церковь рождества христова рождество
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
Внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
Московские храмы Рождества Христова
Почти все Рождественские храмы столицы освящены в честь Рождества Богородицы. И накануне революции только три приходские церкви в центральной Москве, как и храм Христа Спасителя, были посвящены Рождеству Христову. Две из них не пережили советское время, а третья ныне справляет свой престольный праздник.
|
Храм прп. Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого |
Древний Рождественский храм был освящен в Кремле подле колокольни Ивана Великого при Иване Грозном. У него была сложная и интересная судьба. Первоначально кремлевский храм собирались освятить во имя Воскресения Словущего. Есть версия, что Василий III приказал построить его «под колоколы» — для колоколов, которые были слишком тяжелы для Ивана Великого. Архитектор Петрок Малый возводил явно звонницу, с необычно толстыми стенами, с мощным фундаментом, хотя, по сохранившимся воспоминаниям, довольно изящную. Или же московский государь хотел иметь в Кремле церковь во имя Воскресения Словущего по образу Иерусалима, где стоит храм Воскресения Господня. Церковь строили долго и когда построили — уже при Иване Грозном, — освятили ее во имя Рождества, с Воскресенским приделом. Это тоже символизировало идею «Москва-Третий Рим»: московский храм был посвящен празднику Рождества Христова — Боговоплощения — по подобию храма Святой Софии в Константинополе.
К революции в центральной Москве, кроме храма Христа Спасителя, существовали три главные приходские церкви освященные во имя Рождества.
Различны и версии о появлении местной Рождественской церкви. Первая гласит, что в первой половине XVI века здесь было владение дьяка Михаила Мисюря, по всей вероятности, потомка местных оружейников. Его усадьба стояла на месте дворца Хераскова-Разумовского на Тверской, где раньше был Английский клуб, а теперь музей политической истории России. В 1547 году, в год венчания на престол Ивана Грозного, дьяк построил на своем дворе деревянную церковь во имя Рождества Христова, а в самом конце того столетия на ее месте вырос каменный храм. Другая версия, что церковь появилась в 1573 году, и выстроили ее крепостные: то ли ради спасения от жестокого барина, то ли вместе с ним во славу Божию, и будто бы сам царь помогал деньгами. Наконец, согласно третьей версии эту церковь повелел выстроить сам Иван Грозный в 1573 году в честь победы над крымским ханом. В 1682 году она была перестроена в камне: население слободы было богатым, и церковь оказалась добротной, внушительной. Дореволюционный историк писал о ней: «Отличается древностью и архитектурой».
Сохранилась красивая история, как в самом конце XVII века в приходе около церкви жил слепой мастер-оружейник. Участник Азовских походов Петра, он попал в плен, где ослеп, и когда вернулся домой, просил слободчан устроить ему мастерскую в подземелье около Рождественской церкви, чтобы проверять свои клинки на слух под звон колокола. И стал делать мастер уникальные клинки, которые выходили у него черного цвета. Но однажды «охрип» главный колокол Рождественского храма и не стал работать мастер, отказался от еды и питья, зачах и вскоре умер, унеся в могилу и секрет черного «незвонкого» клинка.
Храм сильно пострадал от французского нашествия, но был восстановлен уже в 1815 году. В тот же год появился придел во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Именно этим чудотворным образом, ныне обретшим пристанище в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, храм в Палашах был известен всей Москве. Икона с древности прославилась многими чудесами, имея силу прощать самых падших и спасать погибающих грешников, в последнюю минуту в раскаянии взмолившихся ей о помощи и спасении. В VI веке, в малоазийском городе Адане она спасла инока Феофила, которого несправедливо оговорили, обвинив в воровстве, и он, озлобившись за навет, содеял ужасное — обратился к врагу рода человеческого. Опомнившись, он раскаялся, затворился в храме и ночи напролет слезно молился перед образом Богоматери, прося о спасении. Тогда же, по преданию, он и называл Ее «Взыскание погибших». За глубокое раскаяние и искреннюю, сердечную молитву Феофил получил прощение. В нем Богоматерь явила Себя как Взыскательницу, отыскивающую, взыскивающую погибающие человеческие души — последнее прибежище отчаявшихся.
|
Икона Божией Матери Взыскание погибших |
В старой Москве было две иконы «Взыскание Погибших»: одна находилась в домовой церкви Александровского сиротского института, вторая — в Рождественской церкви, что в Палашах. В храм на Тверской образ попал чудесным образом. Прежде икона как фамильная святыня находилась в доме одного московского дворянина, прихожанина Рождественской церкви, который сначала разорился, потом овдовел и остался с тремя юными дочерьми без средств к существованию. Им стали овладевать мысли о самоубийстве, но в последнюю минуту он силой повлек себя к иконе, помолился перед ней и получил утешение, а потом в дом вернулся достаток. Предание гласит, что после этого во сне ему было велено принести отнести икону в Рождественский храм, что он исполнил незамедлительно. Встречается мнение, что он сам принес икону в свой приходской храм, не смея владеть ею одному и считая себя недостойным иметь такую святыню дома. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)
В 1812 году захватчики разорили храм, а икону разрубили на части, но снова было чудо: от разбитой иконы совершались исцеления, а потом образ сумели восстановить — тогда и освятили для него придел в Рождественской церкви. В январе 1912 года перед этим образом прихожанка храма Марина Цветаева венчалась со своим избранником Сергеем Эфроном…
По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.
Приход Рождественской церкви был замечательным. Кроме Цветаевых, ее прихожанами были и Гончаровы, из семьи которых вышли Натали Пушкина и художница Наталья Гончарова, названная в честь своей великой родственницы, и родители литературного критика Аполлона Григорьева, и знаменитый актер А.И.Сумбатов-Южин, живший недалеко от храма. И М. Херасков, и граф А.К.Разумовский, поочередно владевшие роскошной усадьбой на Тверской, что выросла на месте владения дьяка Мисюрки. И даже… Английский клуб, расположившийся в этой усадьбе с 1831 года. Дело в том, что обязательным полагалось освящение клубного помещения и официальных торжеств клуба, которое и совершали священники ближайшего к нему Рождественского храма. Собственной домовой церкви в усадьбе не было, и храм стал приходским даже для самих служителей клуба. За это в знак уважения клуб закрывался на всю Страстную седмицу.
Рождественскую церковь в Палашах закрыли в 1935 году и выстроили на ее месте здание школы.
Храм Рождества Христова в с.Кудрино |
Другая церковь Рождества Христова близ старинного села Кудрина появилась позднее, чем Палашевская, — в 1640-х годах, и стояла на Поварской улице, 33, на месте Театра-студии киноактера. Ее прихожане тоже оказались причастны к ратному делу: она была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась как «церковь стрелецкая». Первый деревянный храм стоял ближе к Садовому кольцу, а новую каменную церковь в 1693 году поставили на Поварской. Потом появились приделы во имя икон Богоматери Казанской и Тихвинской. Однако при Наполеоне храм пострадал так, что был упразднен, и лишь по настоянию прихожан — уже не стрельцов, а именитых граждан и дворян, селившихся в этом аристократическом районе, его восстановили в 1815 году.
После революции храм еще некоторое время действовал. В июне 1918 года в нем отпевали знаменитого актера Мамонта Дальского, трагически погибшего в Москве. Личность Мамонта Дальского, человека «с выдающимся темпераментом и мятущейся душой», оставалась загадочной даже для его современников. Он стал одним из отрицательных персонажей в эпопее «Хождение по мукам». Алексей Толстой так описывает его: «Это был человек дикого темперамента. Красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый».
Храм в Кудрине был разрушен в 1931 году. На его месте в качестве традиционного символа советского строя развернулось образцово-показательное строительство Клуба для общества политкаторжан. Братья Веснины полностью воплотили в этом здании свою концепцию конструктивизма, оно наглядно демонстрировало архитектурный стиль революции. Однако пока строили клуб, общество политкаторжан оказалось в опале, и выстроенное здание отдали под кинотеатр, а потом в Театр-студию киноактера.
Чудесно уцелела лишь Рождественская церковь в Измайлове, где она благополучно стоит с 1676 года, выстроенная на месте деревянной. Измайлово, «Царское Село Москвы» было родовым владением бояр Романовых, а потом превратилось в царскую резиденцию, где любил охотиться и отдыхать царь Алексей Михайлович. Именно здесь он устроил хозяйство, где пробовали выращивать необычные для московского климата виноград, хлопок, грецкий орех, арбузы и дыни. Именно здесь, по рощам Измайлова, маршировали петровские потешные полки, а в амбаре подле Оленьего пруда (названного не от оленей, а искаженно от Льняного двора, который работники-псковичи называли по-своему Ольняным) юный Петр нашел знаменитый ботик, на котором плавал по Измайловским прудам. Когда он перенес столицу в Петербург, в Измайлове жили родственники царя Ивана Алексеевича, а при Елизавете Петровне жизнь в нем умолкла.
|
Храм Рождества Христова в Измайлове |
Село Измайлово было известно с 1389 года — какая-то местная церковь там уже стояла. Считается, что его имя произошло от древнего рода бояр Измайловых, которым до Романовых принадлежало это село. Вотчиной бояр Романовых оно стало при Иване Грозном, возвысившим этот род женитьбой на Анастасии Романовой: во второй половине XVI века царь пожаловал Измайлово младшему брату царицы, воеводе Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Тогда и появилась деревянная Рождественская церковь. Царь Алексей Михайлович выстроил для своей резиденции величественный Покровский собор (считается, что его пять глав были самыми большими в старой Москве» а размеры сравнимы лишь с кремлевским Успенским собором и Смоленским собором Новодевичьего монастыря). А для жителей села в 1676 году устроили приходскую Рождественскую церковь. Но и она, выстроенная в царской резиденции на государевы средства, отличалась от обычных приходских церквей Москвы и демонстрировала дворцовую принадлежность. Церковь сразу обратила на себя внимание стилем костромской архитектуры, где была вотчина Романовых, и богатой каменной резьбой. Императрица Елизавета украсила ее колокольней.
Устроение и убранство Рождественской церкви в Измайлове символизировало и покровительство роду Романовых, и Божественное покровительство России, напоминая о главных вехах ее истории. Один из приделов освящен во имя Казанской иконы, которая оказала чудесную помощь в 1612 году, после чего Романовы были избраны на русский престол. В другом приделе во имя св. Николая Чудотворца хранится икона Божией Матери «Благодатное Небо»: этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим князем Василием I, чем, считают историки, был достигнут временный мир с Литвой. В главной Рождественской церкви находится Иверская икона, которая появилась в Москве при царе Алексее Михайловиче. На храмовых иконах изображены среди других св. Алексей Человек Божий — небесный покровитель Алексея Михайловича и св. Мария Египетская — в честь тезоименитства его первой жены Марии Милославской, матери царя Федора. Эти образы знаменуют, что в устроении каменной Рождественской церкви принимали личное участие царь Алексей Михайлович и его сын Федор. Все иконы исполнили мастера Оружейной палаты, в том числе и святыню Измайлова — список чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана для дворцового Покровского собора, но временно пребывала и в Рождественской церкви.
По преданию, эта икона первой из числа других икон Богоматери была написана святым евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Господня. Сама Пречистая Матерь Божия благословила написать этот образ для Иерусалимской общины, отчего явилось ее имя. В Иерусалиме икона пребывала пять веков, потом оказалась в Константинополе, а в 988 году была подарена св. князю Владимиру Великому после его крещения и перенесена в Корсунь. Так икона попала на Русь. Потом св. Владимир подарил ее новгородцам, когда они последовали его указу и приняли христианство. Икона избрала себе местом пребывания Софийский собор в Великом Новгороде. В 1571 году Иван Грозный перенес святыню в Москву, в Успенский собор. Оттуда икона исчезла после Наполеона, и ее заместили списком из другого кремлевского храма.
А список для Покровского собора в Измайлове мастера Оружейной палаты исполнили к освящению собора, во второй половине XVII века. От нее получали исцеления во время чумной эпидемии 1771 года, после чего московская икона стала почитаться чудотворной. Потом она чудесно остановила эпидемию холеры, которая напала на юг Москвы в 1866 году: икону пронесли с молебствием через Нагатино, Дьяково, Коломенское, Сабурово, и страшная болезнь отступила.
В 1932 году икона покинула Покровский собор, который закрыли и разорили безбожные власти. Новым ее пристанищем стала Рождественская церковь. Она и здесь явила свою благодатную силу. В середине 1930-х годов в этом храме служил протоиерей св. Николай Воробьев, погибший в годы репрессий и в июле 2001 года причисленный к лику Святых Новомучеников Российских. А 25 октября 1945 года в праздник Иерусалимской иконы в Рождественском храме был рукоположен во священника диакон Иоанн — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Недавно жизнь вернулась в Покровский собор, и в него снова вернулась чудотворная Иерусалимская икона. Во время ремонтных работ заметили, что ни одна пылинка не осела на Лики Богоматери и Богомладенца, они оставались чистыми, ясными, светлыми… По молитве перед Иерусалимской иконой оказывается помощь о детях, и в самых отчаянных, безнадежных положениях.
А Рождественский храм, принявший на время чудотворную святыню, не закрывался всю черную годину русской истории. Даже колокола его продолжали звонить по праздникам, поскольку Измайлово долго оставалось окраиной Москвы.
Церковь рождества христова рождество
Ваша корзина
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле на месте рождения Сына Господа Иисуса Христа.
Это одна из главных христианских святынь, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
Храм Рождества Христова — Старое новое чудо.
Храм Рождества Христова в Вифлееме (Палестина) встретил XXI век в не лучшем состоянии. Полная реставрация в нем не проводилась уже 500 лет. Некоторые кровельные балки помнили императора Юстиниана и явно устали от долгой жизни. Во время дождей сквозь щели в крыше просачивалась грязная вода, угрожающая бесценным росписям и мозаике.
Храм Рождества Христова напоминал дитя у семи нянек: три опекающих его клира — греческий православный, армянский и римско-католический. Они никак не могли выработать какой-то общий план по спасению как Храма, так и прихожан. Ветхая кровля могла ведь и рухнуть на головы! К тому же было понятно, на благое и необходимое дело уйдет несколько лет и миллионов евро.
Начало Реконструкции.
В 2011 году дело сдвинулось с мертвой точки. Власти Палестины объявили о начале восстановительных работ — которые начались только в 2013. Уже после того, как ЮНЕСКО включила храм Рождества Христова в Палестине в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Пожертвования на спасение храма собираются по всему миру. A работает в нем команда профессиональных и вдохновенных людей, понимающих огромное значение своей работы. Они утверждают, что деятельность в храме очень впечатляет: «Ведь мы прикасаемся к небесам». В первую очередь они занялись кровлей, а затем внутренним убранством.
Размурованный пленник выглядел так свежо и ярко, что стало ясно, как должны выглядеть другие мозаики, затуманенные пылью и копотью, темные от влаги. После реставрации, они еще византийские, кажутся сделанными вчера.
Люди тоже могут творить чудеса. Особенно если ощущают себя близко к Богу.
Ведь существует же в маленьком Вифлееме рукотворное чудо — Храм Рождества Христова, службы в котором без перерыва идут вот уже 17 веков.
Экскурсии в Храм Рождества Христова
Вифлеем и Лавра Саввы Освященного
Иерусалим Вифлеем и Тель-Авив из Эйлата
Базилика Рождества Христова, Bethlehem
Рождественская литургия в Храме Рождества Христова
Русское подворье в Иерусалиме, Jerusalem, Israel
Святыни Вифлеема
Олд Сити, Иерусалим
Вифлеем и Иерусалим. Мини группы до 18 человек.
Jericho Province, Yerushalayim St, أريحا
Индивидуальная экскурсия Великий Иерихон
Базилика Рождества Христова, Bethlehem
Христианский Иерусалим и Вифлеем
Горненский монастырь, Jerusalem, Israel
Вифлеем и Иерусалим — Горненский Женский Монастырь
Русское подворье в Иерусалиме, Jerusalem, Israel
Русские Святыни Вифлеема и Иерусалима
Экскурсии по Израилю
Город, в котором всегда Рождество.
Город Вифлеем и сейчас невелик. Провинциален и к тому же придушен арабо-израильским конфликтом. Живет за счет туристов и паломников. Которые стремятся попасть туда не только в рождественские праздники, но просто чтобы своими глазами увидеть знаменитый храм.
Главный предмет торговли тут — тематические сувениры. Кафе или лавка могут носить название вроде «Дары волхвов». Везде вас встречают разнокалиберные звездочки и разнообразные миниатюрные вертепчики. Вот и кажется, что Рождество тут продолжается круглый год!
Во времена рождения Мессии это было маленькое поселение, где жили простой деревенской жизнью. Оба названия его и арамейское, и арабское — свидетельствуют о крестьянском труде здешних жителей. Первое говорит о выращивании хлеба, второе — о разведении скота.
Перепись Населения.
И в этом селе родился Сын Человеческий — согласно древним пророчествам. Случилось это благодаря язычнику, римскому императору Октавиану Августу. Который, как и его администратор в Палестине Квириний, слыхом не слыхивал о каких-то стародавних бродягах-фанатиках. Так он, наверно, воспринял бы иудейских пророков, если бы увидел хоть одного.
Но самому Октавиану хоть ставь памятник в Вифлееме. Не будь переписи населения, которую он затеял во всей Римской империи, чтоб удобнее было собирать налоги с провинций. Не пришел бы в Вифлеем плотник Иосиф со своей беременной женой. Для удобства римских чиновников всем жителям Палестины велено было явиться в города, из которых вели они свой род. Вот и собрался в дорогу Иосиф из рода Давидова.
Из-за наплыва других «переписываемых» Богоматери даже не хватило места в гостинице. Сюда, в подземный хлев, и привела волхвов Вифлеемская звезда. Озарив полудеревенское поселение навсегда и для всего мира.
Под высочайшим покровительством
Грот Рождества — а именно, подземный хлев, где был рожден Иисус — разыскала в процессе самых настоящих археологических раскопок 60-летняя царица Елена, мать Константина Великого, около 330 г. Она же повелела строить над новообретенным святым местом храм. Самолично «почтила бремя Богородицы», выбирая драгоценное убранство.
Затем поклониться святыне прибыл и ее сын-император. Также одаривший храм Рождества Христова в Израиле золотой и серебряной утварью и роскошными занавесями.
В 529 г. храм сильно пострадал в ходе восстания самаритян. Самаритяне бунтуя против власти Византии, жгли христианские церкви по всей Палестине.
Гроза прошла поверху — храм Рождества превратился в развалины, в буквальном смысле. Закрыв собою главную, подземную святыню, Грот.
С прошением о восстановлении важнейшей христианской церкви отправился к императору Юстиниану главный в то время духовный авторитет христианской Палестины — сам Савва Освященный.
И Юстиниан не просто восстановил то, что было. Он воздвиг на месте руин Базилику Рождества Христова, которую мы видим и сегодня.
Росписи, украсившие новый вариант храма, спасли его от разрушения персами в VII в. Шахиншах Хосров II пренебрежительно относился к чужой религии. В письме византийскому правителю он называл Христа «тщетной надеждой» Византии. «Он себя-то от евреев не мог спасти».
Спасение Волхвами.
И тем не менее, люди Хосрова не стали осквернять место, где родилась «тщетная надежда». Потому что увидели на фресках изображения волхвов! Те были одеты в штаны и фригийские шапки. Персы признали соотечественников и не стали поднимать на них руку!
Храм же и далее пользовался вниманием и покровительством правящих особ, верующих в Христа. Во времена крестоносцев в нем короновались на трон Иерусалимский оба Болдуина — и Булонский, и де Бург. В храм Рождества Христова валом валили паломники. На его розовых колоннах до сих пор видны призрачные изображения Девы Марии, Христа и святых, сделанные в годы Иерусалимского королевства.
В 1479 английский монарх Эдуард IV презентовал базилике Рождества свинцовое покрытие на кровлю.
Императоры Всероссийские Александр III и Николай II жертвовали в храм колокола и паникадила.
Храм Рождества в Вифлееме привлекал внимание царственных особ начиная с Константина не только потому, что правители горячо веровали в Христа. Очевидным мотивом их интереса к храму, разумеется, было укрепление собственной земной власти. Потому и тянуло их к подлинному месту рождения Сына Человеческого. Каждый из них хотел и себя, и подданных убедить. «Моя власть — от Бога», «Бог — со мной». Правда, неизвестно, часто ли они вспоминали о том, что Иисус Христос родился не под парчовой занавесью и золотой люстрой, а на сене в хлеву.
Храм Рождества Христова — Дом трех церквей.
Вход в храм Рождества Христова так мал, что напоминает нору.
Один израильский гид с доброй улыбкой вспоминает удивленное восклицание некой нетерпеливой паломницы: «Ну уж в такую церковь нормальный большой вход сделать не могли!». Конечно, он немедленно рассказал, что были здесь высокие врата, так называемая Дверь крестоносцев. И сейчас на стене можно разглядеть ее очертания. А низенький проход, в который нельзя пройти, не склонив головы, прозванный Вратами Смирения — не дизайнерское решение, а необходимость.
Во время захвата Палестины Османской империей высокая Дверь крестоносцев была заделана с оборонительной целью. Чтоб захватчики физически не могли въехать в святилище на повозке или верхом. Лишь потом появился символический смысл! Пусть входящий склоняет голову, кто он ни будь — даже если она в короне.
Внутри весь храм поделен между тремя приходами: греческим, армянским и католиками-францисканцами. Тоже очень символично! Рождество Христово значимо для всех христиан.
Разглядывать внутреннее убранство храма можно бесконечно. Тут и почти истаявшие росписи на красноватых полированных колоннах с коринфскими капителями в листьях, и разноцветный ковер византийских мозаик на стенах и разрешенных для осмотра фрагментах пола, и старый пожелтевший мрамор теплых оттенков, и величественный иконостас.
Святыни Храма.
Но неизменный интерес гостей храма вызывают его главные святыни.
Грот Рождества.
Грот Рождества находится в подземной крипте, в северной ее части, куда ведут две лестницы из тесаного камня. Крипта и грот Рождества отделаны белым мрамором. Стены украшены драпировками и иконами. Простые сетчатые ясли, в которые Богоматерь положила Сына, всегда освещены лампадами. Напротив яслей стоит алтарь Поклонения волхвов.
Вифлеемская звезда.
Вифлеемская звезда здесь уже вторая. Первая, украшенная золотом и драгоценными камнями оказалась слишком роскошной. И потому привлекательной для турецких завоевателей, которые и «увели» ее из храма. Нынешняя звезда — серебряная, с грубовато вырезанными четырнадцатью лучами. Над ней есть свой алтарь. Она обозначает место того колодца, в который когда-то упала. В этом колодце Богоматерь омывала после рождения Младенца Иисуса. Есть поверье, что в темной глубине можно увидеть отблеск той, настоящей Вифлеемской звезды. Звезду освещают 15 лампад — 4 католических, 5 армянских и 6 православных.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы — русского письма. Она пожертвована храму Рождества Христова императорским домом Романовых. Это единственная из знаменитых икон Богоматери, на которой лик Святой Девы озарен улыбкой. Риза Богоматери на иконе сделана из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Причисленной позже к лику святых мучеников в 1992 г. Перед иконой часто стоят букеты живых цветов. Она почитается не только христианским, но и мусульманским населением Палестины.