учение бэкона относится к материализму дуализму
Материализм Ф. Бэкона
Философия Бэкона сложилась в атмосфере общего научного и культурного подъёма стран Европы, ставших на путь капиталистического развития, освобождения науки от схоластических пут церковной догматики. Всю жизнь Бэкон работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук».
Френсис Бэкон последовательно отстаивал идеи таких «стихийных» материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др. Его заслуга, прежде всего в том, что он заложил основы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название «философия науки». Своей славой Френсис Бэкон также обязан разработке кардинальных вопросов методологии научного познания, что его учение об «идолах», т.е. об ошибках мышления, возникающих в процессе взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, стало базисом современной гносеологии. Сам Френсис Бэкон считал, что его вклад в сокровищницу человеческой мысли весьма скромен (например, он писал, что в отличие от Телезио и Патрици, он не предлагает никакой цельной теории, позволяющей объяснить закономерности развития природы, общества и человека), однако потомки высоко оценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философии.
К. Маркс и Ф. Энгельс констатируют, что настоящим родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» является Бэкон. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически. Развитие науки Нового времени (и естественных и точных наук) было лишь в зачатках и находилось полностью под влиянием ренессансного понятия человека и человеческого разума. Поэтому и материализм Бэкона лишен глубокой структурности и является во многом скорее декларацией. «У Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».
В частности, Карл Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали в «Святом семействе», что у Бэкона «. материализм таит в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития». Они писали, что в работах английского философа «материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».
I. 5. 1. 1- Бэкон
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Бэкон Френсис (Англия, 1561-1626 гг.) – 1-й философ Нового времени, родоначальник английского материализма, учёный-энциклопедист, выдающийся писатель и видный государственный деятель Англии. Был сыном одного из высших чиновников Англии.
После смерти отца как младший сын не получил наследства и всего достигал своим трудом. Стал лордом – хранителем печати (1617 г.), лордом-канцлером (1618 г.), бароном Веруламским (1618 г.), виконтом Сент-Олбанским при короле Якове I. Позднее его обвинили в коррупции (1621 г.) и после этого он занимался только наукой.
Бэкон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, т. е. он выступал сторонником теории «двух истин» Аверроэса. С протестантской решительностью порвал со схоластическим прошлым и аристотелизмом как главным тормозом дальнейшего развития теории и практики.
Главный труд Бэкона – «Новый Органон» (1620 г.) – относится к Великим книгам. Название демонстративно полемизирует с трудами Аристотеля, вошедшими в историю под названием «Органон», выражая явное неприятие Бэконом ситуации того времени, при которой можно было загубить любую новую прогрессивную идею, прикрываясь именем Аристотеля. По существу книга – собрание афоризмов, всего их – 182, некоторые из них занимают несколько страниц. Книга написана сочным языком, очень напоминающим Шекспира, покровителем которого был Бэкон – некоторые литературоведы утверждали, что «Шекспир» это псевдоним самого Бэкона.
Бэкон считал, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т. е. искажённые образы действительности. Он называет их «Идолами» (или «Призраками»), разделяя их на следующие группы:
– Идолы рода – наиболее вредные предрассудки из всех, присущи всем людям и возникают из-за несовершенства наших органов чувств, ограниченности самого ума, в силу чего человеком вещи изображаются искажённо: это субъективизм, который заслоняет познание природы;
– Идолы пещеры – суть заблуждения отдельного человека. Помимо ошибок, свойственных роду человеческому у каждого есть своя собственная пещера, которая искажает свет природы. Это предрассудки, которые образуются благодаря общественной среде, окружающей человека: привычки, воспитание, обычаи, пристрастия, бытовые условия, в которых человеку приходится постоянно жить и действовать;
– Идолы рынка (площади) – эти предрассудки или заблуждения присущи большим группам людей и обусловлены некритическим восприятием мнения толпы, непониманием истинного смысла научных терминов, неточностью языка и т. п.;
– Идолы театра – эти предрассудки присущи большим группам людей и вселились в души людей из разных догматов философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления. Они основаны на слепой вере в авторитет, благодаря которому вещи рассматриваются не такими, каковы они в действительности, а под углом зрения этих авторитетов.
Путь преодоления «идолов» Бэкон видел в обработке опыта путём Индукции. Наука должна базироваться на опыте, эксперименте. Надо владеть методом познания. «Метод» – это «путь» (греч.) (как китайское понятие «Дао»). Но пути могут быть различные – Паука, Муравья и Пчелы.
«Путь паука» – это выведение истин из чистого разума, наподобие того, как паук выделяет из себя паутину. Это путь догматиков – поспешный, оторванный от реальности, т. к. приверженцы этого пути игнорируют факты.
«Путь муравья» – это полная противоположность первому пути: привязанность к фактам и неумение их обобщать. Это путь эмпириков, которые как труженики-муравьи собирают разрозненные факты и не способны сделать из них правильные выводы.
«Путь пчелы» – пчела держится середины: она получает первичный материал из полевых и садовых цветов, а затем свойственным ей искусством перерабатывает и превращает его. Это единственно правильный путь, способный привести к достижению Истины. Ему присущи достоинства первых двух путей и преодоление их недостатков, т. е. гармоническое единство эмпирического и теоретического в познании.
Бэкон утверждал, что индуктивный метод должен придти на смену дедуктивному. Его метод индуктивной логики не был известен ни Аристотелю, ни схоластам.
Бэкон является родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени. Коренной недостаток его метода – односторонность, т. е. отрыв индукции от дедукции и рассмотрение их в качестве совершенно самостоятельных путей научного познания, а не в качестве разных сторон единого метода.
Бэкон признавал объективное, независимое от человеческого сознания существование материи, которая находится в вечном движении.
Бэкон предложил классификацию наук, которая исходит из трёх видов душевной деятельности: памяти, воображения и разума. Им соответствует деление наук на Историю, Поэзию и Философию.
Бэкон выступал за абсолютную монархию, критиковал дворянство за его бесполезность. Народ – это постоянный источник смуты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недовольстве. Необходимо снижать налоги и обуздать роскошь.
Бэкон во всём стремился быть первым – и в жизни, и в политике, и в науке. И умер из-за проведённого им экспромтом опыта. Ему пришла в голову мысль: попробовать сохранить мясо курицы, набив тушку снегом. Азарт привёл к серьёзной простуде и смерти. Его последние слова были: «И всё же опыт превосходно удался!»
Идеи Бэкона оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западной философии, и в первую очередь, на Гоббса, Декарта, Ньютона.
«Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушениям наших учителей, но действуем по привычке».
Фрэнсис Бэкон
Родиной метафизического материализма явилась одна из наиболее развитых в капиталистическом отношении стран — Англия, а его родоначальником — знаменитый английский политический деятель и философ, идеолог крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства Френсис Бэкон (1561 —1626). В своем главном произведении — «Новый Органон» (1620 г.) — Бэкон заложил основы материалистического понимания природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания. С выходом в свет этого произведения начался новый этап в истории развития материалистической философии.
Индуктивный метод, разработанный Бэконом, был направлен на экспериментальное изучение природы и являлся в тот период передовым, прогрессивным методом. Вместе с тем этот метод был в основе своей метафизическим и исходил из того, что исследуемые предметы и явления природы неизменны и существуют изолированно, вне связи друг с другом.
Бэкон против силлогизмов
Бэкон как основоположник метафизического материализма явился в новое время также первым выдающимся критиком идеализма древнего мира и схоластической философии средневековья. Он критиковал Пифагора, а также Платона и особенно его позднейших последователей, которые, по его словам, смешивая божеское и человеческое, дошли до того, что стали основывать свою философию на книгах Священного писания. Особенно острую, непримиримую борьбу Бэкон вел со схоластикой как главным препятствием на пути изучения природы. Он говорил, что схоластика плодовита в словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме чертополоха споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее идеализме и соответственно в абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточении всей мыслительной деятельности человека на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что, пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного знания вещей и законов природы. Силлогизмы, говорил он, ввиду их оторванности от материальной действительности всегда содержат в себе возможность ошибочных заключений.
«…Силлогизм состоит из предложений, предложения из слов, а слова — это символы и знаки понятий. Поэтому, если понятия разума (которые составляют как бы душу слов и основу всего такого построения и деятельности) дурно и опрометчиво отвлечены от вещей, смутны и недостаточно определены и очерчены, короче, если они порочны во многих отношениях, то все рушится».
Индукция и дедукция по Ф. Бэкону
Бэкон призывал при изучении природы пользоваться индукцией, которая, согласно его взглядам, близка к природе и считается с показаниями органов чувств и опыта. Он учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. В индукции порядок доказательства — от частного к общему — противоположен порядку дедуктивного доказательства — от общего к частному.
В дедукции обычно дело велось таким образом, что «от чувства и частного сразу воспаряли к наиболее общему, словно к твердой оси, вокруг которой должны вращаться рассуждения; а оттуда выводилось все остальное через средние предложения: путь, конечно, скорый, но крутой и не ведущий к природе, уклоняющийся к спорам и приспособленный для них. У нас же (в индукции – прим. админа) постоянно и постепенно устанавливаются аксиомы, чтобы только в последнюю очередь прийти к наиболее общему; и само это наиболее общее получается не в виде бессодержательного понятия, а оказывается хорошо определенным и таким, что природа признает в нем нечто подлинно ей известное и укорененное в самом сердце Вещей».
Индукцию Бэкон считал ключом к познанию природы, методом, помогающим разуму человека анализировать, разлагать и разделять природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.
Таким образом, критикуя базирующийся на идеалистической основе метафизический дедуктивный метод, Бэкон противопоставлял ему свой, разрабатываемый им на материалистической основе, метафизический же индуктивный метод. Метафизический индуктивный метод Бэкона, связанный с материалистическим эмпиризмом его теории познания, был в условиях XVII века крупным научным завоеванием, большим шагом вперед в развитии философской мысли.
Однако Бэкон настолько раздул значение разрабатываемой им индукции, что свел почти к нулю роль дедукции в познании, стал видеть в индукции единственный и непогрешимый метод познания. Как метафизик, он совершенно оторвал индукцию от дедукции, не понимая того, что можно применять их вместе.
Представления Бэкона о материи и движении
Являясь родоначальником метафизического, механистического материализма, сам Бэкон в понимании материи не был типичным механистом. В истолковании Бэкона она выступает как нечто качественно многогранное, обладает различными формами движения, переливает всеми цветами радуги. Характеризуя материю как вечную основу и первопричину всего сущего, Бэкон учил, что она состоит из многих неподвижных «форм», или законов, являющихся источниками и причинами различных движущихся «натур» — простейших качеств: тяжести, теплоты, желтизны и т. п. Из разных сочетаний этих «натур», полагал Бэкон, образуются все разнообразные вещи природы. Исторический интерес представляют высказывания Бэкона о постоянстве количества материи.
«…«Из ничего,— утверждает Бэкон,— ничего не происходит» и «Ничто не уничтожается». Все количество материи или ее сумма остается постоянной и не увеличивается и не уменьшается».
Бэкон отрицательно говорил о воззрениях древних философов-атомистов о строении материи и о существовании пустоты. Пространство он считал объективным и говорил о нем как о месте, постоянно занимаемом частями материи. О времени он рассуждал как об объективной мере скорости движения материальных тел.
Свое учение о разнородности материи Бэкон подкреплял своей характеристикой движения как вечного прирожденного состояния материи, имеющего многообразные формы. При этом Бэкон признавал вечность материи и движения как само собой разумеющийся, не нуждающийся в обосновании факт.
Однако, в целом диалектически поставив вопрос о материи и движении, Бэкон в своих попытках конкретизировать его выступил как метафизик. Ему была чужда идея развития. Признав качественное многообразие материи, Бэкон в то же время заявил, что количество «форм» (законов) и простых «натур» (качеств) конечно, а конкретные вещи могут быть разложены на простые «натуры» и без остатка сведены к ним. Как метафизик Бэкон выступил и в своем учении о видах движения. Все многообразие форм движения в природе он ограничивал девятнадцатью видами, относя сюда сопротивление, инерцию, колебание и тому подобные, в ряде случаев наивно представляемые им, виды движения. При этом процесс движения материи Бэкон фактически характеризовал как круговой процесс постоянного воспроизведения этих девятнадцати видов движения. И все же признание Бэконом качественного многообразия материи и различных видов ее движения говорит о том, что он еще не стоял на позициях крайнего механицизма.
«Идолы» Френсиса Бэкона
Утверждая материальность мира, считая природу первичной, а сознание вторичным, Бэкон непоколебимо отстаивал познаваемость природы. Он первый из философов нового времени подверг критике идеалистов древнего мира и средних веков, провозглашавших невозможность познания законов природы. Идеалисты, в частности последователи школы Платона, говорил Бэкон, стремятся внушить людям, что их учения о природе — самые совершенные и законченные. Они считают, будто то, о чем не говорится в их учениях, является в природе непознаваемым.
«Создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для их науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе».
Бэкон отмечал, что подобные порочные в своей основе теории о невозможности познания природы вселяют неверие в силы людей, подрывают их стремление к деятельности и наносят тем самым ущерб развитию наук и делу подчинения природы власти человека. Он указывал, что вопрос о познаваемости природы решается не спорами, а опытом. Успехи опыта людей опровергают доводы сторонников теории непознаваемости природы.
Природа познаваема, но на пути ее познания, учил Бэкон, лежит множество препятствий. Главным из этих препятствий он считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон называл четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться, а именно: идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которыми отличается весь человеческий род, и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств, результатом того, что люди, видя в своих чувствах меру вещей, примешивают к их природе свою собственную, создавая, таким образом, ложные представления о вещах. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо, учил Бэкон, мерить свои чувства вещами, сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающей природы и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей,— индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека, учил он, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, накладывающий печать на его суждения о вещах и явлениях действительности. Идолы пещеры, неправильные представления того или иного отдельного человека о мире, по мнению Бэкона, зависят от его прирожденных свойств, от воспитания и образования, от авторитетов, которым он слепо поклоняется, и т.п.
К идолам рынка Бэкон относил ложные представления людей, возникающие из-за неверного употребления слов, в частности, распространенным на рынках и площадях. Люди, указывал он, в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, а это ведет к пустым, бесплодным спорам из-за слов, что, в конечном счете, отвлекает людей от изучения вещей природы, затрудняет их правильное понимание.
В категорию идолов театра Бэкон включал ложные представления о мире, некритически заимствованными из разных философских учений. Он называл подобные представления идолами театра, указывая, что их столько было в истории философии, столько написано и сыграно комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры.
Бэкон через учение об идолах пытался очистить мировоззрение людей от пережитков идеализма и схоластики и тем самым создать одно из важнейших условий для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.
Опытное познание природы
Говоря о познаваемости мира, Бэкон называл познание важнейшим фактором увеличения господства человека над природой. Подчинять себе природу, указывал он, люди могут, только подчиняясь ей, т.е. зная ее законы и руководствуясь ими в своей деятельности. Степень власти человека над природой, по Бэкону, находится в прямой зависимости от степени знания им законов природы. Исходя из того, что, только познавая природу, человек может заставить ее служить своим целям, Бэкон ценил философию и науку только из-за их практического значения и потому, что они обеспечивают человеку возможность успешного воздействия на окружающую природу.
Бэкон был представителем материалистического эмпиризма в теории познания. Источник знаний о природе и их истинность он искал в опытном пути. Познание, по Бэкону, является не чем иным, как изображением внешней картины мира в человеческом сознании. Оно начинается с чувственных показаний, с восприятий внешнего мира. Но последние нуждаются, в свою очередь, в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. Как бы ни были точны показания органов чувств о вещах и явлениях природы, всегда необходимо иметь в виду, отмечал Бэкон, что данные опыта по своей полноте и точности намного превосходят непосредственные показания чувств. Подчеркивая роль опыта в познании, Бэкон указывал, что судить о самих вещах и явлениях природы необходимо лишь на основании данных опыта.
«…Непосредственному восприятию чувства самому по себе,— писал он,— мы не придаем много значения, но приводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете».
В теоретическом обосновании экспериментального пути познания природы и в освобождении наук от пережитков схоластики Бэкон видел основное назначение своей философии. Бэкон — эмпирик в теории познания, но эмпирик мыслящий. Он полагал, что познание не может и не должно ограничиваться непосредственными чувственными данными, простым их описанием. Задача познания состоит в раскрытии законов природы, внутренних причинных связей вещей и явлений, а этого можно достигнуть только путем обработки непосредственных показаний органов чувств и данных опыта разумом, теоретическим мышлением.
Подчеркивая единство чувственного и рационального моментов в познании, Бэкон был не согласен как с узкими эмпириками, недооценивающих роль разума, теоретического мышления, движущихся ощупью в познании, так и в особенности рационалистов, игнорирующих роль чувственных показаний и данных опыта и считающих разум человека источником знаний и критерием их истинности.
«Эмпирики подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».
В единстве опыта и умозрения, в правильном сочетании показаний органов чувств и теоретического мышления Бэкон видел залог прогресса знаний и увеличения власти человека над природой.
Единство чувственного и рационального по Ф. Бэкону
Бэкон первый в философии нового времени поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального моментов в познании и внес этим ценный вклад в развитие материалистической теории познания. Однако решить эту правильно поставленную им проблему Бэкон, как метафизик, не смог. Он не понимал истинного значения теоретического мышления в познании, как эмпирик, недооценивал его роль.
Бэкон не сумел подняться до рассмотрения познания как исторического процесса. Он полагал, например, что если люди будут пользоваться предлагаемым им эмпирическим индуктивным методом познания мира, то открытия всего происхождения вещей и явлений и окончание развития всех наук может быть делом десятилетий.
Бэкон был материалистом при объяснении природы и, как все материалисты домарксовского периода, идеалистом в истолковании общества. Метафизический, односторонний материализм Бэкона является материализмом созерцательным. Его назначение ограничивалось лишь задачей познания мира. Будучи метафизиком, Бэкон не дошел до научного понятия практики как общественно-исторической деятельности людей. При изложении своей философской системы он нередко употреблял термины «опыт», «практика», но понимал под ними лишь простое экспериментальное изучение природы.
В философском учении Бэкона содержатся и теологические высказывания, явно противоречащие его основному материалистическому содержанию и общей направленности. В нем можно встретить, например, утверждения, что все происходит от бога, что истины религии и истины науки имеют, в конечном счете, один источник: первые-де выражают волю бога, а вторые — его могущество. Бэкон не выступал открыто против религии, а стремился лишь обосновать право науки на отдельное, наряду с религией, самостоятельное существование.
Тест: Тест по темам по философии с ответами
Тема: Тест по темам по философии с ответами
Тип: Тест | Размер: 135.06K | Скачано: 959 | Добавлен 30.10.08 в 15:06 | Рейтинг: +30 | Еще Тесты
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1.(С) Представитель объективного идеализма:
2.(С) Исторические типы мировоззрения:
3.(П) Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….
4.(П) Методологический принцип, признающий разум основой познания:
5.(П) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:
6. (ПС) Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:
а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?
Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:
1) философская антропология;
4) философия религии.
7. (П) Онтология – это учение о:
8. (С) Совпадают ли по объему понятия «философия» и «наука»?
в) частично совпадают.
9. (С) Материализм – это:
б) практический, здравый взгляд на вещи;
в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;
г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.
10. (С) Идеализм – это:
а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;
б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;
в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;
г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.
11. (П) Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:
12. (С) Представители материализма:
13. (С) Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это ……
15. (С) Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.
16. (С) Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм
17. (П) Агностицизм – это:
а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,
в) отрицание сотворения мира Богом,
г) признание относительности любого человеческого знания.
18. (П) Гносеология – это учение о:
б) законах и формах правильного мышления;
19. (ПС) Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:
а) материализм, б) агностицизм, в) идеализм, г) дуализм, д) монизм.
Что составляет основу мира?
Основа мира едина или множественна?
Сущность мира неизменна?
Ответ: 1 а, 2 в, 3 д, 4 г, 5 б.
20. (5) Философское учение о ценностях – это:
Тема 2. Восточная философия
1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:
2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:
3. (П) Даосизм – это философия:
4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:
5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?
6. (ПС) Категории философии Конфуция:
7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:
8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:
Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а
9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:
а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.
Б) Существует освобождение от страдания.
В) Существует причина страдания.
Г) Существование человека неразрывно связано со страданием
10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …
Тема 3. Античная философия
1.(П) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
2.(5) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»?
3. (ПС) Установите соответствие между понятием и мыслителем, чьи воззрения это понятие представляет:
Ответ: 1 г, 2 в, 3 а, 4 д, 5 б.
4. (С) Создатель формальной логики – это:
5. (С) Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
6.(С) Огонь первоначалом сущего считал:
8. (С) Представитель диалектической традиции в философии:
9. (ПС) Представители материалистического направления в античной философии:
10. (С) Автор высказывания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»:
11. (П) Представитель атомизма:
12. (П) Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:
13. (С) Античный философ, выделявший первую философию (учение о сущем) и вторую философию (учение о природе) – это …
14. (ПС) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: материальная; …. действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
15. (ПС) С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием:
а) плохого воспитания
б) человеческого незнания
в) божественного промысла
г) подражания авторитетам
17.(П) Согласно софистам, критерием, мерой истинности суждений следует считать:
18.(ПС) Первая философия, предметом которой, согласно Аристотелю, являются умопостигаемые сверхчувственные сущности:
19 (П) Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой:
20.(П) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал:
Тема 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры.
1.(П) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:
2.(П) Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:
3.(П) Характерная черта средневековой философии:
4.(П) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
5. (П) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
6. (ПС) Философский реализм – это философское направление:
а) адекватно воспроизводящее реальность.
б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.
в) утверждающее, что реальны только единичные вещи
7. (ПС) Мыслители эпохи Средневековья:
а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в) отрицающее возможность познания внешнего мира;
г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
9. (С) Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?
а) эмпиризм и рационализм;
б) диалектика и метафизика;
в) реализм и номинализм;
г) скептицизм и агностицизм.
10. (С) В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..
11. (С) Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:
в) противопоставление «града земного» и «града небесного»;
д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
12. (С) Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: « Философия – служанка …»
13 (С) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.
14. (ПС) Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:
б) Августин Блаженный
15. (П) Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создание мира Богом;
г) двойственности природы человека (божественной и земной)
16. (С) Для средневековой философии характерен:
18. (ПС) Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это …
19. (ПС) «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:
а) пять логических доказательств бытия Бога;
б) пять способов обретения истинной веры;
в) пять догматов христианского вероучения;
г) пять заповедей христианской морали.
20.(П) Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:
а) бытие – это реальное существование объектов материального мира
б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;
в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира
г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1.(П) Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:
2.(С) Пантеизм – это отождествление:
в) человека и природы
3.(С) Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?
4.(С) Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:
а) утверждение авторитета церкви
б) развитие атеистических убеждений
в) критику средневековой философии
г) освобождение христианской идеологии от еретических учений
5.(П) Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …
6. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?
а) античное искусство, философия, образ жизни;
б) христианское вероучение;
в) античная мифология и религия;
г) раннесредневековая патристика
7. (ПС) Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
8. (С) Воззрения Бруно характеризуют идеи:
а) бесконечности Вселенной;
б) построения идеального государства;
в) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;
г) атомарного строения материи
9. (С) Пантеизм – это учение:
а) о сотворении мира Богом;
б) о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;
в) о божественном предопределении всего сущего;
г) отождествляющее Бога и природу;
д) отрицающее существование Бога
10.(ПС) Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками:
1. Античная философия а) космоцентризм, политеизм, демифологизация;
2. Средневековая философия б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;
3. Философия эпохи Возрождения в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация
11. (С) Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:
12. (С) Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…
13. (П) Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:
14. (П) Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:
15.(ПС) Определите, достижения каких мыслителей наиболее весомы в перечисленных ниже областях философской мысли:
Ответ: 1 в г, 2 а, 3 б.
16.(П) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:
17. (П) Создатель гелиоцентрической системы мира:
18.(П) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:
19. (С) Для философской позиции Кузанского характерен:
20. (С) Хронологические рамки эпохи Возрождения:
Тема 6. Философия Нового времени
1.(С) Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:
2.(П) Наилучшая форма правления, по Гоббсу:
б) абсолютная монархия
в) конституционная монархия
3 (ПС) Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:
а) заключение международных соглашений
б) заключение двухсторонних государственных соглашений
в) возникновение общества
г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми
4.(П) Метод истинного познания в философии Бэкона – это …
5.(ПС) Иллюстрацией какого вида заблуждений, в соответствии с трактовкой Бэкона, может служить следующая фраза: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»?
6. (П) Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:
7. (П) Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:
8. (П) Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:
9. (ПС) Представители рационализма:
10. (ПС) Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:
11. (С) Сторонники концепции общественного договора:
12.(П) Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
13. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это…
14. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это…
15. (ПС) В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой:
а) основы религиозных убеждений человека;
б) заблуждения, создающие у человека ложные представления;
в) предметы поклонения;
г) ориентиры научного познания.
16. (П) Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….
20. (С) Автор идеи разделения властей:
Тема 7. Философия эпохи Просвещения
1. (С) Вольтер являлся сторонником:
2 (П). Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками:
3. (П) Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?
4 (ПС). Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:
а) сосредоточить в руках монарха
в) сосредоточить в руках законодательного собрания
г) передать в руки церковных иерархов
5. (ПС) Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
6. (П) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:
б) разума и справедливости
1) XVII в. а) Критика схоластики.
2. XVIII в. б) Критика метафизики.
в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.
г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.
д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.
е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.
Ответ: 1 а в, д; 2 б, г, е.
8. (С) Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:
а) Уровень развития производительных сил общества.
б) Степень совершенства человеческого разума.
в) Степень демократичности политического устройства.
г) Уровень религиозности общества.
9. (С) Характеристики, свойственные философии Просвещения:
а) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);
б) религиозный характер;
в) преимущественный интерес к социальным вопросам;
г) преобладание онтологической и гносеологической проблематики.
10. (П) Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:
а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;
б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;
в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам
11. (ПС) Все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства – это, по мнению Гольбаха, …
12. (С) Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:
13. (П) Верно ли утверждение, что французские просветители являются создателями системы законов и категорий диалектики?
14. (С) Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:
а) частная собственность,
г) разделение труда,
15. (П) Представители философии французского Просвещения:
16. (П) Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:
17. (ПС) Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:
а) разделения властей,
б) общественного договора,
в) ликвидации частной собственности,
г) определения политики экономикой.
18. (С) Представители философии немецкого Просвещения:
19. (П) Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:
20. (П) Французские просветители – сторонники атеизма:
Тема 8. Немецкая классическая философия
1. (П) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:
2. (С) Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:
а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай».
б) «Всякий перед всеми за всех виноват».
в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».
3. (ПС) Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:
а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.
б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.
в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.
4. (ПС) Кантовское понятие «априори» означает:
а) неразрешимое противоречие;
в) внеопытное знание;
г) отрицание возможности познания мира
5. (С) Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:
а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.
в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.
г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.
7. (С) Термины, характеризующие философию Канта:
8. (П) Представители немецкой классической философии:
9. (ПС) Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:
1) идея познавательной активности субъекта;
2) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;
3) систематика законов и категорий диалектики
10. (П) Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:
11. (П) Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:
15. (П) Гегель – представитель:
а) объективного идеализма,
б) субъективного идеализма,
в) метафизического материализма,
г) диалектического материализма.
16. (П) Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:
17. (С) Понятие, характеризующее философию Гегеля:
18. (С) В гносеологии Канта … в себе – это то, что непознаваемо.
20 (С). Верно ли утверждение, что историческое значение гносеологии Канта заключается в обосновании безграничности возможностей научного познания?
В) справедливо в отношении естествознания
Г) справедливо в отношении социогуманитарных наук
Тема 9. Марксистская философия
а) материалистическое понимание истории;
б) формулировка принципов правового государства;
в) создание идеалистической диалектики;
г) формулировка категорического императива;
2. (С) Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:
3. (П) Проблема, которая рассматривается в марксистской философии как «основной вопрос философии»:
а) отношения материи и сознания, бытия и мышления;
б) смысла жизни человека;
в) смысла и направленности исторического процесса;
г) естественных прав и свобод человека
4. (ПС) Оригинальность марксистской гносеологии состоит:
а) в признании относительности любых истин.
б) в понимании познания как отражения действительности.
в) в признании исходным пунктом познания наших ощущений.
г) во введении категории «практики» в гносеологию.
5. (П) Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:
а) Уровень развития производительных сил.
б) Степень демократичности политического режима.
в) Уровень развития научных знаний.
г) Степень нравственного совершенства человека.
6. (ПС) Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:
а) Историческое развитие носит субъективный характер.
б) Общественное бытие определяет общественное сознание.
в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.
г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.
7. (П) Философию марксизма характеризует:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм;
г) диалектический материализм;
8. (ПС) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:
б) подвергнуть его разумной критике;
10. (П) Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:
в) экономические (производственные);
12. (П) В вопросах познания Маркс и Энгельс были сторонниками:
б) гносеологического оптимизма;
д) разумного эгоизма;
13. (С) В марксистской философии политика:
а) отношение между классами;
б) деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод;
в) деятельность, направленная на достижение общего блага;
г) деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти
14.(С) Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них – это данное Лениным определение:
а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;
б) экономическая сфера жизни общества;
в) определенная стадия в развитии материального производства;
г) буржуазное общество
16.(С) В марксисткой философии … первична, сознание вторично.
17.(П) Способ существования материи в марксистской философии:
18.(П) Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:
19.(П) Верно ли утверждение, что, с точки зрения марксизма, основная проблема философии – проблема свободы человека, его сущности и предназначения?
20.(С) Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:
а) материалистов и идеалистов
б) агностиков и скептиков
в) сторонников диалектики и сторонников метафизики
г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма
Тема 10. Западная философия
1. (ПС) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:
1) пограничная ситуация, неподлинное существование, отчуждение;
2) верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложений;
3) бессознательное, сублимация, либидо.
а) неопозитивизм; б) экзистенциализм; в) психоанализ.
2. (ПС) Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования:
б) критический рационализм;
3. (С) Экзистенциалистское понимание свободы:
а) свобода есть познанная необходимость;
б) свобода есть автономия выбора;
в) свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
4.(П) Философ, который ввел в научный оборот понятие «парадигма»:
5. (ПС) Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:
а) научные парадигмы;
г) научные революции
6. (ПС) Сциентизм – это:
а) Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.
б) Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации.
в) Учение о закономерностях научного познания.
г) Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.
7. (С) К рационалистической традиции философствования можно отнести:
8. (П) Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:
а) сущность предшествует существованию;
б) существование предшествует сущности;
в) сущность и существование совпадают;
9. (С) Постпозитивизм можно рассматривать как философию:
в) социальных систем;
10. (С) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра:
11. (П) Представители экзистенциализма:
12.(П) Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия:
в) антропологический материализм;
13. (П) Основой для развития неотомизма послужило учение:
б) Ансельма Кентерберийского,
г) Августина Блаженного,
14. (5) Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:
15 (П) Верно ли утверждение, что Поппер отрицал существование объективных законов общественного развития?
в) только в отношении закрытого общества,
г) только в отношении открытого общества.
Тема 11. Русская философия
1. (П) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Славянофильство, 2. Западничество
а) Герцен, б) Хомяков, в) Киреевский, г) Белинский, д) Аксаков
Ответ: 1 б, в, д; 2 а, г
2. (С) Соборность – это:
а) свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей;
б) принадлежность людей к определенной религиозной конфессии (католицизму, протестантизму, православию и пр.);
в) стиль храмовой архитектуры;
г) высшая степень религиозности
3. (С) Сторонники материализма в русской философии:
4. (С) «Общее дело» в философии Федорова:
а) осуществление социалистических преобразований;
б) борьба против смерти и воскрешение мертвых;
в) изгнание из Царьграда басурман;
г) примирение и объединение Востока с Западом
5. (ПС) Направление русской философской мысли, не имеющее аналогов в западноевропейской философии:
а) философия всеединства;
б) антропологический материализм;
в) космическая философия;
г) экзистенциальная философия.
6. (ПС) Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:
б) философии всеединства;
в) либерального западничества;
г) радикального западничества
7. (П) Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”:
в) философия всеединства,
8. (ПС) Установите соответствие между понятиями и философами, в концепциях которых они имеют ключевое значение:
1) культурно-исторический тип; 2) соборность; 3) всеединство; 4) воскрешение
а) Соловьев, б) Данилевский, в) Федоров, г) Хомяков.
Ответ: 1 б, 2 г, 3 а, 4 в.
9. (С) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?
10. (П) Представители русской религиозно–идеалистической философии:
12. (ПС) По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:
г) крепостное право,
13. (П) Представители радикального крыла западничества:
14.(П) Основоположник русского космизма:
15. (П) Основоположник «философии всеединства»:
16.(П) Направления русской философской мысли, искавшие ответ на вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, или у России свой особый путь:
а) материализм и идеализм
б) космизм и западничество
в) либерализм и анархизм
г) славянофильство и западничество
17.(С) По мнению славянофилов, структурной единицей организации русской жизни является ……….
19.(С) Форма государственного правления, способная, по мнению русских консерваторов, обеспечить целостность и устойчивость России:
в) конституционная монархия
г) самодержавная монархия
20.(П) Одна из приоритетных для всей русской философии проблем:
а) обоснование критериев истины
б) поиск первоначала бытия
в) человек, его судьба и смысл жизни
г) обоснование атеистического мировоззрения
Тема 12. Проблема бытия
Тема 13. Философское понимание материи
1.(П) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
2. (С) Суждения, являющиеся философскими:
3. (П) Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
в) эпоха Возрождения,
г) эпоха Просвещения.
4. (ПС) Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
б) бытие социального,
в) бытие духовного (идеального).
6. (С) Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
г) все перечисленные объекты.
7. (П) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
8. (П) Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
9. (ПС) Все, что существует в мире, это либо объект, т.е. вещь, либо его свойство, либо отношение. Установите соответствие между этими элементами бытия и приведенными ниже примерами.
Ответ: 1 а, г, 2 в, д, 3 б.
10. (С) Системное свойство – это:
а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной систематизации, классификации.
11. (ПС) Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:
12. (ПС) Установите соответствие между теориями и группами понятий:
а) Противоречие, отрицание, развитие
б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная система
в) Структура, элемент, целостность
13 (ПС) Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени общности:
15. (С) Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности
Тема 14. Сознание как предмет философского анализа
Тема 15. Познание, его возможности и границы
1. (С) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:
2. (П) Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
3. (С) Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:
а) предметно-практическая деятельность и речь;
б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;
в) мутагенез и изменение климата;
г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия
5. (П) Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:
6. (ПС) Укажите верные характеристики сущности сознания:
в) общественно-исторический характер,
7. (С) Формы чувственного познания:
8. (С) Формы рациональной ступени познания:
9. (П) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:
10. (П) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
11 (С) Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …
12. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:
13. (П) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:
б) формально-логическая непротиворечивость,
г) гармоничность, красота.
14. (П) Независимость истины от познающего субъекта означает ее:
15. (С) Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
Тема 17. Природные основы общественной жизни
1.(П) Факторы, влияющие на рост народонаселения:
а) только биологические
б) только социальные
в) и биологические, и социальные
2.(ПС) Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями, которые они характеризую:
1. Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий независимо от сознания.
2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.
3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.
Б)– Гегелевская концепция.
3.(С) Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми школами, в рамках которых они возникли:
1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы, которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные экономические факторы.
2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по аналогии с биологическим организмом.
3. Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.
А) Органическая теория
4.(П) Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:
2. Органическая теория общества.
3. Географический детерминизм.
4. Диалектико-материалистическое понимание
5.(ПС) Расположите понятия от общего к частному:
Ответ: в, а, г, б.
6.(П) Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него географических факторов, называется … детерминизм.
7.(С) Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
8.(С) Естественная основа материального производства и жизни общества:
а) природные богатства
б) производительные силы
в) производственные отношения
г) потребности человека
д) способности человека
10.(П) Автор концепции биосферы:
12.(С) Автор концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности,-……
13.(П) Кто доказал влияние активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле?
14.(С) Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
а) Социальная экология
г) Социальная онтология
15.(ПС) Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды:
Тема 18: Общество как целостная саморазвивающаяся система
Ответ: структура
социальная структура
4.(С) Общественное сознание в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное ………
7.(С) Общество есть целостная саморазвивающаяся система, в основе которой лежат материальные, прежде всего экономические факторы. Эту точку зрения впервые высказал:
8.(С) Общество есть система, в которой следует выделить два основных аспекта исследования: социальную статику и социальную динамику. Эта точка зрения принадлежит:
9.(С) Точка зрения, согласно которой в основе развития общества лежит развитие общественного сознания, принадлежит:
10.(П) Процесс, характеризующий способность социальной системы обеспечивать и воспроизводить собственную деятельность:
11.(С) Общество как целостный социальный организм характеризуется рядом атрибутивных (основополагающих) свойств. Выделите их:
в) межличностные отношения
12.(П) Изменения негативного характера, ведущие к рассогласованию связей и функций частей системы, уменьшению ее упорядоченности или к ее распаду:
14.(П) Всякое общество, согласно К.Марксу, в своей деятельности есть совокупность всех общественных …
15.(П) В основании функционирования и развития всякого общества лежит целостная и продуктивная ……. людей.
Тема 19. Философские проблемы экономической жизни общества.
1.(С) Экономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, на котором осуществляется:
а) экономическая жизнь общества
г) удовлетворение материальных потребностей людей
2.(С) Товаром называется:
а) вещь, обладающая потребительной стоимостью;
б) предмет, который нужен людям;
в) продукт, произведенный для обмена посредством купли – продажи
г) все то, что может удовлетворить какую-либо потребность человека
3.(С) Глубинная основа экономического обмена:
а) желание людей удовлетворять свои разнообразные потребности.
б) общественное разделение труда.
в) установившаяся традиция.
г) желание одних людей помочь другим.
4.(П) С марксистской точки зрения, наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом оказывает:
а) воля людей и их желание;
б) наличие сильных личностей и способных политических элит;
в) природные факторы;
г) способ производства материальных благ;
5.(С) Точка зрения, согласно которой «способ материальных благ, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», характеризует взгляды:
6.(П) Люди «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». Правомерно ли утверждать, что это суждение характерно для представителей марксистской философии?
7.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) материальное производство;
г) производительные силы;
8.(П) Факторы, характерные для экономической жизни общества:
а) потребление предметов и услуг;
б) наслаждение материальными и духовными благами;
г) производство предметов и услуг;
9.(п) К производственным отношениям относятся:
а) отношения политические
б) отношения обмена
в) отношения потребления
г) отношения идеологические
д) отношения собственности
е) отношения религиозные
10.(П) Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:
11.(П) Элементы производительных сил общества:
б) технология производства;
в) природные ресурсы;
г) транспорт, коммуникации;
д) географическая среда;
12.(П) Элемент производственных отношений:
а) отношения собственности на средства производства;
б) отношения, которые складываются внутри семьи;
в) отношения распределения политической власти в обществе;
г) этнические отношения;
13.(ПС) Установите соответствие между трактовкой общества и ее сторонником:
1. общество есть результат подражания; а) Маркс
2. общество есть результат деятельности элит; б) Тард
3. в основе развития общества лежит способ в) Парето производства материальных благ;
4. общество есть результат развития г) Гегель абсолютной идеи;
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а, 4- г.
14.(П) Правомерно ли включать в структуру производительных сил безработного?
15.(ПС) Установите соответствие между ниже перечисленными понятиями и их авторами:
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а,4- г.
Тема 20: Политическая жизнь общества.
1.(С) Фундаментальным основанием политики является …….
2.(С) К характерным признакам государства относятся:
г) этническое единство
3.(П) Ниспровержение существующего социально- политического строя силовыми методами:
4.(С) Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
5.(П) Сфера общественной жизни, связанная с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования:
8.(ПС) Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
9.(С) Установите соответствие между двумя группами понятий:
Ответ: 1- б, в, д; 2 – а, г.
10.(С) Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
11.(П) Черты государства, отличающие его от других социальных институтов:
б) наличие специального аппарата власти
в) монопольное право издавать законы
г) управление экономическими процессами
д) общность религиозных убеждений
12.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) политический режим
в) политическая жизнь общества
13.(П) Главным элементом любой политической системы является президент. Верно ли это?
15.(П) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:
Тема 21: Правовая сфера жизни общества.
1.(С) К существенным особенностям права относятся:
а) исторический характер права
б) классовый характер права
в) связь права с социальной психологией
г) связь права с государством
2.(П) Концепцию естественных прав человека разрабатывали:
3.(П) К признакам правового государства относятся:
а) верховенство закона
б) контроль над всеми сторонами жизни общества
в) соблюдение основных прав и свобод личности
г) разделение властей
4.(ПС) Положение, характеризующее либеральную концепцию права:
а) запрещено все, что не разрешено;
б) главная функция права – запреты на те или иные виды деятельности;
в) права и свободы гражданина являются первичными;
г) основная функция права – социальный контроль;
5.(П) Верно ли утверждение, что закон может быть и неправовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенства, свободы, справедливости)?
6.(П) Самая главная опора и гарантия исполнения правовых норм:
а) социальный консенсус;
б) наличие развитой политической системы;
в) сильное государство;
7.(С) Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:
8.(П) Декларация прав человека и гражданина была принята в:
9.(П) Выберите верное суждение:
а) право и мораль тождественны;
в) основное назначение и права, и морали – регуляция отношений между людьми
г) и право, и мораль находят воплощение законах, установленных государством;
10.(С) Монополизация власти в руках одного лица или органа может быть исключена только при условии соблюдения принципа разделения …….
11.(П) Основная функция права состоит:
а) в регулировании отношений между людьми;
б) в поддержании господствующей идеологии;
в) в укреплении нравственности в обществе;
г) в преодолении национализма;
12.(П) Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:
а) «разрешено абсолютно все»
б) «разрешено все, что не запрещено»
в) «разрешено все, кроме политики»
г) «запрещено все, что не разрешено»
13.(ПС) Понимание права как совокупности установленных и поддерживаемых государством общеобязательных норм поведения людей характерно для:
а) либерального подхода
б) социологического подхода
в) традиционного подхода
г) политического подхода
Тема 22: Духовная жизнь общества.
1.(С) Главная функция искусства:
3.(П) Ключевая функция науки:
4.(С) Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:
Ответ: 1- б, г, д; 2- а, в.
6.(ПС) Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:
б) всеобъемлющий характер
в) воспитательный характер
7.(ПС) По непосредственному отношению к практике науки делят:
а) на теоретические и эмпирические
б) на фундаментальные и прикладные
в) на теоретические и практические
г) на естественные, социогуманитарные и технические
8.(С) В структуру духовной жизни общества входят:
а) духовные ценности
б) духовные потребности
в) духовные издержки
г) духовное производство
д) духовная прибыль
9.(С) Уровни научного познания, которые различаются по глубине постижения действительности:
10.(П) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
в) духовная сфера общества
г) религиозный культ
11.(П) Основной критерий истины в научном познании:
12.(С) Главная функция морали:
13.(П) Форма отражения действительности, характерная для искусства:
б) художественные образы
в) совокупность норм поведения
г) система догматов
д) политические программы
14.(П) Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?
15.(П) Иллюстрацией каких причин возникновения и воспроизводства религиозных верований является выражение: «Страх создал богов»?
Тема 23: Смысл и направленность истории.
1.(С) Французский просветитель, обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
2.(П) Закон трех стадий развития общества, основанного на смене форм познавательной деятельности, был сформулирован:
3.(С) Эсхатологический характер исторического процесса признавали:
б) Августин Блаженный
4.(С) Выделите точку зрения Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации:
б) цивилизация и культура органически взаимосвязаны
в) цивилизация – это конечный этап развития культуры, означающий ее «закат»
5.(П) Эпоха, для которой характерна идея универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:
6.(П) Категории, используемые Марксом в его философско-историческом учении:
а) общественно–экономическая формация
б) культурно–исторический тип
в) историческая закономерность
г) экономический базис общества
7.(П) Понятия, использующиеся при объяснении развития человеческого общества и исторического процесса:
г) культурно–исторический тип
8.(С) На вопрос: имеет ли человеческая история смысл? – отрицательно отвечает:
9.(ПС) Определяющий фактор исторического развития общества в концепции Конта:
а) развитие материального производства
б) развитие общественного труда
в) прогресс человеческого разума
г) борьба социальных групп
д) развитие социального неравенства
10.(С) Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из:
а) уровня развития культуры
б) степени развития науки
в) технологического уровня
г) типа производственных отношений
д) типа господствующих ценностей
11.(П) Установите соответствие между понятием и его автором:
12.(П) Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного:
а) экономический фактор
б) абсолютный разум
в) географическая среда
г) интеллектуальный фактор
д) божественный замысел
13.(ПС) Основание выделения типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) в концепции постиндутриального общества:
а) тип производственных отношений
б) уровень развития науки и технологий
в) уровень развития культуры
г) тип политических отношений
15.(С) Д.Белл, О.Тоффлер и другие сформулировали философскую концепцию ……. общества.
Тема 24: Философские проблемы человека.
1.(С) Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму:
2.(П) Согласно Демокриту, цель жизни человека:
а) достижение нирваны
б) стремление к наслаждениям
в) достижение счастья, понимаемого как радостное расположение духа
г) повышение социального статуса
3.(П) Античный мыслитель – автор концепции этического рационализма:
4.(ПС) Ориентация, согласно которой смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению – это …….
5.(П) Рассмотрение человека как образа и подобия Бога характерно для:
6.(П) Мыслитель, чьи представления о человеке отражает следующее суждение: «Человек человеку – волк»:
7.(П) Учение о бессознательном как важнейшем факторе человеческого существования разработал …….
8.(П) Экзистенциалистскую концепцию человека разрабатывали:
9.(С) Понятие сверхчеловека использовал в своей философии:
10.(С) Установите соответствие:
а) совокупность всех свойств организма, сформированных в процессе его индивидуального развития;
б) процесс индивидуального развития человека;
в) совокупность всех генов организма;
11.(С) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Экзистенциализм а) Камю
2. Неофрейдизм б) Ленин
3. Марксизм в) Бердяев
Ответ: 1а; 2г, е; 3 б, д.
12.(П) Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности:
13.(С) Представители материалистической концепции человека в русской философии:
15.(С) Установите соответствие между философом и его трактовкой человека.
а) человек – это политическое животное;
б) человек есть мера всех вещей;
в) сущность человека – это совокупность всех общественных отношений;
Тема 25. Ценности и личность.
1.(п) Учение о ценностях:
2.(П) Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
3.(П) Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
4.(С) Теория ценностей была разработана в рамках:
5.(П) Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
6.(С) Влияние рыночных ценностей на социализацию личности:
а) только отрицательное
б) только положительное
г) и отрицательное, и положительное
7.(ПС) Установите соответствие между теорией ценностей и ее представителем:
8.(С) Ценностная парадигма западного общества характеризуется:
а) приоритетом общественных ценностей над индивидуальными
б) приоритетом религиозных ценностей над светскими
в) приоритетом индивидуальных ценностей над общественными
9.(ПС) Установите соответствие между видами ценностей и их характеристиками:
а) высшие, абсолютные ценности, выступающие в качестве смыслообразующих, бытийных ценностей
б) установки, запреты, требования, выступающие как предписания человеческого поведения.
в) промежуточные ценности, которые подчинены более высоким (важным) ценностям и во многом обусловлены ими
г) явления окружающего мира, значимые для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей.
11.(С) Верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности и ложности?
13.(П) Библейский принцип «не убий» относится:
а) к предметным ценностям
б) к субъектным ценностям
в) к материальным ценностям
14.(С) Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.
15.(П) Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?
в) справедливо в отношении культуры западного типа
г) справедливо в отношении культуры восточного типа.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы