церковь святой троицы вешенская
Церковь святой троицы вешенская
Расказачивание или геноцид православия
«Во время квартирования в станице красные солдаты держали себя нагло, немало причиняли «неприятностей» и притеснений. Лучшие комнаты занимались солдатскими подсумками, котелками, консервными банками и пр. барахлом, а хозяев, независимо от количества членов семьи, сгоняли в одну комнату-стряпуху и приказывали «не пищать» и «не беспокоить красных солдат, защитников всемирного пролетариата».
Всем известно, что в доме каждого казака – иконы и лампада прежде всего. И вот Ленинские солдатики, наевшись до отвалу казачьего хлеба и развалившись на полу, брали винтовки и начинали заниматься стрельбой по иконам и лампадам… лопались стекла окон, со звоном падали иконы, пороховой дым и хохот красных солдат наполнял прежде чистую и светлую горницу казака. На протест хозяев отвечали: «Ты что разговариваешь, мать твою… кадет эдакий, али хочешь проведать Могилев. Возьми своего раненого Бога и иди вон!» Бессильный казак молча собирал осколки икон, лампаду и уходил думать думушку свою горькую».
(Кудинов П.Н. Восстание верхнедонцев в 1919 году // Ж. «Отчизна». № 5, 1991 г.)
О зверствах коммунистов, большевиков весьма красноречиво писал очевидец тех событий, непосредственный руководитель Верхне-Донского восстания П.Н. Кудинов в своих воспоминаниях. Тем они и ценны, что правдивы и честны.
Вот еще одна его цитата, говорящая о том, как уничтожалось на Дону все то, что было связано м православием: «Лишь только наступала ночь, как на площадь выползала красная шайа, сопровождаемая местным вожатым. Красные чекисты силой врывались потом в помещение любого хозяина и учиняли там дикую расправу…
Кроме того, срывали иконы, крича: «Товарищи кадеты, смотрите, мы вашего Бога повергли к ногам красного солдата!» На протест хозяина громилы выталкивали несчастного на улицу и. нанося удары прикладом, бросали его в сырой подвал, где уже десятки обреченных казаков тихо стонали от физической и моральной боли».
Исчезнувшие храмы Верхнего Дона
Церковь Святой Троицы (станица Вешенская)
«Есть на необозримых просторах нашей литературы незыблемые крепости. Через которые прошла главная артерия всей истории нашей Родины. Дотронувшись до нее, можно ощутить могучий гул пульса, перекатывающийся из века в век, из эпохи в эпоху: Михайловская, Ясная Поляна, Вёшенская…» (Анатолий Калинин)
Вешенская – это Шолоховский край. Родина М.А. Шолохова.
Известность этой станицы перевалила через границы областей и государств и много шире, нежели иных. Куда более крупных поселений. Через Вешки прошла вся история России. И, искренне жаль, что мы безобразно плохо знаем прошлое наших станиц и хуторов, в судьбах которых – судьба страны.
Разрушенные церкви и снесенные памятные строения, переименованные вкривь и вкось улицы и поселки, забытые герои и заброшенные памятники, полное равнодушие ко всему прошлому порождает такое же равнодушие и к настоящему.
Впрямь, церкви эти были, как маяки в житейском море. Или пастухи в стаде.
Священники понимали значение старины и бережно хранили в церквах древние книги, православные святыни. Да и сами были людьми разносторонне эрудированными, знали толк в литературе, искусстве, живописи, владели иностранными языками. Были отличными психологами – врачевателями человеческих душ.
«Вёшенская вся в засыпи желтопесков. Не веселая, плешивая, без садов станица. На площади старый, посеревший от времени собор, шесть улиц разложены вдоль по течению Дона. Там. Где Дон, выгибаясь уходит от станицы к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро шириной с Дон в мелководье. В конце озера и кончается станица. На маленькой площади, заросшей иглисто-золотой колючкой, – вторая церковь, зеленые купола, зеленая крыша, – под цвет зелени разросшихся вокруг по ту сторону озера тополей…»
Так мастерски нарисовал картину Вешенской первой четверти XX века М.А. Шолохов.
А вот еще одно описание главной Вешенской «магистрали» 1910 года, данное краеведом и журналистом В.Г. Трениным в зарисовке «Улица» (газета «Советский Дон». 1966 год):
«Полвека назад ее называли Большой. Была она длиннее своих соседок, и дворы ее не были разбросаны, поэтому и окрестили ее этим именем. Она делила станицу вдоль на две половины…
На восточной окраине, словно попадья, окруженная поповнами, стояла белая, с зелеными куполами пятиглавая Троицкая церковь…» Как видим, внешний вид станицы не привлекал взор своим видом, за исключением двух белух церквей»
Церковь. Православие воспитывали в казаках любовь к Родине, мужество и самоотверженность в защите Отечества, любовь к свободе, свободе выбора между нравственностью и безнравствием. Она делала казаков благопристойными людьми, с трезвостью в голове, силой в руках и верой в душе и сердце.
… В середине XIX века на Верхнем Дону интенсивно велось церковное строительство. Один из первых озаботился хутор Земцов Еланской станицы, который в 1863 году построил у себя молитвенный дом, а в 1866 г. И деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Молитвенный же Дом был переведен в хутор Коньков Еланской станицы. В 1885 г. Построили деревянную Успенскую церковь в хуторе Поповском Еланской станицы. Фундамент колокольни и ограда у этой церкви были каменные.
Это, что касается Еланского юрта.
Первым из Вешенских хуторов в 868 г. Соорудил деревянную церковь хутор Каргин. В 1886 г. Эта церковь была заменена каменной. В 1872 г. Однопрестольную деревянную церковь Казанской иконы Божьей матери устроили в хуторе Дударев. В 1882 г. Обзавелся временным молитвенным домом хутор Кружилин. Через три года этот дом заменили деревянной церковью. С 1890 существовала церковь в хуторе Ермаков, а с 1900 – деревянная Преображенская в хуторе Ушаковском
К началу 1820-х гг. Еланская деревянная Николаевская церковь, просуществовав несколько десятилетий, обветшала и стала тесна. Поэтому, в 1823 г. В станице заложили новую – каменную церковь с тем же наименованием, которую быстро построили по образцовому проекту знаменитого русского архитектора И.Е. Старова, автора проекта Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской Лавры, копией которого и является Николаевская церковь в Елани, являющаяся сегодня памятником архитектуры, охраняемым Государством.
Таким образом, в начале XX века, в Вешенском юрту действовало семь церквей и в Еланском – четыре.
В своей работе я также проследила количество священнослужителей на Дону, их жизнь, деятельность на протяжении полутора веков. Так жили церкви Верхнедонья, вместе с прихожанами – хуторянами и станичниками, разделяя радости и горести, воспитывая казачество, неся культуру и знания землякам, так продолжали они жить и после 1917 года, пытаясь сгладить скопившуюся у людей злобу на весь белый свет. Неустанно повторяя – «не убий» (и убивая), «возлюби ближнего своего» (и предавая соседа, отца, брата), «не суди, да не судим будешь судимым» (идя под трибунал «тройки»).
Цитирую из Протокола № 8 совместного заседания Бюро райкома и Президиума РИК(а) от 9 марта 1936 г., найденного нами в «Центре документации новейшей истории Ростовской области» «О закрытии церкви в ст. Вешенской»:
«Постановили: В станице Вешенской до сего времени имеется две церкви, находящиеся в полуразрушенном состоянии. Побиты рамы, двери и др.…
Наличие верующих может с избытком вместить другая церковь, расположившаяся в центре ст. Вешенской. А потому, для создания удобств техникуму и нисколько не оскорбляя чувств верующих, Бюро РК ВКП(б), Президиум райисполкома
…1. Церковь Троицкую закрыть…
2. Для создания всех условий и правильной работы Техникума, церковь «Троицкую» сломать… Материалы передать … на строительства техникума…»
Красавица–церковь, построенная на деньги казаков в ознаменование их побед за Веру, Царя и Отечество, простоявшая на окраине Вешек более века, бездумным решением партийных лидеров районного масштаба, была взорвана.
Спустя всего несколько лет, 1 апреля 1940 года постановили зарыть и другую Вешенскую, а также Ващаевскую церкви. Участь церкви святого Михаила Архистратига, возведенной в станице почти три века назад, была решена. От разрушение ее спасло лишь начало Второй Мировой войны. Израненная немецкими снарядами, прямым попадание бомбы, она уцелела, чего не скажешь о других храмах в хуторах Кружилинском, Ващаевском, Ушаковском, Дударевском, Поповском, ст. Базковской. Их не пощадили свои же, русские, православные. Взорвали, растащили по куреням, да базам. Из ион лопаты сгондобили, церковную утварь для других нужд употребили.
– Слезы стояли в глазах, наблюдающих со стороны за разгромом, боль в душе не покидала и нас – участников той самой расправы, – говорит один из «синеблузников» – учитель Андрей Иванович Дударев, – когда мы выносили из церкви утварь, иконы, церковные книги, сваливали все это в кучу, растаптывая ногами под страхом смерти от властей…
По воспоминаниям очевидцев, кирпич, железо и дерево по первоначальному замыслу должны были использовать для строительства школы, поэтому, церковь попытались разобрать. Но трудно отдавал храм свои стены варварам. На века строили его наши предки – казаки.
И тогда его взорвали. А разбирать гору битого кирпича сгоняли Вешенскую молодежь. Вполне естественно, что ни о каком использовании стройматериалов уже речь не шла. Былую красоту, в виде битого кирпича, обломков дерева и кусков жести грузили на телеги и вывозили в сторону хутора Гороховского, где были зыбучие пески, которые вскоре поглотили все… Ушел в землю Свято-Троицкий храм… Память о котором осталась лишь на редких старинных фотографиях, да в памяти еще живых станичников, благодарных причту этой церкви за служение Богу и народу, за доброту и душевность.
Теперь на его месте часовенка с крестом покаяния, мимо которой я и другие вёшенцы проходят каждый день, вспоминая злодеяния большевиков.
Церковь Преображения в хуторе Ушаковском
«Сие крестное знамение поставлено в знак памяти о порушенном в середине XX века Храме Преображения с покаянием жителями хуторов Ушаковского, Ващаевского».
19 августа 2001 года.
Жарким августовским утром 1900 года только что построенный храм Преображения впервые собирал хуторян. Рубленная «в замок», крытая жестью, с двумя куполами под позолоченными крестами, построенная на взгорке, церковь притягивала в тот день к себе народ из ближайшей Кобызевки, Ващаевки, Колундаевки, Вязовского, самой Ушаковски, Черновки, Мельняковки. Дударевки…
В Ушаковке, расцвеченной яркими полушалками и юбками казачек, наполненной малиновым перезвоном колоколов и разухабистыми песнями, – Престольный праздник. Красавица–церковь – подлинный шедевр деревянного зодчества – одна на десятки верст в округе. Она собрала к себе и убеленных сединами вояк, безусых казачат, матерей больших семейств, вынашивающих под сердцем продолжателей казачьего рода, защитников Веры, Царя и Отечества, бойких девчат, ядреных, как говорят на Дону. Казачек.
Всем хватило в тот августовский день места в Божьем храме Преображения – ровеснике двадцатого, страшного для всех россиян по своей кровавости, века.
Не хватило разума потомкам, чтобы сберечь вековые устои. Сберечь Храм…
Он пережил и гражданскую войну, и пятилетки безбожья. Но не устоял в хрущевскую «оттепель».
– Дюже не нравилось нашим начальникам, что Яблочный Спас, 19 августа, мы не шли на работу к амбарам (т.е. на зерноток – прим. автора.), в всем хутором собирались у церкви, – вспоминают старожилы Ушаковки Мария Васильевна Мельникова, Ульяна Васильевна Макарова, Дарья Иовна Летнева. – Вот и порешили секретарь райкома внов, секретарь парткома Жерновой, председатель сельсовета Мельников и кто ими руководил Божий храм снести. Слух этот, усиленный стоголосно, до утора долетел мгновенно.
– Два месяца старухи с кольями, старики с вилами, мы – тогда еще молодые, охраняли церковь. Да не уберегли родимую. – Слезы стекают по сухоньким щекам Александры Ефимовны Паничкиной. – Я в то утро коров погнала, не видела, как церковь рушили. А сестру мою, Марию Ефимовну Ващаеву, в милицию, в Вешки забрали. С месяц там продержали за то, что не давала купола валить… В Москву ездила церковь защищать.
Никто из ушаковев не согласился рушить церковь. И тогда за ящик водки наняли колундаевца Винокурова. Молодой и ретивый, он арканом накинул на горящий под августовским солнцем купол цепь. Прицепил ее трактору. И захрустели, как казачьи кости, пластины. Распластался на земле купол. Съежилась, жалобно застонав, его жесть.
На месте храма, быстро заросшем бурьяном и крапивой двудомной, теперь, почитай, бездомной ставшей, построили красную кирпичную коробку магазина сельпо, начали торговать «килькой в томате», дешевой водкой и «кабачковой икрой».
Я присутствовала в момент вознесения на месте порушенного храма дивной красоты массивного креста с иконой Спаса. Деревянная резная оградка, а на ней выжженные слова: «Чти и помни, Ушаковка…».
История станицы Вёшенской
Михаил Александрович Шолохов жил в станице Вёшенской с 1926 по 1984 гг.
Станица расположена на левом берегу реки Дон. В настоящее время она является административным центром Шолоховского района Ростовской области и Вёшенского поселения. Здесь находится центр Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова и ряд его объектов.
Есть предположение, что Вёшенская основана в середине ХVIв. вольными казаками Сары Азмана, а позднее их лагерь был использован русскими пограничными отрядами для своего поселения. Впервые городок Вёшки упоминается в 1571 г., когда царь Иван Грозный подписал «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», в котором «упомянут “голова в поле”, который должен быть послан из города Шацка и “стояти” в Вежках, выше Медведицы и Хопра”». Со временем пограничное урочище Вежки стало городком Вёшки.
Как свидетельствуют Донские Епархиальные ведомости, в 1740 г. из-за наводнений городок был перенесен из поймы на высокую террасу над Доном, где соединился со станицей Решетовской и получил статус станицы.
При переселении городка на новое место была перенесена и деревянная церковь Архистратига Михаила, затем началось строительство каменной церкви с колокольней и приделом Иоанна Богослова. Придел был освящен 26 ноября 1780 г., а главный престол – 28 декабря 1786 г.
В старину все хозяйственные и гражданские дела казаков станицы Вёшенской решались на сходах, которые являлись высшей властью. Каждому казаку предоставлялось право выступать по вынесенному на обсуждение вопросу или вносить предложения. Решение принималось простым голосованием.
Первым станичным атаманом был Иван Федорович Щепоткин. В исповедальной рукописи Вёшенской церкви за 1745 г. упомянуты фамилии казаков, живших в станице: Аверкин, Дударев, Зыков, Колундаев, Каледин, Солдатов, Лиховидов, Болгаров, Попов.
В 1782 г. Вёшенская почти полностью сгорела в огне пожара, затем отстроилась заново.
В XVIII в. у Дона находились правление и склад «Мануфактурной компании Зингер», которая занималась торговлей швейными машинами, косилками и сельхозинвентарем, а также ссыпки зерна известных купцов Парамоновых. Шла торговля промышленными и продовольственными товарами в лавках купцов Хренниковых, Моховых, Коневых, Сергичевых. В первой половине XIХ в. в Вёшенской поселился, обзавелся семьей и занялся торговым делом дед Шолохова Михаил Михайлович Шолохов.
В первой половине XIX в. станица Вёшенская принадлежала Усть-Медведицкому округу Области Войска Донского и была центром Вёшенского юрта, в конце XIX в. Вёшенский юрт отошел к Донецкому округу.
В 1918 г. Область Войска Донского переименована в Область Всевеликого Войска Донского, образован новый округ – Верхне-Донской, с центром в Вёшенской.
В 1923 г. Верхне-Донской округ ликвидирован, Вёшенская стала центром волости и была отнесена к Донецкому округу. В 1924 г. волость ликвидирована и образован Вёшенский район с центром в Вёшенской. В 1984 г. Вёшенский район был переименован в Шолоховский.
Во время Гражданской войны Вёшенская была местом ожесточённых боев. 23 апреля 1918 г. в Верхне-Донском округе была установлена Советская власть (ГАРО, ф. Р-3440, оп. 1, д. 3, л. 140). В ночь с 10 на 11 марта 1919 г. казаки подняли восстание против «большевиков и расстрелов», ставшее ответом на политику расказачивания, проводимую ЦК РКП(б). Центром восстания, охватившего весь округ, стала Вёшенская. Событиям Верхнедонского (Вёшенского) восстания посвящена 3-я книга «Тихого Дона» М.А. Шолохова.
М.А. Шолохов был инициатором создания народного казачьего хора и театра казачьей молодёжи, при его поддержке построены санаторий «Вёшенский», Дворец культуры, аэропорт, дорога с асфальтовым покрытием до города Миллерово, начато строительство моста через реку Дон, завершившееся после его смерти.
Уже в 1930-е гг. станица Вёшенская стала местом паломничества почитателей творчества Шолохова. Здесь бывали многие известные люди – советские и зарубежные писатели, актеры, политики, общественные деятели.
Ежегодно в мае в Вёшенской проходит Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна», посвященный дню рождения писателя, на который собираются тысячи поклонников его творчества.
Публикацию подготовила
Ольга Бахтиярова
Духовенство области войска Донского
Троицкая церковь Вешенской станицы
Фамилия, имя, отчество
Срок пребывания в службе
Левашов Дмитрий Иванович
Мартынов Михаил Григорьевич
Васильев Василий Васильевич
Попов Георгий Яковлевич
Поярков Георгий Яковлевич
Григоровский Иван Петрович
Матвеев Яков Иванович
2 4.08.1889 – 21.07.1896
Нечаев Петр Миронович
Финляндский Иван Васильевич
Борисов Емельян Георгиевич
Кузнецов Илья Викторович
Лепорский Александр Васильевич
Смирнов Василий Николаевич
02.09.1911 – после 1918
Наумов Иван Семенович
Дьяконов Гавриил Степанович
Иванов Григорий Иванович
Попов Филипп Андреевич
Васильев Николай Ефимович
Клушин Иона Николаевич
02.05.1905 – после 1918
Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)
Попов Евгений Михайлович
Казмин Иван Кузьмич
Васильев Николай Ефимович
Петров Александр Александрович
Левашов Дмитрий Дмитриевич
Попов Петр Михайлович
Васильев Ефим Артемович
Петров Алексей Константинович
Смирнов Василий Николаевич
Васильев Илья Васильевич
2 2.12.1888 – 22.02.1893
Попов Иван Николаевич
Пономарев Максим Андреевич
Федоров Василий Васильевич
Попов Иван Матвеевич
Чернецкий Николай Дмитриевич
Пономари (упразднены в 1868 г.)
Троицкий Иван Алексеевич
Попов Матвей Филиппович
Попов Николай Яковлевич
Солдатов Иван Сергеевич (казак)
Заикин Алексей Данилович (казак)
Богатырев Харитон Федорович (казак)
Заикин Сергей Олимпиевич (казак)
Мельников Иван Порфирьевич (урядник)
Белов Яков (урядник)
Каргин Митрофан Ефимович (урядник)
Белов Иосиф (урядник)
Мельникова Ирина Михеевна (вдова казака)
Васильева Фекла Игнатовна (вдова священника)
К левцова Мария Вакуловна (вдова мещанина г.Ельца)
Кучерова Дарья Емельяновна (дочь казака)
Каргина Ефросинья Афанасьевна (вдова казака)
Колоколова Екатерина Николаевна (вдова псаломщика)
Каргина Ефросинья Афанасьевна (вдова казака)
Каргина Наталья Ивановна (вдова казака)
Нечаева Евдокия (вдова священника)
Кудинова Софья Ивановна (вдова сотника)
Церковь Святой Троицы (Вёшенская)
Православный храм | |
Церковь Святой Троицы | |
---|---|
Церковь в 1930-е годы | |
49°37′37″ с. ш. 41°43′32″ в. д. H G Я O L | |
Страна | |
Станица | Вёшенская |
Конфессия | Православие |
Тип здания | каменное |
Строительство | 1853—1856 годы |
Состояние | разрушена |
Церковь Святой Троицы (Троицкая церковь) — бывший православный храм в станице Вёшенской Области Войска Донского. [1]
История
Решение о возведении храма в станице Вешенская было принято еще в середине тридцатых годов XIX века.
14 августа 1838 года согласно указу Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия к церкви был рукоположен во священники Василий Андреевич Евсеев. Но процесс сбора средств и согласование проекта будущего храма затянулся.
Церковь Пресвятой Троицы представляла собой точную копию Троицкой церкви города Новочеркасска, которая была построена по проекту архитектора А.Я. Фарафонтьева.
Процесс строительства церкви был начат не ранее 1840 года. В 1843 году она уже была упомянута как строящаяся. В 1856 году здание было отстроено и начались внутренние работы.
Правление станицы оказывало посильную помощь прихожанам в возведении храма деньгами и другими средствами, но всё же этого было недостаточно. Поэтому в 1856-1857 гг. был установлен иконостас только в приделе во имя Успения Божией Матери, находившийся с правой стороны, то есть с юга, рядом с главным алтарём. На создание иконостаса было потрачено 2050 рублей серебром. Затем были начаты работы по сооружению главного иконостаса, он был закончен только в 1861 году, затраты на него составили 6300 рублей серебром.
Возведение храма в станице обходилось прихожанам недёшево ещё и по той причине, что церковь с колокольней была отстроена из кирпича и покрыта листовым железом.
В «Церковных ведомостях» за 1905 год упоминается, что церковь была «каменная, с такой же колокольнею, покрыта листовым железом; крепка и по числу прихожан поместительная; ограда вокруг нее каменная с железною решеткою».
По своей форме храм был квадратным, имел два входа – паперти: северный и западный. Пять зеленых куполов сверху образовывали крест, символизируя Главу Церкви – Христа и четырех Апостолов Евангелистов: Иоанна, Луку, Марка, Матфея.
В 1853 году в восточной части станицы началось строительство каменного храма во имя Святой Троицы с приделом Успения Божьей Матери. Церковь сооружалась на средства казаков в ознаменование их побед за Веру, Царя и Отечество. Освящён храм был в 1858 году. Его пятиглавое здание было белое, с зелеными куполами. Работала церковь и после Октябрьской революции.
Жители станицы пытались восстановить храм. Был раскопан фундамент. Станичники собрали более 3000 рублей, но т.к. на проект требовалось более 20000 рублей, то собранных средств хватило только на земляные работы по подготовке фундамента, который позже снова закопали.
На месте красивого станичного храма в настоящее время построена небольшая часовня [4] с памятным крестом, установленным в 1993 году.
СВЯТЫНИ ДОНА
1. Введение
Государство Российское – государство изначально православное. Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя Владимира, создавалось, укреплялось по духовным основаниям прежде всего Православия.
Следование духовным традициям Православия позволило России иметь свой неповторимый голос во вселенском хоре народов и быть самой собой.
Поэтому Россия несет ответственность за сохранение своего Православия перед всем человечеством. А это значит, что государство и общество должны приложить все усилия для возрождения, продолжения и преумножения духовных традиций Святой Руси.
Свою лепту в решение этой задачи должно внести и молодое поколение.
История последних лет показывает, что становление молодых людей проходит в период усиления в обществе тенденций бездуховности, утраты нравственных критериев поведения, ухудшения психофизического здоровья. Тем не менее, молодое поколение через обращение к духовному опыту предков старается повернуть мир российской действительности в позитивное русло.
Духовный опыт содержит в себе, прежде всего, умение быть добрым, созидать красоту, уметь любить. От сохранения этих ценностей зависит духовная безопасность страны. Их утрата приведет к духовному голоду и вымиранию. Поэтому духовный опыт предков для нас особо ценен и спасителен. Он незрим, но нашел воплощение в зримых формах культовых архитектурных сооружений. На нашей донской земле это православные храмы.
Почитание и сохранение веры отцов и дедов для донских казаков было священным долгом.
Отношение к храму на Дону было как к святыне, так как для казака это Дом Божий.
Цель исследования заключается в описании храмов – святынь Дона.
Цель исследования определяет решение следующих задач:
Ø раскрыть сущность понятия «святыня», «храм»;
Ø описать святыни Дона – православные храмы;
Ø изучить материалы Государственного музея-заповедника имени М.А. Шолохова;
Ø изучить периодическую печать;
Ø организовать встречу с людьми, являющимися свидетелями исторических событий на Дону;
Ø оформить результаты исследования.
В работе над рефератом использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, синтез полученных данных, исследовательская беседа.
Нами использовалась литература: справочно-энциклопедическая, материалы периодической печати, материалы архива музея-заповедника им. М.А. Шолохова, историческая и учебная литература, современные технические источники информации.
Реферат имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Реферат сопровождается приложениями в печатном и электронном вариантах.
2. Святыни Дона
2.1. Сущность понятий «святыня», «храм»
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля «святыня» имеет следующее значение: то, чему поклоняемся, что чтим нерушимо; это святые предметы или вещи, чтимые верою.
Храм для верующего человека – Дом Бога, где все свидетельствует о Его присутствии, а значит все освящено истинным светом, то есть является святыней. В храм приходят для общения с Всевышним. Общение находит свое выражение в молитве. Молитва не возможна без почитания святыни и поклонения ей.
Таким образом, сам храм и все, что в нем освящено светом Истины является святыней для верующего человека.
У слова «храм» несколько синонимов: «собор», «церковь», «часовня». Все эти слова также означают место, где собираются верующие для молитв, таинств и богослужений.
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отраженных в церковном календаре или в честь Архангелов и чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Угодника, Архистратига Михаила и др.
Много православных храмов существует на донской земле – земле великого писателя М.А. Шолохова.
Одни храмы считаются давно действующими (Свято-Михайло-Архангельская церковь ст. Вешенской), другие восстанавливающимися, возрождающимися из руин (Свято-Никольская церковь ст. Еланской), третьи (Церковь Пресвятой Троицы ст.Вешенской) – утраченными, но существующими в памяти народа, четвертые – храмы вновь появившееся на донской земле в 90-е годы XX века (Надвратный храм Донской иконы Божьей Матери на территории храма Святого Архистратига Михаила).
2.2. Свято-Михайло-Архангельский храм станицы Вешенской
Донское казачество свято чтило и хранило православную веру, унаследованную от своих предков. Свидетельством тому являются построенные на нашей святой земле храмы, являющиеся святынями Православного Тихого Дона. Большая часть этих храмов разрушена в годы тоталитаризма и безбожия.
«Трагична история нашего народа. Десятилетия гонений на веру наших отцов и дедов, на Православие, породили настоящее варварство.
Были уничтожены, разрушены и пришли в запустение величайшие святыни Дона – православные храмы. То, что строилось веками, то что лелеялось и благоукрашалось поколениями казаков, безжалостно и целенаправленно разграблялось и разрушалось. Немногие храмы уцелели. И тем более важно сохранить, отреставрировать то, что осталось» (Атаман Всевеликого Войска Донского В.П. Водолацкий).
Каменное здание храма возвышалось над всеми деревянными постройками казаков. Купол его стремился ввысь, споря с голубизной неба, а колокольный звон возвещал о праздничном богослужении и собирал народ со всей округи.
Вспоминает Малахов Виктор Иванович: » Однажды меня привлекла гудящая толпа пожилых людей около церкви. Все смотрели вверх на купол церкви. Оказывается там, на верху, мужчина спиливал крест и он вот-вот должен был упасть. Крест, падая с большой высоты, пробил крышу, и глубоко вошел в землю. Люди крестились, роптали. Вскоре начали слом самой церкви. Колокольню ломали долго, уж очень прочная была кладка. Уцелевшие кирпичи опускали по желобам, сколоченным из досок. Их внизу подхватывали и складывали в стопку. Колокольня была разрушена, а дальше церковь не стали ломать. Говорят, что М.А. Шолохов позаботился о том, чтобы оставить церковь как памятник архитектуры, а может быть по другой причине. Это происходило в 1939 или 1940 году летом».
Приход открылся в 1946 году [ 4,6 ] и храм стал Святого Архистратига Михаила стал действующим.
Таким образом, был полностью воссоздан архитектурный ансамбль Свято-Михайло-Архангельской церкви, который существовал до разрушения колокольни.
Возвращение святыни в первоначальное состояние говорит о желании станичников возвратиться к своим духовным корням и через восстановление храма Архистратига Михаила приобщиться к высшим моральным ценностям предков.
Решительность выполнить это благое намерение находит свое подтверждение во вновь выстроенном надвратном храме в честь Донской иконы Божьей Матери на территории храма Святого Архистратига Михаила.
2.3 Надвратный храм Донской иконы Божией Матери на территории Свято-Михайло-Архангельской церкви станицы Вешенской.
Восьмого июля 1997 года по благословению Архиепископа Пантелеймона на территории Свято-Михайло-Архангельского храма была произведена закладка надвратного храма в честь Донской иконы Божией Матери. Первая Божественная литургия и освящение престола в этом храме были совершены 1 октября 2002 года.
Пресвятая Богородица всегда считалась покровительницей Святой Руси. Как свою заступницу и помощницу почитали Богородицу и донские казаки. Об этом свидетельствуют следующие исторические события: прибыв на помощь в великому князю Дмитрию Донскому, донские казаки принесли Донскую икону. Она была утверждена на древке как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвою, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской, рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки принесли в дар великому князю Димитрию, который перенес ее в Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенес ее туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона икона названа Донскою.
Таким образом, построение надвратной церкви в честь Донской иконы Божией Матери в период военных конфликтов на Кавказе свидетельствует о восстановлении утраченной ранее святой связи времен на земле православного Тихого Дона, и о продолжении последующим поколением донцов традиций дедов и прадедов в почитании Пресвятой Богородицы, как Заступницы и Покровительницы.
2.4. Церковь Пресвятой Троицы – утраченная святыня
Строительство храма было задумано в середине тридцатых годов XIX века. Уже 14 августа 1838 года Указом Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия к церкви рукоположен во священники Василий Андреевич Евсеев. Однако на сбор средств и согласование проекта ушли годы.
Церковь Пресвятой Троицы является точной копией Троицкой церкви города Новочеркасска, построенный по проекту архитектора Фарафонтиева.
Собственно строительство церкви началось не ранее 1840 года. В 1843 году она упоминается уже как строящаяся. К 1856 году здание было готово, и начались внутренние работы.
Хотя станичное правление и помогала прихожанам деньгами и другими средствами, их все же не хватало. Поэтому 1856-1857 гг. соорудили иконостас только в приделе во имя Успения Божией Матери, который находился с правой стороны, то есть с юга, рядом с главным алтарем. Иконостас обошелся в 2050 рублей серебром. Затем приступили к сооружению главного иконостаса, и закончили его только в 1861 году, затратив 6300 рублей серебром.
Из «Церковных ведомостей» за 1905 год видно, что она была «каменная, с такой же колокольнею, покрыта листовым железом; крепка и по числу прихожан поместительная; ограда вокруг нее каменная с железною решеткою».
Во время гонения на церковь, 9 февраля 1937 года Свято – Троицкий храм был разрушен до основания.
Свидетельствуют об этих событиях жители станицы Вешенской Кудинов А.С.и Дударев А.И.
Кудинов А.С: «8 февраля меня крестили в этой церкви. А 9 февраля, по рассказу моих родителей, пришли комсомольцы и начали разрушать храм».
Кирпич, железо и дерево, по первоначальному замыслу, должны были быть использованы для строительства школы, поэтому церковь попытались разобрать, но трудно отдавал храм свои стены варварам, на века строили его наши предки. И тогда его взорвали, а разбирать гору битого кирпича сгоняли вешенскую молодежь.
Кирпич вывозили на телегах, вымащивая в сторону хутора Гороховский дорогу, где были зыбучие пески. Вскоре церковный камень ушел в землю, не оставив и следа о Свято-Троицкой церкви, память о которой оставалась только на старинных фотографиях, да в душах станичников.
В 1993 году на месте разрушенной церкви был установлен памятный крест.
В 1907 году раскопали фундамент, планируя восстановить храм. Было собрано более 3000 рублей, а на проект требовалось более 20000. Хватило только на земляные работы по подготовке фундамента, который вскоре снова закопали. Сейчас на этом месте стоит часовенка.
Таким образом храм Пресвятой Троицы, в котором казаки крестили детей, заключали браки, принимали присягу на верность Отечеству, целуя Святой Крест и Евангелие, утрачен как святыня.
Возрождение храма Пресвятой Троицы зависит от осознания подрастающим поколением значимости оставленного предками духовного наследства и от желания сохранить свет Истины, завещанный предками, пронесенный ими через века.
2.5. Свято-Никольская церковь станицы Еланской
В год основания Еланского городка – 1699, либо годом позже, в центре городка казаками была построена безалтарная деревянная часовня для отправления богослужений. Была она небольшой, так как казаки скрывали свои городки от непрятельского глаза. Часовня была местом сбора казачьего круга. Казаки ставили на аналой образ любимого святого, своего покровителя Николая Чудотворца, становились вокруг него для молитвы, сотворив ее решали неотложные дела.
Казаки понимали, что только глубокая и искренняя вера в Бога дает мужество переносить тяжелую жизнь во время военных походов и вечной опасности.
Перед походом казаки приходили к часовне, позднее в церковь, положить земной поклон перед святым образом.
До 1730 года Елань поменяла свое место жительство. Часовня была перенесена из старого городка на новое место и переоборудована там под церковь святителя Николая Чудотворца. Впервые эта церковь упоминается в документах в 1730 году.
Располагалась Еланская церковь на неудобном месте, со временем обветшала, поэтому 26 октября 1757 года уже на более удобном месте еланцы заложили новую, тоже деревянную церковь, с тем же названием. Освящена она была через два года, 28 октября 1759 года.
Великий полководец Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузов высоко оценил умение донских казаков воевать: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам в течении компании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля… Сие чувствование завещаю я потомству моему».
Следует отметить глубокое усердие донцов к вере, уходя на войну казаки собирались в церкви на молебен, получали Божье благословение и отеческий наказ: «В вере отеческой православной крепко стоять и об отступлении никогда не помышлять». Казаки говорили: «Молись Богу от Него победа! Пресвятая Богородица спаси нас! Николай Угодник Чудотворец, моли Бога о нас!»
По обычаю зашивали щепотку родной земли, взятой у ограды церкви и дома в мешочек и пришивали к нательному кресту.
В 1823 году по решению станичного сбора в память славной победы над Наполеоном на собранные деньги казаки начали строить новую каменную церковь. Построили ее быстро. Освятили новую церковь 1826 году в честь святителя Николая Чудотворца.
Строили церковь по проекту русского зодчего-классициста Ивана Егоровича Старова, автора проектов Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца.
Построенное здание Еланской Свято-Никольской церкви представляет собой монументальное сооружение в классическом стиле. Сохранились фотографии ее, датированные началом XX века, на них запечатлены ныне утраченные элементы здания.
Церковь однокупольная, имела три портала с коллонадами в ионическом стиле, ныне сохранился один портал с колонами. В одной связи с основным зданием находится каменная колокольня. Церковь трехпрестольная: главный престол освящен в честь святителя Чудотворца Николая, а два боковых предела, правый – во имя Спаса, левый во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была выполнена петербургскими мастерами согласно эскизу зодчего Е.И.Старова.
Однако с большой любовью построенная церковь нуждалась в дорогом приобретении. Вот о чем нам рассказывает текст приговора Еланской станицы 1839 года: «… приходская церковь, выстроенная и освященная 1826 году, каменного здания, во имя святителя и Чудотворца Николая, хотя наружностью достаточно украшена, но внутри иконостас, перенесен из прежней церкви, по древности своей пришел в совершенную обветшалость, и до такой степени, что лика святых образов частию различить не можно».
В документах Государственного архива Ростовской области сохранилось описание Еланской церкви 1853 года. Вот как она выглядела: церковь кирпичная, внутри и снаружи оштукатуренная, покрытая железом, покрашена зеленой краской. Храм включает в себя: главное помещение, трапезная, притвор с колокольнею. Главы и кресты позолочены червонным золотом, вокруг церкви – кирпичная ограда, покрытая железом. Церковь увенчана барабаном с куполом и с ветровым фонарем, колокольня с купольным покрытием. Большой церковный колокол «Благовест» весил 100 с лишним пудов. Когда он звонил, его было слышно во всех окрестных хуторах.
В Свято-Никольской церкви начиналась и заканчивалась жизнь каждого казака Еланского юрта, здесь крестили, отпевали, поминали по православному обычаю.
В церковь ходили каждое воскресенье и в двунадесятые праздники, верующего народа в ней было битком набито. Всем мест не хватало, стояли в церковном дворе и за оградой.
В 30-е годы XX века Свято-Никольскую церковь закрыли, колокол разбили на переплавку, капитальную ограду разобрали, здание самой святыни приспособили под хозяйственные нужды, ссыпали зерно в нее.
Во время войны в церкви жили солдаты, несколько позднее пленные итальянцы, которые к удивлению верующих еланцев истово молились Богу в православном храме.
На стене и потолке храма видны следы выстрелов. Старожилы уверяют, что в лики святых стреляли наши русские люди.
Во время войны немцы били прямой наводкой по Еланской станице, гибли станичники и их дома, церковь же выстояла, хотя случилось одно попадание.
В 90-х годах XX века возникла угроза разрушения Еланской святыни, которая по своей значимости равна храму Христа Спасителя в Москве.
Были сделаны прихожанами пожертвования на ремонт храма, но их хватило только на перекрытие крыши и ремонт трапезной.
Таким образом, Свято-Никольский храм, выстроенный донскими казаками в XIX веке, в честь победы в войне над Наполеоном, и являющейся святыней равноценной главной святыне России – храму Христа Спасителя, находится в полуразрушенном состоянии. Восстановление храма, его возрождение как святыни зависит от восстановления в порушенной памяти Тихого Дона уважения и почитания, сражавшихся за Веру и Отечество на поле брани казаков-воинов.
Понимание значения Еланской святыни для донского казачества служит залогом духовного возрождения народа в последующих поколениях.
Государство Российское – государство изначально православное.
Следование духовным традициям православия позволило России иметь свой неповторимый голос во вселенском хоре народов и быть самой собой.
Почитание и сохранение православной веры отцов и дедов было для донских казаков священным долгом. Казак готов был стать на защиту православия по первому зову Отечества.
На донской земле многими поколениями казаков были выстроены православные храмы, которые почитались как святыни. Но в период безбожия эти святыни безжалостно и целенаправленно были разграблены, осквернены и разрушены.
Немногие православные храмы-святыни донской земли уцелели. Ныне действующими храмами являются:
— Свято-Михайло-Архангельский храм ст. Вешенской, архитектурный ансамбль которого был полностью воссоздан в 90-е годы XX века. Восстановление Свято-Михайло-Архангельского храма явилось результатом большого желания станичников возвратиться к духовным корням предков и приобщиться к их высшим моральным ценностям;
— Свято-Никольский храм ст. Еланской, выстроенный донскими казаками в XIX веке в честь победы в войне над Наполеоном. Храм святителя Николая Чудотворца является святыней, которая равноценна главной святыни России храму Христа Спасителя. Понимание значения этой святыни для донского казачества молодым поколениям служит залогом духовного возрождения народам.
— Свято-Троицкая церковь ст. Вешенской относится к утраченным святыням православного Тихого Дона. Храм, в котором казаки принимали присягу на верность Отечеству, освящали свой брак на небесах, крестили детей, существует только в памяти народа, на его месте находится часовенка. Чтобы храм восстановить из руин, надо осознать подрастающему поколению потерю части духовного наследия предков.
Состояние святынь православного Тихого Дона является свидетельством о растраченных ценностях, без возвращения к которым современному обществу не быть нравственно здоровым и духовно богатым. Без духовной основы общество существовать не сможет.
И надежда на то, что все утраченное будет молодым поколением восстановлено и сохранено, служит основой веры в духовное возрождение нашего государства и живущего в нем народа.
2. Архивные материалы Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова
3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2002. – 256 с., ил.
4. Вешенское благочиние. Свято-Михайло-Архангельский приход ст. Вешенской. история прихода.
5. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. – Ярославль: Издательство «Верхняя Волга», 1997 – 460 с.
6. Историческая справка / Церковь во имя Пресвятой Троицы ст. Вешенской из Архива ГМЗШ.
8. Королев В.Н. Старые Вешки: Повествование о казаках. – Ростов на Дону: Кн. издательство, 1991. – 464 с.
9. Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет: Страницы казачьей истории. – Чапаевск: ОАО ЧИПО, 2001. – 338 с.
выполнила Прошунина Катя
(ученица 10 класса средней общеобразовательной школы при педагогическом колледже им. М.А. Шолохова ст. Вешенской)