церковь спаса в рядах в костроме
Церковь спаса в рядах в костроме
(Тропарь праздника Пасхи).
О храме
История Спасского храма в костромском Гостином дворе прослеживается с XVII столетия. Писцовая книга 1627-1630 годов указывает: «В Новом городе на площади… два места церковные, а у церкви были Всемилостиваго Спаса Происхождение Честнаго Креста да Рождество Пречистые Богородицы». В документе 1676 года упоминается «церковь Всемилостиваго Спаса да Николы чудотворца на посаде», а в октябре 1715 года был «запечатан указ по челобитью г. Костромы церкви Всемилостиваго Спаса попа Иакова Артемьева, велено ему освятить тою церковь и антиминс выдать».
Фрагмент исторической летописи храма.
Храм ежедневно открыт для посещения! Адрес: город Кострома, Центр, Красные ряды. Телефон:+7 (4942) 37-27-76. Проезд: троллейбус маршрут № 2, 3, 4, 7, 9; автобус маршрут № 1, 2, 6, 7, 14, 20, 21, 25, 26, 101 до остановочных пунктов «Воскресенская площадь», «Сусанинская площадь».
Православный календарь
Православное телевидение и радио.
Анонсы
Радиопередачи можно слушать через спутник «Ямал»-202 (параметры приёма в разделе «Анонсы»), по 1-й программе проводной радиосети, в г. Костроме и Костромском районе по УКВ ЧМ (FM) 69,85 МГц.
Церковь Спаса в Рядах – украшение Гостиного двора
История костромского храма, посвященного Всемилостивейшему Спасу, начинается в XVII веке. Дошедшая до наших дней кирпичная церковь – одна из интереснейших культовых построек города. И хотя этот храм был выстроен уже во времена правления Екатерины II, в его архитектуре продолжены традиции русского зодчества XVII века. Старый храм и высокая надвратная колокольня отлично вписываются в архитектурный ансамбль Гостиного двора и являются значимыми достопримечательностями центральной части Костромы.
Содержание:
История церкви
Первое упоминание о деревянной церкви на торговой площади в Новом городе, так тогда называли эту часть древней Костромы, относят к писцовой книге 1623-30 годов. Место это было известно, как старинное торжище возле костромского кремля.
Церковь Спаса в Рядах с высоты птичьего полёта
Каменный храм появился на здесь в 60-е годы XVIII века, и деньги на его строительство пожертвовал богатый купец Стефан Семенович Белов. Хотя в культовой архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга в те времена царствовало барокко, Спасскую церковь возвели в традициях XVII века. А освятили ее в 1766 году. Интересно, что первое посвящение церкви сделали в честь Животворящего Креста Господня. Но местные жители, по старой памяти, называли ее Спасской.
Когда в начале 90-х годов XVIII века развернулось масштабное строительство архитектурного комплекса Гостиного двора, каменный храм оказался в самой гуще торговых рядов. Их называли Красными, потому что здесь продавали «красный» товар – меха, нарядную одежду и обувь, кожаные изделия и книги. В этот период известный в городе архитектор Степан Андреевич Воротилов стал автором проекта высокой колокольни, которая поднялась над воротами, выводящими в сторону Волги. В месте с храмом эта колокольня стала высотной доминантой всего торгового комплекса.
Вид на церковь с Волги
В начале XIX века у церкви появился придел, посвященный православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В нем, в отличие от самого храма, можно было проводить богослужения в холодные месяцы. А спустя пятьдесят лет храмовую территорию отделили от Красных рядов кирпичной оградой.
Начало XX века принесло много перемен. В 1929 году решением властей богослужения в церкви прекратили, а само здание закрыли для верующих. Потом здесь устроили антирелигиозный музей, а в 1930-е годы разобрали церковное пятиглавие и высокую колокольню. Позже музейную экспозицию сменили склады. Это было вызвано не хозяйственными потребностями, а скорее политическими соображениями, подпитанными государственной антирелигиозной компанией. Ведь в расположенных рядом торговых рядах вполне хватало помещений для хранения товаров.
Вид на церковь Спаса в Рядах и колокольню со стороны улицы Островского
В середине прошлого века в городе приступили к восстановлению утраченных архитектурных памятников. Это заняло долгое время. Храм признали нуждающимся в реставрации только в 1970-е годы и передали его в введение городскому историко-архитектурному музею. С середины 1980-х годов здание храма стали использовать под выставочный зал.
Колокольню и пятиглавие храму вернули в 1974-1984 годах. Реставрационно-восстановительные работы были выполнены под руководством Л. С. Васильева и В.С. Шапошникова. Их основная сложность была в том, что какого-либо проекта или описания колокольни не сохранилось. Поэтому опытные архитекторы кропотливо восстанавливали старое здание, используя многочисленные замеры и две фотографии, отснятые в 1908 году.
Вид на церковную колокольню
В духе советского времени кресты на восстановленных куполах устанавливать не стали. Сделали это лишь в 1992 году. Тогда же на колокольню вернули колокола. С тех пор ежедневно в полдень в центральной части города слышен мелодичный колокольный перезвон. Музей распоряжался храмом до 2007 года, а потом церковь была возвращена приходской общине.
Архитектура и внутреннее убранство
Каменный бесстолпный храм имеет одну алтарную абсиду и пять луковичных глав, установленных на восьмигранные барабаны. Он построен из кирпича и оштукатурен. Большая трапезная частично встроена в Красные ряды. С северной стороны ее завершает придел, увенчанный небольшой главкой.
Вид на церковь со стороны Торговых рядов
Церковные фрески, написанные в конце XIX века, на сегодняшний день отреставрированы лишь частично. Основная часть работ по восстановлению росписей выполнена на своде храма.
Современное состояние храма и режим посещения
Церковь действующая и попасть в нее можно ежедневно с 8.00 до 16.00. Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни в 9.00 и 16.00. Престольные праздники отмечаются 14 августа и 14 октября. При церкви для детей прихожан создана воскресная школа.
Вид на купола церкви Спаса в Рядах
Как доехать
Церковь расположена на ул. Красные Ряды, 129.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и сразу же повернуть налево – на ул. Нижняя Дебря. По ней необходимо доехать до Центрального парка и обогнуть его по улицам Чайковского и Советская с севера. Храм расположен в комплексе Костромских торговых рядов, неподалеку от памятника Ивану Сусанину.
Вид на северный фасад церкви Спаса в Рядах
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до храма можно подъехать на автобусах № 1, 2, 6, 7, 14, 20, 21, 26, 101 и троллейбусах № 2, 3, 4, 7, 9 (остановки «Воскресенская площадь» и «Сусанинская площадь»).
Церковь спаса в рядах в костроме
(Тропарь праздника Пасхи).
О храме
История Спасского храма в костромском Гостином дворе прослеживается с XVII столетия. Писцовая книга 1627-1630 годов указывает: «В Новом городе на площади… два места церковные, а у церкви были Всемилостиваго Спаса Происхождение Честнаго Креста да Рождество Пречистые Богородицы». В документе 1676 года упоминается «церковь Всемилостиваго Спаса да Николы чудотворца на посаде», а в октябре 1715 года был «запечатан указ по челобитью г. Костромы церкви Всемилостиваго Спаса попа Иакова Артемьева, велено ему освятить тою церковь и антиминс выдать».
Фрагмент исторической летописи храма.
Храм ежедневно открыт для посещения! Адрес: город Кострома, Центр, Красные ряды. Телефон:+7 (4942) 37-27-76. Проезд: троллейбус маршрут № 2, 3, 4, 7, 9; автобус маршрут № 1, 2, 6, 7, 14, 20, 21, 25, 26, 101 до остановочных пунктов «Воскресенская площадь», «Сусанинская площадь».
Православный календарь
Православное телевидение и радио.
Анонсы
Радиопередачи можно слушать через спутник «Ямал»-202 (параметры приёма в разделе «Анонсы»), по 1-й программе проводной радиосети, в г. Костроме и Костромском районе по УКВ ЧМ (FM) 69,85 МГц.
Церковь спаса в рядах в костроме
Гостиный двор (Красные ряды) с церковью Спаса в Рядах и Мелочными рядами, сер. XVIII-XIX вв.
Красные Ряды, ул, лит. А, В, Г, Д
Красные Ряды, ул, лит. Е, Ж, З
В 1766 г. на этом месте на средства костромского купца С.С.Белова выстроена одноименная каменная церковь с приделом Покрова. В 1787 г. городовым магистратом принято решение согласно новому генеральному плану 1781 г. о строительстве Гостиного двора, проект которого составил главный архитектор наместничества К.Клер. Сооружение было начато в 1791 г. под руководством известного местного зодчего С.А.Воротилова, который выступил в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном и Петром и сыном Ефремом, а также с опытными большесольскими каменщиками К.Трубниковым и А.Шумиловым. Во изменение прежнего проекта С.А.Воротилов в 1792-1793 гг. по собственному проекту построил портик обращенных к Волге юго-западных ворот двора с башней-колокольней над проездом. Во время ее сооружения зодчий умер, а позднее его братья и сын отошли от строительства Гостиного двора, которое было закончено в 1796 г. под руководством уездного землемера И.Гове, исполнявшего обязанности губернского архитектора.
В 1820-х гг. к дворовой галерее Гостиного двора сделаны пристройки Рукавичного и Холщового рядов. В 1830-1832 гг. внутри двора по проекту губернского архитектора П.И.Фурсова возведены четыре каменных корпуса Мелочных рядов. В 1874-1875 гг. в северо-западной части двора выстроены еще два каменных корпуса этих рядов. В 1937 г. разобраны пятиглавие церкви и колокольня-башня. В 1950-х гг. начаты ремонтно-реставрационные работы КСНРПМ по реконструкции комплекса зданий и их интерьеров, проводящиеся до сих пор. В 1974-1984 г. восстановлены колокольня и завершение храма (арх. Л.С.Васильев и В.С.Шапошников).
Комплекс занимает большой прямоугольный в плане участок, вытянутый между площадями Сусанина и Советской, по периметру которого расположен Гостиный двор в виде замкнутого каре со скругленными углами. В центре каждой из сторон устроены проезды во внутренний двор, причем рядом с западным из них поставлен храм с колокольней над воротами, являющейся высотной доминантой комплекса. В восточной половине двора находятся два более крупных корпуса Мелочных рядов, а в западной – четыре меньших с более свободной незастроенной территорией перед выступающим внутрь двора храмом.
Главной постройкой комплекса является Гостиный двор – самое первое торговое здание Костромы подобного рода, одно из лучших архитектурных сооружений города периода классицизма. Это двухэтажное с подвалами здание в форме крупного прямоугольника со скругленными углами, кирпичное и оштукатуренное, выполнено в стиле раннего классицизма. По внешнему и внутреннему периметру оно обрамлено галереей-аркадой, которая в конце XIX в. внутри двора была почти полностью застроена. Галерея состоит из одинаковых крупных арок, опирающихся на квадратные в плане пилоны с импостами и базами. Снаружи она поставлена на цоколь со ступенчатой лестницей по центру проемов. Завершает стены крепованный карниз с дентикулами под выступающей частью. Четыре арочных въезда, трактованные в виде портиков с фронтонами, прерывают галерею в центре каждой из сторон. Портики с внешней стороны охватывают три арки с дорическими пилястрами на пилонах, метопно-триглифным фризом в антаблементе и мелкими сухариками в карнизе фронтона. Изнутри им отвечает лишь одна средняя проездная арка с аналогичным декором и фронтоном. Только западный портик выделяется использованием колонн вместо пилястр, архивольтов с замковыми камнями у арок и модульонами в карнизе фронтона. Первоначально на углах здания имелись проходы для пешеходов, позднее заложенные. Внутри здания каждой арке соответствует секция купеческой лавки с оконными и дверными проемами, имеющими рамочные наличники и сандрики, и с круглым окном в обрамлении над ними, в люнете. От прежних перекрытий сохранились в основном крестовые своды над каждой ячейкой галереи, разделенные подпружными арками, и коробовые своды подвальных помещений под лавками.
Церковь Спаса в Рядах принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы середины XVIII в., выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Это бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный и оштукатуренный. Основной двусветный четверик с низким полукружием алтаря завершен четырехскатной кровлей с луковичными главами на восьмигранных глухих барабанах. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Декор фасадов состоит из своеобразных полуколонок с филенчатым основанием и импостом, поставленных с отступом от углов четверика, пояса поребрика над цоколем, многополочного карниза и трех архивольтов у кокошников с каждой из сторон. Такие же колонки, но очень укороченные, расположены между окон на апсиде. Необычны для Костромы наличники оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками, явно тяготеющие к архитектурным памятникам Галича того же времени: они имеют форму рамки с полуколонками и треугольными фронтонами. Барочный характер лишь у барабанов глав с филенками на узких раскрепованных диагональных гранях, нишами с арочным обрамлением – на основных, и карнизом с сухариками.
Росписи в четверике церкви Спаса в Рядах реставрированы частично, только на своде. Реставрационные работы проводила бригада художников-реставраторов КСНРПМ: А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И.Марев, Е.В.Рыбцов, Г.Б.Губочкин, искусствовед Е.В.Кудряшов. Росписи исполнены не ранее конца XIX в. (1880-е гг.). Характер письма, композиционное решение картин-панно свидетельствуют о работе мастера, имеющего академическую выучку, опытного в стенном письме. Скорее всего, это кто-то из большесольских мастеров: Е.С.Сорокин или Г.Демидов, работы которых встречаются в церквях Костромской округи. Живопись свода исполнена в комбинированной технике: орнаменты – клеевая, композиции – масляная живопись. В центре свода в круге изображён Саваоф, благословляющий двумя руками. Орнаментальные композиции из завивающихся побегов образуют раму вокруг центра и спускаются по углам свода, образуя равноконечный крест. Ниже орнаментов до карниза в двойных арках изображены попарно летящие ангелы с атрибутами Страстей Господних, скрижалями Завета и весами. Ангелы развернуты спиной друг к другу, фланкируя по сторонам каждую из тематических композиций. Их атрибуты имеют смысловое значение, соответствующее сюжету картины-панно. Пышные и одновременно суховатые орнаменты и фигуры ангелов выполнены в технике гризайли, имитирующей лепной декор (клеевая живопись). Контраст освещенных частей орнамента и теней гризайли смягчен розовым тоном теней, переходящих в розовый фон арок с фигурами ангелов. Таким же серовато-охристым тоном с розовыми притенениями и белильными светами написана фигура Саваофа. Композиции свода в верхней части имеют килевидное завершение, образованное орнаментальной рамкой. Сюжеты композиций связаны с крестным путем Христа: на северном лотке – Поцелуй Иуды, на западном – Суд Пилата, на южном – Несение креста, на восточном – панорама Иерусалима как фон для креста-распятия с предстоящими (навершие иконостаса). Тема Креста Господня – главная в системе росписи свода, что связано с посвящением главного престола. Иконографически в основе композиций – картины известных европейских художников, но скорректированные в соответствии с характером и местоположением в системе росписи. Масляная живопись корпусная, плотная. Фон композиций – темный (ночное небо), на нем рельефно выступают фигуры живописных панно. Поздний академизм живописи, сохраняя стереотип лиц, фигур, уже не столь театрален, больше внимания уделяется эмоциональной связи между группами персонажей.
Граница свода отмечена развитым карнизом, также написанным в технике гризайли. Ниже карниза, над простенками окон второго света, в овалах были изображены митрополиты московские Иона и Алексий, а на противоположной стене – князь Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина. Вместе с композициями на стенах четверика они оставлены под набелом. Иконостас утрачен. Декор трапезной не сохранился. Снаружи в полукружьях кокошников имеются остатки графьи живописных композиций, фрагментарная сохранность заставила оставить их под побелкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко. Ее трехъярусный объем, кирпичный и оштукатуренный, состоит из трех четвериков и купола, завершенного шпилем на многоярусном восьмигранном основании. Барочные формы особенно ярко проявились в верхних ярусах колокольни. Второй ярус – с ромбическими нишами на раскрепованных боковых частях по сторонам большого полуциркульного проема; третий – с парными колоннами по краям арок звона, поставленными на постаменты и завершенными раскрепованным антамблементом с сухариками и дентикулами в карнизе. Купол прорезан круглыми люкарнами с фронтонами у обрамлений, возвышающиеся над ним три поставленные друг на друга восьмерика последовательно уменьшаются в размерах. Внутри колокольни второй ярус перекрыт крестовым сводом, а третий – восьмигранным куполом на тромпах. Интересным образцом торговых зданий Костромы первой третий XIX в. являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Это четыре одноэтажных кирпичных и оштукатуренных корпуса с подвалами, поставленные внутри Красных рядов. Два из них имеют более крупные Г-образные в плане объемы, вытянутые вдоль продольной оси двора, а два других – короткие прямоугольные, расположенные, наоборот, по поперечной оси. Все корпуса двусветные и окружены по периметру колоннадой в уровне первого света в виде деревянного навеса на колоннах. Тосканские колонны с постаментами, базами и капителями, установленные на общих с корпусами стилобатах, поддерживают антамблемент и плоское перекрытие навеса. На стенах корпусов им отвечают пилястры с широкими дверными проемами между ними (часть их заложена позднее), ведущими в лавки. Над скатной кровлей навеса стены корпусов рустованные и прорезаны большими полуциркульными окнами второго света с замковыми камнями и завершены карнизом. Кровля корпусов четырехскатная, вальмовая. Внутри корпуса сохранили лишь поперечные стены, разделяющие их на ряд отдельных помещений. Некоторые из помещений подвала перекрыты коробовыми сводами и сводами Монье.
Два более поздних корпуса Мелочных рядов, выполненные во многом в духе эклектики, отличаются по своей архитектуре. Их прямоугольные объемы, кирпичные и покрашенные по кладке, окружены навесами на чугунных фигурных столбиках. Углы корпусов закреплены широкими пилястрами, стены прорезаны проемами с лучковыми перемычками. Стены над навесами с полуциркульными окнами второго света решены так же, как у основных корпусов.
Лит.: ИАК, вып. 31. Спб., 1909. С. 97; И.В.Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 14; Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913. Январь С. 29; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб, 1913. С. 288-293; Ф.Рязановский. Памятники искусства и старины. Кострома // Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 130; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 62, 66-67; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 112-114; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 25; Н.А.Коротков. Архитектурный ансамбль центра города Костромы // Ученые записки КГПИ им. Н.А.Некрасова, Кострома, 1972. Вып. 21. С. 146-148; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 148-149; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 122-123; Е.В.Кудряшов. Гостиный двор в Костроме. К творческой биографии костромского зодчего XVIII в. С.А.Воротилова // Краеведческие записки Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Ярославль, 1986. Вып. IV. С. 62-67; И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 116-117, 119; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 14-20; Е.В.Кудряшов. Костромской зодчий XVIII в. С.А.Воротилов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М., 1994. С. 171-176. ГАКО, ф. 497, оп. 2, ед.хр. 8, л. 1-210 об.; д. 38, л. 4.
Церковь Спаса в Рядах — Спасская церковь
Впервые церковь Спаса Нерукотворного в Рядах Костромы упоминается в 1628 году, когда в Новом городе Костромского кремля, где издавна находился торговый рынок, стояли церкви Всемилостивого Спаса происхождение честного креста и Рождества Богородицы.
Фото Брехов Антон abrehov.ru
В 60-е гг. 18 веке взамен деревянных «иждевением» купца С. С. Белова был возведен каменный храм, выдержанный в традициях допетровской архитектуры — пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный. Освящен этот храм в 1766 году.
В начале 90-х гг. 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь Спаса оказалась внутри рядов, при этом прежнюю колокольню разобрали и взамен нее над юго-западными воротами рядов выдающийся зодчий Костромского края С. А. Воротилов построил новую колокольню в стиле раннего классицизма, завершенную в 1793 году. В ансамбле центральной части Костромы колокольня играла исключительно важную роль, сопоставимую с той, какую играет для центра Санкт-Петербурга башня Адмиралтейства.
В 1803-1808 гг. к церкви пристроили теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1855-1856 гг. Церковь Спаса внутри Красных рядов была обнесена каменной оградой.
В 1929 году церковь Спаса закрыли, а в 1930 году, в ней разместился Антирелигиозный музей, находившийся здесь до конца 1930-х гг. В конце 1930-х гг. были снесены колокольня и пятиглавие храма. В последующие десятилетия здание церкви Спаса в рядах использовалось как складское помещение. В 1974-1976 гг. колокольня и главы были восстановлены (авторы проекта архитекторы Л. С. Васильев, В. С. Шапошников), но без венчающих их крестов (кресты установили лишь в 1992 г.). С 1986-2007 гг. в помещении церкви Спаса в Костроме размещается музейная экспозиция костромского музея заповедника. С 2007 года храм передан епархии.
Богослужения в церкви Спаса в Костроме совершаются по воскресным и праздничным дням. Исповедь — с 8.00, Литургия — с 9.00, Вечернее богослужение — с 16.00
Месторасположение:
Адрес: г. Кострома, ул. Красные Ряды, 2
Телефон: (4942) 37-27-76
Режим работы: ежедневно с 8.00 до 16.00