тренировка на мечах как называется
Как овладеть древней техникой фехтования на мечах?
Общее для всех культур — широкое прочное лезвие, прочная рукоять и простая гарда. Все техники фехтования объединяет превалирование рубящих ударов перед колющими.
История фехтования на мечах
Такое фехтование называется историческим.
Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.
В зависимости от задач отличалась техника фехтования. Короткий меч римского легионера работал совершенно иначе, чем акинак древнего скифа.
Короткий меч
Применялся для работы в стеснённых условиях массового боя, в плотном строю. Самые знаменитые представители этой группы — римский короткий меч, шотландский палаш.
Малый вес и прочность предоставляют возможность вести бой долго при средней физической подготовке.
Одноручный
Предназначался как для боя в пешем строю, так и для кавалерийских схваток. Преимущество — малый вес и манёвренность, длина лезвия позволяла повысить радиус поражения. Примеры: каролингский меч, греческий ксифос, скифский акинак.
Полуторный
Большая часть ударов была рубящими, так как орудие применялось для прорубания тяжёлых доспехов. Применялись короткие колющие тычки без замаха — инерция удара приводила к нарушению равновесия.
Двуручный
Как называется меч в Японии
Знаменитые японские клинки разных размеров покорили мир своей функциональностью и качеством. Японское фехтование кендо — завоевало адептов во всем мире.
Различается много видов японских мечей. Самые распространённые из них: длинный — катана, средний — танта и короткий — вакидзаси.
В зависимости от времени и места произведения длина и форма лезвия, вид гарды, рукояти значительно различаются.
Традиционное японское фехтование основано на балансе тела, коротких и точных рубящих и колющих ударов.
Простые и эффективные приёмы боя оттачивались много столетий феодального противостояния, которое закончилось сравнительно недавно. Многочисленные школы восточных единоборств бережно хранят историческое наследие, и японское фехтование признано одним из самых эффективных.
Где можно пройти обучение бою
Современное спортивное фехтование сильно отличается от традиционных техник и берёт начало с дуэлей более лёгким оружием: саблей, рапирой и шпагой. Научиться драться можно в следующих случаях:
Участие в клубах исторической реконструкции. Активисты этого движения старательно изучают приёмы боя для применения их в турнирах и состязаниях.
Знаний накапливается всё больше, и опытные рыцари охотно делятся ими с одноклубниками.
Сколько стоят уроки
В зависимости от местонахождения и требований к оборудованию цены могут отличаться. Экипировка стоит от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.
Внимание! Услуги тренера иногда доходят до 50—100 долларов за занятие, тренировки в клубах значительно дешевле.
Настоящих фанатов исторической реконструкции цена не пугает — многое из оборудования создаётся своими руками или заказывается у знакомых мастеров и кузнецов.
Полезное видео
Ознакомьтесь с видео, в котором демонстрируются принципы фехтования одноручным мечом.
О выборе подходящего снаряжения
Кендо. Виды и особенности. Правила и соревнования. Снаряжение
Кендо переводится с японского языка как «путь меча». Это единоборство берет начало из боевых искусств древних самураев, таких как кэндзюцу. Поединок кендоистов напоминает фехтование на мечах. В нашей стране дисциплина имеет официальный статус спортивной и входит в соответствующий реестр. Сегодня организовано движение за включение единоборства в Олимпийскую программу.
Историческая справка
Среди наиболее известных можно выделить:
В конце 18 в. фехтование мечом оформилось современное кендо, но официальным годом рождения дисциплины признается 1920 г. Название единоборству было дано Обществом боевых добродетелей Большой Японии, возникшем в 1895 г. ради возрождения древних обычаев самураев. По инициативе Общества в школах Японии стали проводить уроки фехтования. В 1970 г. сформировалась Международная федерация, членами которой стали около 50 национальных ассоциаций со всей планеты. Под ее эгидой проходят мировые и континентальные соревнования. В разных странах мира регулярно проводятся национальные первенства.
Что представляет собой кендо
Кендо предусматривает 2 вида ударов:
Режущие удары в этом единоборстве полностью отсутствуют, что является еще одним принципиальным отличием от кэндзюцу.
Ката
Это специальные упражнения, выполняемые учеником («сидати») в паре с учителем («утидати»). Они необходимы для освоения техники ударов, необходимых интервалов между нападениями, а также правильных движений корпусом. Кроме того, благодаря им развивается чувство собственного достоинства воина. Всего упражнений ката 10 и выполняются они без защитного снаряжения.
Кендо предусматривает обязательную аттестацию спортсменов, в которую также входит и Ката.
Правила боя
Поединки проходят на ринге в форме квадрата со стороной 9-11 м. Пол площадки покрывается досками, а границы обозначаются клейкой лентой белого цвета.
Сражение проводится между двумя противниками, в том числе на групповых состязаниях.
Регламент боя таков:
Продолжительность поединка для взрослых спортсменов и юниоров различна: для первых — 5 мин., для вторых — 3-4 мин.
Камаэ
Этим термином называют 3 позиции, которые спортсмен занимает во время сражения:
Это основные позиции, которые допустимы в бою. В ката помимо них применяются и другие. Особого внимания заслуживает расстановка ног кендоистов: правая перед левой на расстоянии кулака, причем левая выступает опорной, с нее выполняется атака на соперника.
Судьи
Коллегия судей в кендо состоит из трех человек. У каждого из ни имеются красный и белый флажок (в соответствии с лентами на спинах соревнующихся спортсменов). Если прием фехтовальщика признается результативным, каждый из судей поднимает вверх соответствующий флажок. Если мнения совпали у двух судей из трех, бойцу присуждается балл.
Судья вправе приостановить поединок, провозгласив «Ямэ!». Это возможно, если:
Оценки
Как было сказано выше, для победы в сражении достаточно получить один балл. Он носит название «иппон» и присуждается за эффективный прием.
Главными критериями для признания его таковым выступают:
Именно одновременное выполнение всех этих условий и является выражением единства тела, духа и меча воина. А в этом и состоит главный принцип кендо.
Нарушение правил
К таковым относятся:
Если спортсмен дважды допустил нарушение правил в ходе боя, судьи начисляют одно очко его противнику, что, соответственно, приводит к поражению.
Экипировка кендоиста
— сгибается в области рукоятки;
— сделан из неплотного материала;
— имеют разный диаметр по всей своей длине.
— «мэн» — защита головы, горла и плеч, состоящая из широкой тканевой полосы, закрывающей голову от плеча до плеча, решетки из металла из 15 перекладин (1 вертикальной и 14 горизонтальных), закрывающей лицо, а также круга из плотного материала, дополнительно защищающего область горла;
-«до» — защита туловища, состоящая из кожаного нагрудника и основной части из полос бамбука, которые соединены между собой полосками из кожи;
-«котэ» — защита рук и предплечий. Включает в себя тонкие кожаные рукавицы и полоски стеганого материала, закрывающие предплечье. Эти два элемента соединяются в области запястья, что обеспечивает сгибание кисти;
-«тарэ» — защита живота и бедер. Состоит из широкого стеганого пояса, 5 защитных пластин, скрепленных полосками кожи. На средней пластине крепится небольшой мешочек из ткани («зеккен»), на котором указывается имя владельца, клуб, в котором он состоит, государство, которое он представляет;
-«тенугуи» — тонкое полотенце 95 x 35 см., которое повязывают под «мэн». Оно впитывает влагу, защищая от попадания пота в глаза и натирания головы. На такие полотенца наносят символику клубов или национальных федераций. Ими по обычаю обмениваются ученики школ кендо.
Бой с мечом. Что нужно знать новичку?
Не забудьте сделать небольшую разминку для рук, для этого возьмите в обе руки по мечу и просто помашите ими из стороны в сторону — как ножницы. Через некоторое время попросите напарника побросать в вашу сторону небольшие ветки, а вы этими «ножницами» их отбивайте. Очень важно выучить такое упражнение как «восьмерка»: для этого просто поводите перед собой руку, как бы описывая данную цифру (вертикальную — «8» и горизонтальную — ∞); когда более-менее привыкнете, возьмите в руку меч — и запомните, что в этом упражнении первостепенно должно работать плечо, а не предплечье, и тем более не кисть. Неплохо перед упражнениями несколько раз отжаться или подтянуться, можно пройтись на руках. Чрезвычайно важно размять запястье, поскольку, как показывает практика, оно травмируется чаще всего.
Дальше следует начать отрабатывать удары. Лучше всего для этого подойдет «балда» — блок автомобильных покрышек (внешне он будет похож на большую боксерскую грушу и вешать его надо на таком же расстоянии от земли). Примите правильное положение: ноги чуть согнуты, вытянутую руку с мечом поднять на 45 градусов, затем согнуть в локте под прямым углом. С этого положения наносите удары по балде, пока не устанете. Можно задачу усложнить и передвигаться вокруг цели в разных направлениях. Очень эффективно проходит тренировка с балдой, когда с другой стороны удары наносит другой человек.
Вот и настал час самого боя. Это самое важное во всей тренировке — здесь вы получаете возможность как можно лучше выработать реакцию на неожиданные удары; развить силу, ловкость, дыхание; научиться улавливать мимолетные предпосылки движений вражеского удара; отточить свою технику владения мечом, убирая лишние движения. Стремитесь и не бойтесь участвовать в сражениях с более сильным противником — сначала будет трудно, но зато ваше обучение будет идти гораздо эффективнее. В бою есть свои нюансы:
1.Следите за ногами — очень важно в них не путаться и вовремя занять удобную позицию относительно противника, чтобы можно было удобнее размахнуть руками, ослабить напряжение, а главное, быстро изменить положение при атаке, отражении удара или отступлении.
2. Больше двигайтесь. Прыгайте, приседайте, где есть возможность (даже падайте и кувыркайтесь), обходите противника с разных сторон, быстрее меняйте положение меча. Вымотайте и запутайте соперника, но главное — не выдохнитесь сами.
3. Используйте обманные движения — замахнитесь в одном направлении, а ударьте в другом, «сыграйте» искусственное падение.
5. При схватке с несколькими противниками вы должны знать (чувствовать затылком, можно сказать), что у вас происходит за спиной. Ведь «на войне как на войне» — атака сзади не запрещена.
Вот то основное, что надо знать человеку, задумавшему начать тренироваться с мечом. Это очень красивое, оригинальное и полезное занятие, но никогда не забывайте о своей безопасности — используйте защиту и следите за своим состоянием; своевременный отдых будет только полезен. Берегите себя, удачи в бою!
«А что же чудища у наших дверей, подлые останки Сопряжения? Тролли, трупоеды, волколаки? Воздели ли мы меч против них или возложили эту ношу на других? На тех, кто зовется ведьмаками — на заблудших детей, обученных волжбе, чьи тела искажены богопротивными ритуалами. И они борются с чудовищами, хотя не отличают добра от зла! Искра человечности давно уже угасла в них… Да, с годами их все меньше. Но и поныне они бывают в наших краях, за деньги выполняя свою кровавую работу, позоря нас самим своим существованием!»
— Неизвестный жрец Вечного Огня, введение игры Ведьмак 3: Дикая Охота
Hello everybody, меня зовут Speedfull и добро пожаловать. И сегодня мы познакомимся с одними удивительными персонажами из книг Анджея Сапковского и игр от разработчиков «CD Projekt RED».
“Потом говорили, что человек этот пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот. Он шел, а навьюченную лошадь вел под уздцы. Надвигался вечер, и лавки канатчиков и шорников уже закрылись, а улочка опустела. Было тепло, но на человеке был черный плащ, накинутый на плечи. Он обращал на себя внимание.”
— Анджей Сапковский, Ведьмак, книга Последнее желание и Меч предназначения
Так мы и познакомились с удивительной кастой людей именуемой ведьмаками. Рассказывающей о группе искусственных мутантов прошедших специальную подготовку, владеющие невероятными способностями. Магией, изменяя природу вещей, влияя на людей и по щелчку пальцев создавая огонь. Алхимией, древней наукой создания уникальных эликсиров и улучшения ведьмачьих способностей, которые были внедрены в них еще после прохождения ими в детстве испытания трав. Ну и самое главное конечно — это фехтование и умение владеть мечом, лихо уворачиваясь, танцуя в пируэтах отвлекая и используя различные синистры и декстеры, нанося смертельные раны, как против людей, так и против разных монстров.
Но сегодня мы поговорим именно о боевом стиле ведьмаков и насколько он реалистичен в реальной жизни. А вы бы хотели стать ведьмаком? Изгоем, путешествующим из города в город, в поисках контрактов на убийство заморских чудовищ или обезумевших людей. Привлекать прекрасных дев и рубя супротивников как скот, ибо никто в реакции, ловкости и мастерством клинка не сравнится с великими Ведьмаками. Если это не Бонарт или Вильгефорц, но это уже совсем другая история.
Если помните, Весемир, глава Ведьмаков школы Волка не был могучим экспертом магии или алхимии, а в первую очередь был искусным фехтовальщиком и мастером охоты на чудовищ с серебряным мечом. И сегодня мы проанализируем физическую подготовку ведьмаков, их тренировки, суть и аналоги в реальной жизни. Два клинка: серебряный и стальной и их место за спиной. И конечно самое главное фехтование, его эффективность против людей и зверей. Или как там Геральт говорил, нужно тренироваться каждый день, чтобы не потерять форму. Так что начнем с необходимой регулярной физической подготовки, чтобы стать ведьмаком.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Практически каждый представитель ведьмачьей профессии в книгах или играх имеет худощавое, жилистое телосложение – эктоморфное. (Да Лето из Гулеты под стероидами передает привет) По итогам анализа источников описывающих физическую подготовку ведьмаков можно понять, что упор должен делаться на кардио-тренировки для улучшения работы сердечно-сосудистой системы:
— Сжигания калорий и повышение тонуса мышц
— Улучшения работы дыхательной системы
— Меньше жира — больше мышц, вот наш девиз
— Рацион питания должны составлять продукты ускоряющие обмен веществ (метаболизм) и способствующие набору мышечной массы. То есть по больше белка и сложных углеводов. И кушать часто, но немного.
Также нужно обратить внимание на тренировки ног легко атлетичного стиля, но они слишком завязаны на прямолинейности. А вот футбольные или баскетбольные тренировки с переходами резко с одной стороны в другую будут идеальны. Так как движения ног — самая важная часть тренировки. А также гимнастика, в особенности на бревне для улучшения координации, добавляя препятствия, как и маятники в ведьмаке.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАЛЬНОЙ И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕЧИ
И начнем с ношения ведьмачьих мечей за спиной. И да первым делом их нельзя достать, так как это делает Геральт, из-за ограничений длинны рук человека. Хотя есть пару фокусов. Но вообще, зачем нужно носить меч за спиной, есть ли в этом какой-то смысл, кроме эстетического удовольствия?!
Также немецкие наёмники-ландскнехты имели на вооружение двуручные мечи цвайхендеры, иногда длиной до высоты человеческого роста, которые носили за спиной на широком ремне, но все же чаще всего цвайхендеры носили на плече, хоть это и дискуссионный вопрос. Выхватывать такой меч из-за спины, конечно же, невозможно.
В принципе, вот и весь ответ. Из-за спины можно выхватить лишь относительно короткий меч — В походах, меч вполне можно и нужно тащить на спине.
Но что насчет серебряных мечей, есть ли в них смысл? Серебро слишком мягкое для меча, но как Геральт и говорил, что обычный серебряный меч красивый, но годится только для витрины. А настоящие серебряный ведьмачьи мечи делают только из сплава серебра и других металлов. Из этого уже можно сделать достойный клинок. А почему именно серебро? В фольклоре и легендах металлу серебру приписывались немалые благие, защитные силы. С его помощью, если верить легендам, можно было и творить волшебство, и исцелять, и отгонять демонов, и убивать упырей, вампиров и оборотней. Одна из этих легенд основана на правде: серебро действительно обладает лечебными, а вернее — антисептическими свойствами. Вода или другой напиток, оставленный в посуде из серебра, долго не протухает, а если такой водой промывать раны, вероятность инфекции уменьшится. А такая растворимая соль серебра, как ляпис, и поныне используется как антисептик (и средство для сведения бородавок). Однако в фэнтези серебро — больше, чем просто «медицинский» металл: это самый благой и светлый из всех металлов, с помощью которого можно защититься от любого сверхъестественного зла. Иногда такими свойствами обладает не всякое серебро, а только какое-то особое (часто называемое «лунным серебром», или «алхимическим»), но в большинстве случаев годится любое.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: СУТЬ ВЕДЬМАЧЬЕГО СТИЛЯ
Ну и теперь вишенка на торте или зачем мы здесь все сегодня собрались. Фехтование, и прежде чем я начну рассказывать особенности ведьмачьего фехтования, его тренировки, эффективности нужно раскрыть один очень важный аспект ведьмачьего стиля боя. Однажды после неудачного боя Геральт долго размышлял причины своего поражения, все пируэты, финты и движения, но, в конце концов, пришел к выводу, что не нужно было и вовсе вступать в бой. Да мы поговорим о подготовке, ибо в этом состоит суть ведьмачьего боя.
Может стоит разделить фехтовальную систему ведьмаков на две части?
— Основа, базис — не привязанная к анатомии противника. В книгах Сапковского при описании боя ведьмака часто упоминаются финты, пируэты, так может основа этой системы — движение, маневр, уклонение. И вообще удары некоторых монстров порой невозможно и опасно блокировать, например из-за различий в силе.
— Надстройка — эдакие плагины, набор приемов и движений, под конкретного монстра, созданный с учетом особенностей анатомии зверюги. В итоге соединяя эти части мы в каждом конкретном случае получаем неповторимый стиль боя, заточенный под конкретного монстра.
Если это так — то основная задача обучения ведьмака — освоение своих способностей и овладение специфическим подходом к бою — сражаться не против клыков, когтей или хвостов, а против анатомии и, как следствие, против особенностей движения противника. Ну и библиотека плагинов — куда же без неё. Но помимо этого хорошему ведьмаку (а плохой ведьмак — быстро становиться мертвым) нужны и мозги, а точнее умение быстро «раскусить» анатомию ранее неизвестного противника, более того, при встрече с таким монстром задача ведьмака измениться с простого «убийства» на «возврат с информацией и по возможности убийство». И здесь на первый план выходит подготовка и узнавание любыми способами максимума информации о чудовище.
ЧАСТЬ ЧЕТЫРЕ: НЕПОСРЕДСТВЕННО ФЕХТОВАНИЕ
Но все же такой подход слишком обширен и давайте найдем некоторые общие идеи ведьмачьего стиля боя с реальными боевыми искусствами. В первую очередь юные охотники на чудовищ долгие годы упражняются в фехтовании и работе ног, доводят до автоматизма движения и вырабатывают рефлексы, которые впоследствии, соединенные с нечеловеческой скоростью, позволяют им выходить победителями практически из любых схваток. Кроме того, все ведьмаки учатся акробатическим трюкам, пируэтам и вольтам, которые используют в бою. Разные ведьмачьи школы преподают разные стили фехтования и учат полагаться на разные факторы в бою.
Но сравнительно недавно один человек помог мне найти прекрасный выход в нахождении схожей школы единоборства и это Тай-цзи-цюань. Это направление боевого искусства удивительным образом напоминает главный завет ведьмаков — большую часть противников невозможно одолеть с помощью грубой силы, а значит надо быть быстрым, плавным и непредсказуемым, уметь использовать силу противника против него самого. Кроме того Тай-цзи-цюань позволяет раскрыть внутренние резервы бойца, дающие возможность наносить удары чудовищной разрушительной силы даже человеку средней или худощавой комплекции. Помимо рукопашной схватки идёт обучение битве на коротких палках, с шестом и мечом, но именно последнее наиболее интересно.
Когда мастера этого искусства спрашивают, как называется боевое искусство, которое он преподает, то он обычно отвечает, что это Тай-цзи-цюань. Хотя это не совсем правильно, потому что принципы Тай-цзи-цюань являются стержнем, вокруг которого построена его система, но не её единственной составляющей. Так что это за принципы? Они очень схоже с теми, которые пропагандирует широко известное сейчас Айки-до – использование силы и энергии противника против него же самого, победа над грубой физической силой благодаря мягкости и податливости, а так же раскрытие новых возможностей у бойца, за счет иного, не привычного для неподготовленного человека, способа владения своим телом.
Но перейдем к самим тренировкам приемов ведьмака. Я не эксперт в фехтовании, но благодаря Алану из канала «Swords Path» и друзьям фехтовальщикам я более менее объективно рассмотрел приемы ведьмака из игр, так как мы можем их видеть. В частности наиболее эффектными являются Вихрь, тренировка Цири/Эскеля и тренировка Геральта Путь Волка. Показывающие главные навыки, которыми нужно овладеть это пируэт и финт, быстро разворачивать тело с мечом, и быстро перекладывать в руках меч для большой обманности, эффектности и надеюсь эффективности, но об этом позже. Если хотите узнать больше, то добро пожаловать на канал нашего дорого друга из Польши «Swords path».
И теперь об эффективности боевых приемов в бою против человека на примере Исторического фехтования, или «HEMA» и конечно игры «Ведьмак 3», так как здесь мы можем более примерно проанализировать боевые навыки, так как мы их видим в отличие от книг:
— Динамика в игре очень плавная, для лучшего ощущение зрителем. Но в настоящем бою все же нужна резкость и неожиданная смена скорости удара для внезапности.
— Также еще Ведьмак в игре использует очень короткие удары, когда в фехтовании нужно использовать максимум длинны своего меча.
— Размашистые удары. Да, фишка всех блокбастеров, еще так джедаи делали, если помните. Но с «HEMA» ничего общего не имеет, ибо там все завязано на полу ударах, чтобы всегда держать противника на расстояния кончика меча. А с другой стороны если взять польских или казацких саблистов с их переходящими размашистыми ударами то становится страшно, а если у противника еще и кошачьи глаза, да еще и супер ловкость, то точно пора валить.
И в конце еще небольшие две ремарки: в 2014 году на крупнейшем в мире турнире по историческому фехтованию победил поляк, который не использовал ни одной техники из «HEMA». А первый учитель Алана, профессионал по «Историческому Фехтованию» был самоучка с размашистыми и не эффективными ударами, как он сначала думал. То есть их техника не идеальна, но их рефлексы и натренированность некоторых приемов на одном из самых высоких уровней. Прибавьте к этому навыки ведьмака и мы получаем ультимативного воина какой бы он стиль не использовал.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: МЕЧИ ДЛЯ ОХОТЫ
И последнее мечи в охоте на чудовищ. И сделаем небольшой экскурс в историю, чтобы потом не спрашивали. Это кто же такой на охоту с мечом идет. И мы не будем отвечать, что не было у нас ни лука, ни копья. Значит, оставался только меч. Но все же признаю, тем луком и стрелами, копьями и дротиками оно существенно увеличивает шансы охотника добыть зверя, шансы которого выжить, естественно, уменьшаются.
Но все же в Германии в XV-XVII веках был некий кабаний меч.Кабаний меч несколько отличается от боевого собрата. Характерной его чертой является расширенное острие, напоминающее чем-то острие копья, насаженное на клинок. Нужно отметить, что кабаньи мечи могли себе позволить, разумеется, далеко не простые смертные. Так известно, что с кабаньими мечами охотился император Священной Римской империи Максимилиан I. Как и серебряный клинок ведьмаков не просто сделать, поговаривают даже, что эти клинки обычные мечи как макароны крошат, а кто их знает.
— А кто самый лучший фехтовальщик на свете? — Я знал многих, которые считали себя лучшими… — Хотелось бы знать, кто они, такие фехтовальщики. И где их найти… — Где найти-то я знаю… — Ну и где же? — На кладбищах…
Анджей Сапковский, книга Кровь эльфов
Да, настоящее фехтование смертельно и это не игра, в которой можете запустить последнее сохранение, это жизнь. Ведьмаки каждый раз встречаются с вилохвостами, оборотнями и лучшими убийцами. И каждая битва может оказаться последней для них. И только благодаря магическим знакам, эликсирам, улучшенным рефлексам, супер зрением. Они всегда на шаг впереди противника. Но мы с вами уважаемый читатель обычные люди, а суть ведьмачьего стиля в подготовке. Каждый противник это новая партия, предугадывание и жизнь с чистого листа. Так что путь ведьмака это вечное развитие и приспосабливание к новым противникам. И никогда не знаешь, что приключится завтра. И даже великому воину Геральту не стоит недооценивать противника. Ибо сегодня ты можешь победить самого могущественного человека, а завтра тебя может прирезать обычный крестьянин. Ну а я с вами не прощаюсь, а увидимся на просторах становления Ведьмака в более загадочной сфере их ремесла.