церковь святого апостола петра марциальные воды
Церковь святого апостола петра марциальные воды
Церковь святого апостола Петра п. Марциальные воды Кондопожского района
Церковь святого Петра является одним из старейших храмов Карелии, построенной в 1721 году по проекту и чертежам Петра I. Этот храм единственный в Карелии памятник архитектуры, связанный с деятельностью первого русского императора и сохранившийся с нетронутым архитектурно-декоративным убранством и живописью иконостаса.
По внешнему виду Марциальноводский храм крестообразный, (в основании имеет вид вытянутого креста), построен из бруса, с двумя куполами над колокольнею и алтарем и притвором. Вход в храм с северной стороны, а над ним – хоры (балкон) со слюдяными рамами, по бокам лавки для сидения. Петр предусмотрел удобное место для себя и своих близких, где они могли расположиться во время службы, чтобы своим присутствием не смущать богомольцев и самим не отвлекаться, чтобы не стоять в толпе, а иметь возможность присесть и отдохнуть во время длинной службы. Царь приезжал в Марциальные воды на лечение, а болящим не возбраняется сидеть в храме во время чтения часов и псалмов.
Иконостас в храме деревянный, резной работы, двухъярусный. Иконы, написанные первыми русскими живописцами, были расположены следующим образом: в первом ярусе по правую сторону от Царских врат – икона Спасителя как Царя славы. Рядом с ней икона ап. Петра в молитвенном состоянии. За ним – иконографическое изображение апостолов в лодке на озере, застигнутых сильной бурей и явление Спасителя на помощь утопающему Петру. Рядом находились икона Святителя Николая Чудотворца и образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» греческого письма и, как видно, древний, по преданию вынесенный в церковь из собственной спальни государя императора.
По левую сторону Царских врат: икона Богоматери с Младенцем, далее образы св. Иоанна Златоуста и св. благ. князя Александра Невского в схимонашеском одеянии. Все одинаковой высоты – два с половиной аршина, и полтора аршина шириной. Во втором ярусе пять круглых икон на холсте, изображающие страдания Спасителя, а в середине над Царскими вратами – на дереве, икона Тайной вечери, на которой традиционно изображаются Спаситель и 12 апостолов за столом.
Южные и северные двери в алтарь были устроены из холста. На первых изображен Ангел – хранитель церкви, на вторых – Ангел хранитель жертвенника. В алтаре имелись две иконы – Воскресения Христова и двенадцати праздников, современные основанию храма, а также литография, изображающая Распятие Господне на холсте очень искусной работы, вероятно выполненная за границей, что можно заключить по некоторым оттенкам, не свойственным Православию, – ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем.
В храме хранились некоторые вещи работы самого императора Петра Великого: на Горнем месте в алтаре – деревянный восьмиконечный крест с изображением Спасителя в терновом венце; деревянный ковчег с крестом наверху, 5 деревянных подсвечников, выточенных довольно искусно и окрашенных темно-коричневой с голубыми узорами краской, деревянный резной аналой (подставка для икон и книг в церкви), высотой полтора аршина.
Церковная утварь и некоторые книги, судя по надписям на некоторых из них, были взяты из Александро-Свирского монастыря. Сосуды серебряные, потир и дискос пожертвованы дядей царицы Наталии (матери императора Петра), серебряное кадило с резной надписью: «боярин Вас. Ив. Реп(нин) Александру Свирскому Чудотворцу», медная водосвятная чаша с деревянной крышкой, медный ковшичек, ветхие жестяные венцы с изображением святых. Долгое время хранились церковных облачений, по преданию, сшитые и подаренные в церковь императрицей Екатериной I. Далее следует описание некоторых вещей и богослужебных книг, составленное в 1872 г. священником Иоанном Лавровым.
В 1875 г. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Ионафан (Руднев) обратился к начальнику губернии с просьбой о выделении средств на ремонт храма. Решение приняли только черед два года. Церковь сохраняли как памятник Петровской эпохи. Каждый год 12 июля (по н. ст.) праздничный перезвон колоколов радовал обывателей поселка Марциальные воды и жителей города Петрозаводска.
В годы советской власти рядом с отстроенным курортом Марциальные воды был открыт филиал Карельского государственного краеведческого музея, который работает и в наше время. В ведение музея с 1946 года перешла и Петровская церковь. Последний раз комплексную реставрацию храма проводили в 1988-1992 годах. Сегодня же церковь реставрируется в рамках подготовки к столетию Карелии. В настоящее время реконструируется кровля и реставрируется иконостас церкви св. апостола Петра, построенной по проекту самого Петра I и освященной в его присутствии в 1722 году.
14 сентября 2019 года, в церкви святого апостола Петра были освящены, доставленные в специальных футлярах из реставрационной мастерской, два отреставрированных и вновь покрытых сусальным золотом креста. Пока эти исторические святыни карельской земли еще не могут занять подобающего места. Лишь только после окончания полной реставрации церкви, в планах которой еще предстоит проведение отмостки, инженерных работ, а также полная покраска и ремонт крыши храма, один из крестов будет установлен над центральным куполом, а второй — над небольшой колокольней при входе в храм.
Церковь Петра: в Марциальных Водах завершается реставрация древнего храма
Церковь апостола Петра в Марциальных Водах – памятник культурного наследия федерального значения. Ее построили в 1721 году по проекту и чертежам Петра I. В рамках подготовки к столетию Карелии в этом году ее решили отреставрировать. В минувшую субботу прошел важный этап для реставраторов и жителей поселка – освящение крестов.
Реставрация церкви святого апостола Петра в Марциальных Водах. Фото: «Республика»/Любовь Козлова
14 сентября в Марциальных Водах освятили два отреставрированных креста церкви святого апостола Петра. Один из них вскоре установят над центральным куполом, второй — над колокольней. Чин освящения совершил настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» иерей Петр Кирьянов.
Сейчас церковь апостола Петра — не действующий храм, а музей, который находится в ведении Национального музея РК. Перед освящением отец Петр спросил у руководителя филиала Национального музея в Марциальных Водах Федора Кузьмина, как долго в церкви не разжигали кадило. Кузьмин предположил, что несколько десятков лет. Возможно, последний раз это произошло в конце 30-х годов прошлого века.
На чин освящения пришло десятка два человек — местные жители и гости курорта. Отец Петр отметил, что после освящения у всех присутствующих была уникальная возможность приложиться к крестам: когда их установят, сделать это будет невозможно.
Освящение отреставрированных крестов церкви апостола Петра. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
“Год у нас на дворе очень важный для Марциальных Вод: прошло 300 лет с того момента, как Петр Великий основал здесь первый в истории России курорт. И по решению правительства Карелии тут проводятся очень важные реставрационные работы. В этой церкви реставрация началась в начале лета.
Сегодня произошло знаковое событие: реставраторы привезли из Вологды (работы производят вологодские реставраторы — прим. ред.) наши купольные кресты, покрытые сусальным золотом. Отец Петр произвел необходимый обряд их освящения. Надеемся, что реставрация завершится через месяц-два, и мы получим эту церковь для музейной работы”, – рассказал Федор Кузьмин.
Федор Кузьмин. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
На время реставрации все внутреннее убранство церкви, включая иконостас, вывезли, чтобы не повредить. Реликвии хранятся в фондах Национального музея в Петрозаводске. Когда закончатся работы в самой церкви, иконы тоже ждет небольшая реставрация.
Как отметил Федор Кузьмин, с 1946 года церковь апостола Петра — памятник, богослужения тут — редкость. Церковные действия здесь бывают по договору всё с тем же иереем Петром Кирьяновым из Спасской Губы, который традиционно проводит тут молебны в Петров день.
“В церковь не зарастает народная тропа. Этот объект вызывает большой интерес у туристов. Мы очень часто проводим тут экскурсии”, – добавил Кузьмин.
Отреставрированные кресты церкви апостола Петра. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
Церковь святого апостола Петра — объект культурного наследия федерального значения. Ее реставрация проходит в рамках подготовки к столетию Карелии, которое республика отметит в следующем году 5 сентября.
Аукцион на реставрацию выиграла вологодская компания «БизнесКонсалт». Госконтракт заключен на общую сумму 6,95 млн рублей. Деньги выделены из федерального бюджета и бюджета Карелии. Подрядчик должен завершить работы в четвертом квартале текущего года.
Согласно госконтракту, работы включают в себя реставрацию конструкций крыши, крыльца, ремонт конопатки наружных стен и их окраска, замену внутренних инженерных сетей, устройство отмостки, дренажной системы, молниезащиты, ремонт уличной лестницы. Кресты вологодские реставраторы покрыли сусальным золотом.
Церковь святого апостола Петра в Марциальных Водах. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
Александр Куусела – представитель авторского надзора над работами. Он отметил, что главная часть реставрации церкви апостола Петра — кровельные работы.
Александр Куусела. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
“Почему сегодня освятили кресты? Реставраторы для этого специально сделали паузу в работе — без освящения кресты нельзя установить на купола, а без этого нельзя завершить кровельные работы. Делают их очень качественно, думаю, этой кровли хватит лет на 100. Реставраторы также произвели работы и вне контракта. Например, перед храмом они расчистили территорию, чтобы его было лучше видно с дороги. Перебрали колокольню, потому что некоторые ее части были в плохом техническом состоянии”, — рассказал Александр Куусела.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» иерей Петр рассказал, почему освящение крестов церкви очень важно.
Иерей Петр. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
“Для любого храма установка креста, его освящение – это такая веха, часто она является завершающим этапом реставрации или строительства. Надеюсь, что этот храм будет не только музеем, а будет именно храмом. Надеюсь, что мы здесь наконец-то – хотя бы иногда – будем служить литургию. Я очень этого хотел бы и думаю, что всё местное население было бы этому очень радо. Событие сегодняшнее очень важное. Крест – это якорь, один из самых древних христианских символов. Ведь если называть церковь кораблем спасения, то у каждого корабля должен быть якорь. Это символ надежды на спасение. Этот символ люди должны видеть издалека, чтобы не терять его из виду не только духовно, но и визуально”, – заявил иерей Петр.
Стоит отметить, что работы в церкви последний раз велись в 1988-1992 годах. Тогда здесь провели комплексную реставрацию методом полной переборки.
Храм апостола Петра (Марциальные Воды)
Мiръ Россия Республика Карелия Храм апостола Петра (Марциальные Воды)
Церковь святого апостола Петра была заложена в 1721 году и на сегодня является одним из двух сохранившихся памятников петровской эпохи на территории Кольского полуострова. Легенда, связанная с этим памятников, гласит, что церковь была возведена по проекту, сделанным самим Петром I.
Содержание
История [ править ]
20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы».
Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды» (Кондопожский район, Республики Карелия).
По данным «Походных журналов», император приезжал на воды четырежды. Первый раз он посетил курорт в 1719 году и был на них 21 день (с 28 января по 17 февраля). Вторую поездку в Петрозаводск, в 52 км на северо-запад от которого находятся минеральные источники, император совершил с 29 февраля по 27 марта 1720 года. Непосредственно на водах Петр I был с 6 по 22 марта (17 дней). Третья поездка началась 6 февраля 1722 года. Лечение на водах продолжалось с 15 по 26 февраля (12 дней). В четвертую и последнюю поездку императора лечение на водах проходило 22 дня (с 23 февраля по 15 марта).
Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж.
К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.
В ХVIII–ХIХ веках церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, но, как красноречиво говорят об этом архивные источники, полностью сохранила свой первоначальный облик. В 1829–1831 годах храм, пришедший в «совершенную ветхость», был до основания разобран, перебран и восстановлен в прежнем виде. До начала ХХ века под надзором профессиональных архитекторов регулярно проводились поддерживающие ремонты храма (наиболее значимые в 1832 и 1879). В это время его посещали не только местные чиновники, но и путешествующие по Карелии знаменитости российского масштаба. Например, академик Н.Я. Озерецковский, профессор К.И. Арсеньев, ссыльный поэт Ф.Н. Глинка, историк Н.Г. Устрялов и др..
В XX веке храм ремонтировался несколько раз – в 1949, 1964 и 1975 годах. В 1952 на церкви установлена молниезащита. В 1988 году проведены комплексные реставрационные работы под руководством В. Г. Копнина. Церковь снова была разобрана, под нее подведены новые фундаменты, заменены сгнившие участки стен, отреставрированы иконы, полностью заменены перекрытия и кровля.
По своему объемно-пространственному решению храм является одноглавым, что, впрочем, неудивительно – данный тип церквей был широко распространен в петровскую эпоху. Стены здания рублены из бруса, кровли тесовые, купола и шпили покрыты железом. Уже внутри церкви, прямо над входом в нее и как бы на втором этаже, находятся закрытые хоры. Это было любимое место Петра I, на котором он обычно располагался во время службы.
Как известно, Петр I неоднократно бывал в Европе, поэтому и во внешнем облике церкви, и в ее интерьере чувствуется западно-европейское влияние. Об этом красноречиво говорит многогранный уплощенный купол со шпилем, кресты без косых перекладин, высокие стрельчатые окна, граненые выступы алтаря и притворов, изящная форма литых чугунных печей в форме античных ваз, отлитых на Петровском заводе в 1721 году, ряд иных архитектурных и интерьерных деталей. Кстати, последний раз печи топили финские военные в годы Великой Отечественной войны.
Все иконы местного ряда выполнены в темперной технике. Иконы праздничного ряда с изображением страстного цикла написаны маслом на холсте. Украшенный деревянной резьбой и объемными головками херувимов иконостас перевезен в первой четверти XVIII века из церкви святого апостола Петра при Лодейнопольской верфи, закрытой после окончания Северной войны. Поскольку лодейнопольский храм был, по всей видимости, чуть меньше по размерам, чем церковь в Марциальных водах, при осмотре внутреннего помещения последней можно заметить, что пространственно иконостас не так строго вписывается в интерьер, как то требуется каноном – между крайними его иконами и боковыми стенами остается свободное пространство.
В нарушение уже устоявшейся традиции последних десятилетий, церковь святого апостола Петра не передавалась православной церкви и до сегодняшнего дня остается в федеральной собственности, являясь частью экспозиции филиала Карельского государственного краеведческого музея в Марциальных водах. Но раз в год – 12 июля (в день Святых апостолов Петра и Павла) в ней обязательно проводится служба.
Современное состояние [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 185901, Карелия, г. Петрозаводск, Марциальные воды
Паломнику [ править ]
Церковь Апостола Петра и музей первого российского курорта
Отдыхая, прошлым летом в Карелии, в санатории «Марциальные воды», мы несколько раз пытались посетить церковь Апостола Петра и музей первого российского курорта, что находятся всего в нескольких метрах от санатория. Но, то было всё закрыто, то там проходила групповая экскурсия, и мы не попали, то пришли во время дождя, а церковь, оказывается, в дождь не открывают в целях сохранности икон. И всё же с четвёртой попытки, уже накануне отъезда из санатория, мы удачно пришли.
Снаружи, конечно, мы по нескольку раз на дню любовались этими историческими и архитектурными памятниками, когда ходили на источники минеральной воды.
Церковь Апостола Петра.
Церковь Апостола Петра деревянная, но она отличается своим обликом от виденных нами ранее деревянных церквей на острове Кижи или в Кондопоге. Стены этой церкви рублены из бруса и окрашены. И купол совсем другой, со шпилем и оббит железом. А окна высокие, стрельчатые. Когда построили эту церковь, народ прозвал её иностранкой. Да к тому же, кресты на церкви без косых перекладин, на западный манер. А появилась «иностранка» в 1721 г.
Церковь построена на возвышенности, с дороги к ней ведёт деревянная лестница. А вокруг за храмом лесные заросли. В первый же день мы усмотрели в этих зарослях тропинку в сторону санатория. А на той тропинке, нет, не дуб, как в сказке, а большая-пребольшая сосна. Как рассказала нам экскурсовод, эта сосна росла здесь ещё при Петре I.
Экскурсии, и в музей, и в церковь оплачиваются в самом музее. Музей и церковь находятся через дорогу друг от друга. Когда мы пришли в музей, нам сказали, что экскурсовод в церкви, проводит экскурсию, идите туда, потом оплатите. Что мы и сделали. Кроме нас, экскурсантов было всего три человека — иностранцы, слова экскурсовода переводила переводчица.
Внутри церковь Апостола Петра вся белая, кроме пола. Даже деревянный резной иконостас белый. Иконы в двухъярусном иконостасе расположены на значительном расстоянии друг от друга, не вплотную, как в других церквях. Этот иконостас перевезён в 1721 г. из церкви Лодейного Поля (в то время это был «посёлок кораблестроителей»), и возможно та церковь была меньших размеров. Иконы больше напоминают картины. Верхний ряд изображает страстную историю. А нижний ряд икон выполнен с неким подтекстом Российской истории того времени.
Вот, например, справа от Царских врат изображён Спас Вседержитель, обликом своим напоминающий Петра I с необычным лучистым нимбом над головой, напоминающим морской компас Великого Петра. В левой руке его, толи Держава, толи штурвал корабля вместо Библии.
Икона Спаса Вседержителя.
Следующая икона справа изображает апостола Петра, являющегося хранителем ключей от рая. И эти ключи он кладёт к ногам Вседержителя с ликом Петра I. Ключи символизируют выход России к Балтийскому морю. А за спиной апостола видим «окно в Европу» — в море корабль с российским трехцветным флагом, введённым Петром I на флоте в конце XVII века.
Икона апостола Петра.
Не менее значимые образы изображают и другие иконы. Икона святого князя Александра Невского. Во времена Северной войны этот святой пользуется наибольшим уважением из всех героев отечественной истории. И прославление Александра Невского возводится в ранг государственной политики.
Икона святого князя Александра Невского.
Рядом с Невским икона св. Иоанна Златоуста – покровителя Ивана III. Великого князя Ивана III называют собирателем земель русских. Именно в его правление происходит объединение вокруг Москвы большей части русских земель. А Российское государство становится полностью независимым от Орды.
Икона святителя Иоанна Златоуста.
Следующая икона, слева от Царских врат, посвящена Божией матери Одигитрии (Путеводительнице).
Как рассказала экскурсовод, иконописец изобразил в образе богоматери царицу Екатерину I. На голове у неё императорская икона, хотя на тот момент Екатерина ещё не была императрицей. И ещё, богоматерь попирает ногами полумесяц, что символизирует победу России над Турцией. А вот тут уже какая-то не стыковка, ведь победа эта была уже намного позднее, да и принадлежит другой Екатерине — второй. Либо эта икона написана в более позднее время, либо экскурсовод что-то не то рассказала. Но скорее всего, имелась ввиду вот эта история:
«Известно, что Петр оценил поведение Екатерины в Прутском походе (русско-турецкая война, 1711 г. (прим. автора)) настолько высоко, что в 1714 г. специально для ее награждения учредил новый российский орден освобождения, переименовав его вскоре в орден святой великомученицы Екатерины (по уставу, этим орденом могли награждаться только женщины). При этом Петр сказал, что орден «учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была». Подтверждением этому служит сам орден: на нем изображена святая Екатерина с крестом, на котором первые буквы слов: «Г[осподи], с[паси] ц[аря]», а на обратной стороне латинская надпись: «Трудами сравнивается с супругом». Кроме того, в манифесте 15 ноября 1723 г. о короновании Екатерины Петр упомянул о том, что Екатерина помогала ему в Северной войне и в Прутском сражении и «мужески, а не женски, поступала»».
Из статьи «Легенды Прутского похода Петра 1 (1711 г.)» д.и.н. Я.Е. Водарского. Сайт «История государства».
Справа завершает местный ряд образ св. Николая Мирликийского — главного покровителя мореплавателей и путешественников.
Икона святителя Николая Мирликийского.
В общем, не иконостас, а урок истории.
Ещё необычное в иконостасе украшение — вырезанные из дерева головки херувимов. Причём лица некоторых из них как-то уж очень неприятны. Оказывается мастер, создававший их, по просьбе Петра I сделал карикатуры на царских приближённых. Видимо император так потешался над своими придворными.
Сохранились в церкви «подсвечники, выточенные руками Петра I в третий его приезд на воды в феврале 1722 г.» Подсвечники из карельской берёзы.
По бокам перед алтарём стоят две чугунные печи в виде больших античных ваз. Признаюсь, я так и подумала, что это вазы, украшающие храм, пока экскурсовод не рассказала о них. И только тогда я заметила и дымовые трубы, и дверцы на печах. Отлиты были эти печи на Кончезерском заводе, что находился недалеко от этих мест.
Напротив алтаря, над входом в храм, расположены закрытые хоры, напоминающие корму корабля.
Из притвора деревянная лестница ведёт на второй этаж, на хоры, и дальше на колокольню.
Закончив экскурсию в церкви Апостола Петра, экскурсовод повела всех в музей первого российского курорта. Музей представляет собой деревянный «крестьянский дом, построенный в 1830 году для смотрителя, в обязанности которого входила охрана памятников первого российского курорта».
Музей первого российского курорта. Вид с дороги.
Вид на музей со стороны источника.
Музей небольшой, в два зала. Первый зал встретил нас вилами.
Интересен стенд, посвящённый истории Олонецких Петровских заводов. Самое интересное для меня было, что добывали руду из болот и озёр. Рабочие на плотах с помощью черпаков доставали со дна руду и тут же промывали её. У нас же на Урале шахты, да карьеры копают для добычи руды.
Представлены образцы болотной, озёрной руды.
Большая часть экспозиции посвящена истории первого российского курорта и Петру I.
Музейные экспозиции. На переднем плане бюст Петра I.
Сверху вниз. «Остатки Кончезерского завода» И.Голенищев. Иван Ребоев у открытого им источника. Челобитная Ивана Ребоева. Статья о потомках Ребоева.
Первым обнаружил целебный источник в девяти верстах от деревни Кончезеро Иван Ребоев — кончезерский молотобоец, зимой 1714 г. После нескольких дней питья воды из этого источника Ребоев почувствовал уменьшение сердечных болей, которыми он страдал. Рассказал об этом своему заводскому начальству. Весть о целебном источнике дошла до полковника Виллима Геннина коменданта олонецких железоделательных заводов, который зная об указе Петра I по поиску целебных вод на манер заграничных, написал адмиралу Ф.М. Апраксину и попросил доложить об источнике царю.
В 1717 г. лейб-медик Петра I Л.Л. Блюментрост был отправлен в Карелию для изучения химических и лечебных свойств воды из найденного источника. За большое содержание железа в этой воде, она была названа в честь римского бога войны Марса – марциальной. Первые пациенты на курорт начали прибывать уже летом 1718 г. А в 1719 г. составлены и опубликованы «Дохтурские правила» по пользованию марциальной водой отдыхающими первого российского курорта.
К этому же времени близ источника марциальных вод уже были построены деревянный дворец для Петра I, дом для царицы Прасковьи Фёдоровны, постройки для охраны и некоторые хозяйственные строения. До середины 1919 г. строительством первого российского курорта занимался комендант Олонецких заводов Виллим Геннин, пока не был отправлен за границу «для обозрения горных заводов». Затем строительство курорта продолжал ландрат Г. Муравьёв, церковь апостола Петра была построена уже при нём, и ещё два дворца (для Екатерины и для Прасковьи Фёдоровны) и гостиница для приезжающих. Впоследствии селение, появившееся здесь, стало называться Дворцы.
Так выглядел первый российский курорт «Марциальные воды» при Петре I.
Так вот откуда такое название у соседнего с «Марциальными водами» санатория. На вид санаторий «Дворцы» (построенный в 2003 г.), находящийся в нескольких метрах от корпуса, где мы жили, совсем неказистый. Я ещё всё хихикала, когда мы мимо него гуляли, ну надо же название-то какое громкое придумали для такого строения. Оказалось это дань истории.
Санаторий Дворцы. 2015 г.
В музее привлекает внимание большая чугунная плита, отлитая на одном из олонецких заводов. Таким образом, Геннин увековечил своё имя как первооткрывателя источника марциальной воды. От Петра же он получил награду за курорт: царский портрет в бриллиантовой оправе и деревню.
В 1720 г. Иван Ребоев подал царю челобитную, в которой рассказал, как он нашёл целебный источник, и как исцелился. За это Пётр I освободил Ивана Ребоева «и дом его с землею, чем владеет, от всяких работ и податей на медных заводах», т.е. даровал так называемую «Обельную грамоту». Действие такой грамоты распространяется на всех потомков награждённого. Фотокопию этой челобитной с резолюцией Петра можно почитать в экспозиции музея первого российского курорта.
Послушав рассказ экскурсовода про Виллима Геннина, спросила, не тот ли это Вильгельм де Геннин – один из основателей Екатеринбурга. Ответ экскурсовода меня очень удивил, она сказала, что не знает. Странно, рассказывает о человеке, известном человеке, много сделавшем для России, и не знает его биографии и достижений. После экскурсии, придя в номер, я залезла в интернет, чтобы найти ответ на свой вопрос. Оказалось это один и тот же человек, только почему-то в Карелии его зовут Виллим Геннин, а на Урале Вильгельм де Геннин. В Екатеринбурге в центре города у плотины, откуда и началось строительство города, стоит памятник основателям Екатеринбурга Татищеву и де Геннину.
И ещё интересный момент, связанный с Генниным. Иностранцы, к чей экскурсии мы присоединились, из Голландии. И один из них, оказывается, потомок Вильгельма де Геннина (или просто из рода де Генниных), приехал в Россию, узнать больше о своём родственнике. Нам об этом экскурсовод сказала, когда голландцы уехали. Жалко, что не сразу, я б тому потомку про Екатеринбург рассказала, пускай бы приехал. 🙂
Но вернёмся в музей, рассказывающий об истории первого российского курорта. Интересно почитать представленные в экспозиции выдержки из походного журнала, рассказывающие о пребывании Петра I на Марциальных водах.
Кстати, паникадило из слоновой кости, о котором идёт речь в походном журнале, находится сейчас в Эрмитаже. Здесь же в музейной экспозиции можно увидеть, лишь фотографию паникадила, а также фотографии токарного станка и инструментов которыми работал государь и репродукции картин «Пётр в кузнице» и «Пётр I на строительстве судоверфи».
Посмертная гипсовая маска Петра I (копия).
При Петре I курорт пользовался большой популярностью, а после смерти императора в 1725 г. курорт Марциальные воды постепенно пришёл в запустение. Знатные люди предпочли лечиться за границей (ничего не изменилось с тех пор), лишь местные жители пользовались целебным источником. Курортные строения и дворцы постепенно разрушались. Императрица Елизавета Петровна в 1752-53 г.г. попыталась возродить курорт. Отправила комиссию в Олонецкий край во главе с лейб-медиком Бургаевым. Но придворный медик, получавший «немалые деньги за протекцию иноземной воды» выдал заключение, что вода эта больным надлежащей помощи не оказывает. А потому за ненадобностью и, чтобы не мешали добыче озёрной и болотной руды, разрушающиеся Петровские дворцы и здания были разобраны. Осталась с петровских времён только церковь Апостола Петра, да источник.
Во втором зале, а вернее комнатке музея — век XIX и XX. Здесь мы узнали о посещении источника Александром II в 1858 году. К его приезду обветшавшее строение над источником снесли и построили новый павильон в виде беседки, внутри установили чугунную плиту Вильгельма Геннина и чугунный бюст Петра I. Бюст, как и плита сейчас находится в музее, в первом зале.
К концу XIX века знатные люди всё больше стали путешествовать, в этих краях их привлекал водопад Кивач. А по дороге на водопад путешественники посещали источник. Активно использовалась экскурсантами озерно-речная система от Онежского озера до Кончезера. Популярности Карелии у путешественников способствовал тогдашний олонецкий губернатор Г.Григорьев: старался делать удобными дороги, издавал туристическую карту местности, заботился о сохранении памятников петровской эпохи. В 1892-94 г.г. горным ведомством поставлен ещё один павильон над новым источником.
Когда мы отдыхали в санатории «Марциальные воды» эти павильоны над источниками 1858 и 1894 годов находились на реставрации.
На переднем плане фундамент павильона над источником минеральных вод 1894 года. Сам павильон находится на реставрации. На заднем плане современный павильон над источником.
В музее представлены фотографии реставрации церкви Апостола Петра, которая проводилась в 1988-89 г.г. с полной разборкой сруба. Были заменены: низ рубленых стен, чердачное перекрытие, кровля и восстановлены звонница и крыльцо.
Есть стенд, посвящённый ещё одной церкви Святой Троицы в соседнем селе Кончезеро, она сейчас восстанавливается. Ну и, конечно же, рассказывается о возрождении самого курорта: строительстве санатория «Марциальные воды» и санатория «Дворцы».
Вот такая у нас познавательная получилась экскурсия в церковь Апостола Петра и музей первого российского курорта.
Похожие посты:
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям.
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности