учение гиппократа об организме человека

Учение гиппократа об организме человека

Праздный вопрос—кто на кого оказал большее влияние Демокрит на Гиппократа или обратно. Но в деле развития научной медицины и в пропаганде материалистических идей, старцу из Коса принадлежит первенство. Можно сказать, что именно врачи основали научный материализм в тот день, когда высказали мысль, что причина поведения как здорового, так и больного человека, причина psycho находится в пределах тела, где-то в глубине его тканей, в материи, из которой оно состоит. Истинное местоположение этого центра распознали не сразу. Но важно, что высказан был принцип. Прикрепив душу к определенному пункту, этим самым освободили ее от обязанности покидать тело во время сна и носиться по воздуху в виде тончайшего дуновения. И одновременно с этим начали питать надежду когда-нибудь изучить ее свойства. Старинные взгляды сосредоточивали умственные способности под диафрагмой, и от этого периода психиатрия получила в наследство слово френ, которое она переделала в френию. Диафрагму недолго заставляли мыслить: вскоре приписали эту способность сердцу — идея, поддержанная впоследствии Аристотелем и некоторыми врачами (напр., Диоклом). Между тем «мозговая» теория уже успела пустить прочные корни в древне-греческой медицине. Кроме Пифагора ее провозвестником считается Алкмеон, видимо, глубокий биолог и эмпирик — анатом: он открыл главные нервы органов чувств, названные им «ходами», или «каналами», и определил их начало (или окончание) в мозгу. Таким образом, основы мозговой теории были получены Гиппократом уже в готовом виде, и он только поставил на них свою визу: мозг — это орган познания и приспособления человека к среде. Вот его подлинные слова: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы—происходят от мозга… От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня». Так получила свое первое выражение мысль, что психическое заболевание, как и все другие болезни, имеет свою анатомическую локализацию.

Но отчего возникают неправильности мозговой деятельности? Мы, конечно, не будем искать у великих врачей древности таких конкретных указаний и категорических утверждений, которые были бы не по силам не только тогдашней эпохе, но и нашему современному знанию. Но нельзя не обратить внимания на то, что гиппократовская медицина в вопросах об этиологии психозов высказала важные принципиальные соображения, в полной сохранности дошедшие до наших дней. В Corpus Hippocraticum есть замечательная книга: «О воздухе, воде и местностях». В ней говорится о связи климата со строением тела, о смене времен года и распространении болезней, о влиянии состава воды, о причинной зависимости между характером народа, его образом мыслей и нравами, с одной стороны, и внешними факторами—с другой. Все окружающее влияет на состав человеческого тела; от этого состава зависит все, в том числе и работа мозга. Кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь — вот четыре основных жидкости, играющие в жизни человека такую же роль, какая в остальной природе принадлежит четырем стихиям: огню, земле, воздуху и воде. Когда стихии уравновешивают одна другую, все в природе благополучно, и нет ни потопов, ни засух. Точно так же и в теле человека. Когда основные жидкости смешаны в правильном соотношении, это называется краза, и тогда человек здоров; когда жидкости смешаны неправильно, это называется дискразия, и тогда человек болен. Выздоровление происходит таким путем, что дискразия снова превращается в кразу. Это учение о роли жидкостей в физиологии и патологии получило название гуморальной теории. Видимо, мы стоим до сих пор на этой точке зрения, только говорим на несколько ином языке.

Психические заболевания также происходят от какой-нибудь дискразии. И картина болезни зависит от того, какая из жидкостей в преимущественной степени пропитывает головной мозг. Вот что говорит автор книги «О священной болезни»: мозг работает неправильно «либо в том случае, если он слишком нагрет, или слишком охлажден, или слишком влажен, или слишком сух… Эти изменения мозга происходят от слизи или от желчи». Слишком влажный мозг вызывает картину тихого помешательства: больные не кричат, не делают резких движений, они спокойны, боязливы, грустны и безопасны для окружающих. Слишком сухой мозг (с избытком желчи) дает в результате противоположную картину болезни: больные кричат, делают резкие движения, лица у них красного или темного цвета от внутреннего нагревания; в этом состоянии они опасны для окружающих. Такова церебрально-гуморальная теория психозов—первая теория, построенная на основе естественно-научных понятий.

Интересна ее клиническая сторона. Первоначальные врачебные наблюдения разбили прежде всего материал на две группы фактов, соответственно наиболее резко бросающимся в глаза особенностям в поведении больных: на процессы, протекающие тихо, и на процессы, протекающие бурно. Древняя медицина дала это основное, практически важное подразделение на спокойных и беспокойных больных.

Принято указывать, будто всецело сосредоточенная на изучении внешних этиологических факторов гиппократовская медицина отрицала наследственность. Верно, что древние врачи не приписывали ей того огромного значения, какое отвел ей впервые XIX век. Но неправильно думать, что они не заметили самого факта. В книге «О священной болезни» содержатся нижеследующие слова: «Если, в самом деле, от флегматика рождается флегматик, от желчного — желчный, от чахоточного — чахоточный, от человека с больной селезенкой — человек с больной селезенкой, то где же основание, чтобы эта болезнь (эпилепсия), поражая отца или мать, не переходила на кого-нибудь из детей?». Значительно раньше один из учеников Пифагора, Тимон Локрийский, вложил в уста своего учителя слова: «мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».

Гиппократовские книги не дают нам законченно-цельного изложения психиатрии. В различных местах — во «Внутренних болезнях», «Болезнях молодых женщин», «Трактате о диэтс», в «Эпидемических болезнях», «О священной болезни» и особенно в «Афоризмах» разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории, терапевтические советы. Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека, а многих. Здесь, на сердцевине растения папирус впервые были начертаны переписанные впоследствии многие сотни раз те несколько слов, которые послужили начальными элементами психиатрической терминологии: меланхолия, мания, френит, паранойя, эпилепсия. Спокойные состояния, вообще говоря, трактовались как меланхолия, беспокойные—как мания.

Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасений, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами мелких иголок». «Иногда им снятся тяжелые сны, а наяву они видят образы умерших». Но меланхолия имеет у Гиппократа не одно, а два значения: это, во-первых, болезнь, проявляющаяся только что перечисленными симптомами, во-вторых, это особый темперамент, особая конституция с гуморальной (биохимической) основой и психологической характеристикой. Меланхолический темперамент отличается преобладанием робости, молчаливости, грусти. На почве этого темперамента нередко возникает и сама болезнь: «если чувства страха или малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии». «Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Так можно, собрав воедино разрозненные цитаты, реконструировать понятие меланхолии, созданное косской школой.

Трудней восстановить понятие мании. Некоторые позднейшие авторы хотели во что бы то ни стало найти в творениях, приписываемых «отцу медицины», типические картины маниакального состояния в его современном нозологическом смысле. Читая между строк, приписывали древне-эллинским врачам то, чего они не знали и не могли говорить. Изучение подлинника показывает, что под словом «мания» объединялись все формы душевных заболеваний с двигательным и речевым возбуждением; сюда же относились и некоторые случаи лихорадочного н инфекционного бреда, сумеречные состояния эпилептиков, многие патологические реакции и бурные аффекты. Кроме меланхолии и мании древняя медицина пользовалась термином френит пли парафренит. Это были все более или менее ярко выраженные бредовые картины при лихорадочных болезнях. Надо, однако, сказать, что границы между манией и френитом были обозначены довольно смутно.

Интересны отдельные замечания и психопатодогические намеки, рассеянные в различных местах гпппокра-товского собрания.

Мания у женщин появляется при накоплении молока. Малокровные девушки меланхоличны и имеют наклонность к самоубийству. Дрожание рук как следствие пьянства предвещает манию. Если у злоупотребляющего вином начинается познабливание, то это опасный признак (Афоризмы, VII, 7). Меланхолики обыкновенно становятся эпилептиками, а эпилептики меланхоликами,— говорится в книге «Эпидемические болезни». В основу этого правила, очевидно, легли наблюдения над тяжелыми депрессиями некоторых эпилептиков и над эпилептоидными припадками при органических болезнях мозга.

Источник

Гиппократ

Содержание

Биография

учение гиппократа об организме человека. Смотреть фото учение гиппократа об организме человека. Смотреть картинку учение гиппократа об организме человека. Картинка про учение гиппократа об организме человека. Фото учение гиппократа об организме человека

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.

Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».

«Гиппократов сборник»

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

учение гиппократа об организме человека. Смотреть фото учение гиппократа об организме человека. Смотреть картинку учение гиппократа об организме человека. Картинка про учение гиппократа об организме человека. Фото учение гиппократа об организме человека

Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Вся медицина, во взглядах Гиппократа имеет психосоматический каркас. Это медицина как тела, так и души. Медицина основана на гармонии человека с природой и космосом.

Учение Гиппократа о темпераментах

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики

учение гиппократа об организме человека. Смотреть фото учение гиппократа об организме человека. Смотреть картинку учение гиппократа об организме человека. Картинка про учение гиппократа об организме человека. Фото учение гиппократа об организме человека

Связь темперамента и типа заболевания

Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т.д.

Сангвиники мало расположены к болезням.

Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя

Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.

Развитие идей Гиппократа

Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.

Источник

7.4. Гиппократ

Врачи острова Кос, на котором, по преданию, жил Асклепий, причисляли себя к его роду и назывались Асклепиадами. К их числу относился и великий греческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос около 460 г. до н.э. Этот небольшой остров у берегов Малой Азии имел в те времена одну из самых оживленных морских гаваней, был центром торговли с Востоком, славился вином, шелковыми тканями и благовониями, но более всего — храмом Асклепия, к которому отовсюду стекалось множество людей.

Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Его первым учителем был отец. После смерти родителей Гиппократ стал странствующим врачом, побывал во многих городах Греции и Малой Азии. Он занимался философией в Афинах, был военным врачом во время Пелопонесской войны, посетил Египет и Персию. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах, а на острове Кос, в том месте, где располагалась врачебная школа Гиппократа, был построен храм в его честь. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер, по одним источникам, на 83-м году жизни, по другим — на 104-м.

Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

— внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.

— зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также — количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.

— диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней. Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших, и анатомические знания врачей V—IV вв. до н.э. были основаны на вскрытии животных. В качестве лучшей школы для хирургов Гиппократ рекомендовал сопровождать войска в военных походах. Об анатомических знаниях греков того времени можно судить по сочинениям Аристотеля «История животных» и «О частях животных». Труды великого философа содержат множество точных наблюдений и первую классификацию животного царства. Аристотель не раз ссылался в своих сочинениях на рисунки в книгах «Анатомий», которые не дошли до нас. Считают, что это были настоящие атласы, которые содержали изображения и подробные описания как животных в целом, так и отдельных органов и их внутреннего строения. Более поздние авторы упоминают о существовании семи подобных сочинений значительного объема. Полагают, что при их составлении Аристотель пользовался всеми возможными в то время средствами детального и всестороннего исследования. Известно, что он исследовал трупы жертвенных и больных животных, анатомировал глаз крота. Представление о кровообращениии в эпоху Аристотеля было весьма приблизительным. Например, согласно общепринятому мнению, вены человека были наполнены кровью, а артерии — воздухом; нервы часто смешивали с сухожилиями.

Согласно учению Гиппократа, самые тяжелые болезни вызываются смешением холодной слизи и горячей желчи. Для лечения острых болезней часто применялся ячменный отвар, в качестве целебных напитков — вода с медом, уксусом или вином. Рекомендовалось периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств. В соответствии.с гуморальной теорией, причиной многих болезней был избыток крови в организме человека, а потому распространенным средством их лечения и профилактики было кровопускание. Считалось, что лечение хронических болезней весьма полезно сочетать с бегом, занятиями музыкой и пением. Здоровый образ жизни, умеренность во всем — вот непременные условия сохранения здоровья. Известны крылатые выражения греческих философов и врачей: «Все в меру»,

«Ничего сверх меры». Гиппократ писал в «Эпидемиях»: «Работа, пища, сон, любовь — все должно быть умеренным».

Исторические параллели: Представление о том, что умеренность, соблюдение меры способствуют сохранению здоровья, характерно и для медицины Древнего Востока. Речь идет не только об излишествах в еде и неумеренности в наслаждениях разного рода, но и о правильных соотношениях излишеств и недостатков в восприятии окружающего мира. Оригинально и образно рассказывает об этом тибетский медицинский трактат «Чжуд-ши»: если в течение долгого времени слушать только приятные речи и звуки, рассматривать только красивые картины и пейзажи, вдыхать ароматы — это излишество, которое может спровоцировать болезнь. И наоборот, если долго смотреть на устрашающие объекты, слушать раздражающие звуки, вдыхать дурные запахи — это недостаток, способный также вызвать заболевание. Слишком много размышлять или разговаривать — недостаток. Прилагать слишком много усилий для осуществления разных дел — излишество, которое вредит здоровью.

Вот фрагмент «Поэмы о медицине» Авиценны (XI в.), содержащий рассуждения об умеренности в движении и покое:

О ДВИЖЕНИИ И ПОКОЕ

В гимнастике умеренность нужна, Пусть будет главным правилом она. Умеренность не изнуряет тела, Но очищает организм всецело. Опасны перегрузки в упражненье, Которые ведут к изнеможенъю: Сгорает тело, влаги лишено, Им внешнее тепло поглощено. Болезни мучат нервные жестоко, — И человек стареет раньше срока. Бесцельны долгий отдых и покой: В излишествах нет пользы никакой. Коль человек недвижен, вредный сок Заполнит тело, и еда не в прок.

Европейские врачи эпохи Возрождения и Нового времени писали о дурном влиянии избытка ароматов на организм человека. Так, Рамаццини (1633— 1714) в сочинении «О болезнях ремесленников» отмечает, что «весной некоторые фармацевты, изготовляя настойки из роз для сиропов. жалуются на сильные головные боли» и рассказывает следующую историю. Некий рыбак пришел продавать рыбу во дворец португальского короля, надышался там ароматами и впал в состояние такого глубокого обморока, что его сочли мертвым. Рыбака вернул к жизни врач, «приказав отнести его на берег моря и вывалять в морской траве и тине; таким путем он, ко всеобщему удивлению, поправился, вывалявшись, как свинья в грязи». Ф. Бэкон в знаменитом сочинении «Новый органон» сообщал, что рабочие, которые выносят и разбирают ароматические вещества на складах, страдают воспалениями.

О вредном действии сильных цветочных ароматов и слишком концентрированных ароматических эссенций на организм говорит и современная медицина. В наше время влияние различных запахов и ароматов на здоровье человека изучает ароматерапия ( от греч. «арома» — душистое вещество).

В трудах Гиппократа содержится классическое изложение гуморальной теории. Посмотрим, как эти представления отражаются в его сочинении «О болезнях»:

«. Я хочу объяснить, как желчь, кровь, вода и слизь бывают в излишке или в недостатке; это происходит от действия пищи или питья следующим образом: желудок, будучи наполнен, является для тела источником всего, но когда он пуст, он пользуется сам за счет тела, которое расплавляется. Источник для крови есть сердце, для слизи — голова, для воды — селезенка, для желчи — место, находящееся в печени. »

«. Я скажу, откуда в теле появляется слизь. Когда кто-либо поест сыра, либо какой другой острой пищи или съест или выпьет какого-нибудь другого слизистого вещества, тотчас же это притекает в рот и в ноздри, — мы все свидетели этому. И вот в н^ чем, без сомнения, причина. Я утверждаю, у что то, что есть слизистого в пище и питье, когда оно приходит в желудок, его частью влечет к себе тело, частью — голова, которая, будучи полой и прилегая сверху подобно кровососной банке, притягивает к себе вязкую слизь. »

Гиппократ писал также о значении сновидений и обращения к богам. Вот фрагменты его сочинения «О сновидениях»:

. Если снится теплый дождь в тихую погоду. это хорошо, ибо это признак, что дыхание вошло чистым и в надлежащей мере. Но если видят противное — сильный дождь, бурю, ураган, излияние нечистой воды, — это указывает на болезнь. Здесь применима та же диета; во всех случаях надо употреблять мало пищи. Таким образом, узнав о небесных знаках, нужно заранее позаботиться установить диету и молить богов: при хороших знаках — Гелиоса. Гермеса и Аполлона; при обратных знаках — богов, отвращающих зло: Гею и героев. »

Исторические параллели: Природа сна и сновидений занимала человека во все времена. У многих народов существовало представление о том, что во сне человека посещают души умерших предков и подают всевозможные знаки, дают советы. В истории медицины разных стран важную роль играл не только гипнотический сон, в который погружали больного жрецы в храмах, но и обыкновенные сновидения. Чисто это было связано с тем, что события сна воспринимались как реально существующие. Так, французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль пишет, что у индейцев чероки существовал обычай, согласно которому человек, видевший во сне, что он был укушен змеей, подвергался тому же лечению, которое применялось при действительном укусе змеи. При этом считалось, что его укусил «дух-змея».

Пифагорейцы населяли воздух душами, посылающими сновидения людям и животным. Платон считал сновидения проявлением деятельности души. Аристотель рассматривает проблему сна в трактате «О диете и сновидениях». По его мнению, сон свидетельствовал о концентрации и сгущении теплоты в глубине тела. Избыток теплоты воздействует на органы чувств, результатом этого воздействия и являются сновидения. Теофраст, ученик Аристотеля, был автором сочинения «О сне и сновидениях».

Современник Аристотеля и Теофраста, китайский врач Вэнъ Чжи (с.51—52, 71—72), придавал большое значение спокойному сну. Вот как он об этом пишет:

«Вэй Ван сказал: «. почему вы придаете такое значение сну?» Вэнъ Чжи ответил: «Сон — не только лишь человеческая потребность. Все живые существа также нуждаются в нем. Все водяные птицы, большие гуси, змеи, цикады, черепахи и другие ползучие твари тоже нуждаются в нем. Все они только поглощая пищу могут существовать и только (периодически) погружаясь в сон могут сохранять жизнь. Ведь сон (также) способствует усвоению пищи и (во время сна) лекарства легко рассасываются и распространяются по всему телу. Сон и пища соотносятся друг с другом как огонь и металл. Поэтому если не спать одну ночь, то и за сто дней не восстановишь (потери). Если сон не спокоен, то и пища усваивается плохо. Она образует в животе как бы ком из кожи — от этого рожаются печальные думы и пути движения пищи запираются. От этого появляются болезни, ведущее к онемению конечностей и параличам. Поэтому все знающие Дао-Путь (пестования жизни) ценят сон».

Влияние сна на здоровье и диагностику болезней признавала тибетская медицина. «Чжудши» сообщает о том, что сновидения могут быть следствием шести причин: «видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания, т.е. заболевание». Гиппократ писал о том, что «. сновидения, передающие дневные действия или мысли. благоприятны для человека. Когда же сновидения противоречат дневным поступкам. это означает расстройство в теле».

Школа Гиппократа продолжала развиваться в течение столетий после смерти своего основателя, приобретая со временем новые черты и особенности. К IV в. до н.э. в греческой медицине сформировалось стремление идти путем опыта, эксперимента. Прежде всего это нашло отражение в развитии анатомии и физиологии, возникших в Греции еще на рубеже VI и V вв. Уже в школе Гиппократа не было единства, она разделилась на два направления — «древнюю», основанную на гуморальной теории, и «новую», идущую по пути эксперимента и опыта. Вот фрагмент сочинения «О древней медицине», которое обычно приписывают одному из врачей-гиштократиков: «Есть врачи и философы, которые полагают, что нельзя понять врачебного искусства, не зная, что такое человек. Подобные речи имеют в виду философствования в духе Эмпедокла и других, писавших о природе и о том, что есть человек и как он возник. Я же думаю, что все написанное или сказанное в этом роде философом или врачом о природе относится скорее к области живописи, чем к врачебному искусству».

Разрыву между медициной и натурфилософией способствовало то, что некоторые врачи, сторонники Гиппократа, обращались лишь к философским основам его учения и рассуждениям о прогностике, забывая о других сторонах его врачебного искусства: хирургии, диете, внимании к образу жизни больного. Гиппократу все чаще приписывали лишь отвлеченные и пространные умозаключения, а его сторонников называли в эпиграммах «болтунами», которые лишь наблюдают со стороны течение болезни, целиком полагаясь на природу и рассчитывая дни кризисов. Эмпирическое направление в медицине нашло отрансение в работах врачей Александрийской школы, известных прежде всего своими анатомическими исследованиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *