церковь боголюбской иконы божией матери александров

Церковь боголюбской иконы божией матери александров

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Настоятель: Протоиерей Александр Николаевич Шестопалов
Адрес: город Александров, 601600, ул. Базарная, 8
Тел: (244) 2-30-37

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

В конце XVIII века в городе Александрове было создано новое городское кладбище. До этого умершие погребались при своих приходских церквях. В 1800 году на деньги, пожертвованные разными лицами, на кладбище была построена каменная церковь в стиле классицизма, которую освятили во имя иконы Божией Матери Боголюбской. Вскоре в 30-ти метрах от нее возвели каменную ограду с колокольней. Церковь была приписной к собору, и отдельного причта в ней не было: богослужения совершались соборным духовенством (в штате которого было 3 священника, 2 диакона, 2 псаломщика), а в особых случаях также причтом Преображенской городской церкви. В «Историко-статистическом описании церквей Переславского и Александровского уездов», составленном В. Г. Добронравовым (1895 г., с. 280), сообщалось, что «в пользу служащих в этой церкви внесено разными лицами в банк 5860 р., с которых получается процентов за поминовение усопших 245 рублей».

В 1829 году при Боголюбской церкви иждивением купцов города Александрова Михаила Матвеевича Каленова (ок. 1767 г.р. — † до 1835 г.) и Федора Николаевича Баранова (1779 г.р.) были построены приделы во имя великомученика Феодора Стратилата и святой великомученицы Варвары.

Для Боголюбской церкви выбирали своего церковного старосту. С 1908 года им был потомственный почетный гражданин Николай Алексеевич Первушин[1]. К 6 мая 1913 года за труды для церкви его Высочайше наградили серебряной медалью с надписью «за усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди[2]. К 1928 году старостой был Федор Дунаев.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 7 мая 1922 года в Боголюбскую церковь прибыла специальная комиссия. Изъятие происходило в присутствии церковного старосты Федора Дмитриевича Щенникова и представителей от верующих – Анны Никитичны Лавровской, Лидии Григорьевны Михайловой и Ивана Васильевича Баркова. Члены комиссии отобрали ценности по списку из 28-ми пунктов. 24 предмета церковной ризницы верующим разрешили оставить в храме, взамен приняв серебро на их стоимость. Три предмета, имеющие художественную ценность, были отобраны для передачи в музей: потир 1829 г. в стиле ампир, ризы с иконы Нерукотворного Спаса из алтаря над царскими вратами и с иконы Толгской Божией Матери из придела Федора Стратилата[3].

В начале марта 1929 года власти закрыли Христорождественский собор, оставив верующим лишь Боголюбскую церковь. Но, изучив состав соборного духовенства, и убедившись, что оно придерживается тихоновского, патриаршего направления, александровские представители советской власти запретили служить и в Боголюбской церкви. Якобы «временно», до заключения нового договора с общиной. Но только уже с другой общиной – с обновленческой, то есть с раскольниками, сотрудничавшими с безбожной властью. К тому же обновленцы, имевшие свою базу – «епархию» в Преображенской Струнинской церкви, тоже в это время лишились храма, который был закрыт. В апреле 1929 года Боголюбская церковь города Александрова была зарегистрирована обновленческой, и ее причт возглавил бывший струнинский протоиерей, лже-епископ Алексий Рождественский. С ним переехал в Александров свой обновленческий штат. Служить с обновленцами согласились также священники, ранее державшиеся в стороне от раскола – протоиереи Петр Чернов и Петр Александровский, а также диакон Федор Антропов. Войти в обновленческую общину согласились немногие из прихожан. В подавляющем большинстве это были малограмотные люди, не только не разбиравшиеся в богословских вопросах и тонкостях церковной политики, но и не умевшие даже расписаться. Документы от их имени в государственные органы власти составляли весьма образованные лже-архиереи. Алексей Рождественский в 1929 году скончался, его преемниками на «Александровской кафедре» были обновленцы Александр Петрович Введенский (с октября 1929 г. по март 1935 г.), Софония Трофимович Яскевич (с 20.10.1935 г. по март 1936 г.) и Николай Петрович Автономов (с 27.04.1936 г.).

В июне 1929 года Горсоветом к церкви был перенесен базар, и площадь у церкви получила название «Базарная». Ответственный за антирелигиозную работу в уезде представитель Союза Воинствующих Безбожников (СВБ) забил тревогу в местной газете «Голос труда»: «попы будут всякими способами привлекать в церковь приезжающих крестьян». Срочно началась агитационная работа за закрытие церкви. В организациях, среди женщин и детей начали собирать подписи «за закрытие кладбищенской церкви». Предлагалось использовать ее здание под дом культуры, под техническую станцию, под столовую или общежитие. Подключили и Госстрах: с церковной общины стали требовать двойную сумму и без того немалой страховки. К концу года церковь была опечатана. Настоятель «архиепископ» Александр Введенский начал переписку с властями, настаивая на незаконности закрытия. 28 августа того же года Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе решение Ивановского Облисполкома от 27.12.1930 г. о закрытии отменил[4].

Но, увы, церковь все же оставалась во власти «обновленцев», большинство из которых к тому же славилось невысоким уровнем нравственности.

В 1934 году были сняты для переливки «под нужды промышленности» 6 колоколов (в 310, 110, 41, 4, 2 и 2 пудов весом). Сам колокольный звон запретили еще ранее. В начале февраля 1936 года Ивановский Облисполком разрешил александровским властям разобрать здание колокольни[5]. Сохранились фотоснимки момента взрыва.

К октябрю 1936 года противникам обновленчества удалось добиться, несмотря на яростное сопротивление обновленцев, разрешения служить с ними совместно в Боголюбской церкви[6]. Храм разделили, в одном из приделов служили «обновленцы», в другом, в свое время – «староцерковники-тихоновцы», которых обновленческий «архиерей» Автономов в своих петициях обзывал «белопоповцами» и даже «иноверцами», донося об их «антисоветской агитации» в НКВД.

С начала осени 1937 года начались аресты священнослужителей Боголюбской церкви, а также наиболее активных прихожан. По делу церково-монархической организации арестовывали и «староцерковников» (священников Симона Ламского, отказавшихся от обновленчества Петра Александровского, Петра Чернова, инокинь Александры и Пелагеи (Беловых), мирян А.С. Михеева, В.Л. Пугалова, П.Л. Евстигнеева, Ф. Н. Тутакина, М.С. Копеечкина, П.И. Кочурина, Т.Е. Сивяковой,), и «обновленцев» (свящ. Михаила Тархова и Т. И. Москалевой). Большинство из них вскоре расстреляли. К концу марта 1938 года был арестован назначенный на место осужденных священник Карп Родионович Загородный, его расстреляли 17 октября того же года. Оставшиеся в живых обновленцы (дававшие показания против своих сослуживцев) отказались от служения, перейдя на светскую работу. Под угрозой репрессий и члены церковного совета обновленческой общины в начале 1939 года подписали составленное для них заявление об отказе от здания Боголюбской церкви.

Фактически богослужения прекратились еще в 1938 году. А 10 марта 1939 года Президиум Ивановского Облисполкома по ходатайству Александровского Райисполкома подписал решение о закрытии Кладбищенской церкви в г. Александрове с тем, чтобы использовать ее «под культурные цели». В городе, да и во всем районе, не осталось ни одной действующей церкви.

В течении последующих 5-ти лет здание Боголюбской церкви, которую, отобрав у верующих, так и не стали использовать, было приведено в ужасное состояние. Закрытое несколькими годами ранее кладбище подверглось полному разорению: надгробия все растащили и разбили. Лишь некоторые из них удалось к настоящему времени вернуть к Боголюбской церкви.

С 1944 года верующие города Александрова стали ходатайствовать об открытии Боголюбской церкви. Исполком горсовета на это не согласился, но они не отступали, подавая заявления и в 1945, и в начале 1946 года. На запрос Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Владимирском облисполкоме П.А. Сергиевского председатель Александровского Горисполкома Фролов в феврале 1946 года отвечал: «Церковь Боголюбивая расположена на окраине города на б/кладбище и в настоящее время разрушена, требует большого капитального ремонта и возбуждено ходатайство перед облисполкомом о сдаче под оборудование общежития для рабочих заводу 729»[7]. Завод 729 – это радиозавод, а общежитие в церкви так и не было оборудовано.

В феврале 1946 года, отказывая верующим в открытии церкви в городе Александрове, исполком Владимирского Облсовета депутатов трудящихся 3 апреля 1946 года ссылался в том числе на то, что по проведенной ими проверке «Боголюбовская церковь, сохранившаяся в стенах, в основании, совершенно разрушена внутри: пол уничтожен и засыпан песком, оконные рамы сняты и решетки вынуты, двери сняты, частично разрушены перекрытия, иконостаса и другого церковно-богослужебного инвентаря нет, отопление (центральное) нуждается в ремонте; заготовленные для приведения в порядок и оборудования церковного здания различные материалы расхищены»[8].

Осмотрев Боголюбовскую церковь в июне 1946 года, Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров ССР по Владимирской области П.А. Сергиевский докладывал своему начальству в Москву: «Оказалось, что Боголюбовская церковь находится в стадии разрушения, которая с большим трудом допускает оставление такой руины в благоустроенном городе и верующие говорят, что они готовы были принять в молитвенное пользование эту разрушенную церковь, восстановить ее, не жалея средств…»[9]
В конце концов, после неотступных ходатайств, в августе 1946 года верующим передали для богослужения Троицкий собор Успенского монастыря. А Боголюбской церкви пришлось ждать возрождения еще полвека: лишь в середине 1990-х годов ее передали Владимирской епархии. Началось восстановление утраченного облика церкви, в 1998 году была заново построена колокольня. А главное – возобновились богослужения. Священниками Боголюбской церкви за эти годы были протоиерей Николай Ростовцев, иерей Николай Тихомиров, настоятелями — протоиерей Борис Толкачёв и протоиерей Александр Шестопалов.

Источник

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери – старый кладбищенский храм без погоста

На юге старинного города Александров, на склоне небольшого холма возвышается красивый храм, сочетающий традиции зрелого классицизма и неоготики. Белоснежная церковь выделяется среди типовой застройки. Окрестные дома стоят в стороне, и со всех сторон Боголюбский храм открывается во всей красе. Особенно нарядно смотрятся покрытые золотыми звездами купол и изящная церковная главка. Возле церкви часто можно увидеть паломников, а также туристов, путешествующих по городам «Золотого кольца» России.

Содержание:

История храма в XIX веке

До конца XVIII века умерших жителей Александрова по традиции хоронили на погостах при приходских церквях. Однако, город разрастался, и власти выделили территорию под первое общегородское кладбище. Прошло время, пока александровский погост благоустроили, а потом местные жители собрали деньги для строительства кладбищенского храма.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери с высоты птичьего полёта

Кирпичную церковь при кладбище построили в 1800 году. Вскоре территорию вокруг нее обнесли каменной оградой и возвели трехъярусную колокольню. Заводить собственный притч для новой церкви посчитали нецелесообразным. К тому времени в Александрове был большой Христорождественский собор церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров, в котором служило несколько священников, поэтому Боголюбский храм приписали к собору. Большую часть служб проводили священнослужители собора, но по особым праздникам это делал батюшка из Преображенского храма. По документам, сохранившимся с тех времен, известно, что в кладбищенской церкви было все необходимое для богослужений – утварь, иконы и книги.

Прошло 24 года, и за деньги, выделенные местными купцами Федором Николаевичем Барановым и Александром Михайловичем Каленовым, к трапезной Боголюбской церкви пристроили два придела. Их освятили в честь святых великомучеников Варвары и Федора Стратилата.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Боголюбская икона

Икона, которой посвятили храм, почитается Русской православной церковью, как чудотворная. Она была создана в XII веке, и является древнейшим памятником иконописи русского происхождения. Иконописный образ появился по воле великого князя Андрея Юрьевича Долгорукого, который имел прозвище Боголюбский (1111-1174).

По преданию, летом 1155 года Суздальский князь перевозил чудотворную икону Владимирской Божией Матери из Вышгорода в Залесье. Однако, в пути ему явилась сама Богородица и попросила оставить чтимый образ во Владимире. В месте, где произошла чудесная встреча, князь построил селение, которое позже получило название Боголюбово, и в нем был основан Боголюбский монастырь.

По манере письма Боголюбская икона похожа на Владимирскую икону Божией Матери. Ее отличает мягкость линий и приглушенность цвета. В качестве основы изографы использовали кипарисовую доску. На иконе изображена Богородица без младенца, стоящая в полный рост. На небесах, в правом верхнем углу виден лик Иисуса Христа. В руках Божия Матерь держит свиток, на котором написан текст молитвы. Сегодня древняя икона хранится во Владимирско-Суздальском заповеднике и находится на реставрации.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Судьба кладбищенской церкви в XX веке

В начале прошлого века старостой Боголюбского храма избрали потомственного почетного гражданина города Николая Алексеевича Первушина. В 1913 году его старание и усердие в обустройстве церковного прихода было отмечено серебряной медалью на Станиславской ленте, которую полагалось носить на груди. После Первушина церковными старостами были Федор Щенников и Федор Дунаев.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Северный фасад церкви Боголюбской иконы Божией Матери

Когда в государстве началась активная антирелигиозная кампания, церкви стали закрывать и рушить. В 1929 году прекратились церковные службы в Христорождественском соборе, а потом по решению облисполкома закрыли александровскую кладбищенскую церковь. Власти расценили, что местное духовенство придерживается нежелательных для советской власти взглядов патриарха Тихона, поэтому верующих просто перестали пускать в храм.

Прошло совсем немного времени, и в Александрове зарегистрировали новую церковную общину «обновленцев», которые выступали за раскол с патриархией и хотели сотрудничать с советской властью. С членами этой общины и был продлен договор на аренду культового здания, поэтому летом 1929 года в кладбищенском храме вели службы уже другие священники.

Вскоре старый погост был срыт, а на его территории устроили рынок. Образовавшаяся возле церкви площадь получила название «Базарной». В конце 1920-х – начале 1930-х годов александровские власти не оставляли идею закрыть кладбищенский храм и активно проводили агитацию за это в местных газетах.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Вид церкви Боголюбской иконы Божией Матери с тыла

Это было время, когда по всей стране запретили колокольный звон, поэтому храмы стояли безмолвными. В 1934 году 6 колоколов Боголюбской церкви сняли, чтобы переплавить на металл. Никому не нужная колокольня простояла еще два года, а потом ее снесли. Сохранились фотоснимки, на который запечатлен момент взрыва и обрушения здания колокольни.

С 1938 году богослужения в церкви прекратились, и в Александрове не осталось ни одного действующего храма. Следующие несколько лет церковь простояла бесхозной и без ухода сильно обветшала. Она имела удручающий вид: оконные рамы, двери и решетки с нее сняли, иконостас разобрали на дрова, пол внутри здания покрывал слой песка и мусора. Перекрытия также были частично разрушены, а центральное отопление нуждалось в ремонте.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Купол церкви Боголюбской иконы Божией Матери

Начиная с 1944 года, горожане отправляли в исполком горсовета одно обращение за другим, прося вернуть им храм. Но их не удовлетворяли. Церковь продолжала стоять, год за годом разрушаясь все больше и больше.

Боголюбский храм передали христианской общине только в середине 1990-х годов, и прихожане смогли заняться ее восстановлением. Несколько лет ушли на то, чтобы освободить здание и территорию от мусора, отштукатурить и побелить храм. Порушенную колокольню отстроили заново в 1998 году, используя старые фотографии, которые были сделаны в начале прошлого века.

Архитектурные особенности и интерьер храма

Небольшая церковь очень красива. Она удачно сочетает минимализм и аристократическую утонченность. Основной объем храма имеет прямоугольную форму и вытянут с севера на юг. С восточной стороны к нему примыкает широкая алтарная абсида.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Купол церкви Боголюбской иконы Божией Матери

Колокольня церкви Боголюбской иконы Божией Матери

На четверике стоит световой барабан большого размера. Ярко-синий купол расцвечен золотыми звездами, а венчает его такая же по цвету небольшая главка. С западной стороны к церкви пристроено одноэтажное помещение трапезной. Высокая колокольня стоит отдельно от храма. Она видна издалека, благодаря тонкому позолоченному шпилю.

Внутреннее убранство соответствует внешнему. Здесь нет росписей – стены и потолки аккуратно побелены.

Современное состояние и режим посещения

Церковь отреставрирована, и службы в ней проводятся регулярно. Кроме основного престола, в храме освещено два придела – в честь великомучеников Варвары и Федора Стратилата. Недалеко от церкви, в Военном переулке, 4, можно увидеть дом, построенный в 1904 году и принадлежавший ранее священнику П.И. Соколову.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Икона Божией Матери над входом в церковь

Как добраться

Храм Боголюбской иконы Божией Матери находится в Красном переулке, 2, возле перекрестка с Базарной улицей. Если пользоваться общественным транспортом, то к церкви удобно подъехать на автобусах № 5, 6 (остановка «Рынок»). От железнодорожного вокзала в Александрове до храма нетрудно дойти пешком (1,3 км).

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Боголюбская церковь г. Александрова

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров18 июня (по юлианскому стилю)/ 1 июля (по новому стилю) Православная церковь чтит икону Пресвятой Богородицы Боголюбивую, или Боголюбскую. Этот день – престольный праздник в Боголюбской церкви города Александрова.

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

В 1829 году при Боголюбской церкви иждивением купцов города Александрова Михаила Матвеевича Каленова (ок. 1767 г.р. — † до 1835 г.) и Федора Николаевича Баранова (1779 г.р.) были построены приделы во имя великомученика Феодора Стратилата и святой великомученицы Варвары.

Для Боголюбской церкви выбирали своего церковного старосту. С 1908 года им был потомственный почетный гражданин Николай Алексеевич Первушин[1]. К 6 мая 1913 года за труды для церкви его Высочайше наградили серебряной медалью с надписью «за усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди[2]. К 1928 году старостой был Федор Дунаев.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 7 мая 1922 года в Боголюбскую церковь прибыла специальная комиссия. Изъятие происходило в присутствии церковного старосты Федора Дмитриевича Щенникова и представителей от верующих – Анны Никитичны Лавровской, Лидии Григорьевны Михайловой и Ивана Васильевича Баркова. Члены комиссии отобрали ценности по списку из 28-ми пунктов. 24 предмета церковной ризницы верующим разрешили оставить в храме, взамен приняв серебро на их стоимость. Три предмета, имеющие художественную ценность, были отобраны для передачи в музей: потир 1829 г. в стиле ампир, ризы с иконы Нерукотворного Спаса из алтаря над царскими вратами и с иконы Толгской Божией Матери из придела Федора Стратилата[3].

церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Заявление о проведении крестного хода 1 июля 1928 года

В июне 1929 года Горсоветом к церкви был перенесен базар, и площадь у церкви получила название «Базарная». Ответственный за антирелигиозную работу в уезде представитель Союза Воинствующих Безбожников (СВБ) забил тревогу в местной газете «Голос труда»: «попы будут всякими способами привлекать в церковь приезжающих крестьян». Срочно началась агитационная работа за закрытие церкви. В организациях, среди женщин и детей начали собирать подписи «за закрытие кладбищенской церкви». Предлагалось использовать ее здание под дом культуры, под техническую станцию, под столовую или общежитие. Подключили и Госстрах: с церковной общины стали требовать двойную сумму и без того немалой страховки. К концу года церковь была опечатана. Настоятель «архиепископ» Александр Введенский начал переписку с властями, настаивая на незаконности закрытия. 28 августа того же года Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе решение Ивановского Облисполкома от 27.12.1930 г. о закрытии отменил[4].

Но, увы, церковь все же оставалась во власти «обновленцев», большинство из которых к тому же славилось невысоким уровнем нравственности.

В 1934 году были сняты для переливки «под нужды промышленности» 6 колоколов (в 310, 110, 41, 4, 2 и 2 пудов весом). Сам колокольный звон запретили еще ранее. В начале февраля 1936 года Ивановский Облисполком разрешил александровским властям разобрать здание колокольни [5]. Сохранились фотоснимки момента взрыва.

К октябрю 1936 года противникам обновленчества удалось добиться, несмотря на яростное сопротивление обновленцев, разрешения служить с ними совместно в Боголюбской церкви[6]. Храм разделили, в одном из приделов служили «обновленцы», в другом, в свое время – «староцерковники-тихоновцы», которых обновленческий «архиерей» Автономов в своих петициях обзывал «белопоповцами» и даже «иноверцами», донося об их «антисоветской агитации» в НКВД.

С начала осени 1937 года начались аресты священнослужителей Боголюбской церкви, а также наиболее активных прихожан. По делу церково-монархической организации арестовывали и «староцерковников» (священников Симона Ламского, отказавшихся от обновленчества Петра Александровского, Петра Чернова, инокинь Александры и Пелагеи (Беловых), мирян А.С. Михеева, В.Л. Пугалова, П.Л. Евстигнеева, Ф. Н. Тутакина, М.С. Копеечкина, П.И. Кочурина, Т.Е. Сивяковой,), и «обновленцев» (свящ. Михаила Тархова и Т. И. Москалевой). Большинство из них вскоре расстреляли. К концу марта 1938 года был арестован назначенный на место осужденных священник Карп Родионович Загородный, его расстреляли 17 октября того же года. Оставшиеся в живых обновленцы (дававшие показания против своих сослуживцев) отказались от служения, перейдя на светскую работу. Под угрозой репрессий и члены церковного совета обновленческой общины в начале 1939 года подписали составленное для них заявление об отказе от здания Боголюбской церкви.

Фактически богослужения прекратились еще в 1938 году. А 10 марта 1939 года Президиум Ивановского Облисполкома по ходатайству Александровского Райисполкома подписал решение о закрытии Кладбищенской церкви в г. Александрове с тем, чтобы использовать ее «под культурные цели». В городе, да и во всем районе, не осталось ни одной действующей церкви.

В течении последующих 5-ти лет здание Боголюбской церкви, которую, отобрав у верующих, так и не стали использовать, было приведено в ужасное состояние. Закрытое несколькими годами ранее кладбище подверглось полному разорению: надгробия все растащили и разбили. Лишь некоторые из них удалось к настоящему времени вернуть к Боголюбской церкви (см. Фотоальбом «Боголюбская церковь. Надгробия»).церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

С 1944 года верующие города Александрова стали ходатайствовать об открытии Боголюбской церкви. Исполком горсовета на это не согласился, но они не отступали, подавая заявления и в 1945, и в начале 1946 года. На запрос Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Владимирском облисполкоме П.А. Сергиевского председатель Александровского Горисполкома Фролов в феврале 1946 года отвечал: «Церковь Боголюбивая расположена на окраине города на б/кладбище и в настоящее время разрушена, требует большого капитального ремонта и возбуждено ходатайство перед облисполкомом о сдаче под оборудование общежития для рабочих заводу 729»[7]. Завод 729 – это радиозавод, а общежитие в церкви так и не было оборудовано.

В феврале 1946 года, отказывая верующим в открытии церкви в городе Александрове, исполком Владимирского Облсовета депутатов трудящихся 3 апреля 1946 года ссылался в том числе на то, что по проведенной ими проверке «Боголюбовская церковь, сохранившаяся в стенах, в основании, совершенно разрушена внутри : пол уничтожен и засыпан песком, оконные рамы сняты и решетки вынуты, двери сняты, частично разрушены перекрытия, иконостаса и другого церковно-богослужебного инвентаря нет, отопление (центральное) нуждается в ремонте; заготовленные для приведения в порядок и оборудования церковного здания различные материалы расхищены»[8].церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть фото церковь боголюбской иконы божией матери александров. Смотреть картинку церковь боголюбской иконы божией матери александров. Картинка про церковь боголюбской иконы божией матери александров. Фото церковь боголюбской иконы божией матери александров

Осмотрев Боголюбовскую церковь в июне 1946 года, Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров ССР по Владимирской области П.А. Сергиевский докладывал своему начальству в Москву: «Оказалось, что Боголюбовская церковь находится в стадии разрушения, которая с большим трудом допускает оставление такой руины в благоустроенном городе и верующие говорят, что они готовы были принять в молитвенное пользование эту разрушенную церковь, восстановить ее, не жалея средств…»[9]

Приложение:

Антирелигиозные публикации о Боголюбской церкви в газете «Голос труда»

1929 год №5 от 20 июня, с. 2

Базар с архиерейским служением.

Сообразительный народ – попы. И надо отдать справедливость – гибкость, умение схватить удобный момент «за хвост» (то чего не хватает нашим безбожникам) у них безусловно есть.

В целях удобства и благоустройства Горсовет перевел базар на новое место.

Безбожники, конечно, не задумывались над вопросом, — имеет ли перевод базара какое-нибудь отношение к антирелигиозной пропаганде.

И в самом деле имеет ли?

А вот поди-ж ты попы использовали!

Ведь базар то, согласно объявлений Горсовета «против кладбищенской церкви».

В день открытия попы срочно достали архиерея и устроили пышную «службу» с яростным колокольным звоном.

Собрали обильную жатву, привлекши массу крестьян.

Не сообразительный ли, в самом деле, народ?

Безбожникам необходимо обратить внимание на новый базар, так как попы несомненно и в дальнейшем будут всякими способами привлекать в церковь приезжающих крестьян.

1929 год №30 21 июля С. 2

Не дашь полтину – кукиш тебе, а не рай

Церковный Совет Кладбищенской церкви в Александрове собирает по полтиннику с могилы в свою пользу, иначе бедняцкие могилы будут срыты.

Гони «полтину с креста»,

Поневоле будут ходить,

Отдают трудовые пятаки,

Кончат гнусавое пенье

Не заплатил полтину

В церковь не задано –

Голову возьми в руки,

Не верь! Береги карман,

Церковники только в рубль

Перед тобой – лицемерят.

Задача для них проста:

«Даешь полтину с креста».

1929 год № 57 от 22 августа

Закрыть кладбищенскую церковь

Ходатайство конференции рабочей молодежи

Окружная конференция рабочей Молодежи Союза строителей возбудила перед Александровским горсоветом ходатайство о закрытии кладбищенской церкви. Молодежь предлагает использовать церковь под культурные нужды союза строителей.

1929 год №88 от 27 сентября с. 4

Закрыть кладбищенскую церковь

Коллектив сотрудников александровского окркустпромсоюза, в количестве 43 человек, на своем общем собрании вынесли постановление закрыть кладбищенскую церковь в Александрове, о чем возбуждено ходатайство пред горсоветом.

1929 год № 105 от 17 октября с. 6

Кладбищенскую церковь под культурный очаг.

Общее собрание сотрудников Окрадмотдела единогласно высказалось за закрытие кладбищенской церкви. Собрание сочло необходимым передать эту церковь под дом культуры.

1929 год № 160 от 24 декабря с.3

Александровские домохозяйки порвали с религией.

Закрыть богоявленскую и кладбищенскую церкви.

На общем собрании женщин города Александрова тов. Пономарев сделал доклад – «Религия как тормоз проведения плана народного хозяйства». В принятой резолюции собрание отметило быстрый темп роста народного хозяйства, возросшую активность рабочего класса и крестьянства в соц. строительстве.

— Наряду с этим, — говорится в резолюции, — антисоветский элемент, прикрываясь часто ширмой церковных советов и сектантских обществ, стремится к срыву соц. строительства. Для этой цели используются амвон, сектантские собрания и т.д. Дело доходит иногда до явных контрреволюционных выступлений

Обратиться ко всем женщинам округа с призывом отказаться от религиозных праздников, порвав с церковными и сектантскими общинами и повести активную борьбу с религией.

Учитывая никчемность и бесполезность колокольного звона и имея в виду нужду промышленности в цветном металле собрание просит горсовет прекратить колокольный звон в богоявленской и кладбищенской церквах, а колокола с них передать промышленности.

Собрание учло недостаток средств для открытия новых детских садов, площадок и т.п. и решило просить горсовет с сумм, полученных от сдачи промышленности колоколов, отчислить на детские учреждения.

В заключение собрание вынесло такое решение:

Обратиться в призывом ко всем женщинам Александровского округа последовать примеру женщин города Александрова.

Кроме всего того собрание предложило райженотделу вместе с районным советом СВБ[10] срочно проработать вопрос организации ячейки безбожников при городском собрании делегаток и домохозяек.

1930 год № 4 от 5 января (С.5)

Строители Александрова настаивают на закрытии кладбищенской церкви.

Колокольный звон затемняет здравый рассудок человека», — заявили строители г. Александрова. Все колокола должны быть сняты.

Заодно строители возбуждают ходатайство перед горсоветом о ЗАКРЫТИИ КЛАДБИЩЕНСКоЙ ЦЕРКВИ и приспособлении ее под клуб строителей.

С пленума горсовета

План городского строительства реален и должен быть выполнен.

Кладбищенскую церковь закрыть и приспособить под столовую.

…В заключение было внесено два предложения: принять меры к организации городской прачечной и закрыть кладбищенскую церковь.

С тем, чтобы в ней устроить либо столовую, либо общежитие для строительных рабочих.

1930 год №8 от 10 января С. 6

Дети требуют закрыть кладбищенскую церковь

Учащиеся школы № 2 при александровском железнодорожном узле на антирелигиозном митинге постановили возбудить ходатайство перед окрисполкомом о закрытии кладбищенской церкви с тем, чтобы помещение ее использовать под общегородской пионерский клуб, учащиеся предлагают колокола передать в фонд индустриализации.

Дети железнодорожников призывают всех учащихся в школах округа и общественные организации присоединить свой голос к их требованию.

1930 год № 49 от 28 февраля

Церковники не платят деньги

Церковные советы богоявленской и кладбищенской церквей не платят страховые премии, которые выражаются в 840 рублей. В связи с этим, горсовет решил просить окрисполком подтвердить расторжение договора с церковными советами этих церквей.

[1] Ведомости о Христорождественском соборе за 1914 год (ГАВО, ф. 556, оп. 111, д. 1150)

[2] Влад. епарх. ведомости 1913 год, с. 221

[3] ГАВО ф.Р-25,оп.4, д.36 л. 36 – 40.

[4] ГАИО Ф. Р-1510 Оп. 1. Д. 22. Л. 45 об. – 46. ф. Р-2953 оп.3 д. 25.

[5] ГАИО ф. Р-2953 оп.3 д. 486

[6] ГАИО ф. Р-2953 оп.3 д. 485. Дело о совместном пользовании религиозными общинами церковью в г. Александрове, 21 апреля 1936 г. – 20 марта 1937 г., на 43 л.

[7] ГАВО ф. Р-3789 оп. 1 д. 77, л. 133.

[8] ГАВО ф. Р-632 оп.2 д. 7 л. 2.

[9] ГАВО ф. Р-632 оп.2 д. 7 л. 7об.

[10] Совет Воинствующих Безбожников

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *