местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допускаются.
Внутренняя облицовка природным камнем
Для облицовки поверхностей должны применяться плитные и профильные детали из мрамора и гипсового камня.
Фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом.
Облицовка стен должна выполняться до устройства покрытия пола.
Облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без заливки раствором. Смежные плиты рисунчатых мраморов подбираются по цвету и рисунку.
Плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ±0,5 мм. Швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня.
Заливка раствором зазора между облицовываемой конструкцией и плитами производится слоями за несколько приемов, во избежание смещения плит.
Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, керамики или дерева, допускающих мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего не скользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленоприклонениях во время богослужений.
При реконструкции храма и устройстве новых полов не рекомендуется устройство цементной стяжки, которая препятствует испарению влаги, которая может при этом концентрироваться в стенах, что приведет к появлению высолов, грибка и разрушению стен.
Мозаика
Для изготовления мозаик применяется смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.
В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу их полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «КЕРАБОНД» с добавлением дисперсии «ИЗОЛАСТИК» увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.
Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% от массы песка).
Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.
Окрасочные работы
Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.
Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30, ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ-161), фасадные краски на основе хлорсульфированного полиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загрязняются.
Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатуренных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Покрытия на основе известковых красок декоративны, отличаются яркостью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).
Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перетирают известью (известковым тестом), смешанной, с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар, следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2-2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15-0,2, вода не более 0,025-0,3 10 л.
Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35—40 г/л казеина.
При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.
При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под масляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грунтовкой
Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному основанию и натуральному камню. Как система, окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.
Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным малярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской отдельных участков (панелей, фризов, бордюров и т. п.) в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филенками или багетами с соответствующим образом подобранным цветовым тоном, объединяющим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.
Фресковая живопись
Фресковую роспись наносят на специальную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:
кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;
бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для использования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. В этом случае делают защитную облицовку с отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образованием воздушной прослойки толщиной 2. 3 см между бетоном и штукатуркой;
поверхности из природного камня — неплотного известняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепления со штукатуркой.
Для оштукатуривания под фреску применяют известковые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3 %. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция (СаСОз) около 99. 99,5 %.
Наполнителем для раствора служит промытый речной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.
Стена, предназначенная для фресковой живописи, сначала покрывается известково-песчаной штукатуркой толщиной слоя 3-4 см с шероховатой поверхностью. Следующий слой с мелкозернистым кварцевым песком, предназначенный под живопись щелочеустойчивыми пигментами на воде, накладывается на плоскость такого размера, какую можно записать за один сеанс до засыхания штукатурки. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных детали композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка. Те участки, которые не удались или не успели расписать, срезаются до нижнего слоя штукатурки с тем, чтобы возобновить операцию в следующий раз.
Золочение на лаковой основе
Этот вид отделки заключается в наклеивании на поверхность очень тонких листков чистого золота, так называемого сусального, или тонких листков, приготовленных из сплава металлов, называемого поталью.
Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота размером 72Х120 мм. Поталь укладывают также в книжечки по 100 листков в каждой размером 100Х100 или 150Х150 мм.
Сусальное золото применяют для наружных и внутренних отделок деревянных и металлических поверхностей, в том числе, крестов, глав, иконостасов и киотов; поталь — только для внутренних с обязательным покрытием бесцветным лаком, предохраняющим от потемнения.
Поверхности под золочение готовят так же, как под окраску масляными составами, но выравниванию и шлифованию поверхностей уделяют еще больше внимания, создавая безукоризненно гладкую поверхность. Металлические изделия тщательно очищают от пыли, раствора и коррозии и окрашивают два раза свинцовым суриком на масле. Иногда второй раз окрашивают под цвет золота, при этом рекомендуется для подцветки колера применять только золотистую охру, а не крон желтый, который очень часто является причиной потемнения позолоченной поверхности вследствие почернения крона от сероводорода. Золочение производят на масляном лаке «Мордан», который высыхает «от пыли» в течением 12 ч и сохраняет отлип не менее 24 ч.