церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Знаменское (Денисьево). Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Знаменская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Статьи

Первое упоминание о находящейся в Денисьеве церкви Пресвятой Богородицы относится к 1673 г. В 1733 г., когда селом владела будущая императрица Елизавета Петровна, церковь сгорела. Вновь отстроенную Церковь постигла та же участь. В 1769 г. при гр. Алексее Григорьевиче Разумовском была построена кирпичная церковь. Крышу покрыли железом, отапливали храм двумя голландскими печами. Внутри церковь украшал четырехъярусный иконостас «старого устройства», с резными царскими вратами, над престолом возвышалась шатровая резная сень, увенчанная крестом. К 1917 г. в церкви имелось три престола, помимо главного — в честь иконы Божией Матери «Знамение», были также: во имя свт. Николая и Архангела Михаила. Знаменская церковь еще интересна тем, что священником Константином Хитровым была создана уникальная церковноприходская школа. Начиная с 1889 г., по воскресным и праздничным дням в ней проводились религиозно-нравственные чтения и беседы. В 1902 г. состоялось освящение нового каменного здания приходской школы. В 1938 г. храм закрыли и разграбили. В том же году последний настоятель Знаменского храма протоиерей Василий Смирнов был расстрелян, ныне прославлен как священномученик.

Долгие годы здание храма использовалось как склад. В 1990 г. оно передано верующим. В настоящее время храм полностью восстановлен, фрески выполнены художником А. Захаровым. Воссоздан прежний иконостас в четыре яруса с резными царскими вратами. Рядом со Знаменской церковью с 2002 г. начал действовать новый крестильный храм во имя царя-страстотерпца Николая II.

По материалам: Справочник-путеводитель «Подмосковье», М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008.

Существовавшая ранее церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Денисове (Знаменское-Денисьево).

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Денисове в 1678 г. деревянная, построенная, по всей вероятности, владельцем села Денисова боярином Кириллом Полуэктовичем Нарышкиным. О Знаменской церкви в селе Денисове в приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1678 г. записано: «По книгам крестового иеромонаха Никифора прибыла вновь церковь, которую окладывал, он, иеромонах, по наезду, Знамения Пресвятой Богородицы, в вотчине боярина Кирилла Нарышкина в селе Денисове; дани 3 алтына 4 деньги, заезда гривна».

Знаменская церковь за последующие 1694-1740 гг. писалась в приходных книгах Казенного Приказа под Загородскою десятиною «в селе Денисове, в вотчине Льва Кирилловича Нарышкина», с обозначением вышеозначенной дани, а с 1712-17 гг. – 17 алтын.

Село Денисово в 1623 г., сельцо на реке Москве, Московского уезда принадлежало Томиле Луговскому; в 1646 г. – деревня в вотчине Алексея Ивановича Луговского, а в ней двор вотчинников и 24 двора крестьянских, в них 43 чел. В 1678 г. Денисово принадлежало боярину Кириллу Нарышкину, в селе двор вотчинников и двор скотный, людей в них 5 чел., и 10 дворов крестьянских, в них 40 чел. Село Денисово по смерти К. П. Нарышкина досталось в 1682 г. жене его вдове Анне Леонтьевне с сыном Львом Кирилловичем.

По переписным книгам 1794 г. значится: «за князем Борисом Ивановичем Прозоровским село Денисово, Знаменское тож, а в селе церковь деревянная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, двор боярский и двор скотный, 12 дворов крестьянских, в них всего 79 человек». Под 1709 г. показано: при Знаменской церкви придел св. муч. Екатерины. Князь Б. И. Прозоровский свои имения, находившиеся в Московском уезде, отдал по завещанию, в 1719 г. государыне императрице Екатерине Алексеевне. Денисово, причисленное к дворцовому ведомству, по именному указу в 1728 г. пожаловано ее высочеству цесаревне Елизавете Петровне.

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Денисове, вместо сгоревшей церкви, новой деревянной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Дело началось по доношению, поданному в Казенный Приказ 1733 г. 17 сентября от гоф-интенданта Никиты Андреяновича Возжинского; в доношении написано: «в Московском уезде, в вотчине ее высочества, благоверной государыни цесаревны Елизаветы Петровны, в селе Знаменском имелась церковь деревянная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, и в прошлых годах оная церковь сгорела, а ныне ее величество, благоверная государыня Елизавета Петровна именным указом повелела в оном селе построить церковь вновь деревянную ж во имя Знамения Пресвятой Богородицы; а к тому строению лес и всякие материалы в готовности, дабы повелено было о строении оной церкви из Синодального Казенного Приказа дать мне позволительный указ». В писцовых книгах 1653 г. вышеописанной церкви не написано; а прибыла она в 1678 г., по книгам крестового иеромонаха Никифора, при ней пашни и сенных покосов не написано. В переписной книге 1703 г. у той церкви поп Семен Варфоломеев, в приходе 10 дворов, а пашни церковной нет, сенных покосов на 20 копен. Но была ли построена церковь – из дела не видно.

В 1742 г. село Знаменское-Денисово пожаловано графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, а в 1779 г. его братом, графом Кириллом Григорьевичем, продано Ивану Ивановичу Шувалову.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». Выпуск №4-6/2020

Источник

Знаменский храм с. Знаменское

Официальный приходской сайт

Знаменский храм с. Знаменское

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Престольный праздник: иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря).

Настоятель храма — протоиерей Алексий Алексеевич Николин, 1947.

Как добраться
От станции Одинцово (Белорусская ж/д)
Автобус №36 до остановки Знаменское.
Бесплатный храмовый автобус отправляется от станции Одинцово
(В зависимости от расписания Богослужений).

Общая информация

Первое упоминание о находящейся в селе Денисьеве, Знаменское тож, церкви Пресвятой Богородицы относится к 1673 г.

В 1733 г., когда селом владела будущая императрица Елизавете Петровна, в нем случился пожар, и церковь сгорела. Вновь отстроенную по повелению цесаревны деревянную церковь постигла та же участь. В 1769 г. граф Алексей Григорьевич Разумовский построил кирпичную церковь. Церковь была покрыта железом, окрашенным зеленой краской, венчалась одной большой главкой. Отапливался храм двумя голландскими печами. В метрике Знаменской церкви, имеющейся в фонде Московского археологического общества, отмечается, что его здание храма не имеет сходства с какими-либо сохранившимися к концу XIX в. постройками.

Внутри церковь украшал четырехъярусный иконостас так называемого «старого устройства» с резными царскими вратами стоимостью в 3000 рублей, что составляло треть всей оценочной стоимости церковного здания. Над престолом возвышалась шатровая резная сень, увенчанная крестом. Судя по метрике 1887 г., храм изначально не был расписан.

Записи за 1849 г. свидетельствуют, что престолов в храме уже два. Кроме главного летнего в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», в храме был устроен теплый придел во имя святителя Николая, освященный лишь в 1896 г.

К 1917 г. в церкви имелся уже третий престол — во имя Архангела Михаила.

С историей прихода Знаменской церкви неразрывно связана история ее знаменитой приходской школы, зачинателем которой стал священник Константин Хитров. Религиозно-нравственные чтения и беседы с народом в воскресные и праздничные дни проводились с января 1889 г., а 21 мая 1901 г., в селе Знаменском-Денисьеве состоялось церковное торжество по случаю закладки возле храма каменного здания местной церковноприходской школы, построенного тщанием священника Михаила Соколова и освященного 3 сентября 1902 г.

В апреле 1922 г. началось разграбление храма. В 1938 г. церковь закрыли. Последний настоятель храма протоиерей Василий Смирнов, расстрелянный в 1938 г., ныне прославлен как священномученик.

Долгие годы здание использовалось под зернохранилище совхоза и как склад. Церковь дважды горела от пожаров в конце 1980-х гг. во время съемок кинофильма «Дворянское гнездо».

Только в 1990 г. усилиями верующих было принято решение о реставрации храма, которая фактически началась с 1992 г. Храм в настоящее время полностью восстановлен. Фрески выполнены художником А. Захаровым. Воссоздан четырехъярусный иконостас с резными царскими вратами, заново написаны иконы.

Источник

ЗНАМЕНСКИЙ ХРАМ В ЗНАМЕНСКОМ (ЕГОРЬЕВСКИЙ РАЙОН)

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Знаменском, 2010-е. Фото с сайта Егорьевского благочиния

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Знаменском (Егорьевское благочиние Московской епархии)

Первый раз село, в котором находится Знаменская церковь, упоминается в 1636 году в окладных книгах, где сказано: «пустошь Жашково, а в нем место церковное, что была церковь архангела Михаила, а село запустело почему-то до мору». Владели пустошью вдова Максима Балакирева Арина и сын её Прокофий.

В 1775 году титулярный советник Владимир Иванович Дружинин построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с Предтеченским приделом. С тех пор село стало называться Знаменским.

В 1849 году началось строительство нового каменного храм, который строился на средства бывшей помещицы этого села московской майорши Александры Алексеевны Веселицкой.

В 1850 году были освящены приделы в честь Иоанна Предтечи и святителя Николая, а в 1862 году было совершено освящение храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В конце XIX века рядом со Знаменским храмом была построена часовня из белого камня.

В начале 1930-х годов с храма были сняты колокола, вес самого большого был 196 пудов 23 золотника (около трёх тонн).

В 1939 году Знаменский храм был закрыт и использовался под склад удобрений. За эти годы были разрушены кровля, межъярусные перекрытия колокольни, ограда и часовня. В ротонде храма остались фрагменты фигурной и декоративной клеевой живописи, относящейся к 1880-м годам. В храме сохранилась часть трехъярусного деревянного иконостаса середины XIX века. Иконы, царские и диаконские двери утрачены.

В 1990 году при Знаменском храме зарегистрирована православная община. В храме начались реставрационные работы. Был установлен купол, покрытый медью, и позолоченный крест. Воссоздана колокольня, установлены пять колоколов.

Архитектура

Здание храма имеет трехчастную композицию и является запоздалым образцом ампирной архитектуры. Бесстолпный куб храма увенчан массивной ротондой. Объем трехъярусной колокольни с граненым резонатором звона предельно скуп и лаконичен в разработке.

Настоятели

Источник

История храма

Из документов истории…

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Первые упоминания и начало строительства

Пустошь Губайлово, где впоследствии был построен Знаменский храм, впервые упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале XVII в. Тогда эти земли получил боярин Семён Васильевич Волынский от царя Михаила Романова. Род Семёна Волынского восходит к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынскому (соратнику Святого благоверного князя Димитрия Донского).

Затем земли перешли во владение к его племяннику Ивану Федоровичу Волынскому. Иван Федорович и построил в 1683 году скромную церковь с небольшой трапезной и колокольней в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была исполнена в ярусной композиции «восмерик на четверике», которая получила в дальнейшем широкое распространение, а для того времени она была редкостью.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Перестройка храма

Потомок Волынского Долгоруков-Крымский Василий Михайлович, видный военный деятель Екатерининской эпохи и губернатор Москвы, построил вокруг храма усадьбу Знаменское-Губайлово, а в 1771 году перестроил Знаменскую церковь. Автором построек XVIII века классического образца провинциальной усадьбы, возможно, был один из московских зодчих, так как дом в Знаменском-Губайлове, в определенной степени повторял столичный особняк князя В.М. Долгорукова-Крымского на Большой Дмитровке, ныне известного как Дом Союзов с известным Колонным залом.

Сохранилось описание Знаменского храма:

«Он был мал. По своей форме был устроен в виде креста. Средняя часть храма представляла собой высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главой с узенькой шейкой.»

Знаменская церковь выделялась среди группы храмовых зданий ярусного типа строгостью композиций и подчеркнутым вертикализмом, что было навеяно, очевидно, деревянным зодчеством древней Руси.

Храм был освящён в 1773 году.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Новые владельцы и новый облик

После смерти В.М. Долгорукова-Крымского из-за недостаточного внимания наследников к усадьбе Знаменское-Губайлово постепенно приходило в упадок.

В течение второй половины XIX века усадьба Знаменское-Губайлово переходит от одних владельцев к другим. В 1885 году ее приобретает Александр Яковлевич Поляков, купец, меценат, промышленник. Новый владелец в 1905 году перестраивает Знаменскую церковь в неорусском стиле, что придает храму неповторимый колорит русского узорочья. И эту реконструкцию Знаменского храма мы наблюдаем сегодня.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

После революции

После революции 1917 года для Знаменской церкви и усадьбы наступили трудные времена, были изъяты все ценные вещи в пользу голодающих. Однако службы в храме продолжались до начала 1930-х годов.

Без регулярного ремонта здание ветшало, и вскоре были разрушены восьмерик, колокольня, каменная ограда, уничтожено убранство, значительные повреждения получила часовня-усыпальница, был осквернен и разорен некрополь. В итоге храм окончательно закрыли, а в здании оборудовали общежитие.

В 1950-1970-х годах в здании Знаменского храма располагались Госбанк и Красногорская районная типография. Последним «хозяином» помещения в 1980-е годы стало Красногорское бюро путешествий и экскурсий.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском

Возрождение

В октябре 1993 года, после возвращения Знаменского храма Русской Православной Церкви, здесь возобновились богослужения. Они проходили поначалу в полуразрушенной часовне Поляковых. Во время богослужений люди в любую погоду стояли на улице, потому что маленькая часовня не могла вместить всех верующих.

Зимой 1994 года богослужения стали, наконец, совершаться в самой Знаменской церкви. При поддержке благотворителей в храме начались ремонтно-восстановительные работы.

Общий художественный образ возрожденного Знаменского храма приобрел черты единого художественного ансамбля — как снаружи, так и внутри. Едва ли не главное место в возрожденном Знаменском храме сегодня занимает уникальный интерьер с мозаиками в русско-византийской традиции, включающий мозаичные иконы.

Знаменский храм города Красногорск Московской области

Храм открыт ежедневно с 6:00 до 20:00

Вечерние богослужения
Вечерня и утреня — 17:00

Божественные литургии
Воскресные дни — 6:00, 8:30 и 10:30
Праздничные дни — 6:00 и 8:30
Пн-Сб — 8:30

Источник

Московский Знаменский монастырь

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском
Икона «Битва новгородцев с суздальцами». XV в.

Икона Божией Матери «Знамение» – один из первых иконописных образов Богоматери, а русское название «Знамение» икона обрела в Великом Новгороде в XII веке. В 1170 году город осадили войска суздальцев. Архиепископ Илия трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из новгородских церквей, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену – «тогда узриши спасение граду». Он сразу же послал туда священников, но икона не двинулась с места, пока сам святитель не явился в храм и не помолился перед ней. Икону вознесли на городскую стену под тучами стрел, осыпавших Новгород. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Илия, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: «Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!» Так явилось название иконы – «Знамение». Суздальцы в неописуемом страхе бежали от стен Великого Новгорода. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной и было установлено тогда же празднование иконе 27 ноября.

Новгородскую икону «Знамение» издревле почитали Романовы. И потому, что служили в Новгороде, и потому, что, по преданию, в их роду «было от сея иконы знамение».

Тайны государева двора

Государева служба древних предков Романовых была тесно связана с Великим Новгородом. Есть даже смелая версия, что родоначальник династии Гланда-Камбила, в крещении Иван, происходивший «из Прусс», был выходцем не из Пруссии, как традиционно считается, а из «прусского конца» Новгорода. Его внук Федор Андреевич Кошка, любимый боярин Дмитрия Донского, служил верой и правдой московскому великому князю. На его попечение была оставлена Москва, когда князь Дмитрий отправился на Куликовское поле, а при Василии I Федор Андреевич был назначен наместником новгородским. В той же должности более 20 лет служил его потомок Юрий Захарьевич (дед первой русской царицы Анастасии Романовой), после того как Иван III покорил вольнолюбивый Новгород. А потом и брат царицы Анастасии, Никита Романович, занял это служивое место.

Первый московский двор Романовых, принадлежавший Федору Кошке, находился близ Тверской и оставался в их родовом владении до середины XVI века. Домовым храмом была каменная Георгиевская церковь, возможно, основанная боярином Федором Андреевичем. После смерти воеводы Юрия Захарьевича в 1505 году его дочь Феодосия Юрьевна на помин души родителя обратила церковь в Георгиевский монастырь, оставивший имя Георгиевскому переулку. Этот двор подле обители стал «рассадником дома Романовых», по выражению историка И.М Снегирева. Именно здесь воспитывались племянники Феодосии: Анастасия, Даниил и Никита Романовичи, дети ее брата Романа Юрьевича, чье имя дало фамилию Романовым. В 1547 году Анастасия венчалась с царем Иваном Васильевичем Грозным и переехала в Кремль, Даниил Романович ушел на государеву службу и участвовал в походе на Казань, Феодосия Юрьевна приняла иноческий постриг, а Никита Романович перебрался на Варварку. Здесь и являются первые загадки.

В то время еще не было крепостной стены Китай-города, и местность носила название Великий Посад, где издревле близ крупнейшей речной пристани и главного городского торга селились купцы и ремесленники. Одна из главных посадских улиц называлась Варваркой – по храму святой Варвары, которая почитаема покровительницей торговли, или просто Варьской улицей – сокращенно от Варварки или от слова варя (место, где варят соль, хмель), что отражало экономический характер местности. Все три посадские улицы в допетровские времена имели крестцы, где стояли часовни, в которых приводили к крестному целованию народ и зачитывали царские и патриаршие указы. Сюда же, на крестцы, привозили тела безродных, нищих, узников, умерших в тюрьме, для опознания родственниками и сбора пожертвований на их погребение, и даже подкидышей из убогих домов, чтобы их забрали бездетные супруги. Оттого будущий Знаменский монастырь именовался «что на Варварском крестце».

Местность подле Кремля хоть и была торговой, оставалась очень престижной. Здесь рядом с дворами богатейших купцов, среди которых был двор сурожан Ховриных, известных строительством Симонова монастыря, стояли и дворы знати. Согласно первой версии, Никита Романович Захарьин-Юрьев в конце 1540-х годов женился на купеческой дочери Варваре Ивановне Ховриной и получил в приданое этот дом. По другой версии, здесь приобрел дом сам Роман Юрьевич, и он перешел по наследству младшему сыну Никите Романовичу. Третья версия гласит, что Никита Романович просто купил себе владение на Варварке после того, как родовое гнездо близ Тверской опустело. В Знаменском монастыре хранилось предание, что этот дом был построен до рождения будущего патриарха Филарета Никитича, которое относят приблизительно к 1554–1560 годам. Это был большой боярский двор в традициях тех времен, с каменными палатами, хозяйственными службами. Фасад дома и окна выходили на улицу, что было редкостью, а парадное крыльцо находилось со стороны двора. Домовым храмом стала каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение», освященная в память пребывания Никиты Романовича наместником Новгородским, с приделом преподобного Никиты Мидикийского по именинам хозяина, который, как известно, основал в Москве женский Никитский монастырь, оставивший имя Большой и Малой Никитским улицам.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском
Храм Знамения Божией Матери (Знаменский монастырь на Варварке)

Дом Никиты Романовича стал не только главным («старшим») домом на Варварке и ее архитектурным центром, но и осадным двором, то есть имел оборонное значение на подступах к Кремлю. Однако жизнь боярина и его сыновей в этом доме была полна драм. В 1571 году двор пострадал в нашествии крымского хана Девлет-Гирея, а в 1580 году на хозяина наложил опалу Иван Грозный. Несколько сотен стрельцов, посланных царем на расправу, мгновенно разорили его дом, а царь лишил его всех поместий, так что Никита Романович остался нищим. Соседний двор на Варварке Иван Грозный подарил англичанам под посольство, и Никита Романович, по преданию, будто бы просил у них на бедность ткани для одежды себе и домочадцам, хотя в добрые времена нанимал у них учителя для обучения латыни своего старшего сына Федора Никитича, будущего патриарха Филарета. Мыкался боярин недолго: Иван Грозный вскоре сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романовича одним из ближайших советников своему сыну Федору – это было первым шагом к грядущим бедам Романовых.

Никита Романович умер спустя два года после смерти Грозного, в 1585 году, перед кончиной приняв монашество под именем Нифонта. Двор на Варварке перешел к Федору Никитичу. Он был очень любим царем Федором – сыном (единственным оставшимся в живых) Анастасии Романовой и, следовательно, приходился ему двоюродным братом. Федор Никитич поступил на государеву службу, был псковским наместником, потом отправился воеводой в Крымский поход и в Москве бывал наездами. 12 июля 1596 года в доме на Варварке у него родился сын Михаил. Долгое время это считали легендой, особенно советские историки, пытавшиеся стереть в Москве всякую память о Романовых. Предание о рождении на этом месте первого царя династии сохранил именно Знаменский монастырь, хотя оно было записано только в XVIII веке, когда архимандрит просил о пособии для поновления обедневшей обители, ссылаясь на столь важный исторический факт.

Об участи же палат Романовых на Варварке нет единого мнения. Одни считали, что они были конфискованы в казну или даже перешли к Борису Годунову. Другие утверждали, что их подожгли при арестах, и палаты долго пустовали. Даже когда в начале XVII века Филарет вернулся в Москву, он не жил в этом доме, не имея на то права как монах. В то время в Знаменской церкви появился Благовещенский придел. Но и в «безгосударево время» на романовском дворе случилось знаменательное событие: отсюда осенью 1612 года войско князя Пожарского двинулось освобождать Кремль. В престольный праздник Знаменской церкви того же года пределы России были полностью освобождены от врагов. Две печати под грамотой об избрании на царство Михаила Федоровича имели образ «Знамение».

Когда в 1606 году инокиня Марфа вернулась с сыном в Москву, они поселились в доме на Варварке, покинув его во время польско-шведской оккупации. В домовой Знаменской церкви возобновились богослужения, но потом двор снова опустел: патриарх Филарет находился в польском плену, инокиня Марфа ушла на покой в кремлевский Вознесенский монастырь. Она подарила фамильному храму серебряный крест. Царь Михаил Федорович, тоже внесший вклады в домовый храм после венчания на престол, поселился в Кремле, и родовые палаты на Варварке стали именоваться Старым государевым двором, по-прежнему принадлежа Романовым. Во владение Церкви они перешли с основанием на том месте Знаменского монастыря.

Основание обители историки связывают с двумя событиями – либо в память кончины инокини Марфы, последовавшей в 1631 году, либо, что менее вероятно, в честь рождения наследника Алексея Михайловича в 1629 году. Известно, что тогда в домовую Знаменскую церковь поступили щедрые вклады счастливого царственного отца. Патриарх Филарет после смерти жены не хотел, чтобы родовое владение на Варварке со временем перешло к другим родственникам. В сентябре 1631 года Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе Знаменский монастырь, наделил его романовскими землями и угодьями, принадлежавшими инокине Марфе, а главное, подарил новоустроенной обители родовые палаты – во владении монастыря они пробудут до середины XIX века. На первых порах соборным храмом стала домовая холодная церковь Знамения времен Никиты Романовича. В нее поместили главную святыню – родовую Знаменскую икону XVI века, по преданию вывезенную из Новгорода, перед которой молились предки Михаила Федоровича.Она была богато убрана золотом, серебром и драгоценными камнями. Патриарх Филарет украсил ее жемчугом.

Однако в 1668 году Знаменская обитель сильно пострадала в пожаре. Игумен Арсений бил челом царю Алексею Михайловичу, что монастырь выгорел со всеми службами, на церквах кровли обгорели и государевы старинные палаты «от ветхости и от огня совсем развалились». Восстановление взяли на себя Милославские, родственники царицы Марии Ильиничны, а особенно ее племянник, вездесущий боярин Иван Михайлович, будущий зачинщик стрелецкого бунта 1682 года. В 1679 году иждивением боярина был заложен новый соборный храм по образцу кремлевского Успенского собора – он стал самым большим храмом Китай-города и Зарядья. Строили его костромские мастера Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Внешне исполненный в старых русских традициях, пятиглавый храм с закомарами был бесстолпным внутри: своды опирались на толстые стены. Иногда считают, что собор был выстроен в форме корабля, так как на одной оси были расположены восточная алтарная часть, центральное пространство храма и паперть с лестницей с запада, но колокольни с трапезной на этой оси еще не было. Собор был двухярусным: наверху освятили главный, летний (неотапливаемый), храм в честь иконы «Знамение», внизу – теплый придел во имя Афанасия Афонского с трапезной. (Кстати, святой Афанасий Афонский был ученик и постриженик преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Федоровича.) Позднее нижний храм переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом святого Николая Чудотворца. Поскольку алтари в двухъярусном храме согласно канону не могли находиться на одном уровне, чтобы в верхнем храме не попирали ногами священный престол, расположенный внизу, нижний алтарь имеет сильный выступ. Имелись и секреты – ложные закомары, глухие боковые главы, а центральная световая глава была сделана деревянной, обитой железом, чтобы уменьшить давление на стены в бесстолпном храме. Собор с северной и западной сторон окружали двухъярусные галереи с величественными крыльцами, а высокая нарядная шатровая колокольня, покрытая зеленой черепицей, стояла отдельно. 27 июля 1684 года при царевне Софье Знаменский собор освятил патриарх Иоаким.

А старые, обгоревшие государевы палаты разобрали по погребной свод и на их месте возвели новые палаты с крыльцом: они именовались «на верхних погребах» или просто «верхние палаты», чтобы отличать их от нижних монастырских палат, тоже с погребами, но никакого отношения к романовским палатам не имевших. В почетных верхних палатах были устроены игуменские, а потом казенные кельи, где хранились документы и реликвии монастыря: вклады царя Михаила Федоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, Библия первого московского издания 1663 года.

В главном иконостасе собора находился родовой образ «Знамение», перенесенный из старого храма Никиты Романовича. Пребывание его в холодных, неотапливаемых храмах сотворило чудо: икона ни разу не поновлялась, сохранив ясность и крепость красок. Перед ней горела серебряная лампада – дар великой инокини Марфы Ивановны во здравие сына, сделанный в старую церковь. Хранилась в соборе и другая Знаменская икона с херувимами, приписываемая Симону Ушакову.

На престольный праздник богослужение здесь совершал патриарх в присутствии царя и придворных, и пока священные и августейшие особы находились в Знаменском соборе, на Иване Великом не переставая звонил колокол.

церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Смотреть картинку церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Картинка про церковь иконы божией матери знамение в знаменском. Фото церковь иконы божией матери знамение в знаменском
Знаменский монастырь, третьеклассный мужской, на Варварской улице. Фото 1882 г.

Очень скоро для обители наступили не лучшие времена. Из-за слабости грунта его сооружения быстро разрушались. Считается, что Петр I, возненавидевший после стрелецкого бунта Ивана Милославского и царевну Софью, приказал прекратить финансирование Знаменского монастыря (собор даже не был полностью расписан), хотя и подарил в него в 1721 году водосвятную чашу. После переноса столицы в Петербург монастырь вместе с бывшими государевыми палатами был предан забвению – и с тех пор начались настоящие мытарства, совсем неожиданные для царской родовой обители. Более того, согласно указу о каменных мостовых монастырь должен был замостить на свой счет огромную территорию и без всяких привилегий. К 1730 году здания обветшали, угрожая обвалиться. В печально известный пожар 1737 года собор обгорел, и обрушилась его деревянная глава.

Жизнь в монастыре кое-как теплилась. В 1740 году им недолго управлял Иосиф, епископ Карельский и Ладожский, который прежде служил помощником Новгородского архиепископа, знаменитого Феофана Прокоповича и совершил его погребение в Софийском соборе в сентябре 1736 года. Видимо, владыка Иосиф сумел позаботиться о вверенной ему обители, поскольку к тому времени относятся первые сведения о росписи Знаменского собора. В 1743 году императрица Елизавета, вероятно посетившая родовую обитель во время коронации, приказала обновить монастырь, правда на весьма скромные средства, и возобновить жилище предков, а в Царском Селе основала Знаменскую церковь. В отремонтированных романовских палатах с 1752 года прожил десять лет грузинский митрополит Анастасий, отчего их прозвали архиерейскими. Едва монастырь поправил свои дела, как новые бедствия посыпались одно за другим. Рухнула кровля в палатах, и после отбытия грузинского митрополита монастырь был вынужден сдавать их в аренду частным лицам под условием проведения ремонта, причем арендаторы перестраивали палаты на свой лад, хотя это и спасло их от полного разрушения. После секуляризации 1762 года владения монастыря были взяты в казну, а сам он отнесен к 3-му классу. В 1771 году грянула эпидемия чумы, лишившая обитель важнейшей статьи дохода – кладбища, поскольку хоронить в центре города запретили. В 1780-х годах настало долгожданное благополучие. Собор был расписан, по моде тех времен в куполе появилось изображение «Всевидящего Ока», стены и своды храма украсили лепниной по проекту Матвея Казакова, была построена новая колокольня, а ее нижняя часть стала парадным входом в обитель. Только отстроились, как началась Отечественная война.

Казначей Мефодий вывез в Вологду самые ценные иконы и утварь. Наполеоновские солдаты бесчинствовали в захваченной обители – грабили, жгли образа, мучили монахов. Однако монастырь не был сожжен, потому что государевы палаты занял французский провиантмейстер, прежде находившийся на русской службе – он постарался уберечь монастырь. Более того, с разрешения коменданта Лессепса, тоже вставшего на постой поблизости, в нижнем храме Знаменского собора продолжалось богослужение – очень редкое явление в оккупированной французами Москве – и даже была поставлена стража, чтобы никто не мешал службе. После ухода неприятеля уцелевшие государевы палаты занял архиепископ Августин, вернувшийся в Москву из эвакуации. Уже в 1813 году настоятелем Знаменской обители ненадолго стал архимандрит Парфений (Чертков), будущий архиепископ Владимирский и Суздальский.

Святейший Синод выдал на восстановление Знаменского монастыря 15 тысяч рублей, москвичи тоже внесли пожертвования, и в 1827 году обитель вернулась к жизни. Это было по-своему чудом, так как по ветхости и разрушению монастырь намеревались упразднить, а палаты – сломать. Уцелели они единственно благодаря исторической памяти дома Романовых: родовое гнездо предков царствующей династии разрушить не решились, но бывшие государевы палаты все равно пришлось сдавать в наем.

Настало правление Александра II Освободителя. В августе 1856 года приехав в Москву на коронацию и увидев плачевное состояние родового дома, он приказал восстановить фамильные палаты в первоначальном виде и устроить в них мемориальный музей. К тому же близился канун 250-летия правления Романовых. Император взял все работы по реставрации под личный контроль. Именно тогда бывшие палаты бояр Романовых были выкуплены у Знаменского монастыря за пожалование в 20 тысяч рублей. Они перешли в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Была создана специальная комиссия, которая занялась научным исследованием, действительно ли здесь родился царь Михаил Федорович, и после тщательного изучения здания и архивных документов пришла к утвердительному выводу. После этого в 1857 году начались работы по восстановлению памятника, с участием историков И.М. Снегирева, А.А. Мартынова, директора Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана, геральдиста Б.В. Кене, под руководством академика Ф.Ф. Рихтера – старшего архитектора московской Дворцовой конторы, построившего прекрасную церковь Благовещения в Петровском парке.

Рихтер сумел раскрыть фрагменты старого здания и сделать грамотную докомпоновку, то есть восстановить утраченное современными материалами. Был изготовлен кирпич тех же размеров, что и старинный, но каждый новый кирпич был помечен датой начала работ «1856», чтобы не было утрачено подлинное. Это была одна из первых научных реставраций архитектурного памятника в России, и Рихтер считается основоположником ее метода, хотя потом его порицали за «стилизацию» и за вольные дополнения исторического памятника. Взамен утраченных частей он создал новые, выдержанные в русском стиле: балкон на восточном фасаде, верхний деревянный терем. На шпиле Рихтер хотел установить флюгер, но, по желанию Александра II, он был заменен на фигуру с герба рода Романовых — грифона.

31 августа 1858 года, когда здание было готово, состоялась торжественная закладка музея. В Знаменском монастыре у паперти собора императора встретил митрополит Филарет (Дроздов) с напрестольным крестом – вкладом инокини Марфы в Знаменскую церковь, протодиакон держал кадило патриарха Филарета, а два иеромонаха – храмовую икону «Знамение». После молебна в Знаменском соборе святитель обратился к государю с речью, в которой были такие слова: «Ты ныне делом преподаешь нам учение заповеди Господней: чти отца твоего. Да сохранят веки то, что похитили было веки; да сохранят памятник Михаила, долженствующий отныне быть вместе памятником Александра II».

Затем императору поднесли для закладки золотые и серебряные монеты, отчеканенные в разное время: в год указа о возобновлении романовских палат (1856), в год закладки (1858), в правление Михаила Федоровича – в память о его рождении в этих палатах и серебряную монету эпохи Ивана Грозного – в знак времени сооружения палат боярина Никиты Романовича. Государь и митрополит Филарет собственноручно осуществили закладку, после которой святитель вознес молитву и подарил Александру II в благословение государю образ Спасителя, а императрице – икону «Знамение».

Всего за год музей был готов. Для экспозиции из Оружейной палаты передали около 200 предметов, среди них личные вещи патриарха Филарета, инокини Марфы и Михаила Федоровича. Для обоев были подарены дорогие подлинные фландрские кожи XVII века, а остальные приобрели в Петербурге у продавца древностей. Интересно, что печные изразцы были исполнены по сохранившимся кафельным плиткам в Ипатьевском монастыре.

В начале августа 1859 года император неожиданно приехал на стройку. Он не смог зайти внутрь здания, где велись работы, но архитектор Рихтер устроил ему такую экскурсию снаружи, что государь остался очень доволен, тем более что он увидел отделанные палаты.

22 августа 1859 года состоялось торжественное открытие Дома памяти царских пресветлых родителей. Варварка была усеяна народом, а площадку для почетных гостей установили во дворе Знаменской обители у парадного крыльца палат бояр Романовых. Император прибыл в 2 часа дня под звон колоколов. У входа в Знаменский монастырь его встретил митрополит Филарет и совершил освящение палат, а потом произнес слово о почитании и доблести предков русских царей. Император был в восторге от музея, поблагодарил трудившихся над восстановлением и причислил палаты к государственным памятникам Москвы. Музей был открыт всего два дня в неделю и в течении всего двух часов и имел строгие правила: запрещалось входить более восьми человек одновременно, дотрагиваться до экспонатов, иметь с собой трости и зонтики.

Последним торжеством в дореволюционной истории Знаменской обители стало празднование 300-летия дома Романовых. Соборный храм отреставрировали, главы позолотили, иконы и роспись поновили, в 1910 году в верхнем Знаменском храме был устроен придел во имя преподобного Михаила Малеина – святого покровителя царя Михаила Федоровича. Собор, окрашенный в голубой цвет, с золотыми сверкающими на солнце куполами, стал московским символом этого последнего грандиозного торжества самодержавной России.

25 мая 1913 году Знаменский монастырь и музей посетил император Николай II.

После Октябрьской революции Знаменский монастырь был упразднен, собор закрыт и перестроен под жилье, главы с барабанами разобраны, Знаменскую икону передали в Иркутский музей. К началу 1960-х годов состояние зданий монастыря признали аварийным, но неожиданно выручило строительство на месте снесенного Зарядья гостиницы «Россия». В 1963–1972 годах была проведена реставрация собора, причем за основу был принят облик 1684 года. После этого здание передали Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры под лекционные и концертный залы. В.А. Солоухин считал это не самым плохим вариантом, хотя интерьер перепланировали, в бывшем верхнем храме был устроен зал со сценой, а вместо иконостаса красовалось тяжелое панно с изображением скоморохов, которое совершенно разрушило прекрасную акустику. Скоро стены собора дали трещину, и его закрыли на новую реставрацию, длившуюся до конца 1980-х годов.

А в октябре 1992 года здесь возобновились богослужения.

В статье частично использованы материалы Нины Молевой и Юлиана Толстого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *