троицкий монастырь в ставрополе
Храм святой Троицы и блаженной Матроны Московской г. Ставрополь
Знаменитый Троицкий собор может вновь появиться в Ставрополе
В Ставрополе может вновь появиться знаменитый Троицкий собор. Спустя век после того, как храм, в котором бывали Пушкин, Лермонтов и Грибоедов, разрушили большевики, начался сбор средств на его воссоздание. Строить собор будут не на прежнем месте, поскольку там находится гостиница «Интурист», а в новом районе.
Несколько отверстий в земле и разметка на пустыре в 204 квартале краевого центра — пока это все, на что хватило пожертвованных на воссоздание Троицкого собора средств. Отец Владимир уже три года ищет неравнодушных. Архитекторы создали проект храма, но воплотить его в жизнь пока не на что. Решили начать с деревянного прототипа.
«Это будет небольшой деревянный храм, в котором можно организовать общину, поставить поклонный крест», — рассказал корреспонденту ГТРК «Ставрополье» протоиерей Владимир Волков.
Если вспомнить историю двухсотлетней давности, то церковь Святой Троицы в Ставрополе вначале тоже была деревянной. Построить каменный собор решили на сходе сами горожане, и жертвовали средства кто сколько мог. Было даже специальное постановление Шестигласной думы: «На постройку Троицкого собора с каждой наличной души купцов и мещан собирать по 10 аршинных тесаных камней и по одной четверти извести».
В 1939 году на месте уничтоженного собора построили среднюю школу, которую впоследствии разрушили фашисты при бомбардировке города. А уже в начале 50-х на этом месте начали возводить здание гостиницы «Ставрополь», которая сегодня знакома жителям и гостям краевого центра как «Интурист».
По словам историков, Троицкий собор хорошо вписывался в архитектуру Ставрополя и Николаевского проспекта. Один купол храма был сделан в кавказском стиле, другой — в русском. Переплетение стилей символизировало и переплетение разных культур и национальностей, проживающих в городе. Со святого Афона сюда привезли первую чудотворную икону — Иверской Божией Матери, которая чудом спаслась в революцию, правда, уже без большого жемчужного украшения. С ней ежегодно ставропольцы выходили на крестный ход, а в самом соборе шли молебны по всем самым важным событиям в истории Северного Кавказа и России.
«Когда в 1822 году Ставрополь стал центром Кавказской области, которая тогда обнимала весь Северный Кавказ, этот храм был главным на всей этой огромной территории до 1847 года. Этот храм посещали все выдающиеся люди, проходившие через Ставрополь», — рассказал директор Ставропольского государственного музея-заповедника им.Прозрителева и Праве Николай Охонько.
Между тем отец Владимир считает, что воссоздание Троицкого собора не в центре Ставрополя, а в развивающемся районе даже к лучшему — здесь пока нет храмов. Одна проблема — финансирование. Пока даже примерная стоимость православного комплекса неизвестна. Как и два века назад, все желающие поучаствовать в создании Троицкого собора могут пожертвовать средства. Все реквизиты можно найти на странице «Объявления»
Что имеем, не храним… История создания и процветания
В сентябре 2016 года я случайно попала на территорию Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы Nº 1. Конечно, я знала, что здесь до Октябрьской Революции располагался женский монастырь.
Теперь точно знаю КАКОЙ!
В конце 2004 года я была здесь со своими однокурсниками, приехавшими погостить в Ставрополь. Мы прошли на территорию больницы снизу, от источника Серафима Саровского. Уже в то время было известно, что Православная Епархия планирует восстанавливать монастырь. Тогда, мы просто прошлись по неухоженной территории больницы, поразились запустению и полной разрухе некоторых строений.
Нашла. и удивилась разночтениям и неточностям в разных источниках. Поэтому в начале декабря 2016 года решила уточнить, но мало что удалось выяснить.
А тем, что я увидела и узнала, не могу не поделиться.
Иоанно-Мариинский женский монастырь в городе Ставрополе
Часть первая. История создания и процветания.
Женский монастырь в Ставрополе основан в 1847 году по инициативе первого епископа Кавказской и Черноморской епархии Иеремии (в миру Иродион Иванович Соловьев). Задумывался он как приют для овдовевших и больных женщин и детей-сирот духовного звания, а также для болеющих женщин из других сословий. Был назван Иоанно-Мариинским в память родителей епископа.
Обитель предполагалась разместить севернее Ташлянского предместья, на хуторских землях, большинство которых принадлежали переселенцам из Курской губернии, Скомороховым.
Один из патриархов рода Скомороховых, Яков Григорьевич, узнав о намерении епископа открыть приют на их землях, написал Иеремие письмо:
. сострадая по человечеству, и имея в милости Божией безбедное состояние, но не имея кому оставить его, возникла мысль для спасения души своей, а паче для спасения душ усопших родителей Григория и Варвары, трудами коих обязан своему состоянию, отдать часть состояния для устройства планируемого приюта.
Епископом Иеремией и гражданским губернатором Александром Алексеевичем Волоцким по согласованию со Святейшим Синодом в 1848 году было принято окончательное решение об устройстве вдовьего и сиротского приюта со строительством храма во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с церковью (на хорах) во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Приют разместили на землях «Скоморохвых хуторов», пожертвованных Я. Г. Скомороховым, а частью прикупленных епархией.
Обязался я, Маслов, к постройке Иоанновской церкви в городе Ставрополе у Скомороховых хуторов вблизи колодезя.
В основании фундамента храма была заложена металлическая доска с текстом:
Господу Богу Вседержителю. Сим благослови и освяти место сие, силою и действием Честного и Животворящего Креста въ отгонянии демонов. Основался в лето 1848 года, месяца мая, 25 дня, на память третьего обретения честной главы святого Иоанна Предтечи.
К концу года строительство храма было завершено, а через полтора года приют преобразовали в женскую общину.
Генеральный план Иоанно-Мариинской обители
В 1860 году по настоянию епископа Игнатия (в миру Дмитрий Игнатьевич Брянчанинов), община была возведена во второклассный Иоанно-Мариинский женский монастырь. Официальной датой его учреждения считается 1859 год.
Уже через 10 лет в районе монастыря образовалось предместье. Оно еще долгое время называлось «Скомороховыми хуторами».
Игуменьей нового духовного центра стала настоятельница Ладинского женского монастыря Серафима. В Иоанно-Мариинской обители ею были установлены порядки в соответствии с уставом Афонских монастырей.
При Серафиме, под руководством и при участии известного ставропольского архитектора Павла Григорьевича Воскресенского, строятся следующие здания и сооружения.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Общий вид Монастыря со Звонницей
В 1876-1881 годах по проекту не менее известного ставропольского архитектора Константина Ефремовича Адамовича была проведена масштабная реконструкция храма Иоанна Предтечи и Марии Магдалины. Кроме обновления наружной отделки и внутренней росписи, храм расширили: был пристроен предел во имя Святого Великомученика Пантелеимона, а также новый тамбур с резными дубовыми дверьми и коваными решетками на узких высоких окнах. На храме были установлены новые купола с позолоченными крестами.
Храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святой Марии Магдалины
На территории монастыря построены пять корпусов под кельи, монастырская больница, две церковно-приходские школы, два гостевых дома для приезжих богомольцев и почетных гостей, воскобойный и два маслобойных завода, ветряная и водяная мельницы.
При монастыре имелись скотный двор, пасека, многочисленные хозяйственные постройки. Владения монастыря составляли 5.000 квадратных саженей, в том числе пашни, оранжерея, три фруктовых сада общей стоимостью 500.000 рублей серебром.
Стараниями монахинь примыкающий к монастырю Члинский лес был превращен в ухоженную рощу с многочисленными аллеями, клумбами, беседками, гротами и пещерами. Все это привлекало в монастырь жителей Ставрополя, окрестных сел и станиц.
Во времена Русско-Турецкой войны в 1877-1878 гг. сестры, число которых приближалось к 250, изготавливали все необходимое для военных госпиталей. Сами монахини ухаживали за раненными и больными воинами.
Игуменья Серафима за свой более чем двадцатилетний труд по устройству монастыря была награждена Священным Синодом золотым нагрудным крестом.
Церковь во имя мученицы Серафимы девы
Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских
Здесь делали церковные принадлежности, вышивали иконы, ткали ковры, изготавливали скатерти, полотенца, салфетки, четки, прославленные на весь Кавказский край наборные шкатулки, резные кипарисове иконки и распятия, вышитые портреты российских императоров. Руководил этими работами ставропольский художник Миронов, расписавший Серафимовскую церковь и церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Также были построены жилые дома для священнослужителей и многочисленные хозяйственные постройки. Вся территория монастыря обнесена высоким каменным забором с въездными воротами.
Игуменья Феофила скончалась 28 февраля 1896 года.
В это же время был поднят на звонницу колокол, весом более 500 пудов.
Колокол для Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе был отлит в память избавления от холеры на колокололитейном заводе «Братьев Усачевых» в городе Валдае Новгородской губернии. Колокола этого предприятия отличались гармоничным сильным звоном, прочностью и художественной отделкой. За качественное литье Усачевы удостаивались высших наград на престижных выставках в России и за рубежом.
Каптаж Святого Иеремиевского источника
В серебряном окладе с жемчугами
Игуменья Архелая скончалась 1 июня 1914 года в возрасте 65 лет и была похоронена на монастырском кладбище рядом с могилами Серафимы и Феофилы. Могилы не сохранились. Предполагаемое место захоронения настоятельниц монастыря отмечено крестом с памятной табличкой.
Новый крест на месте предполагаемого захоронения
Табличка на новом кресте
Могилы начала XX века
К началу ХХ века Иоанно-Мариинский женский монастырь вошел в число крупнейших на юге России. Здесь действовали 5 храмов, больница, был благоустроен пруд, разбиты сады, открыты школы для девочек, художественные мастерские и др. В монастыре находилось около 1.000 монахинь и послушниц.
Общий вид монастыря. Фото начала ХХ века
Жизнь Иоанно-Мариинской женской обители описана в рассказе Бориса Андреевича Филиппова «Монастырь», вошедшем в книгу «Избранное», изданную в 1984 году в Лондоне, а также в повести Ильи Дмитриевича Сургучева «Губернатор».
Комментарии
Наконец-то я закончила повествование об Иоанно-Мариинск ом женском монастыре в г. Ставрополе. Выдохнула. Но тут же возвращаюсь к уже опубликованному материалу. Хочу его дополнить.
Об Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
Мне кажется это будет интересно.
Вы не являетесь пока Членом нашего Клуба! И комментировать на сайте Вам пока не разрешено!
Ставропольский край
Ставропо́льский край (Ставропо́лье) — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Ставрополь.
Содержание
Православие в Ставропольском крае [ править ]
История Православной Церкви на Северном Кавказе уходит к апостольским временам. Есть свидетельства что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей, о раннем укоренении Христианства говорят многочисленные материальные памятники. Впоследствии ослабление Восточной Римской империи, распространение ислама и монголо-татарское нашествие привело к угасанию Христианства на Северном Кавказе после XII-XIII веков.
Возрождение его началось со времен царя Иоанна IV Васильевича, когда, после взятия Астрахани, русское казачество поставило тут свои форпосты, а за ними пришли переселенцы, воздвигавшие православные храмы. В 1602 году была основана Астраханская епархия, в состав которой впоследствии вошла и Терская область.
По территории епархия была огромна и, при отсутствии безопасных и удобных путей сообщения, связь Терского края с кафедрой была слаба, вероятно, не простираясь далее хиротонии Астраханским архиереем священнослужителей для казачьих поселений. Для более успешного окормления края в 1829 году была учреждена Новочеркасская епархия, а уже из неё в 1842 или 1843 году была выделена Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе.
Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии, но за менее чем десятилетний срок епископства он устроил духовную семинарию (в 1846 году) и развернул строительство храмов. Среди его преемников особо выделяются святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофилакт (Губин), правившие епархией с 1857 по 1872 год.
С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую.
При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной.
19-24 мая 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Собор епископов отрезанных гражданской войной от патриарха Тихона, на котором решались вопросы устройства Церкви на свободных от большевиков территориях. На этом же Соборе была признана необходимость выделения Кубанского викариатства Ставропольской кафедры в самостоятельную епархию, что и последовало в том же году.
С 1923 по 1945 год существовала одноименная обновленческая епархия.
Год тысячелетия Крещения Руси ознаменовался переменами к лучшему в церковной жизни и после падения атеистического строя церковная жизнь стала восстанавливаться. За последующие двадцать лет количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады. 26 февраля 1994 года была учреждена викарная Бакинская кафедра. 6 октября 1995 года из состава Ставропольской епархии была выделена самостоятельная Элистинская епархия в пределах Калмыкии. 28 декабря 1998 года из Ставропольской была также выделена самостоятельная Бакинская епархия вобравшая террриторию Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в ведение Ставропольской епархии.
В связи с увеличением в епархии действующих храмов и монастырей, а также из-за трагических событий на Северном Кавказе требующих неотлагательного внимания, по ходатайству архиепископа Ставропольского Феофана решением Священного Синода от 6 октября 2008 года в помощь правящему архиерею был назначен викарий с титулом Михайловский, однако рукоположение избранного на эту кафедру Романа (Лукина) не состоялось, а другого викария не было назначено.
22 марта 2011 года из состава Ставропольской епархии были выделены Минераловодский, Предгорный и Кировский районы на юге Ставропольского края, республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (к возрожденной Пятигорской епархии); республики Северная Осетия-Алания, Ингушетия и Чечня (к возрожденной Владикавказской епархии). Таким образом в ведении Ставропольской кафедры была оставлена бо́льшая часть Ставрпольского края.
7 июня 2012 года из Ставропольской епархии была также выделена Георгиевская епархия, после чего в пределах епархии остались Андроповский, Апанасенковский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Кочубеевский, Красногвардейский, Новоалександровский, Петровский, Труновский, Туркменский и Шпаковский районы, а также прилегающие города на северо-западе Ставропольской области. Тогда же кафедра была определена центром Ставропольской митрополии.
Населённые пункты [ править ]
Святыни Ставропольского края [ править ]
СТАВРОПОЛЬ. Кафедральный Андреевский собор: оригинал иконы Божией Матери «Неугасимая Лампада».
БУДЕННОВСК. Казанский храм: оригинал «Свято-Крестовской» иконы Божией Матери.
Иоанно-Мариинский женский монастырь (Ставрополь)
Мiръ Россия Ставропольский край Ставрополь Иоанно-Мариинский женский монастырь (Ставрополь)
Иоанно-Мариинский монастырь — женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи и святой Марии в Ставрополе Ставропольской епархии.
Содержание
История [ править ]
В 1847 году епископ Кавказский Иеремия повелел открыть в трех верстах к северу от Ставрополя женскую обитель с церковь во имя Иоанна Предтечи. По его мысли она должна была служить местом иноческого жития вдов и круглых сирот духовного звания, а также для страждущих тяжкими болезнями из других сословий. Общество Ставрополя приветствовало решение владыки, помогало становлению нового монастыря не только деньгами, но и при строительстве двухэтажного каменного дома за оградой монастыря, где разместилась больница. Монастырская территория сложилась из пожертвованных жителями города, прежде всего семьей Скомороховых, земельных участков.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов сестры изготовляли все необходимое для военных лазаретов. Сами монахини в качестве медсестер ухаживали за ранеными и больными воинами.
К началу XX века Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших на Юге России. Здесь действовавло пять храмов, было построено несколько корпусов, благоустроен пруд, разбит сад, открыта безвозмездная школа для девочек и художественные мастерские.
В нач. XX в. в монастыре было ок. 1000 монахинь и послушниц.
В 1921 году монастырь был разогнан. На его территории последовательно находились колония для беспризорников, дом отдыха и – с послевоенных времен – филиал краевой психиатрической клиники. За годы советской власти здания были запущены, рушились и ветшали. К середине 2000-х годов четыре из пяти монастырских храмов были снесены до основания, а пятый значительно перестроен. Долгое время после распада СССР руководство клиники продолжало отказываться от обсуждения вопроса о возвращении монастыря Церкви.
Современное состояние [ править ]
В течение 2004 года благодаря содействию губернатора Ставропольского края А. Черногорова и председателя Госдумы края Ю. Гонтаря началась постепенная передача монастыря Ставропольской епархии. 24 декабря того же года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия было благословлено открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе.
Монахини вначале получили в пользование часть одного из оставшихся корпусов. Для монастыря был обустроен храм во имя преподобного Серафима Саровского на старом монастырском источнике, начались работы по восстановлению одного из сохранившихся монастырских храмов. В первый год существования возрожденного монастыря сестры организовали для детей бесплатные курсы английского языка, стали помогать филиалу психиатрической клиники. В начале 2006 года состоялось подписание акта о возвращении Ставропольской епархии ряда помещений монастыря.
Во второй половине 2000-х годов в монастыре было 8 насельниц.
ТРОИЦЕ-СЕРАФИМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Троицкий собор Троице-Серафимовского монастыря. Фото не позднее 2012 г. |
Женский монастырь во имя Всесвятой Живоначальной Троицы и преподобного Серафима Саровского в с. Совхозном Пятигорской епархии.
24 ноября 1895 года владелица Хомяковского хутора Нальчикского округа Екатерина Хомякова обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки. » Храм был закончен и освящен в 1902 году «в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал. Церковь в имении г-жи Е. А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой. «
При храме были возведены монастырские постройки и в 1907 году была создана женская монашеская община, просуществовавшая до 1928 года. Затем здесь разместились обсерватория и школа-интернат [2].
В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской республики Владимир Вороков выступил с инициативой возродить заброшенную Троицкую церковь. Начался сбор средств, вскоре пошли ремонтные работы. В 1998 году при храме возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, который прошёл регистрацию в Министерстве юстиции 12 июля 1999 года. Сестринский корпус устроили в приобретенном епархией двухэтажном доме, расположенном рядом с храмом, возвели монастырскую ограду. Отреставрированная монастырская церковь стала собирать многочисленных богомольцев, на большие праздники люди приезжали со всей Кабардино-Балкарии и южных районов Ставропольского края. Фонд культуры Кабардино-Балкарии обратился к губернатору Ярославской области и в Ярославле были отлиты колокола для возрождающейся обители.
Монастырь развернул большую социальную работу среди местного, преимущественно мусульманского, населения: оказывал материальную поддержку малоимущим, устраивал благотворительные обеды, выделял продовольственную помощь многодетным семьям, организовывал учебно-воспитательный процесс в местной средней школе, помогал в обеспечении села водой и газом.