три основные характеристики учения как вида деятельности

Характерные черты учения как вида деятельности

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

·Сущность понятия «деятельность».

·Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.

·Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.

·Особенности деятельности человека.

·Отличие деятельности человека от активности животного.

·Значение труда в жизни человека.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

·Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

·Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

·Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).

·Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

·Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

·Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.

·Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект—субъект—мотив —цель — средства—процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

·Целесообразность (нужность, необходимость)

·Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.

·Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.

·Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)

·Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)

·Нацеленность на результат и получение его.

·Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

·производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;

·государственная (деятельность представителей органов власти);

·политическая – участие люде в политической жизни страны;

·военная – защита страны;

·интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;

·художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

·Наличие определённых правил для той или иной игры

·Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)

·Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)

·Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

·Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.

·В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.

·Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.

·Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Особенности деятельности человека.

·Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.

·Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.

·Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.

·Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.

·Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.

·Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

·Деятельность может носить творческий характер.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Учение и его структура. Знания и действия как предмет и результат учения.

Учение – это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий. В процессе учения происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным.

Проблема учения является междисциплинарной; соответ­ственно она может рассматриваться с разных позиций, Й. Лин­гарт намечает следующие девять аспектов (позиций) рассмотре­ния

С позиции биологии учение представляет собой адаптацион­ный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, при­способление, регуляция (непосредственная, генетически обус­ловленная и «косвенная» от окружающей среды).

С позиции физиологии учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов выработки условных рефлексов, за­кономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, положительной и от­рицательной индукции, доминанты), аналитико-синтетической деятельности мозга.

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического разви­тия. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным из­менениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

С позиции социологии учение рассматривается как фактор со­циализации, как условие связи индивидуального и обществен­ного сознания. С этой позиции рассматриваются различные фор­мы социального управления образовательными системами, в ко­торых осуществляется учение.

С позиции аксиологии, этики учение рассматривается как про­цесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.

С позиции кибернетики учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризу­ющейся управлением по каналам прямых и обратных связей, вы­работкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.

С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъ­ективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как ос­нова формирования логического мышления, выработки обоб­щенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного матери­ала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения.

С педагогической позиции учение рассматривается в таком контексте, «где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения по­требностей общества условий, долженствующих обеспечить на­иболее эффективную передачу общественного опыта.

Проведенный И.И. Ильясовым системный по­следовательный анализ основных концепций учения для выяв­ления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях в то же время вскрыл и все многообра­зие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливается различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок. Согласно И.И. Ильясову, учение рассма­тривается как:

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштей­на учение рассматривается как приобретение знаний, умений, на­выков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств). П.Я. Гальперин определяет учение как усвоение зна­ний на основе совершаемых субъектом действий. По Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, учение представляет собой специфиче­ский вид учебной деятельности, а по теории А.Н. Леонтьева учение (наряду с игрой и трудом) — тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до 15—16 лет), но и в русле которой формируется сама личность уче­ника, его интеллект, частные виды деятельности. Учение рассма­тривается как

Учение включает в себя: состав, свойства, связи, факторы, условия.

СОСТАВ: процесс (отработки: осмысление и восприятие) и результат (знания: состав и свойства, сдвиг в личности, умения: состав и свойства, сдвиг в познавательном развитии) СВОЙСТВА: результат, деятельность и степень напряжения.

СВЯЗИ, ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ: психологические внутренние (психические и физиологические: познавательные и личные), педагогические явления (технологии обучения: содержание и процесс, личность учителя, сверстники).

ЗНАНИЯ: свойства и состав знания: формы и содержание. Предметное содержание: о природе, обществе, духовном мире человека; категориальное содержание: знания о свойствах, составе и связях объектов и процессов; логическое содержание: понятия, их определения и классификации, утверждения и законы, выводы и доказательства и др.; эпистемологическое содержание: эмпирические и теоретические знания. Формы существования знаний – образная и знаковая (языковая (родной язык), символическая, схематическая, модельная).

ТИПЫ ЗНАНИЯ О ДЕЙСТВИИ: мера полноты знания о действии (есть знание о всех компонентах), мера обобщенности знания о действии, способы получения знания о действии (могут даваться со стороны в готовом виде или самостоятельно). Восемь типов знания о действии (делятся на основании полноты-неполноты, обобщенности-конкретности, готовом виде-самостоятельности):

СВОЙСТВА ЗНАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ:

Процесс учения: Старается понять содержание этих знаний (усвоить) и действовать, закрепление, контроль. Понимание: задействована познавательная сфера. Восприятие и осмысление. Типы понимания: репродуктивное (ситуация информационного метода), продуктивное. Существует 5 познавательных операций: анализ (разделение и выделение), абстракция, обобщение (объединение в логический класс объектов), синтез (объединение как частей в целое), знаково-символические операции (использование знаковых средств для переработки информации).

3 аспекта учения:

Учение как процесс имеет следующую структуру:

1. Структура учения:

2. Свойства:

3. Факторы: Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения

2. Внешние: зачем, почему, как учить? Отсюда — цель учения.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

три основные характеристики учения как вида деятельности. Смотреть фото три основные характеристики учения как вида деятельности. Смотреть картинку три основные характеристики учения как вида деятельности. Картинка про три основные характеристики учения как вида деятельности. Фото три основные характеристики учения как вида деятельности

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

Особенности деятельности человека.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Деятельность человека.

Активность животного.

Значение деятельности в жизни человека.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

ЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерах

ЕГЭ «общество и человек» задание № 26 на примерах

Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Пояснение.

В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:

1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);

2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);

3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать примеры:

1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий);

2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти);

3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на

общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например:

1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений);

2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма);

3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний);

4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе);

5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

1) угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;

3) демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.

Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

Пояснение.

Содержание вер­но­го ответа (допускаются иные фор­му­ли­ров­ки ответа, не ис­ка­жа­ю­щие его смысла).

В от­ве­те могут быть ука­за­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны следующие ха­рак­те­ри­сти­ки учения как вида деятельности:

— наличие субъ­ек­тов деятельности (учащихся и учителя);

— наличие объ­ек­та деятельности (изучаемого предмета);

— нацеленность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний и умений;

— использование ком­плек­са методов уче­ния (решение задач, ла­бо­ра­тор­ная работа и др.) и пре­по­да­ва­ния (проблемный метод, лек­ция и др.);

— использование средств обучения (учебник, атлас, ра­бо­чая тетрадь).

Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война);

3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления социальной функции науки, например:

— социальное развитие и управление;

Могут быть названы другие проявления.

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

— учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества. Могут быть приведены иные уместные примеры

Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1)создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него;

2)создание средств нападения дальнего действия;

3)строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:

— свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

— транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

— новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества.

Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

Пояснение.

Естественный потребности: потребности в пище, отдыхе, жилище, воспроизводстве рода, одежде. Без их удовлетворения человек (человечество) погибнет.

Примерами удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида могут быть: поиск новых съедобных растений; изобретение разных способов приготовления пищи; изготовление теплой одежды в холодном климате и т.д.

Приведите три примера проявления человека как личности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены три примера проявления человека как личности, допустим:

— школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционную воскресную игру в футбол с друзьями, просмотр развлекательных телевизионных передач, продемонстрировав нацеленность на поступление;

— человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед;

— несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял крещение, стал посещать богослужения в храме

С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим

1) образование позволяет человеку получить престижную профессию, высокооплачиваемую работу ( Николай И. закончил технический вуз и пошел работать инженером-электронщиком)

2) образование дает человеку формирует знания, умения, компетенции (рабочий Н. в 20-е гг смог поступить на рабфак и впоследствии стать ученым)

3) образование духовно, нравственно развивает человека (обучаясь в музыкальной и художественной школах Василий Н. вырос образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки);

Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать примеры влияния, допустим:

1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим);

2) влияние образа жизни семьи (в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу);

3) влияние профессиональных занятий родителей (Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров)

С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

Пояснение.

Можно привести следующие примеры:

примеры протекания процесса социализации человека:

— в детстве ребенок общаясь с родителями, слушаясь бабушку начинает понимать иерархию в группе, осваивает нормы поведения и взаимоотношений;

— играя в школе в «войну», один из детей стал командиром, осваивая таким образом роль лидера;

— подросток, решил стать футболистом, нашел себе кумира в лице известного спортсмена, интересуется его жизнью, купил футболку с его именем, старается во всем ему подражать.

Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие процесс социализации.

Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены две функции науки, проиллюстрированные примерами:

-производственная (ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство)

— прогностическая (экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных, в связи со строительством производственного комплекса)

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинно и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

— под­лин­ны­ми потребностями являются, например: по­треб­но­сти в пище, тру­до­вой деятельности.

— мни­мы­ми потребностями являются, например: по­треб­но­сти в курении, алкоголе.

указаны по­след­ствия их удовлетворения:

— удо­вле­тво­ре­ние подлинных по­треб­но­стей побуждает че­ло­ве­ка к ак­тив­ной жизни, спо­соб­ству­ет его са­мо­со­вер­шен­ство­ва­нию без на­не­се­ния ущерба дру­гим людям, природе.

— удо­вле­тво­ре­ние мнимых по­треб­но­стей ведет к фи­зи­че­ской и ду­хов­ной деградации личности, на­но­сит ущерб при­ро­де и обществу.

Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Указаны три функции общения и приведены примеры их иллюстрирующие, допустим:

1) функция передачи информации (коммуникативная) (например, друзья по переписке в социальной сети «Одноклассники» рассказали друг другу о проведенном летнем отдыхе и новых впечатлениях от поездок);

2) функция взаимоприятия, взаимопонимания (перцептивная) (например, оказавшись вместе в командировке, представители разных конфессий смогли найти много общего в своих взглядах, преодолеть былые стереотипы, мешающие пониманию);

3) функция совместной деятельности, взаимодействия (интерактивная) (например, коллеги по работе в фирме сообща выработали предложения по преодолению кризисной ситуации и осуществили их в практической деятельности, добившись увеличения прибыли).

Могут быть приведены другие примеры

Все формы и на­прав­ле­ния культуры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты элитарной куль­ту­ры вполне могут стать ча­стью культуры массовой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры массовая и народная.

Проиллюстрируйте лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми взаимосвязь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми формами культуры. (Сначала за­пи­ши­те иллюстрируемую взаимосвязь, затем кон­крет­ный пример.)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Приведены про­ил­лю­стри­ро­ван­ные примерами вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми формами культуры, допустим:

1) связи между на­род­ной и мас­со­вой культурой (например, сю­же­ты и мо­ти­вы старинных рус­ских былин стали ос­но­вой для со­зда­ния мультипликационных филь­мов о трёх богатырях; ме­ло­дии народной ир­ланд­ской музыки ис­поль­зу­ют­ся в твор­че­стве рок-группы Ю-ту; на­род­ный орнамент и эт­ни­че­ский стиль в одеж­де широко ис­поль­зу­ют­ся современными мо­де­лье­ра­ми и т. д.);

2) связи между эли­тар­ной и мас­со­вой культурой (например, ка­мер­ная классическая му­зы­ка может ис­пол­нять­ся в по­пу­ляр­ной аранжировке; опер­ные арии часто ис­пол­ня­ют­ся на кон­цер­тах поп-певцами и т. д.);

3) связи между на­род­ной и эли­тар­ной культурой (например, мно­гие стихотворения ве­ли­ких поэтов про­шло­го и со­вре­мен­но­сти содержат фольк­лор­ные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), ком­по­зи­то­ры используют фольк­лор­ные мотивы при со­зда­нии классических про­из­ве­де­ний (творчество М. Глинки)).

Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции искусства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

2) компенсаторная (утешительная): люди по­сред­ством искусства об­ре­та­ют утешение, пси­хо­ло­ги­че­ский комфорт, под­держ­ку (например, по­э­зия И. Брод­ско­го помогла жен­щи­не обрести уве­рен­ность в себе, найти от­ве­ты на жиз­нен­ные вопросы);

3) коммуникативная: про­из­ве­де­ния искусства по­мо­га­ют людям общаться, на­хо­дить общие ин­те­ре­сы (например, по­се­тив выставку со­вре­мен­ной живописи, мо­ло­дой человек нашёл новых дру­зей и единомышленников);

4) воспитательная: ис­кус­ство прививает эс­те­ти­че­ские чувства, фор­ми­ру­ет культуру по­ве­де­ния (например, читая книги, по­се­щая картинные галереи, му­зы­каль­ные концерты, мо­ло­дой человек обрёл чув­ство прекрасного, осво­ил способы по­ве­де­ния в обществе).

Приведите три при­зна­ка постиндустриального (информационного) общества, про­ил­лю­стри­ро­вав каждый из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три при­зна­ка информационного об­ще­ства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) расширение про­из­вод­ства малосерийных из­де­лий (например, вме­сто массового стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го производства мно­гие производители се­год­ня стремятся удо­вле­тво­рить максимально раз­но­об­раз­ные запросы потребителей, ори­ен­ти­ру­ют­ся на осо­бый спрос, подтверждение: раз­но­об­ра­зие моделей со­то­вых телефонов); 2) увеличение чис­лен­но­сти занятых в сфере услуг (например, бла­го­да­ря новым тех­но­ло­ги­ям и из­ме­не­ни­ям в ха­рак­те­ре труда вы­сво­бож­да­ет­ся время, ко­то­рое человек готов по­тра­тить на своё здо­ро­вье и досуг, боль­ше людей ор­га­ни­зу­ют спа-салоны, фитнес-клубы, ра­бо­та­ют в туризме);

3) многие люди се­год­ня стремятся по­ки­нуть мегаполисы, стре­мясь жить за го­ро­дом (например, спе­ци­а­ли­сты могут ра­бо­тать на до­маш­нем компьютере, пе­ре­сы­лая выполненные ра­бо­ты по Интернету).

Мораль яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции морали и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции морали и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

может быть приведён кон­крет­ный пример: уче­ни­ки старшего клас­са школы по­мо­га­ют младшим школь­ни­кам перейти улицу.

может быть при­ве­ден конкретный пример: во время войны со­зна­ние моральной право­ты помогло со­вет­ским людям по­бе­дить фашистов.

может быть при­ве­ден конкретный пример: ученик, глядя, как его од­но­класс­ник подложил кноп­ку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кноп­ку убрал.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са глобализации.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие по­след­ствия и примеры:

— Гло­ба­ли­за­ция имеет чи­стый по­ло­жи­тель­ный эф­фект на ми­ро­вую экономику. Осво­бож­де­ние от правил, ко­то­рые пре­пят­ству­ют гло­ба­ли­за­ции поз­во­лят день­гам дви­гать­ся более свободно.

— Общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чит­ся в связи с тре­бо­ва­ни­я­ми глобализации. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии де­ла­ют мир теснее.

— Гло­ба­ли­за­ция упро­ща­ет для людей до­ступ к информации, од­но­вре­мен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­че­ство новой, интересующей, до­ступ­ной ин­фор­ма­ции для каж­до­го жи­те­ля планеты.

— Когда-то, огра­ни­чен­ная юрис­дик­ция была по­ме­хой в пре­сле­до­ва­нии пре­ступ­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в дру­гой стране. Уже сей­час из-за меж­ду­на­род­ных судов, эти пре­ступ­ни­ки боль­ше не могут за­про­сить по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в за­ру­беж­ной стране, они будут вы­дво­ре­ны и стра­ны или предо­став­ле­ны пра­во­су­дию в ко­то­ром они со­вер­ши­ли преступление.

С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те про­яв­ле­ние роли об­ра­зо­ва­ния в жизни со­вре­мен­но­го общества. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те пример, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он иллюстрирует.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

— пе­ре­да­ча зна­ний под­рас­та­ю­ще­му поколению. (Ученики в школе по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мый ми­ни­мум знаний)

— вос­пи­та­ние (Учреждения об­ра­зо­ва­ния за­кла­ды­ва­ют ос­но­вы личности);

— под­го­тов­ка кад­ров (Профессиональное об­ра­зо­ва­ние го­то­вит кадры для экономики)

Индийский экс­перт по про­бле­мам ни­ще­ты и го­ло­да Амар­тия Сен, быв­ший ранее про­фес­со­ром Гар­вард­ско­го университета, стал ла­у­ре­а­том Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти эко­но­ми­ки за вклад в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской тео­рии благосостояния. Учёный изу­чал рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов в обществе. Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет его деятельность? На­зо­ви­те любые иные две функ­ции науки и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть сле­ду­ю­щие элементы:

1) названа со­ци­аль­ная функция науки;

2) другие функ­ции науки:

Назовите любые два от­ли­чия на­уч­но­го по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обыденного) по­зна­ния и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из этих от­ли­чий примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. На­зва­ны два от­ли­чия научного по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обыденного).

-Для на­уч­но­го познания ха­рак­тер­ны специальные ме­то­ды исследования.

-Для опи­са­ния научных фактов, фор­му­ли­ро­ва­ния теорий в науке ис­поль­зу­ет­ся специальный язык.

2. Про­ил­лю­стри­ро­ва­ны примером.

— Для изу­че­ния бактерий в мик­ро­био­ло­гии могут ис­поль­зо­вать­ся такие методы, как на­блю­де­ние и опи­са­ние и эксперимент, в ре­зуль­та­те которого на­кап­ли­ва­ет­ся эмпирический материал, не­об­хо­ди­мый для даль­ней­ше­го исследования.

— В фи­зи­ке такие по­ня­тия как масса, скорость, время и др. имеют специальные, стро­го определенные обозначения, ис­поль­зу­е­мые в формулах, при опи­са­нии процессов.

С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те роль об­ра­зо­ва­ния в раз­ви­тии личности. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те пример, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он иллюстрирует.

Пояснение.

1. От­лич­ная учеба в уни­вер­си­те­те и бле­стя­щая за­щи­та ди­плом­ной ра­бо­ты поз­во­ли­ли сту­ден­ту А. по­сту­пить в ас­пи­ран­ту­ру и про­дол­жить за­ни­мать­ся наукой. Об­ра­зо­ва­ние опре­де­ля­ет со­ци­аль­ный ста­тус человека.

2. Зна­ния и навыки, по­лу­чен­ные за пе­ри­од обу­че­ния в школе и уни­вер­си­те­те сфор­ми­ро­ва­ли у че­ло­ве­ка ши­ро­кий кругозор, поз­во­ли­ли ему чи­тать на­уч­ную литературу, при­ни­мать уча­стие в дис­кус­си­ях по слож­ным вопросам. Об­ра­зо­ва­ние фор­ми­ру­ет ин­тел­лект человека.

3. Изу­че­ние ис­то­рии Оте­че­ствен­ной войны 1812 г., по­се­ще­ние с клас­сом музея-заповедника «Бородинское поле» поз­во­ли­ло уча­щим­ся гор­дит­ся по­дви­га­ми своих предков. Об­ра­зо­ва­ние помогает ин­ди­ви­ду определять свою граж­дан­скую позицию, быть пат­ри­о­том Родины.

Приведите три при­ме­ра про­яв­ле­ния об­ще­ствен­но­го про­грес­са в раз­лич­ных сфе­рах жизни общества.

Пояснение.

Правильный ответ может со­дер­жать примеры:

1) рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда и объёмов произведённой в стра­не Z продукции;

2) уста­нов­ле­ние де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма в стра­не Z вме­сто ав­то­ри­тар­но­го режима;

3) об­нов­ле­ние учеб­но­го про­цес­са в стра­не Z, его компьютеризация, тех­ни­че­ское переоснащение;

4) раз­ви­тие науки и тех­ни­ки и их пре­вра­ще­ние в мощ­ный фак­тор со­ци­аль­но­го раз­ви­тия (новая бы­то­вая техника, сред­ства связи, транс­порт и т.п.);

5) мо­дер­ни­за­ция со­вре­мен­но­го ки­но­ис­кус­ства (новые воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи звука и изображения).

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания:

1) вос­про­из­во­ди­мость и про­ве­ря­е­мость по­лу­чен­ных зна­ний (пример: учёный-физик, про­ве­дя эксперимент, то есть со­здав условия, в ко­то­рых по­лу­чен какой-либо на­уч­ный результат, дол­жен быть в со­сто­я­нии по­вто­рить его и убе­дить­ся в его истинности);

2) объ­ек­тив­ность (пример: выводы, ко­то­рые де­ла­ет учёный-историк, изу­чая зна­че­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ско­го деятеля, не долж­ны за­ви­сеть от его сим­па­тии или ан­ти­па­тии к этому деятелю);

3) ло­ги­че­ская вза­и­мо­связь раз­лич­ных эле­мен­тов на­уч­но­го зна­ния (учёный-экономист вы­дви­га­ет ги­по­те­зу о ме­ха­низ­мах меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го сотрудничества, ос­но­вы­ва­ясь на ранее до­ка­зан­ных тео­ри­ях в сфере эко­но­ми­ки и дру­гих наук)

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа современной образовательной политики в РФ.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы принципы и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) гуманистический характер образования (например, во многих субъектах РФ образовательные организации оборудуются c учётом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются программы инклюзивного образования);

2) право личности на свободное развитие (например, большинство организаций общего образования предлагают большую программу дополнительных занятий, кружков, секций и т. п.);

3) общедоступность образования (например, в РФ общее образование‚ среднее профессиональное образование и высшее образование (на конкурсной основе), а также значительное число услуг дополнительного образования бесплатны для граждан);

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины и фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.

Приведите любые примеры трёх профессий, для которых умение вести диалог, умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы профессии и даны пояснения, например:

1) журналист (некоторые журналисты работают в жанре ток-шоу, круглого стола и т. п., берут интервью);

Могут быть приведены примеры других профессий, даны другие объяснения

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим:

1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;

2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);

4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса.

1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII B.);

3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала ХХ в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной)

Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:

1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;

2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;

3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.

Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем. приведите пример.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие критерии общественного прогресса:

1) совершенствование средств связи (например, следующая последовательность развития: непосредственная коммуникация, знаковое письмо, радиосвязь, всемирная паутина, мобильная связь);

2) уровень организации производства как условие повышения производительности труда (например, следующая последовательность развития: отделение производства от семейно-хозяйственной сферы, возникновение крупного общественного производства, разукрупнение предприятий, сочетание «работы на дому и работы в офисе»);

3) степень свободы человека в обществе (например, следующая последовательность развития: скованность сословными рамками феодального общества — борьба за права личности в период становления буржуазного общества — становление гражданского общества в наш

Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства.

Пояснение.

Утверждение может быть проиллюстрировано следующими примерами:

1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции;

2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории

Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.

(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:

— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;

— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;

2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:

— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;

— писатель создал новый роман.

Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности:

1) нацеленность на обнаружение объективных законов действительности (например, законы Кеплера, Архимеда);

2) целенаправленный и преимущественно рациональный путь познания со специфическими методами (например, сознательное выдвижение учёными гипотез, их проверка в ходе научного эксперимента, систематизация и анализ результатов);

3) доказательность, обоснованность полученных результатов (например, доказательства теорем в математике)

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.

Пояснение.

Могут быть приведены такие примеры:

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;

4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.

Могут быть приведены другие примеры.

Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать два положения, каждое из которых проиллюстрировано соответствующим примером, допустим:

1) запросы практики служат стимулом развития тех или иных областей знания (например, развитие земледелия стимулировало необходимость накопления агротехнических знаний);

2) в ряде случаев практика выступает критерием истины (например, гипотеза о том, что Земля имеет форму шара, подтвердилась кругосветными путешествиями).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *