тренировка фонационного выдоха начинается
Тренировка фонационного выдоха начинается
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций.
Статья:
Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций. Цель речевого дыхания заключается во взаимосвязи дыхания с артикуляцией и голосообразованием. Кроме того, правильное физиологическое и речевое дыхание способствует общему оздоровлению и является одним из элементов произвольной саморегуляции.
Как показывает практический опыт логопедии дети с нарушением речи не всегда перед началом фразы делают правильный вдох и зачастую начинают говорить с остаточного выдоха. Обучение диафрагмальному дыханию производится поэтапно (цикл упражнений подразделяется на фазы).
Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7. Начинать работу следует с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7.
В зависимости от возрастных и индивидуальных физиологических возможностей длительность вдоха и выдоха могут быть различны.
Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания
Постановка и развитие у детей речевого дыхания происходит на всех логопедических занятиях в процессе развития общеречевых умений и навыков. Данную работу можно структурировать следующим образом:
Постановка четырехфазного дыхания осуществляется в положении лежа на спине, желательно сразу после сна в хорошо проветренном помещении. Ребенок помещается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая — на грудь. Поверх логопед кладет свои руки. При выдохе слегка нажимают руками на область диафрагмы, далее на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» сначала диафрагму, затем грудную клетку. Ни в коем случае не следует переутомлять ребенка и не допускать резких действий.
В дальнейшем логопед контролирует правильность выполнения упражнения с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы верхний плечевой пояс находились в расслабленном состоянии. Дыхательное упражнение выполняют под счет до трех. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.
С детьми, имеющими ярко выраженные дыхательные расстройства, следует применять метод «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно наполняется вдыхаемым воздухом, отодвигая диафрагмальную мышцу вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил такое упражнение, можно поинтересоваться у него, удобно ли так дышать, и после чего вернуться к правильной технологии дыхания.
Дифференциация носового и ротового дыхания
После того как навык диафрагмального дыхания сформирован в положении лежа, затем сидя, выполняются следующие упражнения (по четырехфазной схеме).
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания можно тренировать при выполнении физических упражнений (махи руками, ходьба, легкий бег, наклоны, повороты туловища и др.)
Физиологическое дыхание осуществляется непроизвольно. Основная его функция — это выполнение газообмена в клетках тканей организма человека.
Отличие физиологического дыхания от речевого (таблица)
Фонационное, или речевое, дыхание отличается ритмикой. Если при физиологическом дыхании пропорции вдоха и выдоха соответствуют 1:1, то при фонационном происходят изменения в соотношении 1:10, 1:15.
Упражнения. Формирование речевого дыхания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование речевого дыхания
Нарушение речевого дыхания — один из постоянных признаков заикания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа:
1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания).
2. Формирование длительного фонационного выдоха.
3. Формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
В связи с тем, что у заикающихся поверхностное и недостаточно регулярное дыхание, а мышцы грудной клетки, особенно мышцы плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называется диафрагмальным. При таком типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.
Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа, оптимально — на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.
В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом нужно учитывать следующие методические указания.
1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом при этом связаны с наклоном вниз.
4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА
Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.
Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.
Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.
Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют туловище вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.
Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много.
У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.
Тренировку речевого дыхания можно проводить в положении лежа на спине. Пациентам предлагают расслабиться. Ладонь одной руки они кладут на область диафрагмы. Специалист обращает их внимание на движения передней стенки живота при естественных вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе опускается соответственно движению передней стенки живота.
После того как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, то же упражнение повторяют в положении стоя: нужно положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.
Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься.
Длительность и силу выдоха можно тренировать в процессе следующих упражнений:
1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох на 4-5-6-7-8 до 15).
2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), длительность выдоха контролируется секундомером.
3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр.
Силу диафрагмального выдоха помогают тренировать упражнения: «Задуй пламя свечи» и др.
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания следует тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Успешно используется при постановке диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.
Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)
Развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха — основа развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных.
После того как пациенты освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе а—о—.
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: а—о—у— и (эталон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.
Формирование речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.
Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок.
При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольников»
Елизавета Медведева
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольников»
Физиологическое и фонационное дыхание
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов, а также детей с хроническими заболеваниями лор-органов.
Дыхательные и голосовые упражнения
Цель дыхательных упражнений – формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей и у детей с патологией лор-органов необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и как следствие, речь приглушенная: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, что часто приводит к нарушению плавности речи (ребенок вынужден «добирать» воздух по середине фразы).
Развитие дыхания включает в себя работу над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, то и осуществляется на логопедических, музыкальных и физкультурных и других занятиях (сначала без речи – формируется физиологическое дыхание, а затем с речью – воспитывается речевое дыхание).
Работа над дыханием может предварять пение песен (муз. занятие, а может быть и самостоятельным видом работы на других занятиях и во время закаливающих процедур. Ниже предлагаются упражнения на развитие диафрагмально–брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Сначала дыхательные упражнения выполняются лежа (в этом положении легче правильно дышать, держать паузу, а затем в положении сидя, стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх; если сидит или стоит – выдвигаться вперед, при выдохе живот должен втягиваться.
(Рекомендуется проводить во время закаливающих процедур после дневного сна).
В фонетической ритмике используется следующие исходные упражнения для автоматизации дыхания, коррекции неправильного физиологического дыхании:
встать, ноги вместе руки опущены, встать, ноги вместе, левую руку положить на область диафрагмы, правую отвести в сторону. Это помогает сконцентрировать внимание на работе мышц дыхательного аппарата. В дальнейшем дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо, влево, наклонами и поворотами головы. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Начинать необходимо с 3 – 4-х поворотов. Часть упражнений сопровождается счетом, а другая часть может выполняться под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ кратким пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка.
Упражнения на развитие физиологического дыхания
«Поиграем животиками»
Вариант 3. То же, но в положении сидя на стуле.
Упражнения с дозированным сопротивлением
Вариант 1. Дыхание в положении лежа на спине с дозированным сопротивлением, которое оказывают руки педагога, расположенные в области живота (в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки).
Вариант 2. Дыхание в положении лежа с укладыванием на область живота (его верхнего квадрата) мешочка с песком весом 0,5-1 кг
Вариант 3. То же, но с использованием надувных игрушек, мячей.
Вариант 2. Дети принюхиваются к воображаемому предмету (имитируют щенка, ищущего лакомство, котенка, почувствовавшего опасность, и т. д.).
«Носик и ротик поучим дышать!»
Ребенок учится контролировать вдох и выдох, осуществляя их разными способа-ми: вдох и выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот, вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю, вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.
Сделав вдох через нос, ребенок постепенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Выдох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается, правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.
Сначала педагог показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щек, так чтобы игрушка (плоскостной утенок, выполненный по принципу палатки) заскользила (побежала) по поверхности стула или стола, но не упала. Потом каждый ребенок делает то же самостоятельно.
«Дуем, дуем, задуваем!»
Вариант 2. Дети встают в круг, держа в руке пособие, руки опущены. На вступление поднимают руки и плавно покачивают ими над головой в такт музыке.
На сильную долю каждого такта I части дети дуют на пособие.
На такты // части бегут по кругу на носочках, держа пособие перед собой («летят» за ним).
Когда упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания будут освоены, переходим к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, правая выполнять плавное простое движение в воздухе. Затем движения сопровождаются более сложными двигательными сериями.
Упражнения на развитие фонационного дыхания
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку (до 1 секунды, а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).
«Клубок для котенка»
Дети имитируют наматывание звуковой нитки на клубок с пропеванием гласных звуков. В процессе автоматизации звуков предлагаем ребенку наматывать ниточку на клубочек и тянуть согласные звуки: с, з, ш, ж, р.
Детям дают задание называть цвета, числа, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и так далее (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.
Педагог показывает детям, как можно изменить высоту голоса, произнося по слогам фразу: «Вот иду я вверх (голос повышается, вот иду я вниз (голос понижается)». Упражнение выполняется как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Пение песен, чистоговорок
Пение очень полезно для детей: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, певческую интонацию и слуховые и мышечные ощущения. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.
Игры на развитие физиологического дыхания «Осторожные птицы». Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы» Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.
Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Упражнения для развития дыхания для младшего дошкольного возраста 1. Снежинки Возьмите кусочек ваты, порвите её на маленькие (кусочки) снежинки. Положите маленькие снежинки на одну руку (на обе руки). Снежинки.
Тренировка фонационного выдоха начинается
Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».
Логопед показывает упражнение целиком.
Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони.
С детьми, которые не могут соединить «быстрые вдохи» с движениями, проводится индивидуальная работа.
«раз» – наклон вперед, «быстрый вдох», слегка выпрямиться;
«два» – наклон вперед, «быстрый вдох»;
«три», «четыре», «пять» – исходное положение, выдох.
Рис. 17. Упражнение «насос»
III этап Развитие фонационного выдоха
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Примерная продолжительность этапа – восемь недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: «нюх-нюх» и поем: «А-А-А. » (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А).
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех.
Следите за моими руками».
Вначале рука логопеда быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».