учение давалось нашему поколению трудно часть речи

Задания по дисциплине «Русский язык»

Предмет:Русский язык и литература
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Ващенко Галина Владимировна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (doc)
Размер:60.50 Kb

Олимпиада по русскому языку

Раскрытие творческих возможностей студентов, развитие творческой инициативы;

Разработать задания олимпиады по русскому языку;

Заинтересовать студентов принять участие в мероприятии;

Провести олимпиаду в декаду комиссии общеобразовательных дисциплин.

Участники: студенты колледжа

Место проведения: кабинет № 30.

Время: 1час 20 минут.

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить, предложить, принудить, углубить, юркнуть.

Задание 2. Определите современное и историческое морфемное строение предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Задание 3. Распределите данные ниже предложения в группы, определяемые частью речи выделенных слов.

Все здесь было просто и бесхитростно.

Он поглядел на девушку печально.

Бесконечное пространство полей Средней России пустынно.

Спутник весело подмигнул мне.

Ему было стыдно перед гостями за свое решение, но он ничего уже не мог изменить.

Мы странно встретились и странно разойдемся.

Когда ему станет невыносимо создавшееся положение?

Надо их понять и тогда уже судить.

Учение давалось нашему поколению трудно.

Разведение пчел полезно для нервной системы человека.

Задание 4. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков, назовите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

Один волк не кусает другого волка (испанск.)

Леопард не может изменить своих пятен (англ.)

Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.)

На какую гору пришел, такую песню и пей (китайск.)

Задание 5. В каком слове три согласных звонких звука, укажите эти звуки.

(верно указал слово – 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл)

Задание 6. Запишите слова, указанные в транскрипции.

(за каждый верный ответ студент получает 1 балл)

[баиъ], [jэл᾽н᾽ик], [рацтво], [игзамин], [jизык], [поjист], [л᾽ох᾽к᾽иj, [м᾽эснъс᾽т᾽], [па], [б᾽э.

Задание 7. Какое слово неправильно разбито на морфемы? Прокомментируйте.

(1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл)

Задание 8. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте

(за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

Исправьте речевые ошибки

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2. В этот день я услышал много обидчивых слов. 3. Студент быстро освоил материал. 4. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 5. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

Задание 10. Запишите предложения, расписывая числительные

1. В октябре 1994 года в России было зарегистрировано около 2500 страховых компаний. 2. Из 696 вычесть 387. 3. Сад разбит на 530 гектарах. 4. Журнал с 767 картинками. 5. К 1778 прибавить 852. 6. Прибыл лайнер с 1485 пассажирами.

Задание 11. У Сократа есть изречение: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Как Вы понимаете его смысл?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему изречения.

Ответ: Балова’ть, бомбардирова’ть, исче’рпать, облегчи’ть, положи’ть, предвосхи’тить, предложи’ть, прину’дить, углуби’ть, юркну’ть.

Оценка: По 1 баллу за каждое слово. Итого: 10 баллов

Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения.

Оценка: по 3 балла за каждую правильно сформированную группу.

1) Ворон ворону глаз не выклюет.

2) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Черного кобеля не отмоешь добела.

3) Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вытащишь (не выловишь) и рыбку из пруда.

4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – по-волчьи выть.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пословицу.

Задание 5. В каком слове 3 согласных звонких звука, укажите эти звуки

Задание 6. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.

Критерии оценки творческих работ

Логичность, композиционная стройность

Точность и выразительность речи

Максимальное количество баллов

учение давалось нашему поколению трудно часть речи. Смотреть фото учение давалось нашему поколению трудно часть речи. Смотреть картинку учение давалось нашему поколению трудно часть речи. Картинка про учение давалось нашему поколению трудно часть речи. Фото учение давалось нашему поколению трудно часть речи

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 454 Скачиваний: 221

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник

Наречие как часть речи

теория по русскому 🐻 морфология

Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? Почему?

В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

Общее грамматическое значение наречия

Наречие – это производная часть речи, которая была образована от других частей речи. Тем не менее, наречие – это самостоятельная часть речи, имеющая собственное грамматическое значение.

Наречие обозначает:

— стихотворение (какое?) наизусть;

Неизменяемость наречий

Наречия не склоняются и не спрягаются. У наречий нет окончаний, которые представляют собой формообразующие морфемы.

Разряды наречий по функции

По функции выделяют два разряда наречий – знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия непосредственно обозначают признак действия, признак признака или признак предмета.

Примеры: доброжелательный (в какой степени?) чрезмерно, идти (как?) медленно.

Местоименные наречия только указывают на признак, конкретно его не называя.

Примеры: идти (куда?) туда, стеснительный (в какой мере?) нисколько.

Местоименные наречия

РазрядыПримерыУказательныездесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтомуОтрицательныенигде, никак, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, незачем, нипочёмВопросительныекак?где? куда? когда? зачем? почему? откуда? отчего?Относительныекак, где, куда, когда, зачем, почему, откуда, отчегоОпределительныевезде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другомуНеопределительныегде-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то

Разряды наречий по значению

Разряды по значению – это постоянный морфологический признак наречия. Выделяют два разряда наречий по значению – обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственными называют те наречия, которые обозначают различные условия совершения действия, а определительными – наречия, характеризующие само действие или признак: его качество, количество и способ совершения.

Разряды

Вопросы

Примеры

Обстоятельственные

ВремениКогда?Сегодня, вчера, утром, вечером, летом, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже.МестаГде? Куда? Откуда?Вдали, вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверх, сзади, спереди.ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста.ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор.ОпределительныеОбраза действияКак? Каким образом?Хорошо, наспех, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах, босиком.Меры и степениСколько? Насколько?Вполне, мало, много, вдоволь, слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть.

Синтаксическая роль наречий

Наречия, образованные от качественных имен прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Степени сравнения обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака.

Сравнительная степень обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в большей или меньшей степени. У сравнительной степени есть две грамматические формы: простая и составная.

Примеры: легко – легче, трудно – труднее, трудней, далеко – дальше, низко – ниже.

Составная сравнительная степень образуется при помощи вспомогательных слов более/менее.

Примеры: звонко – более звонко, прочно – менее прочно, громко – более громко.

Превосходная степень обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в наибольшей/наименьшей степени.

Простая превосходная степень практически не употребляется в современной речи. Она образовывается при помощи суффиксов -ейш-е, -айш-е: покорнейше благодарю, нижайше просим.

Составная превосходная степень может образоваться двумя способами:

Часто наречия путают с категорией состояния. Важно запомнить, что слова категории состояния в словосочетаниях не зависят от других слов, имеют общее грамматическое значение состояния, и, чаще всего, выступают в предложении в роли сказуемого.

Источник

Морфология

Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Самостоятельные части речи

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи:

2. Служебные части речи:

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению

В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

1) собственность / нарицательность;

2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).

Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).

Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться

1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),

2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальтонов-ые пальто),

Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;

У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.

Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:

Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).

Род как морфологический признак существительного

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

мужскойнов-ый ученик приехал-
женскийнов-ая ученица приехал-а
среднийбольш-ое окно раскрыт-о

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):

нов-ый врач пришел- (мужчина),

нов-ый врач пришл-а (женщина).

Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).

Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.

Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.

Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).

Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.

Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.

Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.

Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).

Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.

Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.

Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.

Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).

Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.

Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.

Число как морфологический признак существительного

Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.

Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.

С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.

Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).

Среди счетных существительных представлены:

1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:

а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),

б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);

2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;

3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).

Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:

1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;

2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).

Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *