цели урока процесса обучения должны быть максимально
Цели урока процесса обучения должны быть максимально
Главным, системообразующим элементом урока являются цели, а главным субъектом, для которого создается и функционирует урок – обучающиеся. При определении цели урока традиционно выделяются компоненты образовательная, развивающая и воспитательная. Также необходимо помнить, достижение общих (предметных, метапредметных, личностных) целей урока, определяет выбор вариантов его типа.
Цель обучения необходимо сформулировать так, чтобы о достижении ее можно было судить однозначно. Для этого она должна описывать результаты учебного процесса в точных терминах наблюдаемого и измеряемого поведения обучающихся. Система запланированных целей неразрывно связана с системой активных действий, которые ведут к их достижению. Поэтому при формулировке целей используются глаголы, указывающие на действие с определенным результатом, описывается то, что обучаемый сможет делать в результате обучения.
Таким образом, цели формулируются в деятельностной форме:
предметные: сформировать понятие, получить представление, научиться, дать определение, выбрать, проиллюстрировать, решить.
метапредметные: овладеть способами действий.
личностные: выработать отношение, позицию, дать оценку.
Схема целеполагания урока:
предметные (перечисляются формируемые умения, но могут быть упомянуты и знания, и отношения);
метапредметные (УУД, формируемые на уроке);
Тема урока: «Предельная полезность и индивидуальный спрос».
Тип урока: урок исследовательского проектирования.
предметные: объяснять понятия «общая полезность» и «предельная полезность»; строить график функции общей и предельной полезности; находить и объяснять связь между предельной полезностью и спросом; объяснять, как на основании закона убывания предельной полезности можно вывести закон спроса; строить кривую спроса на основании кривой предельной полезности.
метапредметные: формулировать с помощью учителя рабочую гипотезу и цель исследования; самостоятельно планировать ход исследования; организовать поиск в различных источниках и отбор необходимой информации; самостоятельно анализировать и корректировать свои исследовательские действия.
личностные: понимать необходимость освоенных способов исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.
Выберите тему урока по тематическому планированию, определите его тип и планируемые результаты данного урока. Оформите по образцу, представленному выше, зафиксируйте в таблице, расположенной ниже.
Статья на тему «Система целей урока»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система целей урока
В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.
Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся.
Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность.
Приступая к формулировке целей, преподаватель:
-изучает требования образовательного стандарта и программы;
-обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;
-определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;
-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):
формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся.
Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:
-изучению нового материала ( одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);
-закреплению нового материала и ранее пройденного ( одна обучающая цель – закрепление);
-контрольный урок ( одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями);
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ УРОКА:
удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и т.д.);
удовлетворять требованиям учебной программы;
быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она;
учитывать межпредметные связи, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений;
учитывать уровни формирований знаний и умений:
формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);
формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;
формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;
формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».
Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:
проанализировать степень усвоения материала;
дать общую характеристику явления…;
устранить пробелы в знаниях…;
выработать знания и умения;
изучить основные этапы творческого пути…;
научить анализировать, выделять (главное, существенное)…;
охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…;
приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;
обобщить знания, умения, навыки по…;
проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
обеспечить усвоение следующих основных ЗУН;
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.
Развивающая цель урока –
развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ:
учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);
вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;
подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.
Примеры некоторых формулировок развивающих целей:
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;
содействовать развитию воли и настойчивости;
развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
развивать интерес к предмету;
развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
учить вести и составлять конспекты, тезисы;
учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
учить устанавливать межпредметные связи;
развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;
учить вести и составлять конспекты, тезисы.
Воспитательная цель урока –
формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:
воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;
воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;
основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.
Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:
пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);
пробудить чувства ответственности, долга…
вызвать чувство удивления и гордости…
подвести учащихся к выводу…
убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.
дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.
Методическая цель –
рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).
Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.
Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1079227
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цели и задачи урока
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель урока – это то, к чему стремится педагог во время урока, то, что им намечено, те намерения, которые необходимо осуществить.
Задача урока – это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.
Виды целей урока
Большое значение в организации урока имеет грамотная постановка цели и задач, направленных на формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету и активизации из внимания.
Цель урока – это понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.
То есть, цель является тем конечным желаемым результатом, который необходимо получить в конкретный промежуток времени.
Цель может быть поставлена на конкретный урок, а может на серию уроков из определенного раздела, в зависимости от изучаемого объема учебного материала и сложности поставленной проблемы.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с методикой обучения, ее принято дробить на составные части (подцели и задачи), решение которых осуществляется постепенно в ходе урока.
В массовой педагогической практике принято использовать трехцелевые уроки:
Готовые работы на аналогичную тему
Данные три цели принято считать как одну, именуют ее – «триединая цель».
Довольно часто педагогу не хватает данного перечня целей, чтобы максимально охватить все возможности урока. В этом случае некоторые педагоги в качестве целей рассматривают определенные качественные характеристики образовательной деятельности учащихся и дидактическую деятельность самого педагога.
В том случае, если педагогом ставится одновременно несколько целей, то педагог их видит единым блоком, во взаимосвязи и дополнении друг друга. Количество ведущих целей во многом зависит от профессионализма педагога.
Разбивка цели на части – задачи, требует от педагога знания ее структуры. В структуру цели входит объект, предмет и действие цели.
Объект – это учащийся, его возрастные и индивидуальные особенности, позиция в классе, уровень развития и т.д.
Предмет – это то, что педагог хочет преобразовать в процессе урока, достичь какого-то конкретного результата.
Действие цели – это мера преобразования предмета по отношению к объекту.
При выделении из цели задач урока важно помнить, что в совокупности они должны соответствовать цели, а решение каждой из них является ступенью в ее достижении.
Алгоритм постановки цели урока
К постановке целей урока предъявляется ряд требований:
необходимость осуществления подготовки учащихся к усвоению учебного материала на следующих уроках; достижение текущих и конечных результатов обучения; конкретизация поставленной цели, в ней педагог и учащиеся должны «видеть» ожидаемый конечный результат урока.
Для постановки целей урока целесообразно использовать следующий алгоритм:
Выявление исходного уровня знаний учащихся. Определение «пробелов» в образовании, недостаточность знаний необходимых для последующего усвоения учебного материала. Осуществление оценки возможностей педагога и учащихся. Определение того объема учебного материала, которое может быть успешно усвоено учащимися за время урока. Точная формулировка целей урока и учебных задач, того к чему будут стремиться учащиеся в процессе урока.
Выделяют три основные способа постановки целей урока:
Виды и порядок постановки задач урока
Задачи урока – это совокупность последовательных действий, выполнение которых продвигает учащегося к достижению поставленной цели урока.
Исходя из определения и сущности задач урока, они планируются как глаголы. По своему содержанию задачи должны быть точные, конкретные, ориентированные на определенный результат, достижение которого возможно за отведенное урочное время.
Выделяют следующие виды задач урока:
Как правильно сформулировать цели и задачи урока?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?
Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.
Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).
Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».
Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».
Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.
Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.
Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить), формирование (от формировать).
В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:
— цель должна быть конкретна;
— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся
При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализированный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убеждений, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкретных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/
Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.
На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).
Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:
Характеристика сфер деятельности
Цели, которые сфера деятельности охватывает
навыки анализа и решения проблем
Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение
цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков
Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.
Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.
Основные категории учебных целей.
Примеры обобщенных типов учебных целей.
Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.
Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.
Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.
Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.
Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.