троицкий скит дивеевского монастыря официальный сайт
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Дивеево — удел Божией Матери
Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.
Преподобный Серафим Саровский и Дивеево
Преподобный Серафим имел от Божией Матери особое поручение и попечение о Дивеевской обители, и все его отношение к дивеевским сестрам неразрывно связано с его постоянными молитвенными воздыханиями к Божией Матери.
Новости
Казанская церковь на источнике готовится к открытию после ремонта
Богослужения архиерейским чином
Вечернее богослужение архиерейским чином
Панихида по всем православным христианам, убиенным в годы репрессий
«Славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу»
«Радуйся, благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая»
На телеканале «Спас» вышел сюжет о Серафимо-Дивеевском монастыре
Престольный праздник на Нижегородском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря
Расписание богослужений
Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
10.00 Панихида
17.00 Всенощное бдение
Календарь
Молитва у Плащаницы
Праздник преподобного Серафима Саровского. Литургия
Праздник Казанской иконы Божией Матери
Праздник святых апостолов Петра и Павла
День памяти Собора дивеевских святых
Монашество как избранничество. Размышления о современном монашестве. Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Житие святых жен Дивеевских
Житие святых жен Дивеевских
Статьи
Дивеево в кольце большой стройки
Паломническим центром кластера, что вполне понятно, выступает Дивеево с Троицким женским монастырем.
С большой ответственностью Алексей Степанович Брагин приступил к выполнению заказа. Сроки поджимали, приходилось работать очень напряжённо. Когда заказ был выполнен, оказалось, что стоимость выполненных работ значительно превышает заложенную смету.
Самоотречение как диалогическая и диалектическая характеристика в содержании духовно-религиозного подвига преподобного Серафима Саровского
С момента прославления преподобного Серафима почитание его святости вплетается в живую ткань духовного бытия России, в структуру и пространство религиозного сознания русских людей.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»
Невозможно найти верный ответ, если будешь опираться только на свое понимание, — необходима опора на традиции, на опыт мудрых старцев. Нужно знать, как раньше в истории жило монашество, как выстраивало свой путь.
Священник села Автодеево Михаил Критский
На следствии отец Михаил не признал себя виновным в агитации против советской власти и сказал, что считает своим пастырским долгом учить народ Закону Божию и сам готов свидетельствовать о своей вере «даже до крови».
Державная икона: Москва-Дивеево
Икона Божией Матери «Державная» – лучшее произведение Николая Сергеевича Чернышева (†1942). Он не вполне повторил явленную в Коломенском икону, хотя его работа близка к оригиналу.
«Что может уничтожить нашу радость?»
В Грузии такая притча есть – человек тонул: «Господи, помоги!» – «Не помогу, Я тебе уже помог, когда дал руки и ноги. Пошевели руками и ногами – и выплывешь».
Самое главное – это в любых обстоятельствах жизни сохранять веру и верность Господу.
Здесь была настоящая духовная высшая академия, прекрасный оазис духовной христианской жизни.
Журнал «Дивеевская обитель»
№ 1 (35) 2020
№ 4 (34) 2019
№3 (33) 2019
№2 (32) 2019
№1 (31) 2019
Дивеевские издания
Альманах «Дивеевская обитель»
Фотоальбом «Воскресение обители»
Житие преподобного Серафима Саровского
Патриаршее подворье в Москве
Жития преподобных жен Дивеевских
Серафимовская библиотека
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Серафимо-Дивеевские предания
стяжание Духа Святого
Сочинение Иоанна Крестьянкина
«Везде — Серафим!»
Отец Серафим Ган: «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем»
Все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима.
Серафимовский храм на Петергофском подворье
Восстановлен храм преподобного Серафима Саровского на бывшем Петергофском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.
Перевязочный отряд имени Серафима Саровского
Передовой санитарный отряд им. Серафима Саровского (передвижной лазарет) был создан по инициативе специального комитета Красного Креста духовно-учебных заведений. Во главе комитета стоял архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский).
Храм рядом с Белорусской АЭС
Храм построен рядом с таким потенциально опасным объектом как атомная электростанция, и можно образно сказать, что эта церковь призвана служить своеобразным громоотводом от всех трудностей и бед.
Кавказское Дивеево
Троицкий женский монастырь в горах Кабарды в народе называют Кавказским Дивеевым, возможно, потому, что женская община, образованная при Троицком храме в 1907 году, избрала своим покровителем преподобного Серафима, прославление которого состоялось за несколько лет до этого и было живо в памяти народа.
Монастырь в селе Большая Норья
С 1992 года Петропавловская церковь в селе Норья вновь стала действующей. С 1994 года при Свято-Александро-Невской церкви в селе Русский Пычас под духовным руководством архимандрита Василида (Пешкова) начала собираться община сестер, желающих иноческого жития. 4 января 1998 года здесь был официально открыт женский монастырь, названный Мало-Дивеевским Серафимовским.
Паломникам
Серафимо-Дивеевский монастырь продолжает строиться и благоукрашаться. Каждый желающий может помочь в этом благом деле. Теперь у нас появилась кнопка ПОЖЕРТВОВАТЬ. Ваши посильные лепты будут использованы на нужды Дивеевской обители.
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
2 Ноября 2021
Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
10.00 Панихида
17.00 Всенощное бдение
3 Ноября 2021
Прп. Илариона Великого. Прпмц. Пелагии Тестовой
Казанский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
10.00 Панихида
17.00 Всенощное бдение
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанская церковь на источнике
16.00 Малая вечерня с акафистом
4 Ноября 2021
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Казанская церковь на источнике
5.15 Общая исповедь
5.30 Параклис с водосвятным молебном
6.30 Литургия
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
17.00 Вечерня и утреня со славословием
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
17.00 Вечерня и утреня со славословием
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
6.45 Общая исповедь
7.00 Параклис с водосвятным молебном
8.00 Литургия. Крестный ход по св. Канавке
5 Ноября 2021
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня заупокойные
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
17.00 Всенощное бдение
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
10.00 Панихида
6 Ноября 2021
Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и иже с ним. Иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия заупокойная. Панихида
8.30 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
17.00 Всенощное бдение
7 Ноября 2021
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прписп. Матроны Власовой
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
17.00 Полиелей
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
17.00 Полиелей
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
«Собор-то какой у нас будет! Диво. Куда лучше саровского, и будут они нам завидовать!»
Преподобный Серафим Саровский
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного,
в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить
к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
Священник Василий Тигров
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного, в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»
Описание Троицкого собора 1886 года
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»