цели обучения русского языка

Цели и задачи обучения русскому языку

Нестерова И.А. Цели и задачи обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых

Цели обучения русскому языку

цели обучения русского языка. Смотреть фото цели обучения русского языка. Смотреть картинку цели обучения русского языка. Картинка про цели обучения русского языка. Фото цели обучения русского языка

Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.

Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.

Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.

Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.

Развитие компетенций – основная цель обучению русскому языку.

В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:

Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.

Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.

Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.

Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.

Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные цели:

Развивающие цели обучения русскому языку:

Воспитательные цели:

Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.

Задачи обучения русскому языку

Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Подробно рассмотрим самые актуальные задачи обучения русскому языку в условиях современной школы.

Прежде всего, следует дать учащимся знания в области фонетики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка. Учащиеся должны получить научно обоснованные сведения о языке, как общественном явлении, узнать основы истории русского языка.

В рамках обучения русскому языку, решается задача научить школьников сознательно использовать языковые единицы на практике в различных ситуация. Нужно соблюдать стилистические и грамматические нормы языка.

Важной задачей является формирование навыков правописания у школьников. То как учащиеся расставляют знаки препинания и формулируют предложения, отражает общий уровень владения языком.

Задача каждого педагога воспитать у учащихся любовь к родному языку. Это необходимо для формирования эстетической картины миры в полном соответствии с национальным менталитетом. Для этого используются высокохудожественные произведения русской литературы.

Не менее важной задачей обучения русскому языку является формирование логического мышления и умение анализировать свою и чужую речь.

Источник

Основная цель изучения русского языка

Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические)

Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.

Познавательные:

— вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;

— формирование научно-лингвистического мировоззрения;

— развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;

— дать необходимый круг знаний по русскому языку.

Практические:

— формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

— овладение нормами русского литературного языка;

— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

— обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.

Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.

Количество учебных часов

5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.

8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.

9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.

Виды контроля

диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);

— комплексный анализ текста;

— составление сложного и простого плана к тексту;

— изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

— составление диалога на заданную тему;

— составление текста определенного стиля и типа речи;

— сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);

— составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

— редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);

— работа с деформированным текстом.

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Федеральный государственный образовательный стандарт «. разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:

5 класс – 20 часов;6 класс– 20 часов;7 класс – 14 часов;8 класс – 10 часов;9 класс – 7 часов.

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:

— обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

— повышение языковой культуры учащихся;

— знакомство с национально-культурным колоритом языка;

— овладение речевым этикетом.

Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.

В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.

Класс

№ п/пТема по программеТема НРЭО№ урокаВид контроля
1.Язык и общениеНРЭО. Язык и человекСообщение
2.Отличие предлога от приставкиНРЭО. Текст и его признакиСоставление плана
3.Р.р. Подготовка к подробному изложениюНРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок.Тема текстаАнализ текста
4.Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членахНРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»Составление предложений
5.Обобщающие слова при однородных членах предложенияНРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»Составление предложений
6.ПрактикумНРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе»Работа над сочинением
7.Комплексный анализ текстаНРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе»Написание сочинения
8.ДиалогНРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях.Составление диалога
9.Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.Написание сочинения
10.Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.Написание сочинения
11.Описание предмета. Сочинение-описаниеНРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушкиНаписание сочинения
12.ПриставкаНРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?».Запись слов
13.Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»Нахождение слов
14.Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»Нахождение слов
15.Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательныхНРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»Подбор слов
16.Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательныхНРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»Подбор слов
17.Описание животногоНРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок».Написание сочинения
18.Описание животногоНРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок»Написание сочинения
19.Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числаНРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикойСоставление предложений
20.Орфограммы в приставках и корнях словНРЭО. Морфемный анализ уральских топонимовМорфемный анализ

Класс

№ урокаЭлементы содержанияКоличество минут, уроков
1.№ 12Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.1 час
2.№ 14Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.1 час
3.№ 18Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.1 час
4.№ 20Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.1 час
5.№ 24Учимся редактировать1 час
6.№ 29Редактирование изучаемых речевых жанров.1 час
7.№ 31Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования.1 час
8.№ 33Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ.1 час
9.№ 43Учимся отвечать. Разные ответы.1 час
10.№ 59Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.1 час
11.№ 68Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.1 час
12.№ 94Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.1 час
13.№ 98Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.1 час
14.№ 127Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.1 час
15.№ 136Рассказы. Выдуманные истории.
16.№ 153Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.1 час
17.№ 159Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.1 час
18.№ 175Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.1 час
№ 207Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.1 час
№ 208Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий.1 час

Класс

Класс

№ п/пТема по программе№ урокаТема регионального компонентаВид контроля
1.Нормы сочетания слов и их нарушение в речиСоставление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связиСоставление словосочетаний
2.Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определенияСогласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного УралаРаспределительный диктант
3.Обстоятельство. Способы его выраженияОбстоятельство в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
4.Безличные предложения, их структурные и смысловые особенностиНахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
5.Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале»Составление предложений
6.Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определенийНахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала.Синтаксический разбор предложений
7.Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогамиВиды обстоятельств в произведениях писателей Южного УралаСоставление таблицы
8.Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
9.Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиямиПредложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
10.Систематизация и обобщение изученного по темеСинтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений

Класс

№ п/пТема по программе№ урокаТема регионального компонентаВид контроля
Международное значение русского языкаНароды и народности Южного УралаСоставление развернутого плана
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзамСоставление ССП на тему «Город в золотой долине»Составление небольшого текста
Знаки препинания в СППССП в произведениях М.С. ФонотоваСинтаксический разбор предложений
Р.р. Стили речи. Разговорный стильСочинение-рассуждение о природе родного краяНаписание сочинения
Сложные предложения с разными видами связиРецензия на прочитанную статью (на материале местных газет)Написание рецензии
Двоеточие в БСППортретный очерк (о знаменитом земляке)Написание портретного очерка
Русский язык в современном миреРусский литературный язык и его стили. (на материале местных газет и журналов).Составление таблицы

Умения и навыки

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— умения и навыки анализа языкового материала;

— орфографические и пунктуационные навыки;

— умения и навыки связной речи;

— овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;

— умение видеть строение слова, выделять морфемы;

— умение видеть строение предложений;

— писать различные виды сочинений и изложений;

— развивать устную и письменную монологическую речь.

Формы обучения

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

— опрос с помощью перфокарт;

— выборочная проверка упражнения;

— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

Источник

Цели обучения русскому языку в современной школе.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

Специальные цели:

— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.

— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

— познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

— развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

— воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

— развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:

— предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания

— правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами

— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы.

— вооружение учащихся нормами литературного языка;

— развитие умения связно излагать свои мысли.

Общедидактические (или общепредметные) цели:

— развитие логического мышления;

— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

Содержание и структура школьного курса русского языка.

Содержание обучения – это состав и структура курса конкретного учебного предмета.

— система лингвистических понятий, которые должны составить знания учащихся о языке и речи,

— орфографические и пунктуационные правила, которые введены в курс русского языка; приобретение умения и навыка применения правил правописания составляет одну из наиболее существенных практических целей обучения русскому языку,

— речевые умения, которые должны быть выработаны в процессе изучения основного курса и уроков развития речи.

Структура курса предполагает конкретное распределение материала по классам, полугодиям, четвертям.

Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три:

— способы деятельности с языковыми явлениями.

Вшколе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т.е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *