цели обучения воспитания и развития определяются

Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста.

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности.

Зачем учить? Чему учить? Как учить? Кого учить?

Цель воспитания и образования– это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; его родители; педагог.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:

• цели отдельных образовательных систем и этапов образования

• цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста

• цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Государственная цель (общественный заказ) – представления о человеке-гражданине с т.з. государства.

Глобальной (идеальной) целью воспитания и образования является подготовка всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, самообучению, самореализации, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.Впервые эта цель (всесторонне развитая личность) была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

• высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам человека;

• потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

2.Цели в государственных образовательных системах(устанавливаются в ФГОС ДО, СО, СПО, ВО…)

Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможностями и уровнем развития педагогической системы, организации.

В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Поэтому в РФ введены образовательные стандарты (ФГОС) для систем образования разного уровня 2009-2014.

Цели ФГОС – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста.

Цель деятельности педагога по конкретному предмету определяется требованиями программы по учебному предметус учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

4. Цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках (ЗУН).

Источник

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

Почему обучение начинается с постановки цели

«Аллен — прирожденный трехочковый баскетболист», — пишет журналистка Джеки Макмаллан в своей статье о рекордсмене по количеству реализованных трехочковых бросков Рэе Аллене. В ответ на это Аллен сказал, что выходит из себя, когда его заслуги принижают и считают Божьим даром:

«Я каждый день выкладываюсь по полной — не иногда, не время от времени, а каждый день. Спросите любого из моих коллег по команде, спросите ребят из Seattle Super Sonics или Milwaukee Bucks: кто чаще всех отрабатывает броски? Все ответят, что это я».

В школе броски Рэя ничем особенным не выделялись. Его тренер по баскетболу считал, что у соратников Аллена по команде больше шансов забросить трехочковый в корзину. С тех пор Рэй Аллен развил свой навык настолько, что люди стали считать его даром.

Психолог Андерс Эрикссон называет осознанное развитие навыка, которого не было от рождения, продуманной подготовкой. Вместе с коллегой он написал книгу «Максимум: как достичь личного совершенства» и разделил развитие любых навыков на три вида: наивную, целенаправленную и продуманную подготовку.

Наивная подготовка. То, что делают большинство людей. Вы учитесь новому и практикуетесь до тех пор, пока не достигните зоны комфорта. В этот момент развитие навыка остановится. Если не выйти из зоны комфорта — сделать то, чего вы раньше не делали, навык автоматизируется и станет хуже. Например, водители с десятилетним стажем могут ездить хуже недавних студентов автошколы. Такие водители не чувствуют необходимости улучшать или поддерживать свои навыки и постепенно их теряют.

Целенаправленная. В целенаправленной подготовке вы повторяете те же действия, но надеетесь со временем делать их лучше. Суть целенаправленной подготовки — преодолевать длинный путь небольшими шагами и четко сформулировать цель. Без этого трудно понять: вы двигаетесь вперед или стоите на месте.

Чтобы целенаправленно развивать навыки:

Разбейте цель на этапы и разберитесь как их преодолеть.

Сконцентрируйте внимание на своем этапе.

Вовремя получайте обратную связь. Она поможет понять, что вы делаете неверно и как это исправить.

Преодолевайте себя и выходите из зоны комфорта. Делайте то, чего раньше не делали.

Психолог Андерс Эрикссон рассказывает, как стать великим в любом деле в эпизоде подкаста Freakonomics

Продуманная подготовка. Мы выучиваем достаточно навыков, чтобы справляться с ежедневными задачами. При этом забываем давать мозгу задачи, которые будут его менять. Нужно постоянно выходить из равновесия и заставлять мозг и тело адаптироваться к изменяющимся условиям. Так вы создаете потенциал, а не достигаете его.

Чтобы продуманная подготовка работала, нужно целенаправленно практиковаться, выходить из зоны комфорта и понимать объективные стандарты успеха. Именно здесь обучение превращается в проект.

Как ставить цели для своего обучения

Люди не учатся, сидя на лекциях и запоминая факты. Для этого нужно мыслить, анализировать и применять полученную информацию на практике. Процесс обучения подробно разобрал профессор педагогики Бенджамин Блум в 1956 году. Блум создал Таксономию — классификацию образовательных целей, которая помогает понять, чему стоит научиться, и отслеживает прогресс.

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

Обучение начинается от простого к сложному и состоит из шести шагов: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.

Как это применять. Вы развиваете навык, если проходите все стадии Таксономии Блума. Для этого нужно спроектировать свой путь с первого до последнего этапа. Сформулировать каждый шаг поможет онлайн-конструктор целей обучения на английском или на русском языке.

Чтобы поставить задачу выберите:

одну из шести образовательных целей;

контент, с которым будете работать: задачу, точки зрения, мотивацию;

онлайн или оффлайн источники: сайт, статью, книгу;

формат продукта, который получится на выходе: карту, песню, обзор;

количество людей, которые будут работать над целью.

Например, задача на второй ступени Таксономии Блума «Понимание» может выглядеть так: объяснить мотивацию героев фильма, используя сайт, и вдвоем создать таймлайн. Задача на четвертой так: сравнить тренды экологии, используя мнения экспертов, и сделать промостраницу.

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

Такой конструктор можно собирать, чтобы научиться программировать, критически мыслить или выращивать черные розы. Большие сложные цели разбивайте на этапы и конкретизируйте по SMART.

Формулируем точную цель

SMART — аббревиатура метода, который помогает сформулировать конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), актуальную (Relevant) и ограниченную во времени (Time Bound) цель. Такую задачу проще понять и выполнить. Если она большая и сложная, разбейте цель на несколько этапов.

Specific — конкретная. Цель должна быть понятной и однозначной. Решите, чего вы хотите достичь. Попробуйте ответить на вопрос: что и зачем вам нужно? Например, вы хотите написать книгу, чтобы стать профессиональным писателем.

Measurable — измеримая. Как вы поймете, что цель достигнута? Определите количественные показатели, которые помогут измерить и описать успех. Оценивайте свой прогресс и сверяйтесь с этими показателями. Уточняем нашу цель: написать книгу и выпустить ее печатную версию в издательстве.

Achievable — достижимая. Трезво оценивайте свои возможности, ставьте достижимые и амбициозные цели. Если придумать недосягаемую задачу, вы потеряете мотивацию. Слишком легкая цель быстро потеряет ценность, а вы — интерес. Подумайте: ваша цель не слишком легкая или сложная? Какие ресурсы и усилия потребуются для ее достижения?

Чтобы написать книгу, нужно каждый день тренироваться и писать по семь страниц текста. На это потребуется два часа в день. Если у вас хорошая дисциплина и вы понимаете, как работают издательства — это достижимая цель.

Relevant — актуальная. Цель должна быть важной и реальной. Совпадать с глобальными целями и ресурсами, которые у вас есть. В нашем примере: первая изданная книга поможет набрать аудиторию, получить обратную связь для следующих работ. Задача помогает достижению главной цели — стать профессиональным писателем.

Time Bound — ограниченная во времени. Дедлайн помогает сосредоточиться на выполнении цели и не отвлекаться на другие задачи. Временные рамки мотивируют и помогают контролировать работу над достижением цели.

Уточняем пример цели по SMART: писать по семь страниц в день, чтобы к июлю 2022 года написать книгу на 360 страниц и выпустить ее в издательстве.

Как спланировать свое обучение

Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова рекомендует планировать обучение, учитывая результаты, время и методы обучения. Выбрать формат, наставника и способ получения обратной связи.

Конечный результат

Разложите компетенцию на составляющие, чтобы определить свой текущий уровень и результат, который вам нужен. Для этого используйте профессиональные или образовательные стандарты и инструменты ассессмента. Ассессмент — это методики, которые помогают оценить уровень развития навыка. Мы рассказывали о них в большом гиде по soft skills.

Пример с иностранным языком: понятная система языковых уровней от базового А1 до профессионального владения С2 помогает определить стартовую позицию и желаемый результат. Подумайте, что мешает вам освоить язык: боязнь ошибки или недостаточный словарный запас. Чем детальнее в этом разобраться, тем точнее будет цель обучения. Зная цель, легче определить методы и разработать для себя учебный план.

Время обучения

Если ставите образовательную цель по SMART, вам потребуется рассчитать время. Временные рамки помогают не растягивать учебный процесс и не совершать одни и те же ошибки. Чтобы рассчитать время на обучение, подумайте:

сколько времени вы готовы уделять достижению цели еженедельно;

сколько на изучение материала, а сколько для отработки его на практике;

хватит ли этого для достижения запланированного уровня.

Наставник и обратная связь

Чем сложнее учебная задача, тем важнее наставник и обратная связь. Вы можете учиться с корпоративным ментором или встречаться с более опытным коллегой за чашкой кофе. Хороший вариант — стать частью профессионального сообщества. Так вы поддержите учебную мотивацию, будете в курсе трендов и сможете найти наставника.

Если в области ваших образовательных интересов нет экспертов и сообществ, подумайте о мастермайнд-группе. Это группа близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе: мотивируют друг друга, помогают учиться и достигать целей. Получить обратную связь по навыкам и образовательным целям можно на тренинге. В таком формате вы получите ее от группы и тренера.

Методы обучения

Определите свой стиль обучения, чтобы подобрать подходящие методы и форматы учебы. Стили обучения подробно описали Дэвид Колб и Кей Петерсон в книге «Век живи — век учись». Авторы предлагают пройти тест и определить, как вы учитесь: через конкретный или абстрактный опыт, рефлексию или активные эксперименты.

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть фото цели обучения воспитания и развития определяются. Смотреть картинку цели обучения воспитания и развития определяются. Картинка про цели обучения воспитания и развития определяются. Фото цели обучения воспитания и развития определяются

Например, люди с инициирующим стилем привыкли действовать, а потом обдумывать последствия действий. Они не любят абстрактные теории, стремятся получать новый сложный опыт и ищут постоянный контакт с другими людьми. Таким людям подойдут стажировки, тренинги и мастермайнд-группы. При этом людям с размышляющим стилем не подходят игры-симуляции. Они не любят делиться своими эмоциями и давать оценку другим участникам. Зато им подойдут курсы с серьезной теоретической базой и оценкой эксперта.

Формат: онлайн или оффлайн

Онлайн-курсы — хороший вариант для получения знаний и умений. В некоторых курсах есть обратная связь от эксперта и других участников. Если есть возможность, выбирайте онлайн-курсы с системой адаптивного обучения. Адаптивные онлайн-курсы могут учитывать потребности учащегося, опыт и пробелы в знаниях, темп обучения и предпочтения в формате, чтобы предложить оптимальный маршрут изучения материала. Чем больше данных получает адаптивная система, тем точнее учебная траектория.

При этом для развития «гибких» навыков важны ценностные установки и возможность применять знания в безопасной среде. Здесь возможности массовых онлайн-курсов пока ограничены. Поэтому становятся популярными форматы смешанного обучения, где онлайн дополняется офлайном.

Источник

Цель и задачи воспитания и обучения

Достижение цели становится возможным, если развитие человека считается не формальной целью, а полагается исходным пунктом воспитания и обучения. Три части функционально целого человека: мышление, эмоциональная жизнь и воля, проявляются на самых разных стадиях развития по-разному.

В планировании отдельных занятий, распределении занятий и работы учебного года следует принимать во внимание природное ритмическое соответствие степени сознания и способности сосредоточится. Имеется в виду обучение, разносторонне захватывающее ребенка и не требующее от него большой затраты энергии психики.

В учебном плане определяются рамки обучения и воспитания, основывающиеся последовательно на знании закономерностей развития и роста человека. В нем определяются цели преподавания по разным предметам и цели воспитания в разных классах согласно потребностям каждого данного возраста. Основы методики, соответствующей данным потребностям. Необходимые инструкции о содержании преподаваемого материала и объема курсов. Инструкции по организации учебной и воспитательной работы в школе.

ЗАДАЧИ содержат в себе воспитание воли, художественное и умственное воспитание и обучение.

1. Укреплять волю и доверие ученика к своим способностям.

2. Развивать индивидуальную способность к образному восприятию.

3. Создать предпосылки умственного развития.

4. Развивать способность к отвлеченному мышлению на основе чувства реальности

5. Создавать основные привычки.

1. Укреплять развитие эмоциональной жизни

2. Развивать умственные способности

3. Развивать способность к критическому мышлению и чувство качества в любой деятельности.

4. Делать ощущения и наблюдательность более восприимчивыми.

5. Развивать социальные чувства и моральные чувства.

1. Обеспечить достаточное общее образование всем учащимся.

2. Возбуждать в учениках активный интерес и чувство ответственности.

3. Развивать способность к умственному восприятию.

4. Развивать способность к причинному мышлению и самостоятельному постижению.

5. Развивать способность к всестороннему восприятию.

6. Способствовать свойственному каждому данному возрасту развитию сознательности.

Практическая деятельность активизирует человека, развивает и поддерживает волю, поэтому разнообразная практическая деятельность является ведущей частью педагогического процесса, что является особенно своевременным при распространившейся технологизированной культуре.

Развитие воли является профилактикой общей пассивности и поддержкой индивидуальной инициативности. Использование сил своей воли укрепляет индивидуальное чувство собственного “Я”, строит самосознание и развивает здоровое доверие к себе.

Функции воли тесно связаны с функциями организма и отражаются на них немедленно. Здоровый образ жизни и активная конкретная деятельность укрепляют функции воли. Поэтому педагог должен следить за состоянием здоровья ученика, за его общей жизненностью и жаждой действия, а также направлять или подчеркивать по мере необходимости, либо общую, либо индивидуальную активность в обучении и воспитании.

Обучение в этом возрасте является активно-практическим и физически-ритмическим.

Способность ребенка к сознательному восприятию незначительна, когда его активность направляется на внешнюю деятельность. Зато значительна его способность воспринимать окружение, подражая ему бессознательно и действуя в нем. Очень важно, чтобы усвоение преподаваемого материала становилось всесторонним и личностным. Ребенок получает удовлетворение от того, что он умеет что-либо, а не от того, что знает что-то.

К художественному воспитанию относятся:

— преподавание предметов искусства и использование художественных упражнений при преподавании других предметов;

— преподавание с помощью образов на основной ступени обучения;

Кроме занятий искусством к художественной стороне в обучении относится и преподавание с помощью образов. Оно является центральным методом преподавания для детей младшего школьного возраста, способствует развитию мышления и эмоциональной жизни ребенка.

Преподавание разных видов искусства. Эти предметы преподаются всем ученикам следующим образом:

1) Как отдельные курсы:

— музыка, изобразительные искусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;

— искусствоведение (история изобразительных искусств, история искусства слова, история музыки, история архитектуры), с 9 по 12 класс.

2) При преподавании теоретических предметов преподавание музыки, изобразительных искусств (письмо красками, рисование, рисование по форме и лепка) связано с преподаванием основного предмета. В случае необходимости художественные упражнения можно использовать как способ преподавания других теоретических предметов.

3) Как часть практических занятий:

— при преподавании рукоделия, от 1 до 10 класса;

— при преподавании столярного дела, начиная с 6 класса;

— при преподавании художественного оформления, связанного с периодами лепки в 9 и 11 классах.

Школа имеет целью обеспечить всем ученикам достаточное и соответствующее общепринятым требованиям умственное развитие и общее образование во время школьных лет в той форме, которую ученики могут воспринимать.

Ответственные решения могут основываться лишь на достаточном объеме знаний и компетентности. Современное, быстроразвивающееся общество требует от своих членов постоянного усвоения новых знаний и способности нести личную ответственность.

Чтобы поддерживать свойственную человеку заинтересованность и любознательность, теоретический материал следует преподавать таким образом, который соответствует с изменениям сознательности в каждой данной стадии развития.

Положительное отношение к ученику или его потребность в успехах в учебе не должны зависеть от его способности усвоить теоретический материал.

Учеба всегда должна основываться на заинтересованности или независимом от личных интересов чувстве долга ученика. Стоит вместо письменных работ, оценивающих ученика на основе усвоенных знаний, готовить доклады, писать сочинения, которые могут быть связаны с активной деятельностью или художественными проектами. Они заставляют ученика углубляться в обсуждаемый материал, возбуждают личный интерес и вдохновляют учеников формировать собственное представление о материале.

Возможности урока

При успокоении возбужденные во время работы душевные процессы приводятся в состояние отдыха и подготавливают почву для дальнейшей работы.

При распределении занятия принимается во внимание естественная потребность человека в чередовании принимающей и направленной наружу деятельности, то есть потребность во “вдыхании” и “выдыхании”.

Таким образом, стараемся направить ресурсы ребенка на

стимуляцию самодеятельности в начале,

приведение индивидуальной активности в состояние отдыха в конце занятия.

Занятия не должны сдерживать энергию детей, и нагрузка должна меняться в течение занятия в зависимости от состояния детей. Педагог может свободно изменить основную структуру занятия, основываясь на самочувствии детей.

При таком подходе к занятиям с детьми соблюдается естественный ритм способности сосредоточиться, и в каждой фазе ребенок охватывается всесторонне.

Естественный путь учебного процесса между началом школьного обучения и переходным возрастом ведет от эмоционального уровня к области воли, достигая, наконец, образования представлений, понятий и систем понятий.

Условия становления школы

(из опыта работы томской группы педагогов)

Этапы становления новой школы:

2. Единомышленники. Поиск, подбор, создание атмосферы, в которой возможно общение для реализации идеи.

3. Существование в настоящем. Отработка элементов, программ, умений: общение с детьми и взрослыми в любых группах, объединениях.

5. Поиск. От родителей поступает заказ о необходимости создания школы, сада и пр. Совместный поиск ходов, возможностей создания школы. Реализация идей в программу.

7. Деятельность. Набор в классы. Занятия, учебный процесс, процесс управления. Объединение родителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…

9. Связь. Контакты с единомышленниками в городе, регионе, республике, иностранными коллегами и объединениями. Создание и обеспечение работы школы (юридическое, финансовое, организационное).

10. Забота. Обеспечение ребенка на любом этапе ухода из школы ГАРАНТИЕЙ включения в социальную ситуацию. Лечебная педагогика. Программы дополнительного образования.

11. Преемственность. Создание ситуации заинтересованности и воспроизведение системы за счет открытых лекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсов и пр.

12. Моральная ответственность. Осознание необходимости жить согласно моральным человеческим законам, следовать этому в волении, чувствовании, мышлении.

Часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ

(возраст подростка)

Период развития ребенка после достижения половой зрелости. На этом жизненном этапе снова происходит решающее изменение в душевной жизни подростка. Воля и чувства как душевные способности до некоторой степени уже сформировались и нуждаются теперь в руководстве рассудка. Родители и учителя в известном смысле “освобождаются от забот”. Подают ли они пример своим поведением или являются ли авторитетом, теперь не имеет решающего значения. Ведь молодой человек отныне сознательно отходит от многого и ищет собственный путь. Самостоятельное мышление, развивающееся в нем, помогает ему отмежеваться от неприятных событий. Он теперь переживает их не столь непосредственно и тем более не подражает им, как раньше.

Михаэль Бауэр сказал так об искусстве воспитания: “Воспитатель может только побуждать, ободрять, приглашать к ответу, но ни в коем случае не создавать сам и не принуждать. Многие воспитательные меры ценны тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, только если в душе ребенка образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”.

Время перемен

Когда ребенок достигает возраста половой зрелости, то вместе с его физиологической переменой совершенно меняется его отношение к миру внешних чувств. Наступает момент, когда в человеке пробуждается “дух”. В этот период подросток во всякой человеческой речи прежде всего воспринимает элемент разума, логики; их он и стремиться понять.

Если мы предлагаем ребенку только умственно-логическое обучение, он начинает скучать. Он усваивает то, что мы даем ему в строго логической форме, но если мы заставим его шаг за шагом следовать за нашими рассуждениями, то он утомляется.

Мы должны чувствовать, что даем подростку нечто живое, то, что может вместе с ним развиваться и созревать. То, что проникает в сознание ребенка, остается скрытым в невидимых глубинах его души и позднее выходит на поверхность.

Рождение человека

С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным. То, что в течении второго семилетия было воспринято человеком как своего рода музыка мироздания, продолжает в нем свое развитие. Все, полученное в образах, все, что стало живым музыкально-пластическим достоянием души, усваивается теперь интеллектом. Но теперь человек воспринимает не то, что ему было навязано в интеллектуалистической форме, а то, что он сам в себе взрастил совершенно иным путем.

Долг

В возрасте между сменой зубов и наступлением половой зрелости в человеке развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное через здоровое чувство почитания авторитету взрослого.

Если воспитание было правильным, после достижения половой зрелости из глубин человеческой природы все возрождается и рождается соответствующим самому существу человека. Но подросток будет лишен переживания такого возрождения, если педагог не заботился о том, что бы закладывать в ребенка то, что тот смог бы понять лишь впоследствии.

Смысл жизни

Для детей этого возраста руководящим методом должен быть метод откровенных бесед. Но для этого необходимо, чтобы педагоги обладали свободой взглядов, без предвзятых мнений, без предубеждений.

Его находит тот, кто ищет, но для этого надо уметь правильно ставить вопросы. Мир ставит перед нами множество проблем: это вопросы, касающиеся наших судеб, нашего поведения среди людей…

Пора любви

С наступлением половой зрелости происходят изменения во всех сферах сущности человека. Физические изменения начинаются раньше, чем психические. Природная грация в детском возрасте сменяется обычно в 12 лет или раньше у мальчиков своеобразной угловатостью и неуклюжестью, а у девочек ощущением тяжести и усталости. Те же самые силы, которые проявляются как своего рода “музыкальность членов”, претерпев метаморфозу, как новые способности в области чувства и представления. Биологические изменения наступают тогда, когда эти “внутренние силы” освобождаются от тела и постепенно пробуждаются в виде душевных способностей неизвестного до сих пор рода.

Физической способности размножаться соответствует на душевном уровне способность внутреннего отражения, т.е. способности переживать и понимать то, что живет в душах других людей. Чисто физическое влечение к человеку другого пола служит лишь ограниченным выражением всеобъемлющей силы любви, проявлением которой при здоровом развитии является углубленный интерес ко всему миру. Там, где нет этого интереса из-за того, что на передний план выдвигаются физические влечения, душевное развитие остается в зачаточном состоянии.

В течении времени взаимоотношение полов развивалось трояким образом. В первую очередь приходит сексуальность как выражение физиологической необходимости размножения, этот аспект связан с телесностью.

Дальнейшим душевным аспектом является эрос, который вместе с влюбленностью позволяет нам увидеть мир новыми глазами. Эрос великий вдохновитель искусства. Надежда и ожидание наполняют душу, которая стремится к встрече с предметом обожания. Эрос пронизывает всю душу и пробуждает душу ощущающую к развитию богатой внутренней жизни.

Наконец, мы знаем любовь, духовный аспект, которая выступает на передний план, когда происходит встреча с “Я” другого человека и из этого возникает воля связать себя с его инкарнационной задачей. Лишь отношения, основанные на встрече двух “Я” могут продолжаться долго и противостоять бурям жизни.

Развитие личности

В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Для этого требуется здоровое развитие “Я”:

Осознание “Я”, возникающее на третьем году жизни.

Переживание “Я”, начинающееся в школе и полностью развивающееся в период, предшествующий половой зрелости.

Реализация “Я” в период юности.

Теперь вопрос стоит так: каково мое место в мире? Каков этот мир в действительности? Какие силы действуют в нем? Что значу я в мире?

Все эти вопросы мировоззренческого порядка, духовные вопросы развития личности. Условно в эти годы с момента пубертета и до социальной зрелости, т.е. до 20-21 года, делятся на три периода по 2-2,5 года.

Первый период. Развитие до 15-16 лет. Вера в справедливость и мудрость мира.

Во что я могу верить? Что я делаю своим идеалом? Есть ли нечто более высокое, на что я могу ориентироваться, что может быть моей путеводной звездой?

В это время “Я” находит в социальной реальности свое место между сверстниками и старшими (потому что младшие едва ли играют какую-то роль в это время, кроме того, ребенок хочет убежать от своего собственного возраста). Наряду с этим новым регулированием социальных отношений выступает выбор места учебы и профессии (по крайней мере, там, где молодежь еще может выбирать и не должна уже теперь быть самостоятельной).

Достаточно сложно ориентироваться и специализироваться на старшей ступени школы, делая выбор из определенной комбинации предметов, которые часто выбирают на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.

Второй период. Время юности до 18-19 лет. Открытие мира через вселенскую любовь. Открытие влечения к существу противоположного пола.

Время, когда выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире. Сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и, кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие люди делают выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу.

Третий период. До 20-21 года. Время надежд на реализацию своих возможностей.

В это время должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость.

Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает. Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает? Ответ может быть только таким: Любая социальная реальность есть дело рук человеческих!

Часть: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

(лечебная педагогика)

Все больше и больше людей понимают, что очень важно относиться к человеку с какими-либо нарушениями как к личности. Достаточно часто для детей с особыми нуждами создают специальные условия, где они могут жить как полноценные члены общества и получать квалифицированную помощь, которая учитывает развитие всего человека и его особенности. Ребенка с какими-либо особенностями считают полноценным человеком, личностью. Его нужды все признают. В общении с такими детьми стремятся к тому, чтобы каждый, независимо от своих способностей, помогал своим товарищам, и сам получал от них помощь. Все вместе они общаются, учатся. При этом требуется вера, надежда, любовь. Каждый должен жертвовать чем-то своим, чтобы помочь другим.

С детьми, имеющими какие-либо нарушения, умственно отсталыми или асоциальными, достаточно хорошо работает такой принцип: он что-то делает для других, а его нужды удовлетворяют другие. За счет этого все становятся крепче, и все получают помощь.

Обучение и воспитание детей с особенностями в развитии возможно только тогда, когда они защищают социальные и духовные ценности. Осознание свободы в духовной и культурной жизни, социального равенства и братства в труде является главной педагогической основой.

Педагогика, которая охватывает всего человека вместе с его особенностями, называется лечебной педагогикой.

Терапия, которая наравне с учетом нарушений ребенка учитывает его становление как человека в обществе, называется социальной терапией.

Тот, кто решает работать с детьми с особенностями в развитии, должен овладеть искусством быть лечебным педагогом и социальным терапевтом.

При этом требуется особое восприятие, где каждый педагог находит в себе и развивает способности войти в переживания другого человека и использует положительное эмоциональное влияние среды для создания живительной лечебно-педагогической атмосферы, помогающей развитию и воспитанию ребенка с особенностями в развитии.

Основные положения

Основополагающим для лечебно-педагогической деятельности является точка зрения, что духовное содержание человека не заболевает, но его развитие может быть затруднено нездоровым телесным “инструментом”. Этот телесный “инструмент” при подобных расстройствах бывает совершенно определенным образом патологически недостаточным и поэтому создает затруднения здоровому душевному развитию.

Это явление можно рассматривать как инкарнационное расстройство. В широком смысле и у так называемых здоровых людей их душевные способности ограничиваются и затрудняются телесностью.

В полноценное общество входят и здоровые, и больные, и несовершенные, а также и наши ближние, нуждающиеся в уходе за душой. То, что они кроме забот доставляют своим присутствием родителям и родственникам, еще не вполне достижимо для нашего цивилизованного восприятия. Нам следует считать таких людей, скорее, жертвами. Путем пробуждения силы бескорыстия в окружающих следует изменить отношение к этим детям.

В лечебной педагогике и социальной терапии за основу берется духовно-научное рассмотрение духовной организации.

В начале стоит духовное зерно человеческой сущности. Затем оно облекается для новой инкарнации душевными силами, которые принадлежат собственно душевному миру и посылаются в виде мышления, чувства и воли.

После этого они объединяются с жизненными и наследственными потоками до образования вещественности.

При этом отметим, что речь будет идти о трехчленном организме:

— нервно- чувственная система для мышления,

— ритмическая система для чувств,

— система обмена веществ для воли.

Если телесная ущербность поражает ребенка, которому еще предстоит развиваться до завершенного человека, то мы имеем дело с духовно-душевными расстройствами развития. Тело может быть недостаточно прозрачно для души, которая оказывается им слишком скована и не может свободно открываться миру.

Если расстройство незначительно, оно может быть лишь слегка выраженным. Но, независимо от того, легкой или тяжелой степени расстройство, оно глубоко коренящееся и может быть улучшено лишь длительным лечебно-педагогическим воздействием. Это относится и к повреждениям, вызванным бытом.

К самым плодотворным познаниям в этой области относится то, что существуют жизненные силы, в которых заложены неисчерпаемые возможности для лечения. Почти все нарушения в развитии объясняются слабостью жизненных сил. А именно жизненные силы заботятся об оживлении и восстановлении, уравновешивании болезненных процессов и даже компенсировании длительных недугов в физической организации, проявляя при этом особую активность.

Одним из важных элементов является само поведение педагога, родителя, взрослого. На первый план можно выдвинуть благоговение к малышу. Благоговение к ребенку в наблюдении и лечении. Нет незначительных деталей! К каждой маленькой привычке ребенка, особенностям его произношения, его сну, аппетиту, его выделениям мы должны относиться внимательно. В каком состоянии его ногти, кожа, волосы… С объяснениями причин не стоит спешить. Чем больше причин мы сумеем проанализировать для объяснения того или иного феномена, тем отчетливее будет складываться общее представление о состоянии ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *