у кого сгорели крылья миф
Дедал и Икар
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Шаг к мечте или ребяческая шалость: Почему история об Икаре трактуется не так, как сам древнегреческий миф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнегреческий миф об Икаре и Дедале.
Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.
12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.
Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.
Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.
Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.
Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.
Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.
Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.
Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.
Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.
Мораль древнегреческого мифа
Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.
Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.
У кого сгорели крылья миф
Каждый народ верно и трепетно хранит легенды и предания, повествующие о прошлом и сочетающие в себе реальность и фантастику. В подобных повествованиях удивительно соседствуют привычные образы и вымышленные существа. Так, в греческой мифологии наравне с простыми смертными существуют боги и полубоги, необычные создания и личности, обретающие невиданную силу. Мифы несут в себе человеческие мечтания и мораль. Произведение, повествующее о Дедале и Икаре, рассказывает о том, как чрезмерная уверенность в себе помогает добиться небывалых высот и низвергает вниз, обрекая на гибель.
История происхождения
Легенда гласит следующее. В древних Афинах жил талантливый художник голубых кровей, славящийся одаренностью в архитектурном и скульптурном деле. Мужчина по имени Дедал возводил императорские дворцы и храмы для поклонения богам, славящиеся на всю Древнюю Грецию. Его учеником был племянник Тал, способный паренек, придумавший пилу и гончарный круг. Однажды, гуляя по Акрополю в компании дяди, Тал споткнулся и упал с горы. В гибели юноши винили Дедала, из-за чего он покинул Афины.
Дедал и Икар
Знаменитый художник уплыл на Крит, где женился на служанке царя. Супруга Навкрата родила Дедалу сына Икара. На новом месте талант мастера пригодился царю Миносу, чья супруга родила вместо ребенка чудовище – Минотавра. Дедал построил для него лабиринт. Со временем тоска по родным местам начала угнетать архитектора, и он стал собираться обратно в Афины, но царь был против отъезда семьи.
Дедал смастерил крылья, подобные птичьим, чтобы улететь с острова по воздуху. Он учил сына летать, объясняя, что подниматься близко к солнцу опасно. Воск, соединявший перья, мог растаять, и тогда гибель оказывалась неминуемой. Вода грозила намочить крылья, поэтому приближаться к ней тоже было небезопасно. Дедал наказывал Икару соблюдать конкретный курс, чтобы полет прошел без неприятностей.
Икар
Поднявшись в небо, Дедал и Икар взмыли ввысь подобно птицам, и свидетели полета думали, что застали явление богов. Сын следовал за отцом, не пренебрегая заветами, но счастье полета вскружило голову. Обладание новой способностью и невиданный ранее горизонт спровоцировали необычайную радость, и юноша забыл об осторожности.
Он взлетел к солнцу, и воск на крыльях стал таять. Самодельное приспособление перестало удерживать вес Икара, и он стремительно приближался к морю, не в силах возобновить полет. Икар звал отца на помощь, но тот не слышал его.
Геракл
Поняв, что произошло, Дедал был вне себя от горя. Безуспешно разыскивал он сына в море, ему не удалось найти тело юноши. Впоследствии мертвого Икара нашел Геракл. Море, где юноша нашел последнее пристанище, назвали Икарийским. Тело героя погребено на острове Долиха, который теперь носит название Икария. Дедал добрался до Сицилии, а затем до Афин, где стал родоначальником Дедалидов.
Легенда о Дедале и Икаре
История Древней Греции полна напоминаний о талантливых мастерах и создателях конструкций, которые сегодня не кажутся такими уж нереальными. Мифы гласят, что Дедал был выдумщиком, создавшим инструменты и механизмы, несоответствующие времени. Неудивительно, что талантливого скульптора и архитектора помнят в мире до сих пор. Но гораздо сильнее в память потомков врезалась история, случившаяся с его сыном Икаром.
Икар в полете
Юноша прославился тем, что стал единственным человеком, рискнувшим подняться к солнцу. Сын изобретателя, в прямом и переносном смысле окрыленный, забыл о предостережениях отца и взлетел гораздо выше, чем было необходимо для безопасного полета. Приблизившись к солнцу, он остался без сооружений, несших его над волнами, и рухнул в морскую пучину.
Древнегреческая мифология полна моралистических отклонений. Анализируя легенду о знаменитых творцах, легко заметить аллюзии и символику. Дедала ассоциируют с Богом-Отцом, создателем, вопреки словам которого поступил сын. Солнце выступает образом растущей силы, а крылья – символом дара, который выделяет Икара среди смертных. Падение юноши стало карой за то, что он посмел ослушаться отца. А еще предречением: не стоит стремиться выше тех границ, что ты в силах преодолеть.
Падший Икар
Дедал и Икар: древнегреческий миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Мифы Древней Греции: читать миф о Дедале и Икаре кратко. Полет и гибель Икара. Иллюстрации, картинки.
Кто такие Дедал и Икар? Кратко
Дедал и Икар — персонажи древнегреческих мифов, отец и сын. Строитель и изобретатель Дедал, томясь в плену на острове Крит, сделал для себя и сына крылья, чтобы с их помощью улететь на свободу.
Беспечный Икар вопреки наставлениям отца поднялся слишком высоко — солнечные лучи растопили воск, на котором держались перья, юноша рухнул в море и разбился.
В искусстве Икар служит символом высоких устремлений, обреченных на гибель.
Джейкоб Питер Гоуи. Полет Икара
Миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Именно Дедал выстроил Лабиринт — дворец с запутанными ходами, где поселился ужасный человек-бык Минотавр. Когда афинский герой Тесей одолел чудовище и сбежал из Лабиринта с помощью нити Ариадны, критский царь заточил там Дедала с Икаром, гласит одна из версий мифа.
Но обычно рассказывают иначе: Дедал просто жил на острове, словно почетный пленник. Царь Минос никуда его не отпускал, чтобы не лишиться гениального мастера. Бежать ни по суше, ни по морю было невозможно, и тогда Дедал придумал улететь по воздуху, смастерив крылья.
Мастер скрепил птичьи перья льняными нитками и воском, сделав по два крыла для себя и для Икара. Дедал объяснил: нельзя спускаться слишком низко, чтобы морские волны не намочили крылья; нельзя подниматься слишком высоко к солнцу, иначе оно растопит воск. После этого отец и сын взлетели и пустились в путь.
Петр Соколов. Дедал привязывает крылья Икару
Быстро неслись они по небу, и радостный Икар забыл наставления отца. Он взлетел высоко, солнце растопило воск, и перья рассыпались. Икар рухнул в море близ острова Самос и сгинул в волнах.
В горе отец — уже не отец! — повторяет: «Икар мой!
Где ты, Икар? — говорит, — в каком я найду тебя крае?»
Все повторял он: «Икар!» — но перья увидел на водах;
Проклял искусство свое, погребенью сыновнее тело
Предал, и оный предел сохранил погребенного имя.
Овидий. «Метаморфозы»
Море с тех пор стали называть Икарийским, а остров, где похоронили тело юноши, — Икарией.
Герберт Джеймс Дрейпер. Оплакивание Икара
В более поздние века греки пытались разумно объяснить миф о полете Икара — например, тем, что Дедал в действительности изобрел не крылья, а косой парус, с помощью которого можно улавливать боковой ветер. На лодке с таким парусом он и сбежал с Крита, а Икар просто свалился за борт и утонул, полагали сторонники этой версии.
Марк Шагал. Падение Икара
Что было с Дедалом после
Потеряв сына, Дедал продолжил полет и добрался до Сицилии, где поселился при дворе царя Кокала.
Но Минос не смирился с бегством своего лучшего мастера и пошел на хитрость, чтобы его найти. Он объявил, что даст щедрую награду человеку, который сможет продеть нить через морскую раковину, чтобы та прошла все извилины. Критский царь знал, что с такой задачей может справиться лишь один человек — Дедал.
Дедал действительно подсказал Кокалу способ, как это сделать: привязать нитку к муравью, чтобы тот в поисках выхода из раковины обежал все извилины и нашел выход. Когда же правитель обратился к Миносу за наградой, тот потребовал вернуть беглеца.
Отдавать художника не захотели дочери Кокала. Когда критский правитель приехал забрать своего пленника, его пригласили в баню, где царевны вылили на Миноса котел кипятка. В страшных муках он умер.
Дедал же остался жить на Сицилии, где совершил еще много славных дел, а под конец жизни вернулся в Афины. Там от него вел свое происхождение род знаменитых художников Дедалидов.
Дедал и Икар
На данной странице можно прочитать один из мифов Древней Греции — Дедал и Икар. На основе этого мифа было создано множество произведений. Здесь представлены 2 варианта текста — в изложении Веры Васильевны Смирновой (1898 — 1977) — русской советской писательницы, и в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 — 1940) — русского историка, писателя, педагога и автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» 1922 года. Выберете интересующий вас вариант изложения и ознакомьтесь с его содержанием.
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Смирновой В.В.
Отрывок из книги: Смирнова В. Дедал и Икар // Герои эллады
Москва «Детская литература», 1971
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены.
У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду — горшки, кувшины и круглые чаши.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
— Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару.
Дедал учит летать Икара
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.
Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Куна Н.А.
Миф изложен Н.А. Куном по поэме Овидия «Метаморфозы».
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются.
Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав.
Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы.
Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода.
Кносский дворец лабиринт
В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!
Икар — работа Анны Ходыревской
Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
— Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:
— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию.
Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце.
Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.
1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.