цели и задачи летней практики
Методические рекомендации к ведению педагогической деятельности в период летней практики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
СОДЕРЖАНИЕ летней педагогической практики:
– формирование опыта, умений и навыков педагогической деятельности с детьми с учетом специфики каникулярного времени;
– ознакомление с системой и практикой организации летнего отдыха детей, освоение содержательной стороны педагогической деятельности с учетом принципов возрастного и индивидуального подхода, природосообразности, культуросообразности;
– овладение современными формами и методами воспитания, досуговой деятельности с детьми различного возраста во внешкольной среде;
– углубление и структурирование знаний, формирование умений по теории и практике педагогики и профессионально-культурной деятельности;
– приобретение опыта непосредственного руководства детским коллективом и общения с ребенком, педагогами и родителями.
ЗАДАЧИ летней педагогической практики:
– интеграция знаний, приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря в летний период;
– овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;
– развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
ЦЕЛЬ деятельности отрядного вожатого:
– обеспечить деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности ДОЛ;
– создать условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.
— Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
— Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.
— Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
— Сформировать органы самоуправления.
— Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
— Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.
— Подготовить отряд к открытию лагерной смены.
− общие сведения о лагере : название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; характеристика материальной базы (состояние спальных корпусов, столовой, актового зала, других помещений); характеристика прилегающей местности; продолжительность смены, количество смен за летний период.
− состав детей в лагере : общая численность детей, их количество по возрастным и половым группам; количество отрядов и их деятельностная направленность, специализация.
− педагогический состав : количество педагогов (из них – педагогов, вожатых, руководителей кружков и т. п.); возрастной состав педагогического коллектива; структура педагогического управления.
Задание 2. Познакомиться с детьми и педагогами своего отряда, изучить состав отряда (общее количество членов отряда (из них – мальчиков и девочек); их средний возраст; наличие членов той или иной детской организации; социальная характеристика состава, общий культурный уровень воспитанников), оформить список детей группы.
Задание 3. Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку. В дневнике укажите, какими способами воспитанники отряда привлекались к планированию.
Методические рекомендации к осуществлению планирования
План работы в деятельности отрядного вожатого – это, с одной стороны, нормативно-правовой документ, подтверждающий выполнение функциональных обязанностей, а с другой – модель организации воспитательной работы в отряде. План должен отражать:
цели будущей деятельности;
систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели;
реальные сроки реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены;
ответственных за выполнение конкретных дел.
Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
системность в организации деятельности отряда;
личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений
Этапы процесса планирования:
1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана. При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.
2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов. Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:
моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
определяем приоритетный вид совместной деятельности;
продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде.
3 этап. Коллективное планирование. В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники. Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела. План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления.
4 этап. Оформление документа – плана работы. При планировании воспитательной деятельности вожатый, наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей, находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.
Форма плана: характеристика отряда; цель и задачи воспитательной деятельности; содержание жизнедеятельности отряда; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями; анализ воспитательной работы в отряде.
Основные педагогические требования к плану:
соответствие целям и задачам лагеря;
учет возрастных особенностей, интересов и увлечений детей;
разнообразие и последовательное усложнение видов деятельности, форм и методов работы;
систематичность, преемственность в подборе видов деятельности;
реальность по срокам и видам деятельности.
Задание 4. Совместно с воспитанниками отряда разработайте отрядный уголок, обязательно включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. К дневнику педагогической практики приложите макет (формат А-4) либо фотографию отрядного уголка.
— Развивать творческий потенциал воспитанников.
— Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
— Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
— Создать условия для самореализации воспитанников.
– учреждение образования ГБОУПО города Севастополя «СИПК им. П.К. Менькова»;
– форма проведения мероприятия (беседа, конкурс, игровая программа);
– фамилия, имя, отчество студента;
– курс, группа, специальность.
– задачи (воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные);
– возраст воспитанников, отряд;
– участники мероприятия (администрация лагеря, вожатый, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.);
– оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.);
– подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.);
– подведение итогов (рефлексия, выводы, постановления, рекомендации и т. д.);
– литература (список литературы, использованной при подготовке мероприятия).
Задание 6. Выполните самоанализ проведенного вами воспитательного мероприятия. Самоанализ оформляется на листах формата А-4 и осуществляется по следующему плану:
– форма работы. Входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической?
– цель мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно рассчитано?
– психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников.
2. Анализ подготовки сценария:
– кто был инициатором проведения данного мероприятия?
– как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива?
– удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней?
– актуальность темы, своевременность проведения мероприятия;
– реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям;
– нравственно-эстетическая направленность содержания;
–разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия;
– эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность воспитательным целям и задачам;
– характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.
– какие новообразования личности возможны под влиянием данного мероприятия (что воспитываем, формируем)?
– насколько удалось достигнуть поставленных целей?
– причины успехов, неудач, ошибок;
Педагогический коллаж (от франц. – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Отличительная черта коллажа – создание нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. При составлении коллажа можно также использовать заголовки газет, интересные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию. По композиционному расположению материала, наклеиваемому на листы ватмана, полотна ткани, коллаж может состоять из единого смыслового рисунка; отдельных фрагментов, объединенных общей тематикой; множества изображений, образующих сериал и т. д.
Технология подготовки педагогического коллажа
1) формирование творческой группы;
2) сбор рисунков, фотоснимков и других материалов;
3) группировка материалов, компоновка коллажа (раскладывание, продумывание подписей, общего вида коллажа), композиционное расположение материала;
4) оформление коллажа;
5) подготовка презентации коллажа.
ИТОГОВЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
— Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
— Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
— Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
— Подготовить детей к отъезду из лагеря.
Задание 8. Проанализируйте свою педагогическую деятельность и напишите отчет по результатам прохождения педагогической практики. Отчет должен содержать слеудующие структурные компоненты: общие сведения о месте прохождения практики (краткие сведения о лагере; состав детей в лагере; педагогический состав; календарные сроки практики); сведения об отряде (состав отряда; управление отрядом; межличностная структура отряда; процессы коллективообразования; конфликтные ситуации между детьми); педагогическая деятельность (взаимоотношения в педколлективе; организация и планирование оздоровительно-воспитательной работы в отряде; организация деятельности детей; взаимоотношения с воспитанниками); самооценка подготовленности в практике (оценка курса «Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях»; оценка ожиданий от педагогической деятельности; оценка трудностей в педагогической деятельности).
Формы итоговой аттестации по практике и критерии оценивания учебных достижений студентов
По итогам педагогической практики в ДОЛ студенты обязаны представить следующие материалы:
— Дневник с материалами выполнения заданий за весь период практики.
— Итоговый аттестационный лист с отзывом.
— Отчет по итогам педагогической практики.
— Сценарий воспитательного мероприятия.
— Самоанализ проведенного воспитательного мероприятия.
— Фото- и видеоматериалы интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности в качестве вожатого.
Критерии оценки работы студента-практиканта:
— качество и объем выполненных заданий;
— качество самоанализа и анализа педагогической деятельности;
— качество и своевременность предоставления подготовленных отчетных материалов;
— оценка проведения зачетного воспитательного мероприятия;
— рекомендуемая оценка работы студента в качестве вожатого;
Летняя педагогическая практика
1. Цель, задачи и особенности летней педагогической практики
Летняя педагогическая практика является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении и обладает большим обучающим потенциалом для будущих педагогов. Она проводится в течение 3-4 недель на IIIкурсе в летний период и по сути является первой значительной формой практической подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Результативность летней педагогической практики достаточно высока. Более 77 % студентов-пятикурсников полагают, что летняя педагогическая практика является наиболее интересным, эмоционально привлекательным и полезным видом практики в области воспитательной работы с детьми. Около четверти студентов-практикантов работают в различных временных объединениях детей больше положенного для прохождения практики срока и пятая часть по собственной инициативе участвуют в подобных программах на следующий год.
Цели, задачи летней педагогической практики
Целямилетней педагогической практики являются: закрепление, расширение и углубление освоенных к этому времени педагогических знаний и умений; приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств выбранной специальности.
Данные цели практики достигаются в реализации следующих задач:
приобретение опыта самостоятельной педагогической работы с детьми во временных объединениях в каникулярный период;
овладение содержанием и формами педагогической деятельности в каникулярный период;
практическое использование приобретённых в ходе изучения предметов психолого-педагогического цикла знаний и умений;
приобретение опыта профессиональных и неформальных взаимодействий студентов с детьми и педагогами.
Летняя педагогическая практика в своей структуре предусматривает следующие виды профессиональной педагогической деятельности:
организационно-методическую работу (знакомство с инструктивно-нормативными материалами, правилами внутреннего распорядка, условиями работы, традициями лагеря, планирование работы и т.п.);
организационно-вспомогательная работа (материально-техническое, финансовое обеспечение педагогического процесса, выполнение санитарно-гигиенических требований и норм безопасности, организация выполнения распорядка дня и работы по самообслуживанию и т.д.);
организационно-педагогическая работа (организация оздоровления и воспитания детей, проведение досугово-познавательных, развлекательных и споортивно-туристических и других мероприятий);
диагностико-прогностическая работа (изучение личности воспитанников различными методами, сбор эмпирического материала и его последующий анализ, определение уровня развития процессов группообразования и эффективности педагогической деятельности, прогнозирование).
В период прохождения летней педагогической практики студенты должны выполнить следующее:
ознакомится с целями и задачами, а также приоритетами работы лагеря, в котором они проходят практику;
составить план жизнедеятельности отряда (группы, лагерной дружины) на смену с учетом возраста детей, их интересов и потребностей, профиля лагеря;
ежедневно составлять план работы на день;
участвовать в работе педагогического совета лагеря и рабочих совещаниях;
организовать самоуправление в отряде;
организовывать жизнедеятельность отряда в соответствии с планом работы и провести одну зачётную воспитательную программу;
провести несколько индивидуальных бесед с воспитанниками и их родителями;
организовать выполнение санитарно-гигиенических требований своими воспитанниками;
обеспечить выполнение работ по самообслуживанию;
регулярно проводить со своими воспитанниками анализ прошедших дней и смены в целом;
с использованием методов психолого-педагогических исследований;
ознакомится с системой и спецификой воспитательной работы в лагере, изучить план работы лагеря на смену;
регулярно вести рабочий дневник.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Содержание (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
· развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Цели летней педагогической практики
Дать возможность студентам реализовать профессиональный и личный потенциал, развивать и закрепить знания, умения и навыки, а также опыт, приобретенный в ходе учебы, в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста, изоляции от привычного окружения.
Задачи практики:
· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детскими и юношеским коллективом в условиях детского летнего лагеря;
· овладение содержанием и различными формами и методами организации жизни и деятельности коллектива детей разного возраста в условиях самостоятельной работы в летнем лагере;
· развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Умения, приобретаемые в процессе практики:
· определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками,
· составлять план оздоровительной и воспитательной работы на смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;
· организовывать самоуправление в коллективе и направлять ею деятельность; создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков;
· организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;
· сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;
· использовать всю систему возможных педагогических воздействий в условиях загородного летнего лагеря с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
· устанавливать педагогически правильные отношения с детьми и подростками, с коллегами, родителями вверенных детей;
· осмысливать и анализировать опыт своей педагогической деятельности.
Особенности летней педагогической практики:
Впервые, принимая объединение школьников, студент-практикант не только организует воспитательную работу с ними, но и несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Практика содействует осознанию и выполнению объективных требований самообразования и самовоспитания как необходимых условий профессионально-педагогического становления.
В процессе деятельности происходит интенсивное обогащение профессионального опыта студента в самостоятельном создании коллектива, его развитии, организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников.
В условиях лагеря вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения.
В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в детских оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды.
В детском загородном лагере вожатый и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа и. часто несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми. Планируя деятельность в загородном лагере, необходимо учесть следующее:
· временный характер коллектива;
· изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;
· закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;
отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля.
Права и обязанности студента-практиканта
· А. Студент направляется на летнюю педагогическую практику в детский лагерь для работы в качестве вожатого (воспитателя).
· Б. Вожатый подчиняется начальнику оздоровительного лагеря.
Вожатый-практикант обязан:
· находиться постоянно с детьми (или доверять их только ответственному за детей лицу) и нести личную ответственность за здоровье и благополучие вверенных ему детей;
· заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения в условиях летнего отдыха детей, развивать культуру общения и речи;
· присутствовать на педсоветах и планерках;
· проводить с детьми интересную, психологическую и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей;
· вести своевременно и аккуратно педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчетность по практике руководителю и администрации лагеря;
· не покидать территорию лагеря без уведомления об этом руководства;
· не оставлять детей одних у водоемов, в любом другом месте на территории и вне территории лагеря.
Студент-практикант имеет право:
· принимать активное участие в деятельности педагогического коллектива загородного лагеря, выступать па педсоветах, выдвигать самостоятельные решения;
· иметь выходные в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
· отказаться от прохождения практики в роли подменною вожатого, если он достиг совершеннолетия;
· обратиться за помощью к администрации лагеря, в свое педагогическое учебное заведение.
· 2.3. В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
· 2.4. Студент — практикант, не выполнивший программу практики, не переводится на следующий курс и не допускается к экзаменам.
Виды и содержание работы студентов
· 3.1. Знакомство с организацией жизни и деятельности детского летнего оздоровительного лагеря.
· Примерные вопросы начальнику лагеря (старшему воспитателю) на первой встрече:
· дни заезда и отъезда первой, второй, третьей смен;
· месторасположение детского лагеря;
· наличие водоема, бассейна, речки;
· организация медицинского осмотра вожатых;
· количество детей в отряде;
· контингент принимаемых детей;
· практика расстановки вожатых на отряды;
· условия работы, особенности данного лагеря;
· наличие кружков и секций;
· примерный план работы на предстоящую смену;
· календарь спортивных мероприятий;
· возможности организации походов;
· периодичность отрядных и общелагерных мероприятий;
· обеспечение спортивным инвентарем, бумагой, канцелярскими принадлежностями;
· организация банного, родительского дней;
· организация дежурства по лагерю;
· охрана территории детского лагеря;
· система организации и проведения планерок;
· организация первой встречи с детьми;
Организационно-педагогическая деятельность.
· Студент-практикант в процессе работы вожатым в детском оздоровительном лагере выполняет следующие виды педагогической деятельности:
· определяет цели, задачи КТД;
· прогнозирует результаты воспитательных воздействий;
· составляет перспективный, календарный планы работы в отряде, используя многообразие содержания, форм, методов и средств с учетом возраста детей и конкретных ситуаций;
· апробирует свои знания в плане отстаивания и защиты складывающейся педагогической позиции в процессе собственной деятельности;
· создает методические разработки; составляет планы, определяет содержание и методику проведения КТД, анализирует результаты собственной деятельности;
· организует и проводит игры, танцы;
· работает с периодической, методической, педагогической литературой и т. д.
· 3.3. Организация режима дня, активного отдыха детей.
· Традиционно распределение мероприятий на протяжении дня называют режимом дня. Это не только организующий, но и важнейший оздоровительный элемент. Попытки его пересмотра должны предприниматься осторожно и обоснованно. Он варьируется в зависимости от вида загородного лагеря, периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья и характера адаптации. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные моменты на основе регулярности, систематичности их применения и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.
· Дневной отдых — необходимый оздоровительный момент. Вместе с тем можно менять его наполнение, например посвятив его первые минуты релаксации, аутотренингу, психокоррекции, музыкотерапии.
· В основу рациональной организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть положено правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей детей. Все виды деятельности в лагере — отрядные, общелагерные дела, спортивные игры — необходимо включать в план педагогической работы и равномерно распределять в течение всей смены.
Планирование воспитательной деятельности.
· В процессе анкетирования все записи, касающиеся интересов детей и подростков группируются.
· Учитывая ожидания и интересы воспитанников, цели и задачи данной оздоровительной смены, прогнозируемую программу деятельности, летний календарь, способности и возможности вожатых и воспитателей, приступайте к планированию работы отряда. Программа деятельности вашего отряда должна быть ориентирована на детскую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт ребенка, расширяет и углубляет его. При планировании желательно придерживаться следующих принципов:
· Безопасность всех мероприятий.
· Возможность проявления способностей детей в разных областях творческой деятельности.
· Возможность быстро поменять программу в случае дождя.
· Учет времени, проводимого КТД в зависимости от возраста детей и подростков. Создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности.
· Распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены.
· Учет особенностей первых и последних дней смены.
· Последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительский дни, общслагерные, традиционные, отрядные КТД.
· 3.5. Организация коллективно-творческой деятельности.
· Этапы организации коллективной творческой деятельности в условиях детского лагеря:
· Коллективное целеполагание (определение темы, цели и задач предстоящей работы, выдвижение перспектив перед детьми, увлечение всех обшей деятельностью).
· Коллективное планирование дела (обсуждение различных предложений, вариантов плана, подбор материала, составление заданий, выбор временной инициативной группы).
· Коллективная подготовка дела (распределение поручений между участниками деятельности, определение заданий микроколлективам, выбор ответственных, организация контроля за выполнением заданий).
· Проведение дела (содержание и методика его проведения зависят от соответствующих ему целей, задач, формы).
Исследовательская деятельность студентов.
· При проведении исследований по вопросам теоретической и практической деятельности студентов в качестве вожатых детских загородных лагерей необходимо, прежде всего, изучить и обобщить передовой опыт, накопленный в этой области. Однако, наряду с этим, важны исследования и поискового характера, связанные с разработкой и проверкой новых форм и методов теоретической и практической воспитательной работы студентов в детском лагере.
· Научно-исследовательскую работу студенты-практиканты проводят по темам курсовых работ, летних творческих заданий, дипломных работ. Результаты оформляются в виде научного доклада.
Задания студентам (возможны изменения, корректировка)
· Основная цель и задачи, которые ставит перед собой вожатый (на конкретную смену)
· научить детей ______________
· привить навыки ___________
· научиться самому узнать _______ другое
Информация о загородном лагере:
· Месторасположение детского оздоровительного лагеря;
· фамилия, имя, отчество начальника лагеря;
· фамилия, имя, отчество заместителя начальника лагеря;
· количество отрядов и детей в них;
· возможность организации походов;
· организация ночного дежурства;
· наличие кружков, библиотеки, видеосалона;
· наличие расположенных рядом с лагерем особо опасных объектов;
Информация об отряде:
· количество детей в отряде;
· план работы отряда на смену (сеточное планирование)
· эскиз отрядного уголка;
· другая информация, полезная на взгляд вожатых-практикантов.
Охарактеризовать особенности организации работы с детьми в данном детском оздоровительном лагере.
Описать и проанализировать проблемы, возникшие в отношениях «вожатый-вожатый», «вожатый-администрация», «вожатый-дети», «вожатый-родители» в процессе работы в детском оздоровительном лагере. Г. Перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста с которыми работал на практике студент. Д. Перечислить наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании; отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации работы; во взаимоотношениях с администрацией, детьми, родителями, коллегами; в решении нестандартных ситуаций; в решении конфликтных ситуаций с детьми; в решении особых ситуаций — энурезе, воровстве, проблеме сна, сексуальном поведении и т. д.) Е. Ваши советы будущему вожатому.
Перечислите вопросы, «забытые» на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.
Разработайте предложения по совершенствованию занятий по летней педагогической практике.
Представьте разработку (одну или две) коллективного творческого дела, проведенного в отряде, на тему, предложенную преподавателем.
Представьте анализ проведенного КТД.
Представьте анализ собственной деятельности в детском оздоровительном лагере.
Деятельность руководителя летней педагогической практики
Организация встречи студентов с руководителями загородного детского лагеря.
· Первую встречу студентов с руководством лагеря желательно организовать в здании университета в первой декаде апреля.
· Договариваясь о встрече с руководством лагеря, желательно просить руководство лагеря представить примерный план работы на предстоящий период, предупредить возможные вопросы (организация медицинского осмотра вожатых, наполняемость отрядов, порядок предоставления отгулов, заработная плата, организация питания, ведение трудовой книжки, другие).
· С целью знакомства руководства лагеря с будущими вожатыми, возможно его присутствие на зачете-допуске (или инструктивном сборе).
· Если детский лагерь, в котором будут работать студенты на педагогической практике, новый для факультета, присутствие преподавателя на первой встрече обязательно.
· Необходимо в каждой группе студентов, выезжающих в конкретный лагерь, назначить ответственного студента, который будет осуществлять последующую связь с руководством лагеря.
· Желательно руководство лагеря ознакомить с отчетностью, которую необходимо будет представить студентам по результатам педагогической практики.
Посещение загородного детского лагеря руководителем практики.
В период посещения детского оздоровительного лагеря преподавателю рекомендуется:
1. Встретиться с каждым студентом-практикантом, ответить на все возникшие в период работы вопросы.
2. Посмотреть бытовые условия жизни, отношение практиканта к данному виду практики, что по его мнению у него получается, что нет и почему, какая помощь нужна (по возможности оказать на месте).
3. Понаблюдать за работой практиканта с детьми (стиль общения с детьми; учет возрастных особенностей в проводимой работе; роль детей и практиканта в подготовке и проведении дела, соответствие формы одежды детей погоде, месту проведения, форме проведения и содержанию).
4. Выявить удачные и неудачные моменты в работе практиканта в
5. Провести беседу с руководством лагеря по следующим вопросам:
· отношение практиканта к выполняемым обязанностям;
оказание помощи администрацией лагеря и педколлективом лагеря;
· наличие и соблюдение графика выходных дней для практикантов;
· пожелания в адрес педагогического заведения по подготовке студентов к летней педагогической практике.
Подготовка и проведение научно-пракгической конференции но итогам летней педагогической практики.
В начале следующего за практикой нового учебного года руководитель проводит итоговую научно-практическую конференцию па факультете.
К итоговой конференции студенты готовят выставки, где демонстрируют различные наглядные материалы, характеризующие лагерную жизнь, отрядные уголки, рисунки, эмблемы, поделки детей, планы работ. Желательно на конференцию пригласить студентов тех курсов, которые выходят на летнюю практику в текущем году. На конференции студенты в своих выступлениях делятся опытом работы, вносят предложения, анализируют собственную деятельность, рассказывают о проведенных исследованиях в лагере.
Руководители лагерей, в которых проходили летнюю педагогическую практику студенты, делятся впечатлениями о деятельности студентов-практикантов в должности вожатых (воспитателей).
Руководитель практики выступает с сообщением по итогам практики, анализирует самостоятельную профессиональную деятельность студентов, подводит итоги работы.
На конференции студентам сообщают оценки за летнюю педагогическую практику.
Для успешного прохождения Летней воспитательной практики предметно-цикловой комиссией математики и информатики разработаны Методические рекомендации в форме памятки «Памятка о летней воспитательной практике студентов Канского педагогического колледжа» (Приложение 2) к данной Рабочей программе.
Учебная практика
Одной из важнейших составных частей профессиональной подготовки учителя математики является обучение его работе с учебными заданиями, в том числе по учебникам «Математика», «Алгебра» и «Геометрия» различных авторских коллективов, представляющих разные концепции обучения математике школьников. От учителя математики требуется осознанное знание всего учебного материала, умение решать задания, и организовывать выполнение их учениками, имеющими разные уровни математической подготовки. Для этого требуются и максимальные усилия со стороны будущих учителей, и определенные временные ресурсы. В связи с этим и вводится учебная практика. Она проводится на II курсе в IV семестре перед другими видами практики, связанными с преподавательской деятельностью студентов («Практика пробных уроков», практика пробных уроков «Погружение» и т. д.). Ее продолжительность 2 недели, сроки ее определяются Учебным планом.
Цель учебной практики: углублять предметно-профессиональную компетентность специалиста – учителя математики основной школы.
Задачи учебной практики:
- обобщить и систематизировать общие математические знания и умения студентов, связанные с использованием различных способов устных вычислений методов и приемов работы над задачей, с использованием уравнений и неравенств как аппарата решения математических заданий. обобщить методы доказательства и опровержения, используемые в математических рассуждениях; углублять умения устанавливать и фиксировать причинно-следственные связи, функциональные отношения; приобщить студентов к исследовательской деятельности в математических задачах (в том числе и в задачах на построение геометрических фигур); развивать профессиональные умения будущего учителя математики.
Как отмечено выше, продолжительность учебной практики – 2 недели: 72 часа – аудиторных занятий и 24 часа – внеаудиторных занятий (в том числе самостоятельная работа студентов).
Учебная практика проводится в подгруппах (по 8-10 человек) на базе колледжа с использованием разнообразных форм аудиторных занятий с привлечением видеозаписей как уроков математики, так и их фрагментов для иллюстрации приемов и методов организации учебной деятельности учителя математики. В ходе этой практики предполагается широкое использование самостоятельной работы студентов, практических и лабораторных занятий, наблюдений и деловой игры.
Вся работа студентов строится на диагностической основе, выявляющей круг проблем студента в рамках содержания программы практики.