троицкая церковь князе владимирского монастыря

Храм для Рюриковичей

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

Филимонки — поселок в Подмосковье, с недавних пор включенный в так называемую «Новую Москву». Но село это далеко не новое. Первые упоминания о нем относятся еще к началу XVII века. С тех пор кому только не принадлежали Филимонки — князьям Щербатовым, Черкасским, Голицыным и прочим не менее знатным фамилиям.

Усадьба предположительно появилась в XVIII столетии, но в начале XIX века была основательно перестроена генерал-майором Дмитрием Измайловым, в ту пору владевшим Филимонками. Он воздвиг господский дом в стиле ампир, разбил липовый парк и велел выкопать пруды. В общем, имение идеально вписалось в стиль провинциального классицизма. Существует легенда, согласно которой здесь останавливался Наполеон во время отступления из Москвы.

Позже Филимонки купил герой войны 1812 года князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский. Представители фамилии и основали монастырь. Род этот, кстати, был более чем знатным. Святополк-Четвертинские, ополяченные литовцы, вели происхождение от Рюрика — через князей туровских и пинских. Предком своим считали Святополка Изяславича, того, что правил в Киеве в XI–XII веках. Его имя и прибавили к фамилии Четвертинские, образованной от Четвертни — вотчине на Волыни. К прославленному роду, среди прочих, принадлежал Гедеон, митрополит Киевский, признавший верховенство Московского патриарха.

Семью погибшего вывезли в Петербург, и Екатерина II взяла ее под личное покровительство. В итоге Святополк-Четвертинские заняли видное положение. Вдова князя Колетта Адамовна стала статс-дамой, сыновья: Густав — тайным советником, Константин — действительным статским советником. Борис, крестник императрицы, во время войны 1812 года командовал 1-м конным казачьим полком, а при Николае I пожалован в шталмейстеры двора Его Величества. Но в Петербурге известнее были дочери Святополк-Четвертинского, Жанетта и Мария, — сначала фрейлины Екатерины, а затем фаворитки императора и великого князя.

Мария — первая красавица столицы, вышла замуж за Дмитрия Нарышкина, одного из богатейших людей своего времени, которого превратила в главного рогоносца империи. На протяжении 15 лет она была фактически второй женой Александра I, регулярно рожая от него детей — нескольких дочерей и сына. Хотя насчет последнего у света имелись сомнения — поговаривали, что он от графа Гагарина, с которым ветреная полька изменяла и мужу, и венценосному любовнику. Как бы то ни было, все отпрыски получали фамилию Нарышкина, а сам он превратился в нарицательного персонажа. Кстати, в знаменитой анонимке, полученной Пушкиным, поэт провозглашался «заместителем» Нарышкина.

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

Брат Четвертинских, Борис Антонович, тоже был известен любовными похождениями, к тому же слыл необыкновенным красавцем. Но позже остепенился и женился, говорят, по большой любви, на княжне Надежде Гагариной — дочери Прасковьи Юрьевны, известной московской красавицы и первой русской воздухоплавательницы. Борис Антонович и приобрел имение в Филимонках. Правда, жил он в основном в Москве, там же и умер.

Его сын, Владимир Борисович, задумал построить в Филимонках храм — ныне знаменитую Троицкую церковь. До сих пор доподлинно неизвестно, кто является зодчим уникального сооружения. Одни источники называют француза Жюльена Тибо, другие — Петра Карловича Козиха. Уникальность же храма заключается в том, что его невозможно отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. В двухэтажной церкви и пристроенной 53-метровой пятиярусной колокольне можно найти и веяния готики, и черты древнерусского зодчества, и элементы византийской и романской архитектуры. Нижний престол освятили в 1861 году в честь Сергия Радонежского, верхний — во имя Живоначальной Троицы — лишь в 1868-м.

В 1891 году сестра Владимира Борисовича, княжна Вера, основала здесь Князе-Владимирский женский монастырь — дабы увековечить память о спасении Александра III и его семьи во время крушения императорского поезда. В 1900-х около Троицкого храма, в котором находилась усыпальница Святополк-Четвертинских, была построена Успенская церковь.

В советское время монастырь закрыли. В Троицком храме, как водится, устроили склад. Усыпальницу князей разорили — могилы вскрыли, святыни растащили. Позже на территории монастыря открыли психоневрологический интернат №5, существующий и поныне.

В 1994 году Троицкую церковь возвратили верующим. А в 2007-м храм включили в программу по восстановлению памятников истории и архитектуры, после чего здесь и начались реставрационные работы.

Источник

Храм Троицы в Филимонках. До и после реставрации (Фоторепортаж)

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

Сильно пострадавший в советское время Троицкий храм Князе-Владимирского женского монастыря – объект культурного наследия XIX века – нуждался в серьезной реставрации. Разрушенными оказались алтарь, купол, стены и арки.

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

В 2007–2014 годах Министерство культуры России профинансировало работы по сохранению храма за счет средств федерального бюджета по проекту «Историческая память» в рамках ФЦП «Культура России».

Выполнена реставрация кирпичной кладки, реставрация барабана, белокаменного декора, кровельные работы, фасады, реставрация металлических элементов, реставрация крыльца южного и северного, реставрация полов и интерьеров храма, объект сдан под ключ.

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

Освящение

Торжественное освящение возрожденного Троицкого храма в селе Филимонки совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В мероприятии принял участие министр культуры Владимир Мединский.

Как сообщил министр, Минкультуры «считает абсолютно необходимым реализовывать подобные проекты. На такое благородное дело мы найдем средства даже в условиях сокращения финансирования».

По его словам, «за последние три года выделено почти 12 млрд рублей на реставрацию объектов религиозного назначения – это больше 500 объектов по всей стране. И уже в этом году планируется направить почти 6 млрд рублей на 213 объектов».

Источник

Филимонки. Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках.

Троицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть фото троицкая церковь князе владимирского монастыря. Смотреть картинку троицкая церковь князе владимирского монастыря. Картинка про троицкая церковь князе владимирского монастыря. Фото троицкая церковь князе владимирского монастыря

Статьи

Троицкая церковь бывшего Князе-Владимирского монастыря у усадьбы Филимонки. Двухэтажная церковь, находящаяся в километре от усадебного дома, построена в 1855-1861 гг. по проекту Ж.Ф. Тибо. Заказчиками были князья Святополк-Четвертинские, владевшие в это время усадьбой. Начинал строить Б.Б. Святополк-Четвертинский, завершила строительство его сестра Вера Борисовна. Нижний престол был освящен в 1861г. в честь Сергия Радонежского, верхний, Троицкий, освящен в 1888 г. Архитектура здания сочетает черты древнерусского, византийского, романского зодчества. Высокая четырехярусная колокольня до сих пор возвышается над окружающей застройкой и видна со всех сторон на большом расстоянии. В 1891г. здесь был учрежден женский Князе-Владимирский монастырь. В 1900г. построена еще одна, Успенская церковь по проекту А.А. Латкова в псевдорусском стиле. Обе церкви были закрыты в 1930-х гг., завершения разобраны, Троицкая церковь и колокольня частично разрушились.

Церкви сейчас находятся на территории психоневрологического интерната. В 1994г. Троицкий храм передан верующим, но остается в почти руинированном состоянии.

В XVIII в. усадьба Филимонки принадлежала семейству князей Святополк-Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Владимир Борисович начал строительство в Филимонках двухэтажного храма по проекту архитектора П.К. Козиха. В 1861 г. нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1868 г. был освящен верхний, Троицкий престол. Завершила строительство храма, а также соорудила высокую пятиярусную колокольню Вера Борисовна Четвертинская. Она увековечила чудесное спасение царской семьи при крушении поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в своем имении женской обители, названной в память о брате княжны в честь равноапостольного великого князя Владимира.

В 1891 г. обитель была учреждена. Вера Борисовна до 1893 г. являлась ее настоятельницей. Через год она скончалась и похоронена в обители, в семейном склепе. Долгое время В.Б. Четвертинская содержала доктора для бесплатного лечения всех нуждавшихся. Множество крестьян получали от нее ежемесячные пособия. Ее сестры: княгиня Надежда Борисовна Трубецкая, основательница Братолюбивого общества, и княгиня Наталья Борисовна Шаховская, основательница общины сестер милосердия «Утоли моя печали», — пожертвовали для монастырского храма иконостас красного дерева. 15 июня 1893 г. настоятельницей Князе-Владимирского женского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Елена Астапова).

В 1894 г. в нижнем храме был установлен новый иконостас, храм освящен после ремонта. В конце XIX в. рабочие Даниловской мануфактуры неоднократно прибывали в обитель на богомолье, принося в дар иконы и хоругви, лампады и подсвечники.

В советское время монастырь был закрыт, Троицкий храм сильно пострадал. В подклете были устроены склад и столярная мастерская дома инвалидов.

Второй храм монастыря — в честь Успения Пресвятой Богородицы — трехпрестольный, построен в начале 1900-х гг. по проекту архитектора А.А. Латкова. Храм также был закрыт в советское время и подвергся разрушениям. Все деревянные постройки монастыря уничтожены, сохранился только каменный корпус келий.

В 1994 г. Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. Началось восстановление. Придел прп. Сергия Радонежского.

Из буклета «Церковь Живоначальной Троицы в Филимонках». История памятника. 2015г.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №71, 2014 г.

В границах территории «Новой Москвы», а ещё не так давно Ленинского района Московской области, сохранились остатки древней обители Князе-Владимирского мужского монастыря. В 20 столетии постройки монастыря занимали различные социальные учреждения, последним из которых стал психоневрологический интернат № 5. Архитектурной доминантой комплекса является белоснежный объём Троицкой церкви – выдающегося произведения русской архитектуры второй половины XIX века, возрождённый из руин в результате полномасштабных ремонтно-реставрационных работ 2007-2014 гг.

Старинное имение Филимонки известно с последней четверти XVI века, но своего рассвета усадьба достигает с 1820-х гг., когда почти на сто лет попадает во владение княжеского рода Святополк-Четвертинских. Борис Антонович Святополк-Четвертинский – представитель древнего литовского княжеского рода, по одной из исторических версий происходящего от литовского князя Гедемина. Молодой князь Борис был выписан с сестрами в Петербург после убийства их отца Антона Владимировича в Варшаве в 1794 г., помещен в кадетский корпус и вскоре произведен в офицеры. Вся семья Четвертинских пользовалась благоволением императрицы Екатерины II, а затем императоров Павла и Александра I. Князь Четвертинский – активный и блистательный участник наполеоновских войн с самого их начала. В кампании 1805 г. Четвертинский состоял при графе Голенищеве-Кутузове, награждён орденом св. Георгия 4-й степени за личное мужество. В кампании 1807 г. Четвертинский числился в Александрийском гусарском полку и находился при фельдмаршале графе Каменском, награждён за отличие при Фридланде. В 1812 г. Борис Антонович был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А. Дмитриева-Мамонова. В 1813 г. Б.А. Четвертинский вышел в отставку. У Бориса Антоновича и его жены Надежды Федоровны, урожденной Гагариной (1791-1883), было девять детей.

Ещё в 1852 г. имение Филимонки числится за княгиней, но уже вскоре здесь становится хозяином их сын – князь Владимир, а стареющие родители окончательно поселяются в Москве. Князь Владимир Борисович (1824-1859) был женат на О.Н. Гурьевой. Именно желание княгини Ольги Николаевны устроить в родовом имении храм, подобный пещерному храму в честь явления Черниговской иконы Богоматери в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры со склепом для родовой усыпальницы, стало поводом строительства новой усадебной церкви на правом берегу реки Ликовы, напротив усадебного дома. Вот как повествует об этом событии изданная в 1895 году брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «… Однажды прогуливаясь с супругом по лесу, при селе Филимонках, княгиня нашла это место похожим на расположение Гефсиманского скита и снова убедительно просила князя Владимира Борисовича, в случае смерти похоронить её не в селе Валуеве, а именно на этом месте, в склепе построенного нового храма…».

В 1855 г. княгиня скончалась. А безутешный супруг поспешил исполнить ее последнее желание и заложил в сельце Филимонках величественный двухэтажный храм с усыпальницей для погребения членов своего рода. В это время князь Владимир обладал значительными денежными средствами, которые позволили ему, приступив к возведению сразу нескольких построек в Филимонках, купить соседнее имение графа В.В. Мусина-Пушкина в Валуеве. Но дождаться окончания строительства и насладиться результатами своих трудов князю Владимиру было не суждено. 11 ноября 1859 г. он скоропостижно скончался в г. По во Франции. Он находился в самом расцвете физических и творческих сил. Ему шел 35 год. Супруги были похоронены в фамильной усыпальнице под Троицкой церковью.

Как уже говорилось, в 1861 г. была закончена внутренняя отделка нижнего Сергиевского храма. Единственным источником, в котором имеется упоминание об убранстве этого храма, является изданная в 1895 г. брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «…Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм помещается под сводами внизу верхней церкви; он устроен над склепом рода князей Святополк-Четвертинских. Предалтарный иконостас, первоначально устроенный в 1861 году, от сырости сделался ветх…Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами… Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Данный иконостас, очевидно, был выполнен ещё под наблюдением Ж.Ф. Тибо, очень жаль, что более подробными сведениями о его облике мы не располагаем.

В 1888 г. произошло знаменательное событие. 17 октября на Азовско-Харьковской железной дороге между станциями Тарановка и Борки потерпел крушение императорский поезд. Но для членов царской семьи все закончилось благополучно. Из искореженного вагона они вышли невредимыми. В это время многие русские люди испытывали чувство необычайного патриотического подъема. Не осталась в стороне и княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская, которая решила увековечить событие чудесного спасения царской семьи учреждением в своем любимом имении в Филимонках женской монашеской общины. Ее ходатайство было поддержано, и 3 октября 1890 года устав и штат Владимирской женской общины были утверждены. Община была названа «Владимирской», «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней Князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…». Приняв иночество, княжна Вера Борисовна была пострижена в рясофор и утверждена настоятельницей Общины.

Усадебная Троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуево, получила новое значение соборного храма обители. В течении 1888 г. храм был быстро достроен. Средства на строительство, возможно, были получены от продажи части земель и усадьбы Валуево фабриканту Д.С. Лепёшкину. Работы по окончательной отделке верхней церкви закончились к осени, и большое освящение состоялось 21 сентября. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов, она включает орнаментальные элементы в технике «гризайль».

Верхний храм оставался летним и не отапливался. В числе общестроительных работ надо указать остекление галереи между храмом и колокольней, ликвидацию смотровых площадок, разборку северного крыльца, приспособление колокольни, корректировку венчаний светового барабана. Интерьера нижнего храма изменения не коснулись. К руководству данными работами Ж.Ф. Тибо, возможно, к тому времени уже покойный, отношения не имел. Они могли быть выполнены по ранее разработанному проекту архитектора П.К. Козиха, уже умершего к этому времени, которого иногда ошибочно называют автором храма. В любом случае, эти изменения можно охарактеризовать как упадок архитектуры памятника, значительно исказившие первоначальный авторский замысел. Они связаны лишь с необходимостью нового функционального использования здания.

В верхнем летнем Троицком храме был установлен иконостас, о котором имеются некоторые сведения в архивных источниках. Было принято решение о вторичном использовании старого классицистического иконостаса 1833 г., переносимого со всей утварью из домового храма старинного московского особняка князей Трубецких в Б. Знаменском переулке, по прошению княгини Н.Б. Трубецкой – сестры настоятельницы. Впоследствии этот особняк стал известен как московская резиденция известного мецената и коллекционера С.Б. Щукина и место хранения его коллекций.

Наиболее подробное описание внутреннего убранства летнего храма, включая вновь установленный иконостас, содержится в упомянутой брошюре 1895 г.: «…Внутренняя длина всего храма от западной до восточной стены 25 арш, 4 верш, ширина 30 арш. Алтарь очень светлый и просторный. На горнем месте значительной величины (12 арш. выш.) на полотне образ Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Иконостас, отделяющий храм от алтаря, деревянный, окрашен белой краской, с колоннами и небольшими золочёными резными украшениями. Св. иконы итальянской живописи пожертвованы сестрою княжны Веры Борисовны княгинею Надеждою Борисовною Трубецкою из домовой Московской церкви, устроенной в 1833 году в доме супруга её князя Николая Ивановича Трубецкого …. Из св. икон, помещённых в этом св храме, особенно примечательны: а) икона Богоматери Скоропослушницы и б) св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, помещённые в деревянном золочёном иконостасе… в) икона Богоматери Млекопитательницы, принесённая св. горы Афонской. Эти три св. иконы находятся на правой стороне храма за правым клиросом; к ним с особою верою и усердием притекают как сёстры новосозданной общины, так и сторонние богомольцы. На левой стороне храма за клиросом обращают на себя внимание: а) икона Богоматери Казанская в жемчужной ризе, пожертвованная на память о милости Божией, явленной нашему отечеству в сохранении Царского Семейства от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года; б) иконостас красного дерева, украшенный разноцветными каменьями с мелкими иконами в серебряных окладах – благочестивый дар княгини Наталии Борисовны Шыховской из родового имения князей Шаховских в Польской губернии … Из Москвы мастеровыми Даниловской мануфактуры и других фабрик … в июле сего года (1895) принесён в дар обители образ Преподобного Сергия Радонежского, точная копия с чудотворной иконы сего угодника Божия, находящейся в Троице-Сергиевой Лавре…».

Трудным было существование общины в первые годы. Сказывалось отсутствие необходимых средств и пожертвований. Так рисует быт обители монастырская брошюра: «…Шесть сестёр, исполнявших послушание на клиросе, сначала помещались у княжны в её столовой комнате, а шесть девиц, исполнявших чёрные работы, находили помещени е в маленьком домик, где раньше жил сторож имения. Вот зародыш монашеской жизни. Тесно было её помещение и скудна жизнь первых насельниц её, но всех сестёр объединяла любовь княжны которая делилась с ними последнею собственностью. Все полевые работы исполнялись сёстрами… в зимнее время сами же сёстры собирали … дрова для отопления нижнего храма и жилых помещений общины…». Трудности подкосили здоровье настоятельницы и в 1893 г. она отошла от дел, а 11 декабря 1894 г. княжна Вера Борисовна скончалась, ее имение в Филимонках с землей и домами отошло в собственность Владимирской женской общины. С 1893 г. начальницей общины была назначена монахиня Анастасия (Астапова). По завещанию, составленному 9 декабря 1887 г. и утвержденному 5 декабря 1895 г., княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская завещала сельцо Филимонки своему племяннику князю Сергею Владимировичу Святополк-Четвертинскому, которого обязала заботиться и поддерживать в надлежащем виде находящуюся при сельце Филимонки церковь и в течении 10-летнего срока со дня кончины своей внести в пользу означенной церкви 10 тыс. рублей.

Собравшиеся на дворе фабрики рабочие в 10 часов вечера понесли на руках в храм общины заранее приготовленные ими ценные пожертвования. На сей раз составилось шествие в несколько тысяч человек, которые при пении молитв понесли священные предметы для украшения храма Владимирской общины. Главным дорогим приношением можно назвать икону Сергия Радонежского Чудотворца с частицею гроба его. Впереди этой иконы неслись хоругви, изготовленные в память бракосочетания ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Феодоровны. Хоругви имеют изображения Св. Николая Чудотворца, Царицы Александры, Крещения и Воскресения Господня. Перед иконой преп. Сергия, за которой следовало еще несколько икон, несли два металлических подсвечника с зажженными восковыми свечами и приобретенный по подписке рабочих фонарь с разноцветными стеклами. Кроме того, в ящиках, поставленных на полок были отправлены еще следующие жертвы: от рабочих большой подсвечник, несколько металлических лампад, несколько пудов восковых свечей, масла и украшение для икон. От служащих в главной конторе фабрики доставлена изящная серебряная лампада. По прибытии в Общину паломников утром были совершены две обедни, после которых начальница Общины, поблагодарив жертвователей, дала всем на память по образку Св. Сергия Преподобного …».

В 1895 г. в пользу обители в типографии В.А. Гатцук была издана неоднократно уже упоминаемая брошюра – первое и единственное до последнего времени издание об истории и жизни обители.

Современник, сосед по имению барон Шеппинг, так описывает Филимонки в 1895 г.: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня. Колокольня эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный склеп князей Четвертинских».

В 1899 г. во Владимирской общине при селе Филимонки число сестер достигало уже 80 человек. С 1900 г. при Князе-Владимирском монастыре имеется кирпичный завод для выработки и продажи кирпича. 29 июля 1901 г. община получила статус общежительного монастыря с сохранением названия «Князе-Владимирский», а её настоятельница возведена в сан игумении.

В начале 20 столетия в обители производятся крупные строительные работы, возводятся новые жилые деревянные постройки, каменные братский и просфорный корпуса, новая каменная монастырская гостиница, ограда. Очевидно, для этого использовался кирпич собственного производства. Самым большим событием в обители становится строительство нового Успенского тёплого храма, возведённого в 1901-05 гг. по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова, на средства московского мещанина Григория Евстигнеева, впоследствии похороненного в южном приделе храма. Игумения Анастасия была, очевидно, знакома с Латковым ещё будучи насельницей подмосковного Казанского Головинского монастыря, фактическим автором ансамбля которого он являлся. В июле 1905 г. все три престола Успенской церкви: центральный Успенский, левый – во имя св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, правый – во имя Собора Архангелов, были освящены настоятелем Николо-Угрешского монастыря архимандритом Макарием. Стоит отметить, что А.А. Латков, чье творчество отражает поздний этап развития псевдорусского стиля, несколько отошёл от задания заказчиков и попытался стилизовать русские формы Успенского храма, в духе Троицкой церкви по-своему интерпретировав архитектуру Тибо. Благодаря чему был создан удивительно гармоничный культовый ансамбль.

В 1914 г., всвязи с началом войны, при монастыре открылся лазарет для больных и раненых войнах, содержавшийся за счёт монастыря. 16 марта 1915 г. умерла настоятельница монастыря игумения Анастасия. Горечь ухода любимой матушки, фактически построившей монастырь, ещё более омрачалась бременем Первой мировой войны. На её место была избрана заведующая Московским отделением приюта Братства во имя Царицы Небесной Петроградского Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Ангелина, возведённая в сан игумении.

В 1919 г. по решению уездного исполкома все монастыри Подольского уезда были закрыты. В 1920 г. оба храма ещё функционируют, при них, как частные граждане, проживают 65 монахинь и священник. Старания игумении об открытии сельхозартели успехом не увенчались. В подвалах монастырских зданий в это время хранят семенной фонд, а с 1925 г. все постройки, кроме культовых, заняты Десёнским сельскохозяйственным кредитным товариществом.

Троицкую церковь закрыли первой, вероятно, ещё в 1920-е гг., Успенская функционировала как приходская до 1931 г. В 1934 г. она была закрыта официально для передачи здания «…под колонию детей калек, инвалидов гражданской войны и красных партизан…». Фактически здание сразу было капитально перестроено для размещения детского дома для детей-инвалидов. Храм обезглавили и разделили на два этажа, на фасадах был стёсан кирпичный декор и изменён ритм оконных проёмов. В эти же годы окончательно были выселены оставшиеся монахини, нашедшие приют у жителей Филимонок и близлежащих сёлах. Выделяются судьбы послушницы преподобномученницы Евдокии Синицыной, расстрелянной в Бутово в 1938 г. по ложному обвинению в антисоветской пропаганде.

К настоящему моменту из монастырских построек, помимо храмов, сохранились – жилой корпус с трапезной 1912-14 гг., занятый детским интернатом; руинированное здание гостиницы, 1903 г.; один из келейных домиков и фундаменты другого, оба 1890-х гг.; остатки неизвестного здания нач 20 в. в составе котельной ПНИ №5 к северу от Успенской церкви.

В 2007 г. была открыта новая страница в истории монастырского комплекса. По Федеральной целевой программе «Культура России» были выделены средства из федерального бюджета для проведения комплексной реставрации Троицкого храма. Работы проводились под контролем Государственной Думы ФС РФ и лично председателя комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы, Руководителя Федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» С.А. Попова, а также Министерства культуры РФ. Сергей Александрович Попов принимал личное участие во всех вопросах, связанных с проектированием, строительством храма, подбором утвари и жизни прихода, так что можно сказать, что здесь он выступил в полной мере в роли храмоздателя и ктитора. На стадии приёмки объекта живейшее сердечное участие принял депутат Государственной Думы, координатор федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» по г. Москве В.И. Ресин. Общее руководство осуществили настоятель прихода протоиерей Димитрий Кувырталов и председатель попечительского совета О.А. Попова, лично следившие за ходом выполнения всех работ. С благодарностью все реставраторы и прихожане вспоминают добрую помощь руководителей Министерства культуры Московской области, Департамента культурного наследия города Москвы, префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы и лично префекта Д.В. Набокина.

Несмотря на все сложности, реставраторам удалось решить поставленную задачу. Были отметены все несостоятельные популистские предложения. Основными источниками для выработки концепции реставрации стали результаты натурных исследований, историко-архивных изысканий и подобранные аналоги, а также анализ наследия и творческого метода Ж.Ф. Тибо. При воссоздании главного иконостаса было принято решение отказаться от воссоздания диссонирующей алтарной преграды вторичного использования, существовавшей в храме. Были проанализированы методы организации интерьеров Ж.Ф. Тибо, главным образом принадлежавших Рюминым главного дома усадьбы Кучино и московского дома на Воздвиженке, и структура придуманного им декора. На этом основании был выбран аналог реально существовавшего иконостаса, наиболее подходящий творческой манере мастера и подчёркивающий пропорциональный строй внутреннего пространства Троицкого храма.

В 2008-09 гг. были проведены первоочередные противоаварийные работы на памятнике и начаты ремонтно-реставрационные работы. Первым генподрядчиком выступила организация ОАО «Спецреставрация», определённая по результатам открытого конкурса. Был дан старт для развернувшихся вскоре полномасштабных работ, окончание которых в 2014 г. было поручено ООО «Эшел». За эти годы были воссозданы утраченные объёмы Троицкого храма, его венчания, крыльца, крыши, оконные и дверные заполнения, произведены работы по гидроизоляции, вычинке кладки. Вновь поднялись фасадные стены увенчанные зубцами, заблестели купола и кресты, звонница обрела голос. Появился свет в воссозданных цветных витражах, где раньше гулял ветер. Каждое событие реставрации храма воспринималось как личный праздник каждым из участников и отмечалось как важный этап. Надолго остались в памяти освящение колоколов, первый звон, поднятие и освящение крестов, выбор утвари. Важным этапом стали работы по внутренней отделке помещений, воссозданию иконостасов и внутреннего убранства. Самой дорогой находкой стало обнаружение в нижнем храме надгробной плиты князя Ф.Б. Святополк-Четвертинского, стоявшей в княжеской усыпальнице.

В 2012 г. состоялось знаменательное событие. Село Филимонки вошло в состав новых границ г. Москвы. В этом же году были начаты реставрационные работы на Успенском храме. Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был разработан проект реставрации, а ООО «Эшел» приступило к разборке внутренних перекрытий. В том же 2012 г. состоялся долгожданный Первосвятительский визит в Филимонки – Святейший Патриарх Кирилл посетил ПНИ №5 и ознакомился с ходом работ по восстановлению храма.

В 2015 г. весь православный мир отметил 1000-летие представления святого равноапостольного князя Владимира. Лучшим подарком Князе-Владимирскому монастырю к этой дате стало возрождение Троицкого храма.

Отрывки из статьи, составленной А.И Колесниковым по материалам собственных исследований и на основании историко-архивных изысканий и публикаций М.Б. Морозова, А.В. Слёзкина, Л.К. Каптилкиной, В.В. Зубарёва и Г.И. Фадеевой. http://hramfilimonki.ru/istoriya-khrama.html

Комментарии и обсуждение

Архитектор постройки:» Храм построен по проекту архитектора Петра Карловича Козиха (1810-1886). Впрочем, некоторые источники называют автором проекта храма Юлиана Францевича Тибо (1812-?), французского поданного.»

( из буклета Князе-Владимирский женский монастырь в Филимонках. Издательство «Давыдов и сыновья»,Москва,2011 год. davydov@ikona-lavka.ru )

Проход в храм сделали отдельно, есть указатель. Территория больницы закрыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *