церковь фомы апостола в красном бору
Церковь фомы апостола в красном бору
УЧАСТНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА
1. Некоммерческое Партнерство «Проект «Культура» существует с января 1999 года. Целью Партнерства является содействие в разработке и реализации культурных, благотворительных и образовательных программ, в том числе, в области сохранения культурного наследия, пропаганды достижений российской культуры и образования, проведение семинаров, конференций, благотворительных и просветительских акций.
Партнерство, в соответствии с Уставом, осуществляет следующие виды деятельности: взаимодействует с органами государственной власти и управления, другими некоммерческими организациями, занимающимися проблемами культуры и образования; проводит благотворительные акции и мероприятия, в том числе осуществляет сбор средств в благотворительных целях; осуществляет консалтинг, поиск партнеров для разработки и реализации культурных и образовательных проектов, и др. «Проект «Культура» заключает договоры с физическими и юридическими лицами для оказания услуг и выполнения работ по заданию Партнерства.
Среди реализованных проектов Партнерства: общероссийская акция «Берега Культуры», Международный детский музыкальный фестиваль «Сказочники изменяют мир», получивший Эгиду ЮНЕСКО, международный театральный фестиваль «КуклоМания», выставка Эрмитажной школы живописи, проект «Круг чтения» (комплектование и пополнение библиотек детских домов и приютов Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Партнерами организации выступают учреждения культуры Санкт-Петербурга, международные организации. Десятилетний опыт деятельности НП «Проект «Культура» по экспертизе, разработке и реализации программ, в том числе, с привлечением грантовых, спонсорских и бюджетных средств, позволяет говорить о наличии у НП «Проект «Культура» достаточных кадровых и технических ресурсов для того, чтобы выступать заказчиком разработки проекта и проведения реставрационных работ в церкви св. апостола Фомы в деревне Красный Бор.
3. Православный журнал для сомневающихся «Фома» Православный миссионерский журнал «Фома» существует уже больше десяти лет и с июля 2005 года выходит ежемесячно. Содержание и характер материалов определяются особенностями аудитории «Фомы», которую составляют как верующие православные христиане, так и невоцерковленные и сомневающиеся люди, относящиеся к Православной Церкви без озлобления и вражды. Журнал пытается говорить со своими читателями доступным для них языком, публикуются материалы о наших современниках, которые своей жизнью свидетельствуют о Православии, подтверждая слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).
Красный Бор. Церковь Фомы апостола.
Фоминская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В Красном Бору есть достойная внимания церковь во имя святого аппостола Фомы. Построенный в семидесятые годы XIX столетия, стоящий на возвышенности, храм служил своеобразным маяком для проходящих по реке судов. Церковь смотрится несколько необычно, особенно в наше время. Всё сооружение состоит из нескольких частей. Клети церкви, трапезной и притвора разные по высоте. Разнообразны и их покрытия: алтарь пятигранный, церковь и притвор под четырёхскатной крышей, трапезная крыта на два ската. В центре кровли храма установленные друг на друга восьмерики несут на себе восьмигранную маковицу, на которой был водружён крест. Середина кровли притвора расчленена глухим восьмериком, а на восьми столбах с ограждениями стоял шатёр, завершающийся главкой на суживающейся книзу шейке. Шатёр был покрытием колокольни. Окна, по шесть с севера и юга, обрамлены наличниками. Крыша крыта чёрным листовым железом, по углам идут водосточные трубы с резными металлическими бортиками. Так было. Но дело в том, что церковь переделали под школу. Чтобы придать зданию светский вид, столбы колокольни подпилили и шатёр опустили прямо на крышу. Диспропорция частей здания сразу бросается в глаза. Кроме того, необычная форма маковицы, суживающиеся книзу шейки, тоже детали несвойственные для культовых сооружений Присвирья. Так что храм святого аппостола Фомы – своеобразный памятник в истоках Свири.
Церковь во имя святого апостола Фомы. Подпорожский район. с. Красный Бор. Церковь построена в 1871-1873 гг. Церковь была закрыта в 1932 г. Здание храма сохранилось.
Известный музыкант, участник группы «Аукцыон» Дмитрий Озерский вместе с друзьями занимается восстановлением старинного храма в деревне Красный Бор Ленинградской области.
Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 г.г. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней – XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу, а в 1970-е г.г. и школу закрыли. В 1979 г. ее хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной.
В настоящее время, по благословению настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и благочинного Лодейнопольского и Подпорожского районов Ленинградской области Архимандрита Лукиана, ведутся работы по реставрации и восстановлению церкви святого апостола Фомы в деревне Красный Бор. Стоящий на возвышенности, храм всегда служил своеобразным маяком для проходящих по реке судов, а в настоящее время является единственной сохранившейся церковной постройкой, видной со Свири.
В 2002 году храм Святого Апостола Фомы, как своеобразный памятник в истоках Свири, получил статус “вновь выявленного” объекта культурного наследия. Заказчиком разработки проекта и проведения реставрационных работ в церкви выступает Некоммерческое Партнерство “Проект “Культура”, а непосредственное исполнение этих работ будет производиться ОАО “СПбНИиП институт по реставрации памятников истории и культуры” “НИИ Спецпроектреставрация” под руководством Марка Ивановича Коляды.
Информационную поддержку проекта осуществляют журнал “Фома” и радио “Вера”. Организаторы пишут: “Мы очень нуждаемся в Вашей помощи и надеемся, что совместными усилиями нам удастся превратить чудом уцелевшую, полуразрушенную деревянную постройку в единственный действующий в Ленинградской области храм, освященный в честь святого апостола Фомы, так как по окончании реставрационно-восстановительных храм будет передан Русской Православной Церкви”.
О том, как помочь проекту, читайте на сайте: http://www.fomanasviri.ru
Комментарии и обсуждение
В настоящее время, с благословения Архимандрита Лукиана, Некоммерческое Партнерство «Проект «Культура» выступает заказчиком разработки проекта и проведения реставрационных работ в церкви, которые будет исполнять ОАО «СПбНИиП институт по реставрации памятников истории и культуры» «НИИ Спецпроектреставрация» под руководством архитектора-реставратора высшей категории Марка Ивановича Коляды. Получено архитектурно-реставрационное задание в Департаменте государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области.
Храм апостола Фомы на Свири: проект Дмитрия Озерского
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Река Свирь берет начало в Онежском озере и впадает в Ладожское. На высоком ее берегу, в деревне Красный Бор стоит чудом уцелевший деревянный храм — единственный в Ленинградской области, освященный в честь святого апостола Фомы. Он был построен в семидесятые годы XIX века и служил своеобразным маяком для судов, проходящих по Свири. В советское время церковь переделали под школу: столбы колокольни подпилили, а шатер опустили прямо на крышу, чтобы «религиозное прошлое» здания не так бросалось в глаза.
В 1979 году памятник оказался под угрозой полного уничтожения — его собирались сносить. И лишь в 2002 году он получил статус «вновь выявленного объекта культурного наследия». Сегодня музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты решили восстановить храм. Инициаторы проекта «Фома на Свири» — петербургский поэт и музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана, а поддержали идею заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда и директор представительства журнала «Фома» в Санкт-Петербурге Денис Маханько.
Все подробности — на сайте проекта: www.fomanasviri.ru
Участники проекта «Фома на Свири»:
Зачем возрождать храмы?
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, поэт, лидер группы «Аквариум»
Древние церкви — это история России, культура России, душа России. Там молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего. Тот, кто способен помочь восстановить храмы, — действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию.
Олег ГАРКУША, музыкант группы «АукцЫон»
Церкви раньше строились хорошо, на века. Это красота немыслимая, и ее нужно восстанавливать. Деньги нужны большие, но это важно для духовного воспитания, чтобы человек приходил не в магазин или еще куда, а в храм. Пришел, помолился, постоял, подумал о близких, о родных, свечку поставил, записочку написал — как делают нормальные, благоразумные люди. А в советское время во всех храмах были овощебазы и так далее. Ужас! Надо возрождать храмы.
Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай»
Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих. Кто-то удивится, наверно, но я считаю, что нужно не только восстанавливать храмы, но и строить новые. Потому что, помимо религиозного значения, они несут в себе отпечаток культуры. Древней культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся в России. Я не религиозный человек, но упаси меня высшая сила, упаси меня Бог сказать, что мне безразличны русские церкви! Это символы, это огни, которые горят на нашей земле.
Фома на Свири
Журнал «Фома», группа «АукцЫон», музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области.
Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней — XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу закрыли. В 1979 её хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной. После того, как закрыли школу, местные жители разобрали печи на кирпич. В металлической кровле образовались дыры от труб, через которые внутрь стали попадать вода и снег. Летом 2008 был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем храма.
Сейчас проект по восстановлению Фомы на Свири — в самом разгаре. Деньги ищутся трудно, но авторы проекта уверены: потихоньку, всем миром, средства на спасение храма будут собраны!
О том, зачем вообще нужно возрождать разрушенные храмы, рассуждают рок-музыканты:
Леонид ФЁДОРОВ, музыкант:
— Я думаю, что у нас так мало в жизни хорошего, или, скажем,- немного. Или не очень много. К каждой церкви был приставлен Ангел, который неотступно находится на этом месте вплоть до Cтрашного Cуда — независимо от того, разрушен храм или нет. Я думаю, ему будет приятнее находиться не на пустом месте.
Алексей КОРТНЕВ, актёр, переводчик, музыкант:
Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих, каковых тоже, в общем, достаточно много. Самое парадоксальное,- вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально,- что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует, ну, как бы, отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии,- я еще раз подчеркиваю, вы уж извините, пожалуйста,- я не религиозный человек и не собираюсь таковым становиться, но, упаси меня высшая сила, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. Это символы, это огни, которые горят на нашей земле, и я считаю, что этим нужно очень и очень серьезно заниматься.
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ, поэт, музыкант, автор большинства текстов группы «АукцЫон»:
Работающий и ухоженный храм, как мне кажется, множит на нашей земле радость и благодать, а запущенный и разрушенный — наоборот, уныние и разврат, так как он не только является символом нашего отношения к вере и Богу, но и демонстрирует нам всем, от стариков и до детей, с рождения, что к этому можно так относиться. А так относиться нельзя.
Всеволод ГАККЕЛЬ, музыкант:
Я довольно-таки давно узнал то, что христианин. Я был в детстве крещен. Потом пришло какое-то осознание. Но я долгое время, считая себя православным, наверное, был все-таки каким-то своего рода протестантом. То есть, я, будучи христианином, мог вполне жить без храма. И вот только-только сравнительно недавно, каких-то несколько лет, я пришел в полное осознание того, что без храма жизнь христианина не имеет полноты. И, конечно же, если у нас есть достаточно сил, энергии и мы хотим, мы должны внести посильную лепту в восстановление храмов. Я не знаю с точки зрения архитектуры, памятник ли это какой-то эпохи. Нет, просто это та вещь, которая не утрачивает со временем то, что было заложено в ней, когда она строилась. Та любовь, с которой люди строили этот храм, она же наверняка там есть и нужно просто вдохнуть немножечко сегодняшнего дня. И, конечно же, это возможно, только если в этот храм будут ходить люди. И если в нем будут совершаться богослужения.
Вячеслав БУТУСОВ, музыкант:
Как архитектор и прихожанин, отвечу на вопрос так: храмы нужно восстанавливать потому, что, во-первых, это место совместной молитвы; во-вторых, храмы, как и любая постройка, ветшают и разрушаются; в-третьих — храмов должно быть много, чтобы не было столпотворения в них.
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, музыкант:
Древние церкви — это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего.
Тот, кто может помочь их восстановить — действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию.
Фотоочерк Дениса Маханько, директора Санкт-Петербургского представительства журнала «Фома»:
Этой весной мне довелось побывать в деревне Красный Бор Ленинградской области, где петербургский поэт и музыкант Дмитрий Озерский и его жена Светлана начали восстановление храма святого апостола Фомы. Поездка пришлась на первый воскресный день после праздника Пасхи — день памяти этого апостола в православном календаре.
Доехав на машине до села Вознесенье, мы ощутили дух Русского Севера: село стоит у истока реки Свирь, которая несет свои воды из Онежского озера в Ладогу.
Здесь мы погрузились на паром, чтобы переправиться на другой берег Свири.
«Мы» — это музыкант и автор большинства текстов группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский, архитектор-реставратор Марк Иванович Коляда с помощником Иваном Малечкиным…
И, конечно, Света Озерская с маленькой Марусей.
Последний поворот грунтовки перед Красным Бором — и перед нами открывается вид на храм святого Фомы.
В городе уже довольно тепло, а здесь совсем еще зима.
Перетащив свои вещи из машины в дом Озерских, мы идем смотреть «объект».
Когда-то колокольня и купол храма были гораздо выше, но в советское время их подпилили, чтобы здание выглядело менее религиозным.
Вооружившись монтировкой, Света легко открывает заколоченную дверь храма.
После закрытия церкви, здесь разместилась школа, однако последние десятилетия храм стоит без хозяина.
Начинаем осмотр здания.
При помощи кувалды, Иван ломает заколоченную стену, и мы попадаем в помещение алтаря, которое в течение многих лет было наглухо закрыто.
Все надо тщательно измерить и записать!
На чердаке находим фрагмент холста. Расписанной тканью были обклеены внутренние стены храма.
В советское время их обклеивали газетами.
А это — надписи последних лет.
Среди мусора Иван находит фрагмент резьбы иконостаса. Эта важная находка обязательно поможет в восстановлении облика храма.
Вернувшись в дом, Марк Иванович подробно описывает результаты исследования.
На следующий день нам удалось посмотреть еще несколько памятников деревянного зодчества Прионежья и Присвирья: церковь в селе Щелейки
и целый комплекс зданий, так называемый Гимерецкий погост в селении Гимрека.
В 70-е годы прошлого столетия Марк Иванович Коляда занимался реставрацией этих объектов. Сегодня он не с самом лучше настроении: уникальные памятники находятся под угрозой разрушения.
«А вот Фоме повезло больше, — добавляет реставратор, — я уверен, что храм обязательно будет восстановлен, а после него придет черед остальных церквей в этих краях».
Вместе со своими единомышленниками музыкант Дмитрий Озерский запустил сайт http://www.fomanasviri.ru/
Инициаторы проекта будут благодарны за любую помощь и поддержку в реставрации храма!
Фома на Свири (+фото)
Журнал «Фома», группа «АукцЫон», музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области.
Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней — XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу тоже закрыли. В 1979 её хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной. После того, как пеерстала существовать школа, местные жители разобрали печи на кирпич. В металлической кровле образовались дыры от труб, через которые внутрь стали попадать вода и снег. Летом 2008 был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем храма.
Сейчас проект по восстановлению Фомы на Свири — в самом разгаре. Деньги ищутся трудно, но авторы проекта уверены: потихоньку, всем миром, средства на спасение храма будут собраны!
Видеообращение Дмитрия Озерского, поэта, музыканта, автора песен группы «АукцЫон» и организатора восстановления храма Апостола Фомы:
О том, зачем вообще нужно возрождать разрушенные храмы, рассуждают рок-музыканты:
Леонид ФЁДОРОВ, музыкант:
— Я думаю, что у нас так мало в жизни хорошего, или, скажем,- немного. Или не очень много. К каждой церкви был приставлен Ангел, который неотступно находится на этом месте вплоть до Cтрашного Cуда — независимо от того, разрушен храм или нет.
Я думаю, ему будет приятнее находиться не на пустом месте.
Алексей КОРТНЕВ, актёр, переводчик, музыкант:
Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих, каковых тоже, в общем, достаточно много. Самое парадоксальное,- вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально,- что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует, ну, как бы, отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь.
Поэтому, вне зависимости от отношения к религии, я еще раз подчеркиваю, вы уж извините, пожалуйста, я не религиозный человек и не собираюсь таковым становиться, но, упаси меня высшая сила, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. Это символы, это огни, которые горят на нашей земле, и я считаю, что этим нужно очень и очень серьезно заниматься.
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ, поэт, музыкант, автор большинства текстов группы «АукцЫон»:
Работающий и ухоженный храм, как мне кажется, множит на нашей земле радость и благодать, а запущенный и разрушенный — наоборот, уныние и разврат, так как он не только является символом нашего отношения к вере и Богу, но и демонстрирует нам всем, от стариков и до детей, с рождения, что к этому можно так относиться.
А так относиться нельзя.
Всеволод ГАККЕЛЬ, музыкант:
Я довольно-таки давно узнал то, что христианин. Я был в детстве крещен. Потом пришло какое-то осознание. Но я долгое время, считая себя православным, наверное, был все-таки каким-то своего рода протестантом. То есть, я, будучи христианином, мог вполне жить без храма. И вот только-только сравнительно недавно, каких-то несколько лет, я пришел в полное осознание того, что без храма жизнь христианина не имеет полноты. И, конечно же, если у нас есть достаточно сил, энергии и мы хотим, мы должны внести посильную лепту в восстановление храмов.
Я не знаю с точки зрения архитектуры, памятник ли это какой-то эпохи. Нет, просто это та вещь, которая не утрачивает со временем то, что было заложено в ней, когда она строилась. Та любовь, с которой люди строили этот храм, она же наверняка там есть и нужно просто вдохнуть немножечко сегодняшнего дня. И, конечно же, это возможно, только если в этот храм будут ходить люди. И если в нем будут совершаться богослужения.
Олег ГАРКУША, поэт, шоумен:
Храмы раньше строились хорошо, они же красивые жутко были,- это красота немыслимая; нужно восстанавливать, естественно.
Вячеслав БУТУСОВ, музыкант:
Как архитектор и прихожанин, отвечу на вопрос так: храмы нужно восстанавливать однозначно.
Потому, что, во-первых, это место совместной молитвы.
Во-вторых, храмы, как и любая постройка, ветшают и разрушаются.
В-третьих — храмов должно быть много, чтобы не было столпотворения в них.
Древние церкви — это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего.
Тот, кто может помочь их восстановить — действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию.
Фотоочерк Дениса Маханько:
Этой весной мне довелось побывать в деревне Красный Бор Ленинградской области, где петербургский поэт и музыкант Дмитрий Озерский и его жена Светлана начали восстановление храма святого апостола Фомы. Поездка пришлась на первый воскресный день после праздника Пасхи — день памяти этого апостола в православном календаре.
Доехав на машине до села Вознесенье, мы ощутили дух Русского Севера: село стоит у истока реки Свирь, которая несет свои воды из Онежского озера в Ладогу.
Здесь мы погрузились на паром, чтобы переправиться на другой берег Свири.
«Мы» — это музыкант и автор большинства текстов группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский, архитектор-реставратор Марк Иванович Коляда с помощником Иваном Малечкиным…
И, конечно, Света Озерская с маленькой Марусей.
Последний поворот грунтовки перед Красным Бором — и перед нами открывается вид на храм святого Фомы.
В городе уже довольно тепло, а здесь совсем еще зима.
Перетащив свои вещи из машины в дом Озерских, мы идем смотреть «объект».
Когда-то колокольня и купол храма были гораздо выше, но в советское время их подпилили, чтобы здание выглядело менее религиозным.
Вооружившись монтировкой, Света легко открывает заколоченную дверь храма.
После закрытия церкви, здесь разместилась школа, однако последние десятилетия храм стоит без хозяина.
Начинаем осмотр здания.
При помощи кувалды, Иван ломает заколоченную стену, и мы попадаем в помещение алтаря, которое в течение многих лет было наглухо закрыто.
Все надо тщательно измерить и записать!
На чердаке находим фрагмент холста. Расписанной тканью были обклеены внутренние стены храма.
В советское время их обклеивали газетами.
А это — надписи последних лет.
Среди мусора Иван находит фрагмент резьбы иконостаса. Эта важная находка обязательно поможет в восстановлении облика храма.
Вернувшись в дом, Марк Иванович подробно описывает результаты исследования.
На следующий день нам удалось посмотреть еще несколько памятников деревянного зодчества Прионежья и Присвирья: церковь в селе Щелейки
и целый комплекс зданий, так называемый Гимерецкий погост в селении Гимрека.
В 70-е годы прошлого столетия Марк Иванович Коляда занимался реставрацией этих объектов. Сегодня он не с самом лучше настроении: уникальные памятники находятся под угрозой разрушения.
«А вот Фоме повезло больше, — добавляет реставратор, — я уверен, что храм обязательно будет восстановлен, а после него придет черед остальных церквей в этих краях».
Вместе со своими единомышленниками музыкант Дмитрий Озерский запустил сайт: www.fomanasviri.ru
Работает группа В контакте.
Инициаторы проекта будут благодарны за любую помощь и поддержку в реставрации храма!