учебная практика является важной составной частью процесса обучения
Учебная практика является важной составной частью процесса обучения
Библиографическая ссылка на статью:
Блинов И.Д. Учебная практика и ее значение для студента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/02/16470 (дата обращения: 05.10.2021).
Основной задачей практики является закрепление, а также применение знаний студентами. Она дает студентам следующие возможности: применять приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.
Важную роль в практике играет все: субъекты образования, специалисты каждой отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав. Также представители предприятий вносят свой вклад в организацию и успешность практики. Именно от этого зависит качество проведения практики, а также получение студентами дополнительных знаний. План проведения учебной практики, установление сроков разрабатывается кафедрой вуза в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.
Целю практики является приобретение студентом первичного профессионального опыта. Для реализации цели необходимо: знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов; практическое знакомство со специальностью и её особенностями.
Учебная практика представлена следующими видами:
1) ознакомительной, которая представлена различными экскурсиями по организации;
2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;
3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений.
Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Финансы и финансовый менеджмент», обучение которой проводится в стенах ХГУ на кафедре экономики. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы влияния предприятий на экономику региона. Знания, которые получают студенты на лекциях и углубляют при выполнении расчетных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе практик, как это предписано государственным образовательным стандартом.
С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Финансы и финансовый менеджмент» направляется на предприятия в Республике Хакасия. Цель практики – выявление основных экономических проблем, связанных с производственной деятельностью предприятия. Она проводится после освоения студентами базовых экономических дисциплин: бухгалтерский учет, институциональная экономика, статистика, экономическая теория, маркетинг.
Проблемам организации подобной практики уделяется большое внимание на кафедрах экономики. То есть, уточняется и расширяется ее содержание. Например, В. Ф. Максимова считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится изучение и анализ бухгалтерской отчетности организации, на примере которых рассматриваются экономические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий [1]. В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на финансовые проблемы предприятия, которые тесно связаны с его особенностями.
Наличие разработанных программ практики в учебном плане не свидетельствует об ее эффективности. Получение студентами навыков, значимых для будущей специальности, должно осуществляться также и в учебном процессе. То есть, при детальном изучении этого вопроса, важно исследовать этапы организации практики: этап подготовки, этап проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Хакасского государственного университета, а второй – на предприятии, которое определено согласно программе, возможностям кафедры и желанию студента.
До начала практики кафедра экономики проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности, а также выдаются индивидуальные задания студентам.
С целью ознакомления со специальностью выбирается целесообразная форма организации практики. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.
Студенты во время учебной экономической практики изучают бухгалтерию предприятия: отчеты, балансы, накладные, а также другие виды документов. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными экономическими моделями. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, закрепляются через использование такого приема «анализ». При прохождении практики студент закрепляет знания, полученные в учебном процессе. Именно эти знания используются при организации самостоятельной работы, которая состоит в подготовке и написания отчета по итогам практики.
На эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. Это уровень общей подготовки по специальности «Экономика» и знание материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. Также, важны личностные факторы студента: ответственность, желание и стремление работать самостоятельно, умение слушать и анализировать информацию.
Также важно наличие у студента интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему прохождение практики. Здесь важна роль студента как субъекта образования, так и роль руководителя практики.
Важно конкретизировать требования, которые предъявляются к студентам на практике. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, к ним относится входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Также студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по необходимым требованиям. Процесс составления укрепляет имеющиеся знания, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции. Защита отчета проводится на кафедре по окончанию учебной практики.
В соответствии со стандартом, руководитель практики от кафедры обеспечивает ее реализацию в ряде этапов. На начальном этапе он связывается с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед началом практики. Также руководитель уточняет календарный план выполнения и содержание программы практики. Кроме того, он разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, оказывает им методическую помощь, отвечает за соблюдение правил техники безопасности. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.
В условиях учебной экономической практики, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:
— встретить студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;
— ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;
При написании данной статьи было дано следующее обоснование: чтобы организовать и обеспечить студентам процесс прохождения практики, руководитель кафедры должен быть высококвалифицированным специалистом. В связи с количеством студентов, возрастает значение индивидуального подхода, наличие опыта работы в индивидуальном порядке.
Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации [2].
Учебная практика имеет большое значение в реализации образовательной программы по специальности «Экономика». Поэтому необходимо решить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры? Можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональные характеристики должны включать компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются на профессионально-значимые, т.е. сотрудничество со студентами и знание психологии, и на личностные качества– это, на мой взгляд, ответственность, толерантность, а также корректность и доброжелательность. Именно это является основой успешного сотрудничества преподавателя и студента.
Проведя данное исследование, можно сказать, что на учебной практике, студент получает первичные основы для того, чтобы в будущем стать специалистом. Именно от качества и правильности программы практики зависит подготовка студента к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Практики
Практика: цели и задачи
Практика является важной составной частью учебного процесса по основной профессиональной образовательной программе высшего образования и включена в учебные планы студентов всех форм обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Периоды прохождения практик студентами строго определены календарным учебным графиком текущего учебного года.
Типы практик:
Учебная практика
Учебная практика по получению навыков исследовательской работы (1 курс)
Учебная практика по формированию навыков социального взаимодействия (1 курс)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (2 курс)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная) (2 курс)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (проектная) (2 курс)
Учебная практика по развитию социально-профессиональных умений и навыков (2 курс)
Производственная практика
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (3, 4, 5 курс)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ознакомительная) (3 курс)
Производственная технологическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (3 курс)
Производственная технологическая практика (3, 4 курс)
Производственная преддипломная практика (5 курс)
Все виды практик предусматривают:
Документы для направления студента на практику
Указанные документы необходимо предоставить в отделение ДО (ауд. 1221) не позднее 1 месяца до начала практики.
Как оформить документы на практику:
На основании Письма Минобрнауки России № МН-5/20730 от 30.10.2020 года запрещается проводить практическую подготовку обучающихся у индивидуальных предпринимателей (см. Информационное письмо ВГУЭС от 17.12.20202).
Методические рекомендации по выполнению заданий практики и по подготовке отчёта расписаны в рабочей программе дисциплины, размещенной в Карте учебно-методических материалов
Внимание
В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании приказа Минобнауки РФ от 02.04.2020 г., в период с 20.04.2020 г. и до издания приказа об отмене особого режима работы университета введена процедура взаимодействия обучающегося и руководителя практики через Систему электронного документооборота (СУЭД).
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» в других словарях:
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА — УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА. То же, что педагогическая практика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Учебная практика — в высших учебных заведениях имеет целью углубить и закрепить научно теоретические знания студентов, выработать навыки практической, а во многих случаях и исследовательской работы, ознакомить с современным оборудованием. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Учебная и производственная практика — 7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и… … Официальная терминология
Практика (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Практика. Практика (др. греч. πράξις «деятельность») целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее… … Википедия
ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ — ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ. См. педагогическая практика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
УЧЕБНАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ — УЧЕБНАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ. Область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа. В качестве основных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Учебная пьеса — драматургическое произведение, предназначенное для постановки в учебном заведении с целью решения определенных дидактических задач. У. п. часто создается на основе существующих литературных произведений. Кроме того, иногда преподаватель… … Педагогическое речеведение
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. То же, что учебная практика. Организационная форма обучения в педагогических институтах и университетах, имеющая своей целью научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно теоретические знания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭКСКУРСИЯ учебная — (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и развитию у… … Российская педагогическая энциклопедия
Чем отличается учебная практика от производственной: особенности и характеристики
Попробуем выяснить, чем отличается учебная практика от производственной. Многие студенты отечественных академий и университетов сталкивались с подобными вопросами, пытались самостоятельно найти на них ответ.
Что представляет собой отчет
В настоящее время практика является составным элементом программ обучения. Стажировка и производственная практика необходимы для того, чтобы будущий специалист мог получить практические навыки. А также закрепить теоретические знания, заложенные в процессе лекционных занятий в аудитории.
Разновидности практик
Рассмотрим, какие существуют варианты практик, а также, чем отличается учебная практика от производственной. В зависимости от срока проведения, а также предназначения, в наши дни выделяют три варианта практик.
Что такое учебная практика? Это самая простая форма, организуемая на базе конкретного учебного заведения. Ее целью является первоначальное закрепление теоретической информации.
Специфика прохождения стажировки
В чем отличие учебной практики от производственной? Если первая разновидность проводится на базе университета или академии, то производственный вид связан с приобретением начальных производственных (профессиональных) навыков.
Ее организуют на тех производствах, в которых есть профильные специальности. Кроме того, у студента есть право самостоятельного поиска компании, в которой он будет проходить стажировку.
Часто появляются проблемы, которые связаны с тем, что на практикантов сотрудники компании стараются переложить рутинную незначительную работу. В таком случае о полноценной профессиональной подготовке речи не идет.
Заключительной является преддипломная практика. Ее студенты проходят непосредственно перед защитой итоговой работы. Основным предназначением этого вида стажировки является сбор необходимого материала для написания диплома.
Если организация учебной и производственной практики допускается на базе университета, то преддипломная форма невозможна без работы на производстве, которое связано с темой дипломной работы.
Содержание отчета
Рассуждая над тем, чем отличается учебная практика от производственной формы, отметим специфику предоставляемого отчета.
Существуют базовые правила, которые необходимо соблюдать при составлении отчета по пройденной практике.
И производственная, и учебная, и преддипломная форма стажировок предполагают предоставление характеристики организации, в которой находился студент.
В отчет о прохождении учебной практики необходимо включать общую характеристику компании, главных управленческих процессов, системы безопасности, описание технологических процессов. В зависимости от специфики направления, в отчет могут быть включены некоторые дополнительные пункты.
Отчет по производственной практике невозможен без описания производства, расчетов экономических показателей, анализа деятельности, оценки деятельности конкурентов, перспектив развития компании.
Отчет по преддипломной практике предполагает характеристику управленческой и экономической деятельности компании, детальный анализ конкретной проблемы, выявление нюансов, позитивных параметров, чтобы впоследующем можно было устранить недостатки. Этот отчет будет основой аналитической части диплома.
Особенности составления отчета
Чем отличается учебная практика от производственной? Первый вариант не связан с приобретением профессиональных навыков, допускает составление формального отчета.
Производственная стажировка является более серьезной и ответственной, поэтому по ее итогам составляется полноценное описание.
Для начала нужно дать подробную характеристику компании. Далее описываются ее экономические показатели, бухгалтерская отчетность. Не забывайте о том, что отчет должен быть заверен фирменной печатью организации, а также подписью руководителя.
Для того чтобы у студента не возникало проблем в учебном заведении, важно следить за тем, чтобы дневник практики совпадал с содержанием отчета.
Приветствуется наличие приложений, например должностная инструкция, также в него можно включить копии уставных документов компании.
Значимость стажировок
Учебная практика позволяет студентам оценить качество знаний, приобретенных ими на лекционных занятиях в аудитории, «попробовать» себя в разнообразных непредвиденных ситуациях, соотнести реальные параметры выбранной профессии.
При ее подготовке и проведении ответственную роль играют все ее участники: специалисты отрасли, субъекты образования.
В качестве субъектов принято называть профессоров, преподавателей, а также самих практикантов. Руководителя практики назначают на профильной кафедре. От него во многом зависит результативность и эффективность практического совершенствования студентом теоретических знаний и навыков.
Кроме того, на успешность стажировки влияет и та организация, на базе которой она проводится. Если представители компании заинтересованы в молодом специалисте, ему будут созданы оптимальные условия для получения практических навыков, «погружения» в будущую специальность, чтобы после завершения обучения дипломированный специалист вернулся в организацию уже в качестве полноценного сотрудника.
Продолжительность практики
Время проведения, а также продолжительность разных видов практик определяются кафедрой. Они удовлетворяют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в высшее российское образование.
Учебная практика, которую организует университет, институт, академия, в полной мере должна соответствовать той учебной программе, по которой осуществляется образовательный процесс. Между сторонней организацией, на базе которой будет она проводиться, и учебным заведением высшего звена заключается специальный договор о сотрудничестве.
Важные моменты
Цель учебной практики в первичном знакомстве с функционированием предприятия, его строением, структурой, управленческим аппаратом, правовой и организационной формой. В ходе составления отчета о ее прохождении практикант изучает нормативные и правовые документы, которые касаются управления компанией.
В ходе производственной практики студенты получают право на самостоятельную деятельность, что позволяет им приобретать начальные профессиональные качества.
Учебная стажировка представлена тремя видами:
Заключение
В зависимости от специфики профессии, по которой осуществляется практика, могут быть определенные нюансы в составлении отчета. Но, независимо от того, в какой организации или на производстве будет осуществляться стажировка, после ее завершения практикант обязан составить дневник, приложить к нему отчет, и всю эту документацию предоставить своему руководителю.
Многие российские студенты стараются выбирать именно то направление для своей учебной и производственной стажировки, которое будет связано с тематикой дипломной работы. Например, если студент педагогического университета планирует написание итоговой работы по специфике организации внеурочной деятельности, при прохождении практики он уделяет внимание именно внеклассным мероприятиям.
Любая современная специальность, которая подразумевает техническую направленность, невозможна без закрепления теоретических знаний путем практической деятельности на производстве. Трудно себе представить квалифицированного инженера, который никогда не видел того оборудования, разработкой и обслуживанием которого он будет заниматься на рабочем месте.
Цели и задачи практики
Содержание:
Цели и задачи в отчёте по практике являются одним из важнейших элементов в системе организационных форм и методов обучения, обеспечивающих высококачественную подготовку специалистов.
Практика является важной составной частью подготовки студентов по специальности. Во время этой подготовки предусмотрено ознакомление с работой и организацией предприятия, получение практических навыков по специальности.
Цель практики
Цель практики получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности организации.
Практика нацелена на всестороннее ознакомление студентов с условиями и особенностями их будущей профессиональной деятельности, овладение ими современными методами эффективной деятельности предприятия в реальных условиях.
Главной целью практики является углубление и расширение теоретических знаний, полученных студентами во время обучения в университете, закрепление практических навыков на основе глубокого изучения работы предприятий, на которых они проходят практику. В процессе прохождения практики студенты должны овладеть профессиональными навыками по комплексному исследования предприятия.
Задачи практики
В период прохождения практики студенты должны решить следующие задачи:
В процессе прохождения практики студенты должны формироваться навыки анализа деятельности как основы для принятия решений.
Для этого студенты должны:
Цели и задачи учебной практики
Учебная практика студентов университета является важным связующим звеном между теоретической и практической подготовкой выпускников к непосредственной самостоятельной работы в учебно-воспитательных заведениях. Соответствии с учебным планом ступенчатой подготовки специалиста она организуется на образовательно-квалификационном уровне «Специалист».
Цели и задачи учебной практики определяются сущностью, функциями деятельности педагогического работника в соответствии с образовательно-квалификационного уровня.
Цель учебной практики
Главная цель учебной практики: формирование у студентов системы необходимых учебных умений и навыков, профессиональных способностей, личностно-индивидуального стиля поведения и деятельности, необходимых для будущей профессии в оптимально приближенных к работе по специальности условиях.
Именно практическая деятельность студентов в различных средних учебно-воспитательных заведениях и учреждениях I-II уровней аккредитации дает им возможность узнать и испытать себя в роли учителя, почувствовать вкус этой работы, определить собственные профессиональные интересы, убедиться в своей психологической готовности к педагогической деятельности, углубить психолого-педагогические знания, обогатить или скорректировать личностные педагогические взгляды, позиции, сформированные во время учебы в университете.
Задача учебной практики
В течение этой практики студенты учатся:
Во время прохождения учебной практики студенты:
Цели и задачи производственной практики на предприятии
Цели и задачи всегда излагаются во введении. Именно они формируют будущий отчёт и содержание всего отчёта. Целью отчёта по практике является закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения.
Основными задачами отчёта по практике являются:
Постановка цели и задач в отчёте о прохождении практики влияет на формулирование выводов, которые студент предписывает в заключении по окончании практики. Количество выводов будет равно количеству заданий. Задания, выполненные во время практики, обязательно упоминаются в отзывах менеджеров.
Скачать примеры отчётов по практике
Скачать шаблон отчёта по практике
Учебник по написанию и оформлению отчёта по практике
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.