церковь иконы божией матери знамение в аннино
Знаменская церковь
Знаменская церковь (1690) была построена в усадьбе Аннино, вотчине бояр Милославских, одних из главных противников молодого Петра I. Усадьба носила также названия Знаменское (по церкви) и Вельяминово (по фамилии одного из владельцев).
Шатровый храм построен в то время, когда указом Никона сооружение церквей такого типа было запрещено. В этом – подчеркнуто оппозиционное отношение к Нарышкиным, прямым противникам Милославских. Нарышкинское барокко как раз в это время начинает распространяться по московской земле; в те же годы Милославские строят два шатровых храма в своих имениях Аннино и Петровское, где была построена Никольская церковь.
Нынешний храм поставлен на месте прежней деревянной церкви времен боярина Ильи Даниловича Милославского, построенной до 1656г. Прошение о постройке нового храма подавал боярин Иван Михайлович Милославский, а строился он уже при следующем владельце усадьбы из той же семьи – Матвее Богдановиче.
Изначально храм был без колокольни, стройный и небольшой по площади. На довольно узкий четверик поставлен маленький восьмерик, служащий опорой стройному и высокому восьмигранному шатру, увенчанному миниатюрной изящной луковичной главкой. Шатер окружен скромными треугольными кокошниками в один ряд.
Убранство фасадов очень простое, даже, вероятно, нарочито простое – «в пику» пышному нарышкинскому барокко, хотя вообще шатровым храмам вполне присуще было пышное убранство, как, например, в знаменитой Преображенской церкви в Острове. Одну апсиду и четверик украшают карнизы, а окна в два яруса обрамляют наличники.
В XVIII веке к храму пристроена новая шатровая двухъярусная колокольня, заслонившая собой изрядную часть старинного храма. И все же в ее облике видна попытка архитектора сохранить общий стиль ансамбля – шатер колокольни хотя и шире, но увенчан такой же главкой, что и шатер основного объема, и декор новой постройки так же прост, хотя она гораздо массивнее основной части и немного выше нее. Углы второго яруса скруглены.
В 1914г. по проекту архитектора С.М.Ильинского была расширена старая трапезная, современница церкви, что еще больше заслонило основной объем. Но в обновленном виде храм прослужил недолго: в 1928г. он был закрыт, а снова местная христианская община возобновила здесь богослужения только в 1997г. Храм до сих пор находится на реставрации, и строительные леса скрывают стройный высокий шатер, чья простота и красота все равно видна, несмотря и на позднейшие пристройки, и на ремонтную решетку.
Напротив храма стоит двухэтажное здание, в котором едва ли можно сразу распознать бывший усадебный дом, построенный здесь генералом А.Н.Херасковым (родственником поэта М.М.Хераскова) в 1870-х годах. Сейчас в здании размещается дом отдыха.
Аннино. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Знаменская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
В 1656 г. в селе Аннино, владельцем которого был боярин Илья Милославский, уже числилась деревянная церковь. В 1690 г. её сменил каменный храм. Наследник вотчины М.Б. Милославский во всём придерживался патриархальных взглядов. Демонстративно игнорируя витиеватое и пышное барокко, насаждаемое Нарышкиными, он в своих подмосковных вотчинах Аннино и Петровское ставит шатровые церкви, типология которых к тому времени считалась давно устаревшей и вышедшей из употребления. Скупое декоративное убранство церкви так же является своеобразным протестом против «нарышкинской» лепнины и изощрённой пластики фасадов. Кирпичный четверик с полукруглой алтарной апсидой несёт низкий октагон барабана, на который покоится стройный шатёр. Приземистая и тяжеловесная колокольня появилась на западном фланге в XVIII столетии. Трапезная палата, расширенная архитектором С.М. Ильинским в 1914 г. сооружена под стать, перегруженной массами звоннице. Храм же, отличающийся хорошими пропорциями, оказался заслонённым от зрителя исказившими его древний облик пристройками. Церковь действующая.
После большевистского переворота 1917 года жизнь на приходе не замирала, и богослужение продолжалось вплоть до 1937 года. Богослужение вновь было возобновлено в 1997 году.
В настоящее время в усадьбе располагается дом отдыха федеративного государственного унитарного предприятия «Российской самолетостроительной корпорации МиГ».
Церковь иконы Божией Матери «Знамение», входящая в комплекс более поздней усадьбы «Аннино» («Знаменское», «Вельяминово») является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Источник: каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., 1975 г.
Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Знаменском, Аннино, Вельяминово тож.
Село Аннино принадлежало некогда Ивану Елизарьевичу Циплетеву. По писцовым книгам 1625-26 гг. в «селе церковь Знамения Пресвятой Богородицы стоит без пения, ветха, развалилась». Когда и кем была построена первоначально церковь Знамения Пресвятой Богородицы, неизвестно.
Село Аннино потом находилось во владении боярина Ильи Даниловича Милославского и при нем была вновь построена здесь церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. По переписным книгам 1678 г. значится село Знаменское, Аннино тож, с церковью деревянною шатровою за боярином Иваном Михайловичем Милославским, племянником И.Д. Милославского.
После И. М. Милославского селом Анниным владели: жена имеретинского царевича Александра Аргиловича Федосья Ивановна, в 1689 г. боярин Матвей Богданович Милославский и в 1705 г. – Алексей Алексеевич Милославский.
В декабре 1722 г. по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского… перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузской десятины села Аннина церкви Знамения Пресвятой Богородицы поп Федор Федоров сказал по священству: «в том селе Аннине вышеописанная церковь построена и освящена каменная в 1690 году при святейшем патриархе Адриане, а построена по прошению боярина Ивана Михайловича Милославского, и дани платится с той церкви по окладу по 28 алтын в год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, а он поп Федор в той вышеописанной церкви посвящен в попы в нынешнем 1722 г. преосвященным Иродионом, архиепископом Черниговским, на место престарелого попа отца своего Федора Фролова по челобитью стольника Алексея Алексеевича Милославского, а на пропитание той церкви попу Федору с причетниками дано земли по 5 десятин в поле, да сенных покосов 10 копен».
Владельцами села Аннино впоследствии были: жена А.А. Милославского – вдова Екатерина Гавриловна по разделу 1741 г. с дочерью Натальею, по мужу Воейковой; в 1746 г. оно продано содержателю шелковой фабрики Михаилу Савину, и в 1770 г. куплено Петром Борисовичем Белавиным у Александра Михайловича Савина.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.
Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Аннино.
Наш путь лежал в одну из двух подмосковных усадьб И. М. Милославского, хотелось взглянуть на Церковь Иконы Божией Матери Знамение.
Милославский Иван Михайлович (1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича.
Происходил из незнатного дворянского рода. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его. Иван Михайлович был человек деятельный, очень хитрый и достаточно богатый. Вскоре он был назначен начальником приказа большой казны (министром финансов), в то время одна из самых влиятельных должностей. Это попросту означало держать в руках все государство, как держал его при царе Алексее Михайловиче И. Д. Милославский.
После смерти Федора Алексеевича старался поддержать влияние Софьи Алексеевны как правительницы, разжигал страсти стрельцов, погубил возвращенного из ссылки боярина А. С. Матвеева во время бунта 15 мая 1682 года. Позже вступил в борьбу с И. А. Хованским, также поспособствовав его гибели. Участники произошедшего уже после его смерти заговора против Петра I в своих показаниях обвиняли Ивана Михайловича в стремлении устранить и царя.
Скончался в 1685 году, вероятно, от инсульта. Похоронен был у церкви Николая Чудотворца в Столпах в Армянском переулке. Могила и церковь уничтожены в 1938 году.
У Милославского было две подмосковные усадьбы в селах Аннино и Петровское. Мы решили посетить Анино.
В настоящее время в усадьбе располагается дом отдыха федеративного государственного унитарного предприятия «Российской самолетостроительной корпорации МиГ», по этому, решили ограничиться осмотром церкви.
В любом случае, сейчас мы можем увидеть дониконовский образец церковного зодчества, хоть и построенный в конце 17 века.
Шатровая колокольня построена в XVIII в., трапезная расширена в 1914 году.
Богослужения прекращены в конце 1920-х (по некоторым данным в 1937), однако здание поддерживалась в порядке.
Церковь Знамения Божией Матери, 1690.
Возле церкви сохранились старинные надгробия. «Прохоров».
«Первоначальный памятник поставленный петром Осиповичем Дельсарт(?)» Умер в 1886 году.
«Незабвенная Наташа Дельсарт(?)». Родилась в 188? году.
На этом исторический экскурс заканчивается. Далее фотки для тех, кто интересовался у меня каково ночевать с ребенком неполных двух лет в лесу.
Встать мы решили на высоком берегу Озерковского водохранилища.
По пути к месту стоянки.
Одета ребенка так странно, потому, что я забыла пакет с ее вещами дома, пришлось ей примерить мой свитер, носки и банданку
Знаменский храм с. Аннино
Престольный праздник: иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
Настоятель: протоиерей Петр Петрович Григорьев, 1952
Из истории
История села восходит к периоду усиления Московского государства в XII-ХIII вв. У храма Знамения Пресвятой Богородицы были захоронены русские воины, погибшие в 1368 г. в сражении с литовцами у Тростенского озера. В XIII в. село числилось за боярами Милославскими, затем переходило к разным владельцам.
В 1770-е гг. генерал А.Н.Херасков, брат знаменитого литератора устроил в селе усадьбу с барским домом в стиле раннего русского классицизма и разбил живописный парк с редкими деревьями. Вместе со Знаменской церковью образовался архитектурно-художественный ансамбль.
В настоящее время в усадьбе располагается дом отдыха.
В селе Аннино родился и вырос основоположник русской климатологии, известный ученый и путешественник, автор многих классических сочинений по географии Александр Иванович Воейков (1842—1916).
В 1937 г. храм закрыли. Полностью утрачена роспись, храмовые иконы, уничтожен иконостас.
Богослужения возобновились в 1997 г.
Поделиться:
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.
с. Аннино Знаменская церковь
Граница с Литовским княжеством, захватившим Смоленск, проходила в то время за Можайском. Экспансии Литовского княжества на восток мешало крепнущее Московское государство. Великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович (1345-1377) и Тверской князь Михаил Александрович, породнившись между собой, в 1368 году заключили военный союз, направленный против Московского государства.
Здесь погибли все князья, бояре, воеводы и большинство воином. С тех пор место битвы с литовцами и Тверитянами стало называться «Побоищем». До XIX века здесь была деревня с одноименным названием, сожженная французами в 1812 году.
Разгромив московский сторожевой полк, Ольгерд устремился с полками к Москве. Он сжег московский посад, простояв три дня у стен Московского белокаменного кремля и не решившись штурмовать недавно построенный князем Дмитрием твердыни, отступил. Покидая пределы московского государства, Ольгерд опустошил окрестности. Литовцы взяли много пленных, угнали скот, а потом по пути довершили опустошение селений Рузской округи.
Еще два раза Ольгерд водил полки на Москву и безуспешно осаждал ее. В третий поход Ольгерд не дошел до Москвы и заключил мир с Дмитрием Ивановичем. При этом князю Московскому удалось принудить Тверь признать власть Москвы и отказаться от союза с Литвой.
В более позднее время, согласно писцовым книгам (№№ 133, 134 за 1625-26 гг. книги №845 стр. 49 Московского Архива Министерства Юстиции), село Знаменское (Аннино) на речке Переволочне некогда принадлежало Ивану Елизарову Циплетеву под названием Вельяминово. Оно «…находилось Рузского уезда Замошской волости в вотчине за Богданом да за Иваном Постниковым детьми Бельского, а в селе церковь Знамения Пресвятыя Богородицы стоит без пения, ветха развалилась».
По приходным окладным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1656 год под Рузской десятиной значился: «По книгам Рузския десятины старосты поповского Предтечинскаго попа Трофима прибыла вновь в нынешнем 1656 года церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в вотчине боярина Ильи Даниловича Милославского в селе Знаменском (Аннино) дани 2 алтына, десятильничих гривна. Село Знаменское, что было Аннино, написано по переписным книгам №186 за 1678 год за боярином Иваном Михайловичем Милославским, племянником Ильи Данилова Милославского» (Патриаршие приходные книги: Кн. №39, стр. 340 и кн. №11457, стр. 32) В приходских книгах Патриаршего Приказа значиться: «… церковь Знамения Пресвятыя Богородицы писалась в Рузской десятине в вотчине боярина Ивана Михайловича Милославского, в селе Знаменском, Аннино тож, с 1678 по 1740 гг. имело древнее Евангелие, печатанное при царе Михаиле Федоровиче в 1624 году и сосуды старинные» (Патр. Кн. №252, стр. 569 и Кн. № 418).
Из других источников можно найти следующие сведения, что каменная шатровая церковь иконы Божией Матери «Знамение» построена по прошению боярина М.Б. Милославского, активного участника событий первых лет царствования царей Иоанна и Петра Алексеевичей. До конца сооружение храма довёл его наследник И.М. Милославский в 1690 г.
После Боярина Ивана Михайловича Милославского селом Аннино владели:
Вот что пишет о церкви церковь Знамения Пресвятой Богородицы профессор Зограф в своем «очерки природы Рузского уезда» №1 журнала «Естествознание и География» за 1901 год: «Очень интересно в этом отношении судьба села Аннино, имеющего теперь небогатое население и небогатый приход, тогда как прежде, еще во время царствования Михаила Федоровича Романова, священник этого села хлопотал перед Московским патриархом о перестройке каменной церкви, которая приходит в ветхость; как известно, в старые времена каменные храмы строились даже не всюду в городах, и если в царствование Михаила Федоровича каменная церковь обветшала, то была построена гораздо ранее; и, действительно, в шатровом куполе этого храма, есть черты, общие с древним храмом села Коломенского, построенном при великом князе Василии, отце Ивана Грозного. Колокольня построена уже, по словам священника, отцом Марии Ильиничны Милославской…»
В приходе были деревни: Стрыгино, Фомкино, Петряниха, Барынино, Ваюхино, Вишенки, Петрово.
В настоящее время в усадьбе располагается дом отдыха федеративного государственного унитарного предприятия «Российской самолетостроительной корпорации МиГ».
В селе Аннино в семье участника Отечественной войны 1812 года, отставного подполковника И. Ф. Воейкова родился и вырос основоположник русской климатологии, известный ученый и путешественник, автор многих классических сочинений по географии, ученый с мировым именем Александр Иванович Воейков (1842-1916).
В 1781 г. вместо предполагаемой звонницы с западной стороны были пристроены колокольня.
В 1914 г. по проекту архитектора С.М. Ильинского была расширена и увеличена в длину трапезная и выстроен западный притвор.
После большевистского переворота 1917 года жизнь на приходе не замирала, и богослужение продолжалось вплоть до 1937 года.
В 1937 г. Храм был закрыт.
Богослужение вновь было возобновлено в 1997 году.
Трестом «Мособлстройреставрация» был выполнен проект реставрации, проект восстановления перекрытий приделов. Также были выполнены комплексные инженерные исследования.
Памятник представляет исключительный историко-художественный интерес в связи обращением к архаичной для конца XVII в. Форме завершения храмового объёма шаром.
Основой существующей объёмно-пространственной композиции здания служит основной объём в виде бесстолпного четверика с примыкающей к нему обширной, полуциркульной в плане, апсидой. Четверик увенчан глухим восьмигранником, несущий высокий шатер. К западу к основному объекту примыкает квадратная в плане трапезная, ввключившая в свой объём нижнюю часть двухъярусной шатровой колокольни, состоящей из двух четвериков (нижний ярус двухэтажный). Завершает композицию здания невысокий, прямоугольный в плане, узкий притвор. Под трапезной частью имеется отопительный подвал, крытый вход в который осуществляется с её северо-восточного угла.
Налажены регулярные паломнические поездки по святым местам, как Подмосковья, так и по дальним маршрутам. Раз в квартал происходит обмен опытом со звонарями других приходов и монастырей, ведутся занятия, на которых собираются желающие получить начальные знания по звонарному мастерству.
Особое значение в жизни прихода имеет добротворительность: прихожане храма собирают вещи, которые потом отправляют в детские дома, летние лагеря отдыха и нуждающимся малоимущим семьям.