троице гледенский монастырь великий устюг иконостас
Откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся светский иконостас с зеркалами?
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Древний и богатый
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. Земельные наделы по Сухоне и Югу у него были огромные. Монастырь вел большую хозяйственную деятельность, торговал зерном, лесом и солью, получал колоссальные прибыли, платил огромные налоги. Он владел мельницами, речными судами, многими пашнями, сенокосами и скотом, хлеб монахи возили на продажу в Холмогоры.
Вся ранняя история Троицкого монастыря неразрывно связана с историей города Гледена, который был уничтожен в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Темного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.
Монастырь долго, вплоть до XVIII века, был деревянным. Во второй половине XVII века и в начале XVIII он полностью обновил свои храмы: заменил деревянные постройки каменными зданиями, наполнил их иконами, книгами, дорогой серебряной утварью, расшитыми золотными и жемчужными нитями покровами, плащаницами и облачениями, во всех храмах были возведены высокие резные позолоченные иконостасы. Монастырская звонница обрела полный состав звона — огромные многопудовые колокола.
Троицкий собор
В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.
Иконостас на столичный манер
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Это гордость Великоустюгского музейного комплекса, частью которого является Троице-Гледенский монастырь. Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже… зеркала!
Да-да, судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.
Картуши и короны
Еще одна интересная деталь оформления Троицкого иконостаса — резные витые рамки-«картуши». Это тоже визитная карточка тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт (легенды на картах, то есть списки условных обозначений с объяснением, было принято писать в картушах). Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах, вот резчики и перенесли знакомый им элемент в иконостас Великоустюжского монастыря.
Вообще, Троицкий иконостас выглядит как очень «светский»: даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.
Возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами деревянный Троицкий иконостас — это действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря и Великого Устюга, но и всего Русского Севера, потому что в этом иконостасе соединено сразу много всего: и живопись, и скульптура, и удивительный декор, и местные северные традиции, и «модные» европейские и столичные «тренды» своего времени.
Монастырь третьего класса
С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это, вероятно, в большей степени связано со снижением урожайности, а также с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: завершалась секуляризация земель и вводилось штатное расписание. Троице-Гледенский был зачислен в число монастырей 3-го класса (количество монахов — не более 12, содержание монастыря в целом — 950 рублей в год, по тем временам — совсем небольшие деньги); почти все вотчины его были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина «следствие опасности от сноса водой по близости фарватера рек Сухоны и Юга» монастырь был упразднен.
Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго.
Долгий путь к возрождению
В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.
В начале 1980-х годов здания переданы музею.
11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с водоосвящением источника у церкви Иоанна Устюжского.
16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам в монастыре служатся молебны.
Как добраться: Монастырь находится в четырех километрах от Великого Устюга, официальный адрес: село Морозовица, ул. Центральная, 122. Поездом дальнего следования надо доехать до Котласа, оттуда от автовокзала автобусом Котлас — Великий Устюг. От автовокзала в Великом Устюге — либо пешком, либо автобусом 104, либо на автомобиле.
Важно: Троицкий собор, главная достопримечательность монастыря, открыт для посетителей только в летний период.
Гледенский иконостас
Вид с горы Гледен в сторону Великого Устюга.
Троицкий собор монастыря. 1659 год.
Барочный иконостас 1772-1785 гг.
Прототипом Гледенского иконостаса стал иконостас Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого. За рисунком с него ездили в 1773 году.
Царские врата Троицкого собора и Зачатьевского собора. 1762-1764 гг.
В 1772 году были закуплены «сто кряжей липы», краски, листовое золото и осетровый клей.
За работу взялись резчики из Тотьмы братья Тимофей и Николай Богдановы.
Золочение и раскраску скульптур проводил Петр Лабзин с артелью.
Евангелисты на Царских вратах.
Интересно, что сначала фоном для сидящих евангелистов служили зеркала. Потом зеркала, как светский дворцовый материал, были убраны.
Распятие с предстоящими.
Южная дьяконская дверь.
Сень над дьяконской дверью.
Ангелы, херувимы, серафимы.. за этим богатством не сразу увидишь живопись икон.
В 1776 году над иконами начал работать устюжанин Алексей Колмогоров. По договору за 3 года он должен был написать 53 иконы. Умер Колмогоров в 1780г., написав большую часть икон. Работу продолжили другие устюжские мастера.
Икона местного ряда «Троица».А. Колмогоров. 1778г.
Икона местного ряда «Собор трех святителей», А.Колмогоров, 1777г.
Пристенные иконы Николай Чудотворец и Троица Ветхозаветная созданы в XVII веке. Очевидно, они перенесены в новый иконостас из старого иконостаса ХVII века.
Троице-Гледенский монастырь
На правом берегу Сухоны, в месте слияния ее с рекой Юг, находится Троице-Гледенский монастырь. И от названия, и от облика этого архитектурного памятника веет древностью. Имя свое монастырь получил по главному храму – Троицкому собору, освященному в честь Святой Троицы, и по названию города Гледен, существовавшего на этом месте несколько столетий назад. Согласно летописям, древнейшее укрепленное поселение устюжан было основано здесь в конце XII века владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо. По одной из версий, название «Гледен» на языке местного финно-угорского населения означает «местность при устье реки», по другой, происходит от славянского слова «глядень» – место, откуда далеко видно. С высокого берега действительно видно на 26 километров вокруг – и сам Устюг, и наступающий на него неприятель были как на ладони. Какое-то время Устюг и Гледен сосуществовали, а в XV столетии Гледен был разрушен вятчанами во время междоусобных войн. Город после разрушения так и не оправился, а монастырь, один из старейших на Русском Севере, сохранился и до наших дней.
Монастырь этот всегда был небогатый, хотя в лучшие годы владел 60-ю деревнями, 8-ю мельницами, скотом, имел в Устюге лавку и двор. Монахи с выгодой торговали зерном и солью, держали лодочную переправу – русло Сухоны тогда подходило намного ближе к монастырю, чем сейчас. После секуляризации, проведенной Екатериной II во второй половине XVIII века, монастырское имущество перешло государству, а сама обитель получила финансирование по смете. У монастыря не хватило средств достроить каменную стену вокруг: с двух сторон она так и осталась деревянной и со временем разрушилась. Монахов становилось всё меньше, и в 1840 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен. Возрожден он был в 1911 году уже как женский. В годы революции игуменья, чтобы спасти монастырь, объявила его сельскохозяйственной коммуной, однако и та была закрыта в 1925 году.
В советское время на территории монастыря находились и лагерь для спецпереселенцев, и санаторий для больных туберкулезом костей, и колония для малолетних правонарушителей, и дом престарелых. Когда в 1970-е годы их перевезли в интернат в Красавино, территория была отдана музею, на плечи которого легла работа по сохранению монастыря и его знаменитого иконостаса.
Пятиярусный позолоченный иконостас Троице-Гледенского собора – жемчужина не только монастыря, но и всей великоустюгской земли. В 1920-е годы музейные работники во главе с Николаем Бекряшовым встали на защиту этого уникального произведения искусства конца XVIII века, и собор с иконостасом, в отличие от других построек монастыря, был передан в ведение музея. Выполнен он в стиле елизаветинского барокко. Строился иконостас на пожертвования – сам монастырь не мог позволить себе такое дорогое украшение. Деревянная рама иконостаса украшена богатой резьбой – над ней работали резчики из Тотьмы, а иконы, написанные с западноевропейских гравюр, созданы устюжскими художниками. После многих лет бедности и запустения (собор стоял без стекол, открытый дождю и ветру, а на иконостасной раме вили гнезда голуби) в 1970-х годах иконостас был отреставрирован, и сегодня за его состоянием следят музейные работники.
Сам Троицкий собор, центральное сооружение монастыря и древнейшая из его построек, был возведен в XVII веке на средства богатых устюжских купцов Босых. Стоящий на высоком подклете величественный пятиглавый храм производит торжественное и строгое впечатление, его шатровая колокольня смотрится нарядно. Она расположена необычно для храмов того времени – не на углу основного объема собора, а симметрично, прямо над западным его крылом. В XVIII веке в монастыре появились другие каменные здания: Тихвинская церковь с трапезной палатой (трапезную позднее соединили с собором крытыми переходами) и Успенская больничная церковь. С высокого берега, на котором стоит монастырь, и сегодня, как сотни лет назад, открывается панорамный вид на Великий Устюг и на устье Сухоны и Юга, дающих начало Северной Двине.
Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122.
Великоустюгский музей-заповедник
Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.
Троице – Гледенский монастырь
Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ворота Троице-Гледенского монастыря
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата.
Троицкий собор (XVII в.)
Троицкий собор (другой ракурс)
Тихвинская церковь с трапезной палатой (середина XVIII в.)
Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей
и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан.
Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения.
Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни.
Троицкий собор знаменит также своим пятиярусным резным иконостасом 18 века, одним из лучших в русском декоративном искусстве. Иконостас выполнен тотемскими мастерами братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Помимо тонкой резьбы колонн и картушей, иконостас украшен барельефными фигурами евангелистов и херувимов.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.